Заседание № 84
13.12.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 221965-8 "Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2023 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2810 по 2863 из 6751
18-й вопрос, проект федерального закона "Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2023 год". Докладывает Светлана Викторовна Бессараб. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Замечаний по законопроекту и дополнений не поступило. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает принять его во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, поправок нет, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 28 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 75 чел.16,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, на трибуне включите микрофон. БЕССАРАБ С. В. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые согласования, замечаний по нему нет. Предлагается рассмотреть законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 16 сек.) Проголосовало за 292 чел.64,9 % Проголосовало против 77 чел.17,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 80
24.11.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 221965-8 "Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2023 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4918 по 5225 из 7677
22-й вопрос, о проекте федерального закона "Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2023 год". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Николаевич Пудов. ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно устанавливается федеральным законом на основании данных Росстата и в соответствии с методикой, утверждённой Правительством Российской Федерации, поскольку данный показатель необходим для расчёта, установления и выплаты накопительной пенсии гражданам. Исходя из названных положений законопроектом устанавливается, что с 1 января 2023 года данный показатель составит 264 месяца, то есть так же, как и в текущем, 2022 году. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич. С содокладом выступает Светлана Викторовна Бессараб. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Не хочу повторять достаточно подробный доклад статс-секретаря - заместителя министра труда и социальной защиты, но хочу отметить, что, в целом поддерживая концепцию рассматриваемого законопроекта, комитет по труду, как и в прошлом году, отмечает следующее. К сожалению, методика не содержит норм, которые позволили бы сократить количество месяцев ожидаемого периода выплаты. Дело в том, что, как и в 2021 году, расчёт текущего года показывает, что у нас снижается ожидаемый период: если в 2021 году это была ещё достаточно существенная цифра, то в 2022 году она снизилась до 241 месяца, а в 2023-м - до 227 месяцев, то есть в общей сложности снижение идёт три года. Именно поэтому комитет отмечает указанный недостаток. Вместе с тем хотим обратить внимание на то, что фактическое количество получателей пенсий, тех, кто впервые начнет получать пенсию, её накопительную часть, в 2023 году, составит порядка 74 тысяч получателей, то есть на конец этого года - 99 тысяч, на следующий, по прогнозируемым показателям, - 173 тысячи. Таким образом, коснётся вот этот ожидаемый период, 264 месяца, только примерно 74 тысяч получателей. По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию и рекомендует Госдуме принять законопроект при рассмотрении в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. У меня первый вопрос к Андрею Николаевичу, его немножечко предвосхитил представитель комитета. Вопрос по поводу возможности пересмотра методики расчёта, учитывая, что ожидаемая продолжительность жизни действительно снизилась очень резко: в прошлом году, я напомню, почти на три года, ну и в этом году, даже по самым оптимистичным прогнозам, будет 71,6-71,8, то есть в принципе от того базового уровня, от установленной первоначально цифры, очень далеко. А второй вопрос - представителю комитета. Получается, 173 тысячи получателей ежемесячного варианта накопительной пенсии - остальные у нас ушли на вариант единовременной выплаты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте с Андрея Николаевича начнём. Андрей Николаевич, пожалуйста. ПУДОВ А. Н. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Могу сказать, что методика, которая утверждена правительством, содержит ряд объективных показателей, таких как численность в половозрастном составе женщин и мужчин соответственно 55 и 60 лет, и чёткую формулу, каким образом осуществляется расчёт. Соответственно, с точки зрения того, как формула определяется содержательно, она носит объективный характер, там субъективности нет, там жёсткие цифры, которые берутся по данным Росстата. Что касается возможности изменения максимального значения, я готов к обсуждению этого вопроса. Напомню, на 2016 год - я просто освежу эти данные - продолжительность в законе составляла 234 месяца, мы её предложили, в то время как объективная по методике тогда была 259, то есть дисбаланс был в другую сторону. Значение, которое сегодня установлено в проекте федерального закона, как раз говорит о том, что среднее значение... вот шаг не больше чем полгода - это пока, как мне представляется, самое разумное. Но мы готовы к обсуждению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В. Алексей Владимирович, имеется в виду, что на конец текущего года у нас 99 тысяч получателей пенсии, а в следующем прогнозируемое значение - 173 тысячи получателей накопительной пенсии. Таким образом, впервые начнут получать в 2023 году - это как раз разница этих показателей - примерно 74 тысячи. Только на них, на впервые получающих в 2023 году накопительную часть пенсии, будет распространяться положение об этих 264 месяцах. Следующие расчёты уже будут зависеть от количества женщин, периода ожидания теми и другими выплат и среднего показателя по методике правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Светлана Викторовна, повторите, пожалуйста, цифры. Я мог просто ошибиться, воспринимая на слух. 228 месяцев, вы сказали, ожидаемый период? Назовите. Правильно я понял, что фактически ожидаемый период дожития уменьшился? БЕССАРАБ С. В. Вы абсолютно правильно поняли, Валерий Карлович. 227 месяцев. Исходя из чего? Количество женщин 55 лет умножается на возраст дожития, количество мужчин 60 лет умножается на возраст дожития, эти два показателя суммируются и делятся на среднее количество мужчин и женщин. Получается 227 месяцев. Максимальное значение на 2023 год может быть 270 месяцев. Но по методике правительства не может превышаться показатель прошлого года - у нас в 2021-2022 годах было 264 месяца, поэтому предложили 264 месяца оставить. Однако комитет предлагает всё-таки вернуться к пересмотру. Понятно, что в 2021 году ковид был основной причиной сокращения продолжительности жизни. По 2022-му - непонятно. Давайте посмотрим по 2023-му. Или всё-таки начнём обсуждать изменения методики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Я с места, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект, ну, вполне очевидно, по каким причинам. Реальные расчёты говорят о том, что период дожития меньше, но правительство нам предлагает установить больше, причём практически на несколько десятков месяцев. Это уменьшит выплаты именно накопительной части пенсии нашим пенсионерам, что, естественно, негативно отразится на их материальном положении. Не для того они нас сюда избирали, чтобы мы ухудшали их материальное положение. В отношении методики - да, можно ждать ещё год, два, три, четыре, но, по большому счёту, её надо откорректировать. Если есть увеличение, то и снижение должно быть. А сейчас, получается, показатель увеличили, и дальше категорически нельзя его изменить, даже если реальная продолжительность жизни людей падает. Скажем так, 30 процентов мужчин вообще не доживают до пенсионного возраста, который мы установили новым пенсионным законом. Здесь, правда, ещё по старому назначается: 55 лет - женщины и 60 лет - мужчины, но и здесь тоже не совсем всё здорово. Поэтому мы будем голосовать против и остальных призываем сделать то же самое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. Светлана Викторовна, вы, как содокладчик, будете завершать дискуссию. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошу внимания. Дело в том, что... Ну, я даже не знаю, как это назвать, чтобы никого не обидеть. Мне кажется, правительство переплюнуло Остапа Бендера, скажем так, в финансировании пенсионных прав граждан, назначении пенсии. Ну, давайте я сейчас попробую объяснить, повторить. Смотрите, какая методика сейчас действует. Если продолжительность жизни растёт, то не более чем на полгода каждый год можно увеличивать коэффициент дожития, ну, этот период дожития. Чтобы всем было понятно, в том числе и тем, кто нас смотрит, скажу, что, когда берётся пенсионный капитал и делится на количество месяцев, получается пенсия, поэтому, понятно, чем больше количество месяцев дожития, тем меньше пенсия. Получается, что, если у нас какие-то успехи в здравоохранении, люди дольше живут, правительство говорит, мол, посмотрите, вот расчёты, вот методика, значит, надо увеличивать коэффициент, этот период дожития на каждый год по шесть месяцев. И тем самым уменьшает, уменьшает пенсию! Но тут вдруг случается, что люди стали вымирать, период дожития уменьшился на три года и один месяц, на три года и один месяц! Казалось бы, правильно, абсолютно