Заседание № 232
09.04.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 221613-3 "О введении государственной монополии на экспорт нефти и нефтепродуктов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5222 по 6083 из 6244
Пункт 17: проект федерального закона "О введении государственной монополии на экспорт нефти и нефтепродуктов". Доклад депутата Государственной Думы Евгения Петровича Ищенко. (Шум в зале.) Уже докладчик на трибуне, какое "по ведению"? Владимир Иванович, вы по этому закону будете выступать. ИЩЕНКО Е. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, насколько я понимаю, мы только что очень долго обсуждали, как нам пополнить казну и стоит ли ее пополнять за счет чрезмерно богатых религиозных организаций. Я лично считаю, что у нас в стране существует много иных источников, взяв из которых мы могли бы наш нищий бюджет поправить. Наверное, наши традиционные конфессии не из самых богатых, и деньги нужно брать в первую очередь у того, у кого они есть. А у кого же есть у нас в стране деньги, у кого их больше всего? Практика показывает, что самые серьезные капиталы у нас накопили те, кто непосредственно добывает и экспортирует природные ресурсы, в первую очередь углеводороды. Если ситуация с газом более или менее понятна - там государственная корпорация "Газпром", - то, если говорить о нефти и нефтепродуктах, мы видим десяток крупнейших нефтяных компаний, которые экспортируют в настоящий момент порядка 140 миллионов тонн нефти в год (и это количество растет) и получают очень существенную прибыль. О каких деньгах идет речь? В настоящий момент есть заключение специального института при Министерстве природных ресурсов о том, что для абсолютного большинства (мы имеем в виду крупные месторождения, дебитные скважины) нефтяных компаний себестоимость нефти, доставленной к границам Российской Федерации, с учетом зарплаты, налогов, капитальных вложений и так далее не превышает 50 долларов за тонну. Мировая же цена в последние два года колебалась от 150 до 200 долларов за тонну, иногда и больше. Таким образом, методом простой арифметики, учитывая то, что страна продает... не страна, а частные нефтяные компании продают порядка 140 миллионов тонн нефти в год, не учитывая нефтепродуктов, мы получаем чистую прибыль от экспорта нефти данными нефтяными компаниями от 15 до 20 миллиардов долларов ежегодно. Я думаю, что у наших религиозных организаций и близко ничего подобного нет. Так вот, предлагаемый законопроект предусматривает, что экспорт нефти и нефтепродуктов осуществляется исключительно через специализированные федеральные, государственные унитарные предприятия или акционерные общества, более 50 процентов акций которых находится в федеральной собственности. Данные организации заключают договора комиссии со всеми организациями, имеющими контракты на поставку монопольных товаров за пределами таможенной территории Российской Федерации. Экспорт осуществляется по ценам, которые не могут быть менее 90 процентов от среднемировых биржевых цен на указанные товары. Конкретные размеры минимальных экспортных цен и квот на монопольные товары устанавливает Правительство Российской Федерации. Правительство также устанавливает размер комиссионного вознаграждения за экспорт монопольных товаров, а также часть прибыли организаций по экспорту, которая перечисляется в федеральный бюджет. В целях обеспечения контроля государства за деятельностью организаций - экспортеров таких товаров в каждой из них создается наблюдательный совет, в состав которого входят представители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, налоговых органов, Счетной палаты Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации данной организации. Таким образом, мы предлагаем решить две серьезнейшие задачи данным законопроектом. Первое - пополнить федеральный бюджет государства на сумму от 1 до 15 миллиардов долларов ежегодно. Ну, это на усмотрение Правительства: как оно решит, какие ставки оно установит. Это первый момент. Притом это вовсе не приведет к банкротству нефтяных компаний, а лишь срежет, так скажем, их сверхприбыли. И вторая серьезная, на мой взгляд очень серьезная, цель реализуется при принятии данного законопроекта. Мы даем этим законопроектом возможность Правительству манипулировать мировыми ценами на нефть. Почему? Потому, что в настоящий момент наша страна экспортирует порядка 7 процентов объема мирового рынка нефти, мирового экспорта. Это достаточно много, но эти 7 процентов не находятся в руках одной корпорации или государства, они находятся в руках примерно десяти крупнейших нефтяных компаний, которые конкурируют активно друг с другом и в процессе конкуренции играют на понижение цен на нефть как стратегический товар, ущемляя тем самым интересы Российской Федерации, уменьшая налогооблагаемую базу. Это с одной стороны. С другой стороны, Правительству, для того чтобы договориться с ОПЕК, например, о поддержании высоких цен на нефть, в которых мы заинтересованы, требуется постоянно уговаривать представителей этих нефтяных компаний. Немногие из них на это постоянно соглашаются. И получается нелепая ситуация: наше Правительство очень сильно зависит от нефтяников, которые на самом деле и устанавливают те правила игры, по которым... (Выкрики из зала.) Да, те самые правила игры, по которым... те самые законы, которые мы делаем. На самом деле если проанализировать мировую практику, то выяснится, что в большинстве стран - экспортеров нефти (в самостоятельных и независимых государствах, я не говорю о марионеточных режимах) экспорт нефти и нефтепродуктов находится под жесточайшим контролем государства. Формы разные. Например, в Венесуэле целиком, 100 процентов нефти экспортируется государственной нефтяной компанией. Чуть-чуть другая схема в Мексике, но более 90 процентов экспорта нефти контролируется государством. Похожая ситуация в Норвегии, где 95 процентов экспорта газа и нефти контролируется государственной нефтегазовой