Заседание № 165
О проекте федерального закона № 222167-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (о порядке создания и функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, приступаем к блоку законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Пункт 2. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Гавриловича Драганова. Пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия". Благодарю вас. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который принят во втором чтении 21 апреля 2006 года. Он определяет порядок создания и прекращения существования туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации, а также особенности осуществления предпринимательской деятельности непосредственно на территории этих зон. Уважаемые коллеги, при подготовке законопроекта к третьему чтению был выявлен ряд положений, которые требуют уточнения, в связи с этим предлагается вернуться к процедуре второго чтения, проголосовать таблицу дополнительных поправок, рекомендованных комитетом, а затем одобрить законопроект в целом. Уважаемый Борис Вячеславович, прошу поставить данное предложение на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, комитет просит вернуться к процедуре второго чтения и далее рассмотреть четыре поправки, которые предлагаются комитетом к принятию. Ставлю на голосование данное предложение комитета. Кто за то, чтобы вернуться к процедуре второго чтения? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 16 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Валерий Гаврилович, по поправкам. ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо. Уважаемые коллеги, первая из розданных вам поправок касается уточнения общего порядка создания туристско-рекреационных особых экономических зон. В частности, мы предлагаем указать, что такие зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. Также из редакции данной статьи исключено положение об участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в принятии решений, так как в так называемом базовом законе частями 2 и 4 статьи 6 уже предусмотрено такое право. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте таким образом поступим. В таблице 1 есть четыре поправки, которые рекомендованы комитетом к принятию. Нам надо определиться по этой таблице. Есть ли необходимость какую-либо из этих поправок обсуждать отдельно? Нет. Ставлю на голосование таблицу 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 50 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9% Результат: принято Принято. Других письменных поправок у нас нет. Я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" во втором чтении. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 28 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3% Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, выносим данный проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", пункт 2. Кто за то, чтобы принять данный проект федерального закона в третьем чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 12 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 160
О проекте федерального закона № 222167-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (о порядке создания и функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон; принят в первом чтении 17 марта 2006 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, мы сегодня при обсуждении порядка работы утвердили фиксированное время для рассмотрения пунктов 12 и 13, поэтому я объявляю обсуждение проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", второе чтение. Доклад председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Гавриловича Драганова. Обращаю ваше внимание, что в ложе правительства присутствует министр экономического развития Герман Оскарович Греф. ДРАГАНОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", принятый в первом чтении 17 марта. Уважаемые коллеги, я просил бы вашего позволения отойти от традиционного доклада, если вы за это проголосуете (тезисы моего выступления могут быть розданы, но если вы решите, что я их должен зачитать, я это сделаю), а это время использовать для того, чтобы правительство могло презентовать краткий, но, на мой взгляд, очень профессиональный и убедительный отчёт о том, что происходит в этой сфере, в связи с принятием сегодняшнего законопроекта. Но при этом, Олег Викторович, уважаемые коллеги, конечно же, мы должны рассмотреть таблицы поправок, и я готов их прокомментировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы начинаем с таблицы поправок? ДРАГАНОВ В. Г. Поскольку это не по Регламенту, я и обращаюсь к палате. Если палата решит, что я должен зачитать доклад и потом состоится обсуждение поправок, и отведёт время для выступления правительства на заданную тему, тогда мы можем по такому пути пойти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть предложение, чтобы вне Регламента, традиционного порядка, поскольку эта процедура второго чтения, мы выслушали бы комментарий, скажем так, к законопроекту в том виде, как мы его увидим по результатам голосования во втором чтении, дать возможность сделать комментарий представителю правительства. Я так понимаю, что коллега Греф готов это сделать. Да? В том числе с наглядными материалами. А потом мы вернёмся к нашей процедуре и рассмотрим таблицы поправок. Есть ли возражающие против такой схемы, поскольку мы выходим за рамки Регламента? Нет. Я могу тогда предоставить слово Герману Оскаровичу Грефу? Да. Пожалуйста, Драганову сначала включите микрофон. ДРАГАНОВ В. Г. Я так понимаю, что после этого будет сделан доклад и рассмотрены таблицы поправок, чтобы мы Регламент соблюли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, именно в такой постановке палата согласилась с моим предложением. Герман Оскарович, чтобы у нас всё-таки был некий порядок, сколько вам нужно времени для выступления? Пятнадцать минут? ГРЕФ Г. О., министр экономического развития и торговли Российской Федерации. По Инвестиционному фонду... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вы в ходе вашего выступления это можете просто прокомментировать. Правительство просит двадцать минут, коллеги. Нет возражения? Нет. Вопрос серьёзный, поэтому двадцать минут. Включите, пожалуйста, микрофон на центральной трибуне. ГРЕФ Г. О. Добрый день, глубокоуважаемые депутаты Государственной Думы! Я своё выступление хотел бы разделить на две части и первую часть посвятить закону "Об особых экономических зонах...", поправкам в части рекреационных зон, а вторую часть посвятить вопросу, который благодаря вашей поддержке был решён, - это вопрос об Инвестиционном фонде Российской Федерации. Поступает большое количество вопросов, связанных с тем, что депутаты не информированы о том, что сейчас происходит, какая работа ведётся правительством по реализации этой идеи, и я хотел бы в течение десяти минут проинформировать вас о том, какие проекты сейчас рассматриваются, в каком состоянии эта работа. Это, в том числе, прозвучало в качестве вопроса на пленуме, по-моему, партии в прошлую субботу, или на съезде. И мы договорились с Борисом Вячеславовичем, что мы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГРЕФ Г. О. Да, но мне эти вопросы поступали и от коммунистов, коммунисты поддерживали эту идею. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, этот вопрос действительно задаётся многими, это не только партийный вопрос. По-моему, всех интересует инвестфонд. ГРЕФ Г. О. Да, этот вопрос был поддержан всеми единогласно, поэтому я хотел бы просить вашего разрешения проинформировать вас о том, что делается. Итак, первый вопрос - это поправки в закон "Об особых экономических зонах...". На сегодняшний день, как вы знаете, вами был принят законопроект, который регулирует создание в Российской Федерации двух типов зон - это технико-внедренческие и промышленно-производственные зоны. Когда мы принимали этот законопроект, я говорил вам о том, что в планах правительства создание ещё двух типов зон: первый тип зон - это туристско-рекреационные зоны, и второй тип зон - это портовые. По туристско-рекреационным зонам вы приняли законопроект в первом чтении. И хочу сказать, что для нашей страны с точки зрения поставленной задачи ухода от сырьевой зависимости это крайне важная задача. Все четыре типа зон - это инструменты так называемой диверсификации экономики. Туристско-рекреационные зоны имеют особое значение в силу того, что туризм - это самая мультипликативная с точки зрения количества занятых, создания новых рабочих мест сфера. Не существует ни одной другой отрасли экономики, или сферы услуг, или сферы производства товаров, которая создавала бы такое количество дополнительных рабочих мест. Создание такого рода территорий и помощь Российской Федерации, федерального уровня, в определении таких приоритетных проектов - на сегодняшний день это крайне необходимые условия для старта и развития туристического потенциала целого ряда территорий. Как мы себе представляем эту работу? Сохраняется тот же самый порядок: после принятия вами закона и подписания его президентом правительство объявит конкурс среди субъектов Российской Федерации на представление документов для создания туристско-рекреационных зон. Мы также хотим на первом этапе, пока не апробируем этот инструмент, отобрать всего несколько таких территорий (условно говоря, от двух до четырёх, не больше), чтобы мы сумели хорошо к этому подготовиться и всё отадминистрировать. И хочу сказать, что, несмотря на то что законопроект идёт во втором чтении, мы одновременно в течение последнего года активно готовимся к тому, что закон будет принят. Правительство работает совместно с субъектами Федерации. Здесь самый активный субъект Федерации - это Краснодарский край (губернатор Краснодарского края здесь присутствует). Александр Николаевич был одним из инициаторов этой идеи, и мы детально отрабатывали совместно с администрацией и текст законопроекта, и соответствующую идею о создании в первую очередь на Черноморском побережье одной из рекреационных зон. На конкурсе был отобран консультант - компания "Маккинзи", она провела большую работу и подготовила предложения, как нам развить потенциал нашего Черноморского побережья. Есть предложение сегментировать всё побережье на несколько территорий. (Вот на слайде вы это можете увидеть.)* Фактически каждый из сегментированных кусков территории - это отдельный, со своим назначением, со своей спецификой, курорт или место для отдыха, и там должна быть создана соответствующая инфраструктура. Что представляет собой инструмент в виде этого закона? В первую очередь он даёт возможность консолидировать усилия всех властей в виде единого управления всей территорией, будет реализован принцип так называемого единого окна. На сегодняшний день у нас нет нормального управления в отношении огромного количества земель. В первую очередь это касается таких территорий, как Сочи, Туапсе, Геленджик. Огромное количество всевозможных ведомств на сегодняшний день владеют там территориями, фактически полоса в пятьдесят метров, прилегающая к морю, - это федеральная собственность, находится под федеральным управлением, дальше всё сегментировано, у каждого соответствующий землевладелец: Министерство обороны, другие федеральные министерства и ведомства, профсоюзы и так далее, и так далее. В результате не получается собрать всё это воедино. На самом деле тот инструмент, который будет предоставлен, с делегированием полномочий всех трёх уровней власти - муниципального, субфедерального и федерального - даст возможность получить вот это самое единое окно, единое управление, в виде территориального подразделения российского агентства по управлению особыми экономическими зонами. Будет создан план по развитию территорий и обустройству инфраструктуры. И мы полагаем, что в законопроекте нужно предоставить минимум льгот. (Это следующий законопроект, который идёт следом за этим.) Поправки в Налоговый кодекс позволяют предоставлять два типа льготы: это льгота по налогу на землю и льгота по налогу на имущество. Оба этих налога находятся в компетенции субъектов Федерации, поступают в муниципальные и субфедеральные бюджеты. Мы ещё также проработали на стадии подготовки поправок возможность ускоренной амортизации по налогу на прибыль, и больше фактически мы не предполагаем никаких налоговых льгот. Но самый главный эффект будет достигнут за счёт того, что будет подготовлен квалифицированный бизнес-план для этих территорий, будет Федерация участвовать в сооружении объектов инфраструктуры, будет сделана схема зонирования, территория будет вся спроектирована с точки зрения градостроительного проектирования, и соответствующие участки территории будут предложены инвесторам под застройку, строительство коммерческих объектов либо социальных объектов, если они могут быть сооружены на коммерческой основе. Вот, собственно говоря, суть этого законопроекта. Теперь о том, какую работу мы ещё, помимо работы совместной с Краснодарским краем, ведём. Хотя надо сказать, что Краснодарский край - это огромный проект, хочу, чтобы вы были в курсе, это не только Черноморское побережье, это ещё и горноклиматический курорт "Красная поляна", в котором сейчас активно ведутся работы по созданию инфраструктуры. Туда пошли наконец в этом году первые серьёзные инвестиции. Это сделано при помощи администрации Краснодарского края. Они создали акционерное общество, которое взяло кредит и вложило первые инвестиции. Сейчас и частные инвесторы стали активно вкладывать средства в эту территорию. Сразу же хочу сказать, что ещё один проект на этой же территории, безусловно, является весьма актуальным, и мы его также рассматриваем - это перенос железной дороги. Вы понимаете, что, если мы хотим развивать серьёзно эту территорию, создать действительно высококлассный курорт на этом месте, это возможно только в том случае, если всё побережье будет застраиваться отелями. Пока такой возможности нет, пока по самому побережью проходит железная дорога. Сейчас рассматривается проект по возможному, в том числе с участием частных инвесторов, переносу этой железной дороги вглубь, с тем чтобы освободить побережье под застройку. Стоимость этого проекта - свыше 4 миллиардов долларов, и мы сейчас пытаемся скомбинировать в рамках особой экономической зоны дальнейшее распределение земельных участков, которые освобождаются под застройку для реализации такого рода инвестиционного проекта. Также уже сейчас мы заказали совместно с российским агентством по туризму и администрациями Иркутска и Бурятии разработку проекта по развитию рекреационной зоны озера Байкал. Уже отобран инвестиционный консультант, который начал такого рода работу. Также сейчас ведётся работа ещё в нескольких субъектах Федерации, это такие субъекты Федерации, как Калуга, Тверь, Иваново, Нижний Новгород, Алтайский край и Республика Алтай, Приморский край, Сахалин и Камчатка. Это всё территории, которые обладают огромным туристическим потенциалом. Мы полагаем, что как раз именно эти территории станут ключевыми претендентами на создание особых рекреационных зон. Мы просили бы вас, уважаемые коллеги, нас поддержать, приняв эти поправки, с тем чтобы мы... Мы очень спешим с принятием этого закона, мы хотим успеть объявить конкурс и до начала бюджетного процесса 2007 года заложить первые средства, которые мы могли бы потратить совместно с субъектами Федерации на проектирование инфраструктур особых экономических зон в части развития туризма и рекреации. Это всё, что я хотел сказать по первой части вопроса, представляя вам законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в части развития туризма и рекреации и прося вашей поддержки. Теперь несколько слов по второму проекту. Инвестиционный фонд - это новый инструмент. Действительно, мы очень благодарны вам за поддержку, во многом именно благодаря усилиям депутатов этот проект родился. Как вы знаете, средства Инвестиционного фонда - это средства, которые предусмотрены в федеральном бюджете на поддержку инвестиционных проектов, реализуемых на условиях частно-государственного партнёрства, когда частные средства вкладываются в инфраструктурные проекты в размере не менее 25 процентов и крупные национальные проекты с общим объёмом финансирования этих инвестиционных проектов не менее 5 миллиардов рублей. Зачем вообще создавался инвестиционный фонд? Вы знаете, что у нас сегодня огромная проблема - неразвитость инфраструктуры. Я вчера выступал на эту тему на заседании правительства. Если сравнивать объёмы... Взять, например, один сегмент, который мы вчера рассматривали, скажем автомобильные дороги: по сравнению с 2000 годом мы за пять лет снизили объёмы финансирования строительства федеральных дорог из федерального бюджета в пять раз - мы сейчас вводим 18 процентов от того, что вводили в 2000 году. Если взять совокупный бюджет, консолидированный бюджет субъектов Федерации и Российской Федерации, мы снизили объём вводов по сравнению с 2000 годом более чем в три раза. В прошлом году мы сдали 196 километров федеральных дорог. Это, конечно, минимум миниморум, основная часть тратится на поддержание в надлежащем порядке федеральных автомобильных дорог. 