Заседание № 95

24.04.2013
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 220666-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в части, касающейся ограничений, связанных с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1274 по 1297 из 6467
3-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменения   
в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской    
Федерации".                                                                     
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста.                                         
                                                                                
Микрофон, пожалуйста, включите.                                                 
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Экспертизы проведены,           
замечаний нет. Просим одобрить закон.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли выступления по мотивам от фракций?               
                                                                                
Прошу записаться.                                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4835 по 4922 из 6467
3-й пункт повестки, проект федерального конституционного закона "О внесении     
изменения в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве     
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
По мотивам записались трое депутатов. Сергей Владимирович Иванов.               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покорче, но по каждому. Нет, всё-таки будем голосовать.   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можно, можно.                                             
                                                                                
Сергей Владимирович записался на выступление по нескольким вопросам, но будет   
выступать по 5-му. Николай Васильевич Коломейцев так же поступит? Нет.          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Можно было     
поступить и так, если бы закон был столь же серьёзен, как провозглашается.      
Почему? Я вам просто зачитаю, чтобы вам было понятнее. При всём том, что мы     
поддерживаем концепцию проекта закона, посмотрите: это федеральный              
конституционный закон, третий по ранжиру из законодательных актов, а что в      
нём предусматривается? В нём предусматривается, что контроль за соблюдением     
членами Правительства Российской Федерации, их супругами и                      
несовершеннолетними детьми данного запрета осуществляется в порядке,            
предусмотренном указами Президента Российской Федерации. Получается, что мы,    
принимая вот такой закон, указ ставим выше федерального конституционного        
закона, что с точки зрения права в принципе неверно, и я уверен, что Владимир   
Николаевич в душе со мной согласен и тоже возмущён, но он этого не скажет. Мы   
считаем недопустимым данное положение, ну нельзя просто вот так, походя,        
желая исполнить чьи-то поручения... Ну возьмите перепишите сюда текст всего     
указа, и это уже будет федеральный конституционный закон прямого действия, а    
не федеральный конституционный закон со ссылкой на указ президента. Вот я       
хотел бы, чтобы уважаемый мною Владимир Николаевич обязательно это замечание    
учёл и ещё более рьяно занялся безопасностью государства, потому что не дело,   
когда на Кипре зависают счета членов правительства. Ну вы мне скажите, какие    
к нам иностранные инвесторы придут, если члены правительства боятся хранить     
законно нажитые средства в России?! Мне кажется, что закон по концепции         
правильный, но по методологии ошибочный.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин.                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Николай            
Васильевич уже практически полностью процитировал законопроект. Законопроект    
устанавливает, что Председатель Правительства Российской Федерации, его         
заместители и федеральные министры, их супруги и несовершеннолетние дети не     
вправе открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности   
в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской          
Федерации, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.       
Действительно, контроль за соблюдением этого запрета будет осуществляться в     
порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации. Данный        
закон принимается в развитие следующего закона, который сейчас мы будем         
рассматривать, - это большой комплексный закон, устанавливающий запрет          
отдельным категориям лиц открывать и иметь счета и хранить денежные средства,   
он так и называется.                                                            
                                                                                
Что касается наличия отсылочных норм в федеральных конституционных законах,     
то в принципе данное положение не запрещается. Вполне возможно, что когда-то,   
но не в настоящее время, будет подготовлен специальный закон о порядке          
принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов, может        
быть, будут устанавливаться дополнительные требования к отдельным категориям    
нормативных актов, на которые могут быть ссылки в федеральном конституционном   
законе, но сейчас такого рода запретов нет.                                     
                                                                                
Просим одобрить законопроект в третьем чтении. Спасибо.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю проект федерального конституционного закона на голосование.              
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон одобрен.                                                                  
                                                                                

Заседание № 93

19.04.2013
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 220666-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в части, касающейся ограничений, связанных с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2177 по 2245 из 7354
9-й пункт повестки дня, проект федерального конституционного закона "О          
внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона "О          
Правительстве Российской Федерации".                                            
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный          
законопроект внесён Президентом Российской Федерации, одобрен нами в первом     
чтении 22 февраля этого года и устанавливает запреты на открытие отдельными     
категориями лиц счетов, вкладов, а также запрет на хранение денежных наличных   
средств в иностранных банках, расположенных за пределами территории             
Российской Федерации, и на владение ценными бумагами иностранных эмитентов в    
целях реализации предложений, содержащихся в Послании Президента Российской     
Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года.                        
                                                                                
К законопроекту поступило две поправки: одна включена в таблицу поправок,       
рекомендуемых комитетом к принятию, вторая включена в таблицу поправок,         
которые рекомендуются к отклонению. Комитет предлагает таблицы поправок         
утвердить и принять данный законопроект во втором чтении.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.    
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              364 чел.80,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли какие-либо вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                        
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования".                                    
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович.                                                  
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный          
законопроект подготовлен комитетом также и к третьему чтению, получено          
заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Просим           
поддержать комитет и принять данный законопроект также и в третьем чтении.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5797 по 5816 из 7354
9-й пункт повестки, проект федерального конституционного закона - коллеги,      
обращаю внимание: проект федерального конституционного закона - "О внесении     
изменения в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве     
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Одобряется во втором чтении. Комитет просит в третьем чтении сегодня не         
рассматривать.                                                                  
                                                                                

Заседание № 81

22.02.2013
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 220666-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в части, касающейся ограничений, связанных с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3185 по 3887 из 6237
Итак, 22-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении      
изменения в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве     
Российской Федерации". И одновременно 23-й вопрос, проект федерального закона   
"О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить   
наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами     
территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных              
эмитентов". Один доклад по этим проектам сделает Гарри Владимирович Минх.       
                                                                                
Гарри Владимирович, пожалуйста.                                                 
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему    
вниманию представляются два законопроекта, внесённых Президентом Российской     
Федерации. Кроме того, содержательно к этой проблематике примыкают и            
достаточно объёмные поправки, которые также внесены президентом в               
Государственную Думу к законопроекту, который уже принят в первом чтении и      
пересекается тематически с тем пакетом, о котором мы с вами сегодня будем       
говорить. Все эти проекты законов направлены на решение одной очень важной и    
очень серьёзной задачи - борьбы с коррупцией. Хочу вам напомнить, что во        
время представления своего ежегодного послания Федеральному Собранию            
Российской Федерации в декабре 2012 года Владимир Владимирович попросил         
поддержать законодательные предложения об ограничении прав политиков и          
чиновников на зарубежные счета, ценные бумаги и акции, и именно этому           
посвящены рассматриваемые сегодня законопроекты.                                
                                                                                