компанией. Похожая ситуация и в большинстве стран Персидского залива. И лишь страны с марионеточными режимами и Россия не контролируют квоту и объем продажи нефти на внешние рынки. Таким образом, Правительство не является серьезным игроком при принятии договоренностей, установлении этих самых, так называемых справедливых цен на нефть. А что такое справедливые цены на нефть? Для нас, страны - экспортера нефти, это высокие цены. Что удивляться? И мы, Россия, должны быть заинтересованы в том, чтобы цены на нефть были как можно больше и чтобы наша страна как можно больше получала от этого средств. Ведь если мы получим те самые 15 миллиардов долларов дополнительных денег в бюджет, я уж не говорю о том, что мы сможем исполнить многие социальные программы, которые сейчас не выполняются, - мы сможем дать толчок развитию страны, мы сможем снизить, серьезно снизить (это я к правым обращаюсь) налоги на обрабатывающие отрасли. У нас появится стратегия выхода из кризиса, мы будем создавать рабочие места. А сейчас весь капитал находится либо в спекулятивном поле, либо в сырьевом. Мы должны сделать так данным законом, на мой взгляд, чтобы сырьевая отрасль перестала быть самой выгодной и самой доходной, и только тогда капиталы пойдут в обрабатывающий сектор. Вот такие серьезные, можно сказать даже глобальные, задачи мы решаем, мы - авторы данного законопроекта, в числе которых депутаты практически всех фракций, от "Единства" до КПРФ, - считаем, что эти задачи необходимо как можно быстрее решать. Я думаю, что в ближайшее время сама жизнь нас заставит пойти на такие шаги, учитывая мировую обстановку, учитывая войну в Ираке, учитывая, что завтра американцы будут контролировать иракские нефтяные месторождения и цена на нефть может серьезно, в полтора, в два раза, а то и больше, упасть. И вслед за этим лопнет наш бюджет, который рассчитан на нефтедолларах. Недавно, несколько месяцев назад, я был в Эквадоре, есть такая удивительная страна. 50 процентов населения этой страны живет на грани нищеты, многие из них живут в картонных коробках. Там нет национальной валюты, там вместо национальной валюты уже несколько лет ходит доллар. Эта страна принадлежит, полностью принадлежит банановой корпорации "Чикита". Этой корпорации принадлежат еще несколько стран - Панама и так далее. Именно от этого пошло название - банановые республики. То есть руководство банановой корпорации, если те ее чем-то не устраивают, снимает, увольняет премьер-министра, провоцируя кризис, увольняет президента, генерального прокурора и так далее. Жители этой страны - рабы и заложники данной ситуации. Вы знаете, мы потихонечку приходим к тому же самому, мы становимся банановой республикой, только вместо бананов у нас нефть. Принципиальной разницы - никакой. И через какое-то время большинство наших жителей потихонечку переедут в картонные коробки, и работать им будет негде. Поэтому я убедительно прошу вас серьезнее отнестись к этому голосованию и поддержать данный законопроект. Спасибо большое. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. В. Жириновский ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содокладчик депутат Юдин Владимир Иванович. ЮДИН В. И., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, товарищи депутаты! Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрен проект федерального закона "О введении государственной монополии на экспорт нефти и нефтепродуктов". Следует отметить, что ранее комитетом был рассмотрен аналогичный законопроект "О введении государственной монополии на экспорт отдельных товаров", предусматривающий введение государственной монополии на экспорт в том числе нефти, автомобильного бензина, дизельного топлива. Он не был поддержан комитетом и был затем отклонен 13 июня 2002 года Государственной Думой. Рассматриваемый законопроект был внесен группой депутатов 6 сентября 2002 года. Он был направлен Президенту, в комитеты, в Правительство и в Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Законопроектом, как это следует из пояснительной записки, предусматривается введение государственной монополии на экспорт нефти и нефтепродуктов. При этом под государственной монополией понимается исключительное право государства в лице уполномоченных им федеральных государственных унитарных предприятий или открытых акционерных обществ, более 50 процентов акций которых находится в федеральной собственности, осуществлять экспорт нефти и нефтепродуктов путем заключения договоров комиссии с любыми организациями, имеющими контракты на поставки нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, на получение от них оптовых партий нефти и нефтепродуктов в целях ее последующего экспорта. По сути, введение такой государственной монополии ограничивает свободу экономической деятельности организации, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экспорт указанных товаров, а также нарушает закрепленный в статьях 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип свободы договора. В настоящее время поставка нефти и нефтепродуктов за рубеж осуществляется на основании прямых экспортных договоров поставки. Законопроектом предлагается передавать нефть и нефтепродукты государственным унитарным предприятиям по договору комиссии. Согласно статье 993 ГК Российской Федерации комиссионер (ФГУП) не будет отвечать перед комитентом (нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей компании) за неисполнение иностранной компанией-покупателем обязательств по договору поставки, что делает унитарные предприятия ненужным звеном сделки купли-продажи, наличие которого крайне затруднит поставщикам нефтепродуктов возмещение ущерба в случае недобросовестного исполнения покупателем обязанностей по оплате или принятию товара. Согласно статье 173 ГК Российской Федерации сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на соответствующую деятельность, может быть признана судом недействительной. Статьей 2 законопроекта установлено, что