Заседание № 173
30.06.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 223442-4 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу гражданам, имеющим ребёнка-инвалида; внесён Законодательной Думой Хабаровского края).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6121 по 6465 из 7744
Переходим к 39-му пункту повестки дня. У нас есть письменное обращение коллеги Озерова, который просит рассмотреть законопроект без своего участия. Я объявляю обсуждение пункта 39.1. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". У нас альтернативный законопроект с тем же названием, пункт 39.2. И по обоим законопроектам докладчик от Комитета по обороне - депутат Николай Максимович Безбородов. Я приглашаю его на трибуну, он выступает сразу по двум законопроектам, пункты 39.1 и 39.2. Пожалуйста, Николай Максимович. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! По проектам федеральных законов целесообразно сделать один общий содоклад, поскольку законопроекты альтернативные, имеют один и тот же предмет. Комитет по обороне рассмотрел представляемый в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", внесённый Законодательной Думой Хабаровского края, и проект федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", внесённый Законодательным Собранием Ивановской области. Цель законопроектов гуманная, благая - предоставить отсрочку от призыва на военную службу гражданам, имеющим ребёнка-инвалида. В то же время Комитет по обороне принял решение рекомендовать Государственной Думе оба законопроекта отклонить. Из чего исходит Комитет по обороне, представляя законопроекты к отклонению? Из того, что цель законопроектов после их внесения уже частично реализована. Так, Государственная Дума 14 июня сего года и Совет Федерации 23 июня сего года приняли Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока службы по призыву". Указанный федеральный закон частично реализует цель рассматриваемых сегодня законопроектов. Больше того, при обсуждении указанного законопроекта во втором чтении на пленарном заседании были рассмотрены многочисленные поправки депутатов Государственной Думы о предоставлении отсрочек от призыва на военную службу гражданам, имеющим детей-инвалидов. По сути, они идентичны изменениям, которые предлагают Законодательное Собрание Ивановской области и Законодательная Дума Хабаровского края. Была всесторонне, глубоко проанализирована возможность принятия таких поправок, но при этом были также учтены реальное состояние призывного контингента и возрастающие потребности Российской Федерации в призывных ресурсах с 1 января 2008 года. В результате пленарное заседание сочло возможным и необходимым принять лишь поправку депутатов Государственной Думы Екатерины Филипповны Лаховой и Татьяны Владимировны Яковлевой, а именно Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока службы по призыву" с 1 января 2008 года закрепляет отсрочку для граждан, имеющих ребёнка-инвалида только в возрасте до трёх лет. Таким образом, цель рассматриваемых сегодня законопроектов, внесённых Законодательным Собранием Ивановской области и Законодательной Думой Хабаровского края, частично достигнута. Достигнуть её полностью сегодня не представляется возможным. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Учитывая изложенное, Комитет по обороне предлагает Государственной Думе представленные законопроекты отклонить. Просим поддержать. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я для стенограммы хочу уточнить: я сказал, что только по пункту 39.1 отсутствует докладчик, но и по законопроекту под пунктом 39.2 повестки дня у нас также есть письмо председателя Законодательного Собрания Ивановской области с просьбой рассматривать данный вопрос без участия его представителя. Поэтому мы выполнили норму Регламента. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы у Останиной Нины Александровны и у Попова Сергея Алексеевича. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Николай Максимович, я сожалею, что именно вы от имени комитета докладываете заключение этого комитета. Мне кажется, что это как-то не в ладу ни с вашими профессиональными качествами, ни с человеческими качествами, ни с политической позицией. Я думаю, что не случайны были ваши оговорки о том, что этот закон лишь частично решает задачи, которые перед ним стоят. И тем не менее, Николай Максимович, вы помните, наверное, вот те споры, которые были вокруг поправок при обсуждении законопроектов вообще об отмене льгот, в том числе и по этой отсрочке. Как вы считаете, отклонение вот этих законопроектов, вообще, способствует достижению цели, которую поставило перед собой Министерство обороны, - решению вопроса с набором призывников? То есть какое количество призывников получит наша армия в случае отмены вот этой отсрочки? Спасибо. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Многоуважаемая Нина Александровна, утверждать, что мы, отвергая сегодня законопроекты, сотворили справедливость, - это будет даже не лукавство, я скажу, а это будет цинизм. Почему? Потому что, проведя ревизию девяти отсрочек, мы добились того, что лишь 13 процентов призывного контингента приходит на призывные пункты, а 87 процентов молодых людей сегодня освобождены от призыва. Скорее всего, то, что мы делаем - это заявка на справедливость, а чтобы стало по-настоящему справедливо, я считаю, и правительство, и Государственная Дума четвёртого созыва до окончания своей работы должны сделать всё, чтобы 87 процентов приходили на призывные пункты, а 13 процентов были освобождены. Вот тогда будет справедливо. Призывать сегодня отцов больных детей, когда нет войны, а здоровых не призывать - это не совсем нормально для общества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Попов Сергей Алексеевич. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Николай Максимович, ну вот вы сами сказали, что уже принятыми законами удалось частично решить проблему, которая, как вы сами признали, есть. Но меня здесь интересует вопрос политики, которую проводит ваш комитет. Комитет ведь ваш выносит заключения. Ваш комитет говорит, что данный закон, по сути дела, циничен. Цинична та ситуация, при которой мы делаем, попросту говоря, видимость того, что решаем проблему, а забираем бог весь кого, с инвалидами связываться стали. Почему ваш комитет такой законопроект вносит? И ещё вопрос в этом же плане, в этом же ключе. В комитете есть представители разных фракций. Как голосовали представители разных фракций в вашем комитете? Расскажите нам, пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Безусловно, представители фракции Коммунистической партии Российской Федерации голосовали за то, чтобы эти законы были приняты. Остальные члены комитета, представляющие остальные фракции, голосовали за то, чтобы их отклонить, при этом исходили всё-таки из тех аргументов, которые сегодня представило Правительство Российской Федерации: мы провели ревизию девяти отсрочек, останавливаться не будем, и в ближайшее время будут проведены ревизии шестнадцати оставшихся, с тем чтобы в России всё-таки все, кто здоров психически и физически, призывались в Вооружённые Силы. Это должно стать выполнением конституционного долга, священной обязанностью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть, вижу две руки: депутат Смолин и депутат Овсянников. Подводим черту. А, три: депутаты Останина, Смолин и Овсянников. Депутат Останина, пожалуйста, вам слово. Николай Максимович, присаживайтесь. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, Олег Викторович. Николай Максимович, из всего сказанного вами можно согласиться лишь с одной частью - с тем, что законы эти циничны, несправедливы по отношению к людям, с которыми сама природа поступила несправедливо, поэтому говорить о справедливости, даже о заявках на справедливость, каковыми вы назвали мнение своего комитета, конечно, я думаю, совершенно безосновательно. Мне представляется, что у этих предложенных законопроектов три стороны: одна сторона - правовая, другая сторона - материально-экономическая и третья сторона - нравственная. Что касается стороны правовой, то нарушается основной закон, Конституция, право ребёнка на то, чтобы его воспитывали родители. Государство не исполняет таких обязательств. Самое главное, есть статья 7 Конституции - о том, что Россия является социальным государством. То, что комитет отвергает предложенные законопроекты, как раз входит, вступает в противоречие с этой нормой Конституции, которая заявляет о социальном характере нашего государства. Что касается материальной стороны, то, конечно же, понятно, что то пособие, которое получает семья, имеющая ребёнка-инвалида, ни в коей мере не покрывает затраты на воспитание этого ребёнка. Ну а что касается стороны нравственной, то, действительно, изначально природа уже обделила этих людей, ограничив их физические, а иногда и психические возможности, и