Заседание № 148
О проекте федерального закона № 221543-6 "О внесении изменений в статью 36 Воздушного кодекса Российской Федерации" (по вопросу об установке на борту воздушного судна технических средств, осуществляющих фото-, кино- и видеозапись мест нахождения пассажиров и членов экипажа воздушного судна).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 26-го вопроса. 25-й пока пропустим - докладчик отсутствует в данный момент. 26-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Воздушного кодекса Российской Федерации". Докладывает Леонид Леонидович Левин. ЛЕВИН Л. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, коллеги! Несколько слов о законопроекте, который вносит наша группа депутатов. Нам хотелось бы, чтобы в перспективе на всех самолётах гражданской авиации, осуществляющих массовые пассажироперевозки, были установлены средства видеорегистрации в пассажирских салонах и в кабинах пилотов, запись должна осуществляться на жёсткий диск, чтобы её можно было использовать в суде по действующему законодательству. При этом речь идёт исключительно о самолётах, осуществляющих массовые пассажирские перевозки на регулярной или чартерной основе, самолёты, не осуществляющие коммерческих пассажироперевозок, или грузовые самолёты мы оснащать такого рода системами не предлагаем. Это не очень детально прописано в самом законопроекте, но, если вы поддержите его в первом чтении, можно ко второму чтению поправить. Что это даст? В первую очередь повышение безопасности перевозок авиационным транспортом. Самым важным моментом предлагаемого законопроекта является то, что в ближайшей перспективе мы даём возможность наземным службам детально контролировать обстановку на борту в режиме онлайн: сегодня мощность каналов связи позволяет в исключительных, чрезвычайных случаях транслировать всю фиксируемую на борту информацию на землю. В случае введения предлагаемых мер при захвате воздушного судна не надо будет полагаться исключительно на описание ситуации экипажем, находящегося под воздействием стресса и, может быть, ограниченного в возможности наблюдать за происходящим в салоне, - подключение к средствам объективного контроля на борту позволит спецслужбам идентифицировать террористов или правонарушителей и оценивать обстановку в режиме онлайн. Даже ослепление камер не помешает увидеть изображение, записанное до того, и получить критически важную информацию о личностях и о психологическом состоянии террористов. Также информация о наличии видеокамер на борту будет оказывать отрезвляющее воздействие на пассажиров с хулиганскими наклонностями. Это будет серьёзным подспорьем для преодоления проблемы правонарушений на борту и для справедливой оценки различных спорных ситуаций: видеозапись убеждает лучше любых слов. Решения судов, принятые на основе видеозаписей, будут объективными и поэтому затруднительными для оспаривания, неотвратимость наказания позволит серьёзно сократить количество явлений хулиганства на борту. Такие пассажиры не только позорят себя и свою страну, но и нарушают права и подвергают риску жизни других пассажиров. Думаю, всем нам известны события 11 сентября 2001 года. Понятно, насколько важно наличие средств объективного контроля для борьбы с терроризмом. Именно это является одной из двух причин, по которым салоны новейших самолётов "боинг" и "эйрбас" уже начали оснащать видеокамерами. Да, пока основные функции бортовых камер - это контроль экипажей за обстановкой, происходящим за дверью кабины и помощь стюардессам в осуществлении обслуживания, но опционально любой новый самолёт ведущих авиапроизводителей может быть оснащён такой системой. И наконец, третий момент - печальная необходимость расследования и профилактики авиапроисшествий по вине экипажей. Думаю, всем известно, что показатели работы экипажей, в том числе переговоры, пишутся так называемыми "чёрными ящиками", однако информация "чёрных ящиков" может быть использована только в случае серьёзного авиапроисшествия с катастрофическими последствиями. Кроме того, некоторые нарушения, которые, к сожалению, считаются характерными для нашей страны, не могут быть однозначно выявлены аудиоконтролем (я надеюсь, вы понимаете, о чём идёт речь) - в результате даже в случае катастрофы комиссия вынуждена оперировать косвенными доказательствами. При наличии в кабине пилота видеорегистратора, информация с которого будет в любой момент доступна руководству авиакомпании и проверяющим органам, такого рода нарушения станут невозможны. Дополнительно нервировать пилотов видеозапись не будет, поскольку пилотам и так известно, что каждое действие по управлению воздушным судном записывается и отслеживается находящимися рядом и на земле коллегами. И всё-таки почему надо законодательно вводить требования по установке средств видеорегистрации на воздушные судна? Хотим мы этого или не хотим, установка средств объективного контроля, и прежде всего видеоконтроля, повсеместно в общественных местах - это общемировая тенденция, никого не смущают видеокамеры, контролирующие пассажирские перевозки, в московских автобусах и поездах метро. Самолёт - это транспортное средство значительно более серьёзное, чем автобус или метропоезд, и серьёзность авиаперевозок проявляется не только в технических последствиях возможных происшествий, но и в том, что малейший инцидент получает значительную огласку и создаёт общественную реакцию не только внутри страны, но и во всём мире. Спасибо, я закончил. Можно потратить ещё некоторое время на объяснение деталей, ну, если будут вопросы, я, наверное, сделаю более подробные пояснения по этому законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Андрей Анатольевич Андреев. АНДРЕЕВ А. А., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект поступил в Государственную Думу 13 февраля 2013 года. Комитет по транспорту рассмотрел данный законопроект и принял решение не рекомендовать Государственной Думе поддерживать его в первом чтении. Статья 36 Воздушного кодекса устанавливает порядок допуска к эксплуатации воздушных судов. Условием допуска воздушных судов к эксплуатации является наличие сертификата лётной годности, предлагаемое же нововведение выступает фактически в роли дополнительного условия допуска. Следует иметь в виду, что сертификат лётной годности удостоверяет конкретный экземпляр воздушного судна, так называемая типовая конструкция утверждается, сертифицируется, проверяется, инспектируется с момента выпуска воздушного судна на заводе-изготовителе и на протяжении всего периода эксплуатации. Согласно общим техническим требованиям к лётной годности экземпляра воздушного судна и каждого его компонента не должно быть изменений конструкции, не предусмотренных действующей документацией и не согласованных с разработчиком. Таким образом, дооснащение оборудованием, не предусмотренным сертификатом и не согласованным с разработчиком, автоматически лишает конкретный экземпляр воздушного судна сертификата лётной годности, что делает невозможным его дальнейшее использование. Всё предлагаемое к размещению оборудование должно быть разработано, испытано и утверждено организацией-разработчиком с внесением соответствующих изменений в технологическую и сертификационную документацию. То есть очевидно, что принятие данного закона приведёт к ситуации, когда будет запрещена эксплуатация как гражданских воздушных судов с установленными на них предлагаемыми авторами специальными техническими средствами, имеющими функцию фото- и видеозаписи, так и гражданских судов, дооснащённых каким-либо оборудованием. Такая ситуация, как нам видится, полностью парализует работу гражданской авиации в Российской Федерации. Кроме того, следует обратить внимание на то обстоятельство, что согласно статье 21 Воздушного кодекса гражданская авиация осуществляет перевозку не только пассажиров и багажа, но и различных грузов, а также выполняет иные виды авиационных работ, существует специальный парк, предназначенный только для перевозки грузов и выполнения иных видов авиационных работ, однако предлагаемая авторами правовая норма в случае принятия получит распространение на все воздушные суда. Поскольку указанные авторами правонарушения характерны только для воздушных судов коммерческой гражданской авиации, предлагаемая норма видится избыточной по отношению ко всем другим воздушным судам. Кроме того, оценивая концепцию законопроекта, также следует отметить, что авторы не внесли предложений по дальнейшему использованию данных, полученных с помощью этих приборов. Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта. Учитывая изложенное, Комитет по транспорту рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Анатольевич. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Свинцов Андрей Николаевич. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Вопрос Леониду Леонидовичу. Вот комитет против, и мотивация такая, что для тех авиационных судов, которые сейчас эксплуатируются, это сложно реализовать - нужно перепроектировать всю конструкцию самолёта и согласовать это с производителем. А вы готовы изменить концепцию закона или доработать его, предусмотрев возможность установки камер на новые суда, дать поручение правительству разработать технический регламент, с тем чтобы на все вновь выпускаемые самолёты эти камеры уже устанавливать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон. ЛЕВИН Л. Л. Спасибо, Андрей Николаевич, за вопрос. Мы все в здравом уме, и речь, безусловно, не идёт о том, что с завтрашнего дня все авиасуда, в том числе новые, будут иметь на своих бортах новые видеокамеры. Речь идёт о доработке законопроекта, если он будет принят в первом чтении. Мы продумаем, во-первых, с какого года эта процедура вообще может начаться, может быть, через пять лет, и, во-вторых, к этому времени надо проработать вопросы сертификации и возможности установки на уже существующие суда российской видеоаппаратуры, которая, кстати, не такая дорогая, как говорят многие эксперты. Новые иностранные самолёты, которые сегодня массово закупаются крупными авиакомпаниями, такой сервис имеют, международные компании готовы хоть с завтрашнего дня начать поставлять "боинги" и "эйрбасы" с видеокамерами в салоне. Это не какая-то уникальная услуга, которая будет специально оказываться в соответствии с этим законом. Мне кажется, что необходимость принятия такого закона очевидна, но, с другой стороны, мне понятно, что на сегодняшний день отраслевые лоббисты настолько сильны, что не позволят усложнять жизнь крупным авиакомпаниям, чтобы они тратились ещё на обеспечение безопасности людей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Леонид Леонидович, вы такие страшные вещи сейчас рассказали про лоббистов и всё остальное, что прямо действительно уже жить не хочется, но я, наверное, открою вам глаза на данный вопрос, и мне удивительно, почему, собственно говоря, в выступлении от профильного комитета не прозвучали эти тезисы. Наверное, не все вы знаете, что есть Федеральный закон №-16 ФЗ "О транспортной безопасности". Буквально две недели назад мы приняли во втором и в третьем чтениях поправки в данный закон в части, касающейся актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов. Так вот, уважаемые коллеги, даже ещё до принятия этих поправок в федеральный закон - он действует с 2007 года - были приняты подзаконные нормативные правовые акты, в частности приказ Министерства транспорта № 40. Я позволю себе, чтобы вы могли представить нормативно-правовую базу по данному вопросу, зачитать отдельные выдержки из этого приказа: оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства, видеомониторинг объектов видеонаблюдения в салоне транспортного средства, передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени, выявление проникновения подготовленного нарушителя на транспортное средство и к критическим элементам транспортного средства, возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами. Вы абсолютно правильно перечислили негативные факты, которые могут происходить на борту воздушного судна, и мы с вами неоднократно в средствах массовой информации видели, как отдельные товарищи, облечённые властью или не имеющие её, как правило в состоянии алкогольного опьянения, позволяли себе какие-то противоправные действия. Я с вами абсолютно согласен, что фиксация на мобильный телефон, видеозапись не всегда может носить доказательный характер для суда. Я вам сейчас показал, что данная нормативно-правовая база отработана, но возникает вопрос, почему всё-таки все средства массовой информации показывают нам исключительно записи этих нарушений с телефонов, но никак не записи с тех камер, установка которых требуется в рамках 40-го приказа Министерства транспорта. А проблема как раз заключается в том, как сказал сегодня представитель профильного комитета, что мы не можем сейчас на авиаперевозчиков возложить это финансовое бремя, потому как в первую очередь пострадают-то не авиаперевозчики, а наши граждане, потому что перевозчики и эксплуатанты не будут иметь права использовать для перевозки наших граждан воздушные суда, которые сняты с гарантии. Как видите, схема очень простая и никакого вселенского заговора здесь нет, уважаемые коллеги. Помимо всего прочего, мы с такой же ситуацией сталкивались ещё в прошлом году, когда Министерство транспорта Российской Федерации отдельным приказом хотело установить тахографы исключительно российского образца с карточками криптографической защиты, которые разрабатывал один из институтов, но вмешательство в агрегаты и узлы грузового транспорта... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте. СТАРОВОЙТОВ А. С. ...повлекло бы за собой снятие с гарантии, то есть люди, приобретая сегодня машины "мерседес", "вольво", на которых осуществляются грузоперевозки на территории Российской Федерации, просто лишились бы гарантии. Вот вам ответ на все ваши вопросы, уважаемые коллеги. Но тем не менее, ещё раз подчёркиваю, я согласен с концепцией: нужно менять ситуацию, нужно, чтобы Российская Федерация в лице Росавиации, в лице Министерства транспорта, ведя переговоры с производителями воздушных судов, гражданских воздушных судов, выставляла такое серьёзное и важное требование, как установка камер фиксации, потому что в противном случае мы действительно будем ходить в суды с непонятными материалами, с непонятной доказательной базой и будем думать, что же вешать на хулиганов - попытку захвата воздушного судна или какую-то другую статью Уголовного кодекса. Я считаю, что в целом данный законопроект надо отклонять, потому что, как я уже сказал, две недели назад мы приняли новые поправки в закон во втором и в третьем чтениях и в ближайшее время Министерство транспорта Российской Федерации предложит новый приказ. Не знаю, будет это продолжением 40-го приказа или нет, но тем не менее, ещё раз подчёркиваю, нормативная правовая база в данной ситуации полностью сформирована. Что касается вашей формулировки о том, что лоббисты в Российской Федерации не хотят, чтобы авиаперевозчики несли какие-то затраты, помимо всего прочего, я предложил бы вам ознакомиться более детально с 16-м федеральным законом, который затрагивает не только авиаперевозки, но и, по сути дела, все остальные перевозки по всем видам транспорта и по которому основное бремя нагрузки ложится как раз на хозяйствующие субъекты. Если бы вы знали, какие суммы сейчас приходится выкладывать авиаперевозчикам, владельцам объектов транспортной инфраструктуры на то, чтобы обеспечить реализацию вот этого 16-го федерального закона, "О транспортной безопасности", поверьте, у многих из вас просто волосы встали бы дыбом! А ведь в конечном итоге всё это отражается на тарифах на перевозку граждан. Поэтому давайте не будем сейчас строить, как говорится, заговоры мирового масштаба, а будем реально смотреть на вещи, понимая, что перевозчики не могут существовать отдельно от тех, кого они перевозят, а если мы сейчас начнём закручивать гайки, излишне закручивать, мы просто получим такую ситуацию, что наши граждане будут сидеть дома, будут не в состоянии даже ездить на работу. Предлагаю данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Васильев Александр Николаевич. Включите микрофон. ВАСИЛЬЕВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, потому что это действительно приведёт к тому, что наши самолёты не смогут летать из-за того, что у них не будет сертификата лётной годности. Ну и также не стоит забывать, что из-за одного процента дебоширов, которые портят нам жизнь, вся эта нагрузка на транспорт, на авиаперевозчиков ляжет на плечи наших граждан, так как войдёт в стоимость билетов. И не надо лукавить, говоря о том, что установка видеорегистраторов не потребует каких-то больших затрат. Все мы помним, что в самолёте всегда говорят о том, чтобы мы выключили электронные приборы, а здесь добавляются совершенно новые устройства, которые будут работать и которые необходимо сертифицировать, вызывать специалистов, поэтому нагрузка получится капитальная. Стоит также помнить о правилах поведения на борту. И последний случай - законопроект как раз был внесён на волне такого случая, на информационной волне, - когда дебошир, летевший в Хургаду, получил, в общем-то, соответствующее жёсткое наказание, показал, что это стоит всем учитывать и вести себя подобающе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Леонид Леонидович! Мы хотели бы поддержать ваш законопроект, вашу идею прежде всего, но именно по причине того, что её невозможно реализовать вот в таком виде, мы, к сожалению, не сможем поддержать. Хотя сама идея, я считаю, действительно важная и нужная, потому что запись на мобильные телефоны каких-либо нарушений, происшествий, преступлений - ну это прошлый век, согласитесь, коллеги! Да, нам не нравится данная интерпретация - давайте поможем, давайте подскажем авторам этого законопроекта, как правильно сделать такое законодательное предложение. Для примера я могу сослаться на свой опыт. Я сейчас работаю над законопроектом об обязательной установке видеорегистраторов в легковых автомобилях (уже сказали, что в автобусах, в метро это сделано, слава богу). Я считаю, что в XXI веке нужно использовать эти достижения техники, совершенно недорогие, и вводить фиксацию везде, где есть какая-либо опасность, особенно на транспорте, поэтому вот моё предложение: может быть, доработать представленный законопроект, но распространить его действие только на новые самолёты или автомобили, как в моём законопроекте, а не требовать установки на тех, которые находятся сейчас в эксплуатации. Вот по этому пути я и предлагаю вам пойти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонид Леонидович, выступать будете? Включите депутату Левину микрофон. ЛЕВИН Л. Л. Да, спасибо. Несколько комментариев я хотел бы сделать. В частности, коллеге из "ЕДИНОЙ РОССИИ", Александру Николаевичу, я хотел бы сказать по поводу статистики: один процент дебоширов или не один процент - я думаю, правонарушения бывают разные, просто не обо всех их них узнают средства массовой информации, и спорных ситуаций, которые пассажиры могли бы рассматривать, достаточно много, это первое. И второе: в общем-то, это почему-то не мешает ставить камеры и в метро, и на автотранспорте, несмотря на то что количество дебоширов, как вы говорите, всего один процент. Также стоит заметить, что электронные приборы в некоторых авиакомпаниях уже разрешают не отключать, потому что они не видят прямой зависимости между работой электронных приборов и полётом самолёта. Что касается выступления Александра Сергеевича. Спасибо, что вы мне открыли глаза. Я хотел бы сказать в свою очередь, что да, Министерство транспорта выпустило приказ, но посмотрим, как он будет работать, потому что никаких, насколько мне известно, внятных сроков, к которым авиакомпании будут обязаны, как я хотел предложить в своём законопроекте, - именно будут обязаны - установить видеорегистраторы, там не указано. Ну, будем надеяться, что, может быть, это будет изменено. Что касается записей с мобильных телефонов, это, я тоже считаю, необъективно, не даёт полноценной картины, поэтому рассматривать это как альтернативу видеорегистраторам просто смешно! Теперь самый сладкий довод всех оппонентов законопроекта - что якобы видеорегистраторы повышают цены на билеты при авиаперевозках. Ну, видимо, в последнее время все авиакомпании копят деньги именно на видеорегистраторы, и из-за этого повышаются цены на авиабилеты уже сегодня! А может быть, просто исключить посредников при продаже авиатоплива в аэропортах, и сразу цены на авиабилеты станут ниже - такая идея в голову не приходила? Очень легко, безусловно, говорить, что цены на билеты поднимутся из-за видеорегистраторов, а я думаю, что надо спросить у самих пассажиров, - может быть, они не хотят экономить на своей собственной безопасности, а хотят как раз платить за это, а не покрывать переплату за авиатопливо! В любом случае спасибо всем, кто выступил и высказал своё мнение, - мы, безусловно, всё учтём. Спасибо тем, кто поддержит законопроект. И несмотря на то что многие не планируют его поддержать, я хотел бы всё-таки сказать, что эта тема никуда не уйдёт - тема видеорегистраторов вернётся в Государственную Думу, возможно, уже в ближайшее время, через год или через два, потому что она настолько актуальная и очевидная, что мы все вместе должны над ней работать и, возможно, принять закон, чтобы действительно новые самолёты уже оборудовались подобного рода видеорегистраторами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 38 сек.) Проголосовало за 16 чел.3,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 16 чел. Не голосовало 434 чел.96,4 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 126
О проекте федерального закона № 221543-6 "О внесении изменений в статью 36 Воздушного кодекса Российской Федерации" (по вопросу об установке на борту воздушного судна технических средств, осуществляющих фото-, кино- и видеозапись мест нахождения пассажиров и членов экипажа воздушного судна).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, просьба от Комитета по транспорту рассмотрение 21-го вопроса перенести на следующую неделю в связи с отсутствием докладчика. Спасибо.
Олег Анатольевич Нилов предлагает перенести 21-й вопрос. Нет возражений? Соглашаемся.