такие лицензии будут выдаваться ограниченному кругу хозяйствующих субъектов. Следовательно, по суду могут быть признаны недействительными все зарубежные контракты на поставку нефти и нефтепродуктов, заключенные организациями нефтедобычи и нефтепереработки, что парализует сами экспортные поставки нефтепродуктов. В случае принятия рассматриваемого законопроекта потребуется внесение изменений и дополнений в большое количество нормативных актов, регулирующих поставки за рубеж нефти и нефтепродуктов, например, потребуется изменить порядок доступа к системам магистральных трубопроводов, по которым осуществляется экспорт нефти и нефтепродуктов, в то время как в перечне подлежащих изменению законодательных актов указан лишь Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Необходимость изменения большого количества других подзаконных актов не отражена в проекте. Положение статьи 3 данного законопроекта также противоречит Федеральному закону "О соглашениях о разделе продукции" в части обеспечения экспорта минерального сырья, являющегося в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов. Положение статьи 8 законопроекта в части назначения Правительством Российской Федерации представителей государства в совет директоров (наблюдательный совет) организации по экспорту нефти и нефтепродуктов, являющейся акционерным обществом, входит в противоречие со статьей 48 Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которой определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Создание государственной монополии на экспорт нефти и нефтепродуктов может спровоцировать возможность согласованных действий между уполномоченной организацией по экспорту нефти и нефтепродуктов и организациями, заключающими договоры комиссии. В результате эти действия могут оказать негативное влияние на ситуацию на внутреннем рынке, в частности вызвать неоправданный рост цен на нефтепродукты. Указанный законопроект предполагает введение антирыночного механизма контроля за осуществлением экспорта нефти и нефтепродуктов. Его введение отрицательно скажется на результатах переговорного процесса по вступлению России в ВТО. На законопроект были получены отрицательные заключения из Правительства Российской Федерации и Комитета Совета Федерации по промышленной политике. В заключениях Правительства Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы указывается на то, что введение государственной монополии на экспорт нефти и нефтепродуктов противоречит части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в части, гарантирующей свободу экономической деятельности в Российской Федерации. Кроме того, указывается на несоответствие данного законопроекта действующему российскому законодательству. На основании вышеизложенного Комитет по экономической политике предлагает признать принятие данного закона нецелесообразным и отклонить его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопросы к обоим докладчикам. Депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Вопрос к докладчику от комитета. Вы знаете, кто-то вам написал, не думая, извините, пожалуйста, выступление. Почему? Потому, что статья 8 Конституции как раз говорит о равенстве форм собственности внутри страны, понимаете, да? И вы не можете привести мне ни одного примера, где бы государственный экспорт нефти был менее эффективен, чем частный, потому что частный, как правило, способствует уводу капитала, и не более того. А арабские страны все выросли как раз на экспорте государственном и контроле государственном за этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. ЮДИН В. И. Я одно могу сказать: в справке, которую мы дали от комитета, и в сообщении всё изложено, поэтому говорить о том, что статье 8 не противоречит... Давайте читать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Шандыбин Василий Иванович. ШАНДЫБИН В. И. Уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые депутаты! Сегодня мы обсуждаем один из важнейших законов. Где взять деньги государству, чтобы повысить зарплату нашим врачам, учителям, пенсии пенсионерам, стипендии студентам? И вот при обсуждении этого закона, ну, должен быть, минимум, глава Правительства, и особенно должны быть министр финансов Кудрин и министр экономики Греф. А я вот смотрю, как проявляют интерес, внимание к этому закону. Котенков рассказывает басни, понимаете как? Нет чтобы обратить внимание на это представителю Правительства! И я заранее знаю, что этот закон будет провален, потому что поработали здесь группы определенные с депутатами... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, вопрос понятен, Василий Иванович. Еще есть вопросы? Пожалуйста, запишитесь на выступления. (Выкрики из зала.) Вы могли бы в выступлении всё сказать, Василий Иванович, в выступлении лучше, Василий Иванович, надо было на выступление вам записаться, вы бы больше сказали. Пожалуйста, депутат Неверов. НЕВЕРОВ С. И., депутатская группа "Народный депутат". У меня вопрос к автору - Ищенко Евгению Петровичу. Вот на примере "Росвооружения" я знаю, что подобная схема работает. Не могли бы вы пояснить (в процессе подготовки, может быть, были какие-то вот по этому поводу обсуждения), почему нельзя, как говорит сейчас содокладчик, сделать именно так же по нефти, как сегодня есть по "Росвооружению"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Ищенко, докладчик. Ответьте, Евгений Петрович. ИЩЕНКО Е. П. Да, ну это нужно сделать, я и предлагаю ввести такую госмонополию. Собственно говоря, считаю, что доводы Правительства, отраженные в заключении, которое оно прислало, о том, что у нас есть какие-то противоречия Конституции в проекте "О введении государственной монополии на экспорт...", абсолютно несостоятельны. Потому что как раз, вот и коллега Неверов обратил на это внимание, и многие другие тоже могут понять: у нас многие виды деятельности, связанные с государственным экспортом, монополизированы государством. Например, "Рособоронэкспорт" у нас продает оружие, введена государственная монополия на экспорт вооружения. По-моему, производство наркотических и психотропных веществ в медицинских целях также осуществляется исключительно государственными унитарными предприятиями. Производство спирта осуществляется акционерными обществами, более 50 процентов акций которых находится в федеральной собственности. Но почему Правительство в этих случаях не считает, что эти законы противоречат Конституции, я не понимаю. Я вижу здесь какую-то двойную мораль. Наверное, это такая обложка, как можно суть настоящую прикрыть какими-то достаточно бледными объяснениями и аргументами. На мой взгляд, никаких противоречий Конституции здесь нет, есть просто отсутствие политической воли Правительства на такой серьезный шаг. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, вопросов больше нет. Желающие выступить, давайте запишемся, чтобы не было проблем, а то я кого-нибудь забуду. Список нам покажите. Пожалуйста, депутат Неверов. Приготовиться депутату Шандыбину. НЕВЕРОВ С. И. Уважаемые коллеги, я буду краток и призову, конечно же, проголосовать за этот законопроект. Мы всегда при обсуждении бюджета сталкиваемся с такими проблемами, которые стоят перед нами, как решение социальных вопросов и социальных проблем. На мой взгляд, законопроект, основным автором которого является Ищенко Евгений Петрович, сегодня способен разрешить те вопросы, которые стоят перед нашим обществом, социальные проблемы, которые у нас назрели. Но к сожалению, такой зал, как сегодня, когда полностью, практически на 60 процентов отсутствуют коллеги, наверное, не позволит нам принять этот законопроект. В дальнейшем, когда мы будем рассматривать те законы, в которых решаются вопросы, связанные с необходимостью нахождения денег, и всегда звучит, что у нас их нет... Нужно просто-напросто вспомнить, что мы второй раз проваливаем этот законопроект. Тем не менее я призываю тех, кто присутствует в зале, тех, кто имеет доверенности, проголосовать за этот законопроект, поддержать его и тем самым постараться все-таки решить проблемы нашего скудного бюджета за счет пока той возможной инъекции, которая у нас есть, - это нефть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Шандыбин Василий Иванович. Подготовиться депутату Сафиуллину. ШАНДЫБИН В. И. Я тоже буду краток. Сегодня мы принимаем очень важный законопроект. Всегда мы поднимаем в Государственной Думе вопрос: где взять деньги? Вот Ищенко сказал, где можно взять деньги, чтобы повысить и стипендии, и зарплату, и пенсии. Ну посмотрите, как идет обсуждение: от "Единства" три человека сидят, а от "Отечества..." вообще нет никого, от "Союза Правых Сил" нет никого. Вот они, наши заботники о трудовом народе, они на словах заботятся, а на самом деле их нет. И посмотрите, будет голосование, как будут вот эти фракции голосовать: у них или будут ручки трястись, они вместо кнопки "за" нажмут кнопку "против", или они вообще не проголосуют, уйдут от этого вопроса. (Выкрики из зала.) Вы, господин Кулик, помолчите, да, вы были во всех партиях, вы уже сегодня в "Единство" перебежали. Поэтому вы хорошо ориентируетесь по этой жизни, а я стою на определенной точке, на определенной позиции: ни Родине, ни жене никогда не изменял. (Оживление в зале.) Второе. Сегодня, я уже здесь говорил, представителя Правительства нет. Надо было вызвать сюда, они сами должны были проявить интерес к этому законопроекту. А то, что у нас сегодня Правительство, отдельные члены Правительства сегодня подчиняются Парижскому и Лондонскому клубам, об этом никто не говорит. Сегодня цены устанавливаются в Лондоне, и в Лондоне говорят прямо, какой закон нужно принять, а какой закон нельзя принимать. Поэтому я призываю всех депутатов, кто любит свою Родину, кто любит свой народ, проголосовать за этот законопроект, и многие миллиарды долларов будут в нашей казне. Вот вам и заработная плата бюджетникам и всем служащим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Сафиуллин, пожалуйста. Приготовиться депутату Гришукову. САФИУЛЛИН Ф. Ш., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, нефть, добыча нефти и ее продажа, учитывая особенности России как самой энергоемкой страны по климатическим условиям, учитывая огромные географические размеры, - этот энергетический источник становится для России основой жизненного обеспечения. Все отрасли экономики, в том числе энергоносители, в России должны рассматриваться, я считаю, как система жизненного обеспечения и как система жизненного обеспечения должны находиться полностью под контролем государства. У России нет, в ближайшее время вряд ли будут, вообще будут ли энергетические сырьевые придатки за пределами своей страны, их, пожалуй, не будет. Поэтому к нефти, энергоносителю, надо относиться как к системе жизненного обеспечения, взять полностью под контроль государства не только нефть, но продажу оружия, атомную промышленность и так далее, и так далее. Поэтому, я считаю, если мы исходим не только из категорий сегодняшнего дня, завтрашнего дня, если мы рассуждаем категориями десятилетия, столетий и веков и рассчитываем, что страна должна существовать и после нас, при наших внуках и правнуках, мы должны взять под контроль всю систему, вообще все системы жизненного обеспечения государства. Я предлагаю поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гришуков, пожалуйста. Затем - Арефьев. ГРИШУКОВ В. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Первое, о чем я хотел сказать. Главное, что сегодня мы должны понять, - идет борьба за ресурсы, и то, что происходит сегодня в Ираке, как раз показывает, что Соединенные Штаты Америки, на которые мы иногда пытаемся кивать, как раз борются за эти ресурсы. Мы имеем эти ресурсы, у нас страна богатейшая и в принципе самодостаточная для развития, но эти ресурсы должны быть под контролем государства. И второе. Безусловно, я призываю проголосовать за этот законопроект. Более того, ни одна страна мира сегодня не отказывается от того, чтобы природная рента работала в интересах государства. Только мы, Российская Федерация, почему-то от этого уходим. Хотим мы или не хотим, но мы к этому придем. Конечно, хотелось бы, чтобы в этом составе Государственной Думы мы приняли эти решения и взяли под контроль природную ренту. Более того, нам нужна сегодня мобилизационная экономика, никакие другие экономики не справятся с тем, что происходит у нас в государстве. Если посмотреть внимательно, что происходит в промышленности, в сельском хозяйстве, в социальной сфере, можно любое направление взять, - везде у нас провал. Мы с вами проехали на красный свет по всем показателям устойчивого развития государства. Поэтому без взятия под контроль природных ресурсов, ничего у нас не получится: не хватит денег ни на армию, ни на флот, ни на ветеранов наших, ни на детей. Призываю всех еще раз вдуматься и поддержать этот законопроект. Более того, я бы хотел, пользуясь возможностью, обратиться и к президентской стороне, и к Правительству. От них во многом зависит, как будет голосовать депутатский корпус, поэтому просил бы их тоже высказаться по этому вопросу. Другого не дано! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Арефьев. Затем - Коломейцев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Владимир Вольфович. Я являюсь одним из соавторов этого законопроекта и поэтому просил бы его поддержать. Дело в том, что этот закон опоздал на десять лет. Десять лет разворовывают национальное достояние жулики и проходимцы. Страна не получает ничего. Мы от Правительства постоянно слышим одно - что денег в бюджете нет и, наверное, никогда не будет. У нас страдают от этого и армия, и флот, и здравоохранение, и народное образование, и социальная сфера, но Правительство ничего не хочет делать для того, чтобы деньги в бюджете появились. Мы ставим вопрос уже несколько лет о природной ренте. Никто не хочет говорить об этом, потому что явно то, что природная рента залезет в карман новым нуворишам, которые полностью забирают все доходы от природных ресурсов к себе в карман и закладывают их в швейцарские банки. Но вот сегодня представилась возможность. Давайте установим контроль над экспортом природных ресурсов. Давайте те 16 миллиардов, которые уходят в карман бог знает кому, возвратим в государственный сектор. Давайте предоставим не парламенту даже, не народу, а Правительству решать вопрос, а какой же процент оставить от этих доходов именно нашему государству на обеспечение социальных проблем, проблем армии, флота и всего другого. Я пока еще не слышал одобрения какого-то по поводу этого закона. Ну что же в этом плохого? В конце концов, мы даем единственную возможность Правительству устанавливать вот эту природную ренту, которая бы оставалась в доходах нашего бюджета. И мы будем участвовать здесь при решении вопроса, куда эти деньги перераспределять. Я просил бы внимательно послушать выступления других наших коллег и проголосовать за этот закон: он необходим. Во втором чтении мы можем поправить то, что недоработано, допустим, в первом чтении. А те основания, которые были изложены в выступлении комитета... Ну, я понимаю, что противоречия, которые нашел Комитет по экономической политике и предпринимательству, продиктованы господином Томчиным, они носят, единственное, технический характер. Эти замечания технического характера можно преодолеть не только во втором чтении, но и вообще в процессе правоприменения этого закона. Я просил бы проголосовать за этот закон, он необходим нашей стране и необходим нашему народу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, Владимир Вольфович. Уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые коллеги! Ну вот я начинаю как раз с того, чем закончил представитель комитета. Статья 8 Конституции Российской Федерации гласит следующее: "В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности". Часть 2: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная..." - подчеркиваю - "...муниципальная и иные формы собственности". Давайте мы посмотрим на проблему с другой стороны. Самая частная сегодня нефтедобыча уменьшила ровно в два раза добычу нефти в России за эти десять лет приватизации. Самая частная нефтедобыча фактически извела на нет геологоразведку. Самая частная нефтедобыча фактически разорила государство как таковое. И самая частная нефтедобыча разрывает - и как раз вот это является нарушением статьи 8 Конституции - единство экономического пространства. Потому что сегодня это симптом, то, что произошла передача, продажа "Бритиш петролеум" пакета акций наших ведущих нефтяных компаний. Это как раз передача интересов странам НАТО, интересов, связанных с нашей территорией, и этого нельзя не замечать. Более того, странным выглядит постулат о том, что государственное неэффективно. Да это навязано просто непонимающим человеком. В мире, вообще-то, существуют две тенденции - приватизация с целью наживы определенной части общества и национализация с целью возрождения тех или иных отраслей. Если посмотреть на примере Англии, именно так и происходит, на примере Франции - то же самое. Государственную железную дорогу приватизировали - разорили, национализировали - восстановили, это произошло во Франции буквально два года назад. Почитайте, вообще-то, экономическую историю ближайшую. Кроме того, если посмотреть, то все нефтяные страны арабского мира подняли уровень благосостояния своих государств только за счет государственного контроля и использования ренты в интересах всего общества. Что же происходит у нас? У нас "двадцатка", которая сегодня диктует целыми пакетами законы по разорению страны, - большая часть из них нажились, не заплатив налогов. Прочитайте фамилии, посмотрите компании, которые за ними, проверьте доходы и проверьте в налоговой инспекции, заплатили ли налоги. Не заплатили. Поэтому я считаю, что вот этот закон, который предложил Евгений Петрович Ищенко, - это первая маленькая ступенька