Заседание № 141
О проекте федерального закона № 223487-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (установление ответственности за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в детских, образовательных и медицинских учреждениях, в организациях культуры, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 33, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Также докладывает Александр Петрович Москалец, поскольку Сергей Тимурович Пекпеев просил рассмотреть этот вопрос без своего участия. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Хотя законопроект и подготовлен в целях защиты нравственности и здоровья людей, как указали авторы в пояснительной записке, поддержать его невозможно. И это связано с тем, что Федеральный закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" чётко определяет режим ограничений в этом вопросе. С учётом этого действующий Кодекс об административных правонарушениях в статье 20.20 дифференцированно - я подчёркиваю: дифференцированно - подходит к назначению наказания за нарушение порядка в этой области, в том числе и в зависимости от места совершения правонарушения. А авторы законопроекта предлагают этот дифференцированный подход полностью ликвидировать и установить штраф в размере от 100 до 500 рублей. И всё! Уважаемые коллеги, без изменения базового закона, а я его только что назвал, такой вариант решения вообще несостоятелен. А что касается предлагаемого штрафа, то вспомните: буквально недавно, 3 декабря прошлого года, мы с вами, рассматривая вопросы авиационной безопасности, и так подняли планку этого штрафа по части 2 статьи 20.20 до 700 рублей, даже не до 500 рублей, как указывают авторы законопроекта. Таким образом, на сегодня ни правовых, ни фактических оснований для принятия этого законопроекта не имеется, и мы рекомендуем его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы. Я вижу, что есть вопросы. Депутат Плетнёва, пожалуйста, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В. Александр Петрович, передо мной заключение Правового управления. Здесь они в качестве аргумента, как и вы говорите, чтобы не поддерживать этот законопроект, обращают внимание, что на рассмотрении в Государственной Думе находится, принят в первом чтении 23 мая 2007 года, проект федерального закона о внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива...". Вот сколько лет - три года! Вот почему мы сегодня и спорили с Плахотниковым - кто знает, как и что у нас потом будет. А здесь конкретно ведь указывают: от 100 до 500 рублей. Здесь увеличивается верхняя планка, но и несколько снижается нижняя, как вы говорите, в старом, 2005 года законе, - от 300 до 500 рублей. Почему сегодня мы отказываемся поддержать хотя бы норму, которая позволит увеличить? А ведь в основном пьют-то слабое - пиво... (Микрофон отключён.) МОСКАЛЕЦ А. П. Ещё раз, уважаемые коллеги, напоминаю, что правительством был внесён серьёзный законопроект, которым решались вопросы авиационной безопасности, в том числе он содержал раздел об усилении административной ответственности. И вспомните, когда даже мы, комитет, предлагали за распитие спиртных напитков на борту штраф до 5 тысяч рублей, вы мне тут сказали: нет, уважаемый депутат Москалец, это неправильно, давай поменьше сделаем! Мы сделали 700 рублей, но это всё равно выше того варианта, который предлагают нам сейчас. А ссылку на 2005 год я не думаю, что нужно как-то увязывать, потому что этот законопроект, который мы сейчас рассматриваем, был внесён в июне 2009 года. То есть мы с вами ушли на каникулы, потом вернулись осенью, а осенью мы включили вот этот базовый законопроект, который я только что назвал, и в декабре подтвердили своим решением вот это новое решение, где подняли планку до 700 рублей. Мы не пошли по пути разброса санкций от 100 до 500 рублей, слишком большая альтернатива в режиме применения санкций, а вы сами знаете, что мы сейчас такие подходы не поддерживаем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня такой вопрос. Вот в официальном отзыве правительства написано, что в пояснительной записке к законопроекту не представлено достаточно данных, свидетельствующих о неэффективности действующих норм. Соответственно, вопрос: а у комитета есть данные об эффективности статьи 20.20 Кодекса об административных правонарушениях или у правительства? Если есть, тогда, может быть, дадите какую-нибудь ссылочку, чтобы мы поняли, что она действительно работает эффективно? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, итоги о состоянии преступности в стране, да и о применении административного законодательства, по общему правилу подводятся раз в год, и мы получаем доклад генерального прокурора, получаем информацию из Министерства внутренних дел о судебной практике. После того как мы с вами в последний раз изменили статью 20.20, прошли январь и февраль, и, естественно, пока официальных данных по практике применения вот этой статьи в новой редакции, с новой санкцией, конечно, нет. Мы можем её только отчасти на какой-то территории посмотреть, но давайте всё-таки не будем забывать, что наша страна огромна по территории и значительна по населению, и практика в каком-то субъекте Российской Федерации ещё не может нам показать объективно и полно все происходящие процессы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают: депутаты Плетнёва и Рохмистров. Пожалуйста, Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я не буду рассказывать сегодня, какой вред приносит пиво нашим детям, прежде всего детям, хотя и взрослым тоже. Сегодня так и говорят: это алкоголик, а это пивной алкоголик. И сколько бы законопроектов мы ни пытались рассматривать в Государственной Думе, ни один законопроект нормальный - в котором, первое, был бы перечень, где нельзя торговать; второе, было бы требование, какое должно быть пиво (уже давно все говорят, что, чего там только не мешают, в этом пиве, уже непонятно, что за пиво); и третье, какое должно быть наказание тем, кто торгует и так далее, - так и не был принят. Вот находим правовые аргументы. Конечно, у нас очень умные правовики, я ничего не хочу сказать, Александр Петрович всё трактует с правовой точки зрения правильно. Но в 2005 году принимаем закон, который уже теперь устарел, в 2007-м принимаем в первом чтении - до сих пор ничего вообще не делаем, этот у нас теперь тоже никакой не правовой. Потому что пивное лобби - и никто этого уже не скрывает, все понимают - работает очень эффективно. И как только какой-нибудь законопроект рассматривается - недаром этот сегодня поставили в самый конец: тут, в зале, никого не будет, - пивное лобби сразу сюда несёт свои статистические данные, свои альбомы, журналы, обращения к нам, в которых говорится, что пиво - это замечательно и полезно. Я считаю, что то, что мы с вами делаем, мы делаем во вред своим детям, а аргументы, обоснование всегда можем найти, почему приняли, почему не принимаем. Для этого мы тут, наверное, и сидим, а толку от нас никакого людям. Мы за то, чтобы этот законопроект принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос был, и я не случайно его задал. К сожалению, мы не только в отношении этого законопроекта, но и по другим законопроектам, которые идут на отклонение, часто сталкиваемся с такой ситуацией, что невозможно практически получить какие-либо данные от правительства. А для этого существует, как отмечено у нас в Регламенте, протокольное поручение, вы знаете, что это можно сделать при подготовке законопроекта, но ни разу не было принято моё протокольное поручение, связанное с получением информации от правительства. Здесь тоже совершенно однозначно написано у правительства, что авторы не приводят данных (это основание для отклонения настоящего законопроекта) о неэффективности работы статьи 20.20 Кодекса об административных правонарушениях. И я, естественно, задаю вопрос: а есть ли данные о положительной работе этой статьи у правительства или у комитета? Этих данных нет. Поэтому, если приводится что-то как основание для отклонения законопроекта, хотелось бы, чтобы эта практика была как-то изменена: либо нам давали возможность получить эту информацию при подготовке законопроекта, либо, если ставят в отзыве основанием для отклонения отсутствие у автора данных, давали бы тогда эти данные, на которые в законопроекте идёт ссылка. К сожалению, это судьба не только этого законопроекта, но и многих законопроектов: у авторов - депутатов, субъектов права законодательной инициативы - получить эти данные в официальном порядке не получается. Поэтому либо как-то практику меняем, либо исключаем из оснований для отклонения ссылку на отсутствие эффективности тех или иных нормативных правовых актов. На будущее хотелось бы обратиться и к правительству, и к комитету, чтобы эти основания как-то более широко расписывались: если мы не принимаем и ссылаемся на то, что есть статья, надо приводить данные, что она работает эффективно; если она не работает эффективно, надо говорить: сегодняшняя редакция закона работает неэффективно, но настоящий законопроект, например, не решает эту проблему. В аргументации, я думаю, надо всё-таки больше честности проявлять, а не говорить о том, что есть у автора, а чего нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, больше никто не настаивает на выступлении. Ставлю на голосование проект федерального закона о внесении изменений... А, Александр Петрович хочет? Да, хочет, действительно. Александр Петрович, ну вот даже Кашин вздохнул от ужаса. Ну, пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, принятие данного законопроекта - это, вообще-то, ослабление борьбы с пьянством. И кто стоит на страже пивного лобби - это ещё большой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Голосуйте, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, Александр Петрович, тот, кому вы адресовали свой такой яростный текст, отсутствует. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 17 мин. 32 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8% Результат: не принято Отклоняется.