Заседание № 88

21.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 22118-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части совершенствования правового регулирования в сфере потребительского кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2108 по 2292 из 8401
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О потребительском кредите (займе)". Докладывает Константин Михайлович    
Бахарев.                                                                        
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы с вами приняли     
законопроект вчера во втором чтении. Я напомню, что он предусматривает          
снижение долговой нагрузки для клиентов микрофинансовых организаций, причём в   
нашем проекте мы предлагаем снизить как ежедневные ставки, так и предельную     
стоимость кредита. Комитет подготовил законопроект к рассмотрению в третьем     
чтении, все экспертизы пройдены. Просим поддержать.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие.                          
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович и Бахарев Константин Михайлович.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я верну вас к вчерашней дискуссии, когда мы   
вносили поправки. Я напомню: мы просили, предлагали ограничить максимальную     
процентную ставку по потребительскому кредиту 33 процентами. Почему 33? Ну,     
сослались на опыт Китайской Народной Республики, которая к этому решению        
пришла восемь лет назад: хватит обдирать своих граждан, хватит взращивать       
проценты, хватит на них зарабатывать банкам - и они ввели эту ограничительную   
ставку, тем самым значительно снизили нарастающее социальное напряжение в       
обществе, которое закредитовывалось постепенно.                                 
                                                                                
Теперь по тому, что предлагает законопроект. Было 360 процентов (1 процент в    
день) - теперь 292 процента. Я напомню, мы предлагали - 33 процента. Был 1      
процент в день - теперь 0,8 процента в день предлагается микрофинансовым        
организациям собирать с наших граждан.                                          
                                                                                
Ну и соответственно, если мы проанализируем сейчас закредитованность, то        
увидим, что больше 26 триллионов рублей наши граждане должны банкам. Вроде бы   
в сравнении с другими странами это не очень большая величина (там и до 50       
процентов ВВП доходит, и до 100 процентов ВВП доходит), но по факту,            
учитывая, сколько платят наши граждане, какие процентные ставки, это в          
принципе сопоставимо, по большому счёту. Сегодня 10, практически 11 процентов   
доходов наших граждан уходит на оплату кредитов, каждый третий заёмщик отдаёт   
за кредит более 80 процентов своих доходов и находится в очень тяжёлой          
ситуации.                                                                       
                                                                                
Ну и если мы с вами возьмём количество банкротств физических лиц, то рост       
составил 40 процентов, это вот за прошедшие полгода, - 40 процентов! Причём в   
95 процентах случаев граждане банкротят сами себя. Да, это определённый         
механизм ухода, скажем так, от этой ответственности, от этого огромного         
груза, но, по большому счёту, это никак не оправдывает сегодняшнюю практику     
существования вот этих ростовщических контор, которым мы с вами позволяем ещё   
в течение года обдирать наших граждан. 0,8 процента в день или 1 процент в      
день - это, я думаю, непринципиальная разница для наших граждан, вынужденных    
сегодня оплачивать, повторяю, огромные суммы. Каждый третий более 80            
процентов своих доходов отдаёт. И, оформляя очередной кредит в                  
микрофинансовой организации, для того чтобы отдать предыдущий, они всё больше   
и больше затягивают, что называется, петлю на своей шее. И сколько за этим      
следует самоубийств, сколько распавшихся семей, сколько деградирующих граждан   
по разным причинам, спивающихся, ищущих какое-то утешение в наркотиках и        
прочих прелестях жизни (в кавычках), мы с вами можем только предполагать. К     
сожалению, такой статистики нет.                                                
                                                                                
По большому счёту, это огромное зло, с которым нам предлагается ещё             
помириться немножечко. Нам объясняли, что это якобы другая система -            
микрофинансовые организации, там другие люди, но из пяти взявших кредит в       
микрофинансовых организациях отдаёт его один, и вот этими огромными             
процентами он покрывает все риски, которые микрофинансовые организации берут    
на себя, когда выдают кредит необеспеченному заёмщику.                          
                                                                                
