Заседание № 74

08.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 221761-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за несоблюдение уполномоченными органами и организациями требований о перечислении денежных средств, указанных в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, на специальный социальный банковский счёт).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6602 по 6892 из 8264
Коллеги, дальше рассматриваются три законопроекта, это пункты 39, 40 и 41, по   
ним будут один доклад и два содоклада. Я зачитаю все три названия: 39-й         
пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс    
Российской Федерации", 40-й пункт, проект федерального закона "О внесении       
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",   
и 41-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный    
закон "Об исполнительном производстве". Доклад Андрея Константиновича Исаева.   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!                  
Рассматриваемые законопроекты касаются очень острой социальной проблемы. Все    
вы знаете, что огромное количество наших граждан, к сожалению, влезли в         
долги: они приходят в банк - им предлагают дешёвый кредит, они приходят в       
универсальный магазин - им предлагают купить практически за ноль рублей тот     
или иной товар, а потом выплачивать соответствующие проценты.                   
                                                                                
В законе "Об исполнительном производстве" статьёй 101 установлено, что есть     
виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному    
документу судебным приставом: к ним относятся социальные платежи, такие как     
пенсии, алименты, пособия на ребёнка, материнский капитал и целый ряд других,   
но, к сожалению, этот закон постоянно нарушается, когда речь заходит о          
банковских счетах. Судебный пристав-исполнитель приходит в банк, видит счёт     
должника, он знает о долге, но он не знает о происхождении этих денег:          
являются ли эти деньги пенсией, поступившей бабушке, или она продала сад или    
домик, и они являются доходом, с которого он может взыскать нужную сумму. К     
сожалению, происходили самые ужасные случаи: к нам во фракцию, например,        
обратилась многодетная мать с шестью детьми, потерявшая мужа, у которой таким   
образом списали все детские пособия и субсидии, которые она получала; ветеран   
афганской войны потерял таким образом пенсию по старости. Всего в 2016 году     
было совершено - вдумайтесь! - 1,2 миллиона платежей по возврату незаконно      
изъятых у граждан средств на общую сумму более 4 миллиардов рублей. В связи с   
этим мы с коллегами - Владимир Абдуалиевич Васильев, в период исполнения им     
полномочий депутата Государственной Думы, Сергей Иванович Неверов и я -         
внесли пакет законопроектов. Мы предлагаем внести изменения в Гражданский       
кодекс, в закон "Об исполнительном производстве" и в Кодекс об                  
административных правонарушениях.                                               
                                                                                
Что касается Гражданского кодекса, мы предлагаем ввести новое понятие -         
"специальный социальный банковский счёт". На него предполагается зачислять      
социальные пособия, пенсии и другие выплаты, на которые не может быть           
обращено судебное взыскание. Оговаривается, что владелец счёта не вправе        
переводить на него иные средства.                                               
                                                                                
В законе "Об исполнительном производстве" предусматривается, что банки при      
предъявлении исполнительного листа должны уточнять источник происхождения       
денег, и в том случае, если средства не подлежат списанию, банк не имеет        
права их списывать даже при предъявлении исполнительного листа. Мы              
предоставляем право судебным приставам в свою очередь запрашивать у банков      
информацию о характере имеющихся счетов, чтобы не предъявлять соответствующих   
претензий по специальным социальным счетам.                                     
                                                                                
В Кодексе об административных правонарушениях вводится административная         
ответственность, с одной стороны, органов, которые уполномочены осуществлять    
соответствующие выплаты, в случае если они в нарушение будут перечислять        
средства не на специальные счета, и, с другой стороны, кредитных организаций,   
если они будут распоряжаться специальными социальными счетами иначе, чем        
велит закон.                                                                    
                                                                                
Мы благодарны комитетам Государственной Думы по государственному                
строительству и законодательству, по безопасности и противодействию             
коррупции, которые были исполнителями, а также Комитету по финансовому рынку,   
который был соисполнителем. Они поддержали наши законопроекты, высказав целый   
ряд замечаний. Поддержало наши законопроекты с замечаниями и Правительство      
Российской Федерации. Мы считаем, что замечания могут быть учтены ко второму    
чтению. Речь идёт в первую очередь о том, чтобы уточнить порядок подачи         
заявления об открытии специального банковского счёта, убрать положения,         
дублирующие Гражданский кодекс. Все эти вопросы могут быть решены.              
                                                                                
