Заседание № 13

19.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 22360-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главу 26-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (в части уточнения порядка перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврата к общему режиму налогообложения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3714 по 4219 из 6827
Уважаемые коллеги, продолжаем нашу работу. Проект федерального закона "О        
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и     
Федеральный закон "О внесении изменений в главу 26-1 части второй Налогового    
кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства           
Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Геннадий        
Васильевич Кулик. Пожалуйста. Пункт 12.                                         
                                                                                
КУЛИК Г. В. В конце ноября прошлого года Дума тремястами восемьюдесятью         
четырьмя голосами приняла закон о едином сельскохозяйственном налоге. Этим      
законом даются определенные льготы сельхозтоваропроизводителям. В частности,    
они освобождаются от уплаты единого сельскохозяйственного налога. Переход на    
этот налог - дело добровольное. Предприятие должно подать заявление, что оно    
с общего порядка уплаты налогов переходит на этот специальный режим. Срок       
подачи заявлений был определен до 1 февраля текущего года.                      
                                                                                
У Министерства по налогам и сборам возникли вопросы, связанные с порядком       
пересчета уплаты единого сельскохозяйственного налога, тогда когда              
предприятие переходит вот на этот специальный режим, хотя из закона, который    
мы приняли, это непосредственно никак не вытекает. Ушел большой период          
времени на то, чтобы разъяснить друг другу позиции. В конце концов все          
сошлись на том, что нужно внести поправку технического порядка, которая         
определяет порядок расчетов по налогу на добавленную стоимость, который, еще    
раз повторяю, с переходом на новые условия сельхозтоваропроизводители           
уплачивать не будут.                                                            
                                                                                
О чем шла речь? Налоговые службы, ссылаясь на другие законы, предлагали         
сельхозтоваропроизводителю выплатить в бюджет амортизацию, которая не           
начислена еще на основные средства производства. Ну например, если              
предприятие купило, скажем, в октябре - ноябре зерноуборочный комбайн,          
заплатило за него 2 миллиона, он служил десять лет, значит, норма отчисления    
амортизации примерно 220 тысяч. По определенной формуле при переходе на новый   
налог с этого комбайна, который, еще раз повторяю, не работал, предприятие      
должно было уплатить в бюджет государству определенную сумму. Сейчас            
подготовлена такая техническая поправка, которая снимает этот вопрос. И в       
связи с тем что мы задержались с принятием, с обсуждением, мы просим            
одновременно продлить срок подачи заявлений о переходе на новую систему         
налогообложения до 1 июня текущего года. Положительное заключение               
правительства по этому вопросу имеется.                                         
                                                                                
Хочу сказать свое мнение. С нетерпением ждут этот закон. Мы думали принять      
его 2 марта, по известным причинам не получилось, перенесли на 9-е, 9-го        
отложили, вот сегодня он у вас на рассмотрении. Вопрос очень простой: или мы    
действительно начнем налоговую реформу в сельском хозяйстве, и тогда надо       
этот закон принимать сегодня, или если мы хотим как-то всё это дело             
по-другому рассматривать, то тогда уже каждый депутат пусть сам определится.    
Я прошу принять данный законопроект в первом чтении и в целом. Все заключения   
- правовые, лингвистические и прочие - на данный законопроект имеются.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по    
бюджету и налогам Сергея Ивановича Штогрина. Пожалуйста, Сергей Иванович.       
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам            
действительно вчера поддержал на заседании этот законопроект по следующим       
причинам.                                                                       
                                                                                
