Заседание № 120

15.10.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 221053-6 "О внесении изменений в пункт 13 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся технического оформления списков избирателей в избирательных комиссиях).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5892 по 6081 из 6683
Следующий, 21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в      
пункт 13 статьи 17 Федерального закона... "Об основных гарантиях                
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации".                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Константин Владимирович Ширшов.                                     
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ШИРШОВ К. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, многоуважаемый Владимир Николаевич, уважаемые      
коллеги! Мы с вами очень много пишем, мы пишем и пишем - а я вам напомню, что   
за 200 граммов творога сегодня люди в магазине платят уже 58 рублей, мы пишем   
и пишем - а булка хлеба как стоила, так и стоит, при этом цена на зерно         
продовольственное всё ниже и ниже. Когда мы рассматривали вопрос о том, на      
сколько увеличится стоимость хлебобулочных изделий для населения, одним из      
основных обоснований был мировой кризис и высокая стоимость зерна. Мы пишем -   
а хлеб столько же и стоит, а крестьянам уже, извините, нечем трактора           
заправлять.                                                                     
                                                                                
Мы пишем - вопрос: для кого? Наверное, для России. Что такое Россия? Все,       
начиная от Ивана Грозного, Петра I и заканчивая нашим действующим президентом   
Владимиром Владимировичем Путиным, на этот вопрос пытались найти ответ.         
По-разному считали, что такое Россия, и наши классики. Вспомните Николая        
Васильевича Гоголя: птицей-тройкой он считал нашу страну. По-разному нас        
оценивают и за бугром: кто-то нас считает осью зла, любители зелёных всяких     
насаждений - местом произрастания самшитовых рощ и территорией, где живут       
амурские тигры. Но если мы примем за основу, что Россия - это прежде всего      
многонациональный народ, тогда получается, что для того, чтобы мы все жили      
мирно, мы должны соблюдать законы, а чтобы мы их могли соблюдать, мы должны     
их читать, а кто-то, наверное, и писать. Первая и главная книга в нашей         
стране - это азбука. После того как мы научились произносить звуки и писать     
буквы, мы учимся их складывать - получаются слова. Чтобы научиться правильно    
понимать слова, нужна вторая книга, которую прочёл также каждый, не от корки    
до корки, но к которой обращались все мы, - это словарь, например, Ожегова      
или Даля. Третья книга, в которой многие из нас находят ответы на свои          
вопросы, житейские в том числе, - это, конечно же, святые писания, которые      
изложены в зависимости от религиозной принадлежности.                           
                                                                                
Вот мы с вами не так давно приняли закон, согласно которому один раз в году     
большая часть населения нашей страны живёт по правилам, изложенным в 67-м       
федеральном законе, который называется "Об основных гарантиях избирательных     
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В этом     
законе, в статье, которая регламентирует день выборов (есть одноимённый         
художественный фильм), всё подробно прописано: во сколько открывается           
избирательный участок, где находятся урны, где находится сейф... И это          
правильно, потому что в этот день возникают тысячи вопросов у тех, кто          
является наблюдателем, они пришли туда в первый раз в своей жизни, исходя из    
своей гражданской позиции согласились весь день и всю ночь находиться там,      
чтобы обеспечить легитимность избирательного процесса, и у тех, кто там         
работает уже не первый раз, у членов комиссии с совещательным голосом и,        
самое главное, с решающим голосом. Все они живут по этой конституции -          
конституции этого дня, и чем подробнее там всё расписано, тем меньше            
вопросов, как правильно читать то, что там написано.                            
                                                                                
Мы внимательно изучили, что же написано в нашем 67-м федеральном законе, и      
обратили внимание на некоторые пробелы. Обратили внимание не просто так, а      
потому, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации,              
территориальные, оказываются в очень непростой ситуации, когда прокуратура      
читает основной закон о выборах так, как она его читает, и правильно,           
наверное, делает, но Центральная избирательная комиссия считает, что в этом     
законе есть пробелы.                                                            
                                                                                