Само по себе принятие этих законов поможет нам снять очень серьёзную            
социальную проблему, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" определила данные          
законопроекты как приоритетные и просит коллег из других фракций их             
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.                           
                                                                                
По первым двум законопроектам, по 39-му и 40-му вопросам, содоклад члена        
Комитета по госстроительству и законодательству Зарифа Закировича               
Байгускарова.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленные вашему        
вниманию законопроекты внесены в пакете с законопроектом "О внесении            
изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве".                 
                                                                                
В настоящее время согласно статье 30 Федерального закона "Об исполнительном     
производстве" судебный пристав при возбуждении исполнительного производства     
предлагает должнику сообщить ему обо всём его имуществе, о счетах, вкладах,     
находящихся в банках или иных учреждениях для того, чтобы не налагать на        
счета арест в случае, если они являются социальными. К сожалению, из-за своей   
необязательности должники не всегда сообщают об этом. Соответственно, если      
должник в течение пяти дней добровольно судебное решение не исполнил,           
судебный пристав направляет постановление в банк для розыска и ареста счетов.   
Банки счета арестовывают и, конечно, все средства перечисляют на депозитный     
счёт Федеральной службы судебных приставов, а оттуда, соответственно,           
средства уже направляются по назначению либо в налоги, либо предприятиям или    
частным лицам. Сам процесс возврата денег занимает очень длительное время,      
что связано с совместной с казначейством работой, деньги обратно из бюджета     
возвращаются на депозит и выдаются должнику.                                    
                                                                                
Представленные законопроекты направлены на то, чтобы создать защищённые от      
обращения взыскания специальные социальные счета, на которые будут              
перечисляться денежные средства социального характера. Какие это средства?      
Это алименты, материнский капитал, пособие по потере кормильца, выплаты в       
возмещение вреда, причинённого здоровью, имущественного вреда после             
совершённых преступлений и так далее. Таких видов доходов много, всего 17, в    
том числе выплаты в связи с регистрацией брака, смертью родных, рождением       
ребёнка. Я не буду подробно рассказывать о сути законопроектов, Андрей          
Константинович это изложил.                                                     
                                                                                
Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает       
законопроект. В то же время есть замечания, которые можно учесть при            
подготовке законопроекта ко второму чтению, большинство из них носит            
юридико-технический характер. Комитет просит Государственную Думу принять       
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По вопросу 41 содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева.                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В законопроекте              
предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об исполнительном            
производстве". Данные изменения в правовой взаимосвязи с предлагаемыми          
изменениями статей Гражданского кодекса снимают серьёзные проблемы, которые     
связаны с исполнением судебных решений и наложением взыскания на социальные     
выплаты. Предлагаемые изменения эти проблемы разрешают. В связи с этим, с       
учётом того, что законопроект имеет социальную направленность, Комитет по       
безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев, поддерживает его,         
предлагает принять в первом чтении. Имеющиеся замечания могут быть учтены при   
подготовке законопроекта ко второму чтению, потому что не носят                 
концептуального характера.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, сразу по всем трём законопроектам есть ли вопросы?                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. У меня вопросы к Андрею Константиновичу.                
                                                                                
Первый вопрос касается финансовой стороны содержания этих счетов: какая         
дополнительная нагрузка ляжет в данном случае на их владельцев, ведь это        
новый счёт, новые параллельные условия?                                         
                                                                                
И второй вопрос касается субсчетов. Здесь вводится такой институт, как          
субсчета, и не совсем понятно, каким образом с них будут списываться деньги,    
если они действуют в едином комплексе с основным социальным счётом?             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макарову включите микрофон.                               
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Не Макарову - Исаеву, правильно включили микрофон, спасибо.         
                                                                                
Не предполагается никакой финансовой нагрузки на владельцев данных счетов.      
Определённую нагрузку, связанную с операторской деятельностью, конечно, будут   
нести банки, поэтому некоторые из них возражали в своё время против этих        
законопроектов, тем не менее данная нагрузка вполне терпима.                    
                                                                                
