Заседание № 104

03.07.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 220896-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4399 по 4463 из 8133
Переходим к 29-му вопросу, мы успеем выслушать доклад, я надеюсь. Проект        
федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской   
Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в     
нефтяной сфере". Доклад официального представителя Правительства Российской     
Федерации министра энергетики Российской Федерации Сергея Ивановича Шматко. У   
нас две с половиной минуты, предлагаю дать возможность ему выступить и потом    
пойти на перерыв.                                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШМАТКО С. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
министр энергетики Российской Федерации.                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, благодарю за предоставленную возможность выступить на       
пленарном заседании Госдумы и представить Соглашение между Правительством       
Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о           
сотрудничестве в нефтяной сфере.                                                
                                                                                
Данное соглашение подписано 21 апреля 2009 года в Пекине и является одним из    
шагов, направленных на реализацию внешнеэкономической политики Правительства    
Российской Федерации по диверсификации поставок российских энергоресурсов.      
Предмет данного соглашения - сотрудничество в проектировании, строительстве и   
эксплуатации нефтепровода Сковородино - Мохэ пропускной способностью 15         
миллионов тонн нефти в год, который является ответвлением нефтепроводной        
системы Восточная Сибирь - Тихий океан.                                         
                                                                                
Цель проекта - диверсификация экспортных потоков российской нефти с             
месторождений Западной и Восточной Сибири. Необходимость заключения данного     
межправительственного соглашения обусловлена уникальной схемой финансирования   
проекта, реализация которого возможна только при господдержке как с             
российской, так и с китайской стороны. Проект, в частности, предусматривает     
получение долгосрочных заёмных средств в размере 25 миллиардов долларов США     
(в том числе компания "Роснефть" - 15 миллиардов и "Транснефть" - 10            
миллиардов) на период двадцать лет. При этом кредитная процентная ставка        
больше чем в два раза ниже существующей на мировых рынках, что особенно важно   
в период мирового кризиса. Перечисленные особые условия кредитования выгодны    
России, потому что это позволит закончить строительство нефтепровода ВСТО-2 в   
период до 2015 года, снизить негативное влияние фактора нестабильности на       
нефтяном рынке, планировать долгосрочные поступления доходов от экспорта        
нефти из Восточной Сибири.                                                      
                                                                                
С учётом изложенного Правительство Российской Федерации и Правительство         
Китайской Народной Республики договорились обеспечить проекту льготный режим,   
условия которого закреплены соглашением. Обеспечение такого льготного режима    
требует установления иных правил, чем предусмотрены российским                  
законодательством, что влечёт за собой в свою очередь необходимость             
ратификации подписанного соглашения. Кроме того, реализация соглашения          
потребовала дополнительных расходов из федерального бюджета на обеспечение      
организации и функционирование временного пункта пропуска через границу         
Российской Федерации в размере около 68 миллионов рублей.                       
                                                                                
Надо отметить, уважаемые депутаты, что, в свою очередь, ожидаемые доходы в      
федеральный бюджет составят только от реализации проекта строительства          
ответвления 1 миллиард 304 миллиона рублей, а ежегодный сбор от                 
внешнеэкономической деятельности по продаже нефти на экспорт ожидается на       
уровне 57 миллиардов рублей.                                                    
                                                                                
Подытоживая сказанное, хочется отметить, что реализация проекта даст            
дополнительный импульс развитию топливно-энергетического комплекса и            
промышленной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока, появится       
тысяча новых рабочих мест, будет построено новое жильё и создана                
социально-бытовая инфраструктура.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4493 по 4709 из 8133
Продолжаем обсуждать пункт 29. Содоклад первого заместителя председателя        
Комитета по энергетике Симановского Леонида Яковлевича.                         
                                                                                
СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В соответствии с решением         
Комитета Государственной Думы по энергетике вашему вниманию предлагается        
проект федерального закона № 220896-5 "О ратификации Соглашения между           
Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной         
Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере", внесённый в Госдуму              
Правительством Российской Федерации.                                            
                                                                                
Данный законопроект прошёл правовую экспертизу и подготовлен к рассмотрению.    
В докладе министра энергетики межправительственное соглашение, ратификации      
которого посвящён рассматриваемый нами законопроект, было достаточно подробно   
рассмотрено, поэтому я не стану повторяться, остановлюсь только на тех          
аспектах, которые не были отражены.                                             
                                                                                
Следует подчеркнуть, что данное соглашение является ключевым документом         
комплексной сделки между Россией и Китаем в сфере нефтяной промышленности,      
субъектами которой являются целый ряд нефтяных и банковских структур двух       
стран. Органами сторон соглашения от России определены государственные          
компании ОАО "АК "Транснефть" и ОАО "НК "Роснефть". Право собственности на      
нефтепровод от нефтеперекачивающей станции "Сковородино" до границы с Китаем,   
включая участок подводного перехода через реку Амур на территории России,       
передаётся ОАО "АК "Транснефть". Строительство подводного перехода через реку   
Амур будет осуществляться уполномоченными организациями сторон.                 
                                                                                