Я начну со второго законопроекта. Это отдельный проект федерального закона "О   
запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить      
наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами     
территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных              
эмитентов". Этим законопроектом, как следует из его названия, запрещается тем   
лицам, которые по долгу службы принимают решения, затрагивающие вопросы         
суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, а также их       
супругам и несовершеннолетним детям, открывать и иметь счета (вклады),          
хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за       
пределами территории Российской Федерации, и иметь государственные ценные       
бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов     
на праве собственности. Запрет, как это прямо предусмотрено в проекте закона,   
устанавливается в целях обеспечения национальной безопасности Российской        
Федерации, упорядочения лоббистской деятельности, увеличения инвестирования     
средств в национальную экономику.                                               
                                                                                
Законопроектом определяется круг лиц, которых касается этот запрет: это лица,   
которые замещают государственные должности Российской Федерации, это лица,      
которые замещают должности первого заместителя и заместителей Генерального      
прокурора Российской Федерации, должности членов Совета директоров              
Центрального банка России, государственные должности субъектов Российской       
Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на          
которые и освобождение от которых осуществляют Президент Российской             
Федерации, Правительство Российской Федерации или Генеральный прокурор          
Российской Федерации, а также те лица, которые замещают должности в             
госкорпорациях, в фондах и иных организациях, созданных на основании            
федеральных законов, также назначение на которые и освобождение от которых      
осуществляют Президент или Правительство Российской Федерации, а также          
супруги и несовершеннолетние дети указанных лиц. Предусматривается исключение   
только для тех, кто замещает соответствующие должности в дипломатических        
представительствах, в консульских учреждениях и иных официальных                
представительствах Российской Федерации, официальных представительствах         
федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами             
территории Российской Федерации.                                                
                                                                                
Указанные лица, о которых я говорю, в случае если они имеют сейчас эти счета,   
соответствующие акции и имущество, обязаны закрыть счёт (вклад), прекратить     
хранение наличных денежных средств в иностранном банке и осуществить            
отчуждение ценных бумаг иностранных эмитентов. В случае нарушения указанного    
запрета возникают такие правовые последствия, как досрочное прекращение         
полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, депутата      
законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта     
Российской Федерации, федерального судьи или освобождение от занимаемой         
должности по основанию, которое формулируется так: в связи с утратой доверия.   
                                                                                
Законопроектом предусматривается процедура декларирования недвижимого           
имущества, которое находится за пределами территории Российской Федерации, с    
обязательным указанием источников получения тех средств, за счёт которых это    
имущество было приобретено. Законопроект также предусматривает процедуру        
проверки соблюдения теми лицами, о которых я говорил, устанавливаемого          
запрета. Эти процедуры, по сути дела, повторяют те, которые предусмотрены для   
осуществления контроля за соответствием доходам расходов лиц, замещающих        
госдолжности (мы с вами не так давно принимали соответствующий федеральный      
закон), либо для проверки достоверности и полноты сведений о доходах,           
имуществе, обязательствах имущественного характера - эта процедура              
установлена указом Президента Российской Федерации.                             
                                                                                
Проверки соблюдения запретов могут начинаться по заявлениям достаточно          
широкого круга лиц и организаций, но в том числе - и это новелла - по           
информации, которая предоставлена Центральным банком либо кредитной             
организацией, так как речь идёт о счетах. Это, повторяю, новелла, которой       
раньше не было.                                                                 
                                                                                
Положения, содержащиеся в этом законопроекте, предполагают корректировку        
целого ряда федеральных законов, а также Федерального конституционного закона   
"О Правительстве Российской Федерации". И те изменения, которые вносятся в      
этот федеральный конституционный закон, предусматривают запрет для членов       
правительства открывать счета и иметь соответствующее имущество, о котором я    
говорил, за рубежом. Запрет также распространяется и на их супругов и           
несовершеннолетних детей. Контроль за соблюдением установленного запрета        
указанными лицами будет осуществляться в порядке, который будет предусмотрен    
указами Президента Российской Федерации.                                        
                                                                                
И соответствующие корреспондирующие изменения предлагается внести в целый ряд   
федеральных законов, их всего семнадцать, я их все называть не буду, назову     
только один из них - это Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации    
и статусе депутата Государственной Думы...".                                    
                                                                                
Как уже было сказано, те изменения, о которых я говорю, предусматриваются       
поправками президента к законопроекту, который ранее уже принят в первом        
чтении, но сегодня это не предмет нашего рассмотрения, просто я считаю, что     
мы должны знать об этих предложениях и посмотреть, как мы эту ситуацию будем    
регулировать в целом, комплексно.                                               
                                                                                
Вот основные положения тех законопроектов, которые мы рассматриваем. Прошу      
вас поддержать президентские инициативы и принять в первом чтении проект        
федерального закона, а проект федерального конституционного закона одобрить в   
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирина Анатольевна Яровая.                                                       
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и      
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, внесённая президентом законодательная инициатива посвящена   
вопросам защиты национальных интересов, обеспечения национальной                
безопасности, противодействия недобросовестному лоббизму и коррупционному       
поведению. Обстоятельный доклад, который сделал Гарри Владимирович,             
собственно говоря, даёт ответ на вопрос, на какой круг субъектов                
распространяются прямые запреты. Прямые запреты носят характер обязательного    
исполнения, и прежде всего речь идёт о выборе модели поведения лицом, которое   
замещает соответствующую государственную должность.                             
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание на то, что в перечне государственных должностей,    
в отношении которых устанавливается прямой запрет, речь идёт о лицах, которые   
в силу своей компетенции связаны с принятием решений, обеспечивающих            
национальную безопасность и реализацию национальной государственной политики.   
Собственно говоря, это прямые требования к профессии, и у любого должностного   
лица в связи с этим возникают прямые обязательства либо исполнить прямые        
запреты в течение трёх месяцев, либо освободить занимаемую должность. В том     
случае, если субъект по каким-то причинам не намерен исполнять эти              
обязательства либо скрывает информацию, искажает информацию, наступают вполне   
конкретные правовые последствия, связанные уже не с освобождением от            
должности, а с увольнением с должности в связи с утратой доверия.               
                                                                                
