Заседание № 105

18.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 223696-6 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части расширения перечня лиц и органов, имеющих право на обращение в суд с заявлением о расформировании избирательной комиссии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7015 по 7329 из 7770
43-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
статью 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и       
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает       
Вадим Георгиевич Соловьёв.                                                      
                                                                                
СОЛОВЬЁВ В. Г., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему        
вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в        
статью 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и       
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В соответствии    
с Конституцией Российской Федерации единственным носителем власти в             
Российской Федерации является её народ, а основной формой выражения этой        
непосредственной власти является проведение свободных выборов и референдумов,   
однако, к сожалению, на практике при попытке организовать проведение            
референдума мы частенько сталкиваемся с многочисленными препятствиями, а        
также с нежеланием тех или иных избирательных комиссий проводить эти            
референдумы.                                                                    
                                                                                
В настоящее время основания и порядок расформирования избирательных комиссий    
закреплены в статье 31 Федерального закона "Об основных гарантиях               
избирательных прав...". В пункте 1 статьи 31 говорится о том, что та или иная   
избирательная комиссия может быть расформирована судом в следующих случаях:     
нарушение комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в      
референдуме, повлёкшее за собой признание ЦИК или избирательной комиссией       
субъекта недействительными итогов голосования на соответствующей территории     
либо результатов выборов, референдума; неисполнение комиссией решения суда      
или вышестоящей комиссии; невыполнение комиссией обязанности по назначению      
выборов, повлёкшее за собой назначение референдума или выборов временной        
избирательной комиссией. Данный перечень является исчерпывающим.                
                                                                                
Лицами или органами, имеющими право на обращение в суд с заявлением о           
расформировании избирательной комиссии (в зависимости от её уровня) являются:   
группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета          
Федерации или депутатов Государственной Думы; группа депутатов численностью     
не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа          
государственной власти либо группа депутатов любой из избираемых палат          
указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов   
этой палаты; Центральная избирательная комиссия; избирательная комиссия         
субъекта Российской Федерации; группа депутатов соответствующего                
представительного органа муниципального образования численностью не менее       
одной трети от общего числа его депутатов; избирательная комиссия               
муниципального района. Настоящим законопроектом предлагается дополнить          
указанный перечень лиц и органов, имеющих право на обращение в суд с            
заявлением о расформировании избирательной комиссии, лицами или органами,       
имеющими право инициировать проведение соответствующего референдума: в          
соответствии с законодательством Российской Федерации выдвинуть инициативу      
проведения референдума имеют право в том числе избирательное объединение,       
иное общественное объединение, уставы которых предусматривают их участие в      
выборах.                                                                        
                                                                                
Необходимость внесения данной поправки о наделении этих субъектов таким         
правом вызвана конкретными обстоятельствами. 2 апреля 2011 года Московским      
городским отделением КПРФ было принято решение о выдвижении инициативы          
проведения референдума в городе Москве, и 7 апреля 2011 года ходатайство о      
регистрации инициативной группы со всеми необходимыми документами было          
направлено в Московскую городскую избирательную комиссию для принятия решения   
в соответствии с установленной компетенцией. 21 апреля Московской городской     
избирательной комиссией указанное ходатайство было рассмотрено, однако          
вопреки требованиям действующего законодательства было принято решение об       
отказе в регистрации, которое не содержало оснований отказа. Данное решение     
было обжаловано нами в Московский городской суд, а затем в Верховный Суд        
Российской Федерации, который 17 августа 2011 года кассационным определением    
признал решение Московской городской избирательной комиссии незаконным и        
отменил его.                                                                    
                                                                                