к возврату инвестиционной привлекательности России, к установлению тарифов. Вы принимайте здесь сто законов, но если базовые отрасли не будут контролироваться, то у нас никогда не будет перерабатывающей промышленности, у нас никогда не будет нормальных тарифов в ЖКХ, у нас никогда не будет дееспособного правительства, потому что олигархия с древнейших времен... В V веке до нашей эры впервые олигархический тип правления закончился "каменным" бунтом, когда тринадцать олигархов закидали камнями. Ну, у нас, наверное, камнями не будут, они успеют отлететь, но мы идем примерно к этому же. Поэтому я, заканчивая выступление, предлагаю поддержать хороший закон Евгения Петровича Ищенко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Подошла моя очередь, и я с вашего разрешения тоже выступлю в прениях. Потом еще у нас два депутата - Сайкин и Федулов. И затем проведем голосование. Я тоже хочу поддержать данный закон и отмести несостоятельные доводы представителя комитета о том, что якобы мы не можем его принимать. Мы можем его принимать, поскольку он не противоречит Конституции, и Конституция нам это позволяет. Всегда возможна национализация промышленности и приватизация ее. И депутаты фракции ЛДПР еще дальше идут: мы предлагаем в нашей программе на будущее вообще национализировать нефтяную отрасль, и не только ее, а всю тяжелую промышленность. Это единственная возможность укрепить государство. Доходы нефтяной отрасли дают сегодня 30 процентов бюджета - это около 30 миллиардов долларов. И эти деньги являются семейным бюджетом наших нефтяных магнатов, они уже обнаглели и заявляют, конкретно каким политическим партиям и сколько они дадут денег. То есть они уже формируют парламент, еще граждане не пришли 14 декабря голосовать, а нефтяные магнаты уже решили, сколько и каких депутатов, которые будут им помогать дальше формировать законодательство, будет в Государственной Думе. Следующий этап у них будет - они сформируют Правительство и, наконец, изберут своего Президента. И мы превратимся в еще худшее, чем банановая республика, там хоть бананов полно, а у нас нефть - это все-таки постепенно исчерпываемое национальное богатство, и оно составляет только треть бюджета. Поэтому очень правильная позиция, это, может быть, самый главный закон 2003 года. И в год выборов, если мы откажемся принять его, в предвыборной кампании те, кто проголосует сейчас против, должны будут объяснить, почему они не захотели реально увеличить бюджет нашей страны. Говорить о рынке, о свободе инвесторов, об их правах, о нефтепроводах - это тоже всё несостоятельно. Это всё наше национальное богатство, и в Советском Союзе мы добывали в два раза больше нефти. Уже это показывает, что нельзя было передавать в частные руки. Мы добывали более 600 миллионов тонн нефти в год, сейчас - около 300. И все деньги... мы, Советский Союз, тоже, может быть, жили в большей степени на нефтедоллары, но на эти доллары жила вся страна, и в определенном смысле не плохо жила: не было безработных, бедных и такого количества преступников и была сильная страна с семимиллионной армией. Мы не искали деньги, не искали контрактников, мы могли содержать семимиллионную армию. Такой армии нет нигде в мире. И именно потому, что у нас была государственная собственность на всё наше сырье. Поэтому если Президент нашей страны хочет реального улучшения жизни (он нас слышит в Кремле), то не надо выводить представителей политических партий и профсоюзов к американскому посольству и не надо войска направлять на Ближний Восток, где гибнут американские солдаты именно за нефть. Надо сделать просто: принять этот закон. Если не этот, то следующий, но обязательно принять. Мы в данном случае поддерживаем депутата Ищенко, потому что это правильный закон. Но он частичный, это только первый шаг. Нужно полностью национализировать все сырьевые, экспортные, отрасли промышленности и вообще всю тяжелую промышленность, чтобы они не колебались, наши новые частники, фальшивые миллиардеры. Они же обнаглели! Как это можно иметь личное состояние в 8 миллиардов долларов? Люди голодают, имеют 30 рублей в день, тысячу рублей получают в месяц, и то не все, 10 рублей на завтрак, а у них миллиарды. И они внаглую говорят, кому они миллионы будут давать, чтобы еще раз через Госдуму и через фальшивые партии обманывать наш народ. То есть фальшивая демократия основывается на фальшивой экономике. Мы же все выросли в марксистском государстве. Значит, надо начать с базы. Если будет нормальная экономика в руках государства, работающего в интересах всего нашего народа, тогда и будет здоровая демократия. И мы видим сегодня, как загнивает демократия, потому что она ориентируется на фальшивую экономику. Они обнаглели еще и потому, что вывозят эти деньги за рубеж, оставляют их там. Мало того что это в их руках деньги находятся, но эти деньги находятся за рубежом. И действительно сегодня из Лондона руководят нами, туда едут отчитываться наши нефтяные генералы, там решают, что делать дальше. Но они заблуждаются. Россия - страна войн и революций, и они доиграются до гражданской войны, если будут продолжать эту линию. Поэтому обязательно такой закон нужно принимать, вводить жесткую монополию государственную на экспорт нефтепродуктов, а в перспективе вообще национализировать полностью нефтяную отрасль, не только ее, но и все остальные. И наш весь металл уходит за рубеж, уже наши самолеты не принимает даже такая страна, как Болгария. Им, видите ли, шум не нравится наших самолетов, хотя самолет подходит со стороны Черного моря и шумит над Черным морем, а не над Болгарией. Поэтому нельзя этого делать. Они приведут к окончательному кризису нашу экономику и разбегутся все, а нам здесь будут вводить внешнее управление. Поэтому война на Ближнем Востоке - это сигнал для нас, что они будут подходить всё ближе и ближе к нам. Им не только нужна арабская нефть, но и ресурсы нашей страны, поскольку у нас почти 40 процентов мировых запасов сырья: и лес, и газ, и нефть, и металл, и руда, и уголь. Поэтому мы слишком богатые, чтобы отдавать это в частные руки, а эти частные руки - грязные руки и работают на чужие страны. Поэтому я убедительно прошу депутатов поддержать данный закон. Этот закон имеет чисто политическую окраску, кроме экономики. Если мы хотим наполнить бюджет, мы проголосуем за этот закон. Если мы хотим дальнейшей воровской демократии и экономики, разорения страны, то те, кто сегодня улыбается в зале, могут потом не улыбаться, когда окажется ситуация хуже, чем в Ираке, так сказать. И скрыться и сбежать никуда не удастся никому. Вот об этом, об ответственности нужно подумать. Я призываю депутатов проголосовать за данный закон. Предоставляю слово депутату Сайкину. Последний - депутат Федулов. САЙКИН В. Т., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, все невзгоды в стране - от падения экономики. Россия стала совершенно беззащитной и нищей страной. Это наша с вами заслуга. Я думаю, что нам и тридцати лет не хватит, чтобы восстановить эту страну. Когда в принципе говорили о приватизации, то все нынешние, так сказать, идеологи заявляли, что поднимется экономика, эффективность работы. Но мы с вами убедились, что сегодня экономическая эффективность промышленности в частных руках в десятки раз хуже. Возьмите, например, "Вьетсовпетро" (совместное предприятие с Вьетнамом), даже оно дает значительно больший экономический эффект, чем вся наша нефтеперерабатывающая промышленность. Монополия и природная рента - вот основа, на которой держатся все государства. И мы всё это отдали в частные нечестные руки. В экономике есть понятие упущенной выгоды от либерализации цен и как следствие - понижение жизненного уровня. Это и есть нарушение Конституции сегодня. Я не сомневаюсь, что рано или поздно мы всё равно придем к этому, но потому, что у России нет будущего, мы будем вынуждены внедрять мобилизационную экономику. Но это будут слишком большие потери. Я понимаю: мы ждем, когда придет наконец защитник России и наведет порядок в стране. Поэтому прошу не дожидаться этого и принять рассматриваемый сегодня законопроект. Я вас очень убедительно прошу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний - депутат Федулов, и потом - докладчики, если у них будет желание выступить с заключительным словом. ФЕДУЛОВ А. М. Благодарю, Владимир Вольфович. Ну, меня, наверное, трудно уличить в том, что я как бы выступаю в поддержку КПРФ, выступая за пересмотр итогов приватизации. Но сегодня ситуация сложилась такая, что мы должны еще раз посмотреть. Рыночные отношения должны быть, частный сектор должен быть. Но возникает вопрос: за счет чего сегодня наше государство живет и, прежде всего, за счет чего обеспечивается рост валового внутреннего продукта на 6 процентов? Исключительно за счет продажи нефти и нефтепродуктов, не более. Поэтому возникает вопрос: что делать в этой ситуации? Ну, я хотел бы напомнить, что 86 процентов сельскохозяйственной техники в настоящий момент в изношенном состоянии и промышленность тоже в тяжелейшем состоянии. Естественно, нужно выплачивать внешний долг, доставшийся молодой России как тяжелое наследие от СССР. Но нужно решать и вопросы сегодняшней жизни государства. Поэтому что я хотел бы сказать прежде всего? Напомнить, что внешний долг Российского государства с 2000 года сократился на 30 процентов, более чем на 30 миллиардов рублей, и составил 124 миллиарда рублей. Если мы считаем, что внешний долг - 124 миллиарда рублей и его надо отдавать, то возникает вопрос: за счет каких источников? Есть два источника доходов. Первый источник - это пересмотр, пересчет внешнего долга, доставшегося России от СССР. Я имею в виду 100 с лишним миллиардов, которые достались нам от КПСС и Горбачёва. И вторую часть долга можно погасить за счет введения государственной монополии. Что касается нефти и нефтепродуктов, то я также полагаю, что данный источник доходов должен быть государственным. Я не выступаю полностью за государственную монополию на все виды деятельности, но нефть и нефтепродукты - это единственный сегодня источник доходов, который должен находиться под контролем государства. И напомню, что это 15-20 миллиардов долларов в год. Тем не менее проблемой 2003 года являлась выплата внешнего долга в размере 20 миллиардов долларов. То, что мы решаем выплатить за несколько лет, у нас практически можно погасить за один год. И я считаю, что у Президента Российской Федерации будет для этого больше возможностей, коль скоро у него будет больше источников для решения социальных вопросов. И поэтому я, естественно, буду поддерживать данный законопроект в первом чтении. Что касается тех противоречий в законодательстве, которые имеют место быть, то мы, законодатели, эти противоречия, естественно, можем устранить. И еще один очень важный момент. Когда говорят о том, что государственное управление неэффективно... Ну не стал бы частный сектор - частные капиталисты - заниматься той сферой экономики, которая невыгодна. Поэтому, естественно, нефтяной бизнес выгоден, и он должен сегодня стать доходной частью бюджета государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчики, есть желание выступить? Включите микрофон депутату Ищенко. ИЩЕНКО Е. П. Я хотел бы опровергнуть несколько возражений, которые были высказаны в ходе обсуждения. Ну, в частности, говорилось, что введение данного закона приведет к серьезным сбоям в экспорте нефти. Ничего подобного не произойдет. Почему? Потому, что нами, законодателями, авторами законопроекта (а это более десяти депутатов от разных фракций), вводится простой, понятный механизм, когда фирма, государственный посредник, комиссионер, фактически продолжает заключенный ранее контракт. Никакие контракты не разрываются. То есть мы предлагаем мягкий механизм. Это первое. Второе. Мы предлагаем решить серьезнейшую проблему утечки капитала. Почему? Потому, что в настоящий момент фирмы-экспортеры занижают зачастую стоимость