Заседание № 240

10.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 220721-6 "О внесении изменения в часть третью статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части предоставления особых прав детям-инвалидам и инвалидам I и II групп при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4983 по 5263 из 6944
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в часть третью    
статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".          
Докладывает Олег Николаевич Смолин.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Я начну с извинения за то, что я сегодня        
половину вечера буду "на манеже": пять законопроектов, но так складывалась      
повестка, и один из законопроектов, следующий, здесь с 18 февраля, поэтому      
всё разом.                                                                      
                                                                                
Законопроект, который объявил уважаемый Иван Иванович, направлен на защиту      
прав абитуриентов с инвалидностью. Я напомню, в чём проблема. В своё время по   
закону "Об образовании" с 92-го года существовали льготы для абитуриентов с     
инвалидностью, поступающих в высшие учебные заведения, это касалось инвалидов   
первой и второй групп, потом появились дети-инвалиды, дети одинокого            
родителя-инвалида с очень низкими доходами и так далее. Когда обсуждался        
проект закона "Об образовании в Российской Федерации", в первой редакции все    
эти льготы были просто-напросто ликвидированы. Вспоминаю, как после моего       
обращения к министру Андрею Александровичу Фурсенко было устроено совещание с   
пятью юристами в Министерстве образования и науки и все пять юристов            
доказывали мне, что льгот быть не может, сохранить их нельзя. Оказалось,        
можно, льготы сохранили, хотя и в пределах десятипроцентной квоты. И всё бы     
ничего, мы могли бы быть довольны, уважаемые коллеги, потому что общее          
количество абитуриентов с инвалидностью значительно меньше 10 процентов и всё   
вроде бы здесь нормально, но беда в том, что в закон было включено положение,   
согласно которому абитуриент с инвалидностью может подать документы только в    
одно учебное заведение. И это в принципе не беда - мы в своё время тоже         
подавали документы в одно учебное заведение, и ничего, все выучились и          
работаем в Государственной Думе, - но проблема в том, что дело касается         
именно абитуриентов с инвалидностью, и здесь возникает три вопроса.             
                                                                                
Вопрос первый. Как я уже говорил, в принципе десятипроцентная квота была бы     
вполне достаточна, если бы абитуриенты с инвалидностью могли поступать на все   
специальности, но значительная часть таких специальностей абитуриентам с        
инвалидностью недоступна: вузы силовых структур, в значительной степени         
инженерные, часть естественно-научных специальностей для инвалидов по зрению,   
часть медицинских специальностей и так далее. В итоге, повторю, в целом квоты   
достаточно, а по отдельным специальностям возникают проблемы.                   
                                                                                
Второй вопрос - это ограничение, связанное с индивидуальной программой          
реабилитации. Дело в том, что у большинства абитуриентов с инвалидностью        
написано в ИПР, что они могут учиться в специально созданных условиях. Это      
правильно, это надо трактовать так, что вуз должен позаботиться об условиях     
для их обучения, но на практике это трактуется так: в вузах говорят, мол, у     
нас нет специально созданных условий, а не пошли бы вы в какой-нибудь другой    
вуз.                                                                            
                                                                                
И наконец, третье. Бывают отказы в приёме на основе формулировок                
индивидуальной программы реабилитации, связанных со специальностью. Например,   
написано в индивидуальной программе реабилитации, что студенту соответственно   
рекомендовано обучение в учреждении среднего и высшего профессионального        
образования, однако ему говорят, что в ИПР должен быть указан конкретный вуз    
или колледж.                                                                    
                                                                                
Получается, коллеги, что при наличии льгот - вроде бы всё в порядке по закону   
- поступать труднее, чем было в советский период при их отсутствии. Мы          
предлагаем простую паллиативную вещь - дать возможность абитуриентам с          
инвалидностью неоднократно пользоваться льготой и подавать документы в          
несколько учебных заведений. Нам говорят, что это неудобно для вузов. Я не      
знаю, насколько это неудобно для вузов, сейчас и так ограничения для всех       
введены, но моя принципиальная позиция всегда была такая: если выбирать между   
удобством управленцев и правами человека, я всегда выбираю права человека!      
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Надежда Анатольевна Шайденко.                            
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по     
образованию не поддерживает концепцию данного законопроекта вот по каким        
причинам. Посмотрим часть 3 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в     
Российской Федерации", в которую авторы хотели бы внести изменения: эта часть   
содержит норму, в соответствии с которой граждане, которым предоставлены        
особые права при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам     
специалитета, могут ими воспользоваться, подав заявление о приёме только в      
одну образовательную организацию и только на одну образовательную программу,    
о чём уважаемый автор законопроекта сейчас нам говорил. В части 5 этой же       
статьи приведён перечень лиц, которым предоставляются особые права при приёме   
на обучение. Таким образом, в настоящее время дети-инвалиды и инвалиды первой   
и второй групп могут воспользоваться правом поступать на обучение и по          
программам бакалавриата, и по программам специалитета за счёт средств           
соответствующих бюджетов либо без вступительных испытаний, либо в пределах      
установленной квоты.                                                            
                                                                                
