Заседание № 58
О проекте федерального закона № 222564-6 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (в части введения нового направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства - обеспечения технической и технологической модернизации; принят в первом чтении 17 декабря 2013 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
37-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Доклад Айрата Назиповича Хайруллина. Пожалуйста. ХАЙРУЛЛИН А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 17 декабря 2013 года, он предусматривает прямую поддержку сельхозпроизводителей в рамках технической модернизации. Впоследствии были внесены изменения в постановление правительства № 1432, согласно которым как машиностроителям оказывается поддержка, так и для сельхозпроизводителей при покупке техника удешевляется на 25 процентов, а для сельхозпроизводителей из Республики Крым - на 30 процентов. Кроме того, с прошлого года действует компенсация CAPEX - прямых затрат, понесённых на капитальное строительство ферм, овощехранилищ, логистических центров и так далее. В связи с этим законопроект утратил актуальность, и Комитет по аграрным вопросам принял решение предложить Думе его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Нет. Представитель правительства? Нет. Есть желающие выступить по мотивам? Есть. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Я буду краток. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция не считает, что законопроект утратил актуальность. В чём отличие льгот или мер господдержки, установленных федеральным законом, от мер, установленных постановлением правительства? Постановление правительства можно в любой момент отменить, а федеральный закон можно будет менять только путём внесения в него поправок через Государственную Думу, вот в чём состоит большая, как мы считаем, разница. Кроме того, меры поддержки, которые сейчас оказываются, меньше, чем меры, которые описаны в проекте федерального закона. Мы считаем, что сельское хозяйство нуждается в поддержке, и предлагаем всё-таки не отклонять этот законопроект, а, если нужно, доработать его с учётом изменений, происшедших за время, которое прошло с момента принятия его в первом чтении, и всё-таки закрепить нормы поддержки, формы поддержки сельского хозяйства в федеральном законе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я знаю, что Айрат Назипович - человек, разбирающийся в сельском хозяйстве, но он был неточен, выступая с трибуны. Постановление № 1432 есть, но я сам, стоя на этой трибуне, пять раз убеждал товарища-господина Силуанова, что, пока президент не подписал, для реализации постановления деньги не выделялись, и вы это знаете. Постановление есть, но деньги в бюджете не закладываются, вот в чём проблема. Это первое. Второе. Вы прекрасно знаете, что, к сожалению, мы очень отстаём в части производительности труда и механизации процессов. По технологии положено 3,6 лошадиной силы на гектар, а у нас 1,68, по сравнению с Евросоюзом мы отстаём в 9 раз, с американцами - в 15 раз. Почему так происходит? Вот Геннадий Васильевич знает, что у нас ни одна программа модернизации сельского хозяйства за последние двадцать лет не была выполнена как раз из-за недофинансирования, из-за всех этих передряг. От чего страдает сельское хозяйство? Все любят на нём попиариться, но все хотят держать цену, чтобы не росла цена на хлеб и на всё остальное, тарифы на ЖКХ, как говорят, можно отпускать, чтобы их регулировал рынок, а цену за килограмм хлеба, пшеницы, ячменя, кукурузы надо сдерживать, это уже социально-политический вопрос. Я согласен с Валерием Карловичем: постановлений принимается примерно по 3 тысячи 500 в год, а закон - это фундаментальный документ, и его в принципе надо выполнять всем. Если принят закон, то его проигнорировать уже значительно сложнее, чем постановление. Мы считаем, что не совсем обоснованно предложение отклонить этот законопроект. Мы убеждены, что, пока мы не осознаем, что село - это фундамент... Одно рабочее место в селе даёт до четырнадцати мест в разных отраслях народного хозяйства. А что у нас произошло? У нас многоотраслевое сельское хозяйство превратили в сезонное: посеяли зерновые, подсолнечник, кукурузу, убрали - и всё, полгода в деревне заниматься нечем. Почему? Потому что живность на шашлык пустили, съели, а новую невыгодно содержать: подворья убрали, потому что все муниципальные земли разделили между собой, сейчас и курицу невозможно держать, потому что латифундисты подняли цены таким образом, что не купишь зерна. Так что, с моей точки зрения, есть некое недопонимание в части необходимости поддержки сельского хозяйства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Кто за то, чтобы отклонить ранее принятый в первом чтении законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 09 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 48 чел.10,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3 % Результат: принято Отклоняется.