43 миллиарда из общей суммы - этого крайне недостаточно для поддержания их в нормальном состоянии, это минимальные средства, которые сейчас выделяются. Могу привести точно такие же примеры по развитию остальной инфраструктуры. Именно для этого был создан такой инструмент, как Инвестиционный фонд, который позволяет частные средства привлекать к реализации проектов. На сегодняшний день выпущены практически все необходимые нормативные акты, которые регламентируют использование этого инструмента. На 2006 год в бюджете заложено 69,7 миллиарда рублей, по перспективному финансовому плану в 2007 году в проект бюджета будет заложено 76 миллиардов рублей и в 2008 году - 73 миллиарда рублей. Эти деньги являются накопительными, они переходят из года в год, они накапливаются, и поэтому все средства, которые не будут израсходованы в этом году, перейдут на следующий и последующие годы. Мы в этом году явно не сумеем израсходовать всю сумму, хочу сразу же об этом открыто заявить, и мы об этом говорили с самого начала. В силу того что подготовка этих проектов... Фактически это бизнес-планы с привлечением частных инвестиций, с отбором прошедших через экспертизу консультантов, имеющих мировой рейтинг "трипл-эй" (это самый высокий рейтинг). Подготовка такого плана, во-первых, стоит достаточно значительных денег, во-вторых, требует очень квалифицированной работы. В этом году мы уже объявили тендер, все проекты отбираются по конкурсу, и 20 мая завершается первый тендер по отбору инвестиционных проектов. Нормативную базу мы фактически всю сформировали: выпущено пять постановлений правительства и большое количество приказов Минэкономразвития и Министерства финансов. Я хотел бы назвать вам некоторые из проектов, которые сейчас рассматриваются. Пока ещё ни одна заявка не подана, но мы думаем, что в период где-то с 18 по 20 мая наши коллеги, инициаторы проекта, отраслевые министерства и субъекты Федерации, смогут их подать. Первый проект - это комплексный проект развития Нижнего Приангарья. В результате этого проекта фактически до 2015 года будет создана вторая по объёму экономика Красноярского края. Инвесторы этого проекта - акционерное общество "ГидроОГК", "Русский алюминий" и ещё несколько инвесторов, которые пока не определены, но которые будут инвестировать в объекты переработки, в первую очередь лесопереработки. Общий объём инвестиций в этот проект - 146 миллиардов рублей, заявка на Инвестиционный фонд - 33,4 миллиарда рублей. Объекты, которые предполагаются к финансированию, - это Богучанская ГЭС, алюминиевый завод, Тогурское металлургическое объединение, ЦБК в Ярках, цементный завод, газоперерабатывающий завод, объекты инфраструктуры, ЛЭП для передачи мощностей Богучанской ГЭС, реконструкция автодороги Канск - Абакан - Богучаны - Кодинск, мост через реку Ангара (сейчас фактически там огромный лесной массив и огромные запасы полезных ископаемых, которые недоступны в силу того, что нет доступа ни для автомобильного, ни для железнодорожного транспорта), железная дорога Карабула - Ярки. Вот это тот набор, который по одному проекту будет реализован. Второй проект - это создание комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в городе Нижнекамске. Инициатор проекта, инвестор - компания "Татнефть". Общий объём инвестиций - 105,8 миллиарда рублей, заявка на Инвестиционный фонд - 16,7 миллиарда рублей. Объекты финансирования - это нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы. Во что предлагается вкладывать деньги федерального бюджета? В объекты железнодорожного транспорта, в нефтепровод и нефтепродуктопровод. Основные параметры проекта следующие: годовой объём переработки высокосернистой нефти - 700 тысяч тонн с глубиной переработки 95 процентов и получение продукции нефтехимии, нефтепереработки уровня стандартов "Евро-4" и "Евро-5". Дальше. Очень интересный проект - строительство платной автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" в Санкт-Петербурге, проект очень высокой степени разработки, трасса из Финляндии в Москву. Фактически весь грузопассажирский транспорт будет следовать по этой автомобильной дороге. Инвестор проекта должен быть отобран на концессионном конкурсе. Общий объём инвестиций - 57,4 миллиарда рублей, заявка на Инвестиционный фонд - 17,9 миллиарда рублей. Протяжённость дороги - 46 километров, включая тринадцать мостов и эстакаду. Расчётная скорость движения - 120 километров в час. Продолжительность строительства - шесть лет. Следующий проект - это строительство автомобильной скоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Сейчас готовится заявка на строительство первого отрезка платной дороги от пятнадцатого до пятьдесят восьмого километра. Инициатор проекта - Министерство транспорта. Инвестор будет отобран на концессионном конкурсе. Общий объём инвестиций - 33 миллиарда рублей, в том числе из Инвестиционного фонда предполагается профинансировать 13,9 миллиарда рублей. Протяжённость участка дороги - 43,6 километра, включая шесть мостов, четырнадцать эстакад, двенадцать путепроводов, один тоннель и семь развязок, до десяти полос движения. Расчётная скорость движения - 150 километров в час. Продолжительность строительства - до пяти лет. Автодорога Апшерон - Дагомыс, Краснодарский край, - это сейчас одна из самых напряжённых трасс, где иногда до десяти - двенадцати часов автотранспорт стоит в пробках. Инициатор - правительство Краснодарского края. Общий объём инвестиций - 19,3 миллиарда рублей, в том числе 13 миллиардов рублей из Инвестиционного фонда. Это также платная автомобильная дорога, протяжённость дороги - 180 километров, новое строительство - 75 километров, строительство двух тоннелей и асфальтобетонное покрытие. В оставшееся время перечислю ещё проекты: Орловский тоннель в Санкт-Петербурге, многопрофильный перегрузочный комплекс "Юг-2" в составе морского торгового порта Усть-Луга, строительство морского торгового порта Кубань, строительство второй очереди порта Оля, Байкало-Амурская магистраль для освоения Эльгинского месторождения в Республике Саха (Якутия). Общий объём заявки, которая готовится, - 509 миллиардов рублей, включая частные инвестиции, из них 146 миллиардов рублей из Инвестиционного фонда. Соотношение - три с половиной рубля, то есть на каждый рубль, который мы предполагаем пока давать из Инвестиционного фонда, будет приходиться три с половиной рубля частных. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы уложились в двадцать минут. Уважаемые коллеги, я вношу два предложения, раз уж мы вышли за пределы Регламента. Я предлагаю дать возможность задать по одному вопросу от фракций, и ещё просит слова депутат Рыжков. И при обсуждении проекта закона, после того как мы дадим слово депутату Драганову, перед голосованием просит дать возможность выступить губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачёв. Принимается такое предложение, коллеги? Есть ли возражения? Нет. Тогда, пожалуйста, от фракции КПРФ кто задаёт вопрос? Останина Нина Александровна. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо. Уважаемый Герман Оскарович, вы только что назвали, если я не ошибаюсь, восемь проектов, вы обозначили их адресно, обозначили и их стоимость, но из этих восьми проектов четыре касаются Санкт-Петербурга, и, по сути дела, получается, что, кроме проекта, касающегося Республики Саха (Якутия), нет ни одного проекта, затрагивающего Сибирь и Дальний Восток. Не кажется ли вам, что освоение сибирских и дальневосточных территорий... Кроме БАМа, я в перечне проектов просто о других ничего не услышала. Скажите, насколько реально всё-таки участие территорий Сибири и Дальнего Востока в конкурсе этих проектов? ГРЕФ Г. О. Нина Александровна, большое спасибо за вопрос. Я на самом деле разделяю ваше мнение о том, что очень хотелось бы в первую очередь направлять средства именно на Дальний Восток, и, на мой взгляд, это абсолютно реально, но здесь ситуация следующая. Наша функция здесь: мы отбираем проекты и будем помогать субъектам Федерации и другим заказчикам делать их максимально качественными. Здесь критически важной является инициатива субъектов Федерации. Как вы поняли, все заявки готовят самые продвинутые субъекты Федерации, которые вовремя поняли, что это такое, вовремя изучили документы, поставили туда людей, и они, естественно, первыми подают свои заявки. Поэтому чрезвычайно важно (в том числе эффект может быть от моего выступления здесь перед вами), чтобы вы помогли нам донести... Мы в каждом федеральном округе сейчас проводим совещания с губернаторами, чтобы донести до них порядок работы с Инвестиционным фондом. Это великолепная возможность, которая, так сказать, вашими руками была создана для всех, но она может работать только тогда, когда есть инициативные заявки, подготовленные либо отраслевыми министерствами, либо бизнесом, либо субъектами Федерации и муниципалитетами. И мы будем рады рассматривать все заявки и окажем всяческую помощь в первую очередь Дальневосточному и Сибирскому регионам. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любовь Никитична, когда я предложил вот такой порядок, никто не возражал, а теперь вы просите слова по ведению. По ведению - депутат Швец. ШВЕЦ Л. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Грефу я хочу сказать, что он единственный министр, кто не отвечает на наши письма. Я не понимаю, кто это позволил ему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подойдите, пожалуйста, к нему и задайте вопрос. Я думаю, что он разберётся, почему его администрация, его аппарат не отвечает на письма депутатов. Депутат Малышкин от фракции ЛДПР. МАЛЫШКИН О. А. Герман Оскарович, вот вы доложили очень серьёзно о проектах. Это очень нужные, деловые и качественные проекты, я думаю. Но что-то вы, по-моему, с переносом железной дороги на Северокавказском побережье лихо завернули. ГРЕФ Г. О. Я сказал лишь о том, что такой проект сейчас находится на стадии проработки, он ещё не подготовлен в Инвестиционный фонд. Если этот проект будет реализовываться, то я с вами согласен, что это, как вы сказали, лихой проект, действительно это так, это большая сумма. Но у нас, у России, альтернативы Черноморскому побережью просто нет, и если мы хотим создать высококачественный рекреационный оазис, то мы должны эту задачу решить. Как её решить - вот это в том числе рассматриваемый вами сегодня законопроект позволит сделать. Потому что при том количестве ведомств и участников процесса, которое сегодня зафиксировано (на некоторых участках территорий по пять-шесть хозяев), и губернатор реально ничего сделать не может, и Федерация ничего сделать не может, потому что она представлена таким количеством интересантов, что совместить их интересы невозможно. Вот когда будет один управляющий от всех уровней власти, то это позволит эти проекты структурировать. На сегодняшний день о проекте переноса дороги мне известно, что это предполагается сделать таким образом: высвобождающиеся территории запроектировать и права застройки на них продать на аукционе, а на вырученные деньги компенсировать перенос дороги. Получаются примерно сопоставимые суммы, но это пока предварительные расчёты, я не могу это сегодня вам презентовать как уже готовый проект. Над этим проектом нужно ещё серьёзно поработать. Но если есть к этому интерес или какие-либо идеи, мы готовы ознакомить вас с теми материалами, которые у нас есть. И этот проект не кажется мне фантастическим, он вполне осуществим, хотя, безусловно, перенос дороги потребует серьёзных вложений. Там восемь тоннелей нужно будет построить и, по-моему, двенадцать мостов для железной дороги. Для того чтобы пустить альтернативную железную дорогу, её надо перенести в очень серьёзный ландшафт, там горная местность, и в силу этого в первую очередь этот проект достаточно дорогостоящий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Пожигайло от фракции "Единая Россия", ваш вопрос. ПОЖИГАЙЛО П. А., фракция "Единая Россия". Герман Оскарович, во-первых, я хочу поблагодарить вас. Я считаю, это прорыв, вообще. И мы действительно сможем потоки туристов в Турцию и в Эмираты повернуть к нам. Это во-первых. Во-вторых, я хотел бы поблагодарить Александра Николаевича, потому что это произошло во многом благодаря его кипучей энергии. В-третьих, даже наша забытая Богом Ивановская область попала с плюсом в эти проекты. И на самом деле если будут готовы бумаги, то достаточно быстро этот проект будет рассмотрен. А вопрос мой вот в чём. Эта методология, то, что вы сейчас озвучили по поводу зон... Не имеет ли смысла рассмотреть дальше и, скажем, подумать о создании рекреационных зон для игрового бизнеса? Например, многострадальный Калининград мог бы собирать деньги с Европы, как Монте-Карло, скажем. Создать определённые условия, которые в том числе решили бы вопрос и в отношении тех операторов игрового бизнеса, которые сегодня существуют, может быть, дать им какие-то преференции, чтобы не было скандалов, но тем не менее сформировать одну или две такие зоны на территории страны, например как в Калининграде, где-то в центре Евросоюза можно сделать особые экономические условия, в том числе чтобы привлекать европейские деньги? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста. ГРЕФ Г. О. Большое спасибо, Павел Анатольевич. Я считаю, что то, что вы принимаете сейчас, - это инструмент, который позволяет реализовывать самые смелые фантазии, в том числе... наверное, неловко называть это фантазией, это вполне реализуемый проект - то, о чём вы сказали. Ну, если говорить об игровом бизнесе. Известно, что на территории Китая запрещено использовать все эти игровые автоматы, казино и так далее, и так далее, но вот Нина Александровна говорила сейчас в отношении дальневосточных территорий. Это великолепная возможность в том числе и для того, чтобы создать, условно говоря, российский Макао. Сейчас китайцы выносят это всё на отдельную территорию, на особую территорию - Макао, но не уверен, что все китайцы будут туда ездить. Мы вполне могли бы создать такую альтернативу. Согласен с вами, что на экспорт такие услуги могли бы предоставляться и в Калининграде. То есть если такой инструмент будет создан, то это вполне можно насыщать такого рода идеями, с тем чтобы сделать эти места более привлекательными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "Родина", депутат Харченко, пожалуйста. ХАРЧЕНКО И. Н., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Герман Оскарович, мы, безусловно, поддерживаем такое ваше предложение и будем голосовать за эти поправки, потому что действительно надо кубышку, в которой сегодня мы накопили огромные суммы, разморозить и вкладывать деньги в собственную экономику, в инфраструктуру. И не слушайте Малышкина, он не совсем понимает, о чём речь. Это не дело, когда отдыхающие на Черноморском побережье, чтобы попасть на пляж, должны перейти через зачастую необорудованные железнодорожные пути, а нередки случаи, когда там людей сбивают. И это не отдых, когда люди лежат на пляже, а сзади в тридцати метрах громыхают пассажирские и грузовые поезда. Всё правильно, дорогу там надо переносить. У меня вопрос следующий. Насколько я понимаю, это только начало - вот те проекты, которые вы сегодня обозначили, - это первые, пробные, скажем так, шары, которые мы попытаемся реализовать, но в следующем году и потом субъектам можно предлагать и другие проекты. Это будет некая такая система, которая постоянно будет работать, и будут появляться... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста. ГРЕФ Г. О. Иван Николаевич, вы абсолютно правильно сейчас описали ту идею, которая закладывается. Мы действительно сейчас хотим взять несколько территорий и полностью отработать модель, потому что вы видите, какими темпами принятый вами в августе закон "Об особых экономических зонах..." (я вам докладывал) развивается. Буквально за пять месяцев его реализации мы вносим уже около десятка поправок в закон, потому что мы увидели, что на практике возникает огромное количество вопросов, которые нужно регулировать. Мы хотим сейчас проложить тропинку, так сказать, выстроить всю нормативно-правовую базу и, самое главное, сделать этот инструмент абсолютно прозрачным. Как только мы реализуем сейчас два-три проекта по рекреационным зонам, будет выстроена нормативная база, дальше мы сможем нормально развивать эти территории. Я хочу сказать, что главное - это не столько даже эти преференции, сколько две вещи. Первая - качество менеджмента. Мы должны собрать туда самых разумных людей, которые имеют опыт реализации крупных инвестиционных проектов. Зачастую инвесторы не приходят только потому, что у нас местная администрация неквалифицированная, они не умеют работать с инвесторами, они не понимают, как это нужно делать. И здесь мы должны включить всю имеющуюся у нас интеллектуальную силу, для того чтобы это сформулировать, сделать эти территории привлекательными для инвесторов. Дальше это может стать мотором для развития всей территории в целом, и в том числе... Ведь рекреационная зона не может быть рекреационной зоной, если там плохие социальные объекты, плохой аэропорт. Это сразу же тянет за собой инвестиции в больницы, в нормальную инфраструктуру. То есть это просто такой дополнительный мотор для развития всей территории. И безусловно, этот инструмент должен использоваться дальше уже как одна из альтернатив для нормального развития наших курортов и возвращения наших туристов обратно, на наши курорты. Сегодня мы дарим десятки миллионов посещений Турции, Арабским Эмиратам и целому ряду других стран. Что касается железной дороги, то депутат Малышкин, я так понял, наверное, не возражает?.. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё понятно, коллеги. ГРЕФ Г. О. Он высказался только об оценке проекта. Я согласен, что это проект грандиозный, но я думаю, что все вместе мы его сможем реализовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, кто от фракции? Викторов Иван Кириллович, от фракции Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР). ВИКТОРОВ И. К., фракция Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР). Уважаемый Герман Оскарович, вот президент обозначил проблему глубокой переработки леса как высокоэкономичную проблему будущего. И какие у вас есть проекты по особым экономическим зонам вот именно в отношении леса? Потому что лесные районы у нас умирают из-за того, что леспромхозы почти все развалились или находятся в таком состоянии, что... Это очень отсталая отрасль, и надо бы туда вкладывать деньги, чтобы потом получить большой эффект. ГРЕФ Г. О. Спасибо. Иван Кириллович, мы рассматриваем сейчас возможность объявления ещё одного тендера, может быть в этом году, но уже специально только для дальневосточных территорий. Вот то, о чём здесь говорилось. И возможно, как раз с прицелом под переработку леса. Но в принципе мы с помощью инструмента особых зон не собираемся стимулировать переработку леса. Для этого целый ряд других инструментов есть, и в том числе... или в первую очередь - принятие вами во втором и в третьем чтениях Лесного кодекса. Надеюсь, что в весеннюю сессию это состоится. Там главная проблема - это устойчивость прав для инвесторов, которые вкладывают огромные деньги. Это первое. Второе - это создание инфраструктуры. Вот проект "Нижнее Приангарье", о котором я сказал. У нас нет сомнений, что там возникнет один или два целлюлозно-бумажных комбината. Проблема в том, что сейчас огромные лесные массивы недоступны. Но как только мы дадим электричество (достроим Богучанскую ГЭС), проложим железнодорожные пути, построим железнодорожный и автомобильный мост, то с точки зрения добычи полезных ископаемых и переработки леса совершенно другая привлекательность возникнет у этой важнейшей для развития Восточной Сибири территории. И ещё один инструмент, который мы уже обозначили и используем, - это постепенное повышение экспортных пошлин на вывоз необработанной древесины. Мы сделали это очень плавно, постепенно. Как вы знаете, мы подняли их уже в конце марта, сделали, так сказать, первую ступеньку, следующий подъём пошлин состоится через полтора года - 1 июля 2007 года. И такой график мы составили до 2010 года, с тем чтобы дать понять всем инвесторам, что до 2010 года фактически у нас возникнет ситуация, когда вывозить из страны необработанный лес будет невыгодно, и все должны начать вкладывать средства в переработку, глубокую переработку леса на нашей территории, чтобы вывозить пиломатериалы и готовые изделия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И последний вопрос - от депутатов, не входящих в депутатские объединения. Рыжков Владимир Александрович. РЫЖКОВ В. А. Уважаемый Герман Оскарович, спасибо за очень подробную и конкретную информацию. Я считаю, что мы должны сегодня поддержать закон о туристических зонах. Очень важная информация прозвучала об Инвестиционном фонде. Все проекты, которые вы представили, действительно показывают государственный подход, стратегический подход и заслуживают самой решительной поддержки. Но я хочу поделиться с вами одной обеспокоенностью. Вы были у нас на Алтае, вы видели заповедную долину Катуни, вы видели Белокуриху - прекрасный курорт, вы видели район горы Белухи, это самая высокая вершина за Уралом, и вы прекрасно знаете, какой огромный туристический потенциал есть у Алтая. Точно так же вы, конечно, прекрасно знаете, и весь мир знает, что такое Байкал. И Алтай, и Байкал входят в сокровищницу России и всего мира - сокровищницу ЮНЕСКО. Сегодня над ними нависла реальная угроза: через заповедное плато Укок, которое входит в число объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, "Газпром" планирует вести магистральную трубу в Китай, а по берегу Байкала... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Десять секунд добавьте. РЫЖКОВ В. А. ...планируется вести магистральный нефтепровод. Тут есть конфликт интересов: нефтяные компании, с одной стороны, и природоохранная деятельность, с другой. Может быть, такой вариант рассмотреть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос понятен, Владимир Александрович... Ну ещё десять секунд. Вы просто пользуетесь добротой зала. РЫЖКОВ В. А. Я ничем не пользуюсь, я вношу конкретное предложение правительству... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так уложитесь в минуту. РЫЖКОВ В. А. ...может быть, рассмотреть возможность предложить "Газпрому" и "Транснефти" часть средств Инвестиционного фонда, чтобы провести альтернативные маршруты, не угрожающие экологии и туристическим зонам? Потому что Вайншток говорил... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы поняли ваше предложение. Пожалуйста, отвечайте, Герман Оскарович. ГРЕФ Г. О. Владимир Александрович, спасибо большое. Что касается Байкала. Во-первых, я сказал, что мы уже определили инвестиционного консультанта по Байкалу, который нам будет готовить обоснования относительно возможности создания там рекреационной зоны. В этом году с вашей помощью мы впервые выделили миллиард рублей на строительство первой нормальной автодороги из Улан-Удэ до берега Байкала. Там сейчас началось строительство дороги, надеюсь, что в этом году вот эта первая очередь, первая дорога, будет создана. Сейчас там инфраструктуры практически нет никакой. У нас не проводится такая работа по Алтаю, ни по Горному Алтаю, ни по Республике Алтай, ни по Алтайскому краю. Инициируйте, пожалуйста, и мы с удовольствием совместно с администрацией занялись бы и Алтаем, с тем чтобы нам уже структурировать... Безусловно, есть общее представление об Алтае как о сокровищнице, но нужен очень внятный бизнес-план: что и в какие сроки мы должны сделать, для того чтобы привлечь туда инвестиции. Это первое. Второе, что касается газопровода и нефтепровода на Байкале. Насколько я знаю, велась колоссальная работа по поиску альтернативных решений, но в конечном итоге решения, альтернативного нынешнему маршруту, найдено не было. И то, что предлагается с точки зрения набора природоохранных мероприятий, - это гарантирует на сегодняшний день более чем безопасную эксплуатацию нефтепровода. На прошлой неделе буквально мы заслушивали комплекс мер, связанных с прокладкой нефтепровода. Насколько я помню цифры, проходящая вдоль Байкала железная дорога, по которой сегодня перевозится до 15 миллионов тонн нефти, имеет степень опасности, равную 10--4, а тот нефтепровод, который снимет эти потоки и будет проводить эту нефть по нефтепроводу, будет иметь степень вероятности такого рода случаев, равную 10--7. Поэтому, мне кажется, здесь нужно реально посмотреть, насколько эти проекты являются действительно экологически опасными. Озабоченность я разделяю, но, мне кажется, то, что делается компанией "Транснефть" и экологами в части обеспечения безопасной эксплуатации... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Присаживайтесь, пожалуйста, Герман Оскарович, спасибо за информацию. Я думаю, что мы поступили правильно, отойдя от Регламента, - мы заслушали информацию министра и получили возможность задать ему соответствующие вопросы. Я приглашаю на трибуну председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Гавриловича Драганова. На обсуждении присутствует руководитель Федерального агентства по туризму Стржалковский Владимир Игоревич. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Нам необходимо... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обсудить таблицы. ДРАГАНОВ В. Г. Безусловно, обсудить таблицы. Но прежде я должен кратко доложить, с чем мы пришли ко второму чтению. Хочу напомнить, что законопроект определяет порядок создания и прекращения существования туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации, а также особенности осуществления предпринимательской деятельности на этих территориях. В ходе работы над законопроектом от субъектов права законодательной инициативы поступило семьдесят пять поправок (они у вас на руках), из которых принято тридцать три, отклонено сорок две поправки. В частности, законопроект доработан по следующим основным, как нам кажется, направлениям. Первое. Туристско-рекреационные зоны в отличие от других типов зон могут создаваться на одном или нескольких участках территорий. На момент создания туристско-рекреационных зон на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц. Кроме того, в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инженерной, социальной, транспортной и иной инфраструктуры, объекты жилого фонда, находящиеся в различных формах собственности, включая частную собственность. Это дополнение необходимо для эффективного развития туристско-рекреационных особых экономических зон. Второе. Земельные участки, образующие туристско-рекреационные особые экономические зоны, могут относиться к землям особо охраняемых территорий, что очень важно для развития культурно-познавательного и экологического туризма. Использование этих земель будет осуществляться в соответствии с природоохранным и экологическим законодательством Российской Федерации, что обеспечит их необходимую правовую охрану. Третье. Ко второму чтению в законопроекте переработано и более чётко сформулировано определение туристско-рекреационной деятельности. Теперь оно включает в себя несколько составляющих, а именно: деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для курортного лечения, реабилитации... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, возмущение в зале совершенно справедливое, вот депутата Харитонова. Пожалуйста, дайте возможность представителям правительства слушать обсуждение. Пожалуйста, Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г. ...лечебно-профилактическую деятельность санаторно-курортных организаций, деятельность специализированных организаций по разработке и использованию природных лечебных ресурсов, включая промышленный розлив минеральных вод. Четвёртое. В соответствии со статьёй 74 Конституции Российской Федерации в законопроекте расширены основания досрочного прекращения существования особых экономических зон. Досрочное прекращение существования особой экономической зоны возможно не только в случае необходимости обеспечения обороны страны и безопасности государства, но и защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. При доработке законопроекта ко второму чтению учтены положения заключения Президента Российской Федерации на проект федерального закона. В частности, уточнено понятие туристско-рекреационной деятельности в части приведения его в соответствие с федеральными законами "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Пункт 16 статьи 1 проекта, устанавливающий льготы резидентам зоны по налогу на прибыль, исключён из законопроекта, как противоречащий статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации. В то же время положения о льготах по налогу на прибыль в части средств, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, будут отражены в соответствующих статьях Налогового кодекса Российской Федерации, об этом я скажу подробнее при обсуждении следующего законопроекта, который тоже сегодня включен в повестку дня. Законопроект дополнен перечнем документов, которые подаются в составе заявки на заключение соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности. Теперь данный перечень включает в себя также сведения о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для предполагаемой деятельности потенциального резидента особой экономической зоны. В имеющемся в розданных материалах заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы содержится только одно замечание, которое в рабочем порядке уже проработано и будет учтено при подготовке законопроекта к третьему чтению. В розданных к законопроекту материалах содержатся таблицы поправок, рекомендованных комитетом к принятию и отклонению, и я предлагаю перейти к рассмотрению данных таблиц. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Гаврилович. Уважаемые коллеги, у вас на руках две таблицы, и ещё есть поправки, розданные в зале. Коллеги, есть ли замечания по таблице 1 поправок, которые комитет рекомендует к принятию? Депутат Кибирев, пожалуйста. Какую поправку вы предлагаете обсудить отдельно? КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к докладчику по таблице... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас нет такой процедуры. Пожалуйста, по таблице 1. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Валерий Гаврилович, этот законопроект, он с некоторым акцентом на курорты, виноват, на туризм. А туризм и курорты - близнецы-братья. Вот 30 мая в Сочи начинается очередной Всероссийский форум "Здравница - 2006", и там курорты и туризм рядом. Так вот, поправкой 1 в таблице принятых поправок расширяется предмет этого закона, объединяются туризм и курорты - здорово! Как мне помнится, автором этой поправки был Кибирев, но почему-то в таблице там пустота, дырка, автор не указан. Это техническая ошибка или особое ко мне отношение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Гаврилович. Но это по ведению, скорее. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемый Борис Григорьевич, ваш опыт, ваша фамилия в последнее десятилетие российской действительности, российской истории столь важны, что я приношу извинение, и более мне сказать нечего. Конечно же, это не имеет отношения к личности. Я уверен, что это техническая ошибка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это техническая ошибка. Депутат Кибирев является автором этой поправки, и комитет рекомендует её принять. Коллеги, нет замечаний по таблице 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию? Ставлю на голосование данную таблицу. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 33 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8% Результат: принято Принимается таблица. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице 2? В ней сорок две поправки. Комитет рекомендует эти поправки отклонить. Нет замечаний по этой таблице. Ставится на голосование таблица 2 поправок, которые комитет рекомендует к отклонению. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 18 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7% Результат: принято Утвердили таблицу. Коллеги, переходим к поправкам, которые розданы в зале. Поправки, которые внёс депутат Маркелов. Пожалуйста, комментарий от комитета. ДРАГАНОВ В. Г. Я обращаюсь к депутату Маркелову с просьбой принять во внимание, что все положения ваших поправок полностью учтены. Можно считать, что эти поправки содержатся в тексте закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А в зале нет депутата Маркелова? Он согласен с такой редакцией? Я не вижу автора поправок. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Согласен? Не пойму, кто это говорит. Маркелова нет, я не вижу Маркелова. Уважаемые коллеги, по Регламенту, если депутат не отзывает поправки, мы не можем их не проголосовать. Валерий Гаврилович, пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г. Да, именно это я и хотел сказать - что их надо проголосовать. Но комитет считает, что их надо отклонить, в связи с тем что они учтены в таблице поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я думаю, что тут три раза надо голосовать, это три поправки. Или можно как единый текст?.. Уважаемые коллеги, нам лучше, наверное, их отклонить. Ставится на голосование поправка по пункту 2 статьи 4 (там предлагается дополнить пункт определённым текстом). Комитет предлагает эту поправку отклонить. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 17 сек.) Проголосовало за 15 чел.3,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 15 чел. Не голосовало 435 чел.96,7% Результат: не принято Отклоняется поправка. Предлагается тот же пункт 2 статьи 4 читать в соответствующей редакции, и дальше предлагается текст, который у вас на руках. Кто за данную редакцию? Прошу голосовать. Комитет предлагает поправку отклонить, при этом комитет проинформировал нас, что эти поправки фактически учтены в тексте. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 55 сек.) Проголосовало за 16 чел.3,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 16 чел. Не голосовало 434 чел.96,4% Результат: не принято Отклоняется поправка. И последняя поправка - это редакция пункта 1 статьи 5, которую предлагает депутат Маркелов. Комитет предлагает эту поправку отклонить. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 27 сек.) Проголосовало за 17 чел.3,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 17 чел. Не голосовало 433 чел.96,2% Результат: не принято Отклоняется поправка. Переходим к поправке, которую предложил депутат Драганов. Пожалуйста, Валерий Гаврилович, вам слово. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать поправку, касающуюся расширения общей площади зоны, которую я предлагаю установить в размере не более 3 квадратных километров. Жизнь показала, что 2 километров, скажем так, не хватает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли возражения? Нет. Ставится на голосование поправка депутата Драганова, которая роздана в зале. Он её обосновал, предлагает к принятию. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 36 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9% Результат: принято Принимается поправка. Мы с вами договорились, что перед голосованием я предоставлю слово для очень короткого выступления губернатору Краснодарского края Ткачёву Александру Николаевичу. Пожалуйста, Александр Николаевич. ТКАЧЁВ А. Н., глава администрации (губернатор) Краснодарского края. Добрый день, уважаемые коллеги! На самом деле очень важный закон сегодня рассматривается. И мы действительно были вместе с МЭРТом инициаторами, потому что кому как не нам это ближе, понятнее и роднее. И понятно, что этот закон позволит применить всю систему льгот по налогообложению, что, конечно, привлечёт инвестиции, сотни миллионов долларов, в курортный, рекреационный бизнес и сделает мировые курорты свободной экономической зоной. В Крыму в прошлом году они созданы, мы в этом отстаём. Более того, скажу, что, по оценкам международных аналитических, консалтинговых групп и фирм, более 7,5 миллиарда долларов каждый год вывозится на курорты Европы и мира, то есть они инвестируются за счёт российского туриста. Этот закон позволит отечественные деньги инвестировать именно в курорты Краснодарского края, а значит, в экономику нашей страны. Подчёркиваю, побережье Азовского и Чёрного морей - 1200 километров, но задействована только треть, всё остальное - пустоты, потому что то им мешает железная дорога, то горы, то денег не хватает на инфраструктурные объекты - дороги, энергетику и так далее. Это всё принадлежит не нам, не пятимиллионной Кубани, это принадлежит стране, и ничего теплее в России, в холодной России нет. Поэтому спасибо за инициативы, за поддержку, и надеюсь вас увидеть уже в этом году на курортах Краснодарского края. В прошлом году мы приняли десять миллионов отдыхающих, четыре года назад - три с половиной миллиона. Я думаю, что через два-три года с помощью в том числе и этого закона мы примем пятнадцать - двадцать миллионов, у нас будет всё то, что есть на курортах Турции, Египта, Арабских Эмиратов и так далее. Больше экономических свобод, больше, естественно, финансовых вложений (помощь государства и частные инвестиции), и, я думаю, наши курорты смогут быть конкурентными на мировом уровне. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не предусмотрены вопросы. Пожалуйста, задайте вопрос в частном порядке. Присаживайтесь, Александр Николаевич. Коллеги, мы уже просто нарушаем всё, что можно нарушить. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Мы проголосовали все таблицы и отдельные поправки. Прошу прощения, я нарушил Регламент: надо предоставить слово представителю президента и, если необходимо, - правительства. КОСОПКИН А. С. Олег Викторович, я высказываюсь только с одной целью. Мы сегодня выслушали и доклад министра, и доклад губернатора, достаточно содержательные. Перед многими открылась такая радужная, действительно хорошая перспектива развития отдельных экономических зон. Но на сегодняшний день у ГПУ президента, вообще у президентской стороны есть ряд вопросов, которые нам придётся, наверное, ещё дополнительно обсуждать и решать. Поэтому у меня обращение к Валерию Гавриловичу Драганову. Несмотря на то что у него впереди личный праздник, наверное, придётся дополнительно поработать и ряд вопросов, которые обозначены ГПУ президента на четырёх листах, уже высланных сюда, в Думу, всё-таки снять. В законопроекте есть и неучтённые президентские замечания, и вопросы, которые не совсем согласуются со статьёй 65 Земельного кодекса. Я думаю, они не повлекут приостановки рассмотрения, но тем не менее потребуют более тщательной подготовки ко второму чтению данных законопроектов. Ещё раз подтверждаю, что мы не против принятия сегодня во втором чтении этих законопроектов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич, вы сказали: ко второму чтению. Мы голосуем данный законопроект во втором чтении. К третьему, вы имели в виду? КОСОПКИН А. С. Я имел в виду подготовку к третьему чтению. Я не выступаю против принятия во втором, я просто обращаюсь к председателю комитета, чтобы у нас не вышло, как сегодня, допустим, что на следующей неделе в среду в таком же экстренном порядке будет третье чтение. Мы должны изначально снять все вопросы, а потом уже... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, Александр Сергеевич, вас слышит Валерий Гаврилович. Валерий Гаврилович, наверное, не нужен комментарий? Настаивает Драганов. Включите микрофон Драганову. ДРАГАНОВ В. Г. Комитет работал, работает и, надеюсь, будет продолжать работать в полном соответствии с существующим Регламентом. И если появились сейчас новые предложения или замечания представителя президента (читай: президента), то наверняка они тоже пройдут соответствующую процедуру. И второе. Александр Сергеевич, вы заявили о том, что не учтены некоторые замечания президента. Я готов ещё раз проанализировать текст, но опять-таки опираясь на Регламент. К моменту моего выхода на трибуну решения комитета были таковыми, что все поправки президента и предложения, которые вносились до этой минуты, были комитетом учтены и воплотились в разных поправках депутатов Государственной Думы. Я бы сказал, что это учтено на сто процентов, если бы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, Валерий Гаврилович. Тем не менее вы слышали выступление Косопкина Александра Сергеевича, мы просим принять это выступление к сведению при подготовке законопроекта к третьему чтению. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования, пожалуйста. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 42 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2% Результат: принято Принимается законопроект, и очень дружным голосованием.
Заседание № 152
О проекте федерального закона № 222167-4 "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (о порядке создания и функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 21 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Гавриловича Драганова. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, уважаемые представитель правительства и представитель президента! Я великодушно прошу вас дать согласие на то, чтобы я отошёл от типичных для первого чтения формы и содержания доклада. Не буду прибегать к докладу, потому что у нас нет времени. Сегодня судьба этого законопроекта висит на волоске, потому что у нас в запасе осталось едва ли двадцать минут. Доверьтесь своим коллегам в комитете, экспертному совету, группе, которая была сформирована и работала вместе с регионами, представителями администрации президента, правительства, бизнеса, и поддержите законопроект, касающийся создания в рамках базового закона "Об особых экономических зонах..." так называемых туристско-рекреационных зон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Есть. Пожалуйста... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, надо было сказать тогда, чтобы я объявил, что докладчик делает сообщение по двум законопроектам сразу. Тогда я называю второй законопроект - "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". То есть докладчик сделал доклад по пунктам 21 и 22 порядка работы, поэтому вопросы задавайте сразу по обоим законопроектам. Две руки вижу - депутаты Локоть и Тюлькин. Подвожу черту. Включите микрофон. Депутат Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Валерий Гаврилович, вы, конечно, вольны в выборе формы доклада, но по существу вопрос следующий. Вы объясните, почему такая торопливость по этим двум законам? Дело в том, что она симптоматична, потому что и документы дали, что называется, в последний момент, и ознакомиться внимательно со столь серьёзным законом возможности не было, и сейчас мы на конец поставили и в течение двух минут без доклада, без обсуждения стремимся принять. Ответьте, пожалуйста, в чём причина. Что, шлагбаум падает, время кончается, завтра война начинается? В чём дело? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Гаврилович, резонный вопрос. ДРАГАНОВ В. Г. Туризм - бесспорная точка экономического роста, не учитывать это невозможно. Туризм должен быть введён в перечень тех индустрий, которые создадут мультипликацию в экономике и в производстве: на одно туристическое место восемнадцать - двадцать мест в смежных отраслях. Туризм должен изменить облик традиционных мест в России с точки зрения культуры, исторических традиций, и туризм должен также создать новые рабочие места в малом бизнесе. Малый бизнес должен пополнить армию деловых людей, которые сделают туристически притягательными не только традиционные территории нашей страны, но и другие территории. Нечего сегодня купить иностранному туристу. Не будет иностранных туристов - мы не будем туристической страной. Закон "Об особых экономических зонах..." создаёт определённые преференции в налоговой области, в соответствующих процедурах, в других законах, касающихся общей системы регулирования. Эти изъятия помогут на преференциальных условиях стимулировать организацию этого дела. Более того, в отличие от нормы базового закона рекреационно-туристские зоны могут создаваться на территории сразу нескольких муниципальных образований, а также краёв и областей. Заявки на такие зоны поданы уже больше чем половиной субъектов России. Это перспективный в экономическом, социальном и, если хотите, в культурном плане законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Тюлькин, ваш вопрос. ТЮЛЬКИН В. А. У меня тот же самый вопрос, потому что, вообще, я категорически возражаю. Как это так: вы поверьте нам на слово и проголосуйте? Ведь его волнует, что иностранным туристам нечего купить, меня же волнует, что нашим рабочим не на что купить. Сейчас на ярославском "Холодмаше" люди захватили кабинет директора и говорят, что пока им не выдадут зарплату, они его не отпустят. Я понимаю, что Драганова можно похвалить, потому что он этот комитет возглавляет, но, вообще-то, прошёл ли этот законопроект экспертизу нашей комиссии на коррупционную составляющую? Вот меня это интересует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г. Коллега, а вас не волнует, что наши туристы отдыхают за рубежом и вакханалия, бесправие законодательств некоторых стран не позволяет их защищать должным образом? А вас... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ДРАГАНОВ В. Г. Нет, минуточку. Если мы создадим условия для того, чтобы на нашем традиционном Черноморском побережье развивался туризм, то мы это сделаем. И в Карелии, и в Сибири, и на Дальнем Востоке тоже. Но отвечаю конкретно на ваш вопрос. У нас комиссия по коррупции, которую мы создали, кажется, осуществляет мониторинг всех законопроектов, это её обязанность. Инициативу они не проявляли, но, уверяю вас, в комитете по экономической политике любой законопроект проходит собственную экспертизу. И это касается, наверное, всех законов, которые рассматриваются палатой. А ради чего тогда мы делаем закон - чтобы поощрять коррупцию? Это антикоррупционный закон, потому что он создаст рабочие места, потому что создание, организация этого бизнеса будет зависеть не от воли чиновника, а от того, есть ли экономические условия для создания рабочих мест, а они будут, потому что организация туристско-рекреационных зон выгодно отличается от других традиционных способов организации бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо за ответ. По ведению - депутат Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Валерий Гаврилович, скажите, пожалуйста: вот так, как это сформулировано... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так это по ведению или вопрос? ГОНЧАР Н. Н. По ведению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уточните, пожалуйста, какое это чтение. Это не прозвучало, и в повестке дня не сказано. Это первое чтение, да? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, я когда объявлял данный законопроект, сказал, что это первое чтение, и поэтому процедура первого чтения запущена: задаются вопросы и сейчас есть возможность выступить по обсуждаемой теме. Есть ли желающие выступить, уважаемые коллеги? Есть. Депутат Воронин. Больше рук не вижу, одно выступление. Нет, два выступления - ещё депутат Пирожникова. Присаживайтесь, Валерий Гаврилович. Включите микрофон депутату Воронину. ВОРОНИН П. Ю. Спасибо большое. Я вот понимаю, что КПРФ у нас всегда против, им неважно, хорошая или плохая идея, главное - быть против. Вот у вас же оплот - Ставропольский и Краснодарский края, это же "красная зона". Два сектора в России наиболее туристически перспективны - Кавказские Минеральные Воды и Черноморское побережье Кавказа, Черноморское побережье, прошу прощения. Депутат Локоть, наверное, не знает, что у нас в том году, например, в Турцию выехали три миллиона туристов, а Сочи принял десять миллионов, и на Черноморском побережье отдохнуло двадцать миллионов человек. Это к вопросу о том, что развитие идёт, сейчас поезжайте в Сочи - всё забито. К сожалению, всё очень низкого качества, а цены уже подходят к турецким. В Болгарии дешевле. Этого закона ждут уже... Я не знаю, сколько лет мы его ждём. И Кавминводы ждут, и курорты Чёрного моря ждут, и мы хотим, чтобы он был, а вам вот обязательно надо - нет, мы против, потому что "Единая Россия" внесла и как-то подозрительно быстро хотят всё это сделать. Да дай Бог здоровья людям, которые внесли законопроект, за то, что они его наконец-то продавили и смогли убедить правительство сделать то, чего давно уже ждали. И я призываю коллег единогласно... Как вот КПРФ и "Родина" любят говорить: кто не проголосует - тот против отечественного туризма, тот не хочет, чтобы наши люди отдыхали в России, а хочет, чтобы они отдыхали за рубежом. Предлагаю поддержать законопроект. На поимённое голосование прошу поставить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Пирожникова. Пожалуйста, Людмила Владимировна. ПИРОЖНИКОВА Л. В., фракция "Единая Россия". Спасибо за предоставленное слово. Я хотела бы тоже сказать, что, бесспорно, нужно голосовать за законопроект, вообще-то, такой закон опоздал. Когда мы говорим о том, что должны повысить благосостояние граждан, мы должны обеспечить их качественными услугами. Нельзя жить в ХХI веке так, как жили в ХIХ - с удобствами на улице. И прежде всего это касается интересов наших граждан, ведь это обеспечение рабочими местами, как уже сказал уважаемый докладчик. К тому же мы не должны забывать, что это и доходная часть бюджета. Вот мы всё время думаем, как нам распределить?.. Да для того, чтобы распределить, надо сначала заработать и надо дать людям достойно трудиться, за хорошую зарплату. У страны есть такая возможность. И речь не только о европейской части, но и о Сибири, об Урале. Я за то, чтобы мы приняли закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Людмила Владимировна. Есть потребность выступить у представителя президента? У представителя правительства? У нас в ложе как раз господин Стржалковский и господин Жданов, которые представляют федеральные агентства по туризму и по управлению особыми экономическими зонами. Нет. Ставлю на голосование в соответствии с повесткой проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Комитет предлагает поддержать данный законопроект. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 15 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Первое чтение. Комитет предлагает данный законопроект поддержать. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не успеваем, мы договорились дальше идти по повестке. Я должен поставить на рассмотрение либо пункт 17, либо протокольные поручения. Уважаемые коллеги, кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 02 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2% Результат: принято Принимается законопроект.