Повторное рассмотрение ходатайства горкома КПРФ состоялось 15 сентября 2011     
года, в результате которого снова было принято решение об отказе в              
регистрации, на этот раз под предлогом отсутствия подписей всех членов          
комиссии. Это решение было обжаловано нами в Московский городской суд, а        
затем в Верховный Суд Российской Федерации, наши жалобы были удовлетворены, а   
инициатива КПРФ была признана соответствующей действующему законодательству.    
Однако, несмотря на вступившее в законную силу решение Московского городского   
суда, требования пункта 5 статьи 36 Федерального закона "Об основных            
гарантиях..." и части 10 статьи 9 закона города Москвы "О референдумах в        
городе Москве", а также неоднократные обращения Московского горкома КПРФ,       
ходатайство об инициативе проведения референдума в городе Москве до             
настоящего времени Московской городской избирательной комиссией не              
рассмотрены. Таким образом, мы имеем на руках с 2011 года решения Московского   
городского суда, Верховного Суда Российской Федерации, тем не менее             
Московская городская избирательная комиссия игнорирует решения Верховного       
Суда и не исполнила их до настоящего времени.                                   
                                                                                
Хочу сказать, что это второй случай в моей практике - а я практикующий юрист,   
уже тридцать лет занимаюсь такими делами, - когда чиновники на местах не        
исполняют решения Верховного Суда Российской Федерации. Мы уже говорили здесь   
о выборах мэра в Бийске, в которых победил коммунист Нагайцев, а решение        
Верховного Суда не исполняется, - теперь второй случай: уже Московская          
городская избирательная комиссия два года не исполняет решения Верховного       
Суда Российской Федерации.                                                      
                                                                                
В таких условиях, мы считаем, будет правомерно наделить правом инициировать     
обращение в суд о роспуске таких комиссий, которые игнорируют решения           
Верховного Суда Российской Федерации, инициативную группу, которая выступает    
с инициативой проведения референдума на территории определённого субъекта       
Российской Федерации. Считаю, что игнорирование решений Верховного Суда         
Российской Федерации чиновниками различного уровня - это исключительный         
случай, свидетельствующий о том правовом беспределе, который сегодня творится   
в нашей стране!                                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, в завершение своего выступления ещё раз хочу заявить с       
этой высокой трибуны о том, что фракция КПРФ настойчиво требует прекращения     
заказного уголовного дела, возбуждённого против нашего коллеги Владимира        
Ивановича Бессонова с целью запугать коммунистов, чтобы они не проводили        
массовые протестные акции против фальсификации выборов. В поддержку этого       
требования уже высказались представители более пятидесяти коммунистических,     
социалистических и рабочих партий мира, принимавшие участие в работе XXII       
Международного коммунистического семинара, и более двух тысяч делегатов I       
Всероссийского съезда депутатов-коммунистов, и это только начало той            
широкомасштабной акции солидарности с Владимиром Ивановичем Бессоновым,         
которую начинает разворачивать КПРФ по всему миру. Дело это грязное, подлое,    
заказное, и оно должно быть прекращено, так как закон и правда на стороне       
нашего товарища!                                                                
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Георгиевич.                                
                                                                                
С содокладом выступает Владимир Николаевич Плигин.                              
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вадим Георгиевич       
подробно рассказал о концепции законопроекта, привёл конкретные случаи из       
судебной практики и одновременно поставил вопрос о неисполнении судебных        
решений. Неисполнение судебных решений, конечно же, не является предметом       
предлагаемого законопроекта и не решает данные вопросы, неисполнение судебных   
решений - это совершенно иная практика.                                         
                                                                                
В связи с данным законопроектом хотелось бы отметить, что в пункте 4 статьи     
31 федерального закона, который регулирует вопросы основных гарантий            
избирательных прав, право на участие в референдуме граждан Российской           
Федерации, установлено, например, кто может обратиться в суд с заявлением о     
расформировании окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный    
(представительный) орган государственной власти субъекта Российской             
Федерации; пункт 2 данной статьи устанавливает, кто вправе обращаться по        
вопросам расформирования Центральной избирательной комиссии. Мы полагаем, что   
установленный действующим законодательством, статьёй 31, перечень субъектов,    
наделённых правом обращения в суд с заявлением о расформировании                
соответствующей избирательной комиссии, соответствует перечню субъектов,        
обладающих полномочием по формированию избирательных комиссий. Данное правило   
соответствует принципам формирования и деятельности государственных органов.    
Избиратели, участники референдума, кандидаты, избирательные объединения         
обладают различными объёмами прав и обязанностей в период избирательной         
кампании и проведения референдума и могут обращаться в суд за защитой этих      
прав, если считают их нарушенными.                                              
                                                                                
Мы полагаем, что предлагаемое авторами законопроекта расширение перечня         
субъектов, наделённых правом на обращение в суд с заявлением о                  
расформировании соответствующей избирательной комиссии (комиссии                
референдума), представляется недостаточно обоснованным. На основании            
изложенного предлагаем законопроект отклонить.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу Плигину.                   
                                                                                
Владимир Николаевич, вы наверняка, так же как я, встревожены тем, что           
половина, а то и больше избирателей из раза в раз на выборы не ходят. Почему?   
Они знают, что, с одной стороны, всё равно их голоса подтасует комиссия,        
сделает так, как надо, с другой стороны, нигде правды не добьёшься, никому      
ничего не докажешь, ибо главный принцип - чиновник всегда прав, хотя у всех     
граждан есть конституционное право высказывать свою точку зрения и добиваться   
её обсуждения. Вот наш законопроект как раз развивает это положение             
Конституции, а вы говорите, что наоборот. Но если всё хорошо, как вы            
утверждаете, тогда почему половина избирателей, несмотря на мощнейшую рекламу   
по телевидению и бесконечные призывы, так и не ходят на выборы?                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон.          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Владимир Николаевич, избирательная практика не только    
Российской Федерации, но и всех стран мира, причём с разными формами            
политического режима, свидетельствует о том, что часть избирателей не ходят     
на выборы, не принимают участие в выборах, в том числе и в странах, которые     
определяются как страны с достаточно развитой избирательной системой.           
Изучение оснований непосещения выборов - это отдельный предмет отдельного       
исследования, данный законопроект не решает эти вопросы, он касается проблем,   
связанных с формированием избирательных комиссий, реагированием на эти          
проблемы участников референдума.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Соболев Виктор Васильевич.                                                      
                                                                                
СОБОЛЕВ В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Добрый день! Из пояснительной записки к законопроекту мы видим, что он          
инициирован на основании того, что Московская городская избирательная           
комиссия фактически игнорирует просьбы, требования Московского городского       
отделения КПРФ о проведении референдума в городе Москве. Мало того что она      
игнорирует их, она так же поступает по отношению к суду Российской Федерации,   
решения которого тоже игнорирует. Но почему это всё происходит? Мы, ЛДПР, уже   
больше двадцати лет говорим об этом, предлагаем посмотреть на проблему шире,    
проанализировать, как формируются участковые избирательные комиссии, почему     
это всё происходит.                                                             
                                                                                
Вот смотрите, федеральный закон нам гарантирует, что каждая парламентская       
партия имеет право присутствовать в той или иной избирательной комиссии.        
Средняя избирательная комиссия состоит из пятнадцати человек, четыре            
парламентские партии дали по одному представителю, а остальные одиннадцать      
кто - откуда они взялись, на основании чего они попали в эти избирательные      
комиссии и чьи решения они будут принимать? Это же понятно! Я вам скажу         
больше: есть одна непарламентская партия с якобы патриотической                 
направленностью, представители которой занимают фактически все места,           
например, в участковых комиссиях в городе Москве и в большинстве субъектов      
Российской Федерации, то есть это повсеместно происходит.                       
                                                                                
Дальше. Мы постоянно об этом говорим, и только вот сейчас это стало             
воплощаться в жизнь, и то не в полной мере: как мы можем единовременно          
направить, например, сто тысяч членов участковых избирательных комиссий с       
возможностью их отзыва и замещения только из некоего резерва? То есть           
получается, мы направляем людей в избирательные комиссии от политических        
партий и отозвать их не можем, и мотивируют это тем, что они должны работать,   
а если, мол, хотите отзывать, собирайте резерв. Но какая политическая партия    
может собрать несколько сот тысяч своих активистов, которые пять лет,           
извините, никуда не поедут, не будут болеть, у которых не поменяется семейное   
положение и так далее?! С нашей точки зрения, проблема в этом, и нужно менять   
вообще избирательное законодательство в части формирования и действий           
избирательных комиссий. Пусть бы парламентские партии согласно квоте в          
Государственной Думе формировали хотя бы избирательные комиссии субъектов,      
избирательные комиссии окружные, больших городов - но этого же не происходит!   
                                                                                
Фракция ЛДПР, конечно, поддержит данный законопроект - мы считаем, что все      
оппозиционные партии сталкиваются в той или иной мере с тем, что мы имеем не    
столько голосов, сколько получили на выборах, но в то же время мы предлагаем    
посмотреть на проблему шире и, может быть, выйти ещё и с другой                 
законодательной инициативой.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Васильевич.                               
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик будет выступать с            
заключительным словом?                                                          
                                                                                
Вадиму Георгиевичу Соловьёву включите микрофон.                                 
                                                                                
СОЛОВЬЁВ В. Г. Уважаемый Владимир Николаевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! В заключении комитета предлагается отклонить наш          
законопроект под тем предлогом, что якобы мы не обосновали надлежащим образом   
своё предложение, но я хочу сказать, что в принципе обосновывать практически    
нечего, потому что любой человек, который сталкивается с ситуацией, когда,      
обратившись в тот или иной орган для реализации своего права, ему этот орган    
незаконно отказывает, сегодня имеет возможность обратиться в суд и обжаловать   
действия чиновников или должностных лиц, которые это делают. В этой ситуации    
точно такая же проблема: есть инициативная группа граждан, которая обращается   
в избирательную комиссию для проведения референдума, и эта комиссия не          
выполняет требования закона, а затем и решения Верховного Суда Российской       
Федерации, - что ещё нужно, какое ещё объяснение нужно дать, для того чтобы у   
этой инициативной группы была возможность обратиться в суд? То есть никаких     
обоснований, никаких теоретических изысков, для того чтобы объяснить эту        
простую ситуацию, с которой сталкиваются инициативные группы избирательные,     
практически не нужно, они диктуются логикой жизненного поведения и логикой      
всего нашего законодательства.                                                  
                                                                                
Уходя от принятия решения по такому важному вопросу, партия власти сегодня      
фактически берёт под защиту избирательные комиссии, которые не только           
допускают нарушения закона, но и уже не выполняют решения Верховного Суда, то   
есть сегодня создаётся замкнутая цепочка, которую разорвать не представляется   
возможным. Мы обращались к нашим коллегам из Государственной Думы и из          
Московской городской Думы с просьбой подписаться под обращением в Верховный     
Суд о расформировании комиссии - вы же отказались это делать, значит,           
фактически, получается, можно нарушать, а теперь с вашего согласия даётся       
зелёный свет не только для нарушения закона, но и для нарушения решений         
Верховного Суда Российской Федерации, и вот такой правовой беспредел рано или   
поздно, как хорошо известно из истории, возвращается к тем, кто его             
порождает.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Георгиевич.                                
                                                                                
Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон.                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Владимир Георгиевич,   
неоднократно останавливаясь на тексте законопроекта, говорил о том, что якобы   
там содержатся... увязывал одно положение с положением в связи с                
невыполнением решений Верховного Суда Российской Федерации. Хотел бы обратить   
внимание на то, что в тексте законопроекта никаких ссылок на невыполнение       
решений Верховного Суда нет. Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что увязывание    
вполне возможно в качестве примера, однако мы говорим о тексте конкретного      
законопроекта, и вот в рамках текста конкретного законопроекта может быть       
единственное реагирование - предложить отклонить данный законопроект.           
                                                                                
Что касается невыполнения решений Верховного Суда, то для того, чтобы обязать   
выполнять эти решения, существует другой механизм, то есть ни о каком           
создании дополнительных условий для нарушений в связи с отклонением             
законопроекта речи быть не может.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              190 чел.42,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    191 чел.                                          
Не голосовало                 259 чел.57,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.