Первое. Действительно, налогоплательщики, являющиеся                            
сельхозтоваропроизводителями, при переходе на специальный налоговый режим,      
каковым является единый сельскохозяйственный налог, перестают быть              
плательщиками налога на добавленную стоимость. Но у Министерства по налогам и   
сборам, когда они стали просчитывать, как применять этот закон к                
налогоплательщикам-сельхозтоваропроизводителям, возник вопрос, а как быть с     
тем налогом на добавленную стоимость, который сельхозтоваропроизводители,       
приобретая комбайны, ГСМ, оборудование прежде всего, основные фонды, приняли    
к зачету и таким образом уменьшили уплачиваемый за прошлые годы в бюджет        
налог на добавленную стоимость. Хочу сказать, что когда хозяйства стали         
просчитывать варианты, как им выгоднее работать, то вылезли очень большие       
суммы по тем основным средствам, которые еще несамортизированы на 1 января      
2004 года, и это многих остановило. Были даже случаи, когда руководитель        
хозяйства писал заявление о переходе на новую систему, а потом, когда           
экономисты представляли расчеты, он это заявление забирал назад. Вот приведу    
в пример небольшое хозяйство молочного направления в Московской области.        
Работают здесь четыреста человек, в прошлом году они продали 11 тысяч тонн      
молока. Так они посчитали вместе с налоговыми инспекторами, что должны были     
бы в этом году вернуть налога на добавленную стоимость государству аж 18        
миллионов рублей при годовой выручке всего 100 миллионов рублей. Поэтому мы     
еще раз внимательно рассмотрели эти переходные положения и считаем, что         
должны реально поддержать сельхозтоваропроизводителей и освободить от этого     
бремени тех, кто перешел или перейдет с 1 января этого года на новую систему,   
поскольку в дальнейшем они не будут являться плательщиками налога на            
добавленную стоимость.                                                          
                                                                                
Вот из решения первого вопроса вытекает и вторая норма, которую предлагает      
законопроект. Поскольку многих остановило предложение министерства по налогам   
вернуть НДС по несамортизированным основным средствам, то они не стали          
переходить на новую систему. А поскольку мы это препятствие убираем, то,        
естественно, должны дать возможность и таким сельхозтоваропроизводителям        
перейти на новую систему налогообложения, то есть продлить срок подачи таких    
заявлений с 1 февраля до 1 июня. Срок весьма реальный, и я хочу сказать, что    
это можно сделать еще, есть такая возможность, поскольку первый авансовый       
платеж наступает во второй половине года, с 1 июля, для тех, кто перейдет на    
систему единого налога для сельхозтоваропроизводителей. Так что это всё можно   
сделать и действительно дать возможность крупным и средним хозяйствам,          
которые развиваются, перейти на новую систему налогообложения.                  
                                                                                
Да, возникает один вопрос в связи с этим. Вопрос какой? Эти                     
налогоплательщики, работая сегодня по общей схеме налогообложения, в этом       
году уплачивают налог на добавленную стоимость, уплачивают единый социальный    
налог ежемесячно и по итогам квартала должны заплатить налог на имущество       
организаций. Суммы эти тоже немаленькие, например, вот тому хозяйству, про      
которое я говорил, придется вернуть, если оно в мае подаст заявление... Они     
порядка 4 миллионов уплачивают налога на добавленную стоимость за четыре        
месяца, порядка 2,5 миллиона единого социального налога, и около миллиона       
налога на имущество за первый квартал они тоже должны будут заплатить.          
Поэтому эти суммы должны быть налогоплательщику возвращены, поскольку даже      
если он заявление подаст до 30 мая, то перейдет на новую систему с 1 июня.      
                                                                                
Я почему так подробно об этом говорю? Чтобы вы понимали и принимали проект      
закона и закон с открытыми глазами. Но я считаю (и хочу вас попросить           
поддержать меня в этом), что сельские труженики, те, кто производит мясо,       
молоко, пшеницу и так далее, это заслужили. И мы должны излишне уплаченные      
налоги им вернуть, как это ни трудно может быть для некоторых бюджетов.         
                                                                                
Вот с учетом этого я просил бы поддержать законопроект в первом чтении. Все     
необходимые экспертизы, и лингвистическая, и правовая, заключение Правового     
управления есть. Еще раз хочу подтвердить то, что сказал Геннадий Васильевич:   
у нас есть положительное заключение Правительства Российской Федерации. А что   
касается возможности возврата, то я бы просил представителя правительства       
Моторина Михаила Альбертовича еще раз подтвердить для стенограммы то, что он    
сказал нам на заседании комитета, что при переходе на новую систему             
правительство готово сельхозтоваропроизводителям вернуть переплаченные в этом   
году налоги. Спасибо.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к             
докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Резник         
Владислав Матусович. И потом мы Михаилу Альбертовичу... Пожалуйста, Михаил      
Альбертович.                                                                    
                                                                                
МОТОРИН М. А., заместитель министра финансов Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемые депутаты, прежде всего я должен сказать, что Правительство            
Российской Федерации дало положительное заключение на данный законопроект и     
поэтому мы предлагаем его принять. На вопросы я отдельно отвечу. При этом я     
должен отметить очень важный факт: этот закон нужно принимать сегодня, иначе    
он вообще теряет свою актуальность, то есть нельзя принимать этот закон по      
обычной процедуре, в трех чтениях. Если его принимать по обычной процедуре,     
то сроки его реального вступления в силу приблизятся вплотную к обозначенной    
в самом законе дате - 1 июня, которую уже перенесли с 15 апреля. С учетом       
того, что сам закон вступит в действие через месяц после официального           
опубликования, этот законопроект нужно принимать сегодня. А на те вопросы,      
которые были поставлены, я отвечу.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резник Владислав Матусович, пожалуйста.                   
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным           
организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия".                      
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, я хотел бы остановиться на нескольких позициях.       
Насколько я понимаю суть данного законопроекта, сельхозтоваропроизводители -    
рыбаки, по-моему, рыболовецкие предприятия, рыбхозы - уплачивали положенные     
по закону налоги. Это налог на прибыль, включая авансовые платежи, это налог    
на добавленную стоимость, авансовые платежи. Это... (Микрофон отключен.)        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста.                               
                                                                                
РЕЗНИК В. М. ...и налоги на имущество, которые платятся равными долями, это     
единый социальный налог, включая, где есть, часть страховых взносов,            
уплаченных в соответствующие пенсионные фонды, с учетом 1 650 рублей зарплаты   
на селе. В любом случае эти производители получат право вернуть свои налоги.    
Насколько я понимаю, это можно сделать из соответствующих бюджетов, в которые   
эти налоги уплачены. Значит, вернув налоги населению, бюджеты регионов и        
бюджеты муниципалитетов получат право потребовать их от федерального бюджета.   
Соответственно, с моей точки зрения, понадобится внесение изменений и в         
федеральный бюджет, и в бюджеты регионов, и в бюджеты муниципалитетов.          
                                                                                
Я думаю, вполне можно сократить срок рассмотрения этого законопроекта,          
скажем... (Микрофон отключен.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще добавьте время Резнику.                               
                                                                                
РЕЗНИК В. М. ...можно дать укороченный срок на поправки и дальше принять его    
во втором и в третьем чтениях. На поправки понадобится несколько дней.          
Спасибо, коллеги.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще есть желающие выступить? Коллеги, тогда      
запишитесь, пожалуйста.                                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас вопрос или выступление? Выступление.                
                                                                                
Сергей Иванович, присаживайтесь. Сейчас депутаты выступят, потом вы с           
Геннадием Васильевичем Куликом обобщите их выступления.                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи депутатов на выступления по данному          
законопроекту. Список покажите, пожалуйста. Так, записались четверо, но         
первым поднимал руку Николай Игнатович Кондратенко. Пожалуйста.                 
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Прежде    
всего обращаюсь к дорогим моему сердцу единороссам: братцы, поддержите! Вы      
все ездите по селу, вы все видите - гибнет наш крестьянин. Политика цен на      
энергоносители в России губительна. Холодную, континентальную, засушливую       
страну пытаются заставить жить и производить при единых ценах на                
энергоносители с "семеркой". Это абсурд, а если хотите - предательство наших    
национальных интересов. Но об этом разговор дальше. Погибает крестьянин! То,    
что мы сегодня предлагаем, этот закон, не спасет его, но облегчит его           
положение, он задержится в жизни немного, а там, даст бог, образумимся и,       
может, подставим ему плечо. Прошу, коллеги, убедительно: поддержите! Вопрос     
очень важный для крестьянина - пойдет он сеять или не пойдет этой весной.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руденский, пожалуйста, ваше выступление.         
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Я по поводу компенсаций. Уважаемые коллеги, компенсаций в сельском хозяйстве    
практически нет. Дело в том, что налог на прибыль сегодня не уплачивается, а    
НДС, как вы знаете, платится всего 10 процентов, и то только с техники,         
которую приобретают крестьяне.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Кашин, пожалуйста.                       
                                                                                
КАШИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я тоже хочу попросить вас   
поддержать закон. Дело в том, что и правительство, и президент, и Федеральное   
Собрание в целом не раз заявляли о том, что агропромышленный комплекс           
является приоритетным в их действиях, в том числе и в законодательных           
инициативах, а на самом деле, если проанализировать законы, принятые за         
последний период времени, мы увидим, что все они были направлены на             
осуществление той реформы, которая привела крестьянина к сегодняшнему           
состоянию и лишила нашу державу в целом, по существу, продовольственной         
независимости. В конце концов, у нас есть возможность реально начать            
действовать с принятия вот этого закона и некоторым образом облегчить           
ситуацию в агропромышленном комплексе. Элементарные подсчеты показывают, что,   
если этого не сделать, надо будет при переходе на единый сельскохозяйственный   
налог заплатить единовременно 200 миллиардов рублей. По одному Краснодарскому   
краю эти расчеты показывают: 3,7 миллиарда надо сразу заплатить, то есть это    
значит, что надо отдать практически в 1,5 раза больше той прибыли, которую      
планирует по году получить этот сельскохозяйственный край.                      
                                                                                
Мы надеемся также, что и дальше... Вот сейчас готовит ряд комитетов, и в том    
числе наш, самый главный в этой области комитет - агропромышленный, закон о     
развитии сельского хозяйства, и в конце концов там будут прописаны те           
основные нормы, которые позволят осуществлять работу по возрождению             
агропромышленного комплекса с точки зрения и государственной поддержки, и       
государственного регулирования, и тарифной политики, и всего того, что          
связано с тем, чтобы эта важная отрасль заработала так, как положено работать   
конкретному производству. Поэтому большая просьба поддержать и не затягивать    
по времени, а принять вот в том режиме, о котором говорил Геннадий              
Васильевич, поддержать то, что действительно сегодня позволило бы нам           
действовать как законодателям, думающим об агропромышленном комплексе.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.                               
                                                                                
Депутат Сухой, пожалуйста.                                                      
                                                                                
СУХОЙ Н. А., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я просил бы поддержать этот закон сразу в трех чтениях по    
следующим соображениям. Во-первых, вы знаете, что закон о едином                
сельскохозяйственном налоге уже вступил в действие, мы его приняли раньше. К    
сожалению, там не была отрегулирована процедура, связанная с НДС, поэтому в     
практике применения этого закона выявилась эта проблема, и сейчас это нужно     
очень быстро исправить и не нужно пускать по какой-то длинной процедуре         
рассмотрение этого закона.                                                      
                                                                                
Что касается возможных взаимоотношений с бюджетами разных уровней, я имею в     
виду возможные возвраты из региональных бюджетов и из федерального бюджета, я   
думаю, этой проблемы нет. Мы внимательно рассматривали этот вопрос вчера на     
заседании бюджетного комитета и считаем, что это пройдет вполне                 
безболезненно. Наши сельхозтоваропроизводители ждут принятия этой поправки -    
по сути дела, это поправка к закону - и, естественно, надеются, что закон       
будет быстро принят и они будут переходить на этот новый вид налога. В стране   
начинается посевная кампания, и принятие этого закона сегодня в таком быстром   
режиме будет как бы добрым знаком для наших аграриев в их непростой работе.     
Поэтому я прошу поддержать этот закон. Спасибо.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Игошин Игорь Николаевич, пожалуйста.              
                                                                                
