Заседание № 104

03.07.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 222041-5 "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3604 по 4398 из 8133
Вопрос 32. Он тоже поставлен на фиксированное время. О проекте федерального     
закона "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации      
для повышения капитализации банков". Юрий Борисович Зеленский докладывает       
вместо Лианы Витальевны Пепеляевой.                                             
                                                                                
Юрий Борисович Зеленский, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект,                 
предусматривающий осуществление Российской Федерацией мер по повышению          
капитализации банковских кредитных организаций, являющихся акционерными         
обществами, путём обмена облигаций федерального займа на привилегированные      
акции таких банков.                                                             
                                                                                
Концепция законопроекта заключается в следующем. Предусмотренная                
законопроектом процедура повышения капитализации банка включает размещение      
банком привилегированных акций с учётом требований законодательства, эмиссию    
Российской Федерацией облигаций федерального займа и заключение договора мены   
указанных привилегированных акций на облигации федерального займа с учётом      
условий, установленных настоящим законопроектом. Законопроектом                 
устанавливается, что размещение привилегированных акций в рамках процедуры      
повышения капитализации может осуществляться только теми банками, которые       
соответствуют определённым требованиям, в том числе к уровню долгосрочной       
кредитоспособности, размеру активов, достаточности собственного капитала.       
                                                                                
Необходимо отметить, что максимальный объём привилегированных акций банка,      
размещаемых в рамках процедуры повышения капитализации, не должен превышать     
100 процентов величины основного капитала банка по состоянию на 1 июля 2009     
года. При этом общая номинальная стоимость указанных привилегированных акций    
не должна быть менее 25 миллионов рублей. Законопроектом предусматривается,     
что привилегированные акции, передаваемые Российской Федерации, должны иметь    
ежегодный дивиденд, определяемый в процентах к номинальной стоимости            
привилегированной акции, в размере, превышающем на 3 процента ставку            
купонного дохода по облигациям федерального займа, вносимым в оплату            
привилегированных акций.                                                        
                                                                                
Важной новеллой законопроекта является то, что с даты завершения размещения     
привилегированных акций дополнительно к правам акционера - владельца            
привилегированных акций банка Российская Федерация приобретает: первое, право   
назначить представителя Российской Федерации в составе совета директоров        
(наблюдательного совета) банка без решения общего собрания акционеров;          
второе, право вето при принятии общим собранием акционеров или советом          
директоров банка большинства решений, отнесённых к их компетенции, в том        
числе о выплате и размерах дивидендов по акциям банка, о назначении             
исполнительного органа банка, о размере вознаграждения членам совета            
директоров и исполнительного органа банка, об одобрении крупных сделок и        
других решений, определённых законом. Также важно отметить, что рассмотрение    
советом директоров банка указанных решений в отсутствие назначенного            
представителя Российской Федерации не допускается.                              
                                                                                
Законопроектом предусмотрен порядок выкупа у Российской Федерации               
привилегированных акций, выпущенных в целях указанного федерального закона.     
Акционеры - владельцы обыкновенных акций банка вправе выкупить у Российской     
Федерации привилегированные акции, выпущенные банком в целях законопроекта,     
до 31 декабря 2013 года по рыночной стоимости. В случае если акционеры не       
воспользуются указанным правом, то в период с 1 января 2014 года по 31          
декабря 2015 года указанные привилегированные акции, размещённые в рамках       
процедуры повышения капитализации, могут быть выкуплены самим банком по         
рыночной стоимости. Если ни акционеры, ни сам банк не воспользуются своим       
правом выкупа акций, начиная с 1 января 2016 года Российская Федерация будет    
вправе реализовывать указанные привилегированные акции по рыночной стоимости    
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о               
приватизации.                                                                   
                                                                                
После истечения десятилетнего срока с даты завершения размещения                
привилегированных акций в рамках процедуры повышения капитализации владелец     
указанных привилегированных акций будет вправе требовать у банка конвертации    
одновременно всех принадлежащих ему привилегированных акций в обыкновенные      
акции.                                                                          
                                                                                
Использование схемы увеличения уставного капитала кредитных организаций с       
установлением определённого порядка выхода государства из состава акционеров    
таких банков обеспечивает условия для необходимой поддержки национального       
банковского сектора при сохранении у менеджмента и собственников банков         
частной инициативы и мотивации в реализации эффективной кредитной политики. В   
целом реализация механизма докапитализации банков, предусмотренного             
законопроектом, будет являться важным условием для восстановления активности    
банков по кредитованию реального сектора экономики.                             
                                                                                
Комитет по финансовому рынку рассмотрел законопроект и рекомендовал его         
принять в первом чтении и в целом. Прошу поддержать, уважаемые коллеги.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Депутат Решульский.                                                             
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович.                                      
                                                                                
У меня вопрос к докладчику. Учитывая, что в законопроекте речь идёт об          
эмиссии Российской Федерацией... Коллеги, подчёркиваю, что речь идёт об         
эмиссии Российской Федерацией облигаций федерального займа, а следовательно,    
это касается финансовых обязательств государства. Я прошу дать пояснение,       
почему мы нарушаем Конституцию и наши законы - почему мы не получили            
заключения Правительства Российской Федерации (статья 104 Конституции), а       
сразу приступили к рассмотрению этого законопроекта? Где антикоррупционный      
анализ данного законопроекта? Прошу ответить.                                   
                                                                                
ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Насколько мне известно, заключение правительства                
положительное. Я хочу сказать, что в этом законопроекте не предусматривается    
ни копейки средств, здесь предусматривается только порядок мены облигаций       
федерального займа на соответствующие привилегированные акции банка.            
                                                                                
Представитель правительства здесь присутствует, и вы можете задать вопросы      
ему.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия".                                 
                                                                                
У меня вопросы к докладчику. На сколько будет увеличен предел заимствований     
федерального бюджета на сумму эмиссии облигаций федерального займа? Это         
первый вопрос.                                                                  
                                                                                
Второй вопрос: на сколько будет увеличен дефицит федерального бюджета?          
                                                                                
И третий вопрос: каким образом будут определяться расходы по выкупу             
привилегированных акций, в каком разделе бюджета и на какую сумму?              
                                                                                
ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Спасибо, Оксана Генриховна.                                     
                                                                                
Объём эмиссии этих облигаций федерального займа будет определён лишь после      
выполнения по определённой схеме действий по подготовке рассмотрения            
предложений банка о повышении капитализации, которая чётко прописана в этом     
законопроекте, потому что, для того чтобы определить объём эмиссии, нужно       
пройти процедуру отбора банков, рассмотрения заявок банков, сколько они         
готовы выкупить облигаций. Законопроект, не определяя конкретных финансовых     
показателей, определяет порядок действий банков по движению к выкупу этих       
акций. Следовательно, первичным будет принятие закона, а потом определённые     
этим законом действия банков по формированию заявки, и лишь после этого можно   
будет определить объём эмиссии.                                                 
                                                                                
Далее. Действия этих банков по эмиссии будут осуществляться исключительно в     
рамках Бюджетного кодекса, будут вноситься соответствующие поправки в бюджет.   
То есть это уже действия после того, как этот закон будет принят. Этим          
законом не определяются ни объём эмиссии, ни какие-либо изменения в             
действующий бюджет и в бюджет 2010 года, это не сфера действия настоящего       
закона.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Свистунов, пожалуйста.                            
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Юрий Борисович, первый вопрос у меня такой: кому будут                
предоставляться эти бумаги, каким банкам, всем подряд или опять это будет       
какой-то ограниченный круг?                                                     
                                                                                
И второй вопрос: на какой срок будут выпускаться эти бумаги?                    
                                                                                
ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Спасибо, Аркадий Николаевич.                                    
                                                                                
Я начну со второго вопроса. Законопроектом определён десятилетний срок          
эмиссии этих облигаций, до 31 декабря 2019 года.                                
                                                                                
На первый вопрос отвечу так. Статья 3 указанного законопроекта, которая         
называется "Размещение банком привилегированных акций в рамках процедуры        
повышения капитализации", чётко определяет перечень тех банков, которые могут   
претендовать на осуществление действий в рамках этого закона. Я могу озвучить   
положения законопроекта: "Размещение привилегированных акций в рамках           
процедуры повышения капитализации может быть осуществлено банком,               
соответствующим следующим требованиям:                                          
                                                                                
1) наличие у банка на 1 июля 2009 года рейтинга долгосрочной                    
кредитоспособности не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской   
Федерации. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для      
определения долгосрочной кредитоспособности банков, определяются                
Правительством Российской Федерации;                                            
                                                                                
2) размер активов банка, определённый в соответствии с порядком,                
установленным Центральным банком Российской Федерации... для публикуемой        
отчётности, по состоянию на 1 июля 2009 года составляет величину не ниже        
уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации;                   
                                                                                
3) значение достаточности собственных средств банка на последнюю отчётную       
дату до направления предложения об участии в процедуре повышения                
капитализации в соответствии со статьёй 4 настоящего федерального закона        
составляет не менее 10 процентов...                                             
                                                                                
4) в отношении банка не введён Банком России запрет на осуществление            
отдельных банковских операций и (или) отсутствуют установленные Банком России   
ограничения на величину процентной ставки, которую банк определяет в            
договорах банковского вклада;                                                   
                                                                                
5) иным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации".        
                                                                                
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я могу сказать, что, конечно же, это не все     
банки банковской системы Российской Федерации, а только банки,                  
удовлетворяющие достаточно жёстким требованиям.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Штогрин, пожалуйста.                              
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо.                                                          
                                                                                
У меня вопросы к докладчику. Насколько я понимаю, эти ОФЗ надо будет            
обслуживать, а раз надо обслуживать, то вот какой возникает вопрос: а какой     
купонный доход будет у этих бумаг и будут ли ещё дополнительные проценты к      
купонному доходу? Сколько будет стоить тогда обслуживание этих бумаг для        
бюджета страны?                                                                 
                                                                                
И второй вопрос: а если банк лопнет и акции ничего не будут стоить, тогда в     
какой ситуации окажется наш Минфин с этими пустыми бумагами? Может такое        
произойти?                                                                      
                                                                                
ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Спасибо за вопросы, уважаемый Сергей Иванович.                  
                                                                                
Я начну со второго вопроса. Хочу вам сказать, что если банк лопнет и наступит   
форс-мажор, то в законопроекте совершенно чётко определены действия, в рамках   
которых у Правительства Российской Федерации будет возможность вернуть свои     
затраты. В первую очередь это требование, что сумма обязательств не             
включается в общую конкурсную массу, законопроектом это предусматривается.      
                                                                                
По первому вопросу - насчёт стоимости обслуживания долга России. Хочу           
обратить ваше внимание на следующее положение законопроекта: стоимость          
обслуживания долга Правительством Российской Федерации в виде купонного         
дохода по облигациям включается в дивиденд по привилегированным акциям,         
который банк обязан вернуть государству, плюс 3 процента. То есть в любом       
случае сумма обслуживания государством этих ценных бумаг, на которые будут      
обменены акции, вернётся государству плюс 3 процента, которые установлены       
настоящим законопроектом.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый докладчик, вы, вероятно, знаете, что Центральный     
банк сегодня всю прибыль от размещения золотовалютных резервов перечисляет не   
в бюджет, а использует по своему усмотрению. Скажите, пожалуйста, вот сегодня   
у нас есть целая группа банков с государственным участием, каков доход за       
первые три месяца? Скажем, за квартал уже есть данные? В какую статью           
доходной части бюджета поступили эти средства и каким образом, посредством      
какого механизма будет получать дивиденды бюджет Российской Федерации?          
                                                                                
ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Спасибо, Николай Васильевич.                                    
                                                                                
Ну, понятно, что у меня нет конкретных данных на совершенно конкретные          
вопросы, которые вы поставили.                                                  
                                                                                
Скажу просто два слова: Центральный банк получает свою прибыль в соответствии   
с законом "О Центральном банке..." и перечисляет 50 процентов этой прибыли в    
бюджет также в соответствии с этим законом. Если есть какие-то вопросы по       
объёму этой прибыли или, скажем, по её использованию Центральным банком, то     
это предмет регулирования закона "О Центральном банке...". Это первое.          
                                                                                
Второе. Я не могу вам назвать цифры, честно говоря, готовясь к выступлению по   
этому закону, я не взял цифры. Если хотите, я просто приведу несколько цифр в   
целом по банковской системе, чтобы было понятно, почему нужно принимать этот    
закон и почему нужно в целом нашу банковскую систему поддерживать.              
                                                                                
