Заседание № 129
О проекте федерального закона № 223442-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость". Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович. Этот законопроект ждут налогоплательщики, ждёт бизнес, он подготовлен к третьему чтению, прошёл все необходимые экспертизы, готов к принятию. Предлагаю поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич выступает, Рохмистров выступает, и Макаров будет выступать. Спасибо. Выносим 7-й вопрос на "час голосования".
Пункт 7. Коломейцев Николай Васильевич, по мотивам от фракции КПРФ. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, безусловно, закон для узкого круга компаний превращает процедуру возмещения НДС в обычную кассовую операцию по перечислению бюджетных денег на их счета. Да, наверное, это полезно, если люди занимаются конкретным делом и действительно экспортируют какие-то материалы, сырьё или продукцию. Но если проанализировать статистику, то, к сожалению, можно увидеть, что вот в этой части самое большое количество хищений государственных денег через псевдоэкспорт, или бумажный экспорт, когда без вывоза чего бы то ни было, через определённые откаты, и в том числе налоговым службам, осуществляется хищение государственных денег. С другой стороны, идёт коррумпирование и государственной системы, завязанной на этих деньгах. В-третьих, получается, что мы вроде как крупному бизнесу, который приобщился к власти, реструктуризируем выданные антикризисные кредиты, у них есть полный доступ ко всей кредитно-денежной финансовой системе России и есть возможность работать. В то же время многочисленные заявления высших государственных лиц в части поддержки малого и среднего бизнеса на деле, в том числе и в этом законе, не учитываются никак. Более того, декларации о том, что можно, представив банковскую гарантию, действовать по этому же принципу, фактически бесполезны для подавляющего числа экспортёров, имеющих, в общем-то, чистую, хорошую кредитную историю, но не имеющих возможности в должной мере взять банковскую гарантию, потому что это тот же самый кредит, а кредит, как известно, сегодня в России - это прерогатива очень ограниченного круга компаний и лиц. Мы не можем поддерживать закон, который продолжает, защищать интересы только крупной олигархии. Более того, мы с вами даже уточняем: у нас аферисты могут за три года что угодно сочинить. Мы считаем, что в данной ситуации, вводя вот эту процедуру, надо минимум до пяти лет увеличить срок работы компании, имеющей объёмы, обозначенные в законе, - 5 миллиардов рублей. Наша фракция не может поддержать этот закон и считает, что и комитету, и Министерству финансов, и налоговой инспекции надо комплексно подойти к решению этой проблемы, чтобы декларации высших должностных лиц как в президентском послании, так и в четырёхчасовых интервью, вообще-то, выражались в реальной помощи как раз там, где занята... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время. Рохмистров от фракции ЛДПР. Пожалуйста. Отсутствует депутат Рохмистров. Депутат Макаров от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Я, честно говоря, хотел бы сначала принести свои глубокие извинения Николаю Васильевичу Коломейцеву. Когда я докладывал этот законопроект во втором чтении, я не остановился на целом ряде вопросов. Мне было на самом деле интересно послушать, что будет говорить фракция КПРФ по этому законопроекту в третьем чтении. Я хотел просто понять, прочитают они закон или всё-таки, как обычно, выступят, закона не прочитав. Действительность подтвердила, что фракция КПРФ законы не читает, их выступления от содержания закона не зависят. В этой связи хотел бы обратить внимание на несколько пунктов. Первое - законопроект не направлен на экспортёров. Более того, мы не просто отказались, мы категорически считаем, что допуск к данному порядку должны иметь все, в том числе строительная отрасль, в том числе все остальные отрасли. Это первый вопрос. Второй вопрос - это коррумпирование. Действительно, в данном законопроекте прописаны все процедуры так, чтобы исключить возможность решения по усмотрению чиновника. Данный законопроект как раз не даёт возможности коррумпировать чиновников, поэтому, может быть, именно это так тревожит Николая Васильевича. Следующий вопрос, который... Ну, Николай Васильевич, всё-таки не 5 миллиардов, а 10 и так далее. Просто надо было прочитать, а вы с первым чтением, наверное, перепутали. Ну да бог с ним, это опять же мелочи - действительно, какое отношение имеет содержание закона к тому, что мы о нём говорим? И наконец, очень важный момент. Данный законопроект направлен на то, чтобы дать возможность всем компаниям, независимо от того, малый или крупный бизнес, сохранить оборотные средства. И простите, когда говорят о том, что гарантии и кредиты имеют одинаковый процент, хотя разница там на порядки, то это, вы знаете, уже просто не совсем удобно. Теперь последнее. Помимо того что мы делаем специальный новый порядок (который на самом деле является правом налогоплательщика, мы даём налогоплательщику право, - подчёркиваю - даём это право всем налогоплательщикам, вряд ли это может быть чем-то плохим и так далее), помимо этого мы вносим изменения и в общий порядок, когда убираем самую тяжёлую для наших налогоплательщиков норму, которая