Заседание № 132

09.12.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 223291-4 "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части обеспечения гражданского контроля за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1319 по 1348 из 6890
У нас сегодня большой блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении.    
Вынесено одиннадцать законопроектов. Пункт 2. Проект федерального закона "О     
внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "Об Общественной         
палате Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по делам             
общественных объединений и религиозных организаций Сергея Александровича        
Попова.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по делам     
общественных объединений и религиозных организаций, фракция "Единая Россия".    
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по делам               
общественных объединений и религиозных организаций представляет                 
подготовленный к третьему чтению проект федерального закона "О внесении         
изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "Об Общественной палате           
Российской Федерации". Законопроект прошел правовую и лингвистическую           
экспертизы. Согласно заключению Правового управления к проекту закона           
замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера не       
имеется.                                                                        
                                                                                
Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций считает     
законопроект подготовленным к принятию в третьем чтении и просит вас            
утвердить это решение.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, нет замечаний по докладу? Нет. Выносим на "час               
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1608 по 1626 из 6890
Уважаемые коллеги, приступаем к "часу голосования". Ставится на голосование     
пункт 2, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 16       
Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации": принять в    
третьем чтении. Кто за? Прошу голосовать.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1%                                     
Проголосовало против            6 чел.1,3%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 131

07.12.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 223291-4 "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части обеспечения гражданского контроля за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации; принят в первом чтении 9 ноября 2005 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1331 по 1389 из 6990
Уважаемые коллеги, мы можем сейчас рассмотреть пункт 5 из блока                 
законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Проект федерального закона    
"О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "Об Общественной      
палате Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по делам             
общественных объединений и религиозных организаций Сергея Александровича        
Попова.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по делам     
общественных объединений и религиозных организаций, фракция "Единая Россия".    
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается   
проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального   
закона "Об Общественной палате Российской Федерации", подготовленный ко         
второму чтению. Ко второму чтению поступила одна поправка, которую комитет      
предлагает принять, и она включена в таблицу 1. Прошу проголосовать за          
таблицу 1.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, одна поправка. Есть ли необходимость   
обсудить, выступить кому-либо по этой поправке? Нет. Ставится на голосование    
таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу           
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ. Уважаемые коллеги, комитет предлагает принять данный    
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "Об Общественной         
палате Российской Федерации" во втором чтении. Прошу проголосовать.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              352 чел.78,2%                                     
Проголосовало против            8 чел.1,8%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 125

09.11.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 223291-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части обеспечения гражданского контроля за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3513 по 4005 из 6289
Мы переходим к рассмотрению пункта 13 нашего порядка работы. Проект             
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об               
Общественной палате Российской Федерации". Доклад полномочного представителя    
Президента Российской Федерации в Государственной Думе Косопкина Александра     
Сергеевича.                                                                     
                                                                                
КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в     
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! В     
соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации           
Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу проект               
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об               
Общественной палате Российской Федерации".                                      
                                                                                
За последнее время мы с вами рассмотрели уже несколько законопроектов,          
разработанных во исполнение поручений, обозначенных в Послании Президента       
Российской Федерации Федеральному Собранию на 2005 год. Рассматриваемый         
сегодня проект также направлен на реализацию задач, поставленных президентом    
перед законодателями в части обеспечения гражданского контроля за соблюдением   
телеканалами принципов свободы слова. С этой целью в Федеральный закон "Об      
Общественной палате Российской Федерации" вносятся следующие концептуальные     
изменения. Первое - устанавливаются полномочия Общественной палаты по           
осуществлению общественного контроля за соблюдением свободы слова в средствах   
массовой информации. Второе - Общественная палата наделяется правом             
привлекать граждан, общественные объединения и представителей средств           
массовой информации к обсуждению проблем соблюдения свободы слова в СМИ,        
реализации права граждан на распространение информации законным способом,       
обеспечения гарантий свободы слова и свободы средств массовой информации, а     
также вырабатывать рекомендации по данным вопросам. Третье - проектом           
предусматривается, что в целях реализации указанных функций Общественная        
палата будет вправе давать заключения о нарушениях свободы слова в средствах    
массовой информации и направлять их в регистрирующие, правоохранительные,       
надзорные органы либо непосредственно руководителям, учредителям средств        
массовой информации, допустившим нарушение, а также в иные компетентные         
государственные органы или должностным лицам.                                   
                                                                                