Вот смотрите. Если в январе текущего года совокупный объём прибыли кредитных    
организаций составлял 508,9 миллиарда рублей, в то время как совокупный,        
общий объём убытков не превышал 1 миллиарда рублей (речь идёт, конечно, о       
всей банковской системе, не только о банках с госучастием), то по итогам        
первого квартала 2009 года наблюдался очень быстрый рост доли проблемных и      
безнадёжных ссуд: в общем объёме ссуд с 3,8 процента в январе до 5,1 в          
апреле. По состоянию на 1 мая совокупный объём прибыли всех кредитных           
организаций страны уменьшился до 96,1 миллиарда рублей, а совокупный объём      
убытков возрос до 63,8 миллиарда рублей.                                        
                                                                                
Аналогичную картину можно увидеть в банковских системах всего мира, потому      
что в результате уже не финансового, а общего экономического кризиса, который   
разразился на планете, в силу того что очень серьёзные проблемы испытывают      
предприятия реального сектора, которые взяли кредиты у банков, банки            
недополучают значительный объём доходов.                                        
                                                                                
Механизм, который предлагает рассматриваемый законопроект, позволит             
докапитализировать крупные банки, с тем чтобы они смогли продолжить и           
расширить кредитование реального сектора, невзирая на такую не очень            
позитивную ситуацию, сложившуюся в экономике. Если сформулировать основную      
цель этого закона и если как бы сжать все алгоритмы действия этого закона до    
общей цели, то можно сказать коротко: этот закон позволит банковской системе    
страны, в первую очередь крупнейшим банкам, расширить кредитование реального    
сектора, потому что сегодня размер потерь в банковской системе очень высок.     
Государство и другие разработчики предлагают этим законом механизм              
докапитализации без денег, если хотите, потому что впоследствии банк,           
получивший эти бумаги, сможет на рыночных условиях под залог этих ценных        
бумаг получить ликвидность на рынке - у Центрального банка, у всех желающих     
под залог этих бумаг дать уже живые деньги. Не государство, а рынок должен      
помочь банкам под залог вот этих бумаг, с помощью которых мы предлагаем         
докапитализировать банки.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Терентьев, пожалуйста.                                    
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ А. В., фракция "Справедливая Россия".                                 
                                                                                
Юрий Борисович, здесь у нас, наоборот, опасение, что как раз этот закон         
немножко ущемит интересы банков, а может быть, и не немножко. Мы не совсем      
понимаем: если большое количество купонов, этих ценных бумаг будет выпущено,    
то их номинал может упасть, а мы их вносим по номиналу в банки. Тогда что       
банки от этого получат?                                                         
                                                                                
Мы понимаем, что осенью достаточно тяжёлая ситуация сложится в банковском       
секторе, потому что невозврат всех средств и по ипотеке, и по                   
потребительскому кредитованию будет достаточно высок. Вот мы как раз и хотим    
спросить: вы это предусмотрели или нет?                                         
                                                                                
ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Спасибо, Александр Васильевич, за такой глубокий вопрос, по     
существу, потому что вы правы, закон достаточно жёсткий. Это один из тех        
законов, который не наделяет банки ликвидностью несчитаной, что мы с вами       
делали в конце прошлого года в силу объективных обстоятельств. Далеко не        
многие банки воспользуются теми условиями, которые предлагает закон, потому     
что закон очень жёсткий. Здесь есть статья, определяющая преференции,           
которыми наделяется правительство при обмене своих ценных бумаг на              
привилегированные акции банков, - это введение своих представителей, как я      
уже говорил в докладе, очень тщательный контроль за деятельностью банков (тут   
две страницы убористого текста).                                                
                                                                                
Я не думаю, что много банков в банковской системе согласятся на работу в        
соответствии с этим законом, однако предварительный анализ, который провёл      
Центральный банк, показал, что пятьдесят - шестьдесят крупнейших кредитных      
организаций готовы воспользоваться этим жёстким механизмом, выйти на            
докапитализацию за счёт облигаций федерального займа, с тем чтобы потом выйти   
на рынок. Я не думаю, что привлекательность этих бумаг на рынке уменьшится.     
Судите сами. Эта облигация имеет твёрдый купонный доход, который                
правительство определяет в соответствии с настоящей ситуацией на рынке.         
Анализ, который мы, разработчики этого закона, провели, показал, что            
приемлемый купонный доход по ОФЗ - где-то 10-11 процентов, и 3 процента         
дополнительно банк должен к этим 10-11 процентам выплачивать, поэтому банку     
обслуживание вот такого типа своих привилегированных акций в обмен на           
облигации федерального займа обойдется сегодня не меньше чем в 13-14            
процентов годовых.                                                              
                                                                                
Поэтому это не подарок банкам, это как бы рыночный механизм их                  
докапитализации, и далеко не все банки, а только банки достаточно устойчивые,   
обладающие значительными возможностями для работы на рынке, пойдут на работу    
по этому закону.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Селезнёв.                                         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Вы уже частично ответили на тот вопрос, который я хотел          
задать, но я его всё-таки хочу конкретизировать. Сколько согласно вашей         
аналитике кредитных организаций, как красиво сейчас называются банки, смогут    
занять, сколько потенциально, допустим пять или шесть, банков отвечают тем      
жёстким условиям отбора, которые предполагает этот закон, и не ведёт ли это к   
естественной монополии этих банков и опять к созданию списков избранных,        
ограничений в пользу других?                                                    
                                                                                
ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Спасибо за вопрос.                                              
                                                                                
Я хочу сказать, что, наверное, некоторые ограничения есть, потому что           
требования, изложенные в этом законе, к банкам - потенциальным участникам,      
достаточно жёсткие, но понятно, что распространять этот относительно новый      
для нашей страны механизм сразу на все банки как-то рискованно, честно          
говоря, немножечко опасно. Поэтому в рамках этого закона искусственно сужен     
круг потенциальных кредитных организаций, которые могут принять в этом          
участие. Если этот закон активно заработает и мы увидим, что этот механизм      
нормальный, рынок на него нормально реагирует, мы сможем в дальнейшем принять   
определённые дополнения к этому закону, смягчить положения соответствующей      
статьи в части требований к отбору участников. И это даст возможность, не       
меняя в целом концепции закона, расширить его действие на больший круг          
кредитных организаций.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает на вопросе депутат Бурков. У него не           
сработала кнопка.                                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БУРКОВ А. Л., фракция "Справедливая Россия".                                    
                                                                                
Уважаемый Юрий Борисович, действительно важный законопроект и достаточно        
серьёзный, тем не менее вы предлагаете рассмотреть его сразу в трёх чтениях.    
К чему такая спешка при том, что мы не сможем реализовать те статьи, которые    
заложены в этом законопроекте, без внесения изменений в закон "Об акционерных   
обществах", в законодательство о рынке ценных бумаг, в Гражданский кодекс?      
Здесь вносятся принципиальные вещи: вы вводите новый порядок участия            
представителя государства в акционерных обществах, кредитных организациях,      
при котором он накладывает, точнее, имеет право наложить вето на ключевые       
экономические позиции в деятельности этого предприятия, и в то же время,        
насколько я понимаю, необходимо будет делать допэмиссию по привилегированным    
акциям банка. И если у нас нет изменённого законодательства об акционерных      
обществах, зачем мы тогда спешим? Может, нам подождать, подготовить поправки    
ко второму чтению?.. (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Спасибо, Александр Леонидович. Вы прямо в точку попали,         
потому что мы тоже, когда разрабатывали этот законопроект, рассматривали в      
комитете, хотели в несколько итераций действовать. Но дело вот в чём. Здесь     
есть одно главное условие: как я уже говорил, законом определяется схема        
действий по подготовке и рассмотрению предложений банка о повышении             
капитализации. Эта схема съест несколько месяцев, банки должны это              
подготовить. Я могу вам сказать, что должно предшествовать нашему с вами        
рассмотрению вопроса о соответствующих дополнениях в бюджет, которые будут      
хорошо, если к концу года: первое, решение общего собрания акционеров           
кредитной организации о размещении этих привилегированных акций (здесь          
никаких изменений в закон вносить не надо); предложение кредитной организации   
об участии в процедуре повышения капитализации направляется в уполномоченный    
федеральный орган и Банк России; решение об удовлетворении (отказе в            
удовлетворении) предложения об участии в процедуре повышения капитализации      
принимается в порядке и в сроки, которые определяет Правительство Российской    
Федерации по согласованию с Банком России; решение о выпуске                    
привилегированных акций кредитной организации; эмиссия облигаций федерального   
займа; заключение договора мены привилегированных акций кредитной организации   
на облигации федерального займа.                                                
                                                                                
Другими словами, принятие законопроекта сразу в трёх чтениях даст возможность   
потенциальным участникам этого процесса уже сейчас, летом начать эти            
процедуры: правительству - разрабатывать соответствующие документы, банкам      
вместе с акционерами - принимать решение, участвовать или не участвовать в      
этом механизме. Ведь здесь даётся только право, никто не обязует банки с        
госучастием или без госучастия непременно участвовать - им даётся право. И на   
определение этих вещей нужно время, поэтому наше решение даст возможность       
участникам процесса за это время подготовиться, а мы уже потом, вдогонку        
этому закону будем принимать необходимые изменения в ряд других законов.        
Время позволяет.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Юрий Борисович.                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, настаивает ли кто-то на выступлении? Раз, два, три,         
четыре, четыре выступления - это сорок минут. У нас осталось тридцать минут     
до перерыва.                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продлять мы не будем, я сейчас объясню почему. Вчера мы   
договорились на Совете Думы, что мы сегодня работаем в полном соответствии с    
Регламентом: два часа перерыв, в 18.00 заканчиваем.                             
                                                                                
Поэтому, пожалуйста, депутат Штогрин.                                           
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Да, действительно ситуация такая в банковской сфере, что нам надо               
поддерживать банки, и государство активно это делало с участием                 
Государственной Думы в прошлом году. Когда отчитывался перед нами               
премьер-министр Путин, он говорил, что самое главное достижение в плане         
антикризисных мер, которые правительство реализовало в прошлом году, - это      
то, что мы сохранили банковскую систему: банки работают в обычном режиме,       
проводят все банковские операции, обслуживают клиентов, в этом году население   
даже стало ещё больше нести рублей в банки, доверяет им. Это одна из реальных   
мер, которые приняты были правительством и Государственной Думой поддержаны,    
по сохранению банковской системы. Но вот эта мера, которая предлагается         
сейчас, по докапитализации банков через выпуск ОФЗ, на мой взгляд, вообще-то,   
очень спорная. Почему? Ну, во-первых, я не согласен с тем, что сказал           
докладчик, что вообще затрат никаких из бюджета не будет. Как только будут      
выпущены бумаги, их надо будет обслуживать, обслуживать их надо будет каждый    
месяц, и, естественно, надо будет выплачивать купонный доход, который будет     
заложен, 10-11 процентов. Вот посчитайте, если выпущены будут и размещены       
бумаги, допустим, на 210 миллиардов рублей, то за год 21 миллиард или чуть      
больше должен уйти на оплату этого купонного дохода. Потом настанет время       
погашения - их надо будет гасить. И все эти миллиарды рублей, которые не были   
напечатаны в предыдущие годы, пойдут на то, чтобы бумаги выкупить у             
владельцев. Тем более, что бумага рыночная, её можно не только заложить и       
взять в кредит, её можно продать, перепродать, и у кого она окажется через      
два, три, пять лет, вообще неизвестно. Владельцам этих бумаг надо платить       
купонный доход, и надо будет их погашать, если они будут предъявлены к          
погашению, или выкупать их, если такая необходимость появится. А вот вопрос,    
уплатят ли банки дивиденды плюс 3 процента, и какие дивиденды, - он             
действительно спорный, потому что сам докладчик сказал, что в прошлом году      
доходы были одни - по-моему, 509 миллиардов, а убытков было всего... был один   
убыточный банк, а в этом году ситуация совершенно другая. Во-первых,            
дивиденды выплачиваются, как правило, по итогам года, хотя бывает, что и по     
итогам квартала принимают решение и предварительно выплачивают, а выплачивать   
купонный доход надо, по-моему, в зависимости от условий чуть ли не              
ежемесячно. Конечно, расходы будут, и будут они весьма, так сказать,            
весомыми, поэтому вот в этой части выводы докладчика, на мой взгляд, не         
совсем соответствуют действительности.                                          
                                                                                