позволяла налоговым органам исходя из любой ошибки в счёте-фактуре отказывать в возмещении. То есть мы решаем ещё одну важнейшую проблему и в общем порядке возмещения НДС. Я хотел бы обратить внимание на то, что уже во втором чтении оппозиционные фракции не проголосовали за данный законопроект, тот самый законопроект, о котором просил бизнес - крупный, малый, средний, - он просил нас, депутатов, принять этот закон. Это чрезвычайно важный для бизнеса закон. Выразив своё отношение к этому закону тем, что вы за него не голосуете, сейчас сказали, что вообще будете голосовать против него... Вы знаете, ну что же, я думаю, это на самом деле даже не отношение к закону, это отношение к людям, это отношение к бизнесу. Оно достаточно естественно для нашей оппозиции. Ещё раз спасибо, что вы это отношение подтвердили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона из пункта 7. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вам дам слово обязательно, дам слово обязательно. Что вы, Николай Васильевич, когда я не давал вам слова? Ставится на голосование проект федерального закона из пункта 7. Третье чтение. Включите режим голосования. Коллеги, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 46 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 61 чел.13,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Принят закон.
Заседание № 128
О проекте федерального закона № 223442-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость" (принят в первом чтении 23 октября 2009 года с наименованием "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, который имеет чрезвычайно важное значение для экономики страны в целом, и особенно в период кризиса. По существу, речь идёт об одной из основных проблем сегодняшней налоговой системы - проблеме возмещения НДС. Напомню, что сегодня, для того чтобы получить возмещение НДС, предприятиям необходимо несколько месяцев, а то и больше. Ещё чаще они не получают возмещения, в результате вымываются оборотные средства, а мы одновременно с этим решаем вопрос о том, как оставить деньги или как кредитовать реальный сектор экономики. Проблема эта обострялась всегда тем, что практически невозможно было примирить между собой вопросы, связанные с налоговым контролем: как, сохранив качество контроля, одновременно не вымывать эти средства? Вот эта попытка была предпринята в законопроекте, который был разработан и внесён депутатами от "ЕДИНОЙ РОССИИ" и принят в первом чтении. Сразу хочу сказать буквально несколько слов о том, какие изменения внесены ко второму чтению, с тем чтобы мы могли после этого спокойно идти по таблицам. Главная задача, которую мы ставили, - лишить чиновника налогового ведомства возможности по своему усмотрению принимать решение возмещать или не возмещать. Вот законопроект даёт точный ответ на этот вопрос. В случае если предприятие отвечает тем условиям, которые прописаны в этом законе, после подачи заявления НДС будет возмещён в течение двенадцати дней с момента подачи. Кто имеет право на это? Все предприятия, то есть все налогоплательщики, представившие банковскую гарантию. Другая категория, которую мы прописали, - это категория налогоплательщиков, которая существует не менее трёх лет и которая уплачивает в бюджет по итогам трёх лет по четырём видам налога - налог на прибыль, НДС, акцизы и НДПИ - сумму в 10 миллиардов рублей, то есть это крупные компании. Сразу хочу сказать, что данные налогоплательщики внесены сюда не случайно и цифра поставлена не случайно, она просчитана. По существу, мы проводим достаточно серьёзный эксперимент с точки зрения того, каким образом допустить предприятие, чтобы даже без банковской гарантии этот порядок мог соблюдаться. Ясно, что нельзя это делать сразу. Напомню, что сумма невозвращённого НДС по различным периодам порядка 450 миллиардов рублей, то есть мы рискуем по итогам первого квартала получить кассовый разрыв в сотни миллиардов рублей. Государство идёт на этот риск, для того чтобы иметь возможность сохранить деньги в реальном секторе экономики. Последнее. Мы прописали детально все процедуры, связанные с поведением налогоплательщиков, налоговых органов, банков. Прописаны все детали, связанные с гарантией: кто имеет право её выдать, каким образом она принимается. Я повторяю, исключена любая возможность принятия или непринятия решения по усмотрению чиновника. Данный порядок не заменяет существующий, а существует наряду с действующим порядком возмещения НДС. Таким образом, речь идёт о получении каждым налогоплательщиком дополнительного права исходя уже из здравого смысла принимать решение, воспользоваться ему этим правом или нет. Две таблицы поправок - таблица принятых поправок и таблица отклонённых. Просил бы просто перейти к рассмотрению таблиц поправок. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, двадцать две поправки комитет рекомендует принять. Есть замечания по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 49 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2% Результат: принято Принято. Отклонённые поправки - их десять - будем обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 29 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 58 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2% Результат: принято Принимается.