ИГОШИН И. Н., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, несомненно, этот закон нам нужно принимать, но надо          
понимать, что без прописания четкого механизма возврата налогов, которые уже    
были уплачены в начале этого года, для большинства крупных хозяйств он будет    
лишь политическим знаком, не более, он не будет работать. Вчера на заседании    
бюджетного комитета как раз поднимался этот вопрос, и Михаил Альбертович        
достаточно ясно дал понять, что правительство не планирует предусматривать      
какие-то механизмы возмещения местным бюджетам налогов, которые уже уплачены,   
перечислены и, соответственно, потом будут возмещаться. В этом режиме           
налоговые службы регионов неизбежно будут трактовать закон в свою пользу и      
возврата налогов не будет. Поэтому мы либо должны получить сегодня, сейчас от   
представителя правительства четкие обещания, под стенограмму, этот порядок      
разработать либо должны вдогонку этому закону, за который сегодня нужно         
голосовать обязательно, принять какой-то второй закон в укороченном порядке     
рассмотрения, в котором четко будет прописан этот механизм. Спасибо.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С заключительным словом - Геннадий Васильевич    
Кулик.                                                                          
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я хочу откровенно сказать, что, когда мы обсуждали проект этого     
закона с аграрниками, меня спрашивали: неужели примут этот закон наше           
правительство, наше государство, наша Дума? Я говорю: вы знаете, у меня такое   
складывается впечатление, что примут. А сегодня, думаю, правильно передо мной   
ставили вопрос: еще одна попытка замотать и все обещания президента и           
правительства выполнить ровно наоборот, чтобы было хуже.                        
                                                                                
Теперь по существу. Значит, мы из вопроса, который задавал господин Резник,     
поняли, что он название закона не читал, потому что ни о каких рыболовецких     
колхозах там не идет речь. Наоборот, сегодня есть письмо ста трех               
рыболовецких колхозов (их осталось в России, запишите, пожалуйста, сто три),    
и эти сто три хозяйства рыболовецкие обратились к нам с просьбой, чтобы прямо   
поштучно распространить на них этот закон: будем смотреть, вместе с вами        
изучать. А речь идет о тех, кто занимается разведением, выращиванием рыбы, -    
до сих пор выращивание рыбы было производством сельскохозяйственного продукта   
- на них распространяется действие этого закона, и вы здесь никакими своими     
законами и поправками по-другому поступить не можете, это                       
сельскохозяйственный продукт, который выращивается и продается на рынке, и      
если он составляет 70 процентов реализации, тогда это хозяйство относится к     
сельскохозяйственному предприятию и на него распространяется закон.             
                                                                                
Теперь, уважаемые коллеги, поверьте мне, вы никаким образом не затрагиваете,    
совесть ваша абсолютно чиста, вы не затрагиваете никаких интересов              
государства. Почему? Я напомню еще раз: закон внесен правительством (и вы       
послушайте, пожалуйста, послушайте не только одного, а и другого, я обращаюсь   
к коллеге), внесен правительством в августе. В соответствии с этим законом      
составлен бюджет на 2004 год. При этом правительство исходило из того, что      
сельское хозяйство будет платить два налога: земельный налог и 6 процентов от   
дохода. С учетом этих двух налогов посчитан бюджет на 2004 год, посчитаны       
бюджеты регионов, местные бюджеты и составлен сегодня весь баланс бюджетных     
доходов и расходов. Из-за того, что мы с вами задержались с внедрением этого    
закона, и могли хозяйства в этот период времени заплатить какой-то налог, а     
это может быть только один-единственный налог - социальный налог. Почему?       
Потому что, предвидя эти вопросы, мы пятнадцать дней назад попросили            
Министерство по налогам и сборам, и оно послало телеграмму (послушай,           
Матусович, я тебе же читаю, оно же предвидело твой вопрос), написав: в связи    
с тем, что Государственная Дума рассматривает поправки (вот эту поправку к      
данному закону)... учитывая изложенное и во избежание возможности возврата из   
бюджета налога на добавленную стоимость, Министерство Российской Федерации по   
налогам и сборам рекомендует воздержаться от проведения контрольных             
мероприятий в отношении данной категории налогоплательщиков по указанному       
вопросу на период рассмотрения закона. Никто ни одного рубля налога на          
добавленную стоимость не начисляет, я еще раз повторяю: речь может идти         
только об одном налоге - о социальном налоге. Вы слышали заявление              
правительства: когда мы подведем итоги и узнаем, заплатил ли там хоть одну      
копейку кто-то за это время, решим вопрос о том, чтобы зачесть это в счет       
будущей уплаты, как это делается по всем законам. Мы тысячу поправок приняли    
в Налоговый кодекс и поступали именно таким образом. Поэтому ваша совесть       
пускай вам здесь подскажет. В общем, я очень благодарен представителю           
правительства за то, что, набравшись мужества, человек честно сказал: если      
хотим, чтобы этот новый закон действовал в этом году, - принимаем в трех        
чтениях; если же хотим его замотать, отправить еще раз на заключение в          
правительство (а сейчас там новый режим - шесть комиссий, двадцать              
подкомиссий), то мы примем решение тогда, когда календарный год уже будет       
сыгран. Определяйтесь! Комитет по бюджету, правительство, Правовое управление   
- все за. Закон подготовлен полностью к принятию в трех чтениях.                
Определяйтесь! Я прошу принять в первом чтении и в целом.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Штогрин Сергей Иванович, есть что сказать?       
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Уважаемые коллеги, действительно, что касается категории          
налогоплательщиков, статья 346-2 говорит о том, что к ним относятся только      
выращивающие рыбу, а рыболовецкие колхозы никакого отношения не имеют.          
                                                                                
По сути вопроса, который поднял наш коллега Игорь Игошин. Реально сегодня       
работающие в общем режиме сельхозтоваропроизводители имеют ноль процентов по    
налогу на прибыль, налог на добавленную стоимость, как правило, они не          
уплачивают, потому что они продают продукцию со ставкой в 10 процентов, а       
поступающие платят 20 процентов, и он у них, по сути дела, схлопывается. И      
многим хозяйствам, наоборот, на сегодняшний день должны и возвращают НДС,       
переплаченный предприятиями сельского хозяйства в прошлом году. Остаются        
только два вопроса: по налогу на имущество по итогам первого квартала и по      
единому социальному налогу, поэтому, конечно, есть проблема, но я думаю, что    
мы ее решим. Надо будет кому-то возместить - возместим. Во-первых, можно        
будет знать сумму только по итогам полугодия. Мы всё равно будем в этом году    
наверняка, с учетом того что Минэкономразвития предложило пересмотреть          
параметры бюджета, вносить изменения в июне или в июле в федеральный бюджет,    
как это было в прошлом году и в позапрошлом году.                               
                                                                                
Поэтому никакой проблемы ни для нас с вами, ни для правительства не             
существует в принципе. Но в среду заседание Совета Федерации, и если этот       
закон не попадет к ним в среду, тогда можно вообще про него забыть и больше     
им не заниматься. Спасибо.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович.                                 
                                                                                
Пожалуйста, по ведению депутату Резнику включите микрофон.                      
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо.                                                           
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, абсолютно согласен с позицией Сергея Ивановича в      
том, что в любом случае у нас есть проблема с теми предприятиями, которые       
платили единый социальный налог, с теми сельхозпроизводителями, которые         
платили налог на имущество, и для того, чтобы, например, мне лично понять,      
как голосовать, я очень хотел бы услышать ответы от представителя               
правительства. Первый вопрос - это следующее: собирается ли правительство       
возмещать уплаченные сельхозпроизводителями налоги по имуществу, по единому     
социальному налогу, о чем говорил Сергей Иванович (с моей точки зрения - и по   
НДС), тем товаропроизводителям, которые этот налог уплатили? Если собирается,   
то... (Микрофон отключен.)                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владислав Матусович, вы нарушаете Регламент.              
Пожалуйста, сформулируйте тогда свой вопрос к правительству, потому что уже     
видите, как... Сформулируйте вопрос к правительству.                            
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Собирается ли правительство возмещать излишние, вернее, не         
излишние, а по закону уплаченные товаропроизводителями налоги из федерального   
бюджета и как собирается компенсировать бюджетам регионов и муниципалитетов     
возврат ими налогов налогоплательщикам?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Альбертович.                           
                                                                                
