Заседание № 108
02.07.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 220139-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 10772 по 11382 из 12182
71-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Уважаемые коллеги, из солидарности постараюсь тоже выступать покороче, не использовать всё время. Мы предлагаем вашему вниманию законопроект, который отменяет муниципальный фильтр на выборах губернаторов. Как вы помните, сторонники введения этого фильтра нам рассказывали о том, что он нужен для того, чтобы не допустить кандидатов с сомнительным, криминальным прошлым или тех кандидатов, которые не пользуются поддержкой избирателей, но, к сожалению, как показала практика, он превратился в заградительный барьер для действительно сильных кандидатов, по сути, в механизм уничтожения политической конкуренции, и, как мне кажется, от нашего законопроекта зависит будущее очень многих региональных выборов. Давайте просто разберём ситуацию, используя цифры. По нашему законодательству этот барьер в регионах - от 5 до 10 процентов. Какая партия может преодолеть этот муниципальный фильтр? Ну, разумеется, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", у которой больше всего муниципальных депутатов, возможно, партия КПРФ, которая имеет 5 процентов муниципальных депутатов по стране, в каком-то регионе больше, в каком-то меньше, но больше ни одна парламентская партия практически ни в одном регионе не имеет такой возможности, я уже не говорю о непарламентских партиях. Давайте возьмём последние губернаторские выборы: только в Амурской области допустили представителей всех парламентских партий до выборов. Берём Брянск: 13,9 процента получили оппозиционные партии на выборах в Госдуму, но, к сожалению, не смогли выдвинуть своих кандидатов на должность губернатора. Например, сильный кандидат от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" не прошёл этот фильтр, и, я думаю, вряд ли можно сказать, что этот человек не пользуется популярностью, поскольку он показал хороший результат на парламентских выборах. Дальше - больше. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Рязани не смогла выдвинуть своего кандидата в губернаторы, несмотря на то что на парламентских выборах она получила 15 процентов. В Белгороде 37,7 процента получили партии, которые не смогли выдвинуть кандидатов в губернаторы, а в Новгороде эти партии получили в сумме больше, чем "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - 52,2 процента, но ни одна из этих парламентских партий не смогла выдвинуть кандидата в губернаторы. Во что превратились выборы? Они превратились в такое соревнование, состязание кандидатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ" и спарринг-партнёров, которых они подбирают, и здесь даже парламентские партии вынуждены договариваться: если партия хочет участвовать в губернаторских выборах, значит, она должна выдвинуть того кандидата, который не представляет, скажем так, большой опасности для действующего губернатора или для кандидата от "ЕДИНОЙ РОССИИ", а если представляет, то, соответственно, тогда власть использует муниципальный фильтр по полной программе и такие кандидаты к выборам не допускаются. Давайте возьмём Москву хотя бы, где кандидаты должны набрать 110 подписей депутатов в муниципальных образованиях, - у кого есть такое количество депутатов, кроме "ЕДИНОЙ РОССИИ"? Да, есть у КПРФ, но, опять-таки, они должны получить подписи депутатов не менее чем в трёх четвертях муниципальных образований, и даже у КПРФ нет такого количества представителей, я уже не говорю о "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", об ЛДПР и о непарламентских партиях. То же самое в Московской области. Получается, что этот фильтр уничтожает политическую конкуренцию, потому что партии получают действительно большое количество процентов, но не могут выдвигать своих представителей или вынуждены выдвигать тех, кто не представляет никакой опасности для власти, для кандидатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ". В Московской области, к сожалению, муниципальный фильтр используется по разнарядке, когда муниципальные депутаты в обязательном порядке приглашаются к нотариусу и им там предлагают поставить свои подписи в пользу ряда кандидатов, которые, видимо, были согласованы с администрацией Московской области, а все остальные кандидаты просто не имеют никаких шансов. В итоге получается, что муниципальный фильтр фактически эту конкуренцию уничтожил, и это приведёт просто к тому, что выборов-то, по сути, никаких не будет - ни в Москве, ни в области, ни в других регионах. Мы предлагаем этот фильтр отменить ещё и потому, что вместе с муниципальным фильтром, к сожалению, действует так называемый нотариальный фильтр: есть разнарядка нотариальных