Заседание № 119
О проекте федерального закона № 223442-5 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 19 - он на фиксированное время, раньше, чем "час заявлений", - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость". Докладывает Юрий Викторович Васильев. Он постарается коротко доложить. ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Постараюсь коротко доложить, но, вообще-то, вопрос, который мы сегодня рассматриваем, очень сложный. Вы помните, уважаемые коллеги, все те многолетние дискуссии, которые касались НДС, вплоть до того, что в августе текущего года предлагали, чтобы он почил в бозе. Как я уже сказал, попытки усовершенствовать механизм возмещения НДС, предпринимались и раньше, но никак эту ситуацию кардинально изменить не получалось. Вот слова "не получалось" больше всего здесь подходят. Основная проблема процедуры возмещения НДС - это срок рассмотрения, всё. И вот в этом была вся суть. В настоящее время с момента подачи налоговой декларации до момента вынесения решения о возмещении может пройти более четырёх месяцев, а часто это длится годами, естественно. Ну и столь продолжительный срок возмещения отвлекает значительные суммы оборотных средств у наших налогоплательщиков и является реальным тормозом развития их экономической активности, особенно в период кризиса, который имеет место. Что предлагают авторы в качестве основных мер по совершенствованию данной процедуры? Итак, мы руководствовались следующими основными принципами. Первое. Ускоренный порядок возмещения НДС должен применяться не только в отношении возмещения налога экспортёрами, но и во всех случаях возмещения налога, в том числе и в отношении налогоплательщиков, которые осуществляют капитальные вложения, о чём Борис Вячеславович говорил ещё года четыре назад. Второе. Ускоренное возмещение НДС не должно приводить к снижению эффективности налогового контроля. Поэтому в ходе подготовки законопроекта не нашли поддержки предложения отдельных представителей бизнес-сообщества, которые сводились исключительно к сокращению срока проверки налоговых деклараций налоговыми органами. Третье. Законопроектом предлагается ввести заявительный порядок возмещения НДС, при котором решение о возмещении должно приниматься в максимально короткий срок после подачи налогоплательщиком налоговой декларации. Однако в ходе последующей, уже камеральной, проверки налоговый орган должен убедиться в наличии установленных законом оснований возмещения налога и в случае их отсутствия взыскать с налогоплательщика полученные им суммы возмещения вместе с пенями и штрафами. Четвёртое. Предполагается, что заявительный порядок возмещения НДС будет применяться наряду с действующим сегодня порядком (то есть он остаётся), при этом доступ к этой процедуре должны иметь все налогоплательщики. Вместе с тем, возмещая НДС до завершения проверки, государство должно иметь гарантии возврата НДС налогоплательщиками, которые нарушили установленные законом основания для возмещения. Поэтому законопроектом предлагается для разных категорий налогоплательщиков установить разные условия доступа к заявительному порядку. Так, в отношении крупнейших налогоплательщиков эта процедура может быть применена без каких-либо дополнительных условий. К данной процедуре могут быть так же, безусловно, допущены налогоплательщики, параметры финансовой деятельности которых отвечают определённым критериям, свидетельствующим об их платёжеспособности и добросовестности. На всех остальных налогоплательщиков предлагается распространить заявительный порядок возмещения лишь при наличии соответствующей банковской гарантии, согласно которой банк обязуется компенсировать бюджету потери в размере неуплаченных налогов, пеней и штрафов в случаях, которые были выявлены камеральной проверкой. Представляется, что предусматриваемая законопроектом возможность получения и возмещения НДС в минимальные сроки должна самым благоприятным образом отразиться на улучшении финансового положения налогоплательщиков, сохранении их оборотных средств. При этом немаловажное значение имеет то, что заявительный порядок возмещения НДС не приведёт к сокращению срока и соответственно к ухудшению качества налогового контроля. Учитывая исключительную важность данного законопроекта, который улучшает ситуацию с налогоплательщиками, мы просим и хотели бы, чтобы данный законодательный акт вступил в силу с 1 января 2010 года. Поэтому прошу поддержать его и принять в первом чтении. Все моменты, которые касаются дальнейшей отработки механизма, будут рассматриваться ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Викторович. Именно поэтому я и настаивал на том, чтобы рассмотреть этот законопроект сегодня. Для содоклада на трибуну приглашается заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Андрей Михайлович Макаров. Надеюсь, он тоже понимает необходимость лаконичного доклада. МАКАРОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я надеюсь, что вы не думаете, что заместитель председателя комитета сейчас вышел на трибуну для того, чтобы опровергнуть слова председателя комитета, тем более что, на мой взгляд, Юрий Викторович настолько подробно изложил содержание законопроекта, что нет необходимости повторять те аргументы, которые сейчас были высказаны. Совершенно очевидно, что это важнейшая проблема для бизнеса - сохранение оборотных средств в экономике, и вот решение этой проблемы, над чем много лет работало очень много людей и было много споров, действительно предложено в законопроекте "ЕДИНОЙ РОССИИ". Комитет поддерживает это предложение, но мне хотелось бы сейчас сказать буквально два слова только об одном. У нас шли очень долгие споры с Федеральной налоговой службой, с правительством, и сегодня все пришли к выводу, что предлагаемое в законопроекте решение является оптимальным. Вот это очень важно на самом деле. И мы получаем возможность сохранить в экономике оборотные средства наших предприятий, сотни миллиардов рублей (вот что самое главное), не ослабив при этом качество налогового контроля. Многое предстоит сделать ко второму чтению, поработать над критериями, посмотреть, какие банки могут выдавать гарантию, как этот список утверждается, какой должна быть эта гарантия, а пока работа продолжается, и мы приглашаем всех присоединиться к этой работе. Правительство поддерживает данный законопроект. Комитет тоже считает, что он должен быть принятым, и мы просим вас поддержать его принятие в первом чтении. Как справедливо заметил Юрий Викторович, очень важно для экономики страны, чтобы этот законопроект стал законом с 1 января следующего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, настаивает ли кто-то на вопросах? Нет. Настаивает ли кто-то на обсуждении? Депутат Гартунг. Ну, я не могу не дать ему слова. Пожалуйста, депутат Гартунг. С места. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Уважаемые коллеги, вопрос, который сейчас обсуждается, действительно чрезвычайно важен. Проблема НДС не сегодня появилась, её, в общем-то, давно нужно было решать. Да, действительно, нужно согласиться с тем, что этот законопроект упрощает жизнь крупных налогоплательщиков, крупных экспортёров, и упрощает процедуру возмещения НДС, и, самое главное, сокращает сроки. Но это не для всех, а только для крупных предприятий, к сожалению, малый бизнес остаётся за бортом. Малый бизнес, если он использует специальные налоговые режимы, не может быть поставщиком производителей продукции, потому что налоги по его комплектующим, по его поставкам к возмещению не будут предъявляться и автоматически для потребителей его продукция становится на 18 процентов дороже. К сожалению, данный законопроект эту проблему не решает. Мне кажется, было бы правильнее пойти по другому пути - изменить вообще порядок начисления НДС и определять его, так скажем, прямым счётом: независимо от того, являются поставщики продукции плательщиками НДС или не являются, НДС должен браться из разницы между выручкой и суммой, оплаченной поставщиком. Таким образом, мы упростили бы процедуру возмещения НДС, ушли бы от счетов-фактур. Я думаю, что для всех субъектов бизнеса мы тогда эту проблему сняли бы раз и навсегда. К сожалению, этот законопроект хоть и улучшает ситуацию для части бизнес-сообщества, но для всех её не решает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства не настаивают на выступлении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 40 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4% Результат: принято Принято.