если мы сейчас проявим вот такое негуманное отношение к этим людям... Я никому не желаю воспитывать ребёнка-инвалида, потому что это очень печально. Думается, что зачастую родители - это единственный круг общения этого ребёнка. Поэтому ограничивать общение ребёнка, оставив только одну мать, их один на один, - конечно, я считаю, что это очень жестоко по отношению к детям-инвалидам. И наконец, последнее. Заключения комитета, которые даются на эти законопроекты, с отрицательным отношением к ним, не решают главной цели - сократить количество отсрочек и тем самым увеличить количество призывников. Николай Максимович затруднился назвать, какое число призывников даст снятие этой отсрочки, но цифра "13 процентов", которую получили в результате отмены девяти отсрочек, наверное, говорит сама за себя. Я думаю, что если быть повнимательнее, то среди 87 процентов призывников, имеющих право на отсрочку, наверное, можно найти категории, которые находятся в несравненно более благополучном положении, чем родители детей-инвалидов. Мы, конечно, будем голосовать за предложение региональных законодательных органов. Тем более, что если взять статистику, то у нас получается, что и до десятой доли процента не доходит число законодательных инициатив, которые поступают сюда, в Государственную Думу, от региональных парламентов и находят поддержку. Было бы честнее тогда сказать: ребята, вообще не обращайтесь к нам, в Думу, не приезжайте, не тратьте деньги, потому что законы, которые вносите вы, Дума принимать не будет. Я призываю всех депутатов проголосовать за законопроекты, которые предложены ивановским Законодательным Собранием и хабаровской Думой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оба сразу? Так, пожалуйста, депутат Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги и уважаемый Олег Викторович! Я постараюсь быть кратким. Такие законопроекты можно рассматривать с трёх основных позиций: это целесообразность, гуманность и справедливость. Так вот в том, чтобы их отклонить, нет ни целесообразности, ни гуманности, ни справедливости. Что касается целесообразности, уважаемые коллеги, даже Комитет по обороне не знает, сколько потеряет армия. По нашим оценкам, потери эти будут ничтожными, поэтому никаких проблем армии отсутствие такой отсрочки не решает. Более того, одна из главных причин, по которой молодые парни не попадают в армию, - это состояние их здоровья. Вместо того чтобы отбирать отцов у детей-инвалидов, давайте лучше мы на национальный проект "Здравоохранение" выделим больше денег и примем специальную его часть - программу укрепления здоровья старших школьников, студентов, вообще парней, молодёжи, и тогда контингент, призываемый в армию, будет значительно увеличен. Второе, что касается гуманности. Коллеги, не дай вам бог иметь ребёнка-инвалида, никакими деньгами, которые обещает Министерство обороны матерям таких малолетних детей, инвалидность ребёнка вы не перекроете никогда. И наконец, что касается социальной справедливости, лучше Николая Максимовича, пожалуй, об этом не скажешь: действительно абсурдно, когда люди с хорошим состоянием здоровья получают отсрочки, а люди, которые оказываются отцами детей-инвалидов, таких отсрочек не получают. Я, естественно, тоже прошу поддержать оба законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Овсянников, пожалуйста. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо Олег Викторович. Я не хочу показаться на фоне предыдущих двух выступавших каким-то злыднем и тем членом комитета, который проголосовал за отклонение этих законопроектов, но давайте подойдём к этим предложенным законопроектам опять же с трёх позиций: целесообразность, гуманность и справедливость, как обозначил депутат Смолин. Я согласен, что у многих депутатов дрогнет рука после выступления Нины Александровны (причём это женщина, которая говорит очень хорошо и правильно) и будет попытка, наверное, проголосовать за эти законы, но, с другой стороны, давайте посмотрим с точки зрения следующих аспектов. Целесообразность. Ну, во-первых, целесообразность отклонения всё-таки есть. Во время дискуссий, во время обсуждения внесённых в Госдуму региональными законодательными органами законопроектов я, допустим, проглотил тот аргумент, что лучше дать этой семье, семье ребёнка-инвалида 18 тысяч рублей и отослать на один год отца в армию, нежели сидеть стенать и думать, какие средства где взять на лечение этого ребёнка, на поддержание