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1        
статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской             
Федерации", поскольку статья 13 соглашения устанавливает иные правила, чем      
предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности для         
доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при       
вывозе нефти за пределы таможенной территории нашей страны, а именно            
российская сторона предоставляет на период в двадцать лет право доступа к       
нефтепроводу для осуществления поставок нефти в Китай ОАО "АК "Транснефть" и    
ОАО "НК "Роснефть" в целях обеспечения возврата кредитных средств Китайскому    
банку развития, о чём было подробно сказано в предыдущем докладе. Отмечу        
лишь, что экономический эффект, обусловленный заложенной в данное кредитное     
соглашение процентной ставкой по кредиту, которая более чем в два раза ниже     
существующей на мировых рынках, составляет около 500 миллионов долларов США в   
годовом исчислении. Следует указать, что статья 10 соглашения освобождает от    
уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и сборов     
за таможенное оформление при ввозе необходимых для строительства нефтепровода   
строительных материалов, оборудования и транспортных средств (при вывозе        
освобождение распространяется только на сборы за таможенное оформление), а      
также от уплаты НДС в части услуг китайской подрядной организации, которая      
будет строить подводный переход через реку Амур. А статья 15 соглашения         
устанавливает, что проценты и другие выплаты по кредитам, предоставленным ОАО   
"АК "Транснефть" и ОАО "НК "Роснефть" в рамках заключаемых кредитных            
соглашений, освобождаются от налогообложения в государствах сторон.             
                                                                                
Потенциально недополученные бюджетом средства за счёт льгот, предоставляемых    
российским компаниям в рамках соглашения за период строительства подводного     
перехода через реку Амур, составят 110 миллионов рублей. Однако, как уже было   
отмечено Сергеем Ивановичем, ожидаемые при этом доходы в федеральный бюджет     
составят 1 миллиард 304 миллиона рублей, а ежегодный сбор от продажи нефти на   
экспорт ожидается на уровне 57 миллиардов рублей.                               
                                                                                
Скорейшая ратификация данного соглашения нужна ещё и потому, что в              
соответствии со статьёй 19 договоры о предоставлении кредитов, строительстве    
и эксплуатации нефтепровода "Сковородино - граница с Китайской Народной         
Республикой", а также договоры купли-продажи сырой нефти вступают в силу с      
даты подписания соглашения.                                                     
                                                                                
В заключение хочу подчеркнуть, что реализация соглашения позволит более         
активно осваивать нефтяные месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока,   
развивать промышленность данного региона, создавать новые рабочие места и       
повышать уровень жизни на Востоке нашей страны.                                 
                                                                                
На рассматриваемый законопроект получены положительные заключения комитетов     
Государственной Думы по энергетике, по транспорту и по международным делам, а   
также Правового управления Аппарата Государственной Думы.                       
                                                                                
С учётом изложенного предлагаю принять проект федерального закона № 220896-5    
"О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и           
Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной        
сфере".                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, есть ли вопросы? Есть вопросы. Депутаты Локоть, Иванов, Зубов.      
Все, да? Никого не пропустил?                                                   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
У меня два вопроса, и, наверное, оба они к представителю правительства.         
Первый вопрос концептуальный: почему мы продаём всё время сырую нефть? Почему   
мы отказываемся от строительства перерабатывающих заводов на своей территории   
и не торгуем конечным продуктом, что, естественно, намного выгоднее, чем        
торговать сырой нефтью? Это первый вопрос.                                      
                                                                                
И второй вопрос. Собственно говоря, как заключён договор с Китаем? По какой     
цене мы продаём нефть - дороже 50 долларов за баррель или дешевле?              
Учитывается ли там эта рыночная флюктуация на международном рынке или не        
учитывается? На каких условиях мы сегодня продаём нефть?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, представитель правительства.                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Отвечаю на первый вопрос. Мы совсем не отказываемся от наших      
планов осваивать и перерабатывать нефть, и в частности в рамках проекта ВСТО    
запланировано строительство двадцатимиллионника на Дальневосточном побережье.   
Это ответ на первый вопрос.                                                     
                                                                                
Отвечаю на второй вопрос: цена продажи нефти рыночная, она устанавливается на   
каждый месяц реализации контракта, по мере выполнения обязательств с            
российской стороны в рамках заключённого соглашения.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Олег Викторович, я, наверное, что-то упустил. По-моему, у нас      
докладчик был другой. Кому можно сейчас задать вопрос? Где...                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правительству. У нас правительство представляют здесь     
несколько человек. Сейчас я могу вам их назвать. По этому законопроекту...      
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Но Сергея Ивановича я не вижу. То есть кому задавать вопрос?       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергея Ивановича нет, но есть исполняющий обязанности     
директора департамента, начальник отдела, советник министра...                  
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Как имя-отчество? Кому?                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы скажите, кто вас интересует.                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Хорошо, тогда правительству.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, правительству, они сами решат между собой.            
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Коллеги, смотрите, тут написано: реализация соглашения позволит создать         
тысячи новых рабочих мест, построить новое жильё и социально-бытовую            
инфраструктуру. Если вы внимательно прочитали данное соглашение, то, надеюсь,   
отметили, что протяжённость этого трубопровода составляет 65 километров 200     
метров. На протяжении этого трубопровода будут созданы тысячи рабочих мест,     
жильё, инфраструктура и так далее? Не очень понятно.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает?                                             
                                                                                
Пожалуйста, Логинов.                                                            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Во-первых, предусмотрено ещё сооружение второй очереди, это       
проект многолетний, сложный, комплексный. И он действительно отвечает главным   
задачам нашей внешнеэкономической политики, в частности диверсификации и        
рынков сбыта энергоресурсов, и видов и направлений поставок, и, собственно      
говоря, самих энергоресурсов. Поэтому все данные, в том числе по созданным      
рабочим местам, по развитию инфраструктуры полностью соответствуют тем          
цифрам, которые были приведены в выступлении официального представителя         
правительства, а также в пояснительных записках.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Зубов.                                
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Ну если мы предоставляем какие-то преференции при добыче нефти -    
а в Восточной Сибири она действительно более дорогая, - то это фактически       
означает дотирование той нефти, которую мы продаём Китаю. Вот компенсируется    
ли эта дотация другими преференциями, которые мы получаем в виде более          
льготных кредитов и инвестиций от китайской стороны?                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто?                                          
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Мы можем ответить вместе с представителем комитета. Я хочу        
обратить ваше внимание на то, что мы кредит там получили достаточно дешёвый     
на это строительство и в то же время цены на рынке, на восточных рынках, на     
нефтересурсы гораздо выше.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ничего не хотите добавить, Леонид Яковлевич?              
                                                                                
СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Ну вот здесь уже сказали, что только от того, что мы          
получили дешёвый кредит, наша страна получает дополнительно, ну, условно        
получает, 500 миллионов долларов - кредит по ставке практически в два раза      
ниже, чем обычная ставка для "Транснефти" на международных рынках.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивает, Иванов Сергей Владимирович     
хочет выступить.                                                                
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР не хочет принимать участие в разграблении       
природных богатств, народного достояния, заметьте, нашей страны, потому что,    
знаете, все вот эти соглашения, они приводят только к одному. Китайцам          
абсолютно необязательно захватывать нашу территорию. А зачем? Они и так         
пользуются всеми природными ресурсами, которые у нас есть, мы им их             
добросовестно поставляем. Когда вот здесь читаешь про создание этой             
шестидесятипятикилометровой трубы в течение двадцати лет, через которую         
пройдёт более 300 миллионов тонн нефти, то, извините, просто волосы дыбом       
встают. Даже в самом правительстве... Между прочим, - почитайте прессу -        
президент уже начинает упрекать, что не продукт высокой переработки продаём,    
а сырую нефть. Это то же самое, что брёвна мы отправляем, сырую нефть,          
глинозём, металл - всё что угодно, то есть сырьё мы отправляем,                 
перерабатывать не желаем. Ну коллеги, до каких пор мы будем так к этому         
относиться? Тысячи рабочих мест мы в Китае создадим, а в Российской Федерации   
миллион рабочих мест угробим, потому что мы раздаём своё сырьё,                 
стратегическое сырьё. Вы думаете, Штаты такие идиоты, что покупают нефть,       
таскают её танкерами через Атлантический океан из Саудовской Аравии? У них      
своя есть, они её в подземные хранилища закачивают. Нет, они не идиоты, а вот   
мы, извините... я не знаю, как назвать такую политику. Мы не против             
добрососедских отношений с Китаем, но, бога ради, пусть они занимаются          
текстильной промышленностью, выпускают свои игрушки там, воруют бренды у        
других мировых фирм, а мы о своём народе должны думать. У вас у всех есть       
дети, внуки. Вы подумайте, чем они потом будут топить, из чего будут получать   
продукты химии и так далее, и тому подобное.                                    
                                                                                
Коллеги, это негосударственный подход, просто негосударственный! И как бы там   
нам ни говорили, какие мы миллиарды получим, - да, миллиарды мы получим, но     
потом мы этими деньгами печку не растопим. И неизвестно ещё, какая дальше       
валюта будет. Может быть, китайская будет очередная резервная валюта. И что     
мы тогда будем делать? Коллеги, подумайте, прежде чем голосовать за             
ратификацию данного соглашения.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, никто больше не настаивает на          
выступлении. Выносим законопроект на "час голосования".                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5825 по 5838 из 8133
Ставится на голосование законопроект из пункта 29.                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7495 по 7501 из 8133
ИВАНОВ М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Надежда Васильевна, для стенограммы. Депутат Шипунов по законопроектам из       
пунктов 28, 29, 30 (первое чтение) и 31 (в целом) голосовал за.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.