Заседание № 26
21.05.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 220221-4 "Об образовательных кредитах" (внесён депутатами Государственной Думы В. М. Зубовым, Н. В. Бурыкиной, А. Г. Аксаковым, В. В. Пановым, А. Н. Хайруллиным и депутатами Государственной Думы четвёртого созыва Б. А. Виноградовым, В. А. Рыжковым, В. А. Тарачёвым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4407 по 4655 из 8687
Уважаемые коллеги, у нас также пока, учитывая, что мы идём с опережением графика, нет докладчиков по пунктам 25 и 26, поэтому я предлагаю рассмотреть пункт 27, я вижу, что и депутат Панов Валерий Викторович, и содокладчик Медведев Юрий Германович в зале. Проект федерального закона "Об образовательных кредитах". Доклад депутата Государственной Думы Валерия Викторовича Панова. Пожалуйста. Комитет внёс предложение заменить содокладчика: будет Медведев Юрий Германович. Я объявил... Другой? Павел Алексеевич Медведев? Прошу прощения, я ошибся. Пожалуйста, Виктор Валерьевич. ПАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "Об образовательных кредитах" направлен на создание правовых основ системы образовательного кредитования, необходимость создания которой определена в Законе Российской Федерации "Об образовании". Настоящим законопроектом предусматривается установление порядка, размера и условий предоставления образовательных кредитов, порядка и условий их возврата, правового положения субъектов отношений, связанных с предоставлением образовательных кредитов, порядка и условий участия государства в финансовом обеспечении этих отношений, а также видов дополнительной государственной поддержки заёмщиков образовательных кредитов. При этом предусмотрено, что конкретные виды дополнительной государственной поддержки заёмщиков образовательных кредитов и объёмы такой поддержки устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Помимо этого законопроектом предусматривается непосредственное участие Правительства Российской Федерации в процессе формирования и практической реализации политики дополнительной государственной поддержки заёмщиков образовательных кредитов. При этом Правительство Российской Федерации, в частности, определяет количество образовательных кредитов, обеспеченных государственной поддержкой; максимальный размер основного образовательного кредита в расчёте на один учебный год; перечень направлений подготовки (специальностей), обучающимся по которым предоставляется государственная поддержка при получении образовательного кредита, и так далее. Кроме того, законопроект устанавливает основные обязанности федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию политики дополнительной государственной поддержки заёмщиков образовательных кредитов. В частности, этот орган обязан осуществлять контроль за исполнением участниками отношений, связанных с предоставлением образовательных кредитов, требований, установленных законопроектом. Принятие предлагаемого законопроекта позволит существенным образом расширить круг жителей Российской Федерации, имеющих реальный доступ к получению высшего образования. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Валерий Викторович. Член Комитета по финансовому рынку Медведев Павел Алексеевич на трибуне. Пожалуйста. МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет возложил на меня очень тяжёлую миссию. Я должен возражать против законопроекта, имеющего название, которое хорошо ложится на душу каждому образованному человеку. Вот, уважаемые коллеги, не подумайте, что я сейчас буду возражать против высшего образования, я буду возражать против этого конкретного законопроекта о кредитовании граждан, которые собираются получить высшее образование. Название законопроекта очень сильно обманывает. Докладчик правильно назвал основные параметры этого законопроекта. Действительно, государство определяет направления подготовки (специальности), обучающиеся по которым могут воспользоваться кредитом. Государство даже определяет перечень вузов, учащиеся которых могут воспользоваться дополнительной поддержкой. Есть, так сказать, обычная поддержка, есть дополнительная поддержка. Количество кредитов действительно определено. Государство определяет ставку кредита, то есть оно в своём постановлении устанавливает, под какие проценты банки должны выдавать эти кредиты. Государство субсидирует ставку ещё на 2 процента относительно той, что установит правительство, ещё банк должен будет снизить эту ставку. (Это не очень ясно прописано в законе, но, по-видимому, эти 2 процента субсидирует государство.) И есть ещё какая-то не очень ясная гарантия банкам со стороны Внешэкономбанка. Так вот, давайте попробуем понять, к чему это приведёт. Вот есть такая альтернатива... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Алексеевич, прежде чем мы попробуем это понять, я должен обратиться к депутатам. У нас осталась одна минута до перерыва. Давайте мы таким образом поступим: дослушаем доклад Павла Алексеевича, потом сделаем перерыв и продолжим обсуждение. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение продлить время до окончания рассмотрения этого вопроса. Ставится на голосование предложение, которое внёс депутат Москалец, он поправил депутата Морозова и внёс предложение завершить обсуждение данного вопроса. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 29 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1% Результат: принято Будем завершать обсуждение. Пожалуйста, Павел Алексеевич, потом - по процедуре. МЕДВЕДЕВ П. А. Спасибо. Возникает такая альтернатива: либо все эти условия создают рыночный кредит, - тогда чего огород городить? Тогда надо идти в банк и на рыночных условиях брать кредит, - либо получается кредит, который дешевле рынка, так сказать. Напоминаю, что ресурс ограниченный, государство определяет количество таких кредитов. Итак, появляется дефицитный ресурс, этим законом вводится дефицитный ресурс. Теперь возвращаемся к названию этого законопроекта, в нём, в этом названии, такой намёк: вот есть богатые люди, которые, конечно, своим детям обеспечат образование, а есть бедные, которые не могут обеспечить, вот этот закон для бедных. Так дефицитный ресурс кому будет выдан? Банк заинтересован в том, чтобы ему деньги были возвращены. Так какому мальчику или какой девочке он отдаст кредит: тому мальчику или той девочке, которые из богатой семьи, и в случае, если кредит не будет возвращён, что-то с этой семьи можно будет взять в погашение кредита, или мальчику, девочке из бедной семьи, с которых, скорее всего, взятки гладки в случае невозврата кредита? Люди, которые написали этот законопроект, безусловно, очень благородные и заботятся о нашем высшем образовании, но мне кажется, что они ищут под фонарём. Если государство обещает, как сказано в этом законопроекте, определить те вузы, которые достойны дополнительной поддержки, почему оно сегодня, пока этот закон ещё не принят, не отозвало лицензии у тех вузов, которые выдают пустые бумажки? Я полжизни отдал преподаванию, и меня до сих пор по инерции приглашают в разные вузы, на экзамены например. Расстраивает не то, что очень часто выпускники ничего не знают, расстраивает то, что преподаватели не умеют задать грамотно вопрос. Мы хотим в эту систему ещё добавить денег? Мне кажется, что надо начинать с другого боку. Этот законопроект красив только по названию, а если он, не дай бог, будет принят, будет только хуже. Хотя, честно говоря, я уже не знаю, куда хуже. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Павел Алексеевич. Грустную ноту вы внесли в наше обсуждение. Есть ли вопросы к Павлу Алексеевичу и к Валерию Викторовичу? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть. Одна рука, две руки: депутат Аксаков и депутат Рябов Николай Фёдорович. Всё, подводим черту. Пожалуйста, депутат Аксаков. АКСАКОВ А. Г., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как известно, сейчас в высших учебных заведениях на платной основе обучаются уже больше половины студентов. Естественно, не все дети, талантливые дети, могут получить образование в этих условиях. Законопроект "Об образовательных кредитах" как раз пытается решить эту проблему. Хотел бы подчеркнуть, что это законопроект, который рассматривается в первом чтении. То, что сказал Павел Алексеевич по поводу ограничений объёма кредитов, - этот вопрос можно снять, снять всякие ограничения. Я хотел бы отметить, что есть мировая практика, есть практика Соединённых Штатов Америки, суперлиберальной рыночной страны, где выдаются образовательные кредиты под гарантии государства, с государственным участием. Государство берёт на себя субсидирование процентов, создало специальную компанию, которая занимается выдачей образовательных кредитов, секьюритизирует эти кредиты и так далее, помогает детям в Америке получать образование. Есть опыт Германии, где Банк развития в этом участвует, помогает детям получать образовательные кредиты. И непонятно, почему в России, в условиях, где больше половины студентов обучаются на платной основе, нельзя эту форму развивать. Этот законопроект готовился с участием высших учебных заведений, причём лучших, таких как МГУ и Высшая школа экономики. Этот законопроект готовился вместе с банковским сообществом, он носит во многом рамочный характер, хотя, безусловно, предусматривает государственное участие в поддержке образовательных кредитов. Считаю, что его необходимо принять в первом чтении, для того чтобы талантливые дети, дети из глубинки, дети из сельской местности могли, используя образовательные кредиты, поступать в лучшие, элитные вузы страны и получать образование, которое позволило бы им вырваться из той ситуации, в которой они сегодня находятся. К сожалению, сегодня растёт дифференциация населения, дети из неимущих семей не могут получить хорошее образование, и, соответственно, они не смогут потом добиться успеха ни в бизнесе, ни в других сферах нашей социальной жизни. Поэтому прошу от имени фракции "Справедливая Россия" поддержать этот законопроект. Он направлен на то, чтобы, с одной стороны, решить социальную проблему, дать возможность детям получать хорошее образование, а с другой стороны, он направлен на то, чтобы стимулировать поддержку лучших учебных заведений, не тех, где преподаватели не могут нормально задать вопрос студенту, потому что не понимают, о чём надо спрашивать студента, а именно тех, где есть хорошие преподаватели, которые умеют правильно сформулировать вопрос. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Рябов, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Уважаемые товарищи, сейчас только что выступал Анатолий Геннадьевич и очень убедительно пытался нам доказать состоятельность данного законопроекта, говорил, что якобы наши молодые люди, учащиеся после окончания школы поступят в институт, взяв кредит. Я так понимаю, что государство целиком и полностью собирается ввести платное образование, снять с себя всю ответственность за подготовку научных кадров и специалистов, а стало быть, программа инновационного развития нашей страны, которая очень шумно сейчас рекламируется, будет просто-напросто провалена. Дело в том, что, что бы мы ни говорили о кредитах общеобразовательных, - вот и Анатолий Геннадьевич говорит о том, что дети из глубинки, способные и талантливые, возьмут кредиты и получат образование, - но это государство должно создать условия, чтобы такие дети действительно получили образование за счёт бюджета страны и стали в целях развития нашей страны специалистами высококвалифицированными. А если они будут получать образование за счёт кредита, то как раз мы и не дождёмся этих талантливых детей в высшей школе. Всё, что вы говорите насчёт гарантий государства, вы знаете, это хорошо прописано будет на бумаге, а в реальной жизни ребёнок действительно ничего не получит. И здесь надо с Павлом Алексеевичем согласиться, что данный законопроект совершенно не отвечает требованиям к высшему образованию, которые ставят и наше правительство, и президент. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я обращаюсь к представителям правительства и президента: настаиваете ли вы на выступлении? Нет. Докладчик и содокладчик? Не настаивают на заключительном слове. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "Об образовательных кредитах". Комитет возражает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 40 сек.) Проголосовало за 42 чел.9,3% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 50 чел. Не голосовало 400 чел.88,9% Результат: не принято Не принято.