Заседание № 83

08.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 220134-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части наделения Российского научного фонда дополнительным полномочием и создания научно-технологического совета фонда).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 912 по 955 из 5709
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные              
законодательные акты Российской Федерации". Доклад Сергея Владимировича         
Кабышева.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович.                                                
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему    
образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, напомню, что рассматриваемый законопроект был внесён         
Президентом Российской Федерации и направлен на оказание финансовой и           
организационной поддержки прикладных научных исследований в целях содействия    
реализации стратегических инициатив в научно-технологической сфере.             
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении 6 декабря текущего года, прошёл все        
необходимые экспертизы, замечаний нет, подготовлен для рассмотрения в третьем   
чтении. Комитет по науке и высшему образованию просит принять законопроект в    
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть желающие высказаться по мотивам? Нет.                             
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос.                               
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 21 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              379 чел.84,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
                                                                                

Заседание № 81

06.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 220134-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части наделения Российского научного фонда дополнительным полномочием и создания научно-технологического совета фонда).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1538 по 1577 из 5379
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального    
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российском научном фонде    
и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",    
второе чтение.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Кабышев Сергей Владимирович.                                        
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему    
образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что                  
рассматриваемый законопроект внесён Президентом Российской Федерации и          
направлен на оказание финансовой и организационной поддержки прикладным         
научным исследованиям в целях содействия реализации стратегических инициатив    
президента в научно-технологической сфере. Законопроект принят 8 ноября 2022    
года в первом чтении единогласно. Поправки к указанному законопроекту не        
поступали. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы.           
                                                                                
Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию просит принять      
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, как уже сказал докладчик, поправок     
не поступало.                                                                   
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 5-й вопрос нашей         
повестки.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно.                               

Заседание № 72

08.11.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 220134-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части наделения Российского научного фонда дополнительным полномочием и создания научно-технологического совета фонда).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3605 по 4271 из 5441
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные              
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный             
представитель Президента Российской Федерации председатель Комитета             
Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Владимирович         
Кабышев.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович.                                                
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В., официальный представитель Президента Российской Федерации,       
председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию,      
фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ -ЗА ПРАВДУ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Президентом Российской Федерации    
внесён проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон     
"О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации". Законопроект направлен на решение нескольких        
задач, о которых я вам доложу.                                                  
                                                                                
Президент Российской Федерации поставил задачу достижения технологического      
суверенитета. Для её реализации уже принимаются меры: определены приоритеты     
научно-технологического развития, осуществляется подготовка кадров по           
стратегически важным направлениям развития экономики, государством              
финансируются фундаментальные поисковые исследования, в том числе через         
Российский научный фонд. При этом президент ставит задачу не только получить    
новые знания, осуществить прорывные открытия, что очень важно, но и добиться,   
чтобы плоды технологического прогресса служили развитию экономики, повышению    
качества жизни людей.                                                           
                                                                                
За прошедшие семь лет с момента своего образования фонд доказал свою            
эффективность в поддержке сферы фундаментальных исследований, которые           
помогают решать и прикладные задачи. Приведу один пример. Так, учёные           
Института нефтехимического синтеза имени Топчиева с финансовой помощью          
Российского научного фонда создали катализаторы, ускоряющие реакции вещества.   
Уже сейчас на опытном заводе общества "Татнефть" мощностью 50 тысяч тонн в      
год, стоимостью 10 миллиардов рублей с их помощью перерабатывают почти 100      
процентов тяжёлой нефти, что уникально для данной отрасли. В дальнейшем         
данная технология может быть тиражирована на территории России, Индии, Китая,   
стран Ближнего Востока и других нефтеперерабатывающих стран.                    
                                                                                
В сотрудничестве с компанией "СИБУР" в процессе переработки вовлекаются         
полимерные отходы, позволяя тем самым получать больше продуктов для             
нефтехимии - полимеры, пластик, каучук, а также снижать уровень загрязнения     
окружающей среды. Такие результаты приведут к максимально эффективному          
использованию природных углеводородных ресурсов, к переработке большего         
количества отходов и к низкому углеродному следу. В данном случае бизнес        
поверил учёным, пошёл на риск, но так бывает не всегда.                         
                                                                                
Рассматриваемый законопроект имеет целью создание ещё одного инструмента        
поддержки прикладных исследований, способствующих достижению технологического   
суверенитета нашей страны. Для этого предлагается предоставить Российскому      
научному фонду дополнительное полномочие осуществлять финансовую и              
организационную поддержку опытно-конструкторских и технологических работ,       
имеющих ключевое значение для безопасности нашей страны, её                     
социально-экономического развития. Прежде всего речь идёт о разработках в       
сфере микроэлектроники, медицины, сельского хозяйства и низкоуглеродной         
энергетики. В целях эффективности поддержки прикладных разработок               
законопроектом предлагается: первое - расширить количественный состав           
попечительского совета фонда с 15 до 21 члена, включив в него специалистов,     
уже достигших определённых результатов в прикладных исследованиях и             
компетентных в технологических процессах в рассматриваемых областях знаний;     
второе - сформировать научно-технологический совет фонда для проведения         
экспертиз как самих проектов прикладных разработок, отбираемых по конкурсу,     
так и проектов на всех стадиях их реализации, а также для участия в контроле    
за реализацией этих проектов.                                                   
                                                                                
