Заседание № 120
О проекте федерального закона № 223104-7 "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления абитуриентам из числа инвалидов права на внеконкурсный приём на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний путём подачи заявлений в несколько вузов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Законопроект под пунктом 4, "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Олега Николаевича Смолина. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Я буду краток. Законопроект подготовлен к третьему чтению. Напоминаю: он дважды принимался Государственной Думой единогласно - надеюсь, так же будет и в третий раз. Это законопроект гуманитарного свойства: он позволит абитуриентам с инвалидностью в пределах установленной квоты воспользоваться теми же правами, которые имеют все другие абитуриенты, сдавшие единый государственный экзамен, то есть подавать документы в пять вузов, на три специальности в каждый. Надеюсь, что закон успеет вступить в силу и уже в этом году возможности наших ребят с инвалидностью поступать в высшие учебные заведения будут расширены. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", третье чтение, 4-й вопрос. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 32 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 119
О проекте федерального закона № 223104-7 "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления абитуриентам из числа инвалидов права на внеконкурсный приём на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний путём подачи заявлений в несколько вузов; принят в первом чтении 23 марта 2018 года с наименованием "О внесении изменения в часть третью статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Законопроект, напомню, направлен на расширение возможностей абитуриентов с инвалидностью поступать в высшие учебные заведения. Он был принят в первом чтении 23 марта в этом зале единогласно под чуть-чуть другим названием. Содержательных поправок к законопроекту не поступало. Вашему вниманию предлагается таблица поправок, рекомендуемых Комитетом по образованию и науке к принятию, которая содержит три поправки исключительно юридико-технического характера. Прошу проголосовать за таблицу поправок и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 42 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 05 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Комитет просит поставить законопроект на завтра, 6 июня, для рассмотрения в третьем чтении: есть шанс, что он вступит в силу до начала кампании по поступлению в высшие учебные заведения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.
Заседание № 104
О проекте федерального закона № 223104-7 "О внесении изменения в часть третью статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления абитуриентам из числа инвалидов права на внеконкурсный приём на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний путём подачи заявлений в несколько вузов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в часть третью статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Вашему вниманию предлагается законопроект, название которого Иван Иванович зачитал. Я хочу начать с благодарности пятнадцати депутатам, которые присоединились к авторам этого законопроекта, а заодно правительству и профильному комитету Государственной Думы, которые поддержали этот законопроект. Теперь по сути. Законопроект частный, но полезный. Дело в том, что в настоящее время все абитуриенты, которые поступают в вузы на основе результатов единого государственного экзамена, имеют возможность сдать документы в пять вузов на три образовательные программы (другими словами, на три специальности) в каждый. Это расширяет возможности поступления в зависимости от того, какой конкурс на какие образовательные программы. При этом абитуриенты с инвалидностью, которые поступают в рамках десятипроцентой квоты, могут подавать документы на одну специальность в один вуз и могут воспользоваться своей льготой по квоте только по одной специальности в одном вузе. В принципе, коллеги, достаточно десятипроцентой квоты, потому что количество абитуриентов, студентов с инвалидностью существенно меньше 10 процентов. Однако довольно часто возникают ситуации, когда между абитуриентами с инвалидностью возникает конкурс из-за того, что они могут подать документы в рамках квоты только на одну специальность в один вуз, и это уменьшает возможности абитуриентов с инвалидностью поступать в высшие учебные заведения. Нашим законопроектом мы хотим предоставить абитуриентам с инвалидностью те же права, что имеют и остальные абитуриенты в Российской Федерации. Это вполне соответствует, как вы понимаете, и Конвенции ООН о правах инвалидов, и принципу равных возможностей. В качестве аргументации в пользу этого законопроекта, помимо того, о чём я уже говорил, хочу ещё подчеркнуть, что, по мнению очень серьёзных экономистов, ключом к модернизации в ХХI веке является развитие человеческого потенциала. Люди с инвалидностью - это часть нашего человеческого потенциала, и, к сожалению, коллеги, по прогнозам людей с инвалидностью у нас будет становиться всё больше и больше. Согласно данным программы "Доступная среда" к 2020 году мы должны обеспечить трудоустройство не менее 40 процентов инвалидов трудоспособного возраста. По данным Минтруда, сейчас таких около 30 процентов, но, если посчитать трудоустроенных в течение четырёх месяцев в году, таких только 26 процентов. Понятно, что образование не гарантирует человеку с инвалидностью право на трудоустройство, но оно значительно повышает шансы быть трудоустроенным, стать полноценным гражданином в этом смысле, относительно независимым от государства, приносить пользу обществу и так далее. Прошу поддержать законопроект, тем более что большинство отзывов, поступивших из субъектов Российской Федерации, положительные. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич, присаживайтесь. С содокладом от Комитета по образованию и науке выступает Лидия Николаевна Антонова. АНТОНОВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект действительно очень актуален, я думаю, все понимают его важность. Мы - и Олег Николаевич, и многие из тех, кто в зале, - имеем возможность работать по этой тематике уже не первый год. Может быть, закон не решит проблему с предоставлением рабочего места, но мы об этом думаем, работаем в этом направлении. В случае принятия закона мы поможем человеку, который имеет проблемы со здоровьем, чувствовать себя более свободно, полноценно, чувствовать себя востребованным в нашем обществе, поэтому прошу принять данный законопроект в первом чтении. Он поступил к нам из Правового управления без замечаний, правительство его также поддержало. Коллеги, я думаю, что это будет следующий шаг в расширении возможностей развития всех наших детей! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лидия Николаевна. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Николаевич, вопрос такой. Я полностью согласен, что в период прохождения военной службы... В некоторых структурах, к примеру МЧС, Росгвардии и других, наряду с военной службой есть внутренняя служба и другие виды, и риски везде одинаковые. Как вы смотрите на то, чтобы расширить круг по этой части? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Иван Михайлович, я смотрю на это положительно, но это не предмет данного законопроекта. Мы дали соответствующую возможность всем, на кого распространяется эта десятипроцентная квота, кто имеет льготу. Вы говорите о другом законопроекте. Если вы считаете возможным поучаствовать в его внесении, давайте сделаем это совместно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Николаевич, законопроект очень нужный и своевременный, но мне хотелось бы, чтобы вы уточнили. Многие дети-инвалиды школу позже оканчивают, иногда и в 19, и в 20 лет, и теряют статус детей-инвалидов, им присваивают третью группу инвалидности, особенно инвалидам по слуху, и так далее. Вот на них льготы не будут распространяться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Отвечаю на ваш вопрос. Это один из тех немногих вопросов, которые нам удалось решить при проработке и принятии нового закона "Об образовании...". Действующий закон касается не только детей-инвалидов, но и инвалидов с детства, так что люди, о которых вы говорите, подпадают под действие закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к уважаемому Олегу Николаевичу. Если я правильно услышал, вы сказали, что число инвалидов будет только возрастать. Почему? Разве у нас недостаточно эффективно сейчас работает не только модель здравоохранения, но и модель реабилитации по линии СЭК? Я, наоборот, полагал, что количество инвалидов в Российской Федерации уменьшается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Николаевичу включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Васильевич, если брать существующую статистику, вы абсолютно правы: за последние годы количество людей с инвалидностью у нас уменьшилось примерно на миллион человек, точных данных под рукой нет, но примерно на миллион человек. Это во многом связано не с повышением эффективности нашей системы медицинской помощи, а с другими факторами, в частности с переводом на балльную систему. По этому поводу довольно много писали в различных газетах. Я говорю немного о другом. Коллеги, если вы посмотрите, например, статистику по аутизму, показатели, увы, стремительно идут вверх. Недостатки часто являются продолжением достоинств - сейчас во всём мире выживают такие дети, которые прежде умирали при рождении или вскоре после рождения. Как грустно заметил недавно известный учитель, директор школы, академик Российской академии образования Евгений Александрович Ямбург, профессия учителя-дефектолога скоро станет самой востребованной, потому что количество таких детей, к сожалению, увеличивается, несмотря на все наши усилия и новую, балльную систему определения групп инвалидности, - увы, это факт. Если только не произойдёт каких-нибудь колоссальных достижений в области генной инженерии, связанных с вмешательством в генофонд, то тенденция будет к росту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Олег Васильевич Шеин. Ещё есть желающие? Нет. Депутату Шеину включите микрофон. ШЕИН О. В. Я от фракции, но коротко. Безусловно, мы приветствуем принятие этого закона. Хотелось бы отметить, наверное, только два момента. Первый - в целом передовые страны мира переходят на модель всё большей доступности образования. Буквально вчера в последней из германских земель было принято решение, чтобы высшая школа стала полностью бесплатной, причём в расчёте на тысячу граждан в Германии обучаются на бюджетной основе 24 студента, в России - порядка 13, то есть в Германии образовательная модель вдвое доступнее, чем в Российской Федерации. Очевидно, это в том числе является одной из причин более энергичного развития экономики и предпосылок того, что именно мы закупаем высокотехнологичные продукты в Германии, а не наоборот. И второй момент, который хотелось бы отметить, позитивный момент в рамках работы российского парламента, - это то, что впервые за долгое время у нас начали приниматься законы, социальные законы, которые внесены депутатами от разных фракций. Так было не всегда, и люди, работавшие в предыдущие созывы, помнят, как оппозиция была очень рада, когда пусть даже не за подписью представителей оппозиционных партий, но принимались социальные решения, на которых оппозиционные партии настаивали. То, что сегодня стиль работы более демократичный, безусловно, позитивно отражается не только на самой атмосфере в российском парламенте, менее конфликтной, чем это было ещё недавно, но в том числе и на прохождении нужных для страны законов, потому что они не сепарируются в зависимости от того, чья подпись под ними стоит, а всё-таки учитывается ещё и содержательная сторона. И повторю ещё раз: фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", как социалистическая фракция, безусловно, приветствует принятие данного решения - оно даёт больше возможностей для получения образования нашим соотечественникам в нашей стране. Это хороший закон, мы будем голосовать за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Олег Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я благодарю всех, кто поддержал законопроект, и надеюсь, что он будет принят единогласно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лидия Николаевна, будете выступать? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 14 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении единогласно. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Иван Иванович, прошу прощения, просьба поставить проект закона, пункт 11, для рассмотрения в третьем чтении на вторник, 27 марта, если нет возражений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, прошу учесть.