Заседание № 216
24.01.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 222319-3 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в части уточнения одного из условий предоставления отсрочки от призыва на военную службу лицам, занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 447 по 484 из 5425
ЗЕЛЕНОВ Е. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемая Любовь Константиновна, я обращался с предложением в Совет Государственной Думы по постановлению Новгородской областной Думы, в котором она предлагала рассматривать проекты федеральных законов, внесенные в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы субъектов Российской Федерации, в первой половине дня пленарного заседания. С подобной просьбой Новгородская областная Дума обратилась не только ко мне, но и к руководителям фракций и депутатских групп. И действительно, докладчик по законопроекту, прибывающий из региона, порой не успевает доложить законопроект, а это и финансовые затраты прежде всего, и, конечно, большие неудобства... Поэтому убедительно вас прошу законодательные инициативы Законодательного Собрания Республики Карелия и Законодательного Собрания Калужской области также рассмотреть в первоочередном порядке в блоке законопроектов первого чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы назовите номера... ЗЕЛЕНОВ Е. А. Номера законов... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Порядковые номера, как они обозначены в порядке работы. ЗЕЛЕНОВ Е. А. Секунду... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Номера 11 и 12. Ваши коллеги быстрее нашли. ЗЕЛЕНОВ Е. А. Нет, номера 10 и 11. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И 10-й, да? ЗЕЛЕНОВ Е. А. 10-й и 11-й, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Законопроекты под номерами 10, 11 и 12 рассмотреть первыми среди законопроектов первого чтения.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 709 по 750 из 5425
строительству. И депутат Зеленов просил поставить пункты 10, 11 и 12 на рассмотрение среди законопроектов первого чтения в первую очередь. Есть ли депутаты, которые против данного предложения? Нет. Кто за то, чтобы поддержать предложение Зеленова? Прошу голосовать. Чтобы поставить пункты 10, 11 и 12 первыми среди... Есть возражение у Решульского. Пожалуйста. Нет-нет, пока не голосуем. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да, у меня есть возражение. Я не пойму, какая необходимость сейчас ломать тут всю эту сверстанную повестку. Тем более, что на ряд вопросов - на 8-й, на 9-й - приглашены люди, которые должны присутствовать в зале. Зачем это всё делать? Тем более, что повестка у нас не такая загруженная. Я надеюсь, что мы сегодня... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я тоже думаю, что к 16 часам всё закончим. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. ... к 16 часам всё закончим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Cпасибо, Сергей Николаевич. Два разных мнения: коллега Зеленов предлагает рассмотреть пункты 10, 11 и 12 первыми среди проектов законов первого чтения, Решульский Сергей Николаевич считает, что мы можем сегодня успеть рассмотреть всю повестку, и против данного предложения. Прошу определиться голосованием. Кто за предложение Зеленова? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 20 мин. 53 сек.) Проголосовало за 31 чел. 6,9% Проголосовало против 223 чел. 49,6% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 255 чел. Не голосовало 195 чел. 43,3% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3642 по 3933 из 5425
Приступаем к рассмотрению пункта 11 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Выступает представитель Законодательного Собрания Республики Карелия Погудалова Галина Николаевна. Пожалуйста. ПОГУДАЛОВА Г. Н., представитель Законодательного Собрания Республики Карелия. Уважаемый президиум, уважаемые депутаты! Разработка данной законодательной инициативы связана с необходимостью устранения неоднозначности толкования при применении нормы подпункта "б" пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В частности, возник вопрос: имеет ли право на отсрочку от призыва на военную службу гражданин, занятый постоянным уходом за матерью, если она вышла на пенсию по старости, достигнув 50 лет, в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях? В течение последних трех лет мы неоднократно обращались по проблеме применения данной нормы в различные инстанции и получили совершенно неожиданный результат: толкование было противоположным. Генеральная прокуратура