МОТОРИН М. А. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, ситуация следующая. Первое. Процедура возврата излишне      
уплаченных налогов полностью прописана в Налоговом кодексе, статья 78           
Налогового кодекса описывает эту процедуру: в каком порядке, из какого          
бюджета предусматривается доплата в случае несвоевременного возврата этих       
сумм в размере ставки рефинансирования и так далее. Эта процедура известна.     
                                                                                
Что происходит? Сейчас эти налогоплательщики-сельхозтоваропроизводители         
платят все налоги по действующей налоговой системе. Данный закон, который       
сейчас обсуждается, позволяет им принять решение, причем в очень ограниченные   
сроки. А здесь по поводу дат я могу сказать: если сегодня этот закон не         
принимается, то реально его опубликование произойдет не раньше 20 апреля и,     
соответственно, вступление в силу через месяц с момента официального            
опубликования - это 20 мая. То есть у налогоплательщиков до 1 июня остается     
чуть больше недели времени на то, чтобы принять решение по принципиальнейшему   
вопросу - о переходе на другую систему налогообложения. Поэтому сегодня или     
через неделю - это вопрос достаточно принципиальный.                            
                                                                                
Теперь по сути. Они принимают решение о том, что переходят на специальный       
налоговый режим. В этом случае данный закон распространяет правоотношения,      
которые возникают в связи с этим законом, на срок, начиная с 1 января,          
соответственно, все налоги, уплаченные по действующей налоговой системе, с 1    
января становятся излишне уплаченными и должны быть возмещены                   
налогоплательщику в соответствии с нормами Налогового кодекса, прежде всего     
статьей 78.                                                                     
                                                                                
Теперь вопрос: из каких бюджетов это будет возмещаться? Из тех бюджетов или     
тех социальных фондов, в которые эти налоги поступили. То есть если это         
федеральный бюджет, то ЕСН, НДС (а это 80 процентов тех налогов, которые        
вообще выплачивают сельхозтоваропроизводители) возмещаются из федерального      
бюджета. По налогу на прибыль вообще проблемы нет, потому что у них нулевая     
ставка будет действовать еще несколько лет. Единственная проблема возникает     
по налогу на имущество. При этом я должен отметить, что до прошлого года у      
нас была льгота по налогу на имущество, в этом году эта льгота на федеральном   
уровне была отменена, но очень многие субъекты Российской Федерации принимали   
решения о том, чтобы эта льгота действовала и в этом году. Соответственно, не   
будет возникать проблемы возврата и по налогу на имущество. В том случае,       
если такая проблема возникает... Я должен отметить, что закон о специальном     
налоговом режиме принимался в прошлом году, большинство                         
сельхозтоваропроизводителей написали еще в прошлом году заявления о переходе,   
и они отказались, отозвали эти заявления только в связи с той ситуацией,        
которая возникла по налогу на добавленную стоимость и которая решается этим     
законом. Поэтому все эти суммы, которые должны были поступать в федеральный     
бюджет или в региональные бюджеты, не планировались, везде планировались        
поступления уже по единому сельхозналогу. Именно поэтому данной проблемы и не   
возникает.                                                                      
                                                                                
И последний момент, который я должен отметить. Даже если отложить принятие      
этого закона, я не уверен, что удастся согласовать какие-либо поправки,         
которые решат те проблемы, которые обозначаются. Во-первых, я уже говорил,      
что не требуется поправок по поводу процедуры возмещения. И во-вторых, если     
возникнет поправка по возмещению из федерального бюджета компенсации            
региональным бюджетам, то это только создаст проблему для принятия этого        
закона, потому что правительству тогда нужно будет принимать отдельные          
решения по этому вопросу. Поправка в бюджет в такие короткие сроки не может     
быть согласована. Спасибо.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Альбертович. Два принципиальных           
вопроса, которые перед нами стояли, вы сейчас разрешили. Никаких больше         
препятствий для принятия закона в первом чтении и в целом у нас не осталось.    
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу    
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 36 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Коллеги, в рамках "часа голосования" прошу проголосовать за данный закон в      
целом.                                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Спасибо, Сергей Иванович. (Аплодисменты.)