его в соответствующей форме. Я думаю, что 18 тысяч - это гораздо выше чем средняя заработная плата по Российской Федерации. Любая мать, которая имеет ребёнка-инвалида и, уверен, стеснена в финансовых средствах, с удовольствием сама поведёт в военкомат такого папашу. Второй момент, гуманность. Ну давайте подойдём с другой стороны к этому вопросу. Разве можно исключать вариант, что ради того, чтобы не идти в ряды Вооружённых Сил, могут сделать сознательно ребёнка, здорового ребёнка, инвалидом? А делается это элементарно просто: на последних месяцах беременности два-три удара кулаком в живот женщине, и всё, ребёнок рождается инвалидом. И после этого будут законные основания не идти в армию, хотя, возможно, что был бы рождён вполне здоровый, нормальный ребёнок. То есть давайте не будем идеализировать наше общество, у нас на двести человек одиннадцать негодяев. Это второй аспект. И третий аспект, справедливость. Вот справедливости ради надо сказать, что конституционный долг по защите Отечества - это и священный долг каждого мужчины в Российской Федерации, независимо от его социального статуса, от его семейного положения, от его, скажем так, какого-то положения на иерархической, служебной лестнице. Поэтому узаконим, уравняем всех мужчин в исполнении конституционного долга. И не надо спекулировать на этом: ой, ребёнок-инвалид! Да, согласен, есть проблема, но государство предлагает 18 тысяч рублей. Найдите сейчас любую территорию Российской Федерации, где, скажем так, средний заработок может быть приравнен к этой цифре. Я думаю, что вы затруднитесь, разве что речь пойдет о газонефтедобывающих регионах. Поэтому я считаю, что инициатива нормальная с точки зрения, скажем так, женщины, матери, каких-то вот таких мотивов, но с точки зрения конституционного долга, первое, обеспечения финансами семьи, второе, и всё-таки гуманности по отношению к, возможно, родившемуся бы здоровым ребёнку, третье (то есть я не исключаю вариант сознательного физического искалечивания ребёнка ради того, чтобы только не пойти в армию), - вот три слагаемых того, чтобы отклонить эти законопроекты сегодня на пленарном заседании. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у меня высветились фамилии Смолина и Останиной "по ведению". Уважаемые депутаты Смолин и Останина, вы имели возможность высказаться. Я дам вам слово, но если это будет не по ведению, я отключу микрофон, потому что, я считаю, обсуждение состоялось. "По ведению" - это если мы как-то неправильно, не по Регламенту обсуждаем данный вопрос. Господин Смолин, вам слово. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Спасибо. Действительно, я в порядке уточнения. Я хотел бы понять, а кто кому предложил 18 тысяч рублей? В каком законе это написано? И за какой срок предполагается 18 тысяч рублей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы можете уточнить этот вопрос... Я не знаю, кому адресован вопрос-то? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, уточните в рабочем порядке. Если депутат Овсянников ошибся или назвал другую цифру, вы нас потом проинформируете об этом. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 39.1: "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Мнение комитета - отклонить. Мы ставим эти проекты на рейтинговое голосование. Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.) Так. Поскольку голосование рейтинговое, мы пока не показываем результаты. Дальше ставится на голосование законопроект под номером 39.2 с тем же названием. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 39.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 10 сек.) Проголосовало за 74 чел.16,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 74 чел. Не голосовало 376 чел.83,6% Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 39.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 43 сек.) Проголосовало за 79 чел.17,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 79 чел. Не голосовало 371 чел.82,4% Пункт 39.2 набрал на пять голосов больше, поэтому я ставлю его на голосование, и в случае, если он наберёт больше двухсот двадцати пяти голосов, он будет принят в первом чтении. Голосуем пункт 39.2. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 36 сек.) Проголосовало за 78 чел.17,3% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 81 чел. Не голосовало 369 чел.82,0% Результат: не принято Обе законодательные инициативы считаются отклонёнными.