Заседание № 218

07.02.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 222871-3 "О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от налогообложения материальной выгоды в отношении заемных средств).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2152 по 2305 из 4368
Пункт 7 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменения в     
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад представителя     
Законодательного Собрания Оренбургской области Андрея Анатольевича              
Фарафонтова.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, присядьте. Докладчик на трибуне.                           
                                                                                
ФАРАФОНТОВ А. А., представитель Законодательного Собрания Оренбургской          
области.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! 19      
июня прошлого года Законодательное Собрание Оренбургской области приняло        
постановление о вынесении законодательной инициативы по внесению проекта        
федерального закона "О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса     
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Проект предполагает внесение изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 212 части   
второй Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 года. В        
предлагаемом виде статья звучит таким образом: "Доходом налогоплательщика,      
полученным в виде материальной выгоды, являются... материальная выгода,         
полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком           
заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или                
индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, когда материальная     
выгода образуется в результате получения кредитных средств на льготных          
условиях на строительство (приобретение) жилого дома или квартиры, в            
соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, принятым в     
отношении части средств, поступающих в бюджеты субъектов Российской             
Федерации..."                                                                   
                                                                                
Смысл изменений заключается в следующем. С 1 января 2001 года, после            
вступления в действие части второй Налогового кодекса, утратил силу Закон       
Российской Федерации "О подоходном налоге..." № 1998-I, согласно которому       
подоходный налог с материальной выгоды, полученной от льготных жилищных         
кредитов, не взимался. В результате сегодня налоговые органы при расчете        
налогооблагаемой базы гражданина, который строит или приобрел дом, включают в   
нее экономию на процентах за пользование кредитом по ставке не ниже трех        
четвертей от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,   
что существенно сказывается на затратах заемщиков.                              
                                                                                
Наша область не случайно выступила с этой инициативой. Сегодня, когда           
жилищный вопрос стоит очень остро и в качестве его решения внедряется           
жилищное кредитование (кстати, единственный по-настоящему перспективный         
способ решения этой проблемы), в нашем регионе этому вопросу уделяется          
повышенное внимание. При недостаточной способности населения самостоятельно     
строить жилье ипотечный жилищный кредит является, собственно, единственным      
вариантом построить или приобрести жилье. Уже в течение шести лет у нас         
действует механизм ипотеки, и, именно занимаясь на практике этим вопросом, мы   
осознали и прочувствовали, насколько это сложный механизм по всем позициям, в   
том числе и в отношении затрат, которые несет человек, строя или покупая        
жилье в кредит: даже нерыночные проценты, которые ему приходится платить,       
обслуживая кредит, ложатся существенным бременем на бюджет семьи.               
                                                                                
Существовавшие до 2001 года льготы косвенно поощряли активную позицию           
граждан, стремящихся строить жилье с помощью займов и кредитов. От этого        
выигрывало и государство, поскольку институт кредитования предполагает          
вложение средств самих граждан в строительство, а это значительно большие       
суммы, нежели те льготы, которые мы предлагаем сегодня. Тем более, что на       
сегодняшний день стандартами установлено: 30 процентов как минимум накоплений   
граждан должно быть вложено в строительство.                                    
                                                                                
К сожалению, существующая редакция статьи 212 снижает такие возможности. Но     
самое главное, она сужает и круг потенциальных заемщиков, тех наших граждан,    
которые могли бы получить такие жилищные кредиты, поскольку при расчете         
кредитоспособности нам приходится учитывать и 35-процентный налог с             
материальной выгоды. И в период, когда на ипотеку, как никогда, возлагаются     
большие надежды, в том числе и на высших уровнях власти, это является           
минусом.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, в заключение своего короткого доклада я хотел бы сказать,   
что принятие данного законопроекта напрямую не ведет к уменьшению поступлений   
в бюджеты различных уровней. Только при принятии дополнительного акта           
субъекта Федерации будут уменьшаться поступления в областной бюджет, но эти     
суммы незначительны по сравнению с теми суммами, которые будут поступать в      
бюджет от вложений населения в строительство. А для таких вложений, для         
такого привлечения средств необходим как раз вот этот законопроект.             
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу поддержать законодательную инициативу                 
Законодательного Собрания Оренбургской области. И большое спасибо за            
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
От комитета по бюджету - Алексей Юрьевич Мельников. Пожалуйста.                 
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А. Ю., фракция "ЯБЛОКО".                                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, комитет по бюджету отмечает актуальность проблемы           
налогообложения материальной выгоды граждан, а также развития жилищного         
кредитования и жилищного строительства, тем не менее комитет не может           
поддержать предложенный законопроект по трем следующим причинам.                
                                                                                
Во-первых, комитет считает, что в случае принятия предлагаемого                 
законопроектом изменения действующей редакции статьи 212 части второй           
Налогового кодекса появится возможность использования недобросовестными         
налогоплательщиками различных схем уклонения от уплаты налога на доходы         
физических лиц, против чего, собственно, и направлены нормы о налогообложении   
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование         
заемными (кредитными) средствами.                                               
                                                                                
Во-вторых, законопроектом предлагается предоставить льготы только тем           
налогоплательщикам, заемные (кредитные) средства которым предоставлены в        
соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, при этом не    
предусматриваются аналогичные льготы для налогоплательщиков, которым заемные    
(кредитные) средства могут быть предоставлены в соответствии с федеральными     
законами, а также актами органов местного самоуправления. Тем самым внесенный   
законопроект необоснованно предполагает создание неравенства в                  
налогообложении дохода физических лиц, что представляется несправедливым по     
отношению к гражданам, которые используют заемные (кредитные) средства на       
строительство или приобретение жилья по другим основаниям, не предусмотренным   
законопроектом.                                                                 
                                                                                
И наконец, в-третьих, предлагаемая норма, в соответствии с которой              
исключаемая из дохода налогоплательщика материальная выгода увязывается с       
законодательством субъектов Российской Федерации, принятым в отношении части    
средств, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, не согласуется   
с другими нормами части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в       
соответствии с которыми не предусмотрено установление льгот по налогу на        
доходы физических лиц в части средств, поступающих в бюджеты субъектов          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
С учетом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе отклонить         
проект федерального закона "О внесении изменения в часть вторую Налогового      
кодекса Российской Федерации". Я хотел бы сказать, что обсуждение в комитете    
было довольно бурным. Звучали предложения о том, что то, что перечислено,       
может быть изменено и доработано ко второму чтению, и результаты голосования    
были такими: девять человек поддержали проект этого заключения с предложением   
Государственной Думе отклонить законопроект, восемь человек были против, то     
есть решение это прошло с перевесом всего в один голос. Всё.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Мнение комитета разошлось в один голос.             
                                                                                
Так, уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Так, не вижу рук. Есть   
ли желающие выступить? Представитель Правительства, хотели бы высказаться?      
Представитель Президента? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный   
законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте.                    
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за               38 чел.              8,4%                        
Проголосовало против           69 чел.             15,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    107 чел.                                          
Не голосовало                 343 чел.             76,2%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.