Кроме того, конечно, то, что будут в залоге у государства акции, не гарантия    
того, что все акции сохранят свою стоимость, что вообще не будет фактов         
банкротства этих банков и что акции не превратятся вообще в пыль, то есть       
здесь есть большие риски. И поскольку надо вносить изменения в целый ряд        
федеральных законов, то, на мой взгляд, ни в коем случае нельзя принимать       
сегодня этот закон в целом, надо готовить действительно пакетом. Поэтому мы     
считаем, что тут торопливость такая ни к чему, поскольку ничего там у нас       
пока, слава богу, в банковской системе не обрушилось. Тем более, что,           
наоборот, даже ещё больше несут в банки, и вклады не только в долларах или      
евро, а даже в рублях увеличивается доля вкладов. Спокойно можем поработать,    
сессию продлили, и не факт, что мы ещё раз не продлим, если такая               
необходимость будет в связи с кризисом. Давайте спокойно работать над           
законопроектом. Есть, кстати, и другие способы повышения капитализации          
банков, давайте и их рассмотрим, а не будем основываться только вот на этом,    
на мой взгляд, таком весьма рискованном и сомнительном.                         
                                                                                
Наша фракция не будет поддерживать данный законопроект.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свистунов, пожалуйста.                                    
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сразу хочу        
обратить ваше внимание на то, что указанный законопроект имеет как хорошие,     
так и плохие стороны. Остановимся сначала на плохих сторонах.                   
                                                                                
Во-первых, - и это самый главный момент, это сразу было отмечено, - этот        
законопроект коснётся опять-таки не всех банков, то есть не всех участников     
рынка. Когда этот законопроект рассматривался у нас в комитете, были            
представители Минфина, и они сказали, что, по их оценкам, по их подсчётам,      
это коснётся примерно тридцати банков, ну максимум пятидесяти из той тысячи,    
что сегодня у нас есть. Конечно, скажем прямо, эти тридцать - пятьдесят         
банков, в общем-то, львиную часть активов держат, но тем не менее это далеко    
не все участники рынка. Это ведёт к прямой сегментации банковской системы.      
Она и так у нас сейчас неравномерно построена, но и дальше мы продолжаем в      
том же ключе: разрешаем участвовать каким-то избранным банкам с обязательным    
рейтингом, рейтингом обязательно иностранного рейтингового агентства, как мы    
уже это видели. То есть это продолжается в том же ключе.                        
                                                                                
Далее. Что это за средства для банков - помощь это или не помощь? Помощь,       
можно сказать, но очень дорогая. Вот цена этих средств уже прозвучала, что      
это будет такое: примерно 14 процентов годовых (так вот, ориентировочно),       
которые банки должны будут начислять в виде дивидендов по этим средствам. Но    
опять же это бумаги, это же не деньги. Чтобы их в деньги превратить, их надо    
либо продать, либо взять под них кредит, то есть будут потери, в итоге цена     
этих средств будет на уровне примерно 18 процентов годовых. То есть это,        
конечно, помощь, но рассчитывать на то, что это приведёт к расширению           
кредитования реального сектора, снижению процентной ставки, - то, о чём все в   
реальном секторе экономики кричат, - надеяться на это нечего, это не приведёт   
ни к расширению кредитования, ни к снижению процентных ставок.                  
                                                                                
Далее. Присутствует риск потери этих средств, о чём правильно совершенно        
говорил депутат Штогрин, хотя это, конечно, оговаривается и так далее, но       
полностью этого риска избежать нельзя. И вот здесь хотелось бы добавить, что    
этот риск было бы неплохо застраховать свободной продажей привилегированных     
акций Российской Федерацией. Эта свободная продажа законопроектом не            
предусматривается, предусматривается продажа только акционерам банка в          
течение десяти лет, а по истечении десяти лет Российская Федерация уже может    
распорядиться ими как угодно, то есть продать в соответствии с                  
законодательством о приватизации. Это, конечно, довольно рискованное            
ограничение в данной ситуации, которое увеличивает риск потери этих средств в   
случае банкротства банка.                                                       
                                                                                
Но есть и хорошие стороны у этого законопроекта. Во-первых, главное, - это,     
конечно, заблаговременность. То есть в ожидании второй волны, второй волны      
кризиса финансового, о которой сейчас много пишут и которая ожидается осенью,   
может, будет, может, не будет, но тем не менее в данном случае мы               
заблаговременно принимаем необходимый закон. Не в спешке, будет ещё время,      
если что, поправить, выявив какие-то моменты, и так далее. Понадобится, не      
понадобится, будет эта вторая волна, не будет - это второй вопрос, но           
инструмент готов заблаговременно. Это положительный момент однозначно.          
                                                                                
Далее. Положительный момент в том, что это схема без денег, она не              
предусматривает прямых денег, речь идёт о бумагах, плюс ещё это будет           
приносить доход федеральному бюджету в виде дивидендов, которые будут платить   
банки. То есть это не подарок, скажем так, не подарок. Всё очень хорошо         
продумано, другое дело, будет или не будет, но тем не менее механизм хороший    
заложен.                                                                        
                                                                                
Очень хорошо прописан контроль в этом законопроекте, сразу прописан контроль    
- и представители Банка России, которые войдут в эти банки, и их права, и,      
самое главное, там право вето прописано. Вот не знаю, обрадуются или нет        
банкиры этому праву вето, потому что оно распространяется даже на такие вещи,   
как принятие решений об исполнительных органах, вплоть до назначения и смены    
руководства банка. Ну и плюс решение о дивидендах, решение об организационной   
форме и так далее. Очень-очень плотный контроль, и он хорошо прописан. Это,     
конечно, положительный момент.                                                  
                                                                                
Кроме того, положительный момент в том, что, с одной стороны, такая помощь      
даётся банкам, государство не бросает их на произвол судьбы, а с другой         
стороны, всё-таки оно побуждает банки решать самостоятельно свои проблемы,      
связанные с невозвратом. Вот как раз таки вторая волна, которую все ожидают,    
связана для банков с нарастающими невозвратами кредитов. Они сами выдавали      
эти кредиты, они сами оценивали риски и сами несут за это ответственность.      
Много было дискуссий, обсуждалось, не применить ли здесь скандинавский опыт,    
то есть создать некий так называемый плохой банк, который скупил бы вот эти     
плохие активы у банков, чтобы у них не упал капитал и так далее, и тому         
подобное. Из этого документа ясно, что правительство, в общем-то, идёт по       
другому пути: никаких "плохих" банков, никакого выкупа "токсичных" активов с    
балансов банков не будет, а капитал банков предлагается поддержать вот таким    
способом. Да, это поддержка капитала, но проблему вот этих плохих активов       
банки должны будут решать сами, и это безусловно положительный момент в         
данной ситуации.                                                                
                                                                                