в лице старшего помощника Генерального прокурора Российской Федерации Тараненко сочла, что законодатель, устанавливая льготы по предоставлению отсрочки от призыва граждан на военную службу, в частности наличие членов семьи пенсионного возраста, имел в виду общие основания, определяющие право на пенсию, и в данном случае не могут быть применены положения Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера...", устанавливающие пониженный пенсионный возраст, то есть при разрешении споров отсрочка от призыва на военную службу не может быть предоставлена. В то же время Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в лице заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации генерал-полковника юстиции по данному вопросу сделала такой вывод: гражданин, имеющий право на пенсию по старости, в том числе и на льготных основаниях, независимо от фактически достигнутого им возраста, подпадает под категорию лиц, постоянный уход за которыми является основанием для предоставления отсрочки от призыва близкому родственнику, осуществляющему такой уход. И далее он отмечает, что указанные законодательные акты являются обязательными для исполнения всеми государственными органами и должностными лицами, в том числе осуществляющими призыв на военную службу. Мы полностью согласны с позицией Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и считаем совершенно очевидным, что при применении рассматриваемой нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" необходимо учитывать право выхода на пенсию по старости и на льготных основаниях, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В настоящее время действуют федеральные законы "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях..." утратил силу, но и в новом пенсионном законодательстве имеется понятие "трудовая пенсия по старости" (статья 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). По смыслу нового пенсионного законодательства также имеется общее основание для возникновения права на трудовую пенсию по старости (статья 7) при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и сохранены льготные основания для возникновения права на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного на общих основаниях. Таким образом, предлагаемое в законопроекте уточнение, учитывающее право на досрочное назначение пенсии (то, что мы имели в виду), не вступает в противоречие с новым пенсионным законодательством. В официальном отзыве Правительства Российской Федерации говорится, что законопроектом "расширяется понятие "пенсионный возраст по старости" за счет отнесения к гражданам, достигшим его, лиц, которым пенсия по старости назначена досрочно". Это неверно, представленный проект закона не дает определения пенсионного возраста по старости, так как это является прерогативой пенсионного законодательства, а лишь уточняет конкретные случаи предоставления отсрочки от призыва на военную службу. И если в пенсионном законодательстве закреплено, что гражданин имеет право на снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости, то ему должны быть предоставлены и другие связанные с выходом на пенсию по старости права. Что касается необходимости внесения аналогичных изменений в подпункт "в" пункта 3 статьи 51 закона, как указано в заключении профильного комитета, то мы считаем, что можно подготовить соответствующую поправку ко второму чтению. В заключение я хочу сказать следующее. 11 марта 2001 года председатель Комитета по обороне Николаев Андрей Иванович ответил, что в феврале 2001 года Комитетом по обороне обсуждался этот вопрос и члены комитета единодушно пришли к выводу, что данная проблема имеет место и требует своего решения, что ведется дополнительное изучение с целью выработки конкретных предложений по урегулированию. Прошло два года, а проблема остается. Поэтому я считаю, что для нас главным является в этой части заключение Верховного Суда Российской Федерации. Уважаемые депутаты, прошу вас сделать этот шаг к решению наболевшей проблемы, поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении и работать с ним дальше, потому что в 1998 году многие депутаты, ныне сидящие здесь, когда принимали закон "О воинской обязанности...", не сочли нужным установить вот эти две цифры, отсюда пошло очень много неправильных толкований различными службами вот этой нормы законодательства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Николаевна. Сейчас с содокладом выступит Зеленов Евгений Алексеевич. ЗЕЛЕНОВ Е. А. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые коллеги! Действующая статья 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предоставляет право на отсрочку от призыва на военную службу гражданам, занятым постоянным уходом за родителями, которые достигли пенсионного возраста по старости. Законодательное Собрание Республики Карелия своим законопроектом предлагает уточнить понятие "пенсионный возраст по старости", дополнив его словами "с учетом права на досрочное назначение трудовой пенсии". В настоящее время пенсии по старости по общему правилу назначаются при достижении возраста 60 и 55 лет соответственно мужчинами и женщинами. Но законодательством установлены и случаи назначения той же самой пенсии по старости раньше достижения гражданами указанного возраста. Пенсия по старости может назначаться уже по достижении 55, 50 лет гражданам, проработавшим в трудных условиях, и даже по достижении 38-43 лет гражданами, работающими на рыбных промыслах, в летном составе гражданской авиации, то есть им пенсия назначается по выслуге лет, которая составляет не менее 25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин. Перечень для назначения подобных пенсий весьма значителен. Принимая Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в 1998 году, мы закладывали в понятие "пенсионный возраст по старости" именно возраст 60 и 55 лет, но, к сожалению, не указали конкретно, и не указали лишь потому, что в обществе активно обсуждался слух, проблема, о предстоящем изменении этого возраста. Тогда задача законодателя заключалась в попытке установить дополнительную социальную защиту нетрудоспособным гражданам. Под нетрудоспособными гражданами в российском законодательстве помимо других категорий, как правило, понимаются граждане пожилого возраста, к которым, в свою очередь, в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" относятся люди, достигшие именно возраста 60 и 55 лет, соответственно мужчины и женщины. Поэтому принятие данного законопроекта фактически приведет к необоснованному расширению круга граждан, пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу. Отсрочку получат те лица, у которых вполне здоровые родители, трудоспособные родители, и вы знаете, в 40-45 лет все, имеющие право на пенсию, продолжают работать. Нельзя также не учитывать и то обстоятельство, что понятие "пенсионный возраст по старости" в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" используется не только там, где предлагает изменить субъект права законодательной инициативы, но и в подпункте "в" пункта 3 статьи 51. Внесение предложений об изменении повлечет за собой необходимость внесения аналогичных изменений в названный подпункт, в этом законопроекте не учитывается данная особенность. Все эти причины не дают нам возможности поддержать данный законопроект. Подпункт "б" пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", безусловно, нуждается в кардинальном пересмотре. Вы, наверное, уже заметили, сколько пленарных заседаний мы посвятили изучению статьи 24. Комитет по обороне работает над ее новой редакцией и в скором времени представит к рассмотрению Государственной Думой. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы к докладчику или содокладчику? Есть? Более одного вопроса? Тогда записываемся на вопросы. (Выкрики из зала.) Подождите, давайте мы тогда запишемся на вопросы - куда же деваться? - запись идет, а потом уже по ведению. По ведению - депутат Буткеев. Пожалуйста. БУТКЕЕВ В. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Спасибо, Владимир Петрович. Я хотел бы предложить, это вопрос небольшой, закончить рассмотрение этого вопроса до перерыва, хотел предложить депутатам, коллегам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте сначала вопросы, у нас вопросы есть. (Выкрики из зала.) Что, проведем голосование по этому предложению? Кто за то, чтобы завершить рассмотрение данного вопроса до перерыва? (Выкрики из зала.) Вы думаете, что закончим? (Выкрики из зала.) Тогда отмените голосование. Давайте вопросы задавать. Первым задает вопрос депутат Гостев. Пожалуйста. ГОСТЕВ Р. Г. У меня такой вопрос: а сколько человек подпадает тогда под действие закона, если мы примем его, под отсрочку? КОЖУШКО В. А. Что касается ухода за лицами, достигшими пенсионного возраста, 55 и 60 лет, отсрочкой сейчас пользуются 40-42 тысячи ежегодно. Если мы этот возрастной барьер снизим на пять лет только работающим, а здесь было доведено до вашего сведения, что это может случиться у военнослужащих и летчиков, то мы ожидаем увеличение этой численности ежегодно - наверное, порядка 50-60 