Таковы основные положения законопроекта, внесенного Президентом Российской      
Федерации. Прошу вас обсудить законопроект по существу и поддержать данную      
инициативу Президента Российской Федерации. Доклад закончен.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Присаживайтесь.             
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по делам общественных объединений и              
религиозных организаций Попова Сергея Александровича.                           
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по делам     
общественных объединений и религиозных организаций, фракция "Единая Россия".    
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Комитет по     
делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел             
законодательную инициативу президента и поддерживает концепцию данного          
законопроекта. Помимо этого положительные заключения дали Комитет по            
информационной политике и Правительство Российской Федерации.                   
                                                                                
Я хотел бы обратить внимание коллег на два принципиальных момента, которые      
появились в данном законопроекте. В базовом законе достаточно подробно          
описаны возможности и полномочия Общественной палаты и членов Общественной      
палаты по контролю за соблюдением прав и свобод граждан в нашем обществе.       
Делается очень серьезный шаг с точки зрения введения новой системы              
общественного контроля за деятельностью всей системы исполнительной власти      
как на федеральном, так и на региональном уровнях и за деятельностью органов    
местного самоуправления. Однако в базовом законе вопросы, связанные с           
соблюдением свободы слова, правом граждан на распространение и получение        
достоверной информации, были описаны достаточно общо. Вот сегодняшняя           
законодательная инициатива президента восполняет данный пробел, создает         
нормальные правовые основы для того, чтобы гражданское общество более активно   
могло влиять на ситуацию со свободой слова.                                     
                                                                                
Мало того, законопроект не только фиксирует, или закрепляет, право              
Общественной палаты, вводя определенные изменения в статью о ее полномочиях,    
но и раскрывает механизм реализации этого права. Причем что касается            
механизма, я особенно хотел бы подчеркнуть следующее. Мы все говорим о том,     
как привлечь отдельных граждан, общественные объединения к решению этой         
задачи. Вот сегодня у Общественной палаты появляется реальная правовая          
возможность для того, чтобы опираться на общественное мнение, которое есть      
или может возникать по поводу тех или иных публикаций, показов на каналах       
телевидения. Мало того, Общественная палата получает право за счет тех фигур,   
которые сегодня уже вошли в состав Общественной палаты и еще войдут при         
формировании ее второй и третьей частей, реально влиять на ситуацию через       
свои заключения, через обращения в соответствующие компетентные органы.         
                                                                                