С учётом совокупности, так скажем, его плохих и хороших сторон следует          
сказать, что всё-таки этот законопроект необходимо поддержать, принимая во      
внимание его своевременность и то, что в данной ситуации любая соломинка идёт   
в помощь. Мы предлагаем поддержать этот законопроект.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У фракции "Справедливая Россия" аж два выступления.       
Зубов.                                                                          
                                                                                
Обращаю ваше внимание, осталось девятнадцать минут до перерыва.                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно, бурю эмоций вызывает то, как преподносится данный   
законопроект. С одной стороны, восхищение вызывает позиция авторов, которые     
подготовили проект закона. Я не помню такого случая, когда сначала              
предлагалось принять авторский законопроект, причём принять в первом чтении и   
в целом, а уже потом послать на заключение в правительство, в комиссии          
Госдумы, в Центральный банк. И вот эта смелость, она, конечно, подкупает. С     
другой стороны, смущает наша увлечённость и всё большее смещение в сторону      
революционной целесообразности, когда под каждое новое решение предлагают       
уникальную процедуру принятия. Это, конечно, настораживает, тем более если      
касается банковского сектора. Мало того что население дезорганизуется, люди,    
видя, как мы принимаем законы, соответственно делают вывод, как они могут       
исполнять эти законы.                                                           
                                                                                
Но что касается банковского законодательства, там ведь всё особо                
ответственно, там всё связано с рублём. Когда говорят, что сплошные блага       
принесёт этот закон, я так навскидку про себя говорю: ну а почему, прежде чем   
вносить этот проект закона, не рассказать о тех благах, которые принесли        
вливания денег в банковскую систему, уже нами сделанные в последние полгода?    
Одна мера совершенно бесспорна - касающаяся расширения гарантирования           
вкладов. С этим спорить не будем, это принесло спокойствие. А вот все           
остальные суммы денег? Мы говорим, что спасли банковскую систему. Ради чего     
мы её спасли? По-моему, мы её спасали ради того, чтобы она начинала             
кредитовать экономику. Что-то у нас в этом месте сбой происходит. Так, может    
быть, сначала нам проанализировать, как работают те деньги, которые мы уже      
дали банковскому сектору, а потом идти дальше и в зависимости от того, как мы   
оценили, определить направление, в котором двигаться? Конечно, красиво          
написано в пояснительной записке, что налогоплательщики - а                     
налогоплательщики, вообще-то, платят эти деньги, которые сейчас будут           
вливаться в банки, - получат адекватную отдачу на вложенный капитал. И это мы   
говорим, зная историю с народными IPO и банками?! Мы говорим, что, помогая      
банкам, мы рассчитываем, что они нам будут платить. Но если они готовы          
платить, зачем мы им помогаем? А если мы не рассчитываем, что они будут         
платить, тогда, конечно, вопрос идёт о помощи. Одно из двух. Поэтому мне        
кажется, что законопроект, так сказать, дважды очень сырой: неподготовленный    
и не базируется на каком-то серьёзном анализе.                                  
                                                                                
Чисто формально, вы знаете, уже одно это обязывает нас снять сегодня            
законопроект с рассмотрения. Если государство выпускает облигации, на которые   
оно собирается что-то купить, к примеру привилегированные акции, то это         
всё-таки заимствования, то это всё-таки бюджет. А раз бюджета касается, хоть    
влево, хоть вправо, хоть в доходную часть, хоть в расходную, обязаны в          
соответствии с Конституцией иметь заключение правительства. Этот законопроект   
внесён с нарушением Конституции. Если для нас Конституция - это так себе,       
тогда надо голосовать, а если нет, то всё-таки надо до рассмотрения             
законопроекта дождаться и заключения правительства, письменного заключения, и   
заключения Центрального банка, письменного заключения, и расчётов, которые      
авторы готовы сделать, если они готовы их сделать. Это же непросто - выделить   
облигации в обмен на привилегированные акции! Нет никаких данных - ни сколько   
банков обратилось с этим, ни на какую сумму. А каков будет баланс доходов по    
обязательствам, облигациям и возможному дивиденду у банков? Это же всё надо     
считать, это всё наши деньги! А нам предлагают просто так дать и жить           
счастливо.                                                                      
                                                                                
А теперь по существу. По существу я хотел бы на три пункта обратить ваше        
внимание. Состояние банков на сегодняшний день производно от состояния          
экономики. И наращивание потенциальной задолженности уже давно связано не с     
тем, что в банках что-то когда-то просмотрели или плохой менеджмент в           
среднем, а с тем, что выделяемые нами деньги в первую очередь идут на           
рефинансирование тех долгов, которые экономика не в состоянии вернуть. И вот    
этим решением мы эту проблему снять не можем, мы её можем только усугубить.     
Оспорьте, пожалуйста, цифру, что как раз в двадцати крупнейших банках           
находится 60 процентов просроченной задолженности. И вы снова предлагаете       
усиливать эти крупнейшие банки?!                                                
                                                                                
Второе. Если мы даём большим банкам, а мы с них теперь не спрашиваем, что они   
собираются кредитовать... Что, разве не достойна парламентского обсуждения      
ситуация с самым крупным банком страны - Сберегательным банком - и играми       
вокруг возможного или невозможного приобретения фирмы "Опель"? Это очень        
интересный вопрос. Сначала нам сказали, что уже купили. Зачем купили? Чьи       
рабочие места там сохраняли? Это был первый вопрос. Потом выяснилось, что мы    
не знаем суммы, по которой купили. Потом выяснилось, что, вообще-то, ещё не     
купили, но собираемся дать кредит. Потом выяснилось, что этот "Опель" нам       
нужен для того, чтобы спасти "ГАЗ" в Нижнем Новгороде. А потом выяснилось,      
что нет, с точки зрения председателя банка, вся линейка автомобилей на          
"АвтоВАЗе" не подходит, и поэтому мы туда бросим. Надо бы порассуждать: если    
мы даём деньги, наши деньги, бюджетные деньги, как собираются даже самые        
престижные, самые крупные банки их расходовать?                                 
                                                                                