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Чехоев, вопрос. ЧЕХОЕВ А. Г. К Зеленову у меня вопрос. У нас в принципе возникают часто ситуации, когда, допустим, инвалиды родители, сын у них один-единственный и он просто не может пойти в армию. Тогда как быть? Нет им ни 55 лет, ни 60 лет, они стали инвалидами, допустим, в автокатастрофе, лежат. Что тогда делать? ЗЕЛЕНОВ Е. А. В законе всё прописано: если родитель - инвалид второй группы, то человеку предоставляется отсрочка, он практически не служит у нас. Это в законе всё прописано. У нас двадцать три категории получают отсрочки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Зиятдинова. Пожалуйста, вопрос. ЗИЯТДИНОВА Ф. Г., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Спасибо. Уважаемый Евгений Алексеевич, мы прекрасно понимаем, что вот такая концентрация вопросов в отношении, скажем, неслужбы в армии, или возможности нахождения путей для отлынивания, скажем, от армии, попросту говоря, далеко не случайна. Постоянно наблюдаем факты, когда действительно из частей ребята бегут по каким-то причинам, вы знаете, вам это хорошо известно. Мне кажется, что наступило время все-таки Комитету нашей Думы по обороне провести закрытые парламентские слушания о неуставных отношениях в Российской армии. Неслучаен такой симптом. Давайте все-таки будем разбираться. Конечно, не дело, когда мы на каждой Думе рассматриваем обращения каких-то отдельных слоев нашего общества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не вопрос, это предложение. Вопрос задает депутат Буткеев. БУТКЕЕВ В. А. Спасибо, Владимир Петрович. Я бы хотел, чтобы докладчик уточнил, что данный законопроект не касается дополнительной, новой льготы для какой-то новой категории людей, этот законопроект лишь уточняет правильность формулировки, потому что возникло двойное толкование: те, кто уходит на пенсию по старости на Севере, уходят на пять лет раньше. И тут второй возникает вопрос. Приводятся примеры, что в 45 лет, в 43 года уходят на пенсию. Не надо путать. На Севере раньше уходят на пенсию по старости, а в 43 года, в 45 лет уходят на пенсию по выслуге лет. Есть три вида ухода на пенсию: по инвалидности, по возрасту, то есть по старости, и по выслуге. Этот законопроект не касается выслуги. И работа на Севере не относится к выслуге, даже когда пенсионные удостоверения выдают, там написано: на пенсию по старости. Ни к какой выслуге это не имеет отношения. Это очень маленькое количество людей, не все из них. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Друзья мои, просьба вопросы в вопросительной форме задавать, а не в утвердительной. ЗЕЛЕНОВ Е. А. Вот надо взять закон, который называется "О трудовых пенсиях...", статья 7 и статья 27. Прочитайте внимательно, здесь всё написано. И читаю: трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7. И пошел перечень, куда включаются и северяне, и летчики, и моряки, и все остальные. Читайте внимательно наше российское законодательство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Пивненко, последний вопрос. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, депутатская группа "Народный депутат". Евгений Алексеевич, я бы хотела, чтобы вы всё же уточнили сказанное вами в содокладе. Вы называете возраст 60 и 55 лет. Но опять-таки я в развитие вопроса, наверное, Буткеева, хочу сказать о том, что ведь возраст-то пенсионный нормальный установлен для северян - 50 и 55 лет. Он установлен в действующем законодательстве. И то, что вносит Погудалова, - это как раз уточнение. ЗЕЛЕНОВ Е. А. Валентина Николаевна, еще раз повторяю. Вот возьмите статью 27, она здесь лежит, я подойду к вам. Здесь и северяне проходят (как раз именно пенсии по старости), и не только северяне, все категории граждан, перечислять мне очень сложно. Здесь на трех страницах этот перечень: кто работает в трудных условиях, в полярных условиях, кто летает, кто плавает и всё остальное. Всё в одной статье. И нет у нас северян, которые идут по отдельной статье и у них вдруг пенсия по старости, или пенсионное обеспечение по старости, определяется персонально, нет. Законодательство Российской Федерации для всех единое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, мы исчерпали временной лимит. У депутата Буткеева было предложение продлить наше заседание до окончания рассмотрения вопроса. Кто за это предложение? Прошу голосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 16 сек.) Проголосовало за 121 чел. 26,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 121 чел. Не голосовало 329 чел. 73,1% Результат: не принято Не принято.