Заседание № 135
О проекте федерального закона № 222564-6 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (в части введения нового направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства - обеспечение технической и технологической модернизации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Николай Васильевич Панков. ПАНКОВ Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Неоднократно в этом зале мы поднимали вопрос о конкурентоспособности нашего российского сельхозтоваропроизводителя. Вы много бываете в регионах и знаете, что одна из основных задач, которые стоят перед нашим сельхозтоваропроизводителем, - это техническое переоснащение. Это очень сложный вопрос, который не все хозяйства могут решить за счёт собственных средств, поэтому депутатами были внесены изменения, законопроект № 222564-6, где мы предлагаем дополнить статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" новым направлением государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, таким как обеспечение технической и технологической модернизации. Коллеги, законопроект был направлен субъектам права законодательной инициативы для подготовки замечаний, от шестидесяти шести субъектов Российской Федерации поступили отзывы, в которых данный законопроект поддерживается. Учитывая необходимость технического оснащения нашего аграрного сектора и повышения производительности труда путём приобретения за счёт средств федерального бюджета новой техники, комитет рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И. Уважаемый Николай Васильевич, подскажите, пожалуйста, как вы собираетесь согласовывать данный законопроект вот с тем программным документом, который мы недавно приняли, а именно с бюджетом на 2014 год и на 2015-2016 годы, и с госпрограммой на 2013-2020 годы и какую сумму вы надеетесь выбить у Минсельхоза и Минфина на эти цели? Спасибо. ПАНКОВ Н. В. Кирилл Игоревич, вы прекрасно знаете, что в этом, 2013 году на техническое перевооружение села мы с вами направили 2 миллиарда 242 миллиона рублей через компанию "Росагролизинг". В 2014 году на техническое перевооружение запланировано 2 миллиарда, но вот эта поправка позволит напрямую выделить финансирование для наших сельхозтоваропроизводителей. Планируем в 2014-2015 годах увеличивать финансирование этой программы. Вы прекрасно знаете, что и у нас в комитете, и в Министерстве сельского хозяйства обсуждался вопрос о пересмотре параметров государственной программы и о выделении финансирования под эти параметры - это Дума поручила каждому министерству. Думаю, что можно рассчитывать и на увеличение данной составляющей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Коллеги, мы зададим все вопросы Николаю Васильевичу, а потом приступим к голосованию. Нет возражений? Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Васильевич, вы знаете, что благими намерениями вымощена дорога в ад. С 91-го года энерговооружённость сельского хозяйства уменьшилась в три раза, но самое страшное, что наряду с этим разорены семь тракторных заводов, четыре комбайновых завода, я уж не говорю о том, что мы сегодня плуги и бороны завозим из Испании. Каким образом принятие этой строчки повлияет на возврат потенциала, притом что сегодня по лизингу, о котором вы сказали, идёт колоссальный невозврат и он фактически заморожен? ПАНКОВ Н. В. Николай Васильевич, мы согласны выслушать ваши предложения ко второму чтению, но вы прекрасно знаете: возможно, в 91-м году и было разорение хозяйств, но сегодня с введением этой поправки мы впервые, может быть, в новой истории разрешаем выделять из федерального бюджета средства на финансирование приобретения сельскохозяйственной техники, раньше этого не было в государственной программе, как впервые мы с вами выделили компенсации и на производство одного литра молока. Я считаю, что ваше мнение может быть учтено при рассмотрении законопроекта во втором чтении, но я думаю, что этот законопроект позволит нашим аграриям - с подключением в том числе регионов - приобретать сельскохозяйственную технику, в том числе за счёт средств федерального и региональных бюджетов, а не только за счёт средств хозяйств. А задачу поддержки нашего сельхозмашиностроения нужно решать совместно, я уже об этом с этой трибуны говорил, в том числе с учётом 400 миллиардов рублей, которые выделены через министерство промышленности, а не отнимать деньги у села, не надо разрывать - или сельхозпредприятию, или на технику. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Николай Васильевич, изначально в тексте законопроекта содержалась норма о праве правительства устанавливать субсидии сельхозтоваропроизводителям на обеспечение технической и технологической модернизации и инновационного развития в размере до 35 процентов от фактической стоимости приобретённых техники и оборудования, однако в окончательной редакции осталась только достаточно общая формулировка о государственной поддержке АПК, и не ясно, о каких конкретно мероприятиях идёт речь. Вам не кажется, что в связи с этим суть законопроекта исказилась? ПАНКОВ Н. В. Мы планируем, что Правительство Российской Федерации разработает, как и по ряду других программ, порядок выделения финансовых средств - возможно, с учётом тех замечаний и поправок, о которых говорил ранее и Николай Васильевич, - для предприятий сельского машиностроения, то есть необходимо оставить всё-таки люфт, с тем чтобы была возможность выработать наилучшие условия для наших сельхозтоваропроизводителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Николай Васильевич, когда полгода назад здесь выступал министр сельского хозяйства Фёдоров, он говорил, что свыше 60 процентов средств, выделяемых на село, идёт на погашение ставки рефинансирования, то есть мы деньги тратим, а импорт всё увеличивается, увеличивается, завозим всё больше и больше. В связи с этим, чтобы так не получилось и здесь, скажите, можно ли как-то увязать средства и вообще техническое перевооружение села, что, безусловно, надо делать, с увеличением роста производства отечественной продукции (скажем, вложили деньги - в будущем году получили на 5 процентов больше отечественного зерна, мяса, молока, через два года - на 7 процентов больше и так далее), чтобы можно было увидеть, насколько эффективно вложение средств? А то получается, что деньги вкладываем, и при этом завозим из-за рубежа в два-три раза больше - нелогично это! ПАНКОВ Н. В. Спасибо, Владимир Николаевич. Кстати, думаю, что люфт, оставленный правительству на разработку положения об использовании данных инвестиций, мы надеемся, как раз позволит привязать это именно к показателям по конечной продукции. Сегодня у нас есть погектарная поддержка, на один гектар пашни, поддержка конкретно на один литр молока - думаю, что и по сельскохозяйственной технике можно сделать эту привязку, но тут главное - не уйти на такие цифры, которых то или иное сельхозпредприятие не сможет достичь, и в результате оно останется без господдержки, поэтому я думаю, что в рамках разговора с правительством это можно будет учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, спасибо, присаживайтесь.
Возвращаемся к обсуждению 23-го вопроса повестки. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список записавшихся на выступления. Николай Васильевич Коломейцев записался. Николай Васильевич, семь минут хотите? Ну вы сегодня свою квоту на выступления вообще исчерпали уже или нет? Семь минут, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, если без шуток, я вот действительно посмотрел: двадцать пять авторов! Вроде интересный законопроект, вот одна строчка, читаю вам: "обеспечение технической и технологической модернизации" - это суть закона. Но я вам просто для справки сообщаю, что у нас сегодня 41 миллион гектаров пашни не распахивается. И также для справки повторяю, что одно рабочее место в селе косвенно может создавать четырнадцать рабочих мест: если мы начинаем пахать, то нужен плуг, нужен трактор, нужна борона, нужен культиватор, нужна сеялка, а если это всё делать, значит, нужна металлургия, а если металлургия нужна, значит, шахты нужны, а если шахты нужны - железная дорога нужна и так далее, могу вам всю цепочку нарисовать. То есть, казалось бы, для выполнения поручения президента - правильного поручения, о создании двадцати пяти миллионов рабочих мест, - сейчас надо Николаю Васильевичу Панкову дать флаг в руки и выделить 20 процентов расходной части бюджета, и я вас уверяю: мы с вами за три-четыре года двадцать пять миллионов рабочих мест в стране организуем и, самое главное, не будем завозить из-за границы 70 процентов бурды на 46 миллиардов долларов (а сегодня именно на столько завозится продовольствия, причём непонятного качества), а будем кушать экологически чистые продукты. Кстати говоря, тем, кто не знает, скажу, что, оказывается, итальянские, французские, немецкие рестораторы для экологически чистых ресторанов завозят харчи из России. Я был поражён, когда это узнал! Но проблема-то в другом - проблема в том, что у нас благими намерениями вымощена дорога в ад: вот все, кто здесь расписался, голосуя за бюджет, проголосовали за ущемление сельского хозяйства. Николай Васильевич, вам, как председателю комитета, предлагаю взять и поднять бюджеты с 94-го года. Я вас уверяю, что раньше в бюджетах были строчки даже по заводам: "Ростсельмаш" - столько-то, КамАЗ - столько-то, Волгоградский тракторный - столько-то, и тогда никуда не денешься, денежка дойдёт! Агролизинг: вы правильно подметили, что "Росагролизинг" в своё время создавали как раз для того, чтобы вернуть модернизационную составляющую в части обновления техники на селе, но сегодня прибывший туда руководитель из Санкт-Петербурга в принципе всё заморозил. Можете меня проверить: сейчас остатки на счетах региональных баз "Росагролизинга" колоссальные, невозвраты в связи с неурожаем ещё больше. И самое главное, что к парализации этой важной и нужной структуры привела централизация руководства и подписания счетов! Второе. Вы говорите о поддержке на гектар, давайте тогда посмотрим размер поддержки на гектар в Евросоюзе: я вам докладываю, что в среднем поддержка на гектар в Евросоюзе 30 тысяч рублей (на наши деньги), а у нас - 400 рублей по этому году, в Подмосковье - 1 тысяча 100 рублей, ну, у нас просто разные возможности бюджетов. И я вам напомню, что, вообще-то, в Европе, в южной её части, два урожая собирают, в Соединённых Штатах два урожая собирают, в Китае три урожая собирают! А как же мы можем собирать, если у нас в принципе сегодня вы все ПТУ похоронили законом "Об образовании..." и тракториста, машиниста широкого профиля уже не найти?! Если бы не гастарбайтеры... Ведь уже и в деревне гастарбайтеры, потому что уже нет людей таких профессий - раньше в школе их готовили с 10-го класса, а сегодня уже не готовят. Я с вами согласен, с вашей строчкой: нужна модернизация, но у нас Российская академия сельхознаук, которую вы опять же похоронили, модернизируя академию законом об Академии наук, разработала программу как раз модернизации сельского хозяйства и подъёма вот этих запущенных земель, там, кстати говоря, просчитано, сколько надо тракторов, сколько надо поливалок, сколько надо культиваторов, - всё просчитано! Но самое страшное, что у нашего правительства отсутствует система контроля и в связи с этим ответственность - никто не следит: вот сейчас закончилась программа на 2008-2013 годы, она не выполнена по многим показателям на 40 процентов, но ни у одного чиновника и волос с головы не упал! Так вот давайте мы с вами парламентский контроль организуем. Вот сейчас утверждена новая программа, но я глубоко убеждён, что у нас все вопросы решаются без учёта преемственности в структуре управления. На Западе, на Востоке структура управления и структура правительства, вообще-то, достаточно консервативны, причём там все, включая первого заместителя министра, - на контракте. Министр - политическая фигура, он может меняться хоть раз в полгода, но уже начиная с первого заместителя... То есть во всех ведущих странах это достаточно консервативно. У нас что происходит? Смотрите, приходит Скрынник - меняет полсостава верхнего руководства, но не трогает департаменты, где хоть какие-то профессионалы остались; приходит после неё Фёдоров - меняет, вырезает, так сказать, всех, кто понимает в сельском хозяйстве, плюс к этому Россельхозакадемии заткнули рот; приходит Браверман - ему теперь отдали и земли сельхозинститутов. Как же вы возродите картофелеводство в России, если, смотрите, остался единственный институт, который сорта картофеля элитные выращивает, у которого есть посевные земли, а туда структура Бравермана пришла и отнимает их благодаря вашим законам, - ну как вы будете это всё возрождать?! Или посмотрите, вы все сельскохозяйственные НИИ сохранившиеся - их немного осталось, - которые занимаются, скажем так, адаптацией на местности различных сортов зерновых, пород животных и прочее... Их же у нас фактически уже больше не осталось! А вы знаете, сколько стоят элитные семена? Это же вообще золото! Нам такие семена втридорога продают, и самое страшное, что те семена, которые нам продают из Европы, генно-модифицированные и третий урожай уже не дают, понимаете? Поэтому мы считаем, что модернизацию села можно провести... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Быстро семь минут закончились... Заканчиваю. Модернизацию села можно провести, если, первое, вернуть профессионалов, - не может даже очень заслуженный юрист Российской Федерации заниматься селом, ну не может! Этим должен заниматься заслуженный агроном, заслуженный зоотехник, но лучше агроном, понимаете? Второе. Необходимо вернуть ответственность за результат и дать деньги селу - в бюджете, в расходной части, должно быть хотя бы 10 процентов на это, тогда мы возродим село! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 43 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.