палат давать подписи только тем кандидатам, которые согласованы, то есть нужным кандидатам, а всем остальным даже на уровне заверения подписи уже ставят преграды. Вот, например, недавно муниципальные депутаты в Ленинском районе Московской области пришли заверять подписи в поддержку Геннадия Гудкова, но им объяснили, что это сделать невозможно, потому что поступило указание из нотариальной палаты о том, что заверять подписи могут только два нотариуса в этом районе, хотя в этом районе работают десять нотариусов. Более того, чтобы заверить подпись, депутат должен предъявить не только паспорт, не только удостоверение депутата, но ещё и справку из муниципального образования, которая подтверждает, что он является депутатом этого муниципального образования, а также ещё нужно получить добро и подписи трёх юристов из районного совета. Ну, понятно, что ни один нормальный - независимый, сильный - кандидат просто не сможет пройти эти процедуры, поэтому у нас и возник и нотариальный фильтр, и муниципальный фильтр. Во что вообще превращаются выборы в нашей стране?! Я считаю, что мы должны этот фильтр отменить, если мы не хотим повторения событий, которые у нас были в декабре 2011 года. Вы прекрасно понимаете, что если миллион человек не смогут участвовать в выборах, потому что кандидат, которого они поддерживают, не принимает участия в этих выборах, значит, останется один путь - выйти на митинги, выйти на акции протеста, на "марши миллионов". Если вы не даёте нам возможности участвовать в выборах, а мы хотим участвовать в выборах, значит, мы вынуждены участвовать в митингах, в акциях протеста. Давайте всё-таки решать все конфликты, все споры цивилизованно, как во всём мире, - на нормальных, честных и свободных выборах! Я предлагаю отменить этот фильтр и действительно создать условия для нормальной политической конкуренции. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Геннадьевич. С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Собственно говоря, мы не первый раз уже рассматриваем предложение о том, чтобы отменить, смягчить те или иные условия для регистрации потенциальных кандидатов на пост высшего должностного лица в субъекте Российской Федерации, в том числе и необходимость сбора подписей муниципальных депутатов. По мнению комитета, отмена или смягчение в настоящий момент этих требований представляются нецелесообразными: нужно посмотреть, как система работает. У нас прошли выборы по этим правилам пока только в прошлом году, в сентябре, скоро, 8 сентября, будут следующие выборы, которые будут проходить по этим правилам, - вот посмотрим, насколько хорошо эта система будет работать. Пока же я могу лишь добавить, что постановлением Конституционного Суда от 24 декабря прошлого года № 32-П, который рассматривал конституционность нормы, устанавливающей требования к кандидатам, в том числе и требование о необходимости сбора подписей в муниципальных образованиях, требования закона были признаны соответствующими Конституции Российской Федерации, поэтому мы предлагаем немного подождать, посмотреть, как всё это будет работать, а потом уже обсуждать какие-либо предложения по изменению закона о выборах. Предлагаем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, да, выборы по системе с использованием муниципального фильтра прошли всего лишь один раз, но тем не менее это уже опыт, в связи с этим я хочу задать ряд вопросов. Есть ли информация, известно ли комитету об использовании административного ресурса, то есть о давлении, которое административный ресурс оказывал на муниципальных депутатов, - за кого ставить подписи, а за кого не ставить подписи? Известно ли комитету о том, что сложился даже рынок подписей депутатов, причём в зависимости от региона стоимость подписей разная? Если неизвестно, я могу рассказать. И готов ли комитет рассмотреть такую информацию, с тем чтобы внести соответствующие поправки в российское законодательство с целью избежать эти негативные процессы? Спасибо. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, естественно, мы такую информацию специально, целенаправленно не собирали, это очевидно. Но, как я уже сказал, мы постоянно обсуждаем в комитете вопросы, предложения об изменении тех или иных норм в выборном законодательстве, приглашаем представителей Центральной избирательной комиссии, и я более чем уверен, что мы вернёмся к обсуждению 67-го закона, вернее, к обсуждению изменений в него ещё раз, ещё раз и ещё раз, поэтому любая информация, которая будет представлена, в том числе по итогам выборов, которые пройдут 8 сентября, конечно, будет восприниматься адекватно, но специально мы такую информацию не собирали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Дмитрий Фёдорович, как говорится, хочешь испытать человека, дай ему