Мы не будем поддерживать данный законопроект. Мы считаем, что ростовщичество,   
микрофинансовые организации - это огромное зло, огромное социальное зло, и      
будем настаивать на снижении максимальной процентной ставки по                  
потребительским кредитам.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бахарев Константин Михайлович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                         
                                                                                
Подготовиться Олегу Анатольевичу Нилову.                                        
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Когда мы с вами       
обсуждаем такие темы, как микрофинансовая деятельность или коллекторская        
деятельность, у нас дискуссия, как правило, складывается по одному сценарию:    
выходят на трибуну представители оппозиционных фракций и в роли защитников      
народных интересов обличают парламентское большинство в лице "ЕДИНОЙ РОССИИ",   
потому что мы, дескать, защищаем интересы финансистов. Ну, поскольку это на     
самом деле не имеет ничего общего с действительностью, у меня есть              
предложение, подкупающее своей простотой: коллеги, давайте прекращать эти       
ролевые игры. Финансовый рынок - это слишком сложный механизм, чтобы его        
можно было регулировать политическими лозунгами, здесь не получится вот так,    
"до основания, а затем", тем более что страна-то это уже проходила. В 90-е      
годы у нас не было ни профессиональных коллекторских агентств, ни               
микрофинансовых организаций, но был чёрный рынок коллекторов, чёрный рынок      
кредиторов. И имеет ли что-то общее с защитой интересов граждан предложение     
нам вернуться в это прошлое? Считаю, что нет.                                   
                                                                                
Мы на площадке нашего комитета готовы рассмотреть любые конструктивные          
предложения, мы их ждали. Я напомню, что в марте, когда мы принимали этот       
законопроект в первом чтении, выходили коллеги - представители всех             
оппозиционных фракций, критиковали законопроект и говорили, мол, мы будем       
вносить поправки, мы будем вносить свои предложения, мы не согласны с           
предложением фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сколько депутатов оппозиционных фракций   
внесло в итоге свои поправки к этому законопроекту? Один - Алексей              
Владимирович Куринный. И кстати говоря, хотя комитет вашу поправку отклонил,    
мы вам благодарны уже за то, что вы свои предложения положили на бумагу,        
потому что другие не сподобились даже на это. Как поговорить - это мы готовы,   
а как выйти с конкретными предложениями - нет.                                  
                                                                                
И ещё, коллеги, хотел бы обратить внимание. Ну хорошо, две недели назад вы      
отказались поддержать наши предложения в части изменения 230-го федерального    
закона о коллекторской деятельности, вы не захотели поддержать "ЕДИНУЮ          
РОССИЮ", это понятно. Но сейчас-то мы обсуждаем межфракционный законопроект.    
И я хотел бы отдельно обратиться к коллегам из ЛДПР, к коллегам из              
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...": ну вы посмотрите, ведь там в списке авторов и         
депутаты - представители ваших фракций, потому что у нас в комитете идёт не     
политизированное, а профессиональное обсуждение этих вопросов.                  
                                                                                
Знаете, помощь людям не бывает абстрактной, она всегда очень конкретна. Вот     
итогом принятия этого законопроекта станет то, что эту помощь получат 7         
миллионов заёмщиков - клиентов микрофинансовых организаций, и в пояснительной   
записке указано, что экономия для них составит более 5 миллиардов рублей в      
год. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет за это голосовать, и я предлагаю             
представителям всех фракций также поддержать наш законопроект.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...".                       
                                                                                
НИЛОВ О. А. От фракции.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все от фракции выступают, три минуты, по мотивам.         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот сразу хочу          
Константину Михайловичу сказать. Вот есть видеозапись: я, мои коллеги           
много-много раз выходили на эту трибуну и предлагали не просто проценты ваши    
поправить, вот эти ростовщические проценты - 365, 295, - мы много раз           
предлагали отдельным законом просто упразднить микрофинансовую деятельность.    
Это было? Было. Смотрите, вот документ, вот видео. А соревноваться с вами,      
так скажем, в борьбе нанайских мальчиков, то, что вы называете борьбой с        
микрофинансовыми организациями, с коллекторскими агентствами... это вот такая   
показушная борьба. Для чего? Я не понимаю. Для того чтобы было что ответить,    
для галочки? Ну да, было 365 - будет 300 процентов годовых. Это не банковская   
деятельность, уважаемые коллеги, никакая это не коммерческая деятельность,      
это ростовщичество! По-другому не называйте тогда это, так и говорите: да, мы   
не хотим, мы не можем банки - большие, малые, средние, частные,                 
государственные - заставить работать с миллионами граждан. А кто хочет          
работать? Жулики, барыги. А, ну, давайте тогда жуликам, барыгам вот такой       
закон дадим, и коллекторам дадим закон, и пусть они грабят наш народ. Вот что   
вы делаете. Поэтому, знаете, вот этого чёрного кобеля отмывать добела мы не     
собираемся. Сколько лет вы собираетесь ещё вот так понижать ставку до           
30 процентов? Лет 10-15? Сколько миллионов наших сограждан погибнет в удавке,   
которую вы этим законом накинули? А сегодня вы предлагаете, ну, знаете, эту     
петлю мылом намылить.                                                           
                                                                                
Конечно, принятие таких законов мы не будем поддерживать. И не вам позорить     
наши предложения, наши поправки, наши законопроекты. На себя в зеркало          
посмотрите и спросите у людей, что они думают о вашей поддержке                 
микрофинансовой и коллекторской деятельности и о ваших поправках.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на   
голосование в третьем чтении.                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1 %                                    
Проголосовало против           10 чел.2,2 %                                     
Воздержалось                   12 чел.2,7 %                                     
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2549 по 2552 из 8401
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошу                 
зафиксировать: по 15-му вопросу Аксаков - за.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.                                             

Заседание № 87

20.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 22118-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части совершенствования правового регулирования в сфере потребительского кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 8000 по 8184 из 10778
48-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О потребительском кредите (займе)". Докладывает Константин Михайлович    
Бахарев.                                                                        
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему   
вниманию законопроект был принят в первом чтении 4 марта этого года. Всего      
поступило семь поправок: три из них находятся в таблице поправок № 1,           
рекомендованных к принятию, четыре поправки - в таблице поправок № 2,           
рекомендованных к отклонению. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы,   
подготовлен к принятию во втором чтении.                                        
                                                                                
Комитет просит поддержать таблицы поправок.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок №1? Нет.                           
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 43 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   13 чел.2,9 %                                     
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть.                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
Ещё есть вопросы?                                                               
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Владимирович Куринный.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Иван Иванович, прошу вынести на отдельное голосование поправку   
1.                                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2,    
за исключением поправки 1.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.67,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Переходим к рассмотрению поправки 1.                                            
                                                                                
Пожалуйста, депутат Куринный Алексей Владимирович.                              
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
В данной поправке речь идёт об ограничении процентов по потребительскому        
кредиту. Я напомню, что мы уже давно эту тему развиваем. Комитет предлагает     
сделать максимальную процентную ставку в день 0,8 процента - я повторяю: в      
день, - я предлагаю сделать её 0,09 процента в день. Соответственно, комитет    
предлагает сделать 292 процента в год, я предлагаю сделать 33 процента в год,   
не более, по опыту большинства стран, которые тоже вводят механизмы контроля,   
имеется в виду опыт развитых стран. Сегодня 30-33 процента является             
оптимальным вариантом для максимального размера кредита, потому что большие     
ставки - это фактически ограбление населения в нынешних непростых условиях.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета. Пожалуйста, Константин Михайлович.       
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Уважаемый Алексей Владимирович, комитет рассмотрел вашу           
поправку. Фактически она носит запретительный характер для деятельности         
микрофинансовых организаций. Вы пытаетесь в вашей поправке объединить           
необъединимое: с одной стороны, здесь уровень ставок, который лишь немного      
превышает ставки по потребительским кредитам, выдаваемым банками в случае,      
если эти кредиты не обеспечены залогом, с другой стороны, совершенно иной       
профиль - профиль риска клиентов микрофинансовых организаций. Как правило,      
клиенты микрофинансовых организаций - это люди с плохой кредитной историей      
либо не имеющие её вовсе, либо же это клиенты, которые не имеют                 
подтверждённого уровня легального дохода, чтобы показать свою способность       
вернуть средства. Ну и, конечно, вы не учитываете совершенно                    
непропорциональную разницу в размере просроченной кредиторской задолженности    
между банками и микрофинансовыми организациями. Вы предлагаете, чтобы           
микрофинансовые организации вдруг стали выдавать свои займы примерно по тем     
же ставкам, по которым сегодня их выдают банки, повторю, клиентам с             
совершенно другим профилем риска. Это нарушает в принципе все экономические     
законы и однозначно похоронит рынок микрофинансирования в нашей стране.         
                                                                                
Поэтому комитет вашу поправку не может поддержать, мы предлагаем                
проголосовать против.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 1. Комитет её   
не поддерживает.                                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              103 чел.22,9 %                                    
Проголосовало против            9 чел.2,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    112 чел.                                          
Не голосовало                 338 чел.75,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Коллеги, все поправки рассмотрены.                                              
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Стоп, остановите голосование.                             
                                                                                
Депутату Сенину включите микрофон для выступления по ведению.                   
                                                                                
СЕНИН В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Иван Иванович, спасибо за предоставленное слово. Я, правда, хотел взять слово   
как один из авторов законопроекта после выступления Константина Михайловича.    
Сейчас очень коротко скажу.                                                     
                                                                                
Я не буду ставить на отдельное голосование свои поправки, которые находятся в   
таблице поправок, рекомендованных к отклонению, тем более одна из них учтена,   
другая частично учтена, но я хотел бы зафиксировать свою позицию.               
                                                                                
Считаю, что то регулирование, которое мы вводим для МФО, идёт в правильном      
направлении, но оно недостаточное - нужно дальше ужесточать. И отдельно         
обращу внимание на поправку 3, которую я предлагал, это поправка о категории    
переходного кредита у высокорисковых заёмщиков. Если мы внесём такую            
поправку, то заёмщики будут получать кредиты в 4-5 раз дешевле, чем получают    
сегодня в МФО, в кредитных организациях. И есть поддержка Банка России по       
этой поправке от 16 декабря.                                                    
                                                                                
Я просто предлагаю Государственной Думе, когда мы в следующий раз будем         
рассматривать дополнения в закон "О потребительском кредите (займе)"...         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Борисович, понятно.                              
                                                                                
Коллеги, ну, никаких нарушений нет. Он мог вынести эту поправку на отдельное    
голосование, но фактически сэкономил нам время своим одноминутным               
выступлением.                                                                   
                                                                                
Владимир Борисович, спасибо.                                                    
                                                                                
Коллеги, все поправки рассмотрены.                                              
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 49 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              310 чел.68,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   21 чел.4,7 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Комитет просит включить законопроект для рассмотрения в третьем   
чтении в повестку на завтра, 21 декабря.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.                     

Заседание № 31

04.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 22118-8 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (в части совершенствования правового регулирования в сфере потребительского кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5575 по 5805 из 6239
Пункт 30, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 6       
Федерального закона "О потребительском кредите (займе)". Доклад Константина     
Михайловича Бахарева.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
предлагается проект о внесении изменений в Федеральный закон "О                 
потребительском кредите (займе)", которыми предусматривается снижение           
максимального размера ежедневной процентной ставки по потребительским           
кредитам (займам) с 1 процента до 0,8 процента в день, снижение максимального   
значения полной стоимости потребительского кредита (займа) с 365 процентов до   
292 процентов годовых и снижение максимального размера суммы всех платежей по   
договору потребительского кредита (займа) сроком до года с 150 процентов до     
130 процентов суммы выданного кредита (займа).                                  
                                                                                
По мнению авторов законопроекта, на фоне неблагоприятных системных факторов     
снижение стоимости обслуживания кредитов и займов для клиентов                  
микрофинансовых институтов будет способствовать решению проблемы высокой        
закредитованности населения. Уверен, наше намерение облегчить долговую          
нагрузку граждан найдёт поддержку у всех фракций Государственной Думы,          
дискуссионным является лишь вопрос о темпах её снижения. В связи с этим,        
упреждая возможные вопросы, напомню, что в седьмом созыве мы уже дважды         
вносили аналогичные изменения в законодательство, снижая максимальный размер    
ежедневной процентной ставки по потребительским кредитам (займам) сначала с 2   
процентов до 1,5 процента в день, а затем с 1,5 процента до 1 процента в        
день.                                                                           
                                                                                
Принимая соответствующее решение, мы стремились найти компромисс, чтобы, с      
одной стороны, граждане реально смогли ощутить снижение долгового бремени, а    
с другой - вынужденное изменение участниками финансового рынка бизнес-модели    
не привело к системным проблемам в его функционировании. Для этого Банк         
России проводил так называемые стресс-тесты, которые позволяют заранее          
определить масштаб регулятивного воздействия законодательных изменений и        
возможные негативные последствия.                                               
                                                                                
На этот раз мы решили пойти тем же путём и в процессе подготовки                
законопроекта рассматривали два альтернативных варианта снижения процентных     
ставок - с 1 процента в день до 0,8 процента и с 150 процентов в совокупности   
до 130 процентов, а также с 1 процента в день до 0,5 процента и с 150           
процентов до 125 процентов в совокупности.                                      
                                                                                
В первом случае, согласно данным стресс-тестов Банка России, около 300          
микрофинансовых организаций в перспективе могут оказаться убыточными и          
покинуть рынок, это примерно 25 процентов портфеля рынка МФО. Данными           
организациями заключается примерно 48 процентов всех договоров в квартал, а     
их клиентами по состоянию на 1 января текущего года являлись около 3            
миллионов человек, или 45 процентов всех заёмщиков микрофинансовых              
организаций.                                                                    
                                                                                
Во втором варианте 500 микрофинансовых организаций рискуют оказаться            
убыточными и покинуть рынок, это примерно 42 процента портфеля рынка МФО.       
Данными организациями заключается примерно 75 процентов всех договоров в        
квартал, а их клиентами по состоянию на начало года являлись около 5            
миллионов человек, или 76 процентов всех заёмщиков МФО.                         
                                                                                
По мнению регулятора, второй вариант является более рискованным для рынка,      
поскольку три четверти клиентов микрофинансовых организаций могут столкнуться   
с проблемами. Важно понимать, что среди этих клиентов есть добросовестные       
заёмщики, которые исправно обслуживают свои займы, а также субъекты             
предпринимательской деятельности, причём доля последних в структуре рынка МФО   
составляет около 20 процентов. Сюда входят займы субъектам малого и среднего    
предпринимательства по ставке от 4 до 20 процентов годовых. На начало           
текущего года таких займов выдано на общую сумму 62 миллиарда рублей. Ещё 70    
миллиардов рублей в портфеле МФО, или 21 процент, - это так называемые          
POS-займы по ставке до 30 процентов годовых, это займы, выдаваемые в торговых   
точках на приобретение товаров. Как правило, при их оформлении используется     
рассрочка. Клиент возвращает только стоимость самого товара, а МФО              
зарабатывает за счёт скидки со стороны продавца. В сумме эти две категории -    
POS-займы и займы субъектам МСП - составляют около 40 процентов в портфеле      
микрофинансовых организаций, а поскольку ставки по ним, как я уже сказал, не    
превышают 20-30 процентов годовых, для заёмщиков они лишь немногим более        
обременительны в обслуживании, чем потребительские кредиты в банках. Сейчас,    
как вы понимаете, в связи с последними событиями эта разница ещё уменьшилась.   
                                                                                
Сценарий, когда из-за резкого снижения рентабельности многие МФО будут          
вынуждены уйти с рынка, может повлечь за собой снижение доступности             
финансовых услуг для граждан и субъектов МСП и рост числа обращений к           
нелегальным финансовым посредникам. Наша с вами задача - решая одну проблему,   
не создавать другую. Поэтому при подготовке законопроекта мы остановились на    
более мягком варианте снижения ставок для рынка, примерно в таком же размере,   
что и ранее.                                                                    
                                                                                
Законопроект поддержали Правительство Российской Федерации, Банк России,        
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет                
Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, Правовое         
управление Аппарата Госдумы и Национальный совет финансового рынка.             
Профильный Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендует палате принять      
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание. Я готов ответить на вопросы.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Ну, у меня опять вопрос-предложение.                                
                                                                                
Вот этот вопрос из прошлой жизни, да? Мы и в прошлой-то жизни были              
категорически против ростовщических таких бизнесов, когда 5 миллионов или 7     
миллионов граждан находятся в петле, а уж в это-то время не надейтесь, что мы   
будем поддерживать и закрывать глаза на вашу эту поддержку! Вот это отрубание   
хвоста по частям - это поддержка, это легитимизация аж 292 процентов годовых,   
в сегодняшних-то условиях?! Ну как можно, коллеги, такое поддерживать? В 10     
раз - поправку мы внесём, - 29 процентов годовых пусть будет! А иначе это       
преступление - оставлять сегодня вот этот ростовщический бизнес                 
микрофинансистов в России. Это преступление! Закрывать их к чёртовой матери,    
либо вот так пусть работают - на 20-30 процентах годовых.                       
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Ну, это не вопрос, это скорее предложение. И конечно, вы можете   
подать ко второму чтению эту поправку. Единственно, я могу сказать, используя   
ваше же сравнение с кошкой, что в таком случае вы рубите не хвост целиком -     
вы рубите кошке голову.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Константин Михайлович, конечно, кошка, голова - это    
очень здорово, но дело в том, что вот по подобному же механизму, например,      
проходил Китай, и они остановились на ограничении ставки - причём несколько     
лет назад - 30 процентов, 31 процент, у них там максимум 31,5 процента.         
Причём сделали это одномоментно, без всяких там снижений, без вот этих 292      
процентов. И я думаю, стресс-тесты банк проводил ещё до войны, а сегодня        
ситуация кардинально меняется.                                                  
                                                                                
Я думаю, вот то, что 3 миллиона человек у нас фактически оказались в этом       
рабстве, финансовом рабстве, - требует сегодня принятия решения, и хотя бы до   
китайского уровня опустить вот эти ставки будет необходимо, а не делать опять   
фактически неподъёмный вариант. Это миллионы людей, повторяю, и количество их   
будет расти, мы это прекрасно представляем.                                     
                                                                                
Что касается вот этих нелегальных кредиторов, это вообще кто такие? Вы мне      
расскажите, пожалуйста. Мы что-то про них слышим каждый раз, как про угрозу,    
но ни разу не сталкивались. В части уголовного преследования, в части           
распространённости данного явления - насколько оно распространено?              
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Ну, на самом деле вы     
правы. Законопроект готовился в конце прошлого года. Вы помните, в ходе         
рассмотрения и утверждения Государственной Думой Основных направлений           
денежно-кредитной политики на ближайшие три года было внесено предложение о     
снижении стоимости обслуживания займа микрофинансовых организаций нашей         
фракцией. Я благодарен Председателю Государственной Думы Вячеславу              
Викторовичу Володину за то, что он поддержал это предложение. Это позволило     
нам оперативно подготовить соответствующий проект закона, мы его внесли опять   
же ещё в прошлом году, когда не было сегодняшней ситуации.                      
                                                                                
Именно поэтому я назвал вопрос о темпах снижения ставок дискуссионным, потому   
что, я понимаю, на этот счёт могут быть разные мнения, могут быть разные        
предложения. То предложение, которое мы формировали в декабре прошлого года,    
в январе исходя из проведённых стресс-тестов, возможно, в какой-то мере уже     
утратило свою актуальность. Возможно, в рамках подготовки законопроекта ко      
второму чтению нам стоит вернуться к вопросу темпов снижения, опять же не       
оспаривая саму их необходимость, потому что в самой необходимости снижения      
долговой нагрузки на клиентов микрофинансовых организаций, мне кажется, ни у    
кого нет оснований сомневаться.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Безусловно, здесь вопрос мировоззренческий. У меня два вопроса   
в связи с этим.                                                                 
                                                                                
Вопрос первый. Вы осознаёте, что в сегодняшних условиях вы людям, у которых     
есть какие-то излишки, деньги, позволяете других людей, находящихся в острой    
нужде, ну, попросту грабить, потому что это грабёж? Ни одна деятельность        
сегодня не является такой прибыльной, чтобы это носило цивилизованный           
характер, и не надо говорить, что из нелегальной плоскости надо выводить все    
процессы, - не нужно этого делать.                                              
                                                                                
И второй вопрос у меня в связи с этим. Как вы думаете, наши граждане это        
видят, понимают и, если они это понимают, будут доверять такому государству,    
как они будут относиться к такому государству, которое это позволяет, одним     
грабить других?                                                                 
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Спасибо, Андрей Анатольевич, за вопрос. Я не случайно сделал      
акцент в своём выступлении на том, что почти половина всего портфеля            
микрофинансовых организаций - я, видимо, вынужден повторить ещё раз             
специально для вас эти цифры - это так называемые POS-займы, то есть займы на   
приобретение потребительских товаров, и займы субъектам малого и среднего       
предпринимательства, ставки по которым не превышают 30 процентов годовых. Вот   
услышьте, пожалуйста, эту цифру. Вы сегодня в банке вряд ли найдёте             
потребительский кредит дешевле, чем за 30 процентов годовых. Именно это         
позволяет банкам устанавливать ставки по депозитам порядка 20 процентов         
годовых. Сейчас по этому показателю МФО и банки практически сравнялись. Но вы   
же должны понимать, что микрофинансовые организации работают с совершенно       
другими клиентами, с совершенно другим профилем риска, с клиентами, которые,    
скорее всего, в банках кредиты не получат. И куда обращаться этим людям? Ведь   
потребность в деньгах в том числе в сегодняшней ситуации никуда не исчезнет,    
и микрофинансовые организации в какой-то степени её удовлетворяют. Мы сейчас    
работаем с той категорией займов, которые являются самыми дорогими, это так     
называемые займы "до зарплаты". Вот для них, для этих займов, действительно     
нужно снижать стоимость обслуживания: это касается и ежедневной ставки, это     
касается и полной стоимости этого займа, на что, собственно говоря, и           
направлен законопроект.                                                         
                                                                                
Когда я призывал все фракции Госдумы к поддержке, я призывал поддержать         
именно концепцию законопроекта, которая, повторю, предполагает снижение         
долговой нагрузки для наших граждан - клиентов микрофинансовых организаций, а   
уже ко второму чтению вместе работать над темпами снижения ставок. Вот по       
второму вопросу могут быть какие-то разночтения, но если вы сомневаетесь в      
необходимости снижать долговое бремя для граждан, то мне такая постановка       
вопроса кажется очень странной.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента,             
правительства? Нет.                                                             
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 5 и 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)", пункт     
30.                                                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    5 чел.1,1 %                                     
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.