справедливо было бы... Ну раз уж вы такие справедливые, давайте-ка мы теперь пересчитаем и на 227 разделим. Но если делить на 264 и 227 одну и ту же сумму, понятно же, что, если на 227 разделишь, пенсия будет больше, причём даже процентов на десять, правильно? Получается, чтобы не отдавать то, что положено пенсионерам, у правительства есть методика: нет, вы знаете, мы только увеличивать можем, а уменьшать не можем. Коллеги, это что такое?! Как за это можно голосовать? Это первое замечание. Второе. Я, может быть, не прав, я прошу представителя правительства в конце потом ответить, а может быть, представитель комитета скажет. Вы от какой базы считаете? От возраста для женщин 55 лет, для мужчин - 60? Так у нас женщины и мужчины уже позже выходят на пенсию! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. А, про накопительную вы говорите. Понятно, тогда вопрос снимается, всё, снялся. Но это же не меняет сути вопроса-то! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Подождите. Вообще, период дожития уменьшился на три года и один месяц - вы на эту сумму почему не делите-то? Ну ответьте на этот вопрос: почему не на 227 делите, а всё равно делите на 264? Давайте мы это отменим, так же нельзя! В таком виде за это голосовать ни в коем случае нельзя. Мы проголосуем против и всем предлагаем сделать то же самое. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Николаевич, будете с заключительным словом выступать? Пожалуйста. Нет необходимости? Светлана Викторовна? ПУДОВ А. Н. Нет, я говорю, что там выступавшие хотели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Николаевич. ПУДОВ А. Н. Можно тогда я два слова скажу? Я скажу следующее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. А потом Светлана Викторовна завершать будет. ПУДОВ А. Н. Спасибо, Иван Иванович. Я скажу следующее. Постановлением правительства определены переходные положения. Я напомню, я привёл этот пример при ответе на вопрос: в 2016 году разница между фактическим периодом и тем, который предлагался федеральным законом (и тогда он был утверждён), как раз была в 3 раза. Но тогда правительство установило ожидаемый период выплаты не на три года больше, а на шесть месяцев, этот шаг работал до 2021 года. В настоящее время этот порог, до 264 месяцев, тоже не достигнут, потому что следующее значение - 270 месяцев, тем не менее мы уже второй год сохраняем 264, исходя из того что там движение было плавное в течение пяти лет, поэтому и здесь должно это сохраняться. Эта динамика может измениться на следующий год, и правильно сказала Светлана Викторовна в своём выступлении, что это долгосрочные выплаты, они не носят характер срочных выплат; у нас срочные выплаты тоже есть в законодательстве, но они предусмотрены на короткий промежуток, а это более длительные выплаты. Ну и для корректности скажу: правильно говорить "ожидаемый период выплаты пенсии", а не тот период, который употреблялся. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Завершает дискуссию Светлана Викторовна Бессараб. Пожалуйста, Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В. Коллеги, ещё раз хочу напомнить, что речь всё-таки идёт о накопительной части пенсии. Количество получателей накопительной части пенсии достаточно небольшое, и сама пенсия тоже, к сожалению, всё-таки достаточно небольшая. Итак, вопрос коснётся в 2023 году только порядка 74 тысяч получателей, получают они в среднем 1900 рублей. Это вот вся накопительная пенсия, это её среднее значение. Таким образом, Валерий Карлович, даже при нашей озабоченности те самые 10 процентов, о которых вы говорите, - это примерно 190 рублей, у кого-то меньше, у кого-то больше. И замечательно, что мы здесь ведём такие существенные, серьёзные баталии за эти 190 рублей, но вместе с тем, как комитет уже отметил, мы будем настаивать на возможном пересмотре методики. Конечно, нужно посоветоваться, почему это произошло. Да, 2021 год - и мы говорили об этом и с этой трибуны тоже - непоказательный, потому что был ковид, 2022 год тоже может быть непоказательным. Вместе с тем мы ожидаем, что наши граждане - те, кому в следующем году исполнится 55 лет, женщины, и 60 лет, мужчины, и кто является получателем накопительной части пенсии, - будут получать её гораздо больше, чем 264 месяца. Почему? Потому, что мы уверены: ситуация изменится, ковид уйдёт и люди будут жить гораздо дольше. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосует за данный законопроект, потому что, если мы проголосуем неправильно, коллеги, люди не смогут получить пенсию вообще. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 21 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 74 чел.16,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.