власть. Это относится и к политическим структурам. Вот события в Египте: Мубарак в своё время 84 процента получил, а через два месяца его на тачке вывезли - пришёл новый президент, но и он ведёт себя по отношению к интересам большого числа людей так, что сейчас там снова всё кипит и полыхает. Скажите, есть ли международный опыт, какие-то прецеденты, на которых можно поучиться, например в Германии или в Соединённых Штатах Америки, - может, там есть такие фильтры? Ведь, откровенно скажу, когда в Самарской области подходило время выборов губернатора, в Кремле рассудили, что это рискованное занятие, поэтому взяли и просто убрали Артякова и назначили другого человека, - так это же потому, что механизмы в руках правящей партии будь здоров какие! Повторяю: я думаю, что проект закона правильно ставит проблему... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валентин Степанович, вот пример с Египтом, если отвлечься от нашего законопроекта, как раз показывает, что если один из президентов пользовался административным ресурсом как угодно, то у нового президента, избранного, казалось бы, на волне всеобщей демократии (хотя на самом деле то, что происходило, правильнее назвать всеобщим хаосом и разрушением государственной системы, общественной системы, так что точнее будет сказать, что он избран на волне хаоса), такие же проблемы с легитимностью, то есть с восприятием правильности, законности нахождения его на своём посту какой-то частью, достаточно активной частью населения, следовательно, есть фильтры или нет - не имеет никакого значения. Когда мы рассматривали этот вопрос в Конституционном Суде, то приводились примеры в том числе и ряда западноевропейских стран, где для участия в выборах необходимо собирать определённое количество подписей граждан, по-моему даже подписей депутатов, то есть у нас это не ноу-хау, не какое-то, так сказать, особенное изобретение. Я полагаю, что всё-таки речь должна идти о некоем общественном согласии, о некоем общественном договоре независимо от условий, порядка и системы проведения выборов органов власти любого уровня, как бы это, скажем так, ни регулировалось с точки зрения закона и какой бы порядок, механизм ни был предусмотрен законом. Вот я вам хочу сказать, что те выборы, которые проводились в советское время, их можно критиковать сколько угодно - дескать, и кандидатов там выдвигали не так, и согласие надо было выражать, - но, простите меня, степень общественного согласия, поддержки, легитимности представителей народа, избранных в Советы народных депутатов всех уровней, была не нарисованная, а настоящая - согласитесь, это правда! Значит, дело, наверное, не в фильтрах и не в процедурах, поэтому давайте посмотрим, как это будет работать. Будет ли условие о сборе подписей, не будет ли условия о сборе подписей, но если мы друг с другом не договоримся, что будем проводить выборы какое-то время по определённым правилам, вот как сейчас, то, наверное... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Завершайте. ВЯТКИН Д. Ф. Всё, достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Достаточно? Хорошо. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос докладчику и содокладчику. Действительно, мы уже не первый раз эту проблему обсуждаем и говорим о том, что у нас появился новый субъект - муниципальные депутаты и, соответственно, появились определённые риски. Анатолий Евгеньевич Локоть уже говорил об этой ситуации, судя по материалам прессы, речь идёт о деньгах, которые якобы вымогаются у кандидатов. Я хочу напомнить, что в прошлом году мы говорили о том, что на депутатов давят, особенно в районах, и некоторые из них или их родственники могут даже место работы потерять. У меня вопрос следующий: есть ли сейчас такая практика, особенно что касается потери места работы? И ещё вопрос, Дмитрий Фёдорович, вам. В прошлом году фракция ЛДПР предлагала всё-таки сделать льготу для парламентских партий, а в комитете эта идея актуальна или нет? Может быть, сделать хотя бы маленький шажок, отменив фильтр для парламентских партий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович, начните вы. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Георгиевич, я ещё раз говорю, специально мы какую-то негативную информацию о существующей практике, конечно, не собирали и не собираем, потому что это не входит, по большому счёту, в нашу компетенцию, в компетенцию комитета я имею в виду. Что же касается предложений об изменении системы выборов, о чём бы ни шла речь, эти предложения поступали и будут поступать всё время. У нас есть соответствующая рабочая группа, мы работаем и находимся в постоянном контакте с Центральной избирательной комиссией, и я более чем уверен, что в сентябре, когда начнётся осенняя сессия, первым вопросом, который будет обсуждаться здесь, в этом зале, будут итоги прошедшего голосования, - вот тогда и можно будет, я так полагаю, это обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Гудкову включите микрофон. ГУДКОВ Д. Г. Надо признать, что у муниципальных депутатов нет полномочий, нет никакой власти, и понятно, что большинство муниципальных депутатов - люди, может быть, и хорошие, но часто подневольные: в основном это бюджетники в регионах. И мы знаем случаи, когда людей просто принудительно собирают, привозят к нотариусу и заставляют подписать заранее уже заполненные бланки с нужными фамилиями, а тех, кто отказывается, естественно, начинают всяческими способами преследовать - угрожать в том числе и потерей работы, и так далее. Безусловно, этот фильтр используется только с одной целью - чтобы не пустить на выборы тех кандидатов, кого боится "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Дмитрий Фёдорович, скажите, вы в "ЕДИНОЙ РОССИИ" или в "Народном фронте"? И тогда я буду задавать вопрос. ВЯТКИН Д. Ф. Николай Васильевич, задавайте вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Хорошо. Дмитрий Фёдорович, вот ваш нынешний руководитель партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - вы всё-таки во фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - будучи президентом, уже после оглашения президентского послания предложил, с моей точки зрения, правильный для развития гражданского общества закон - о том, чтобы дать возможность партиям, имеющим фракции в парламенте, по такой же схеме избираться на других уровнях, вплоть до местного самоуправления, и вы этот законопроект в комитете в первом чтении пропустили, а потом, проволынив два года, пустили под откос. Не считаете ли вы, что вы, ваш комитет, в данной ситуации ведёте себя как вот тот инструмент, который по ветру поворачивается, - вы в принципе не имеете своей позиции и на самом деле вредите государству? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, ну, насчёт вреда государству - тут, мне кажется, вы несколько преувеличиваете, так, мягко скажем. А что касается позиции комитета, она всегда аргументированна, обоснованна, в чём можно убедиться, посмотрев наши заключения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афонский Владимир Игорьевич. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну, не секрет - и нам всем с вами, коллеги, это известно, - что муниципальные депутаты - это самые близкие к жителям представители власти, это неоспоримый факт, повторяю, всем нам известный, и сомневаться, как коллеги, которые задавали вопросы Дмитрию Фёдоровичу, в искренности выбора муниципальных депутатов, когда они решают, за кого ставить свою подпись, мне кажется, некорректно как минимум. Уважаемый Дмитрий Геннадьевич, вопрос такой: есть ли у вас официальные заявления, документы, подтверждающие те факты давления на депутатов, о которых вы говорили? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гудкову включите микрофон. ГУДКОВ Д. Г. Безусловно! Более того, я опубликовал многие из этих фактов в своем блоге. А что касается других регионов, то вы можете просто в любой поисковой системе найти с десяток подобных случаев по любым губернаторским выборам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Геннадьевич, у меня горит кнопка "по ведению". Это ошибка или нет? Пожалуйста, включите депутату Гудкову микрофон. ГУДКОВ Д. Г. Да, уважаемый Иван Иванович, просто коллега Тарнавский задавал вопросы докладчику и содокладчику, я ответил, и ещё я записывался на вопрос. Можно я задам вопрос Дмитрию Фёдоровичу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, задайте вопрос. ГУДКОВ Д. Г. Дмитрий Фёдорович, вот вы сказали о том, что нельзя часто менять законодательство, необходимо посмотреть, как оно работает на практике, но объясните тогда, почему у вас такие двойные стандарты, такие подходы: когда мы в этом зале принимали закон о выборах губернаторов, ещё не было никаких фильтров, вы почему-то не стали ждать, чтобы посмотреть, как это работает на практике, почему-то вы сразу, не дожидаясь первых выборов, уже ввели этот фильтр. Объясните, пожалуйста, почему такие двойные стандарты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Дмитрий Геннадьевич, ну, я с таким же успехом могу точно так же вам задать вопрос: с одной стороны, вы и некоторые ваши коллеги что-то там рассказываете про некий не совсем исправный принтер, с другой - по количеству вносимых законопроектов с предложениями о разнообразных изменениях, в том числе в выборное законодательство, вы тоже на первых ролях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Коллеги, позицию фракции может один человек изложить, у меня предложение: не более одного от фракции. Если есть желающие, конечно. Нет возражений? Нет. Хорошо. Покажите список. От фракции КПРФ - Коломейцев Николай Васильевич. У меня просьба к другим фракциям: определитесь, кто будет излагать вашу позицию. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Сколько на выступление от фракции дадите - семь минут? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дадим-то семь, но мы рассчитываем на понимание. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Здесь остались самые ответственные, самые беспокоящиеся, скажем так, о судьбах страны. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Понимаете, этот закон, кто бы его ни вносил, на самом деле следствие неопределённости нашей власти. Вот плохо не то, что есть партия власти, - она была, есть и будет в любом государстве, но плохо то, что, скажем, Дмитрий Фёдорович - хотя я с уважением отношусь ко всем присутствующим в зале, и к Дмитрию Фёдоровичу в частности - как представитель Думы в Конституционном Суде имеет тройственную позицию. Я, к несчастью, когда готовился к своим выступлениям, читал все его выступления по некоторым законам, в течение нескольких лет, и знаю, какой была его позиция по этому вопросу в разное время. А ещё я регулярно читаю и перечитываю Плигина, который в силу своего должностного положения тоже выступал и при том президенте, и при этом президенте, и раньше, и поэтому вижу, что иногда получается такая палитра интересная: человек по одному и тому же вопросу имеет три позиции. Хорошо это или плохо? Это плохо. Вот молодой, ищущий ум Гудкова-младшего, в принципе юноши, ещё склонен к справедливости, объективно склонен к справедливости... Мне кажется, нам всем, тем, кто не читал, надо бы прочитать работу Аристотеля "Политика", где он уже обо всём этом написал давно, почти двадцать пять веков назад. Мне кажется, если верховная власть не определится, как ей строить государство, то мы будем в этом зале ещё много раз обсуждать данные проблемы. Даже если будет избран, Дмитрий Геннадьевич, ваш представитель или наш представитель, вертикаль построена таким образом, что задолженность субъектов Российской Федерации, которая составляет уже 1 триллион 600 миллиардов, будет продолжать расти. Почему? Потому что заведомо дефицитный бюджет ставит на колени любого, даже самого умного, самого талантливого губернатора, которому просто-напросто не дадут субвенций. На уровне муниципальных образований мы это уже имеем: избрали прекрасных людей в Новочеркасске, избрали в Обливском районе Ростовской области, а что в результате? Ко мне приехал человек, он работал в Питере, до этого работал руководителем в Обливском районе, где уже довели до ручки всё, всё до ручки довели, - он улучшил работу на порядок, но муниципальные депутаты задним числом, ни за что не отвечая, выказывают ему недоверие: человек улучшил бюджетный процесс, исключил коррупцию, улучшил работу с фермерами, начал наводить порядок с землёй - и тут дошёл до старого главы, который всю землю на себя записал, понимаете?! В данной ситуации, мне кажется, просто Владимиру Владимировичу и тем, кто реализует его волю в администрации, надо прежде всего за себя ответить. Если мы хотим построить монархию, тогда не надо дурачить людей выборами, а надо всю вертикаль назначать, как это было во все времена. Безусловно, исполнительная власть должна иметь вертикаль, но тогда при чём тут выборы?! И если мы хотим иметь представительную власть, то не надо опять же рисованием заниматься. Дмитрий Фёдорович нас убеждал тут, но в советское время любого кандидата на любую должность минимум пять человек выдвигали, и от коллектива в том числе, его смотрели и слева, и справа, и сбоку, и он был подотчётен коллективу. Такого уровня демократии, как советская, вообще в мире не было, потому что сегодня у нас в районном собрании или в собрании поселения десять или двадцать депутатов, а раньше было сто пятьдесят, сто пятьдесят - это значительно более широкое социальное представительство, и, поверьте мне, раньше в любом коллективе мы могли любому лицо начистить за будь здоров! Мне кажется, что для того, чтобы дешевле и полезнее была власть, надо, вообще-то, нам с вами самим определиться, чего мы хотим, а то вот эти игрушки, когда один президент в послании делает правильные предложения о расширении гражданского общества, а другой... Ну, я вот с этой трибуны говорил Плигину, что, как только вы дадите возможность регионам ограничить партийное представительство в местном собрании, завтра же 90 процентов муниципалитетов изменят уставы и установят нужную им численность - 19, так вот можете проверить мои слова: сегодня 90 процентов муниципалитетов изменили уставы и ограничили число депутатов до девятнадцати - что, у нас легитимность представительной власти увеличилась? Ничего подобного! У нас в Москве как было? Дали команду - собрали списки от всех беспартийных депутатов за одного кандидата, потом положили их в одном месте и говорят: этот кандидат собрал - теперь с барского плеча можно разрешить другим расписаться. За кого? За кого посчитают нужным. И при чём тут демократия?! Это вообще нарушение Конституции, потому что местное самоуправление - это другой уровень по действующей у нас Конституции. Мы, безусловно, поддержим предложение Дмитрия Геннадьевича Гудкова, хотя знаем, что оно не пройдёт, но я просто обращаюсь ко всем присутствующим: ну что мы друг другу морочим голову?! У нас Центральная избирательная комиссия, к сожалению, превратившаяся в министерство по выборам, не реализует избирательный закон, она реализует волю правящей партии и будет оправдывать любые нарушения, провоцируя людей на недоверие к власти! Вы поймите - легитимность власти падает! Египет и все остальные, они же поднимаются в том числе потому, что в Египте (те, кто там бывал, знают) на кладбище каирском один миллион аборигенов живёт, которые получали при Мубараке по две социальные лепёшки в день, а сегодня социальные лепёшки не дают, и они выйдут против любого президента, пока им не будут давать опять по две социальные лепёшки. Мне кажется, что мы идём к этому же, потому что 60 процентов непонятного качества продовольствия завозится извне, и это при 40 миллионах гектаров непаханой земли, - подумайте об этом! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. От фракции ЛДПР выступает Золочевский Виталий Сергеевич. Включите микрофон. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! В первую очередь, Дмитрий Геннадьевич, хотел бы вам кое в чём возразить. Вот вы приводили в пример разные субъекты и говорили про партию, которую вы представляете, о её процентах на выборах. Я в 2009 году баллотировался в Брянскую областную Думу и прожил в Брянской области более девяти месяцев, и я помню, что возглавляли там региональное отделение на тот момент Комогорцева Людмила Кимовна и некто олигарх Петрухин, который был вторым номером. Эти люди были в законодательном собрании несколько созывов, и потом незадолго до выборов в Государственную Думу они с удовольствием перешли в другую организацию, по-моему, это было "Правое дело" или какая-то другая партия. Так что рейтинг "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" в данном субъекте очень сильно пострадал, и, мне кажется, в данном случае неуместен этот пример. В целом, конечно же, так как сейчас активно участвую в кампании по выборам губернатора Владимирской области и в Законодательное Собрание области и тоже вижу, какая ситуация со сбором подписей у муниципальных депутатов, с прохождением муниципального фильтра, я согласен - всё есть: и давление на местных чиновников, и подкуп, и где-то недобросовестные товарищи просят за подпись от 50 до 150 тысяч рублей... Такие ситуации действительно бывают, и обусловлено это рынком: рынок есть, если есть спрос так называемый. Вот есть у нас также некий газовый олигарх Филиппов, который хочет стать кандидатом в губернаторы, денег у него более чем достаточно, и вот идёт просто тотальная скупка подписей муниципальных депутатов. Такие проблемы существуют, и мне кажется, что в первую очередь надо на это обратить внимание и усилить именно антикоррупционную направленность, а то получается, что мы стараемся сделать лучше, а в итоге получаются опять новые коррупционные махинации и схемы. Если я правильно понял ваш законопроект, то вы предлагаете предоставить возможность всем политическим партиям без фильтра выдвигать кандидатов на пост губернатора. Ну, на мой взгляд, если такой закон сразу принять, то, наверное, будет балаган какой-то, потому что у нас сейчас около шестидесяти зарегистрированных политических партий уже, к концу следующего года их может стать уже и сто пятьдесят, и двести и, возможно, будет такое же количество кандидатов на пост губернатора субъекта. Может быть, действительно подумать вместе, всей палатой, относительно отмены муниципального фильтра для парламентских партий, хотя бы для начала, и посмотреть, как это будет работать? Мы уже всем доказали, что мы - мощнейшая фракция в Государственной Думе, и какой смысл для нас в этом фильтре, зачем в очередной раз проходить через все эти процедуры, когда мы уже много лет доказываем это голосами тех избирателей, которые за нас голосуют регулярно? Ещё хотелось бы отметить, что фракция ЛДПР всегда выступала за назначение губернаторов, и мы сохраняем данную позицию - считаем, что это самый эффективный способ, потому что есть прямая ответственность губернатора перед главой государства и глава государства может и обязан эффективно реагировать на некачественную работу управленца. К сожалению, на мой взгляд, во главе субъектов до сих пор находятся политики. Все мы знаем, кто такие политики, - это люди, которые умеют качественно представлять свои идеи, но на губернатора всегда работает команда, и часто это команда хороших пиар-технологов, которые качественно подходят к агитационной кампании, но имеют небольшой опыт в плане управления и работы в исполнительной власти. Это очень важный момент. В этой связи, и фракция ЛДПР считает, и я считаю, что необходимо вернуться к нашему предложению - о назначении и снятии губернаторов президентом и о чёткой и прямой ответственности. Когда этот закон вступил в силу, мы тоже рассчитывали, что президент будет быстро и эффективно снимать и менять губернаторов, но, к сожалению, этого не произошло; надеемся, что именно при той концепции, которую предлагаем мы - назначение и быстрая смена в случае плохой работы, - страна будет работать действительно более эффективно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Сергеевич. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Авторы законопроекта свои предложения о внесении изменений в пункт 3 статьи 18 указанного федерального закона обосновали необходимостью защиты конституционных прав граждан на прямые выборы глав субъектов Российской Федерации, в которых они проживают. По мнению авторов, конституционное право граждан на непосредственное выражение власти не должно зависеть от механизма выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Вместе с тем Конституционным Судом Российской Федерации нормы, предусматривающие в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получение поддержки со стороны определённого законом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов), числа выборных лиц местного самоуправления, признаны не противоречащими Конституции. Полагаю, что изменение установленного порядка формирования института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является преждевременным, в том числе и из-за отсутствия достаточной правоприменительной практики. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Представитель президента? Правительства? Дмитрий Геннадьевич, будете выступать? Депутату Гудкову включите микрофон. ГУДКОВ Д. Г. Ну, хотел бы к депутатам фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" обратиться, многих из которых я знаю достаточно давно. Посмотрите, что получается. Часто оппозицию обвиняют в том, что в выборах она не участвует, ходит на митинги, ни к какой политической конкуренции не готова, но на деле мы разрешили создавать новые партии - прекрасно. Какие у нас партии создаются? Действительно, много новых и разных, но, к сожалению, те партии, которые считаются действительно независимыми и оппозиционными, например "Народный альянс", "Партия 5 декабря", сталкиваются с трудностями. Дальше, мы предлагаем сделать равный доступ к СМИ, о чём говорили сегодня коллеги из фракции ЛДПР, но даже на элементарные какие-то уступки вы не идёте, в том числе и даже в вопросе равного доступа к билбордам, который мы недавно обсуждали, - даже на такие компромиссы вы не готовы! Вы обещали выборы губернаторов - вот они, ввели, но только вроде бы и представители оппозиционных партий стали готовы в этих выборах участвовать, как вы вводите муниципальный фильтр. Когда вам не нужны стали депутаты-одномандатники, вы ввели пропорциональную систему, потому что очень сложно управлять одномандатниками - и между прочим, много ярких было и в ваших рядах в том числе, - а теперь рейтинги падают, и вы возвращаете смешанную систему, вводите спойлеров, и получается, что нам предлагается играть по неким правилам политического казино. А вы прекрасно понимаете, что играть с казино по правилам казино - это всегда проигрыш, к сожалению, и в определённый момент с шулерами просто никто не захочет играть, им всегда хочется дать по рукам! Я всё-таки призываю задуматься над тем, какими могут быть последствия. Вспомните выступление здесь в ноябре Геннадия Гудкова, который говорил: "Мы с народом выйдем на улицу", и здесь были крики о том, что никто никуда не выйдет, что никаких митингов не будет, а потом люди вышли, и многие здесь тряслись от страха, чем это может закончиться, - вспомните это всё! Вы думаете, что люди не выйдут, что протест пропал, исчез, что решены наши проблемы, - а что, разве у нас появились независимые суды, честные правоохранительные органы, свободные выборы?! Всё это рано или поздно закончится очередным всплеском, очередным выходом людей на улицу, а когда-нибудь они выйдут и просто не разойдутся - задумайтесь об этих последствиях! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Геннадьевич. Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 30 мин. 41 сек.) Проголосовало за 206 чел.45,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 206 чел. Не голосовало 244 чел.54,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.