Что касается выборных должностных лиц. Это, несомненно, важнейшая,              
принципиальная позиция законопроекта, внесённого президентом. Речь идёт о       
том, что те лица, которые принимают политические решения, - а вы очень хорошо   
знаете, что эти решения напрямую влияют на вопросы реализации государственной   
национальной политики, экономической безопасности, социального обеспечения      
наших граждан, - должны иметь соответствующие обязательства и перед             
Российской Федерацией, и перед гражданами России, поэтому требование о          
досрочном сложении полномочий вполне логично и соотносимо с требованием к       
иным должностным лицам.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, очень важные нормы, на которых было акцентировано внимание   
Гарри Владимировичем, - процедура контроля и инициирование проверки. Вы         
помните, что в процедуре контроля расходов уже заложен очень серьёзный          
механизм открытости и публичности, а именно возможность сообщения информации,   
требующей проведения дальнейшей проверки, общественными организациями,          
политическими партиями, Общественной палатой, федеральными средствами           
массовой информации. В данном случае с учётом специфики предмета                
регулирования и особенностей контроля президентом предлагается также            
предоставить возможность Центробанку и кредитным организациям сообщать          
информацию, которая может являться сигналом и основанием для проведения         
соответствующей проверки. Кроме того, для осуществления процедуры контроля, с   
учётом опять же специфики предмета контроля, предлагается дать возможность      
направления запросов и в иностранные организации для получения                  
соответствующих сведений.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, очень важно, что сегодня данная законодательная инициатива   
рассматривается в пакете с поправками в Федеральный конституционный закон "О    
Правительстве Российской Федерации" и с той депутатской инициативой, которую    
мы рассматривали ранее и приняли в первом чтении. Президент подготовил очень    
серьёзные поправки в данную законодательную инициативу, и это теперь            
фактически единый блок соответствующего правового регулирования.                
                                                                                
Несомненно, меры, которые сегодня предлагаются, имеют очень серьёзное           
значение и для репутационного очищения власти, и в дальнейшем для изменения     
требований к мотивации прихода на государственную службу и к замещающим         
соответствующие государственные должности. В части недвижимости, как вы         
помните, в Послании Президента Российской Федерации было совершенно чётко       
сказано, что вся информация о недвижимости должна быть задекларирована и        
должна быть открыта. Необходимость подтверждения источников приобретения        
именно иностранной недвижимости независимо от стоимости объектов - абсолютно    
справедливое требование, оно соотносится не только с задачами контроля за       
расходами, но также и с иными целями - с целями, связанными с недопущением      
конфликта интересов, недобросовестного лоббирования и возможных                 
злоупотреблений.                                                                
                                                                                
Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает данную         
законодательную инициативу. Мы, уважаемые коллеги, абсолютно уверены в том,     
что и вы разделяете позицию президента, мы надеемся вместе с вами готовить      
данный пакет инициатив к рассмотрению во втором и в третьем чтениях.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы?                                                    
                                                                                
Да, прошу прощения, чуть не лишил Владимира Николаевича слова. Владимир         
Николаевич, пожалуйста, к микрофону приглашаю вас.                              
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я буду предельно   
краток, поскольку Гарри Владимирович и Ирина Анатольевна подробно               
остановились на законопроекте.                                                  
                                                                                
Внесение изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве         
Российской Федерации" является логичным продолжением тех изменений, которые     
вносятся в федеральный закон. Законопроектом предусматривается дополнить        
перечень ограничений, связанных с пребыванием в составе Правительства           
Российской Федерации, установив запрет для членов Правительства Российской      
Федерации, их супругов и несовершеннолетних детей на открытие счетов            
(вкладов), хранение наличных денежных средств в иностранных банках,             
расположенных за пределами территории Российской Федерации, владение            
государственными ценными бумагами иностранных государств, облигациями и         
акциями иных иностранных эмитентов на праве собственности. Контроль за          
соблюдением установленного запрета указанными лицами будет осуществляться в     
порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации.               
                                                                                
Комитет считает данный проект федерального конституционного закона              
соответствующим Конституции Российской Федерации, поддерживает общую            
концепцию внесённых Президентом Российской Федерации законопроектов и           
предлагает Государственной Думе одобрить его в первом чтении.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, собственно говоря, на этом можно было бы остановиться, но    
я хотел бы одновременно обратить внимание на выступление Владимира              
Абдуалиевича Васильева сегодня утром. Владимир Абдуалиевич - я полностью        
разделяю его позицию - сказал о том, что речь не идёт о каком-то девиантном     
поведении, которое якобы имело место, ни в коей мере, просто предъявляются      
новые требования, просто меняется в данной ситуации целый ряд требований. Мы    
с уважением должны относиться к тому, чего лица достигли в своей жизни в        
предыдущий период времени, их поведение полностью соответствовало российскому   
законодательству. Это первое.                                                   
                                                                                
Второе. Для выполнения положений данного федерального закона и тех              
предложений, которые делаются сейчас, в целом ряде случаев отдельные            
должностные лица предлагают создать новые контрольные или правоохранительные    
органы. Мне представляется, что в Российской Федерации существует достаточно    
развитая система контроля, существует достаточное количество органов, которые   
занимаются правоохраной, и поэтому о создании новых органов, которые якобы      
дополнительно должны заниматься каким-то более предметным исследованием, в      
частности, финансовой деятельности, вряд ли должна идти речь, в том числе с     
точки зрения экономии государственных средств, а также, ещё раз подчеркну, с    
учётом достаточности кадровой компоненты и оперативной компоненты для того,     
чтобы исследовать соответствующие вопросы.                                      
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы по докладу и содокладу, пожалуйста.            
                                                                                
Прошу записываться.                                                             
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Восемнадцать человек. По два от фракции?                                        
                                                                                
Ставлю на голосование первое поступившее предложение: по два вопроса от         
фракции. Прошу голосовать.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              247 чел.94,3 %                                    
Проголосовало против           13 чел.5,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,8 %                                     
Голосовало                    262 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Первым вопрос задаёт от фракции КПРФ Николай Васильевич Коломейцев.             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, скажите, пожалуйста: вот, например, были          
сообщения о том, что вице-премьеры, министры и их жёны имеют квартиры в         
Нью-Йорке, в Вене и так далее, - это означает, что если в течение трёх          
месяцев их жёны или они не продадут эти квартиры и не приобретут аналогичные    
в Москве, то они все должны написать заявление об уходе из правительства? В     
думской комиссии дела пятидесяти человек уже рассмотрели, а теперь,             
получается, должны их по-новому разбирать? И опять будем отправлять пачками     
депутатов на выход, да?                                                         
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, в тех законопроектах, о которых мы     
говорим, речь идёт о денежных счетах и акциях - для краткости назову это так.   
Всю недвижимость необходимо будет задекларировать и указать источники           
поступления средств, на которые было приобретено данное имущество, поэтому вы   
несколько шире трактуете текст.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Юрьевич Носов.                                                          
                                                                                
НОСОВ Д. Ю., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопрос такой. Например, уважаемого депутата Жириновского     
кто-то хочет скомпрометировать и каждый день открывает за границей на его имя   
счёт, который Владимир Вольфович потом должен будет закрывать. Или, допустим,   
враги подговаривают жену депутата, чтобы она втайне завела счёт за границей,    
а ведь депутаты не могут контролировать все действия своих супругов. Как с      
этим быть - может быть, ввести какие-либо уточнения или какую-то другую         
процедуру, касающуюся родственников, но не самого депутата? Гарри               
Владимирович, как на это смотрит закон?                                         
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Дмитрий Юрьевич, я не исключаю ситуации, что враг          
подкрадётся к самому Владимиру Вольфовичу и убедит его, задурив ему голову      
(что невозможно в принципе), открыть счёт за рубежом, но это, конечно, шутка.   
А если серьёзно, то, понимая всё-таки высокий уровень ответственности задач и   
вопросов, которые решаем мы с вами - и уважаемый коллега Владимир Вольфович     
Жириновский, и вы, и мы все, - я думаю, надо вести профилактическую работу с    
собой, со своими супругами и несовершеннолетними детьми.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рафаэль Мирхатимович Марданшин.                                                 
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, к числу лиц, которым будет запрещено иметь        
счета в банках за пределами Российской Федерации, предлагается отнести и        
депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской       
Федерации. Как мы знаем, там две категории депутатов: работающие на             
освобождённой основе и на постоянной основе. Так вот, объясните, пожалуйста,    
этот закон будет касаться всех депутатов или только тех, кто работает на        
постоянной основе?                                                              
                                                                                
МИНХ Г. В. Отвечаю кратко - всех, потому что при обсуждении вопросов и          
принятии решений, независимо от того, штатный это или нештатный депутат,        
скажем так, все они имеют равный правовой статус в этом отношении, имеют        
право решающего голоса при принятии тех или иных решений. А мы знаем, что       
иногда депутатов-внештатников гораздо больше, чем депутатов, работающих на      
постоянной, профессиональной основе.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Оксана Генриховна Дмитриева.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Мы представленный проект закона президента полностью поддерживаем, но у меня    
вопрос к руководителям двух наших комитетов, Ирине Анатольевне и Владимиру      
Николаевичу.                                                                    
                                                                                
Только что принят в первом чтении законопроект о Росфинагентстве, который       
предлагает размещать преимущественно за границей 5,4 триллиона рублей - это     
остатки средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Его      
работники не будут государственными служащими - это открытое акционерное        
общество, предполагается также привлечение для работы иностранных               
высококвалифицированных экспертов. У меня вопрос: как вы полагаете, на          
сотрудников Росфинагентства тоже должно распространяться действие этого         
закона или нет?                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна Яровая.                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, перечень тех должностных лиц, в отношении       
которых действует прямой запрет, обозначен. Если исходить из статуса вновь      
создаваемых органов и институтов, то требования, которые сейчас предложены      
президентом, нужно соотносить с уровнем задач, компетенции и ответственности    
этих органов.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Николаевич Решульский.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к Гарри Владимировичу.                                            
                                                                                
Меня практическая сторона дела интересует, а именно статья 2 законопроекта      
под номером 23 повестки. Здесь дан перечень должностных лиц, кому запрещается   
эти счета и ценные бумаги иметь, - таких категорий шесть. Скажите,              
пожалуйста, Гарри Владимирович, каков численный состав всех этих категорий,     
на какое количество лиц распространяется запрет и есть ли у автора              
законопроекта (то есть у Президента Российской Федерации) данные, у кого из     
указанных должностных лиц имеются такие счета и ценные бумаги?                  
                                                                                
Я просто опасаюсь, что столь стремительные перемены могут привести к            
обрушению финансовой системы Российской Федерации. И как реализовать            
иностранные ценные бумаги за три месяца - тоже сложный вопрос. Я думаю, закон   
хорошо проработан, мы все его поддержим, но вот как практически всё это         
получится? Сколько у нас сейчас... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Николаевич, по первому вашему вопросу - я могу      
подсчитать, но это займёт некоторое время, - процентов на 95 это всё            
поддаётся простому подсчёту. Известно количество депутатов законодательных      
собраний субъектов, федеральных судей, федеральных парламентариев и так         
далее, то есть всех их можно сосчитать. Просто сейчас я эту цифру не готов      
назвать, но я произведу подсчёты и обязательно сообщу вам результат.            
                                                                                
По второму вопросу. Вы знаете, что те лица, которые занимают указанные          
должности либо претендуют на их замещение, обязаны подавать сведения о том,     
какие счета и акции имеют в собственности. При этом речь идёт о счетах          
вообще, в том числе за рубежом, и акции иностранных эмитентов тоже входят в     
перечень собственности, которую соответствующие должностные лица обязаны        
задекларировать, поэтому данная информация в подавляющем большинстве случаев    
тоже уже известна.                                                              
                                                                                
И третье. Что касается того, как рынок отреагирует на появление в свободном     
обращении такого массива акций иностранных эмитентов, то, я думаю, это больше   
вопрос экономический. Я не думаю, что стоимость соответствующих организаций     
обрушится, резко упадёт, если в свободном обращении появится некоторое          
количество этих акций. Что касается того объёма имущества, которое будет        
запущено в гражданский оборот, я думаю, серьёзные компании этого, наверное,     
даже и не заметят.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, там была ещё одна часть вопроса:      
считаете ли вы три месяца достаточным сроком, чтобы продать? В купле-продаже    
должна быть воля двух сторон - и того, кто продаёт, и того, кто покупает, и     
вот на вторых мы мало сможем повлиять, да?                                      
                                                                                
МИНХ Г. В. Безусловно, поэтому я сделал вид, что не запомнил эту часть          
вопроса... (Оживление в зале.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за искренность.                                   
                                                                                
МИНХ Г. В. На самом деле эта проблема может быть только экспертами оценена, и   
конечно, какой-то серьёзный объект, если он большой, за короткий срок           
реализовать будет довольно тяжело. Плюс сама технология реализации акций не     
такая простая, это не стакан семечек продать, эта процедура всё-таки            
занимает...                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Я продать хочу, а не купить, Николай Васильевич.                     
                                                                                
Я действительно затрудняюсь ответить на этот вопрос. Но проблемы, вполне        
вероятно, на практике могут возникнуть. Я думаю, что это тоже надо обсуждать,   
при этом, может быть, стоит поговорить с теми нашими коллегами, кто работает    
в этом секторе и в Государственной Думе, и в федеральных органах                
исполнительной власти и занимается ценными бумагами, оборотом ценных бумаг.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Гарри Владимирович, ну, это не проблема, ко второму чтению можно   
прописать: продавать только Российскому государству, и по той цене, которую     
предложат, вот и всё.                                                           
                                                                                
Но вообще, конечно, законопроект интересно написан. Допустим, там есть слова    
о том, что если лицо не выполнило требований по закрытию счёта или продаже      
бумаг, то оно обязано прекратить полномочия депутата Госдумы или члена Совета   
Федерации. Но мы с вами знаем, что прекращаются полномочия депутата Госдумы     
решением палаты, в случае если он умер, не дай бог, или признан                 
отсутствующим. Так что тут как-то некорректно написано.                         
                                                                                
А вообще мой вопрос следующий. Статья 34 Конституции: каждый имеет право на     
свободное использование своих способностей и имущества для                      
предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.   
Деньги, как вы знаете, тоже относятся к имуществу. И эта статья не подлежит     
пересмотру даже в условиях военного положения. Как вы думаете, соответствуют    
такие запреты Конституции, в частности вот этой статье?                         
                                                                                
МИНХ Г. В. Безусловно, соответствуют, уважаемый Сергей Владимирович. Я          
предлагаю эту статью вам прочитать в комплексе с частью 3 статьи 55             
Конституции Российской Федерации, в которой закреплено, что ограничение прав    
граждан возможно в конституционно значимых целях, а те цели, которые я          
сегодня обозначил, они как раз подпадают под эту категорию конституционно       
значимых - это национальная безопасность. И уровень введения этих запретов      
(тоже требование части 3 статьи 55) - федеральный закон, что мы с вами и        
делаем.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Геннадий Васильевич Кулик.                                                      
                                                                                
КУЛИК Г. В. Скажите, пожалуйста, у вас есть хотя бы экспертная оценка, о        
какой сумме может идти речь, на что мы можем рассчитывать с точки зрения        
того, что это усилит и нашу банковскую систему, и вообще экономическую          
систему? Примерно о какой сумме средств, которые хранятся за рубежом, речь      
идёт?                                                                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Такой оценки нет, Геннадий Васильевич, и в принципе её с точки       
зрения требований законодательства провести невозможно. Почему? Потому что из   
того круга должностных лиц, о которых идёт речь, только незначительная часть    
является лицами, которые не только декларируют это имущество, но и обязаны      
публиковать сведения в этой части; довольно большое количество людей из этого   
перечня таких обязанностей не имеет, поэтому информация об этом является        
информацией ограниченного доступа. Иными словами, здесь оценки экспертные       
будут даваться с таким разбросом, что, по сути дела, это будет гадание.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Геннадьевич Гудков.                                                     
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Гарри Владимирович, у меня тоже вопрос практический. Одним из самых   
молодых членов нашего правительства является Дмитрий Анатольевич Медведев,      
сын которого недавно, как мы знаем, достиг совершеннолетия и поступил в         
российский вуз, с чем его вся страна поздравляла. Коллеги Дмитрия               
Анатольевича значительно старше: не то что их дети, а даже внуки уже достигли   
совершеннолетия. Поэтому борьба с коррупцией заканчивается ровно на том         
моменте, когда все эти счета записываются на совершеннолетних детей и внуков.   
Ну, наверное, тогда единственный, кто подпадает под этот законопроект, это      
Аркадий Дворкович, у которого ещё несовершеннолетние дети, из чего можно        
сделать, наверное, вывод, что кто-то точит на него зуб. Как вы считаете,        
может быть, стоит расширить перечень родственников, добавить туда хотя бы       
совершеннолетних детей? Тогда мы действительно сможем более эффективно          
бороться с коррупцией.                                                          
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Дмитрий Геннадьевич, я думаю, вы не очень хорошо знаете    
состав правительства, потому что в частности есть федеральный министр,          
которому тридцать лет исполнилось не так давно. Дмитрий Анатольевич в этом      
плане человек, скажем так, уже достаточно зрелого возраста.                     
                                                                                
Ну а если говорить серьёзно, то надо сказать, что расширение круга лиц в том    
направлении, о котором вы говорите, - это достаточно сложная проблема.          
Почему? Потому что не всегда совершеннолетние дети находятся в отношениях,      
скажем так, контролируемых, коммуникативных со своими родителями. Что           
касается вот того вопроса, который задавал коллега Носов от ЛДПР, то здесь и    
врагов не надо, достаточно иметь несовершеннолетних детей, и тогда можно        
потенциально любого субъекта, подпадающего под этот закон, подвести, образно    
говоря, под монастырь. Поэтому это не решение проблемы. Просто нужно иметь в    
виду, что иногда ситуация, когда несовершеннолетние дети гораздо богаче своих   
более взрослых родителей, не только де-юре, но и де-факто становится таковой.   
Взрослые люди это знают, это касается довольно широкого круга и друзей, и       
близких. То есть здесь мы с вами так можем дойти до логического абсурда,        
потому что могут быть более хорошие и доверительные отношения с лицом,          
которое не является родственником, тогда, следуя вашей логике, надо его         
выявить и тоже каким-то образом законодательно прописать. Мне кажется, что      
это такое достаточно революционное предложение и что оно на практике плохо      
реализуется.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пять человек всего - давайте дадим всем слово.                                  
                                                                                
Александр Леонидович Романович, пожалуйста.                                     
                                                                                
РОМАНОВИЧ А. Л. Уважаемый Сергей Евгеньевич, спасибо за возможность             
выступить, я, правда, хотел задать вопрос, потому что тема, может быть, не      
тянет на выступление, хотя в принципе, наверное, несколько слов по этому        
поводу сказать можно.                                                           
                                                                                
Речь идёт о муниципальных служащих: вот я не нашёл в тексте законопроекта       
ссылки на муниципальных служащих, например глав администраций, депутатов        
муниципальных собраний, депутатов городских округов. Дело в том, что            
последние решения, принятые в связи с политической реформой, этой категории     
муниципальных служащих, или этой категории нашего населения, дают чрезвычайно   
широкие права и налагают высокую ответственность, - они участвуют в так         
называемом муниципальном фильтре при выборах глав субъектов Российской          
Федерации. Так вот, и выступление, и вопрос к разработчикам этого проекта:      
подпадают ли под действие этого закона муниципальные служащие, например главы   
городов, допустим, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, допустим, глава            
администрации подмосковной Барвихи? Вот выступление-вопрос.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы акцентировать внимание всё-таки на вопросе о      
недвижимости, потому что основным отличием этого законопроекта от того,         
который мы приняли в первом чтении, является исчезновение этой статьи - о       
запрете иметь недвижимость за границей, а это очень важно. Смотрите, если мы    
запрещаем владеть акциями, но не запрещаем владеть недвижимостью, значит,       
можно всё-таки оставить за собой помещения, фабрики, заводы и таким вот         
образом, так лукаво всё равно заниматься в том числе и бизнесом. Значит,        
разрешая приобретать недвижимость в неограниченном количестве, мы разрешаем     
не только её приобретать, но и продавать, а это же бизнес, да? Получается,      
можно покупать десятки домов, дворцов, участков, осуществлять вот такую         
деятельность и за рубежом, и в России.                                          
                                                                                
Я тоже не сумел задать вопрос, поэтому прошу докладчика и содокладчиков         
ответить: предполагается ли рассматривать в качестве поправки предложение о     
запрете на владение недвижимостью за границей, ну, если уж не в каком-то        
минимальном объёме, то в беспредельном объёме? То есть я считаю, что            
десятками объектов недвижимости нужно нам обязательно заинтересоваться и        
обязательно это ограничить.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Сергеевич Кашин.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, цель законопроекта - изменить моральную         
обстановку и поднять пошатнувшийся авторитет российской власти. Наши граждане   
не хотят больше видеть на ведущих постах в государстве и в партии власти        
таких деятелей, как бывший московский мэр, семья которого несказанно            
обогатилась благодаря гениальным способностям его супруги. Да и такая схема,    
которая была использована на Чукотке с Абрамовичем, - несмотря, скажем так,     
на информацию о поддержке населением, - она тоже ущербна.                       
                                                                                
Даже несмотря на то что этот законопроект прежде всего касается сферы морали,   
он заслуживает поддержки. Вместе с тем мы видим, что текст был написан в        
спешке и если мы во втором чтении не внесём соответствующие поправки, то,       
возможно, будут наказаны те, кого не за что наказывать, а главное - уйдут от    
ответственности те, кто реально скрывает большие суммы. Но надо признать, что   
за эту спешку несёт ответственность вовсе не президент, представленный текст    
законопроекта которого гораздо лучше, чем тот текст, который одобрил комитет    
по безопасности, мы приняли с вами в первом чтении и где содержатся нормы,      
которые, с моей точки зрения, ни в какие ворота не лезут.                       
                                                                                
Вот депутат Васильев с утра говорил о том, что это не кампания, что это, так    
сказать, целенаправленная работа, но очевидно, что кампанейщина у нас           
появилась, если мы можем не пойми за что вводить уголовное наказание с          
отбыванием в тюрьме срока в пять лет. Говоря о доработке этого законопроекта,   
я считаю, что комитет по безопасности должен как минимум согласовывать свои     
действия с другими комитетами, иначе у нас получится примерно то, что мы        
приняли в первом чтении и что президент деликатно назвал поправками, а          
фактически он полностью перечеркнул - и правильно сделал! - часть этого         
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Что сейчас опасно? У нас фактически есть возможность при желании в рамках       
этого закона все свои средства - любого размера! - сохранить на Западе и без    
контроля государства пользоваться ими. Дело в том, что здесь написано, я        
просто читаю: "...устанавливается запрет... иметь государственные ценные        
бумаги иностранных государств..." - при чём здесь это? - "...облигации и        
акции иных иностранных эмитентов на праве собственности". Вы знаете, если       
купить за тысячу долларов оффшор на Британских Виргинских островах или в        
других таких юрисдикциях или организовать траст, где никаких, так скажем...     
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время добавьте: выступление от фракции.                   
                                                                                
КАШИН Б. С. ...эмитентов у нас нет, я имею в виду юридических лиц, - мы         
спокойно уходим от ответственности, мы спокойно управляем своими средствами и   
никто не может нам предъявить никаких претензий. Это одна сторона вопроса.      
                                                                                
С другой стороны, я хочу защитить, в частности, и себя и сказать, что люди      
массово открывали счета, потом забывали их закрывать. И даже в советское        
время, когда говорили о валютных операциях, была такая позиция, как размер      
этой операции.                                                                  
                                                                                
Я вам хочу рассказать короткую историю. В 1988 году я был во Франции в          
командировке, там получал зарплату, даже сдавал валюту нашему государству, на   
счёте там осталось 3 франка. Два года назад мой товарищ, французский            
математик, принёс мне бумажку и сказал, что у меня счёт во Франции, а я с тех   
пор ездил очень много по своей профессиональной деятельности. Поэтому я, в      
общем, не против того, чтобы запрет был на счета, но надо всё это сделать       
разумным образом, чтобы пять лет тюрьмы не пойми за что нам не светило.         
                                                                                
Но если говорить в целом о борьбе за открытость и прозрачность, то меры         
должны быть приняты и в другой плоскости. В первую очередь Министерство         
иностранных дел должно озаботиться анализом наших договоров с другими           
странами о двойном налогообложении. Ведь посмотрите, что происходит: бегут в    
Англию, там уже десятки тысяч людей, многие из которых не в ладах с законом,    
и абсолютно спокойно, не скрываясь, они там проживают и используют деньги,      
вывезенные из нашей страны, в интересах уже другого государства и в личных      
интересах. Что сделала наша власть, для того чтобы прекратить такое             
отношение? Мы даже не заявили протест Великобритании в связи с такими           
беспрецедентными, я считаю, масштабами этого явления.                           
                                                                                
Возвращаясь к началу своего выступления, хочу сказать, что всё это носит        
декоративный, так скажем, характер, относящийся прежде всего к моральной        
стороне дела. Действительно, мне вот мои товарищи подсказали, в следующем       
созыве Государственной Думы депутат, наверное, должен будет своё заявление в    
Центральную избирательную комиссию дополнить позицией о том, что он сдаст       
мандат депутата в случае, если у него будут обнаружены какие-то средства в      
соответствии с этим законом.                                                    
                                                                                
Конечно, в первую очередь этот законопроект относится к нам, депутатам, так     
как чиновников президент или председатель правительства может освободить от     
занимаемой должности, как только будет получена соответствующая информация.     
Другой вопрос, что получить саму эту информацию при такой пассивной позиции     
нашей власти в отношениях с иностранными партнёрами крайне сложно.              
                                                                                
Завершая своё выступление, ещё раз хочу сказать: мы, фракция КПРФ,              
поддерживаем все меры по борьбе с коррупцией, мы действительно за то, чтобы     
все финансовые операции чиновников и депутатов были абсолютно открытыми, но     
мы должны действовать профессионально и качественно, чтобы эта работа не        
превращалась в кампанию.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы вряд ли успеем завершить            
обсуждение этого вопроса до перерыва. Сколько нужно времени на выступление      
коллегам? Если по три минуты, то успеем.                                        
                                                                                
Владимир Вольфович, вам нужно семь минут на выступление? Ирина Анатольевна?..   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всем одинаково, по семь минут. Тогда мы точно не          
успеваем за оставшиеся три минуты. Я предлагаю сделать перерыв и продолжить     
обсуждение после перерыва. Нет возражений?                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3912 по 4118 из 6237
Уважаемые коллеги, я напомню, мы продолжаем обсуждение пунктов 22 и 23          
повестки дня. У нас осталось два выступающих. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" -      
Ирина Анатольевна Яровая.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Я полагаю, что фракция ЛДПР не воспримет это как внеочередное      
выступление.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами рассматриваем очень важный законопроект.   
В зале звучали разные вопросы, я думаю, что действительно был смысл их          
задавать, но только в несколько ином аспекте - не в эмоциональном, а, если      
хотите, в нравственном. Есть сегодня такая категория граждан, которые           
прибывают на территорию Российской Федерации для заработка, мы их называем      
гастарбайтерами: они работают и вывозят деньги для содержания своих семей за    
рубежом. Вопрос: может ли считаться государственный служащий гастарбайтером,    
если он зарабатывает деньги в России, а потом вывозит их за рубеж? Наверное,    
всё-таки задача тех, кто поступает на государственную должность, - служить      
своей стране и своим гражданам и связывать свои интересы и интересы своей       
семьи с будущим России.                                                         
                                                                                
Мы часто говорим о конфликте интересов, о недобросовестном лоббизме, о          
возможности даже шантажа и давления. Является ли инструментом такого влияния    
и давления наличие финансовой заинтересованности вне территории Российской      
Федерации? Несомненно, это заведомая угроза. Вызывают ли потенциальное          
недоверие те, кто, поступая на государственную должность, имеют определённую    
зависимость? Вызывают. Но вопрос не в недоверии, вопрос в единых правилах,      
требованиях и критериях. И здесь не может быть личного, персонифицированного    
подхода - это общее требование, общее правило, которое связано с особенностью   
статуса, с особенностью должностной компетенции, и, наверное, из этого нужно    
исходить.                                                                       
                                                                                
Потом, уважаемые коллеги, совершенно неверно рассматривать данный               
законопроект только с точки зрения тех, кто сегодня находится на                
государственных должностях. Законодательное регулирование обеспечивает          
перспективу, обеспечивает в том числе и новые подходы к формированию            
мотивации прихода на государственные должности, поэтому мы должны понимать,     
что это новые, качественные требования в том числе и к тем, кто только          
собирается поступить на государственную службу.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, хотела бы обратить ваше внимание и на перечень субъектов.    
Вы, наверное, тоже обратили внимание на то, что все эти субъекты имеют доступ   
в том числе и к секретной информации, информации, которая составляет            
государственную тайну. Мы ещё с вами не обсуждали этот аспект, а нужно было     
бы, потому что с учётом наличия информации, которая обеспечивает в том числе    
экономическую безопасность нашей страны, возникает вопрос, возможно ли          
привлечь инвестиции в Россию, если сам инвестируешь в другие государства, в     
том числе входящие в другие военные блоки. Мы вообще не касались этой темы, а   
нужно, потому что на первом месте стоит вопрос о национальной безопасности.     
Поэтому очень неверно интерпретировать это только в свете того, что кто-то      
занимался успешно бизнесом, а кто-то не занимался, - вопрос совершенно не об    
этом, вопрос о том, что сегодня те, кто замещает государственные должности,     
связаны с предопределением национальной политики и с защитой в том числе        
национальных и военных интересов. Я напомню, это лица, которые обладают и       
особой информацией, и особым статусом, и к ним должны быть особые требования.   
                                                                                
Более того, что касается вопроса соотнесения нравственных категорий,            
этических категорий с правовыми, то как раз здесь президент предлагает, чтобы   
было полное совпадение нравственных представлений и правовых установок, чтобы   
не было расхождения слов с делами. Заявлена позиция деоффшоризации экономики.   
Является ли оффшоризация сегодня проблемой для России? Конечно, является.       
Является ли этот закон шагом к решению в том числе и этого вопроса?             
Несомненно! Более того, у тех, кто ранее успешно занимался бизнесом и накопил   
серьёзный капитал, есть прекрасная возможность подтвердить тот факт, что он     
готов, находясь на руководящей политической должности, не только заявлять о     
будущем России, но и переместить свои капиталы в Российскую Федерацию и тем     
самым в том числе укрепить экономику России. Вообще, странно представлять       
себе, что служащий может быть в роли Фигаро и решать, кому и когда ему          
служить. Вы знаете, что в Соединённых Штатах при принятии гражданства           
приносится клятва, присяга на верность стране. Мы не требуем сегодня от тех,    
кто замещает эти должности, присяги, но верность своей стране, безусловно,      
должна быть, и это факт совершенно очевидный. Поэтому очень важно то, что       
сегодня президентом предложены конкретные механизмы в том числе и для           
репутационного подтверждения доверия к власти, - это важно и сегодня, это       
важно и на перспективу.                                                         
                                                                                
Здесь звучали вопросы о том, что вдруг кто-то будет вести себя                  
недобросовестно, будут задействованы третьи лица и так далее. Вы знаете,        
жизнь показывает и доказывает, что всё тайное рано или поздно становится        
явным. Кроме того, риски распоряжения своими средствами и размещения их в       
пользу третьих лиц могут означать только одно - что данный субъект в            
одночасье лишится всего, потому что ни в судебном порядке потом он не           
подтвердит своё право на это имущество, ни в каком другом, то есть ни           
формально, ни фактически.                                                       
                                                                                
Что касается недвижимости. Совершенно очевиден подход, связанный с тем, что     
вся информация должна быть раскрыта. Здесь говорили по поводу того, нужны ли    
счета для обслуживания недвижимости. Вы знаете, счета нужны для обслуживания    
только очень дорогой недвижимости, обслуживание которой может быть              
сопоставимо с годовым доходом. Вот как раз для того, чтобы в том числе и        
этого не было, и для того, чтобы избежать злоупотреблений, связанных с          
первичным приобретением, предлагается, на наш взгляд, рабочая и совершенно      
правильная схема о подтверждении добросовестности приобретения.                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с вами вместе сегодня по инициативе президента делаем     
ещё один серьёзный шаг по реализации системной государственной политики в       
защиту национальных интересов и в целях противодействия коррупции. Конечно,     
это всё предопределено ещё и тем, что мы с вами последовательно, шаг за шагом   
формируем новую правовую культуру и новое системное законодательство. Вы        
знаете, опросы показали, что абсолютное большинство граждан поддерживают        
инициативу президента, речь вообще идёт о всенародном доверии к этой            
инициативе. Полагаю, что и действия парламента могут быть только в одном        
направлении - поддержка президента и уровня доверия наших граждан.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР - Жириновский Владимир Вольфович. Пожалуйста.                   
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Все выступления от фракции ЛДПР преследуют цель сказать то,   
что другие почему-то боятся, или не хотят сказать, или не знают. Мы, конечно,   
поддержим данный проект закона, но не потому, что народ этого хочет. Народ      
наш с удовольствием поддержит любой лозунг: вот сейчас скажут арестовать всех   
чиновников, депутатов - и народ поддержит и будет рад видеть, как тюрьмы        
переполняются. И с удовольствием сюда придут, будут сидеть, ничего не           
понимая, но скажут, что вот наконец снова народная власть. Вот такие ссылки     
на народ мы часто делаем, но народ плохо живёт, и он с удовольствием, так       
сказать, с чувством радости воспринимает любые удары по любому эшелону          
власти, по любому чиновнику. Сейчас все с наслаждением следят: вот арестуют     
Сердюкова или не арестуют? Не думают о том, как бы нам вообще лучше жить, а     
вот только: сколько дадут, когда схватят, когда наручники оденут, сколько       
любовниц, эти кольца отдадут или не отдадут?                                    
                                                                                
Поэтому здесь вот обоснование нужно: почему такой высокий уровень коррупции?    
Это было сделано специально, в открытую при Ельцине говорили: не мешайте,       
пусть скорее обогатятся. Они боялись реванша, боялись, что вернутся             
коммунисты к власти, и для этого были все основания. Всё, что сделали с 91-го   
по 95-й, - это было чудовищно, это был разгром всей страны! Нужен был скорее    
слой людей, которым хорошо живётся и у которых есть перспектива, поэтому        
сняли все ограничения: давайте, ребята, берите, покупайте, открывайте счета,    
вся планета ваша! И изнутри всё разрешили делать, и оттуда, снаружи: дали       
кредит, помните, в 98-м году - ну и где 5 миллиардов долларов? Чубайс первым    
кричал: нам дали, дали, дефолта не будет! Дали вам, чиновникам, которые там и   
оставили, все счета там пооткрывали свои.                                       
                                                                                
Правильно сейчас, что идёт борьба, с тем чтобы очистить власть, обновить,       
освежить, но ведь мы ударяем-то снова по нашим гражданам - мы сперва говорим:   
давайте становитесь богатыми, потом говорим: всё, сдавайте ваше богатство. В    
этом проблема! Я вижу, что это хорошо продуманная операция: создать условия     
для тотальной коррупции в молодом российском государстве, деньги дать на        
подкуп чиновников, глаза закрыть на то, что эти финансовые потоки идут в        
пользу чиновников, а не российской экономики, подкормить, подбодрить,           
поддержать именно финансово и недвижимостью - покупайте, берите всё там!        
Моментально счета откроют, всё продадут, всё легко там, а ты попробуй здесь     
что-то купить, в России! Это первый момент такой.                               
                                                                                
Второй момент, конечно, моральный. Если бы в Барвихе были дачи британских       
депутатов, немецких, французских, что бы мы подумали о них? Что ребята          
готовятся приехать сюда, здесь купили себе хорошие места для проживания.        
Поэтому, конечно, если чиновник высокого ранга имеет хорошие дачи, квартиры в   
прекрасных европейских столицах, то мысль одна: товарищ собирается уезжать.     
Эту недвижимость нужно эксплуатировать, нужно содержать, за ней нужно           
ухаживать, и деньги тоже требуют внимания - где же у него время будет?          
                                                                                
Следующий момент. А что теперь делать? Теперь мы должны у себя создать          
условия, чтобы закрытие счетов там, продажа объектов там была выгодна им.       
Здесь наш банк, хотя бы один, давайте сделаем головным, пусть будет 10          
процентов, например, по депозиту. Все деньги переводите, из любых банков        
мира, кладёте в один банк, и здесь государство гарантирует по депозиту 10       
процентов - выше нигде в мире нету, даже 8 процентов нету, 2-3 и всё, и то не   
всегда, бывает вообще минус, когда держите деньги в некоторых банках и ещё      
платите за это, вам никакого процента нет. И должна быть гарантия тайны - вот   
тогда мы обеспечим нормальный процесс, каждый будет знать: да, есть деньги,     
но об этом только он знает.                                                     
                                                                                
Что же мы наизнанку выворачиваем? Какой будет тогда элита российского           
общества? Человек больной, слабый, одинокий, без родственников, с кучей         
болезней, проживающий в доме-интернате, у него ничего нету, его на автобусе     
привозят сюда, в зал, и он втупую голосует - всё, чистый депутат! Ну это же     
не годится, такого нигде нету! В Америке дошла социальная политика до такого    
уровня... Кто больше всего пособий получает? Негр. Он инвалид одноногий, он     
мусульманин, он отец-одиночка, он безработный и относится к сексуальным         
меньшинствам - пять пособий ему положено. Вот так в Америке. Зачем работать?    
Сиди дома, и всё. Он негр, вместо ноги - протез, и он без семьи, так сказать,   
сексуальное меньшинство, когда-то он был в браке, у него есть дети, но они      
живут с бабушками - и ему американское правительство пять пособий, пять тысяч   
долларов каждый месяц: отдыхай! Получается, белый христианин, здоровый,         
женатый с семьёй, с детьми, должен работать вот на тех, кто относит себя к      
разного рода меньшинствам. Это же неправильная парадигма развития! Куда         
толкают общество? И Америка пришла к полной деградации в этом плане.            
                                                                                
Я уже много раз говорил: сперва нужно объявить нулевой вариант, объявить        
всеобщую финансовую, экономическую, налоговую, земельную, миграционную,         
дачную, любую амнистию, всё всем простить, абсолютно всё, раз и навсегда,       
допустим, вот на 1 января 2014 года, а уже потом вводить ограничения,           
постепенно. И заранее объявить, что чиновники высокого ранга ни под каким       
видом не должны иметь ни одной копейки за рубежом и ни одного объекта           
недвижимости, пусть все поймут - всё лучше держать здесь. Но тогда должна       
быть гарантирована на сто процентов тайна вклада. Да, дом нельзя скрыть, но     
зачем же мы преступникам даём информацию: вот смотри, кого надо грабить!? И     
ведь к чему мы придём - все будут прятать деньги, раз в банках их нужно         
заявлять и доходы какие-то декларировать, все будут деньги прятать, и будет     
разбой идти по дачам и квартирам. А деньги из банков уйдут - мы экономику       
обескровим.                                                                     
                                                                                
Надо всё продумать. Это хорошо задуманная провокация, чтобы Россию всегда       
держать на полусогнутых: обогащайтесь - потом сдавайте, снова обогащайтесь -    
снова всё сдавайте! Надо подумать, чтобы не было хуже. Мы поддержим закон, но   
нужно думать о том, чтобы нас в дураках никто больше не оставлял.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, все, кто хотел выступить, выступили. Есть ли желание у       
представителя президента? Гарри Владимирович? Нет. Комитеты? Нет.               
Правительство? Нет.                                                             
                                                                                
Выносим эти два законопроекта, 22-й и 23-й, на "час голосования".               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5085 по 5122 из 6237
Следующий, 22-й пункт повестки дня. Обращаю ваше внимание, коллеги, что это     
проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 11   
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".    
В первом чтении рассматривается.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Одобрен.                                                                        
                                                                                
Пункт 23, проект федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц        
открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в          
иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской            
Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов".                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.