В случае принятия данного законопроекта его реализация будет осуществляться     
за счёт бюджетных ассигнований, уже предусмотренных в федеральном бюджете на    
реализацию государственной программы "Научно-технологическое развитие           
Российской Федерации", - 959,2 миллиона рублей в 2022 году и по 1 миллиарду     
915,4 миллиона рублей в 2023 и 2024 годах соответственно, а также за счёт       
средств, высвобождаемых при реализации других государственных программ          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Законопроект поддержан Комитетом Государственной Думы по науке и высшему        
образованию, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре,       
Комитетом Совета Федерации по экономической политике.                           
                                                                                
Счётная палата Российской Федерации не высказала замечаний и предложений по     
проекту.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать инициативу главы государства и          
проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, ну, не вызывает сомнения цель этого              
законопроекта. Вопрос: для реализации цели создаётся ещё один совет -           
научно-технологический, поскольку расширяется предмет работы Российского        
научного фонда, правильно? Но и состав экспертных советов, и состав             
научно-технологического совета определяет всё-таки совет попечительский,        
который тоже расширяется, поскольку расширяются полномочия этого совета. В      
прошлом году, точнее, в текущем году на реализацию задач, которые ставил        
перед собой фонд, было выделено 959 миллионов рублей, на следующий год          
заложено почти 2 миллиарда, на 2024 год - тоже 2 миллиарда. Вы привели один     
пример, можете вы привести ещё один пример достижения технологического          
суверенитета, которое с помощью созданного фонда уже случилось?                 
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Спасибо за вопрос, Нина Александровна. Ну, я же обратил           
внимание на то, что примеров не так много. Дело в том, что именно поэтому и     
создаётся научно-технологический совет - для того, чтобы заниматься             
прикладными исследованиями. Сейчас Российский научный фонд занимается только    
фундаментальными и поисковыми исследованиями, и задача как раз и состоит в      
том, чтобы научно-технологический фонд, вновь создаваемый, формировал вот эту   
технологическую цепочку - от квалифицированного заказчика до конкретного        
продукта.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наумов Станислав Александрович, пожалуйста.                                     
                                                                                
НАУМОВ С. А. Уважаемый Александр Витальевич, правильно ли я понимаю, что        
предусмотренные в финансово-экономическом обосновании средства на реализацию    
закона будут направляться в основном на те опытно-конструкторские и             
технологические работы, которые связаны с реализацией стратегических            
инициатив Президента Российской Федерации? Сможет ли фонд в случае принятия     
закона финансировать какие-либо работы вне существующих стратегических          
инициатив и необходимо ли это?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон в президентской ложе включите, пожалуйста.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХЛУНОВ А. В., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
генеральный директор Российского научного фонда.                                
                                                                                
Уважаемый Станислав Александрович, фонд президентский, и в действующем законе   
оговорено, что он выполняет те поручения, которые даёт президент и              
попечительский совет. То, что сейчас есть в указании президента по              
развёртыванию работ в области ОКР, связано с медициной, электронной             
компонентной базой, сельским хозяйством и "зелёной энергетикой", даже не        
"зелёной", а энергоёмкой энергетикой, это достаточно широкий перечень. Я        
понимаю, что этот перечень может быть расширен в случае, если первые шаги       
будут успешными. Мы с попечительским советом очень надеемся, что мы это         
сделаем в течение года, и это уже будет учтено в корректировках бюджета, в      
том числе и Правительства Российской Федерации.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, я информирую вас, что на вопрос отвечал Хлунов Александр Витальевич,   
генеральный директор Российского научного фонда.                                
                                                                                
Вопрос задаёт Аксёненко Александр Сергеевич.                                    
                                                                                
АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Александр Витальевич, совсем недавно на федеральном портале проектов            
нормативных правовых актов проходило общественное обсуждение законопроекта,     
расширяющего полномочия РАН в сфере научно-технической экспертизы.              
Рассматриваемый законопроект дополняет функции фонда выполнением                
экспертно-аналитических работ и предоставлением научно-консультативных услуг    
государственным органам и организациям. В этой связи возникает вопрос: какие    
услуги будут оказываться фондом государственным организациям и как они будут    
разграничены с соответствующими услугами РАН?                                   
                                                                                
ХЛУНОВ А. В. