Заседание № 131
О проекте федерального закона № 223003-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 3, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления". Докладывает Сарычев Александр Викторович, заместитель председателя Комитета по вопросам местного самоуправления. САРЫЧЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом по вопросам местного самоуправления подготовлен к рассмотрению в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления". Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания по докладу комитета? Нет. Выносим на "час голосования".
Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 3 в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 41 сек.) Проголосовало за 429 чел.95,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 130
О проекте федерального закона № 223003-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" (принят в первом чтении 9 октября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления". Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслава Степановича Тимченко. Пожалуйста. ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом по вопросам местного самоуправления подготовлен к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления". Как вы помните, в первом чтении законопроект был принят 9 октября текущего года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В комитет поступило сорок шесть поправок, из которых сорок три рекомендуются к принятию, три - к отклонению. Теперь конкретно по поправкам. Я все не буду комментировать, но об основных скажу. Согласно нормам действующего 131-го федерального закона глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа муниципального образования, не является выборным должностным лицом. Такой подход создаёт неравенство статуса главы в зависимости от способа его избрания и представляется не вполне корректным, особенно с учётом того, что теперь глава муниципального образования несёт ответственность за деятельность всех органов местного самоуправления по решению ими вопросов местного значения и может быть удалён в отставку. В связи с этим предлагается устранить данное несоответствие. Одновременно исправляется понятие "член выборного органа местного самоуправления", которое в действующей редакции закона не соответствует своему правовому смыслу. В настоящее время объединение поселений возможно с согласия населения, которое выражается путём голосования или на сходе граждан. Однако правоприменители, а также сами муниципалы неоднократно предлагали изменить процедуру, предусмотрев возможность выражения согласия населения представительным органом соответствующего поселения. К вопросам местного значения поселений и городских округов относится установка указателей с названием улиц и номеров домов. При этом законодательство не регулирует порядок присвоения наименований улицам, площадям, скверам, бульварам и так далее. Полагаем целесообразным отнести этот вопрос к полномочиям органов местного самоуправления. Кроме того, 131-й закон содержит перечень вопросов, на решение которых органы местного самоуправления имеют право. Предлагается дополнить этот перечень, предоставив возможность создавать муниципальную пожарную охрану. Думаю, что данная позиция с учётом последних трагических событий вряд ли у кого вызывает сомнения. Коллеги, решение представительного органа муниципального образования нормативного характера подписывается главой муниципального образования, но при этом не предусмотрен срок, в течение которого он должен это сделать. Мы предлагаем установить срок подписания и опубликования решений - в течение десяти дней, для того чтобы устранить спорные позиции по данным пунктам действующего закона. Далее. Согласно 131-му федеральному закону срок контракта с главой местной администрации определяется уставом муниципального образования. В настоящее время нередки случаи, когда контракт, особенно это относится к контрактам с сити-менеджерами, заключается на один год, что не способствует целенаправленному и системному осуществлению своих полномочий главой местной администрации. Предлагается установить, что срок контракта с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа, но не менее чем на два года. Предлагается установить также, что решение представительного органа о создании контрольного органа муниципального образования может вступать в силу после его официального опубликования, а не, как сейчас, после окончания срока действия представительного органа. Вносятся поправки, конкретизирующие положения законов о занятости, об оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, более чётко устанавливается порядок реорганизации ЗАТО. В первом чтении в законопроекте были положения, которые касались вступления в силу отдельных положений Градостроительного кодекса, но, так как эти положения нашли отражение в законопроекте коллеги Шаккума, который будет рассмотрен в пятницу, мы в своей таблице предлагаем эти позиции из нашего законопроекта убрать. Кроме того, одним из условий эффективной деятельности органов государственной власти является предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций на основе административных регламентов. Это касается прежде всего тех функций, которые переданы из федеральных органов, поэтому в законопроекте предлагается предоставить возможность законами субъектов утверждать административные регламенты. В целом данный законопроект обсуждался как в общественных организациях, так и в экспертном сообществе. Комитет рассмотрел все поправки, рекомендуемые к принятию и к отклонению, и единогласно поддержал данные таблицы. Прошу поставить на голосование таблицу 1 и таблицу 2, а также законопроект во втором чтении. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович. По таблице 1 принятых поправок есть вопросы? Нет вопросов. Кто за то, чтобы принять таблицу 1 принятых поправок? Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 23 мин. 16 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8% Результат: принято Принимается таблица 1. По таблице 2 отклонённых поправок - в ней три поправки - есть ли замечания? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу 2? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 23 мин. 56 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4% Результат: принято Таблица 2 принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 24 мин. 39 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении.
Заседание № 115
О проекте федерального закона № 223003-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся местного самоуправления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Вопрос 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслава Степановича Тимченко. Пожалуйста. ТИМЧЕНКО В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект был подготовлен и внесён группой депутатов Государственной Думы исходя из анализа правоприменительной практики. Мы также учли обращения региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в которых отмечались определённые пробелы при реализации федеральных законов, регулирующих местное самоуправление. Законопроектом предлагается внести изменения в несколько законодательных актов. Основную часть изменений предлагается внести в 131-й закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности, предлагаются нормы, которыми устраняется существующий пробел в порядке перехода к формированию представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов поселений. В настоящее время прослеживается тенденция использования именно такого способа осуществления управления на уровне муниципального района. Отсутствие же данных поправок вносит некий дискомфорт и вызывает сложности в правоприменительной практике. Перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата - члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления дополняется новым основанием - назначением на государственную должность, поступлением на должность и государственной, и муниципальной службы. Кроме того, устраняется пробел в регулировании вопроса подписания и издания муниципальных правовых актов. В первую очередь это касается правовых актов главы муниципального образования. Необходимость такого дополнения вызвана тем, что в наш комитет поступили многочисленные обращения от органов местного самоуправления на данную тему. В соответствии с внесённым этой весной по инициативе президента дополнением в 131-й закон именно глава муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и переданных государственных полномочий. Также уточняется положение 131-го федерального закона, регулирующее порядок изменения устава муниципального образования в том случае, когда изменения связаны с необходимостью приведения его в соответствие с федеральным законодательством. Внесённым ранее дополнением установлено, что в этой ситуации публичные слушания не проводятся, теперь также не требуется публиковать порядок внесения предложений в проект устава. Статьёй 154 федерального закона номер 122 предусмотрен порядок безвозмездной передачи имущества в рамках разграничения полномочий между уровнями власти. Законопроект дополняет этот порядок положением, устанавливающим конкретный срок - мы предлагаем девяносто дней - в течение которого должны рассматриваться соответствующие предложения органов госвласти субъектов Российской Федерации. Крайне актуальным является внесение изменений в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Я не буду подробно останавливаться на этой новации, так как она только что рассмотрена нами и законопроект об этом принят в первом чтении, поэтому ко второму чтению данная новация авторами законодательной инициативы из рассматриваемого законопроекта будет исключена. Также законопроект вносит дополнение в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий лицам, избранным в органы местного самоуправления и осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе. Уважаемые коллеги, законопроект поддержан комитетом-соисполнителем - Комитетом по строительству и земельным отношениям - и двадцатью пятью субъектами Российской Федерации. Замечания, которые были высказаны в заключениях нашего комитета, комитета-соисполнителя и Правового управления Аппарата Государственной Думы, будут рассмотрены и учтены ко второму чтению. Учитывая изложенное, Комитет по вопросам местного самоуправления предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику? Две руки: Останина и Рохмистров. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Степанович, этим законопроектом рядовые жители муниципального образования, по сути дела, отстраняются от процедуры внесения изменений в устав своего муниципального образования. Более того, если будет принят этот закон, то и публиковаться вот эти изменения не будут в местных муниципальных средствах массовой информации. А каков тогда механизм ознакомления жителей с информацией о том, что в законы, по которым они живут, внесены изменения? ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемая Нина Александровна, я обращаю ваше внимание на то, что это касается только тех изменений в устав муниципальных образований, которые связаны с нормами, принятыми на федеральном уровне, то есть связаны с приведением нормативных актов муниципальных образований в соответствие с нормами, принятыми на федеральном уровне. Это никак не ущемляет права граждан, потому что, принимая на федеральном уровне законы, касающиеся вопросов местного самоуправления, мы с вами являемся как бы гарантами того, что мнение населения будет учтено при принятии закона на федеральном уровне. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ТИМЧЕНКО В. С. Безусловно. Акты являются публичными документами, их можно посмотреть в Интернете на сайтах муниципальных образований, а также на сайте Государственной Думы, когда принимается закон, касающийся муниципальных образований. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Ну, в целом, судя по докладу о законопроекте, нужные, конечно, вносятся поправки. Но у меня вопрос о том, почему комитетом не внесены поправки, касающиеся антикоррупционности, так сказать, антикоррупционной составляющей в отношении деятельности глав муниципальных образований. В последнее время у нас как раз именно главы муниципальных образований, главы районов в основном попадаются на коррупции, и тот беспредел, который есть... Вот, например, в Донском - там сын, брат, зять уже приватизировали весь город, и люди ничего с этим сделать не могут. Вот поправок, которые касаются именно этого, в законопроекте, достаточно актуальном, почему-то не оказалось. С чем это связано? ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо. Уважаемый Максим Станиславович, дело в том, что, вы помните, мы с вами в мае приняли 90-й закон, который повышает в представительных органах власти контроль за деятельностью администраций, в том числе глав исполнительной власти. И это основание для того, чтобы на уровне муниципального образования представитель органа инициировал рассмотрение вопроса о тех нарушениях, о которых вы говорите, в том числе об отставке любого чиновника, начиная с главы администрации, главы муниципального образования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Вячеслав Степанович. Есть ли необходимость выступить по данному проекту? Две руки. Будут выступать Локоть и Рохмистров. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемые депутаты, одна из главных проблем муниципальных образований сегодня - это кадры. Действительно, много очень обращений с мест, и мы, когда встречаемся с нашими избирателями, узнаём, что очень серьёзные трудности именно при подборе кадров для работы в органах муниципальных образований самого низшего уровня, поселений в частности. Данный законопроект решает некоторые проблемы в отношении кадров и позволяет закреплять эти кадры, делать более привлекательной муниципальную службу для населения. В частности, регулируются вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих. Очень много было обращений в связи с этим, и этим законопроектом комитет попытался решить эти проблемы. Кроме того, очень много было обращений по поводу того, что не урегулированы в трудовом законодательстве права депутатов выборных органов муниципальных образований. Они участвуют в сессиях, они работают в комиссиях, в комитетах, их работа требует отвлечения от трудовой деятельности, но это никак не оговорено в законе. И поправка, вроде бы небольшая, техническая такая поправка, когда вводится понятие "муниципальные обязанности", решает эти проблемы и позволяет, так сказать, расшить это очень узкое место. Данный законопроект наделяет муниципалитеты дополнительными полномочиями, даёт им возможность, например, проводить экологическую экспертизу. А сегодня в период техногенных аварий, катастроф, когда то нефть где-то разольётся, в реку уйдёт, то выбросы ядовитые с какого-то предприятия, я думаю, это очень важно, это очень актуально. Что касается замечания, прозвучавшего в вопросе. Действительно, наверное, надо посмотреть и ко второму чтению поправки внести, чтобы любые исправления в устав всё-таки публиковались в местных СМИ. Но я обращаю ваше внимание на то, для чего сделано упрощение. Очень часто