Авторами законопроекта предлагается восстановить для детей-инвалидов и          
инвалидов первой и второй групп имевшуюся ранее, до вступления в силу           
Федерального закона "Об образовании...", возможность воспользоваться при        
условии успешного прохождения вступительных испытаний правом на внеконкурсное   
поступление в несколько образовательных организаций на несколько                
образовательных программ. Но в действительности предложенная автором            
законопроекта норма сработает с точностью до наоборот и исключит категории      
детей-инвалидов и инвалидов первой и второй групп из перечня граждан, которым   
предоставлены особые права при поступлении в вуз, то есть из числа              
льготников.                                                                     
                                                                                
Законопроект не содержит каких-либо других норм и поэтому ничего не             
предлагает взамен, не устанавливает для этих категорий детей иного порядка      
получения соответствующих льгот при приёме в образовательную организацию, а     
только приводит к появлению внутренних противоречий между частями 3 и 5         
статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".          
                                                                                
И ещё один момент отмечает Комитет по образованию. В соответствии с             
трактовкой авторов законопроекта проектируемая норма приведёт к нарушению       
принципа социальной справедливости и к необоснованному ущемлению прав других    
категорий абитуриентов из числа инвалидов при приёме на обучение по             
программам бакалавриата и программам специалитета, которые поименованы в        
части 5 статьи 71, а именно: инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной    
травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы,         
которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной           
экспертизы не противопоказано обучение и для которых законодатель установил     
единообразие применения особых прав. Именно поэтому, повторяю, комитет просит   
отклонить данный законопроект в первом чтении.                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы, коллеги? Есть вопрос у Олега Николаевича Смолина.             
                                                                                
Пожалуйста, Олег Николаевич. Догадываюсь кому, Олег Николаевич.                 
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Да, сам себе, Иван Иванович, вопрос хотел бы задать от удивления   
по поводу заключения комитета, но придётся задать его уважаемой Надежде         
Анатольевне.                                                                    
                                                                                
Уважаемая Надежда Анатольевна, прокомментируйте, пожалуйста, решение            
Конституционного Суда, который в своё время определил, что предоставление       
каких-либо льгот какой-либо категории граждан никоим образом не означает        
ущемление льгот для других категорий граждан.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Анатольевна Шайденко.                             
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Я ни в коей мере не буду опротестовывать решение                 
Конституционного Суда, но если мы внесём в Федеральный закон "Об                
образовании..." то изменение, которое предполагает ваш законопроект,            
произойдёт именно такое ущемление.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Давайте запишемся на выступления.             
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Анисимов Егор Игоревич, пожалуйста.                                             
                                                                                
АНИСИМОВ Е. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Действительно,   
есть такая проблема: есть некоторые вузы, которые отказывают в поступлении      
инвалидам первой и второй групп только из-за того, что там для них не созданы   
определённые условия. Комитет полагает, что закон приведёт к ущемлению прав     
инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания,       
полученных во время военной службы, но мы уверены, что это можно исправить ко   
второму чтению.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Евграфович Шудегов.                                                      
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня государство достаточно много делает для того,        
чтобы поддерживать семьи с детьми-инвалидами, помогая им материально, вводя     
различные льготы. Но если мы посмотрим на весь перечень этих льгот, то в        
конечном итоге увидим, что они направлены на то, чтобы просто поддержать        
ребёнка и семью... ну, я бы сказал так, по типу социального иждивенчества -     
может быть, не совсем корректно звучит эта фраза. А что хотят ребятишки,        
несмотря на свои ограниченные возможности? Они хотят, несмотря на все           
сложности, которые им приходится испытывать, получить образование, хотят        
получить профессию и работать, хотят, имея специальность, принося пользу        
государству, обеспечивать самих себя, по крайней мере пусть не по максимуму,    
но хотя бы на уровне среднего достатка, чтобы не сидеть на шее у родителей и    
у государства. Так почему же ссылаются на то, что якобы они получают эти        
льготы за счёт здоровых ребятишек или за счёт других ребятишек?! Если не        
хватает мест, то надо их просто добавить и дать возможность каждому             
ребёнку-инвалиду поступить в вуз или в техникум, чтобы он мог получить          
специальность, раз у него есть такое желание, и чтобы он мог сам себя потом     
обеспечивать.                                                                   
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и считает его    
правильным.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Владимирович Бурматов.                                                 
                                                                                
БУРМАТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы целиком разделяем заботу других фракций, и в первую       
очередь фракции КПРФ и Олега Николаевича Смолина, о детях с ограниченными       
возможностями, мы действительно считаем это приоритетом. Но мы обсуждаем        
конкретный законопроект, и у нас есть по нему ряд конкретных замечаний,         
которые, к сожалению, не позволяют его поддержать. Действительно, существуют    
ограничения при поступлении в рамках льготного приёма по установленной          
десятипроцентной квоте: заявление можно подать только в одну образовательную    
организацию высшего образования и только на одну образовательную программу      
высшего образования, однако дети-инвалиды имеют право поступать на общих        
основаниях и в общем порядке и в другие вузы, и на другие образовательные       
программы - в этом их никто не ограничивает.                                    
                                                                                
Далее. Насколько нам известно, до сих пор ни в одном вузе ни одного субъекта    
Российской Федерации не возникало ситуаций, когда абитуриенты из числа          
льготной категории инвалидов не смогли бы поступить в вузы в рамках             
установленной для них десятипроцентной квоты, эта мера на сегодняшний день      
уже принята и действует. Мы не видим масштаба заявленной авторами               
законопроекта проблемы, и вопрос количества вузов и количества                  
образовательных программ, на которые могут поступать абитуриенты из числа       
инвалидов, имеющие особые права, может быть предметом отдельного обсуждения,    
но это никак не относится к предложенной концепции законопроекта.               
                                                                                
И последнее. Существует сопряжённая с этим масштабная проблема - проблема       
создания специальных условий для обучения детей-инвалидов в образовательных     
организациях. Олег Николаевич подробно остановился на этом в своём докладе, и   
я не могу не отметить, что в соответствии с действующим законодательством       
граждане из числа инвалидов могут поступать в вузы при наличии индивидуальной   
программы реабилитации. И это правильно, мы это поддерживаем, но при этом в     
вузах должны быть созданы специальные условия, так сказать, доступная среда     
для детей-инвалидов. В настоящее время очень немногие вузы могут похвастаться   
такими специально созданными условиями, и для большинства детей-инвалидов эти   
условия оставляют желать лучшего.                                               
                                                                                
Я ещё раз хочу подчеркнуть, что мы всячески выступаем за формирование           
доступной среды в вузах, за то, чтобы создавались комфортные и благоприятные    
условия для детей с ограниченными возможностями, но вряд ли это хоть как-то     
относится к представляемому сегодня законопроекту. Ещё раз повторю: фракция     
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" не сможет его поддержать, мы будем голосовать против.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Николаевич, будете выступать с заключительным словом?                      
                                                                                
Депутату Смолину включите микрофон.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я напомню, что в советское время мы поступали   
без льгот, но та система образования была эгалитарной, то есть обеспечивающей   
равные возможности, в отличие от современной системы, которая становится всё    
более элитарной, то есть делящей образование на разные категории: одно - для    
богатых и управляющих, другое - для всех остальных. Я просто вспоминаю, как к   
моему сокласснику, когда он заболел сразу после окончания школы, приехала       
комиссия из вуза для того, чтобы прямо в школе-интернате для незрячих ребят     
принять у него экзамен. Так вот я берусь утверждать, что без льгот тогда        
поступить было легче, чем с льготами в настоящее время.                         
                                                                                
Не могу согласиться с тем, что отсутствие образовательных условий может быть    
основанием для отказа человеку в поступлении. Я поступал в вуз, где не было     
никаких специальных образовательных условий, кроме нормальных преподавателей,   
которые понимали некоторые особенности. Можно же объяснить человеку, что в      
вузе нет специальных образовательных условий и ему придётся учиться на свой     
страх и риск, и предоставить ему такое право. На каком основании вы             
отказываете в получении образования, я хотел бы спросить?!                      
                                                                                
Но больше всего, уважаемые коллеги, меня всё-таки удивило заключение            
комитета: за двадцать пять лет, что я занимаюсь образовательным                 
законодательством, впервые сталкиваюсь с таким то ли непониманием, то ли        
преднамеренно искажённой трактовкой действующего закона. Я понимаю, что у       
депутатов в руках нет текста, но, коллеги, если у кого-то ещё есть              
возможность, откройте статью 71 закона "Об образовании..." - там в части 5      
перечисляются те, кому предоставляются льготы, а в части 3 написано, что те,    
кому предоставляются льготы, могут воспользоваться ими один раз, подав          
заявление только в одну образовательную организацию. Мы исключаем инвалидов     
из части 3, сохраняем их в части 5, ни у кого никаких льгот мы не отбираем.     
Откуда это то ли полное непонимание, то ли преднамеренно зловредная для детей   
с инвалидностью трактовка - понять невозможно. Я призываю аппарат комитета      
быть аккуратнее при формулировании всякого рода заключений.                     
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Анатольевна, будете выступать? Нет.                                     
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6106 по 6122 из 6944
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в часть третью    
статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              206 чел.45,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    207 чел.                                          
Не голосовало                 243 чел.54,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.