С нашей точки зрения, этот законопроект является очень актуальным,              
необходимым, и мы предлагаем его поддержать. Хотел бы напомнить, что исходя     
из поручений, которые давало руководство Государственной Думы, по пяти          
направлениям были созданы рабочие группы. Одна из таких рабочих групп по        
конкретному направлению работала под руководством Любови Константиновны         
Слиски. Был целый ряд заседаний, в которых принимали участие представители      
всех фракций Государственной Думы. И мы сегодня с удовлетворением отмечаем,     
что многие из наших наработок поддержаны президентом и учтены в данном          
законопроекте. Предлагаем его поддержать.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться.                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожигайло Павел Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ПОЖИГАЙЛО П. А., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вот мы недавно обсуждали    
вопрос, связанный с Хартией телерадиовещателей, и в этой связи я хотел бы       
сказать следующее. Мне кажется, что сегодня актуален не столько гражданский     
контроль за соблюдением свободы слова, этот контроль, наверное, должны          
осуществлять суды и прочие структуры, которые следят за соблюдением             
законодательства. Общественная палата как прогрессивная структура, призванная   
заниматься вопросами действительно стратегического для страны характера,        
наверное, должна осуществлять гражданский контроль по защите нашего             
нравственного пространства. И здесь стоит вопрос не о том, что мы должны        
защищать свободу слова с точки зрения всех этих программ Малахова и так         
далее, которые в этой ситуации будут защищены еще и Общественной палатой, а о   
том, как нам сделать другое телевидение, как нам сделать другие продукты,       
которые будут приходить в средства массовой информации и которые                
действительно будут нам... (Микрофон отключен.)                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вопрос к кому?                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич, планируется ли что-то подобное       
тому, о чем сказал господин Пожигайло, в отношении контроля не только за        
соблюдением свободы слова, но и контроля за средствами массовой информации      
для обеспечения нормальных телепрограмм, которые мы хотели бы видеть?           
                                                                                
КОСОПКИН А. С. Спасибо, Любовь Константиновна.                                  
                                                                                
Я услышал в основном не столько вопрос, сколько выступление депутата            
Пожигайло. Отвечая все-таки на тот вопрос, который сформулировала и             
адресовала мне Любовь Константиновна, я хотел бы сказать, что президент в       
равной с депутатами степени является одной из сторон законодательного           
процесса. То есть вы вправе сами инициировать вопрос, оформить эту инициативу   
как законодательную и предложить своим коллегам для рассмотрения. Президент     
сейчас выполняет вместе с вами то, что в принципе он обозначил в послании на    
2005 год. Сергей Александрович правильно сказал, что были созданы рабочие       
группы, и сейчас эти рабочие группы четко в соответствии с договоренностью,     
которая была с президентом, выполняют свои функции, а президент включает        
совместные наработки в законопроект. Поэтому то, о чем вы говорите, ради        
бога, никому не возбраняется делать и вносить.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тюлькин Виктор Аркадьевич, ваш вопрос.                    
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. К Сергею Александровичу вопрос. Основной проблемой является       
отражение в средствах массовой информации наличия политической оппозиции и      
пропорционального представления различных точек зрения. С этой стороны          
Общественная палата политическим органом не является, и, более того, туда       
представители политических сил и партий не приглашаются. Вся Общественная       
палата построена по принципу... состоит из первого, второго и третьего          
составов, зависит от желания президента, исполнительной власти. Поэтому не      
является ли это, вообще-то, каким-то нонсенсом, что сама исполнительная         
власть через своих представителей будет контролировать свободу слова,           
соблюдение пропорциональности какой-то и прочего?                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович Попов.                   
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ. Виктор Аркадьевич, вы, наверное, помните базовый        
закон и основные положения этого закона. Вот одной из принципиальных позиций,   
которую мы с вами вместе зафиксировали, приняв этот закон, является введение    
системы механизма общественного контроля. Если мы с вами соглашаемся с той      
позицией, что Общественная палата будет контролировать деятельность             
правительства, исполнительных органов власти, то мы с вами должны признать,     
что появляется определенный отдельный институт, который будет высказывать не    
свою политическую позицию, а точку зрения всех, выражать ее. Именно поэтому     
Общественная палата и не является ангажированной политически, там запрещено     
участвовать представителям различных политических партий. С моей точки          
зрения, в развитие этого положения добавление возможности контроля              
Общественной палаты за соблюдением свободы слова в средствах массовой           
информации, за получением гражданами достоверной информации является            
логическим продолжением той концептуальной, базовой основы, которая заложена    
в этом законе, поэтому у меня, например, никаких сомнений нет.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Попов Сергей Алексеевич, ваш вопрос.                                            
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня вопрос к Александру Сергеевичу. Уважаемый           
Александр Сергеевич, вы в своем выступлении воспроизвели третий абзац           
пояснительной записки Владимира Владимировича Путина, в которой говорится,      
что предлагается дополнить закон новым пунктом, в соответствии с которым        
Общественная палата вправе привлекать граждан, общественные объединения и       
представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся    
соблюдения свободы слова и других вопросов. А скажите, пожалуйста, что, по      
другим вопросам Общественная палата не имеет права привлекать граждан,          
общественные объединения? И если, не дай бог, мы этот законопроект не примем,   
то к обсуждению вопросов, касающихся свободы слова, Общественная палата уже     
не будет вправе привлекать граждан, общественные объединения и организации?     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Сергеевич.                          
                                                                                