мы изменяем законодательство, и муниципалитеты жалуются, что им постоянно приходится передёргивать устав, а изменения в устав - это достаточно громоздкая процедура. Теперь она несколько упрощается в части приведения в соответствие с нормами федерального законодательства. Но относительно публикации - я думаю, что тут было справедливое замечание, - необходимо ко второму чтению поправить. Фракция КПРФ будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Фракция ЛДПР тоже поддерживает настоящий законопроект в первом чтении, хотя у нас тут действительно много вопросов, которые необходимо сегодня решить, и, может быть, нужно внести поправки в этот законопроект при рассмотрении во втором чтении. Здесь выступавший говорил, что антикоррупционные вопросы мы с вами обсуждали практически год назад и приняли закон, но вопрос в том, как он работает. Все мы ездили по регионам, внимательно изучили ситуацию - ну, мягко говоря, не только не работает, а плевать они хотели на этот закон. Так, например, глава района и мэр города Донского Тульской области ну просто внаглую приватизировали, и плевать они хотели на всех остальных, в том числе на депутатов своих собственных, потому что они сами решают, как и что, что дать депутатам, а что не дать. Поэтому всё-таки надо рассмотреть как-то внимательнее вопрос независимости и престижности муниципальных депутатов и поднять их в какой-то степени, потому что происходят беспрецедентные вещи, когда там принудительно банкротится "ЖКХ", которое только что получило новую технику, и вообще беспардонно сын становится владельцем обанкротившегося "ЖКХ", приватизировал весь город и поднял тарифы в четыре раза. Люди все возмущаются, но сделать ничего не могут. На ремонт школ списываются сумасшедшие деньги, а делается там, дай бог, на 2 процента. Опять же законопроект не решает и другие вещи. Мы уже в этом зале поднимали вопрос о том, как в Рязанской области, например, издеваются над руководителями муниципальных образований, которые пришли от оппозиционной партии: в то время как всем муниципальным образованиям трансферты из бюджета областного поступают по 200, по 300 тысяч, победившему члену ЛДПР присылают 1 тысячу рублей, и ничего он с этим сделать не может. Вопрос здесь поднимался, но ни "ЕДИНАЯ РОССИЯ" своих членов как-то к совести не призвала, ни закон не позволяет принять какие-то меры в отношении тех людей, которые таким образом просто издеваются не только над политической партией, которая является парламентской, но и, собственно говоря, над жителями, потому что, если в других муниципальных образованиях получают 200, 300, 500 тысяч, они что-то с этим деньгами могут сделать, а что можно сделать с тысячей рублей? Поэтому, я считаю, что ко второму чтению надо внимательно изучить практику, проблемы, которые есть в муниципальных образованиях, и внести соответствующие дополнения. Законопроект фракция поддержит, но во втором чтении хотелось бы обратить внимание на эти вещи, чтобы у нас и разработчики, и депутаты всё-таки спустились до уровня муниципалитетов, поговорили бы с людьми, а не только с руководителями муниципальных образований и учли проблемы людей. И какие-то дополнительные антикоррупционные составляющие всё-таки в этот законопроект, я считаю, надо внести исходя из анализа правоприменительной практики принятого нами год назад закона, так как после его принятия сажать стали больше, но коррупции меньше не стало. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 19 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 111
О проекте федерального закона № 223003-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся местного самоуправления; внесён депутатами Государственной Думы В. А. Пехтиным, В. С. Тимченко, М. К. Банщиковым, К. В. Ветровым, Г. Г. Голиковым, Г. В. Гудковым, С. Н. Егоровым, А. Е. Локотем, А. В. Сарычевым, В. М. Тарасюком, А. Б. Фурманом, В. В. Якимовым и членом Совета Федерации С. М. Киричуком).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы просили бы для доработки и согласования ряда позиций перенести на более поздний срок рассмотрение пункта 12. С Комитетом по вопросам местного самоуправления мы согласовали нашу позицию. Спасибо.
Логинов Андрей Викторович по согласованию с комитетом предлагает перенести рассмотрение 12-го вопроса на более поздний срок. Нет возражений? Нет. 12-й вопрос сегодня не рассматриваем.