Заседание № 246

06.09.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 223127-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение избирательных прав и права на участие в референдумах граждан).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4434 по 4629 из 6492
17-й пункт. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс        
Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад депутата      
Государственной Думы Сергея Владимировича Иванова.                              
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Данным законопроектом фракция      
ЛДПР как раз старается убрать различные мелкие и не очень мелкие препоны,       
которые мешают нам проводить нормально голосование, которое нам всем            
предстоит провести уже в декабре этого года. Поводом для внесения данного       
законопроекта послужил один интересный случай. Как вы знаете, у нас в стране,   
в субъектах Федерации, весной и осенью проходят выборы в местные парламенты.    
Я у себя в Курской области, когда проходили выборы, никак не мог определить,    
почему работники одной отрасли, взяв открепительные удостоверения, со всей      
области ехали в один район, а работники другой ехали в соответствующий другой   
район. Ларчик, как говорится, открывался просто: там по одномандатному округу   
баллотировался их руководитель, который заставлял всех своих работников взять   
открепительные удостоверения, приехать в этот район и отдать за него свои       
голоса. Для чего это делается - это уже, как говорится, дело не наше, но        
таким образом ваши коллеги по региональным парламентам друг у друга таскали     
избирателей, потому что, чтобы пройти в парламент, нужно получить наибольшее,   
максимальное количество голосов.                                                
                                                                                
Подобные вещи, уважаемые коллеги, происходят сплошь и рядом, и это,             
разумеется, не красит нашу избирательную систему. Все вы прекрасно знаете       
факты принуждения к голосованию, когда главе района вышестоящее лицо говорит:   
значит, так, надо обеспечить столько-то процентов - или пиши заявление.         
Соответствующее внушение делает глава района всем главам местных организаций,   
и пошло-поехало. И вот эта цепочка... то есть они, пускаясь во все тяжкие,      
идут на все меры, для того чтобы сохранить свою должность, своё положение, ну   
и обеспечить то, что хотел начальник.                                           
                                                                                
Вы прекрасно знаете огромное количество фактов, когда тех же самых студентов    
заставляют там брать открепительные удостоверения, приезжать голосовать по      
месту, где баллотируется ректор вуза. Вы прекрасно знаете, как издеваются над   
курсантами и солдатами, угрожая тем, что не пустят в увольнение или ещё         
какие-то меры примут, например, устроят марш-бросок на 40 километров в          
противогазах. То есть вариантов, когда начальство издевается над                
подчинёнными, огромное количество. Вместе с тем, к сожалению, не                
предусмотрено даже административной ответственности за принуждение к участию    
в голосовании. Есть административная ответственность... есть уголовная          
ответственность за воспрепятствование волеизъявлению, административная          
ответственность, допустим, за препятствие ознакомлению со списком               
избирателей, различные меры есть, но подобные ситуации у нас остаются           
неурегулированными. Поэтому мы и предлагаем: давайте попытаемся хотя бы         
ввести административную ответственность, штраф не очень большой, в              
материальном плане составляет 5 тысяч, чтобы хотя бы чуть-чуть попытаться       
ограничить подобное рвение. Ну а если будет воля большинства, то, может быть,   
пойдём и дальше.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, суть ясна, не буду ваше время тратить, могу сказать, что в   
принципе в этом законопроекте заинтересованы абсолютно все. О следующем         
законопроекте тоже расскажу. Ну вам зачем самим же попадать в такую нехорошую   
ситуацию, когда тот, у кого больше полномочий или административного ресурса,    
ведёт с вами нечестную конкуренцию? В конце концов, мы все заинтересованы в     
том, чтобы выборы проходили честно, ну а стало быть, формировались вполне       
дееспособные парламенты, которые не будут зависеть, не будут подчиняться        
кому-то, потому что были избраны не совсем правильно. У меня всё. Прошу         
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Петрович Москалец, пожалуйста, содоклад от комитета.                  
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В связи с тем     
что предлагаемая дополнительная статья в Кодекс об административных             
правонарушениях представляет собой не что иное, как частичное соединение        
диспозиций действующей статьи 5.45 Кодекса об административных                  
правонарушениях и также действующей статьи 141 Уголовного кодекса Российской    
Федерации, мы не поддерживаем данное законодательное предложение. Да и по       
последствиям рассматриваемый законопроект приведёт, на наш взгляд, лишь к       
тому, что превентивное воздействие действующих норм по этому вопросу как в      
административном, так и в уголовном законодательстве будет резко понижено,      
вплоть до полного их дезавуирования. Учитывая возможное негативное              
воздействие законопроекта на правоприменительную практику, Комитет по           
конституционному законодательству и государственному строительству              
рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Локоть, пожалуйста.       
Других рук я не вижу.                                                           
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Петрович, а какова вообще                      
правоприменительная практика? Есть данные, что кто-то из чиновников,            
соответствующих лиц во власти был уличён, наказан, хотя бы порицание какое-то   
ему было вынесено, или необязательно людей во власти, а людей ответственных,    
тех, которые руководят руководителями?                                          
                                                                                
Дело в том, что мы - я имею в виду в данном случае не только фракцию КПРФ, но   
в целом партии, которые в меньшинстве, в оппозиции, - постоянно испытываем      
это давление во время выборов и приводим постоянно очень много примеров,        
однако законодательство существующее, действующее весьма неэффективно,          
наказать, с нашей точки зрения, соответствующего чиновника практически          
невозможно. Ну приведите пример, может быть, у вас другая практика.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Я, к сожалению, вижу, что автор заданного только что вопроса     
находится под влиянием той тенденции, которую распространяют, к сожалению, и    
фракция, и Компартия в этой части: что после каждых выборов готовятся сотни,    
тысячи исков о признании выборов недействительными или о нарушениях. Как        
правило, на выходе мы у себя в комитете не имеем такого объёма информации о     
том, что суды рассмотрели, что кого-то привлекли к ответственности, потому      
что мы понимаем и всю политическую составляющую, и необходимость разговора      
именно об этом.                                                                 
                                                                                
Сегодня я предлагаю всё-таки рассматривать вопрос с правовой точки зрения.      
Сегодня действуют соответствующая статья Кодекса об административных            
правонарушениях и соответствующая статья Уголовного кодекса. Я и думаю, что в   
этом плане мы имеем вполне достаточные гарантии для того, чтобы обеспечить и    
свободу выборов, и их честность. А в отношении того, какое законодательство     
мы сегодня с вами имеем... Да мы с вами прекрасно понимаем, что более           
плотного, чёткого и внятного избирательного законодательства, чем в             
Российской Федерации... я не думаю, что кто-то где-то может ещё найти и         
привести в пример. А уж среди окружающих нас стран вообще такого нет. Ну вот,   
к примеру, даже пусть не рядом с нами находящаяся страна Молдова: ну какое      
там избирательное законодательство? Там кодекс вот такого размера, который      
регулирует и выборы президента, и муниципальные выборы, и выборы в парламент    
- ну и смотрите: до сей поры президента в стране нет.                           
                                                                                
Я думаю, что мы всё-таки прошли эти вопросы, и комитет считает, что не нужно    
сегодня делать сборную какую-то ситуацию в нормативном акте и из двух           
действующих норм права делать одну, причём с пониженной схемой воздействия по   
наказанию к виновным лицам.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович, присаживайтесь.              
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивает. Депутат Локоть, пожалуйста.    
С места.                                                                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Пару слов буквально, реакция на выступление Александра Петровича о том, у       
кого какая тенденция и кто под каким влиянием.                                  
                                                                                
Если вам не знакома практика давления административного и понуждения            
избирателей к голосованию, то давайте обратимся к Новосибирской области,        
Александр Петрович. Я готов вам показать на опыте не нашей партии, на опыте     
вашей партии. Это вы столкнулись с этими проблемами при выборах в               
Законодательное Собрание Новосибирской области, потому что была введена новая   
система избирательная, смешанная, когда количество по спискам формировалось     
по избирательным территориям, а количество избирательных территорий было        
равно числу избирательных округов. И эта система привела к тому, что            
конкуренция началась внутри партии, между кандидатами прежде всего вашего       
избирательного объединения - "ЕДИНАЯ РОССИЯ". И начальники, которые             
командуют, руководят отдельными коллективами, они таскали избирателей из        
одного района в другой, с тем чтобы прибавить себе, потому что конкуренция, я   
подчёркиваю, была внутри партии.                                                
                                                                                
Я полагаю, что в данной законодательной инициативе, несмотря на то что она      
исходит от другой фракции, от ЛДПР, заинтересованы прежде всего вы. Эта         
конкуренция будет возрастать дальше у вас, и эта проблема актуальна. Если вы    
её не видите... Ну, вы в дальнейшем столкнётесь с серьёзными конфликтами        
внутри "ЕДИНОЙ РОССИИ".                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так я понимаю, что больше никто не настаивает на участии в дискуссии.           
Представитель президента, представитель правительства?                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, извините. Москалькова Татьяна Николаевна,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Фракция        
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, несмотря на то что с точки   
зрения юридической техники он не лишён погрешностей, но ко второму чтению он    
может быть дополнен, и он имеет право на существование. Сегодня действительно   
нет достаточных гарантий свободного волеизъявления, и, как правильно сказал     
Александр Петрович, большое, обширное, глубокое избирательное право,            
урегулированное многими нормативными актами, в том числе и Уголовным            
кодексом, и административным кодексом. Само избирательное право и               
конституционное всё-таки не в полной мере содержат весь инструментарий          
гарантий. И сегодня нет у нас ответственности за нарушение права на равный      
доступ партий к СМИ, нет у нас ответственности за использование                 
административного ресурса на выборах. Вот эту предлагаемую норму можно было     
бы вполне расширить, потому что она является ответом на реалии сегодняшнего     
дня, на те нарушения, остающиеся безнаказанными в обществе и требующие          
урегулирования.                                                                 
                                                                                
Фракция ЛДПР предложила в качестве главного содержания статьи действие,         
принуждающее граждан к участию в голосовании, но мы знаем, что многие           
нарушения избирательного права выходят за рамки этого содержания, его можно     
было дополнить. И название статьи 5.16.1, оно шире, чем содержание, и           
поставлено совершенно правильно. Поэтому мы поддержим этот законопроект и ко    
второму чтению готовы принять участие в его доработке.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим данный вопрос на "час голосования" и переходим к пункту 18, "О          
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5208 по 5223 из 6492
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс             
Российской Федерации об административных правонарушениях". Голосуйте,           
коллеги.                                                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              153 чел.34,0 %                                    
Проголосовало против           33 чел.7,3 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    187 чел.                                          
Не голосовало                 263 чел.58,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                

Заседание № 233

31.05.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 223127-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение избирательных прав и права на участие в референдумах граждан).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 927 по 942 из 7630
ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, председательствующий! У нас сегодня в повестке дня три       
законопроекта по вопросам совершенствования избирательного законодательства -   
пункты 20, 27 и 28. Как вы знаете, накануне было известное обращение деятелей   
культуры, интеллигенции, общественности, посвящённое проблемам                  
делегитимизации избирательного процесса, несовершенства политической системы.   
Президент отреагировал: прочитал и сказал, что он не будет реагировать - это    
тоже форма реакции. Но мы всё-таки представительный орган, и у нас              
действительно в повестке дня сегодня три избирательных законопроекта, поэтому   
просьба к докладчикам, если возможно, отреагировать на те положения, которые    
высказаны в этих предложениях общественности, и соотнести с конкретными         
законопроектами. Мы должны знать, что выборы всё больше делегитимизируются в    
глазах избирателей, по итогам мартовских выборов, судя по опросам, было уже     
больше недоверяющих, чем доверяющих... (Микрофон отключён.)