Заседание № 128
О проекте федерального закона № 221966-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части разработки внесудебных механизмов защиты пенсионных накоплений граждан).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Николай Григорьевич Цед. ЦЕД Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на принятие ряда дополнительных мер для минимизации рисков, связанных с обязательным пенсионным страхованием наших граждан, и для защиты их пенсионных накоплений. Законопроект прошёл все необходимые согласования и экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Григорьевич. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 18 мин. 31 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 126
О проекте федерального закона № 221966-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части разработки внесудебных механизмов защиты пенсионных накоплений граждан).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Николай Григорьевич Цед. ЦЕД Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект прежде всего минимизирует риски совершения мошеннических действий в отношении средств обязательного пенсионного страхования наших граждан. Законопроект, предлагаемый к принятию, очень востребован, поскольку есть очень много обращений граждан по этому вопросу, и основная цель - это, конечно же, дать возможность финансовому уполномоченному рассматривать споры о незаконных переходах и переводах средств из одного негосударственного пенсионного фонда в другой. К законопроекту поступило 18 поправок, все они комитетом рекомендованы к принятию. Все необходимые согласования с Банком России, Минфином, Минюстом, Государственно-правовым управлением президента проведены - все поддерживают данный законопроект. Комитет рекомендует принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 08 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 32 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Пожалуйста, Николай Григорьевич. ЦЕД Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Все необходимые экспертизы и согласования по законопроекту проведены. Прошу поставить его на рассмотрение в третьем чтении 1 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 81
О проекте федерального закона № 221966-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части разработки внесудебных механизмов защиты пенсионных накоплений граждан).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра юстиции Андрея Викторовича Логинова. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации, касающегося разработки внесудебных механизмов защиты пенсионных накоплений граждан в случае выявления мошеннических и иных противоправных действий. Законопроектом предусмотрено наделение уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг полномочиями по рассмотрению требований потребителей финансовых услуг о возврате средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику в связи с их неправомерным переводом в негосударственные пенсионные фонды. Вводится обязательный досудебный порядок рассмотрения финансовым уполномоченным таких обращений. Снимается ограничение, которое позволяет финансовому уполномоченному рассматривать требования к негосударственным пенсионным фондам только в случае, если размер таких требований не превышает 500 тысяч рублей. Это даст гражданам возможность обращаться к финансовому уполномоченному для защиты своих прав в досудебном порядке вне зависимости от суммы пенсионных накоплений. Для обеспечения реализации указанных решений, а также в целях возврата предыдущему страховщику не только средств пенсионных накоплений, но и результатов их инвестирования, предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в закон о финансовом уполномоченном и в ряд других федеральных законов, регулирующих вопросы деятельности негосударственных пенсионных фондов и обязательного пенсионного страхования. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Григорьевич Цеда. Пожалуйста. ЦЕД Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на то, чтобы минимизировать риски мошеннических действий со стороны недобросовестных негосударственных пенсионных фондов, которые действуют в рамках обязательного пенсионного страхования. По данным Счётной палаты, только за 2020 год выявлены сотни тысяч нарушений, из них только 344 гражданина в судебном порядке оспорили эти неправомерные действия и нарушения. В Пенсионный фонд Российской Федерации возвращено более 55 миллионов рублей. Как мы видим, эти случаи как раз в ситуации с обязательным пенсионным страхованием не редки, они являются, по сути, системными. И расширение полномочий финансового уполномоченного, финансового омбудсмена как раз направлено на то, чтобы эти риски минимизировать. Ну, в частности, предлагается финансовому уполномоченному рассматривать в досудебном порядке споры без ограничения 500 тысячами рублей (на текущий момент размер пенсионных накоплений в этой части ограничен всего 500 тысячами рублей). Это позволит разгрузить работу судебных органов и даст возможность защищать интересы наших граждан в досудебном порядке. Более того, в тех случаях, когда требуется независимая экспертиза или когда необходимы оперативно-следственные мероприятия, финансовый уполномоченный может их инициировать. Комитет поддерживает данный законопроект, поскольку он как раз направлен на защиту интересов наших граждан. И я уже говорил о том, что без согласия наших граждан недобросовестные негосударственные пенсионные фонды перебрасывают деньги из одной структуры в другую, а страдают наши граждане. Комитет поддерживает данный законопроект. Со стороны Правового управления Аппарата Государственной Думы, Центрального Банка Российской Федерации, Совета Федерации концептуальных замечаний нет. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Николай Григорьевич, нет ли у вас данных, отражающих реальную эффективность работы финансового уполномоченного? Вот когда людям советуешь обратиться к такому уполномоченному, они обычно реагируют как-то странно, как будто их хуже чем в суд послали. Вот мы сейчас расширяем полномочия финансового уполномоченного - это хорошо, это забота о людях, но мы уже предыдущим законопроектом показали, как мы о людях можем заботиться. Не прикрываем ли мы расширением полномочий, в общем-то, бессильной структуры ненадлежащее исполнение своих обязанностей мегарегулятором? Ведь Банк России должен регулировать, должен конкретно контролировать деятельность пенсионных фондов, не допускать, чтобы там был кто-то недобросовестный. И не получается ли так, что мы, так сказать, отвлекаем наше собственное внимание от того, что Банк России свои функции в этой сфере исполняет не очень хорошо? ЦЕД Н. Г. Ну, я думаю, что на этот вопрос, наверное, ответит представитель министерства, поскольку все данные по этому вопросу, наверное, в министерстве есть. ЛОГИНОВ А. В. Ну, к сожалению, я не могу назвать точную цифру, потому что всё-таки мы не координируем и не курируем деятельность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. Мы тесно взаимодействуем с этим институтом в части совершенствования законодательства и выполняем соответствующие поручения президента и правительства. По тому, что я знаю о деятельности Юрия Викторовича Воронина, могу сказать, что она, конечно же, достаточно обширна. Возглавляемая им Служба финансового уполномоченного рассматривает десятки, сотни тысяч дел и помогает нашим гражданам решать вопросы, не доводя их до суда и не загружая систему судопроизводства. Я не преувеличу, если скажу, что количество рассматриваемых вопросов по различным категориям - сейчас просто дополняем очередной категорией, кстати, с того момента, когда мы приняли этот закон, у нас количество категорий возрастало - сегодня, на мой взгляд, составляет сотни тысяч. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Викторович, вы, вероятно, когда готовили законопроект, изучали вопрос: у нас сначала было 136 негосударственных пенсионных фондов, потом, после того как их лицензирование передали в Центробанк, их осталось в 4 раза меньше - 32, если я не ошибаюсь. Тем не менее, смотрите, куда делись 100 негосударственных пенсионных фондов и средства их вкладчиков? И это при том, что мы уже лет пять как сделали запрос. Следственный комитет, всемогущий, не может вернуть деньги, забрать их у пяти негосударственных пенсионных фондов, незаконно, скажем так, умыкнувших 96 миллиардов рублей. Как финансовый уполномоченный может сделать то, чего не может Следственный комитет? ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Ну, деньги эти, конечно же, переводились в другие пенсионные фонды. И как раз данный законопроект направлен на то, чтобы эти неправомерные переводы - а их сотни тысяч - рассматривались в ускоренном порядке по решениям как раз института финансового уполномоченного. Как раз, собственно говоря, он и направлен на то, чтобы снять эту угрозу. Куда делись средства, конечно, надо обсуждать, и реальные средства, всё это надо обсуждать с нашим регулятором, с Центральным банком, который отвечает в том числе за стабильность вот в этой сфере - в сфере сохранности пенсионных накоплений граждан и их защиты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д. Вопрос Минюсту. Ну вот организации, негосударственные пенсионные фонды, как правило, прибегают к таким мошенническим действиям, а у финансового уполномоченного нет технических возможностей для установления этих мошеннических действий, фактов мошенничества. Соответственно, не получится ли так, что эти организации просто будут уходить от ответственности? То есть фактически финансовый уполномоченный отработает, деньги они вернут и останутся чистенькими, на них не будет заведено уголовное дело, например, о мошенничестве. Я понимаю, что финансовый уполномоченный имеет право подать документы или обратиться в прокуратуру, Следственный комитет, но может и не обратиться, и здесь есть такой коррупциогенный фактор. ЛОГИНОВ А. В. Это не обязанность финансового уполномоченного - устанавливать случаи мошенничества, проводить расследование. Как вы правильно сказали, это задача Следственного комитета. Но мне кажется, если деньги, накопления будут возвращены нашим гражданам, то это уже серьёзную часть задачи решит. А в части выявления конкретно мошеннических схем, организованных групп, преследования преступных целей и так далее - это всё-таки работа следственных органов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 25. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 12 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.