вывозимого сырья, продавая в первую очередь нефть своим компаниям по заниженным ценам, а прибыль оставляя за рубежом. Это еще одна серьезная проблема. Также мы все знаем, что мы сырьевая страна. А почему мы сырьевая страна? Да потому, что у нас много сырья, и потому, что у нас сырьевая отрасль самая доходная. Чтобы нам не быть сырьевой страной, нам нужно уменьшить, срезать эти суперприбыли, супердоходы от продажи сырья, и тогда капитал пойдет в обрабатывающую отрасль, тогда мы дадим шанс нашей обрабатывающей промышленности. Это есть стратегическая задача. В любых индустриальных странах, которые живут не за счет сырья, народ является производителем благ, этот народ производит продукт, за счет которого и живет. В сырьевых странах население страны является нахлебником, и с ним приходится делиться тем, кто владеет ресурсами. Если мы хотим будущего для России, то нам очень надо принять этот закон, а также в продолжение его закон о рентных платежах и серьезно заняться ресурсным законодательством. Я хотел бы в заключение сказать следующее. Мы все знаем, что недавно был продан крупный пакет акций Тюменской нефтяной компании, он был приобретен компанией "ВР". Также, вы увидите, в ближайшее время будет еще несколько таких же крупнейших сделок. Если сейчас нашей страной, нашим парламентом, нашим Правительством управляют наши олигархи, то они продают не нефть, они продают нашу свободу, потому что после того, как крупнейшие нефтяные компании будут проданы на Запад... Это продажа наших национальных интересов и продажа рычагов управления нашей страной. Попомните мои слова, попомните: это очень важные вещи. Поэтому очень ответственно голосуйте. Спасибо вам большое, спасибо всем, кто поддержал меня сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, есть желание? Нет. По ведению - пять человек. По 10 секунд. Только по ведению. Пожалуйста, Грешневиков. Потом Лахова, Чуев, Кулик, Захаров - и голосуем. Пожалуйста, Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо. Владимир Вольфович, я записывался и не понимаю, почему мне не дали выступить. Я считаю... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, вы записались по ведению... ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. ...очевидная вещь, что институт природной ренты и государственная политика по распределению сверхприбылей очень нужны экономике. Если мы хотим экономику страны поднять, то надо за этот закон проголосовать. Я поддерживаю этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лахова Екатерина Филипповна, потом - Чуев, Кулик и Захаров. Нет Лаховой. Депутат Чуев, потом - Кулик Геннадий Васильевич. ЧУЕВ А. В. Уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые коллеги! Поскольку здесь прозвучали ссылки на "Вьетсовпетро", я хочу напомнить вам, что в последнем бюджете мы смотрели статьи доходов от использования государственной собственности, действительно, "Вьетсовпетро" - предприятие, которое приносит в бюджет больше, чем приносят все остальные. Это на самом деле очень серьезная проблема, к которой нам еще придется возвращаться. В общем и целом я, конечно, считаю, что в первом чтении нужно законопроект принимать, а дальше дорабатывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кулик Геннадий Васильевич. И последний - Захаров Иван. КУЛИК Г. В. Я очень серьезно отношусь к таким вещам, потому что серьезен вопрос. Но чтобы мне определиться, как проголосовать, я, Владимир Вольфович, хотел бы понять, спросить господина Ищенко и других: а сколько стоит сегодня приватизация того, что предлагает господин Ищенко? Если речь идет о национализации - это мне понятно, это ничего не стоит, кроме рек крови. А, допустим, если мы не национализируем, сколько стоит? Где эти средства в бюджете? Как он мыслит реализовать свой законопроект? Это главный вопрос, на который мы сегодня и должны услышать ответ, и тогда в зависимости от этого я буду обязательно голосовать, если... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич. Но нужно было задавать сразу после доклада вопросы докладчикам. Последний - Захаров Иван Васильевич, потом - представители Правительства и Президента, и голосуем. ЗАХАРОВ И. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я записывался на выступление, но кнопка не сработала, очевидно. Закон Евгения Петровича Ищенко надо обязательно принимать, обязательно. Но мне, главное, понравилось выступление Василия Ивановича Шандыбина, очень понравилось выступление Жириновского Владимира Вольфовича. Это действительно люди, болеющие за судьбу страны. Это великолепно. Вспомнили советское время. Я сижу с Василием Ивановичем, и вот мы говорим: как это можно, молодые мужики, которым от 35 до 45 лет, уже стали миллиардерами?! У нас сейчас в России 17 миллиардеров. Что они, завод, фабрику, сельское хозяйство?.. Надо разобраться, как мог Ходорковский за один год сколотить 2,5 миллиарда долларов. Это надо так вкалывать! Я считаю, нашим органам надо внимательно разобраться, чтобы всё было по справедливости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Правительства? Нет желания выступить. Представитель Президента? Нет желания. Ставится на голосование пункт 17, проект закона "О введении государственной монополии на экспорт нефти и нефтепродуктов". Прошу голосовать. (Выкрики из зала.) А все голосования поименные. Если надо, пожалуйста, пусть будет поименное, но любому из вас дадут расшифровку. Голосуем. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 44 сек.) Проголосовало за 190 чел. 42,2% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 194 чел. Не голосовало 256 чел. 56,9% Результат: не принято За - 190, великолепно! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. До сентября, Евгений Петрович, и в сентябре... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, в следующий раз, Евгений Петрович, Геннадий Васильевич готов быть вашим соратником. Нужно доработать закон и в новой редакции подать, и будет еще сорок голосов.