Что касается субсчёта, высказан ряд замечаний, касающихся этой темы, поэтому    
мы ещё уточним это ко второму чтению.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста.                  
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А. Уважаемый Андрей Константинович, совсем недавно в Забайкалье    
был резонансный случай: пенсионер был вынужден обратиться напрямую к            
президенту в связи с тем, что пристав снял с его карточки всю пенсию, не        
оставив ему средств к существованию. У меня такой вопрос: принятие данных       
законов прекратит подобную практику? И ещё: теперь что, нужно будет отдельный   
субсчёт какой-то открывать или эти карточки пенсионные больше не будут          
трогать?                                                                        
                                                                                
ИСАЕВ А. К. У нас два страхующих положения. Первое: открывается специальный     
счёт, на который должны зачисляться соответствующие средства (напомню, это не   
какие-то новые доходы, это доходы, перечисленные в статье 101 закона "Об        
исполнительном производстве", на которые не может быть наложено взыскание).     
Второе: теперь банк будет обязан при предъявлении ему исполнительного листа     
указывать источники получения соответствующих средств, и в том случае, если     
средства относятся к видам доходов, указанных в 101-й статье, если это          
социальные выплаты, банку запрещается взыскивать по исполнительному листу.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Константинович, безусловно, концепция         
заслуживает поддержки, но не могли бы вы пояснить и не согласитесь ли вы...     
Вот примерно месяц назад для двух крупнейших банков - для "Открытия" и          
"БИНБАНКа", - чтобы они совсем не пропали, Центробанк нашёл 800 миллиардов      
рублей. А с этими банками связаны люди, обанкроченные предприятия, на которых   
люди не получили зарплату. Не возражаете ли вы, чтобы мы во втором чтении       
написали поправку о том, что получивший государственную поддержку или           
поддержку Центробанка банк обязан в первую очередь погасить долги по            
заработной плате?                                                               
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Николай Васильевич, тема интересная, но, с моей точки зрения, это   
всё-таки тема для другого законопроекта. В данном случае речь идёт о защите     
социальных платежей, которые уже по закону не подлежат списанию и списываются   
случайно именно потому, что они просто смешиваются с другими на общем           
банковском счёте. Но поднятая вами проблема интересна, давайте вместе           
поработаем над отдельным законопроектом.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Андрей Константинович, хорошее, изящное решение, хотелось бы         
только уточнить - наверняка вы смотрели в том числе возможную ритмику, - как    
вы оцениваете перспективы по временному диапазону его реализации, ведь          
наверняка потребуются какие-то инструкции о порядке открытия спецсчетов и так   
далее, то есть как бы вы оценили время, когда этот закон начнёт работать в      
полную силу? Это первый вопрос.                                                 
                                                                                
И второй вопрос. У нас очень небольшие, невысокие пенсии, и часто возникают     
ситуации, когда, арестовывая половину пенсии, приставы фактически обрекают      
людей на жизнь на 4-4,5 тысячи рублей, что ниже прожиточного минимума. В        
связи с этим не находите ли вы рациональным ко второму чтению расширить         
статью 101, с тем чтобы по крайней мере пенсионные выплаты при наложении        
взыскания могли сохраняться на уровне не ниже официального прожиточного         
минимума?                                                                       
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Олег Васильевич, предложение по поправке ко второму чтению - эту    
поправку нужно вносить в закон "Об исполнительном производстве", но, мне        
кажется, она действительно интересная, потому что мы не можем оставлять людей   
без средств к существованию. Такую поправку давайте рассмотрим.                 
                                                                                
А что касается периода введения в действие, мы обсуждали этот вопрос и со       
службой судебных приставов, и с банковскими структурами. Мы считаем, что        
закон может вступить в действие через полгода после принятия, чтобы ни у кого   
не возникло никаких сложностей.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители            
президента, правительства? Докладчик? Содокладчики? Нет.                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Гражданский кодекс Российской Федерации", 39-й пункт повестки дня.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 40      
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об исполнительном производстве", пункт 41 повестки дня.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.