Заседание № 119
23.10.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 222255-5 "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4813 по 5012 из 7391
Пункт 11, проект федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал". Докладывает Сергей Дмитриевич Шаталов, статс-секретарь - заместитель министра финансов, официальный представитель правительства. С пониманием того, что его ждёт женщина в ложе. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается для ратификации Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Саудовской Аравии об избежании двойного налогообложения. Саудовская Аравия - страна, которая живёт в основном за счёт нефти, имеет первое место в мире по объёмам её добычи и реализации, но в настоящее время прилагает огромные усилия для того, чтобы привлекать частные инвестиции для развития геологоразведки, для создания шести экономических регионов, для диверсификации экономики, и с этой точки зрения чрезвычайно интересна для нашего российского бизнеса. Развиваются финансовый сектор, металлургия, телекоммуникации, создаётся инфраструктура - и наши компании заинтересованы в том, чтобы участвовать в этой деятельности. Для того чтобы не возникало проблем, связанных с двойным налогообложением, предусматривается одобрение соответствующей конвенции, которая предусматривает также, что государства обмениваются информацией, помогают друг другу в соблюдении налогового законодательства и, соответственно, создают условия для взаимного экономического роста. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы поразительно лаконичны, Сергей Дмитриевич. Леонид Эдуардович Слуцкий, первый заместитель председателя Комитета по международным делам, сделает содоклад. СЛУЦКИЙ Л. Э., фракция ЛДПР. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я постараюсь, Олег Викторович, как и вы в начале сегодняшнего пленарного заседания, предельно сократить свой содоклад. Сергей Дмитриевич сказал основное. Очень большое внимание мы уделили этому недавно на заседании Комитета по международным делам. Действительно, очень важная страна, и действительно очень профессионально составлена конвенция. Обращает на себя внимание в части налогообложения дивидендов право взимать налоги по доходам, которые получены из другого государства, оно предоставлено государству-получателю. В то же время оговаривается и право взимания налога и в государстве-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 5 процентов от общей суммы дивидендов, если компания, имеющая фактическое право на дивиденды, прямо владеет не менее 25 процентами общего капитала компании, которая дивиденды выплачивает. Несколько мудрёно звучит, но это прогрессивный пункт по отношению к аналогичным пунктам предыдущих подобных конвенций. И далее хотелось бы отметить особенности налогообложения доходов физических лиц. Здесь исключение с учётом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, практикантов высших учебных заведений и преподавателей. То есть по достаточно жёсткому, как правило, пункту в части налогообложения доходов физических лиц даётся весьма широкое либеральное, либерально-демократическое, если угодно, исключение, которое, безусловно, также прогрессивно. И в заключение, уважаемые коллеги, отмечу, что ратификация конвенции в полной мере отвечает интересам Российской Федерации. Её реализация не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. По мнению Комитета по международным делам, данная конвенция создаёт в отношениях наших государств благоприятный налоговый режим и, безусловно, укрепляет международно-правовые основы экономического сотрудничества. Просьба поддержать позицию Комитета по международным делам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопросы. Задержитесь, пожалуйста, Леонид Эдуардович. Я вижу руку депутата Жириновского и депутата Когана, да? А, Селезнёва. Извините. Пожалуйста, Владимир Вольфович, ваш вопрос. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Леонид Эдуардович, вы с таким оптимизмом нас просите поддержать, а можете вы назвать цифру, кто выигрывает в случае ратификации конвенции об избежании двойного налогообложения, сколько саудовских фирм работают в России и сколько российских там? Насколько я знаю, в Саудовской Аравии никаких российских фирм нет, поэтому двойного налогообложения будут избегать только саудовские торговцы, купцы и промышленники. Мы проигрываем, ратифицируя подобное соглашение об избежании двойного налогообложения. Хотел бы знать эту цифру и вашу точку зрения. СЛУЦКИЙ Л. Э. Спасибо за вопрос, Владимир Вольфович. В данном случае понятно, что это страна, которая нас очень интересует, при всей её экзотике, при достаточно нестандартном понятии "закат" - религиозный налог у мусульман, с которым мы столкнулись в тексте конвенции, и других достаточно экзотичных для нашего взгляда понятиях, параграфах. Количество саудовских фирм, которые активно работают в России, составляет более трёх десятков, и там достаточно внушительный товарооборот. При этом, безусловно, мы посмотрели, насколько реально действительно эти фирмы работают. Консультировались с соответствующим блоком Министерства иностранных дел, и коллеги из МИДа нам дали достаточно подробные по этому поводу консультации, поскольку аналогичные вопросы возникали и у нас. То есть это не какое-то одномоментное, точечное рассмотрение в комитете: раз, два, внесли и проконсультировали. Нас интересовал, в частности, тот же самый вопрос. Ответ: более трёх десятков компаний с достаточно внушительным товарооборотом. И то, что