Третье. Вы знаете, сегодня ничего всё равно не сделать иного, кроме как         
начать изменения в экономике, реальные изменения. Надо стимулировать не         
объединение, как мы делаем сейчас, а, наоборот, стимулировать продажу плохих    
активов самими предприятиями, стимулировать смену нерадивых собственников в     
экономике. И тогда, глядишь, у нас появится возможность в дополнение к тому     
стимулу банкам стимулировать появление новых рабочих мест. Надо кредиты         
давать не под рефинансирование, кредиты, которые нельзя вернуть, а под новые    
рабочие места. Иного выхода у нас нет никакого.                                 
                                                                                
Ну и в конце я вынужден сказать, хотя уже это здесь прозвучало, что вот эта     
спешка в принятии подобного рода законов, за которыми стоят миллиарды, причём   
вот так - давайте с лёту в трёх чтениях... У меня сложилось впечатление,        
когда я читал этот законопроект... Ведь там привилегированные акции, с одной    
стороны, которые не дают по нашему законодательству права принятия решений, а   
на самом деле права тех, кто будет распоряжаться, уполномоченных от             
правительства, перечислены на двух страницах, вплоть до наложения вето на       
решение.                                                                        
                                                                                
В чём у меня подозрение? В том, что это новое законодательство, вот этот        
закон - для перераспределения собственности в банковском секторе, что под       
видом уполномоченных туда придут как раз те, кто сумеет договориться,           
обменять часть привилегированных акций на облигации государственные, которые,   
конечно, какую-то цену будут иметь, а потом напринимают решений, право на       
которые прописано на этих двух страницах, и мы с вами останемся - что иногда    
бывает в этой жизни - и без облигаций, и без этих банков, и без денег,          
которые нам доверяют налогоплательщики.                                         
                                                                                
Я абсолютно поддерживаю два прозвучавших предложения, и фракция наша их         
поддерживает. Мы, естественно, не будем голосовать. Спешка хороша только при    
ловле блох, а когда дело касается миллиардов рублей, мы должны находить время   
обсуждать проблему. Два прозвучавших предложения мы поддерживаем: первое -      
передать законопроект в нашу комиссию по проблемам коррупции, с тем чтобы она   
дала письменное заключение, что в нём не содержится потенциально                
коррупционных норм, и второе - проголосовать против данного законопроекта       
сегодня на этом заседании.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Почти десять минут.                                       
                                                                                
Так, пожалуйста, депутат Беляков.                                               
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, поскольку времени мало, я постараюсь коротко и тезисно,      
чтобы не повторяться, очень многое уже было сказано.                            
                                                                                
По сути дела, принятие данного законопроекта создаёт сложную ситуацию, когда    
пусть по облигационной схеме, но тем не менее государство всё-таки оплачивает   
финансовое благополучие некоторых банков. Следовательно, вот эти средства,      
выделенные банкам, которые впоследствии должны вернуться в бюджет и плюс ещё    
принести дивиденды, как предполагается авторами, ставятся в зависимость от      
эффективности хозяйственной деятельности этих банков. Если мы говорим, что      
банки и так находятся в сложном положении, мы должны признать, что эти          
бюджетные вложения являются рискованными инвестициями, и как минимум            
действительно нужно понять: а правительство готово на рискованные инвестиции    
в эти банки? Это первое.                                                        
                                                                                
Второе. Удивляет всё-таки отсутствие требований к банкам в законопроекте. То    
есть исходя из этой ситуации непонятно, почему банку нужны деньги. Вот нужны,   
и всё, банк соответственно обращается, и если он не входит в категорию          
банков, находящихся в зоне риска, то он может вроде как бы эти деньги и         
получить. Непонятно - он остро нуждающийся банк или он собирается какие-то      
проекты дополнительные осуществить.                                             
                                                                                
Третье. Что получает всё-таки государство взамен? Государство взамен            
получает, по сути дела, место для представителя государства в совете            
директоров и право вето по некоторым вопросам. Но несмотря на то, что список    
этих вопросов, возможно, и укладывается на двух страницах, по сути дела, эти    
вопросы касаются контроля этих акций, то есть это сделки слияния, поглощения,   
это дивидендная политика, но не касаются концептуально политической             
деятельности банков. Мне уже давно не даёт покоя банк "ВТБ", и не только по     
поводу народного IРО, когда более ста восьмидесяти тысяч вкладчиков, по сути    
дела, оказались кинутыми. Банк "ВТБ" сейчас, в условиях кризиса, ведёт          
агрессивную политику, направленную на поглощение рынка кредитов физическим      
лицам, то есть практически демпинговые цены, самые низкие цены, по которым      
"ВТБ" даёт кредиты. И если сейчас мы дадим ему дополнительные деньги по той     
схеме, которую предлагают авторы законопроекта, представители государства,      
имея привилегированные акции, ведь не смогут влиять, если начнётся новая        
волна дешёвых кредитов, выдаваемых банком "ВТБ". А уже сейчас банк столкнулся   
с проблемой невозвратов, массовых невозвратов. Может быть, сейчас некоторые     
банки, желая осуществить какие-то смелые коммерческие проекты, эти деньги       
бросят именно на них? То есть будем снова давать дешёвые кредиты, будет         
невозврат, банк будет оказываться в сложном положении.                          
                                                                                
Четвёртое. Существует ещё одна проблема. По большому счёту, схема перевода      
привилегированных акций в обыкновенные акции существует, и тогда встаёт         
вопрос в связи с представителем государства, который будет членом совета        
директоров и будет присматривать за этими акциями, в каком случае эти акции     
будут голосовать и за что они будут голосовать, а в каком не будут              
голосовать, потому что пакет может быть довольно серьёзным. Он может            
выступать как на той стороне, так и на другой, и здесь может быть серьёзная     
коррупционная составляющая.                                                     
                                                                                
Ну и наконец, последнее. Существуют вот те самые люди, которые вложили деньги   
в народное IPO, существуют миноритарные акционеры, по большому счёту, их        
права в случае принятия этого законопроекта оказываются нарушенными:            
снижается их пакет акций, дивидендная политика становится ещё более             
непонятной. Кроме того, банки, когда получат эти облигации, будут пытаться их   
обналичить на фондовом рынке по непонятным пока котировкам. Задолженность       
банка перед государством вроде как бы существует, надо выплачивать вот эти 12   
процентов годовых, но какие деньги банк вернёт и куда он их направит,           
остаётся по-прежнему непонятным.                                                
                                                                                
