Заседание № 4
21.10.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 221292-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (дополнение статьёй 358-1 "Досудебное урегулирование спора по обязательству, обеспеченному залогом"; принят в первом чтении 11 сентября 2013 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2294 по 2348 из 7819
Переходим к пункту 10 повестки дня, проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации". Доклад Павла Владимировича Крашенинникова. Коллеги, сейчас рассматриваются законопроекты, принятые в первом чтении и предлагаемые к отклонению. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В данном законопроекте речь идёт о досудебном урегулировании споров по обязательствам, связанным с залогами. Дело в том, что мы этот законопроект приняли в первом чтении ещё в 2013 году, а потом Президент Российской Федерации внёс пакет законопроектов, который как раз обеспечивал регулирование в том числе залоговых отношений, соответствующий закон был принят, и сейчас, мы полагаем, данный законопроект утратил свою актуальность, поэтому и предлагаем его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению? Вы выступить хотите? Пожалуйста, Николай Васильевич. Включите микрофон Коломейцеву Николаю Васильевичу. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Павел Владимирович, вы прекрасно знаете, что по нашему Регламенту, вообще-то, в такой ситуации нельзя рассматривать законопроект, внесённый вторым. Получается, что мы нарушили Регламент: принят в первом чтении законопроект, но внесли и рассмотрели другой, а этот не стали рассматривать - по какой причине? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Нет, не получается. Тот законопроект был гораздо более комплексным, его ни в коем случае нельзя было признать альтернативным. А сейчас, поскольку аналогичные нормы уже приняты, мы предлагаем такой вариант развития событий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Кто за то, чтобы его отклонить? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 08 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 21 чел.4,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 112
11.09.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 221292-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (дополнение статьёй 358-1 "Досудебное урегулирование спора по обязательству, обеспеченному залогом").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4557 по 4728 из 6322
Переходим к рассмотрению 8-го пункта порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации". Докладывает Валерий Сергеевич Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается предусмотреть новый случай обязательного досудебного претензионного порядка, когда обязательство обеспечено залогом и залогодержатель соответственно должен предъявить залогодателю претензию, с тем чтобы получить возмещение за счёт залога. Досудебное урегулирование охраняет интересы ответчика, поскольку позволяет ему удовлетворить предъявленные требования в добровольном порядке и, следовательно, избежать дополнительных расходов в случае передачи спора на разрешение в суд. Помимо всего прочего внесудебные процедуры носят конфиденциальный характер и помогают сторонам избежать негативных последствий огласки возможного конфликта. Меры, предлагаемые законопроектом, направлены также на то, чтобы сократить количество судебных дел и, соответственно, разгрузить суды. Принятие законопроекта будет стимулировать контрагентов к внесудебному урегулированию споров, а также расширит возможности для применения услуг медиаторов и создаст условия для развития института посредничества. В связи с этим прошу коллег поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Сергеевич. С содокладом выступает Сергей Юрьевич Фабричный. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Содержание законопроекта, по мнению нашего комитета, небесспорно, в связи с этим есть замечания и у Правительства Российской Федерации, и у Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В частности, автор законопроекта не учитывает положение статьи 335 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо. Видимо, отсюда положение законопроекта, которое заключается в том, что претензия предъявляется к залогодателю в целом, в то время как он может и не являться стороной обязательства. Тем не менее комитет в целом поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует его к принятию с условием учёта замечаний, которые есть в соответствующих заключениях. Основа ясна - содержание Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суды допускают использование претензионного или иного досудебного порядка, в случае если это прямо предусмотрено федеральным законом или договором. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Спасибо. Валерий Сергеевич, вот скажите, пожалуйста, насколько данный законопроект, по вашему мнению, разгрузит суды? Это первый момент. И второй момент. Мы все понимаем, что урегулирование конфликта без суда сэкономит деньги спорящих сторон, а также, по большому счёту, и деньги казны, - вот насколько экономически эффективно это может быть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Селезнёву включите микрофон. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Дмитрий Иванович, ну, именно из этой логики и исходит данная законодательная инициатива. Несомненно, всё, что идёт мимо суда, всё, что разрешается во внесудебном порядке, разгружает суды. Насколько конкретно это разгрузит суды, может показать только наработанная после принятия данного закона практика. И отвечаю на второй вопрос. Оценку регулирующего воздействия, наверное, на сегодняшний день всё-таки достаточно сложно провести. Более того, я, сразу скажу, абсолютно согласен с содокладчиком от комитета, уважаемым Сергеем Юрьевичем, и считаю, что с учётом тех замечаний, которые вы справедливо отметили, необходимо будет дорабатывать этот законопроект ко второму чтению в случае его принятия в первом чтении, и я готов принять самое активное участие в доработке данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Валерий Сергеевич, наверное, вы, как и многие наши коллеги по Государственной Думе, знаете, что доходы нашего населения, как говорит статистика, растут где-то на 12 процентов в год, а вот кредиты, которые они берут, - на 30 процентов, кредиты растут в три раза быстрее доходов, то есть фактически эти кредиты невозвратные. Если посмотреть данные за прошлый год, то можно увидеть, что число граждан, которые имеют по пять и более кредитов на своей шее, возросло в два раза, - уже этих цифр достаточно, чтобы понять, что количество вот таких споров, по невозврату, будет расти лавинообразно, тут будет много и судебных исков, и посадок, наверное, и слёз, и так далее. Вот решит ли данный законопроект эту проблему или, может, нужно прежде заставить государство говорить о реальных доходах населения и вернуть его в экономику, в социальную сферу? Мне кажется, данный законопроект нужен, он, наверное, хорош, но он решит лишь маленькую-маленькую часть этой глобальной проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Селезнёву включите микрофон. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Владимир Николаевич, я согласен с вами в ваших оценках, согласен с тем, что количество споров и просрочек по кредитам в сегодняшней ситуации будет только увеличиваться, сохраняется такая тенденция, и именно поэтому данный законопроект направлен, ещё раз подчеркну, на то, чтобы разгрузить суды и дать возможность ответчику в добровольном порядке решить спор с заёмщиком, мирным путём урегулировав спорные вопросы. В первую очередь, подчёркиваю, этот законопроект, по моему твёрдому убеждению, охраняет интересы ответчика. Очень часто заёмщик, злоупотребляя своим правом, заранее вносит в договор пункт о том, что залог может быть истребован без досудебного претензионного разбирательства, и сразу обращает взыскание на залог, а залог продаёт по минимальной стоимости самому себе - вот именно на защиту имущества залогодателя от таких рейдерских захватов и направлен данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Кармазина Раиса Васильевна. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, прошу вопрос 19 рассмотреть по сокращённой процедуре, потому что Парламент Кабардино-Балкарской Республики вышел с предложением рассмотреть этот вопрос без участия своего представителя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет. Приняли решение. Так, есть ли желающие выступить по 8-му вопросу? Есть. Прошу включить запись за выступления. Покажите список. Никто не записался, хотя руку поднимали. Нет желающих? ИЗ ЗАЛА. По ведению! Включите микрофон депутату Рябову. Пожалуйста, Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Раиса Васильевна предложила по сокращённой процедуре рассмотреть 19-й вопрос. Честно говоря, непонятно: во-первых, мы проголосовали уже повестку дня, во-вторых, хоть пояснила бы коротко. Понятно, что они не хотят выступать с докладом, но почему по сокращённой процедуре, почему всё-таки без них нельзя по полной программе рассмотреть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите депутату Кармазиной микрофон. КАРМАЗИНА Р. В. Хочу напомнить, что в соответствии с нашим Регламентом, если субъект законодательной инициативы предлагает рассмотреть его инициативу без своего участия, палата может рассмотреть её по сокращённой процедуре. Этот законопроект им не нужен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это обычная практика, Николай Фёдорович: профильный комитет предлагает в подобных случаях рассматривать по сокращённой процедуре. Я думаю, если депутаты не возражают, надо с этим согласиться. Так, 8-й пункт выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5097 по 5113 из 6322
Следующий, 8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 48 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Законопроект принимается.