КОСОПКИН А. С. Сергей Алексеевич, я начну с того, с чего начинал Сергей         
Александрович. Такое ощущение, что базовый закон многие депутаты забыли. В      
базовом законе всё прописано. Сейчас же мы ведем речь только о тех              
полномочиях, которые придаются палате по общественному контролю за              
соблюдением свободы слова. Всё. Мы пока что обсуждаем эту тему. Всё             
остальное, о чем вы говорите и что перечисляете, есть в базовом законе. Надо    
его еще разок прочитать, я чувствую.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Виктор Егорович, ваш вопрос.                     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
У меня тоже вопрос к представителю президента, хотя может, конечно, и Попов     
Сергей Александрович ответить.                                                  
                                                                                
Я не совсем понимаю, точнее, совсем не могу понять, что означает общественный   
контроль за деятельностью двадцати пяти тысяч муниципальных образований некой   
группы, пусть даже и очень большой, что означает давать заключения о            
нарушениях законодательства. Это что, прокуратура? Это что, суд? И вообще,      
какие такие... в правовой системе это как всё укладываться должно? Вот будет    
сидеть некая группа людей, напишет нечто - и это будет заключением? Какую       
правовую основу вообще это будет иметь, для того чтобы решать и направлять в    
соответствующие органы? Направили в прокуратуру - и что дальше? Прокуратура     
должна выполнить волю этой палаты или как? Мы, вообще, в правовую систему-то    
въехали с этими предложениями? Это не народный контроль. Даже народный          
контроль имел... (Микрофон отключен.)                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Егорович.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Александр Сергеевич, ответьте.                                      
                                                                                
КОСОПКИН А. С. Виктор Егорович, устал уже говорить, что в базовом законе        
многие вещи прописаны. Просто вы сейчас поставили вопрос, если его так          
упростить: какой юридической силой обладают те решения, которые будет           
принимать Общественная палата? Там всё это прописано! Там нет, может быть,      
радикальных вещей, про которые вы говорите, но про решения палаты там всё       
прописано.                                                                      
                                                                                
Что же касается множества муниципальных средств массовой информации, любых      
средств массовой информации, то у нас и палата формируется по принципу          
разного представительства из разных мест. Поэтому я считаю, что тот вопрос,     
что вы ставите, может быть, и имеет законные основания, но надо пройти путь     
правоприменительной практики, посмотреть, как это будет на практике, и может    
быть, к каким-то вещам вернуться.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И добавить хочет по этому вопросу Сергей Александрович Попов.                   
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ. В дополнение к тому, что сказал Александр Сергеевич.    
На самом деле, если мы посмотрим в целом этот закон, там очень точно выстроен   
механизм принятия решений Общественной палатой, и я думаю, что нам не нужно     
это подвергать сомнению, наоборот, надо всячески помогать этому. Сегодня в      
целом ряде мест люди не знают, куда обращаться. Есть реальные нарушения,        
которые мы фиксируем, фиксируют на местах, вы поднимаете в Государственной      
Думе, но гражданское общество реально не знает, куда с этими жалобами           
обратиться. Мы сегодня даем возможность федеральному органу - Общественной      
палате - аккумулировать эти предложения, замечания, пожелания и вырабатывать    
свое заключение. Я думаю, это только отрадный и позитивный момент, если         
Общественная палата будет иметь такую возможность. То же самое по любому        
муниципалитету. Палата не будет бездумно готовить заключение, она обязательно   
должна будет разобраться, рассмотреть ситуацию, и, если будут основания для     
обращения в соответствующие компетентные органы, она будет обращаться.          
Поэтому здесь всё очень грамотно, взвешенно записано.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Анатолий Семёнович, ваш вопрос.                                          
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемый Александр Сергеевич, в соответствии с законопроектом     
Общественная палата может давать рекомендации по вопросам, связанным со         
свободой слова в СМИ. Означает ли это, что Общественная палата может давать     
рекомендации или заключения по вопросам, связанным с пропагандой культа         
насилия и жестокости в СМИ, что было бы, конечно, очень важно при               
квалификации определенных демонстраций, показов, в СМИ?                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Сергеевич.                          
                                                                                
КОСОПКИН А. С. Если отвечать коротко, Общественная палата может выполнять и     
эти функции - давать рекомендации, обращать внимание определенных органов на    
то, что происходит в СМИ, что СМИ там нам показывают и так далее, так что я     
отвечаю утвердительно: может.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Я вижу три руки: Попов,        
Насташевский и Тюлькин.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, первый - Тюлькин Виктор Аркадьевич. По три минуты, как обычно.      
Три выступающих всего было заявлено.                                            
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Можно было бы, так сказать, опять возвратиться к базовому         
закону, вспомнить там какие-то пункты, но хочется начать с простой фразы: не    
надо нас дурачить, уважаемые представители "Единой России", президента и        
правительства, ну не надо! Потому что свобода слова в общепринятом понимании    
есть объективное отражение тех настроений, которые имеются в обществе,          
отражение политических сил, их удельного расклада и так далее, и тому           
подобное.                                                                       
                                                                                
Вся озабоченность сегодня оттого, что и так уже установили диктат партии        
власти во главе с моральным лидером - президентом, когда с экранов идет одна    
антисоветчина, другого ничего не дождешься, и когда оппозиции практически       
невозможно выйти в СМИ. Есть вообще процедура общественного контроля? Есть.     
Есть примеры других стран, и нам они известны. Но здесь вы снова действуете,    
так сказать, лукаво и окольными путями. Сначала ввели некую Общественную        
палату, которая на поверку никакой общественной не является, а является         
палатой при президенте. Он назначает первые четыре десятка, те следующих        
выбирают, и все вместе еще кого-то вытаскивают. Ну чего вы нас дурачите? Кого   
она будет проверять? Какое мнение она будет выносить? Что, она поможет          
реализации слов президента о том, что оппозиция должна иметь возможность        
высказаться и должна быть услышана? Говорил это президент или нет? Значит,      
опять все эти его слова - это в лучшем случае лукавство (сказал бы более        
прямо, но знаю, что лишат слова), и больше ничего не будет.                     
                                                                                
Поэтому никакой это не контроль за свободой слова, это, если прямо говорить,    
усиление существующего диктата исполнительной власти и партии, которая при      
власти, пока при власти находится при этой. Ничего другого за вашими            
действиями нет. Причем специально вы это не ввели сразу в базовый закон,        
чтобы окольными путями потом протащить, чтобы менее заметно было. Так что,      
конечно, проведете, сидит вас тут большинство, кнопки жмете. Но заканчиваю      
тем, с чего начал - не надо дурачить людей, говорите прямо: мы будем            
контролировать. И берите на себя ответственность.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, у нас четверо выступающих, поэтому давайте продлим время до            
окончания рассмотрения и потом объявим перерыв. Кто за это предложение? Прошу   
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин.08 сек.)                  
Проголосовало за              310 чел.68,9%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    311 чел.                                          
Не голосовало                 139 чел.30,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Попов Сергей Алексеевич, с места.                                               
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что законопроект на     
самом деле довольно пустой. Он на самом деле создает только видимость           
добавления каких-то прав Общественной палате. Ну судите сами: здесь             
говорится, что Общественная палата вправе привлекать граждан, общественные      
организации, представителей средств массовой информации к вопросам, условно     
говоря, свободы слова. А что, без этого законопроекта она их не вправе          
привлекать? Да очевидно, что вправе! Это следует из базового закона, кстати,    
Александр Сергеевич, уважаемый.                                                 
                                                                                
Следующее - Общественная палата вправе давать заключения о нарушениях           
законодательства Российской Федерации. Да любой человек вправе давать           
заключения! Вопрос в том, какова сила этих заключений. А так заключение любой   
из нас или из вас может написать. Эти заключения она может направлять в         
компетентный государственный орган должностным лицам - да в Конституции         
сказано, что любой отдельный гражданин вправе обращаться в государственные      
органы по любым вопросам и их должны рассматривать. А уж тут целая              
Общественная палата! И по этим вопросам, и по другим она и без этого закона     
может.                                                                          
                                                                                
Поэтому я могу сказать, что закон не прибавляет, по сути дела, никаких          
полномочий, это просто расширение текста закона "Об Общественной палате...",    
приделывание к нему некоторых финтифлюшек и украшений.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Насташевский, пожалуйста.                         
                                                                                
НАСТАШЕВСКИЙ С. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском    
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Любовь Константиновна, уважаемые коллеги-депутаты! Ну во-первых, в статье 2     
уже предоставлена возможность Общественной палате рассматривать вопросы,        
связанные со свободой слова, там прямо сказано: выдвижение и поддержка          
гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на        
реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и          
общественных объединений. Свобода слова - это закрепленное в Конституции        
право каждого гражданина Российской Федерации, но почему-то законопроект        
сужает это понятие и предлагает Общественной палате рассматривать только        
свободу слова в средствах массовой информации. Это уже есть некое               
ограничение.                                                                    
                                                                                
Дальше. Не очень понятно, почему сделан акцент именно на свободе слова в        
средствах массовой информации, что предполагает данный законопроект. Почему     
не внесена поправка, такая же по значимости, о положении дел со свободой        
предпринимательства у нас в России, с коррупцией? Да мало ли у нас в России     
узких мест?! Огромнейшее количество! Нет, тем не менее предлагается вот такая   
красная тряпка, как говорится, о свободе слова в средствах массовой             
информации. Ну, это очень популярно у нас сегодня в России.                     
                                                                                
И еще одно. В законопроекте действительно прописана процедура, как происходит   
это всё: приглашаются представители общественных организаций, средств           
массовой информации, граждане. Ну извините, это абсолютно та же процедура       
парламентских слушаний, огромное количество которых на эту тему, на похожие     
темы провела Государственная Дума. Но Общественная палата не обладает           
никакими... ну, у нее очень сомнительные полномочия и права, а                  
Государственная Дума и обладает этими полномочиями законодательными, и может    
выдвигать предложения в органы власти разного уровня по урегулированию тех      
или иных проблем. Почему мы вдруг отдаем эту компетенцию в какой-то             
непонятный орган? Если мы примем этот законопроект, получится так, что Дума     
расписывается в собственной неспособности решить эту проблему, подтверждает     
то, что у нее нет механизмов на сегодняшний день, чтобы отслеживать состояние   
прессы, положение дел со свободой слова в средствах массовой информации.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "Родина" (Народная Воля - СЕПР) - Черепков     
Виктор Иванович. С места.                                                       
                                                                                
ЧЕРЕПКОВ В. И. Фракция будет голосовать за этот законопроект, и лишь по той     
причине, что другого, лучше пока не придумано. Более того, вот здесь            
рассуждают, почему именно Общественная палата. Общественная палата для этого    
предназначена - чтобы со стороны общества как раз контролировать всё, в том     
числе и СМИ.                                                                    
                                                                                
Ну почему этот законопроект внесен? Мне кажется, дай бог, чтобы я ошибся,       
потому, что в России нет сегодня ни свободы слова, ни конституционных           
гарантий этой свободы слова. Сегодня средства массовой информации практически   
приватизированы властью, естественно, никакая оппозиция там не может            
выступить в равных условиях с теми, кто представляет институты власти. Более    
того, на телевидении всё больше и больше, как и в других средствах массовой     
информации, объявляются так называемые телекиллеры. Вы все наблюдали            
деятельность Доренко, сегодня эту функцию прекрасно исполняет Караулов по       
заказам и так далее. Сколько стоит каждая мочиловка, каждая черниловка - уже    
и такса, и прочее есть. Таким же образом обстоят дела и с заказными статьями    
в печатных органах средств массовой информации.                                 
                                                                                
Инициатива, можно сказать, разумная, но, конечно, ко второму чтению надо        
вносить в этот законопроект определенные поправки. Мы будем поддерживать этот   
законопроект, и не потому, что он вот что-то решит. Ничего он не решит, точно   
так же, как и Общественная палата эта декоративная, так и вот эти               
законопроекты - они тоже декоративные. Суть совершенно в другом - нет           
механизма, который твердо решал бы проблему свободы слова и гарантий. Вот это   
мы должны в другой законодательной форме отработать. А инициативу палаты не     
нужно сужать. Это нормальный законопроект с точки зрения инициативы, но сути    
вопроса он не решает.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович.                                 
                                                                                
Все желающие высказались. Есть ли желание выступить с заключительным словом у   
представителя президента?                                                       
                                                                                
КОСОПКИН А. С. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! Спасибо за такое, считаю, достаточно широкое              
обсуждение. С другой стороны, хотелось бы сказать, что на те обвинения,         
которые были высказаны, - а очень часто они не подтверждены какими-то           
конкретными юридическими формами, фактами и так далее - не хотелось бы          
отвлекаться. Единственное хочу сказать, что, наверное, депутат Тюлькин          
все-таки в своих словах увлекается, когда говорит наперед о том, что всё это    
пустая затея, ничего из этого не выйдет. На самом деле это всё равно что        
взять, например, двух людей, мужчину и женщину, и сказать всем, что у них       
обязательно будут рождаться уроды. По-моему, даже Ницше не брал на себя         
такое.                                                                          
                                                                                
Я думаю, надо дать спокойно сформироваться Общественной палате, посмотреть,     
вообще, как она формируется. И если бы вы просмотрели прессу, которая дает      
оценки по формированию палаты, от многих слов, если объективно будете           
оценивать, вы бы просто отказались. Идет действительно очень сложное            
формирование. Действительно, рассматриваются не просто различные общественные   
организации - различные точки зрения фигурируют при формировании, при оценке    
каждой общественной организации и их представителей.                            
                                                                                
Что же касается того, что закон - это в большей степени вензеля там, краска,    
лакировка и так далее, то я просто могу сказать, что закон в этой части -       
относительно Общественной палаты - все-таки конкретизирует некоторые функции    
Общественной палаты и для правоприменения... Тем же членам Общественной         
палаты будет намного проще работать со СМИ, давать оценки, давать               
рекомендации. А в остальном выражаю большую надежду, что к законодательству     
об Общественной палате мы еще будем возвращаться и его совершенствовать.        
                                                                                
А за сегодняшнее обсуждение спасибо, и все-таки призываю проголосовать и        
поддержать данную инициативу президента. Спасибо.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович Попов, хотели бы вы высказаться?     
Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении данный законопроект?     
Прошу проголосовать.                                                            
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1%                                     
Проголосовало против           21 чел.4,7%                                      
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    362 чел.                                          
Не голосовало                  88 чел.19,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.