сказал в данном случае Сергей Дмитриевич Шаталов, по отношению к обоюдной выгоде и к обоюдным плюсам, это, безусловно, действительно так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое. У меня вопрос к содокладчику. Здесь прозвучала фраза "экзотическая страна", а мы знаем, что в экзотических странах происходят иногда экзотические вещи, такие, как национализация. У меня в связи с этим вопрос. Насколько я знаю, у нас с Саудовской Аравией на сегодняшний день нет соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Не торопимся ли мы ратифицировать конвенцию об избежании двойного налогообложения? Потому что таким образом мы стимулируем заход нашего бизнеса на чужую территорию - это хорошо, но не предоставляем гарантии защиты, а это плохо. И не только для бизнеса, но и для государства может быть плохо, потому что мы к ним придём разведаем, разбурим нефть, а потом, как это часто бывает, национализируют, и они будут цены на нефть вместе со Штатами нам рушить. Вопрос понятен, в общем-то. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, прокомментируйте, Леонид Эдуардович. СЛУЦКИЙ Л. Э. Комментирую, Олег Викторович. Спасибо большое коллеге Селезнёву за вопрос, вопрос действительно понятен. И я хочу коллегу Селезнёва поблагодарить также за активное обсуждение данного досье на заседании Комитета по международным делам. Я недаром, не для красного словца употребил слово "экзотическая" или "экзотичная". Дело в том, что российский бизнес семь раз отмеряет, прежде чем заходить в Саудовскую Аравию. Действительно, компании, которые работают с обеих сторон, очень долго примеряются, очень долго, как правило, в течение нескольких лет, идут взаимные консультации, и лишь затем мы можем говорить о том, что действительно бизнес пошёл. В данном случае, говоря о первой части вашего вопроса, могу сказать, что национализация в Саудовской Аравии - а мы достаточно профессионально и здесь, в сфере парламентской дипломатии, и в Министерстве иностранных дел, и не только отслеживаем ситуацию с Саудовской Аравией - национализация там в ближайшем, обозримом будущем вряд ли возможна. Я имею в виду ту национализацию, о которой вы спросили. Что же касается следующей части вашего вопроса, здесь очень осторожный подход с обеих сторон. И действительно, у нас в последние годы, да и в принципе в новейшей российской истории, не было каких-то серьёзных инцидентов в российско-саудовском экономическом сотрудничестве, что и побудило к подписанию данной конвенции, а сегодня побуждает нас просить поддержать её ратификацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы задали, присаживайтесь. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивает депутат Жириновский. На месте, пожалуйста, включите микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я с места, коротко, понимая, что зал устал и у нас ещё много вопросов на фиксированное время, мы не успеваем. И министр сидит и не может руководить сельским хозяйством. Почему мы затронули вопрос по Саудовской Аравии? Четверть века назад руководители именно этой страны пошли на поводу у Президента США и обрушили цены на нефть с одной единственной целью: уничтожить Советский Союз. Это хуже было для нас, чем нашествие Гитлера: мы его за четыре года разбомбили, а последствия того, что сделали саудиты по указанию президентов США, мы с вами сегодня видим - план Гитлера по расчленению территорий полностью реализован, даже с прикупом, Среднюю Азию он не хотел трогать и Закавказье. Поэтому надо быть осторожными. И я не исключаю повторения подобного сценария в ближайшие десять - пятнадцать лет. Американцы уходят из Ирака, саудиты будут стараться восстановить там своё господство - будет противостояние с Ираном: Иран за шиитов иракских, саудиты за суннитов иракских. Но всё кончится в конце концов выбросом огромного количества дополнительной нефти на рынок. Если сегодня она стоит 70 долларов за баррель, то в ближайшие годы они смогут опустить её ниже 30. При Рейгане она стоила 30 долларов - саудиты опустили до 12. Это означало, что мы больше не могли поставлять нефть на экспорт, ибо её цена за рубежом была ниже себестоимости. Вот это один фактор. Второй фактор, и здесь уже покороче. Саудиты ставят своей задачей исламизацию всей планеты, на первом месте - Россия, поэтому они всячески финансируют различные экстремистские ультрарелигиозные организации. Вы знаете об арестах в Башкирии, в Татарии, они уже дошли до Волги. Они оплачивают оружие, поставляемое в некоторые исламские страны, они обучают будущих боевиков в некоторых университетах в исламском мире именно с точки зрения сектантства - то, с чем мы встречаемся в горах Ингушетии и Дагестана. Это страна, которая нам нанесла самый страшный ущерб в XXI веке. И когда мы идём навстречу ей, освобождаем от налогообложения её купцов, торговцев в России, а сами там практически ничем не занимаемся, мы проплачиваем будущие провокации против нашей страны со стороны Саудовской Аравии. Фракция ЛДПР ни одного голоса не даст за данную ратификацию! А для членов Комитета по международным делам я бы просил, Леонид Эдуардович, лекцию прочитать о том, какие ратификации поддерживать, а какие не надо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5347 по 5363 из 7391
Ставится на голосование проект федерального закона о ратификации конвенции, обозначенный в пункте 11 повестки дня. Он касается Саудовской Аравии. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 04 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6% Результат: принято Принято.