Заседание № 46
18.09.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 220631-5 "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (по вопросу об обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) предоставлять потребителю информацию об отпускной цене товара).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3708 по 3850 из 6265
Переходим к рассмотрению 17-го вопроса, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Доклад Сергея Владимировича Иванова. С места. Включите, пожалуйста, микрофон. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Данный законопроект был внесён очень давно, он направлен на то, чтобы потребители, а также наши контролирующие органы могли, так скажем, видеть, сколько же наши торгующие сети накручивают. Вы прекрасно знаете, что очень большой процент составляют накрутки. С поставщиков продукции стараются взимать дополнительные бонусы, или как угодно это можно называть, за то, например, что их продукт будет стоять на первой полке, на самом видном месте и так далее. То есть, так сказать, торговля в этом отношении выкручивает руки. Тем более, вы знаете, с тех пор как мы дали зелёный свет этим гипермаркетам, мелкие производители, то есть мелкие торговые точки, потихонечку умирают. В связи с этим мы предлагаем очень простое нововведение - мы предлагаем на упаковку отдельных категорий товаров, которые импортируются или производятся у нас здесь, наносить промышленным способом отпускную цену. Вы знаете, эта тема, в общем-то, не нова, мне это пришло в голову, когда такую аферу, извините за такое слово, провернули наши табачные компании. То есть они выбили себе разрешение указывать рекомендуемую цену, и теперь на каждой пачке сигарет стоит рекомендуемая цена. Это привело к тому, что подобные вещи очень понравились торговым сетям, и они по максимальной цене стали продавать товары, говоря: вот видите, написано, производитель рекомендует якобы по такой цене торговать. То есть это обычный рекламный ход, который привёл к тому, что из карманов наших граждан очень большие средства уходят и оседают в карманах тех, кто торгует. Кстати, такая же ситуация и по товарам медицинского назначения. Наше предложение очень простое, и это не требует никаких затрат: машина это всё наносит автоматически, механически, - вы сами можете поглядеть на любую упаковку, - всё это поставлено на поток. Тем более, что подобные требования у нас есть - мы обязуем производителя указывать количество того, сего, что там в этом продукте присутствует. Ну, я думаю, наши граждане смогут сделать вывод, стоит ли посещать магазин, хозяин которого на самом деле дерёт три шкуры, хотя на словах заботится о покупателях. Всё у меня. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. С содокладом выступает Виктор Владимирович Климов. Микрофон включите, пожалуйста. КЛИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроектом вводится обязанность для изготовителей-импортёров указывать на упаковке товаров информацию об отпускной цене, о дате формирования и номере каждой товарной партии, причём предлагается сделать это методом промышленной маркировки. По мнению авторов, которое сейчас было озвучено, это позволит потребителю самостоятельно оценить степень удорожания товара на пути к прилавку, а также приведёт к эффективности налогового контроля, а в случае экспорта - таможенного контроля. Что касается второй цели законопроекта - налогов и таможенного контроля. Очевидно, что закон "О защите прав потребителей" не регулирует эти отношения и эта цель таким образом достигнута быть не может. Что касается потребителя и порядка ценообразования. По мнению комитета, потребитель принимает решение, что совершенно очевидно, не на основании оптовой цены товара, а на основании его розничной цены и на основании информации, которая является сегодня обязательной, о качестве продукции, - о безопасности товара, и это предусмотрено сегодня действующим законодательством - статьёй 10 закона "О защите прав потребителей". По вышеизложенным соображениям комитет считает, что любая другая информация не может являться обязательной для нанесения, а может быть - о чём, собственно, Сергей Владимирович сейчас уже говорил - инструментом маркетинга, инструментом рекламной кампании и так далее. Поэтому комитет данный законопроект не поддерживает. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласна с мнением комитета. Получено отрицательное заключение Правительства Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович. Есть ли вопросы? Есть. Прошу включить режим записи. Покажите список, пожалуйста. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Представителю комитета вопрос и Сергею Владимировичу. Уважаемый Виктор Владимирович, вы же знаете в комитете, что подавляющая часть сетей не пускают в принципе отечественных производителей, особенно сельскохозяйственной продукции, они в основном торгуют импортной продукцией и львиную долю прибыли увозят за рубеж. Вот скажите, пожалуйста, комитет-то не видит этого? А Сергею Владимировичу вопрос вот какой. Учитывая, что множество "прокладок" на пути к торговому учреждению, как поступать? Ведь накручиваются цены как раз, если два-три посредника? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Климову включите, пожалуйста, микрофон. КЛИМОВ В. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Правильную, наверное, вы тему поднимаете. Я бы поставил вопрос ещё шире. Вообще, есть некая сложность во взаимоотношениях торговых сетей на региональных рынках, в их поведении, в их взаимоотношениях с поставщиками в связи с тем, как формируется цена - закупочная цена, итоговая цена, вы совершенно правы. Но в данном случае мы говорим о законе "О защите прав потребителей", о внесении изменений в этот закон. Те отношения, о которых вы говорите, скорее, регулируются законом о торговле, который, как вы помните, в 2010 году достаточно бурно обсуждался. Сегодняшняя его редакция - это результат довольно непростых компромиссов и производителей, и торговых компаний. И надо сказать, что он сегодня не очень эффективно работает, нужно и дальше заниматься этой темой, нужно в этом вопросе наводить порядок, здесь я с вами совершенно согласен, но это не предмет данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Иванову включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Правильный вопрос, Николай Васильевич. Конечно, любой нормальный поставщик старается напрямую выходить на продавца, но тем не менее те факты, о которых вы говорите, вполне возможны. Я вам ещё раз говорю, поймите правильно, мы обязали на упаковке указывать, например, состав товара. Если там написано: эмульгатор Е195 - вам это о чём-нибудь говорит? Надо залезть в энциклопедию, поискать, что это значит. Почему же мы не хотим сообщить потребителю, что этот пакет молока, например, был произведён, расфасован, вышел с завода по цене, допустим, 20 рублей, а в магазине он теперь стоит уже 40 рублей. И покупатель подумает: "Вот за что они, интересно, накручивают 100 процентов?" В чём проблема? Пишут же на всех пачках, что курение убивает и прочее, но государство тем не менее разрешает продавать всё это, то же самое и с алкоголем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть желающие. Давайте проведём запись. Включите режим записи. Покажите список. Так, три человека записались. Сейчас 13 часов 59 минут, есть предложение, коллеги, объявить перерыв до 16 часов, а выступления - после перерыва.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3874 по 3988 из 6265
Мы продолжаем рассмотрение 17-го пункта повестки дня. Вопросы были заданы. Слово для выступления предоставляется Владимиру Анатольевичу Овсянникову. Микрофон, пожалуйста, включите. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо. Уважаемые коллеги, данный законопроект, внесённый коллегой Ивановым, по сути, идёт в концепции программы ЛДПР. Максимально приблизив производителя к покупателю, безусловно, есть возможность существенно снизить цены для конечного потребителя, нашего покупателя. Вот сегодня при обсуждении проекта приводилось много цифр, говорилось о диспропорции, что не совсем корректно повышать стоимость продукта на 100 процентов и более. Понятно, что, если мы сегодня попытаемся печатать исходную цену производителя, указывать её хотя бы по тем же нефтепродуктам, это может вызвать социальную напряжённость: чем аргументированы такие взвинченные цены на конечный продукт? Но что-то в этой сфере делать надо, потому что несоизмеримые иногда бывают накрутки. И если на Западе считается уже не совсем корректной, допустим, пятнадцатипроцентная надбавка на конечную стоимость продукта в торговых сетях, то у нас 100, 150 процентов, а иногда и 200 процентов - это норма. Фракция ЛДПР за данный законопроект голосовать будет, несмотря на то что профильный комитет предлагает его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ильдар Ирекович Гильмутдинов. Микрофон, пожалуйста, включите. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, я бы хотел напомнить нашему уважаемому комитету по экономике о том, что в принципе ряд пунктов закона о торговле на самом деле не работают. Необходимо срочно, я не знаю, создать рабочую группу и предпринять все меры, для того чтобы привести его в соответствие с той жизненной ситуацией, которая сегодня есть. Я в какой-то мере даже поддерживаю тот законопроект, который внесён нашими коллегами из ЛДПР, что касается тех проблем, которые они поднимают, доля правды есть. Могу много примеров привести, когда наши торговые сети просто наглым образом нарушают в том числе и закон о торговле, который мы с вами приняли. Например, есть норма, которая говорит о том, что производитель не может иметь, так сказать, долю больше, чем доля на рынке этого производителя. А кто делает оценку этой доли? Как раз появляются посредники, появляются даже иностранные какие-то компании, которые определяют эту долю и вытесняют наших отечественных производителей из торговой сети. Получается практически подмена закона о торговле. Появляются какие-то регуляторы, посредники, придумываются в обход договоров, в обход законов какие-то бонусы, которые предоставляются торговым сетям, поощряют их, притом это всё делается, скажем так, налом, неучтёнными деньгами. Конечно, вся эта торговая сеть в какой-то мере работает в пользу вот таких компаний. Ещё раз говорю, в большинстве случаев это не наши производители и не наши компании, а иностранные, очень трудно пробиваться нашим компаниям в торговую сеть. Я бы хотел, чтобы наш комитет, ещё раз говорю, буквально в ближайшее время вернулся к этой теме, с учётом того, что ряд норм этого закона не работает, и получается, что мы его приняли и забыли. Поэтому у меня есть просьба к нашему комитету, чтобы он обратил внимание на этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, безусловно, уже о многом здесь сказано, но я хотел бы, во-первых, уточнить. У нас сегодня есть единственная табачная фабрика, это "Донской табак", которую бывший депутат из "ЕДИНОЙ РОССИИ" Саввиди Иван Игнатьевич сохранил. Все остальные фабрики - это "Филип Моррис", которые протащили на рынок через взятки, через всё остальное, и они с помощью вкусовых добавок как раз и приучают детей курить с раннего возраста. В данной ситуации, наверное, закон Сергея Владимировича не решит проблему. Мне кажется, что проблему можно решить только через Гражданский кодекс и Налоговый кодекс, убрав максимум посредников, потому что основная накрутка цены, вообще-то, идёт посредниками, которые, перепродавая друг другу, накручивают до 30 процентов цены. Вот здесь решение проблемы. И второе. Я согласен с представителем комитета, что в принципе закон о торговле, в который мы вам предлагали и разумные поправки, и целых три главы, которые бы обязали брать продукцию наших сельхозпроизводителей... Не дело, когда подмосковное сельхозпредприятие выращивает морковку, картофель, чеснок и другие виды овощей, которые значительно дешевле и качественнее, чем импортные, но всё забито израильскими, польскими и другими овощами. А сегодня, уже при ратифицированном соглашении о вступлении в ВТО, или протоколе, мы просто поставили сельхозпроизводителя за грань выживания. Вы видели, что наиболее активными противниками вступления были как раз не крестьяне, а руководители и владельцы крупных сельхозпредприятий, которые хотели сохранить российское производство сельскохозяйственной продукции. И сегодня они ту маркировку, о которой говорит Сергей Владимирович, в принципе готовы ставить и ставят. Но когда вы в сеть заходите, вам говорят: "входной билет" - 100 тысяч долларов, несмотря на то, что есть 75-я статья Конституции и всё должно быть в рублях. Нет, свободен, как муха в полёте! У какого фермера есть 100 тысяч долларов, для того чтобы заплатить этот "входной билет"? И потом, даже если вас пустили туда, специально делают так, чтобы просрочить вашу продукцию, вернуть её и ещё штраф с вас взять за то, что вашу продукцию не купили. С моей точки зрения, комитет здесь опять же отстаёт. Когда оппозиционными фракциями вносится какой-то закон, у нас профильный комитет взял за правило говорить: да, как правильно вы ставите вопрос, но у нас рабочая группа под моим началом - обычно докладчик говорит... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Будут ли выступать представители президента, правительства? Нет. Докладчик и содокладчик? Сергей Владимирович, нет? Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5041 по 5057 из 6265
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 35 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 202 чел. Не голосовало 248 чел.55,1 % Результат: не принято Отклонён.