Заседание № 101
О проекте федерального закона № 222848-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части, касающейся порядка финансового обеспечения расходов на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке; принят в первом чтении 9 апреля 2013 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 4 и 4-1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Ирина Валерьевна Соколова, пожалуйста. СОКОЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 9 апреля. Он предусматривает изменение механизма финансового обеспечения расходов на выплату отдельных государственных пособий на детей. Ко второму чтению к законопроекту поступило семнадцать поправок, все они носят юридико-технический характер и рекомендованы комитетом к принятию. Прошу утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставлю таблицу поправок на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 04 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Пожалуйста, Ирина Валерьевна. СОКОЛОВА И. В. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, замечаний Правового управления нет. Комитет просит принять законопроект и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 24 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. И предлагалось проголосовать законопроект в третьем чтении. Есть ли желающие от фракций выступить по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 51 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 88
О проекте федерального закона № 222848-6 "О внесении изменений в статьи 4 и 4-1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части, касающейся порядка финансового обеспечения расходов на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 4-1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Докладчик - Алексей Витальевич Вовченко, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Пожалуйста. ВОВЧЕНКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 4-1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" разработан в целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 22 марта 2013 года и направлен на совершенствование порядка финансирования выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей. В соответствии с данным законопроектом гражданам, имеющим детей, выплачиваются пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребёнка и ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет - как гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так и гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, то есть речь уже идёт о нестраховой природе выплат. Выплата пособий гражданам, которые не подлежат обязательному социальному страхованию, - а это неработающие граждане, а также уволенные в связи с ликвидацией организации и студенты - является сейчас расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Назначение же и выплата данных пособий и вся работа с ведением списков и реестров осуществляется органами социальной защиты по месту жительства заявителя, то бишь субъектами Российской Федерации, при этом полномочия Российской Федерации по выплате указанных пособий субъектам не переданы. В соответствии со статьёй 133 Бюджетного кодекса финансовое обеспечение расходов субъектов в случае передачи полномочий должно обеспечиваться за счёт субвенций из федерального бюджета. В настоящее же время существует система передачи денег от Минфина в Фонд социального страхования, а уже Фонд социального страхования передаёт эти деньги далее органам исполнительной власти, органам соцзащиты в субъектах. Предоставление фондом межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации сейчас законодательством не предусмотрено, в целях обеспечения этой выплаты в 2012 и в 2013 годах существует некий временный порядок по договорённости с Минфином, который сейчас реализуется, и понятно, что существующий механизм финансирования указанных пособий является сложным и не соответствует нормам Бюджетного кодекса. В связи с этим законопроектом предлагается передать субъектам Российской Федерации полномочия по осуществлению выплаты пособий, то если легитимизировать это, речь идёт о предоставлении субвенций через Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации напрямую в бюджеты субъектов Российской Федерации. Изменение порядка финансирования выплаты государственных пособий не потребует выделения каких-то дополнительных средств, речь идёт о средствах, которые предусмотрены. Законопроект согласован со всеми субъектами Российской Федерации, чему имеется соответствующее подтверждение. Просим рассмотреть и поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Витальевич, присаживайтесь. Ирина Валерьевна Соколова. СОКОЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект, о котором подробно рассказал Алексей Витальевич, предусматривает изменение порядка финансирования расходов на выплату государственных пособий на детей лицам, не подлежащим обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным или прекратившим свою деятельность в установленном порядке. В настоящее время средства на выплату таких пособий передаются из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования. Законопроектом предлагается с 2014 года направлять средства федерального бюджета напрямую в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субвенций через Министерство труда и социальной защиты с передачей соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов. Принятие законопроекта позволит освободить Фонд социального страхования от несвойственных ему функций по финансированию выплат нестрахового характера, а также привести порядок финансирования указанных выплат в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации. На законопроект поступило шестьдесят семь отзывов от законодательных и исполнительных органов власти субъектов, все они положительные. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей предлагает принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. У меня к Алексею Витальевичу вопрос. Я понимаю, что законом предлагается освободить фонд от несвойственных ему функций. Но 65,3 миллиарда рублей - это одна четвёртая часть объёма тех выплат, которые производятся. Скажите, если мы пойдём по тому пути, который вы предлагаете, кто тогда будет производить эти выплаты, какая это будет система, какие трудозатраты будут? Как, по какой системе региональные органы власти будут эти выплаты производить, если территориальные органы Фонда социального страхования этого не станут делать? Кто тогда будет выплачивать пособия? ВОВЧЕНКО А. В. Спасибо за вопрос. Сергей Николаевич, я объясню ситуацию, которая сложилась сейчас. Непосредственно назначение, первичный учёт, назначение, формирование реестров, регистров, учёт наличия прав сейчас осуществляется органами социальной защиты населения субъектов, фонд в своих территориальных отделениях даже не ведёт приём этих граждан. Органы соцзащиты назначают, формируют, передают реестры централизованно в отделение фонда в субъекте, и фонд потом перечисляет эти деньги органам соцзащиты, а они выплачивают пособия людям. То есть получается, что весь объём работы органы социальной защиты населения в субъектах выполняют самостоятельно, получая лишь средства по заявленному списку, что на данный момент противоречит Бюджетному кодексу и 83-му федеральному закону, в соответствии с которым осуществляется деятельность бюджетных учреждений, то есть просто противоречит им такая схемотехника, поэтому предлагается действительно легитимизировать эту деятельность, то, чем они занимаются: они будут действовать на постоянной основе и деньги напрямую пойдут в бюджеты субъектов, покрывая вместе с выплатами всю эту их работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич, предположу, что вы хотели вопрос задать, а не по ведению выступить? Включите микрофон Владимиру Николаевичу Федоткину. ФЕДОТКИН В. Н. Вопрос, Алексей Витальевич, к вам. Вначале, как член комитета по бюджету, я хочу привести две цифры: у нас в ряде регионов пособия на ребёнка составляют 2,5 рубля в сутки, а содержание собаки в сутки для собачника в городе Москве составляет 173 рубля - в восемьдесят раз больше! Вот те деньги, которые вы будете передавать в регионы, на основе чего рассчитывались - на основе МРОТ или на основе чего-то другого? Что было в основе этих расчётов? Судя по данным, которыми я располагаю, на них даже буханку хлеба, условно говоря, купить невозможно, они не решают проблему, нужно увеличивать в десять - пятнадцать раз объём этих средств, чтобы люди почувствовали, что им государство помогает, а не просто от них отмахивается. Что лежит в основе расчёта той суммы, которую вы будете передавать в регионы? Можно на неё как-то жить? ВОВЧЕНКО А. В. В данном случае речь идёт не о ежемесячном пособии на ребёнка до шестнадцати лет, это другие пособия: это единовременное пособие по беременности и родам и это пособие по уходу за ребёнком до полутора лет, которое для незастрахованных лиц составляет на первого ребёнка порядка 2 тысяч 600 рублей и на второго - 4 тысячи 600 рублей, вот такое сейчас соотношение. Это пособие устанавливается законом и индексируется ежегодно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дмитрий Геннадьевич Гудков, пожалуйста. ГУДКОВ Д. Г. Спасибо большое. Ну, надо воспользоваться своим правом: у меня есть ещё время до пяти часов, пока меня не лишили слова. Фракция наша, безусловно, будет голосовать за данный законопроект, поскольку он направлен на поддержку детей, на установление чётких правил выплаты пособий, но вместе с тем мне хотелось бы сказать, что, когда у нас возникают какие-то политические противоречия, почему-то про детей все как-то забывают, и самым ярким примером пренебрежительного отношения к детям был, на мой взгляд, "закон Димы Яковлева", когда мы почему-то решили прикрываться нашими детьми в ответ на "акт Магнитского". Уважаемые коллеги, вот вы лишаете меня слова, а вам не интересно было бы узнать, как я съездил в Соединённые Штаты Америки, для чего я туда ездил? Вам не интересно, как там живут наши дети, про которых очень часто с этой трибуны говорят, что американцы едят наших детей, что невозможно попасть в семьи, которые усыновили наших детей-сирот? Так вот я проехал по Америке и увидел, что это абсолютно не так. Я могу сказать, что 60 тысяч детей американцы усыновили за двадцать лет и там за двадцать лет произошло двадцать трагедий, а у нас только в прошлом году в таких семьях погибли 296 усыновлённых детей. Уважаемые коллеги, я сделал запрос в Министерство образования и науки и могу сказать, что очень печальная статистика по усыновлению: у нас за пять лет, начиная с 2008 года, количество российских семей, которые усыновили наших детей, сократилось на 30 процентов. Более того, в 90-е годы американцы усыновляли только инвалидов, тех, которых невозможно было в нашей стране лечить, а в нулевые годы - инвалидов либо тех детей, от которых отказались наши усыновители. Уважаемые коллеги, я, честно говоря, возмущён тем, что меня сегодня лишают слова, даже не спросив о целях поездки, о том, что я там делал. Я до сих пор не понимаю, на каком основании меня лишают слова. И если мы действительно заботимся о наших детях, то должны заботиться не только о тех, кто здесь живёт, а обо всех детях, в том числе и о тех, кого усыновляют иностранцы. В ближайшее время будет рассматриваться законопроект, который мы внесли вместе с Ильёй Пономарёвым и Валерием Зубовым, - мы предлагаем отменить запрет на усыновление российских детей американскими семьями, но у меня не будет возможности выступать в пятницу или на следующей неделе, когда будет рассматриваться этот законопроект, и я призываю всех ещё раз подумать о том, чтобы отменить этот запрет: мы можем отвечать на "акт Магнитского" своими какими-то списками, но давайте не будем трогать больше детей российских! Надеюсь всё-таки на поддержку нашего законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, Александр Юрьевич, будете выступать? Докладчик и содокладчик? Нет. Выносим на "час голосования".
Далее идут законопроекты первого чтения. 10-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 4-1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 19 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Законопроект принят.