Действительно, законопроект достаточно сырой, он угрожает бюджету, повторяю,    
потому что финансовые средства, находящиеся в бюджете, ставятся в зависимость   
от эффективности менеджмента этих банков. Законопроект может ущемить права      
миноритарных акционеров. Я уже не говорю о том, что, по большому счёту, надо    
ещё посчитать инфляционные процессы: если эти деньги будут брошены в            
экономику, как это скажется на инфляционных процессах в условиях кризиса. На    
все эти вопросы ответ должно дать правительство.                                
                                                                                
Нельзя поддерживать этот законопроект, уважаемые коллеги, нужно голосовать      
против.                                                                         
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я так вижу, больше из фракции "Справедливая Россия"   
никто не настаивает на выступлении, поэтому... Депутат Дмитриева ещё хочет      
выступить. Нет, оказывается. Представители правительства, президента не         
настаивают на участии в дискуссии? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование обсуждаемый законопроект в первом чтении.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против           92 чел.20,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5555 по 5562 из 8133
ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Олег Викторович, уважаемые коллеги, для протокола: по вопросу номер 9           
повестки дня Лобанов голосовал за. И по вопросу номер 32 (это первое чтение)    
- о проекте федерального закона № 222041-5 - Панов и Резник голосовали за.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, принимается это для стенограммы.                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5874 по 5974 из 8133
Аналогичная ситуация по пункту 32 - мы приняли этот законопроект в первом       
чтении. Ставлю его на голосование в целом.                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению Зубов? А что у нас случилось? Я дам вам        
слово после голосования.                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, стоп, коллеги, секундочку. В соответствии с          
Регламентом, когда мы обсуждаем законопроект в первом чтении и в целом, я даю   
возможность выступить всем представителям фракций и желающим тогда, когда       
закон обсуждается в первом чтении. Докладываю: депутат Зубов выступал, у меня   
записано, в течение девяти минут тридцати восьми секунд. Он выступал девять     
минут тридцать восемь секунд по данному законопроекту, имел возможность         
высказаться. То же самое сделали депутаты Селезнёв, Штогрин и Беляков. Я        
полагаю, что в данном случае мы соблюли процедуру, в этом случае по мотивам     
слово не предоставляется. Ставлю на голосование законопроект в целом.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против           91 чел.20,2%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По ведению - депутат Решульский.                                                
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Олег Викторович, спасибо.                                      
                                                                                
Вот я при всех говорю: у меня, как и у всех, наверное, депутатов, но у меня     
точно есть разъяснение Комитета по Регламенту и организации работы Думы, что    
такое выступление по мотивам, и там чётко и ясно прописано, что по мотивам      
выступают не только в третьем чтении, но и когда идёт голосование в целом, и    
когда идёт голосование во втором чтении, и по мотивам не дают слово только      
тогда, когда обсуждаются поправки, которые рассматриваются во втором чтении.    
                                                                                
Олег Викторович, это решение регламентного комитета не отменено, я готов вам    
его предоставить, я думаю, вы, может, просто забыли про это.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Сергей Николаевич, я не забыл, мы эту тему           
обсуждали не раз в этом зале. Я обращался всегда к залу с предложением          
толковать эту норму, во-первых, по прецеденту нашему пятнадцатилетнему и,       
во-вторых, по здравому смыслу. Если мы обсуждаем законопроект и                 
предоставляется всем возможность выступить в рамках регламента - я никого не    
ограничивал во времени, я специально записал: например, депутат Штогрин         
выступал, вот по моим сведениям, семь минут двадцать секунд, депутат Зубов      
почти десять минут... Они выступили, высказали позицию своих фракций, мы        
выслушали, а потом нам говорят: теперь дайте нам возможность ещё раз            
высказаться по этому вопросу. Ну я ещё понимаю, когда... действительно,         
наверное, могут быть случаи, когда разнесено первое, второе и третье чтения,    
тогда здравый смысл подсказывает, что что-то надо делать. Но здесь-то какие     
основания? Мы выслушали позиции всех. Коллеги...                                
                                                                                
Зубов по ведению.                                                               
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Я думаю, что мы не должны, так сказать, вводиться в заблуждение.    
В документах, которые были розданы нам перед обсуждением данного                
законопроекта, было предложение принять в первом чтении. В этих же документах   
было написано, что после того, как он будет принят в первом чтении, он будет    
разослан по комиссиям, отослан в правительство, в ЦБ, чтобы они дали свои       
заключения. Когда они успели дать эти заключения? Это первое. А предложение     
принять в трёх чтениях сделал докладчик, за него никто не голосовал. Такой      
законопроект без рассмотрения во втором чтении, без поправок... к тому же       
ответа мы так и не получили на вопрос, почему всё-таки без заключения           
правительства рассматривался данный законопроект. Вопросов оказалось            
достаточно много, на которые не было получено удовлетворительного ответа.       
Нельзя голосовать этот законопроект в трёх чтениях! В первом, уж куда ни шло,   
продавили вы, но ко второму, я думаю, многие одумаются и поймут, как            
голосовать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Михайлович, я не могу с вами спорить по           
содержательной части, просто не хочу этого делать, но у меня абсолютно чётко    
- и в повестке дня, которая вам роздана, и представитель комитета предложил     
использовать регламентную норму: проголосовать в первом чтении и в целом. И     
мы бы это сделали в ту же секунду, но у нас просто было много законов           
поставлено на голосование в третьем чтении, поэтому мы только сейчас до него    
дошли. А так у нас между вашим выступлением и вашей просьбой выступить по       
мотивам вообще не было бы даже и пяти минут, и тогда тем более потеряло бы      
всякий смысл выступление по мотивам.                                            
                                                                                
Поэтому я строго следую Регламенту и ставлю на голосование законопроект под     
пунктом 32 в целом.                                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Прошу прощения. Ну, меня вот сбили или я сам сбился: у нас решение принято по   
этому закону, мы давали слово по ведению Решульскому и Зубову, я с ними         
вступил в полемику.                                                             
                                                                                
Прошу прощения, отмените режим голосования: решение по законопроекту из         
пункта 32 уже принято.                                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7451 по 7455 из 8133
ПЛАХОТНИКОВ А. М. Уважаемая Надежда Васильевна, для протокола: депутат          
Сагитов по вопросу 32 голосовал за.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович.