Заседание № 214
17.01.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 221710-3 "О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (о включении периодов прохождения военной службы по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в страховой стаж при назначении трудовой пенсии досрочно).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4241 по 4278 из 5127
КОВАЛЁВ О. И. Это не так просто, поэтому давайте мы сейчас... У меня есть предложение, и прошу поставить его на голосование. У нас по повестке дня, по порядку работы остался буквально один вопрос, по-моему. Или два? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, один, 17-й. КОВАЛЁВ О. И. Поэтому есть предложение продлить наше заседание до 15 часов, принять решение и потом идти работать уже в комитетах, в комиссиях и так далее. Я прошу поставить на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я еще должна дать слово... Так, уважаемые коллеги, Олег Иванович Ковалёв предложил прекратить всякое обсуждение, вернуться к пункту 17 и продолжить работу Думы. Я должна поставить на голосование. Кто за предложение Ковалёва Олега Ивановича? Прошу проголосовать. (Выкрики из зала.) Я дам всем слово по ведению, просто я по порядку буду ставить на голосование ваши предложения. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так вы кричали сначала "по ведению", а потом - "по мотивам". Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 02 сек.) Проголосовало за 155 чел. 34,4% Проголосовало против 85 чел. 18,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел. 46,7% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4643 по 5023 из 5127
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 17 повестки дня: проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Анатолия Семёновича Иванова. Пожалуйста, Анатолий Семёнович. ИВАНОВ А. С. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом вносится дополнение в статью 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающее суммирование периодов работы и службы по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, а также при установлении повышенного размера отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. Как известно, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, то есть на пять лет меньше, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой страж соответственно не менее 25 и 20 лет. В соответствии же со статьей 30 данного федерального закона для этой категории лиц устанавливается повышенный размер отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, в том числе и при выезде за пределы указанных районов и местностей. Если же гражданин кроме работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях проходил военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта или старшины там же, то эти периоды не учитываются в части досрочного назначения пенсии и ее повышенного размера. Например, при стаже работы в 13 лет в районах Крайнего Севера и двух годах службы по призыву там же указанными правами граждане обладать не будут. Представляется, что это несправедливо по следующим основаниям. Во-первых. Условия прохождения военной службы по призыву, как правило, тяжелее условий работы. Во-вторых. В соответствии со статьей 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях..." период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы, то есть существует противоречие в концепции действующего пенсионного законодательства. В страховой стаж период военной службы засчитывается, если человек работает в нормальных условиях, и не засчитывается при применении льгот. В-третьих, в соответствии с законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы..." в отношении указанных лиц предусмотрены льготные условия пенсионного обеспечения при их работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. То есть эти лица могут раньше уходить на пенсию, а размер их пенсии исчисляется с учетом районного коэффициента, в том числе и при выезде из указанных районов при условии срока службы соответственно 15 и 20 лет. Таким образом, будет справедливым суммировать годы работы и службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при законодательном регулировании их пенсионного обеспечения. Законопроект направлен на устранение пробелов в праве, так мне представляется. Прошу законопроект поддержать. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович, присаживайтесь. По данному вопросу с содокладом выступает Эльвира Леонидовна Ермакова, заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике. ЕРМАКОВА Э. Л. Уважаемые коллеги, очень внимательно Комитет по труду и социальной политике рассматривал данный законопроект. На проект поступило двадцать семь отзывов от субъектов права законодательной инициативы, из них тринадцать - положительные, пять - с замечаниями и девять - отрицательные. От высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило пятьдесят два отзыва, из них только пятнадцать - положительные. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект. Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает указанный законопроект. Комитет по экономической политике и предпринимательству предлагает отклонить его в первом чтении. Комитет Совета Федерации по социальной политике считает, что законопроект нужно существенно дорабатывать. Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов поддерживает указанный законопроект. В заключении Правового управления указывается, что предлагаемое дополнение входит в противоречие с пунктом 3 статьи 28, согласно которому утверждение правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях...", относится к компетенции Правительства Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства от 11 июля 2002 года в северный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются только периоды работы. Когда мы в комитете рассматривали данный законопроект, мы не приняли окончательного решения. Семь человек у нас было за то, чтобы законопроект принять, семь человек было за то, чтобы законопроект отклонить, и двое воздержались. Таким образом, у нас не хватило одного голоса для того, чтобы или принять законопроект, или не принять. Как рассуждали те, кто выступал за то, чтобы законопроект принять: жалко ребят, которые служат на Севере, и надо срок службы засчитывать в трудовой стаж. Как рассуждали те, кто возражал против этого законопроекта? Вот я скажу откровенно, я голосовала против этого. Почему? Уважаемые коллеги, мы можем таким образом до абсурда довести вообще всё пенсионное законодательство. Вот человек служит в армии на Севере. Но давайте возьмем другое: человек учится на Севере. Он жил в Москве, но поступил в Якутский университет и там учится. А почему мы не можем период учебы засчитывать? Он же там в тех же плохих, северных условиях учится. Давайте и время учебы засчитывать тоже в стаж, дающий право для назначения пенсии. Или, например, человек родился на Севере, прожил там до поступления в университет и приехал поступать в Москву. Но он до восемнадцати лет на Севере прожил. Так давайте тогда и это тоже включать в трудовой стаж. Мне кажется, вот мы можем до абсурда довести закон о трудовых пенсиях. Я понимаю, что пока, в переходный период пенсионной реформы, у нас действительно пенсия была что на Севере, что в Краснодаре, что в Белгороде - всюду одинаковая, и это неправильно. Но сейчас законопроект, который мы с вами вместе приняли, дает право... Даже вот по этому году... Первый год всего учитывается именно поступление средств, а на Севере, мы знаем, заработную плату не сравнить с заработной платой в том же Краснодарском крае, она здесь гораздо выше, следовательно, и пенсия будет на Севере выше. Но действительно пока длится переходный период, он не дает права... Потом, знаете, вот я просто задумалась над тем, а как вообще можно будет учитывать вот этот военный стаж, ведь в трудовой книжке у нас не написано, что воинская часть расположена в такой-то точке Крайнего Севера, я считаю, что это военная тайна. У нас просто указана воинская часть номер такой-то или такой-то. Поэтому даже применение вот этого закона, если согласиться с его авторами, будет очень и очень сложным. Я вам доложила мнение комитета, потому что мы не приняли общего решения. Так что право палаты решать... Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Эльвира Леонидовна, не могли бы вы сказать: пятнадцать регионов, которые поддержали, что это за регионы? Потому что есть же регионы, которым ни холодно ни жарко от того, какой будет пенсия у северян, а есть те, которые страдают от этого. Вот из пятнадцати поддержавших, что это за регионы? ЕРМАКОВА Э. Л. Я не умею никого обманывать. Должна была Савостьянова докладывать законопроект. Я сейчас не помню, какие регионы. Думаю, что это, может быть, северные регионы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы у депутатов? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Так, вижу двоих: Попов и Мяки. Кто еще? А, Чернышенко, хорошо. Так, пожалуйста, депутат Попов Сергей Алексеевич. ПОПОВ С. А. Мне как-то не вполне понятно предыдущее высказывание о том, депутаты из каких регионов поддерживали или не поддерживали законопроект. Я, например, живу в Петербурге, избран в Петербурге, это вовсе не является Севером, но тем не менее такая проблема с нестраховыми периодами у военных есть и в моем округе, ко мне были неоднократные обращения. И действительно, это важная проблема, потому что люди с Севера переезжают в самые разные регионы и там живут, это любого из нас может касаться. "ЯБЛОКО" предлагает поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Чернышенко. ЧЕРНЫШЕНКО И. К., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Любовь Константиновна, наш комитет является соисполнителем по данному законопроекту, поэтому я прошу предоставить мне возможность выступить сразу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, пожалуйста. ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Уважаемые коллеги, Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока, как я уже сказал, является соисполнителем по данному законопроекту, активно его поддерживает и просит депутатов при голосовании учесть следующие обстоятельства. Первое. Как известно, трудовая пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере назначается на пять лет ранее общеустановленного пенсионного возраста в целях компенсации, возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Вот в эту фразу вдумайтесь, она является ключевой. Как отметил докладчик, Анатолий Иванов, сегодня принцип включения срочной военной службы в общий пенсионный стаж при назначении пенсии по старости уже учтен, и совсем непонятно, почему мы не хотим учесть время двухлетней службы на Севере молодых, 18-19-летних пацанов, которые подвергаются воздействию вот этих экстремальных природно-климатических условий на Севере в гораздо большей степени, чем те их сверстники, которые в это время работают на производстве. Они вдвойне и втройне несут тяжелую нагрузку на Севере, служа и исполняя государственный долг. Это первое. Второе. В статье 25 закона о госгарантиях для лиц, работающих в районах Севера, записано, что досрочная трудовая пенсия на Севере назначается людям, которые проработали на Севере определенное количество лет, в данном случае пятнадцать. Словарь Ожегова трактует, что значение слова "работа" идентично понятиям "занятие", "труд", "деятельность", "служба". Статьей 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. И третье. При голосовании за этот законопроект прошу помнить еще об одном важном аргументе, на первый взгляд не имеющем прямого отношения к обсуждаемой проблеме. В результате пенсионной реформы - и Эльвира Леонидовна это подтвердила - уровень социальной защищенности ветеранов труда на Крайнем Севере оказался существенно ниже, чем в среднем по России. Об этом говорит не только статистика и не только сегодня содокладчик по этому вопросу, но несколько раз в этом признавался и председатель правления Пенсионного фонда Михаил Юрьевич Зурабов, в том числе и на заседании Правительства, когда он сказал, что северяне в результате принятия трех наших пенсионных законов оказались в более ущемленном положении по сравнению с другими ветеранами труда. Я вам приведу только три цифры, две недели тому назад я их называл. Если отношение средней пенсии по России к прожиточному минимуму этой категории россиян составляет порядка 101 процента, то во всех северных регионах это соотношение значительно ниже. В Камчатской области - 75 процентов, в Приморском крае - 74, в Мурманской области - 70, в Корякском автономном округе - 50 процентов. То есть в основном пенсионеры на Севере в среднем получают по сравнению с пенсионерами, проживающими в других регионах страны, в полтора раза меньше, если это соотнести с единственным сегодня объективным у нас показателем из тех, что фигурируют в цифрах, - прожиточным минимумом. И поэтому этим законом мы хоть частично, очень небольшой категории северян-пенсионеров даем возможность в некоторой степени повысить свой жизненный уровень. Я совершенно уважительно отношусь к Эльвире Леонидовне, но использовать такие аргументы, как невозможность установить местонахождение воинской части: на Севере она или не Севере, - это, честно говоря, абсолютно неправильная постановка вопроса. Сегодня место расположения воинской части в районах Крайнего Севера или в ином регионе страны абсолютно никакой военной тайной не является не только для нас, но и для нашего вероятного или не вероятного противника, и поэтому для пенсионной службы такое доказательство любой обращающийся с заявлением о пенсии всегда даст. Поэтому я прошу с учетом вот всех этих аргументов поддержать принятие этого законопроекта, который позволит несколько улучшить социальную обстановку на Севере. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Константинович. Только я вам хочу сказать, что это законопроект первого чтения и решает основной комитет, кто делает содоклад. Вы могли бы сегодня ставить этот вопрос, выступая не по порядку ведения, а просто выступая как депутат. В следующий раз я прошу вас нас в заблуждение не вводить. Мяки Артур Элденович, пожалуйста. И потом Алтухов - по ведению. Вы по ведению? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы у нас уже закончились, начались выступления. Пожалуйста, Артур Элденович. МЯКИ А. Э. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Прошу обратить ваше внимание на то, что, как уже сказал Игорь Константинович, мужчины-северяне уходят на пенсию в 55 лет. Теперь представьте, что юноша пошел в армию в 19 лет. В 21 год он закончил службу, прослужил там же, на северных территориях. И получается, что он не набирает 35 лет стажа для того, чтобы получить нормальную, полную пенсию на Севере. Очень многие люди уже раньше вышли на пенсию. И соответственно, их мы, получается, обманываем, они не получают нормальную пенсию по сравнению с остальными россиянами. Второй аспект. Мы создаем прецедент, когда молодые ребята сегодня будут уклоняться от службы в армии, потому что они понимают, что, в 55 лет выйдя на пенсию, они не получат опять же этой полной пенсии, и будут стремиться уходить от армии, потому что знают, что в общий пенсионный стаж входить это не будет. Конечно, это далекое будущее и оно мало кого волнует, но очень многие родители будут именно такие советы давать своим детям: давай ты лучше поработай это время, чтобы, выйдя на пенсию, получать ее нормальной. Поэтому я прошу вас учесть это при голосовании. И действительно, это волнует очень многих, большую часть мужского населения у нас на Севере. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Алтухов. АЛТУХОВ В. П. Спасибо, Любовь Константиновна. Я собирался задать вопрос, но раз уже начались выступления, я тоже выступлю тогда, если можно, да? Уважаемые коллеги, вот давайте представим. Товарищ, который передо мной выступал, правильно затронул проблему. Молодой человек родился на Севере, прожил там до ухода в армию, или до призыва в армию, отслужил на Севере, проработал после демобилизации 13 лет, и ему два года всего не хватает для того, чтобы он получил вот эти "северные" льготы: уехал с Севера по каким-то объективным причинам. Справедливо ли будет с нашей стороны, законодателей, вот так?.. Ну их небольшое число наверняка будет, таких молодых людей, но они будут. И вот действительно мы, не учтя сегодня вот такие пробелы нашего закона, законотворчества, можем пусть десятки, пусть, может, сотни человек обидеть, и обидеть очень сильно. Поэтому есть просьба к коллегам: проголосовать за внесенный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. От Правительства у нас Паршенцева Галина Васильевна по данному законопроекту выступит. Пожалуйста, Галина Васильевна. ПАРШЕНЦЕВА Г. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я, конечно, рискую сегодня быть непопулярной, но тем не менее я хочу обратить внимание на то, что сказала Эльвира Леонидовна, и обратить внимание на заключение Правительства. И в настоящее время при сохранении права на досрочную трудовую пенсию по старости принимается во внимание работа, работа, еще раз повторю, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Хочу вам сказать, что периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", не учитываются в стаже на соответствующих видах работ. И изменять действующий порядок, по мнению Правительства, представляется нецелесообразным, так как при принятии данного предложения будут нарушены концептуальные положения статей 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях..." от 17 декабря 2001 года. Уважаемые коллеги, слушая внимательно всех депутатов, которые сегодня говорили по этому вопросу, вы, наверное, обратили внимание на то, что в принципе даже никто не знает, сколько будет таких пенсионеров, какова сумма финансирования по этому вопросу, как и в каком бюджете мы будем это учитывать, то есть конкретных ответов на эти вопросы ни у кого нет. Поэтому, учитывая наши, Правительства, замечания, считаю, что принятие такого законопроекта преждевременно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Васильевна. Представитель Президента по данному вопросу не хотел выступать. Я прошу для выступления с заключительным словом включить микрофон Анатолию Семёновичу Иванову. Пожалуйста, Анатолий Семёнович. (Шум в зале.) ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, я хотел бы всё же не оставить без внимания выступление коллеги Ермаковой, которая говорила о том, что можно довести до абсурда, приводила в пример и годы учебы, и другое. Я думаю, что здесь об абсурде не может быть и речи, ведь льготы для военных и работающих в районах Крайнего Севера аналогичны, поэтому суммирование в стаже будет логично. Это во-первых. Во-вторых. Что касается количества лиц, которые могут подпадать под действие этого закона, оно действительно не учтено. Но я проводил эмпирическим путем исследование и пришел к выводу, что таких людей будет порядка тысячи человек по всей России, то есть финансовых средств для реализации этого закона потребуется совсем немного. Что касается заключения Правительства, где отмечено, что предлагаемая новация будет входить в противоречие с концепцией статьи 28, в которой говорится о сохранении прав и их конвертации, с этим в какой-то степени можно согласиться, хотя дополнение необходимо и его более логично внести именно в эту статью. Но если речь будет идти о том, что надо будет согласиться с тем, что эта норма может быть принята, то эту норму можно будет перенести, например, в статью, 30 или 11. Это не принципиальный вопрос. Поэтому прошу данный законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Эльвира Леонидовна Ермакова. ЕРМАКОВА Э. Л. Уважаемые коллеги, нельзя принимать законопроект, если даже экономическое обоснование строится на каком-то предположении, приблизительно. Нельзя принимать такой законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 08 сек.) Проголосовало за 210 чел. 46,7% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 214 чел. Не голосовало 236 чел. 52,4% Результат: не принято Не принимается.