Заседание № 133
11.12.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 222788-6 "О признании утратившей силу части семнадцатой статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (принят в первом чтении 12 апреля 2013 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2295 по 2319 из 6807
11-й пункт повестки дня - законопроект, принятый в первом чтении и предлагаемый к отклонению, это проект федерального закона "О признании утратившей силу части семнадцатой статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Доклад члена Комитета по финансовому рынку Марины Алексеевны Мукабеновой. Пожалуйста. МУКАБЕНОВА М. А., фракция ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, напомню, что концепцией данного законопроекта предусмотрена отмена запрета на выход учредителей банка из состава его участников в течение первых трёх лет со дня регистрации банка, однако эта норма уже реализована в законе "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и в законе "О Центральном банке...", которые были приняты нами и подписаны президентом. В связи с изложенным комитет считает, что данный законопроект утратил актуальность и рекомендует палате его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Не выступают. Законопроект выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5564 по 5582 из 6807
Далее - 11-й вопрос, проект федерального закона "О признании утратившей силу части семнадцатой статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Законопроект ранее был принят в первом чтении и предлагается к отклонению. Кто за то, чтобы законопроект отклонить? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 31 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 90
12.04.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 222788-6 "О признании утратившей силу части семнадцатой статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3986 по 4263 из 6443
22-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О признании утратившей силу части семнадцатой статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Сергей Дмитриевич Шаталов, пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Этот законопроект тоже связан с процессом присоединения России к Организации экономического сотрудничества и развития. Он предполагает снять излишнюю, избыточную, по большому счёту, неэффективную административную норму, которая сегодня существует в законе "О банках и банковской деятельности" и которая предусматривает запрет на выход учредителей банка из состава его участников в течение первых трёх лет со дня государственной регистрации банка. Такая норма отсутствует в законодательствах других государств, и, соответственно, её наличие в нашем законе вызывает вопросы. Кроме того, эта норма является не только декларативной, но и, скорее, даже декоративной по той простой причине, что речь идёт о барьере, который легко преодолевается. Имея, например, долю в уставном капитале какого-то банка, можно уменьшить её до сколь угодно низкого значения, не выходя при этом из состава учредителей банка, и этот механизм вполне может быть использован. Также эта норма не препятствует смене собственника, поскольку собственник и учредитель - это, вообще говоря, не обязательно одно и то же лицо. Помимо того, в руках Центрального банка есть очень большой набор инструментов, с помощью которых можно и следить за устойчивостью банков, и сделать так, чтобы эти банки действовали правильно, соблюдая законодательство. Есть возможности отслеживать, передаются или не передаются доли в уставном капитале этих банков другим лицам, потому что банки должны либо информировать при передаче незначительной части пакета, либо просто согласовывать с Центральным банком такие операции. С учётом всех этих обстоятельств правительство просит поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Содоклад заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста. АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сергей Дмитриевич очень обстоятельно доложил этот законопроект. Я бы не согласился только с тем, что эту норму надо отменять в связи с нашими переговорами, - её вообще надо отменять, поскольку она не несёт в себе никакого смысла, не имеет никакого значения, но тем не менее присутствует в нашем законодательстве. Наше законодательство надо чистить, и вот один из шагов по чистке, устранению ненужных норм из нашего законодательства предусматривает как раз этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Если можно, у меня два коротких вопроса, первый - Анатолию Геннадьевичу. Вы сказали, что эта норма не имеет никакого смысла. А сколько лет она существует в этом законе? Почему нужно куда-то обязательно присоединяться, чтобы эту норму пересматривать, когда нам извне подсказывают? Почему же до этого не видели? Так сколько лет данная норма действует? И второй вопрос - представителю банка. У нас в России около тысячи, по-моему, даже уже больше банков. В целом ряде стран - пятнадцать, двадцать, тридцать банков всего-навсего. Вот этот законопроект не связан с уменьшением числа банков и приведением их количества в соответствие с качеством? Ведь у нас в двадцать - тридцать раз больше банков, чем, скажем, в Финляндии, хотя она поменьше, конечно, но даже если взять пропорцию... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аксакову, пожалуйста, включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Спасибо за вопрос. Ну, она существует уже больше двадцати лет, поскольку в начале 90-х был принят закон "О банках и банковской деятельности". На начальном этапе, когда банки росли как грибы, эта норма, видимо, имела значение, по крайней мере по замыслу тех, кто готовил законопроект и принимал соответствующий закон. Я так полагаю, что, к сожалению, сейчас в нашем законодательстве очень много норм, которые уже не имеют практического значения. Эти нормы были приняты в 90-е годы, на них просто не обращают внимания, поскольку они и особого влияния не оказывают на деятельность, например, кредитных организаций, но сейчас обратили внимание в связи с переговорами о вступлении России в организацию экономического сотрудничества. ШАТАЛОВ С. Д. На свою часть вопроса я отвечу так: этот законопроект никак не связан с количеством банков, с его увеличением или уменьшением. Просто от себя добавлю: вы, наверное, видите, что Центральный банк всё более жёстко регулирует эту сферу и количество банков постепенно сокращается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. В продолжение вопроса коллеги Федоткина. Как человек, который ещё не так давно занимался банковской деятельностью, хочу сказать, что кажущиеся устаревшими нормы на самом деле имели свой смысл, хотели мы или нет, но банковское сообщество эти нормы, как и многие другие, учитывало и взаимодействовало с Центральным банком и его территориальными отделениями. Я позицию Анатолия Аксакова понимаю, но он, как руководитель региональной ассоциации банков, в определённой мере представляет банковское сообщество, я вопрос задам всё-таки Сергею Дмитриевичу Шаталову. Эта норма, в общем, была в определённой мере значимая, она усложняла операции, сделки, связанные с покупкой и продажей банков. Всё-таки по какой причине прежде всего эта норма отменяется? Поскольку она ужесточает ситуацию, а не облегчает, как вы только что сказали... (Микрофон отключён.) ШАТАЛОВ С. Д. Я подтвержу слова о том, что этой норме уже больше двадцати лет, она была принята в начале 90-х годов, в момент становления банковской системы, когда, в общем-то, не было и должного контроля за деятельностью банков со стороны Центрального банка и когда не было многих из тех правил и процедур, которые появились впоследствии. Теперь эта норма, в общем, не играет своей роли, более того, я приводил в своём выступлении пример, каким образом эта норма очень легко обходится, - просто нужно оставить минимальную долю участия, меньше 1 процента, можно иметь одну акцию и в этом случае не выйти из числа учредителей, тем более, повторяю, учредители и собственник - это не одно и то же. То есть эта норма уже не имеет никакого значения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Сергей Дмитриевич, два момента. Один связан с некой снисходительной интонацией у Анатолия Геннадьевича и у вас, со словами, что норма не играет никакой роли. Законодатель, вводя такую норму, наверное, какую-то логику преследовал с подачи Минфина или Центробанка? И второй. Не только в ОЭСР мы вступаем, но мы уже влепились в ВТО. Скажите, Минфин вместе с Центральным банком пристально смотрят, что в нашем законодательстве по банковской системе сейчас надо энергично дорабатывать? Не может же такого быть, чтобы у нас была идеальная законодательная база. Нам только сейчас признались, что пакет документов по ВТО - это одиннадцать тысяч страниц. ШАТАЛОВ С. Д. Начну со второго вопроса. Да, конечно же, и Центральный банк, и правительство очень внимательно следят за ситуацией на финансовых рынках, за развитием банковской сферы. Принята стратегия развития банковской системы, и она обновляется, вы можете с ней ознакомиться, она публична. Там поставлены все главные задачи, в том числе по внедрению стандартов "Базель-2", "Базель-3", предусматриваются и другие меры, связанные с регулированием и с надзором, для того чтобы система была устойчива к шокам, действовала нормально и чтобы нарушений в этой сфере не было, - к сожалению, это до сих пор ещё наблюдается. Что касается первого вопроса, ещё раз повторю, что эта норма была принята, если я не ошибаюсь, в 91-м году, когда, в общем-то, взгляд на банковскую систему был немножко другой. За это время пройден огромный путь, и те представления, которые складывались в то время, сегодня уже не всегда подтверждаются. Эта норма, ещё раз повторяю, абсолютно нерабочая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитчук Иван Игнатьевич, пожалуйста. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Сергей Дмитриевич, у меня к вам вопрос. Конечно, наше законодательство надо чистить, безусловно, но я хотел бы получить ответ от вас, ведь вы там ближе к правительству: нет ли всё-таки решительного намерения правительства серьёзно подсократить число банков? Ведь вы понимаете, что наличие тысяч банков в одном месте дробит финансовый потенциал, зачастую банки просто используются для обналичивания, как насос, работают для выкачки средств за рубеж - это беда для нашей финансовой системы. Как вы это прокомментируете и как вы к этому относитесь? И какие всё-таки намерения есть у нашего правительства? ШАТАЛОВ С. Д. Мне хотелось бы сказать, что банки бывают очень разные: есть большие, есть маленькие, у них разные клиенты, одни банки региональные, другие - всероссийского масштаба. Искусственно проводить этот процесс - сокращать количество банков - вряд ли целесообразно. Надо очень внимательно следить за тем, как работают банки: если они отклоняются от тех требований, которые установлены законом, или совершают незаконные операции, тогда нужно действовать жёстко и решительно, и Центральный банк, в общем-то, демонстрирует это. В последнее время количество банков уже сократилось примерно в полтора раза, думаю, что этот процесс не завершён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Мукабенова Марина Алексеевна. МУКАБЕНОВА М. А. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. В настоящее время действующим законодательством установлен запрет на выход учредителей банка из состава его участников, об этом уже говорил докладчик. Указанный запрет был введён законодательством в начале 90-х годов с целью обеспечения надёжных условий для деятельности банков. Но мы живём в современном обществе, в XXI веке, в современных условиях функционирования российской банковской системы указанный запрет носит характер избыточного административного барьера. Также необходимо отметить, что внесение указанных изменений в законодательство обосновано позицией Российской Федерации, обозначенной на переговорах по присоединению России к ОЭСР. Напомню, что в апреле 2012 года Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции утвердила план работы по приведению российской нормативно-правовой базы в соответствие с нормами ОЭСР, в соответствии с ним и ведётся данная работа. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает позицию правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Конечно, данный законопроект является судьбоносным, он что-то радикально изменит в системе, но всё-таки я не очень удовлетворён предыдущими выступлениями, поскольку в принципе есть два тренда: один тренд - официальный, то есть мы говорим о том, что надо сокращать количество банков и предпринимать все необходимые меры для этого (я имею в виду регулятор в государстве), а с другой стороны, - и мы привыкли к этому - поступил сигнал. Вот в данной ситуации сигнал, который поступил от правительства, хотим мы этого или не хотим, означает для банков, для их создания, для операций с долями, дополнительные возможности. Пусть та норма архаична, пусть говорят, что можно так или иначе её обойти (кто с этим бизнесом был связан, знает, что в принципе всё можно обойти), но такой сигнал означает, что мы облегчаем банковскую деятельность, и даже те люди, кто не очень с этим связан, понимают однозначно, что банковское бизнес-сообщество для себя упростило одну из ситуаций, связанную с управлением банковскими активами. Поэтому я хочу предложить тем, кто дальше будет этим вопросом заниматься, получить полное понимание того, ради чего всё-таки мы это делаем - либо мы облегчаем жизнь банкам, либо мы просто выполняем требования международных соглашений, либо это совпало, либо есть какие-то дополнительные причины, которые в этом здании ещё никто не называл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Вот тут коллеги говорили, что в стране очень большое количество банков, - так ведь сейчас, как отметил представитель правительства, количество банков сокращается! И зачастую это сокращение происходит через слияние, то есть через укрупнение банков, банки становятся крупнее и как следствие - более устойчивыми. Предусмотренная данным законопроектом отмена ограничений даст больше свободы и для владельцев банков, и для потенциальных покупателей учреждений после укрупнения, поэтому, думаю, законопроект нужно поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От комитета - Аксаков. Включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, я прежде всего хотел бы сказать, что высказывал точку зрения комитета, а не какого-то сообщества. И точка зрения Комитета по финансовому рынку и моя точка зрения по данному вопросу полностью совпадают. Конечно же, призывы искусственно сокращать количество банков в нашей стране фактически ведут к снижению доступности финансовых услуг, чтобы люди ходили, может быть, в один банк - к сожалению, в некоторых наших регионах такая ситуация уже складывается, - соответственно, с ними бы говорили "через губу" и им трудно было бы получить кредит, который необходим, например, для ведения бизнеса. Абсолютно прав Сергей Дмитриевич: этот процесс должен быть естественным, на основе рынка, и он происходит: в начале 90-х годов у нас было около трёх тысяч банков, сейчас - меньше тысячи. И если кредитная организация совершает какое-то нарушение законодательства либо нормативных актов, то для этого есть Центральный банк, который сегодня вооружён и которому не нужен этот закон, чтобы отобрать лицензию или какое-то предписание выдать, наказать кредитную организацию. Кстати, если уж говорить об этом законе, то он как раз способствует сокращению количества банков, потому что не надо ждать три года, чтобы выйти из состава учредителей, просто можно сдать либо продать лицензию, так что даже с этой точки зрения данный закон необходимо принять - чтобы упростить, снять излишние административные барьеры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Выносится законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5186 по 5203 из 6443
22-й пункт, проект федерального закона "О признании утратившей силу части семнадцатой статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 26 сек.) Проголосовало за 292 чел.64,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 292 чел. Не голосовало 158 чел.35,1 % Результат: принято Принимается.