О чём же идёт речь, уважаемые коллеги? Речь идёт о списках избирателей. Я не    
хочу быть голословным, поэтому сошлюсь на постановление прокуратуры одного из   
субъектов Российской Федерации. Это постановление было вынесено в день          
выборов на основании многочисленных жалоб, которые были поданы членами          
комиссии, в том числе с правом совещательного голоса, на действие или           
бездействие избирательной комиссии. Какое постановление вынесла прокуратура,    
уважаемые коллеги? В постановлении сказано, что в соответствии с пунктами 12    
и 13 статьи 17 федерального закона 67-го при разделении первого экземпляра      
списка избирателей на отдельные книги участковой избирательной комиссией        
"каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна     
быть сброшюрована, что подтверждается печатью соответствующей участковой        
избирательной комиссии и подписью её председателя". Однако дальше называются    
конкретные избирательные участковые комиссии, где данные книги были прошиты     
металлическими - подчёркиваю - скобами посредством степлера, что не             
обеспечило должной брошюровки, а скрепление печатями участковой избирательной   
комиссии и подписями не было сделано своевременно и так далее. Таким образом,   
территориальной избирательной комиссией была дана неверная оценка указанным     
требованиям законодательства, неправильно ориентированы члены избирательной     
комиссии в части приведения книг списков избирателей в соответствие с           
требованиями избирательного законодательства.                                   
                                                                                
Теперь посмотрите на дату, когда было принято это представление прокуратуры:    
9-го числа 11-го месяца 2012 года. Владимир Николаевич, 2012 года! Что же       
дальше? Через месяц избирательная комиссия субъекта Федерации, получив данное   
решение, естественно, должна была отреагировать, и она отреагировала - так,     
как рекомендовала прокуратура. При этом сделали соответствующий запрос в        
Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, откуда был получен     
ответ - теперь обратите внимание на дату - 07.12.2012, то есть через месяц      
без двух дней, где написано, что в соответствии с пунктом 13 статьи 17          
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на        
участие в референдуме граждан Российской Федерации" каждая книга списка         
избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть        
сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой   
избирательной комиссии и подписью её председателя. А вот теперь внимание: при   
этом ни указанный закон, ни нормативные - подчёркиваю, - ни нормативные акты    
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не устанавливают        
требований к конкретному способу брошюрования книги списка избирателей, то      
есть получается, что Центральная избирательная комиссия говорит нам, что в      
данном случае это пробел в законе, и по смыслу - так и написано: по смыслу      
указанных норм - книга списка избирателей должна быть сброшюрована таким        
образом, чтобы была исключена возможность извлечения (подмены) листов списка    
избирателей. Мы своей инициативой вот это "по смыслу" заменяем конкретными      
словами, которые и предлагаем включить в статью 13. Вот, собственно говоря, и   
всё наше предложение. С нашей точки зрения, это позволит устранить двоякое      
толкование слов "по смыслу" и действовать просто согласно букве закона.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин.                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, уважаемый          
Константин Владимирович! Сравнение закона "Об основных гарантиях                
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской          
Федерации" со Священным Писанием, конечно, поражает, я думаю, что нам           
необходимо будет по этому поводу обратиться к теологам, чтобы понять, не        
является ли это кощунством. Поэтому, если позволите, я опущу эту часть          
рассуждения и остановлюсь только на том, что в закон предлагается добавить      
слова "способом, исключающим возможность извлечения (подмены) листов списка     
избирателей без нарушения целостности сшива". Это довольно интересное           
заявление, но хочу сказать, что если в принципе есть сшив, то теоретически      
есть и возможность расшить тот или иной документ. Но для того чтобы это не      
происходило, с моей точки зрения, достаточно постановления ЦИК России "Об       
инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на      
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской         
Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации" и        
аналогичных инструкций относительно других созывов. Поэтому предлагаю           
остановиться на этой инструкции, она на сорока одном листе, и не переносить     
её в и без того уже перегруженный федеральный закон. К истории обратимся в      
других рассуждениях.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть.                         
                                                                                
Прошу записаться на выступления.                                                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Валерий Карлович Гартунг.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, я бы так просто не отмахивался от этого        
законопроекта. Понятно, может быть, выступление докладчика было яркое и он      
чересчур увлёкся сравнениями, но тем не менее давайте вернёмся к сути           
происходящего.                                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин сказал, что на самом деле проблемы нет, что есть     
инструкция, в которой всё подробно описано. Но вот авторы законопроекта         
привели пример, конкретный пример, когда прокуратура субъекта Федерации         
трактует так, а Центральная избирательная комиссия - по-другому, значит,        
проблема существует.                                                            
                                                                                
Предлагается простой способ решить эту проблему, потому что на самом деле не    
так всё безобидно. Любые фальсификации могут быть пресечены, если невозможно    
фальсифицировать списки избирателей, - мы уже в этом зале обсуждали эту тему    
- и нам любую возможность фальсифицировать списки избирателей нужно             
исключить. Авторы законопроекта предлагают это сделать, и если вы выступаете    
за честные выборы, если вы против фальсификации, поддержите авторов             
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Мы предлагаем проголосовать за, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" тоже            
проголосует за.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование в первом чтении.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              149 чел.33,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    150 чел.                                          
Не голосовало                 300 чел.66,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонён.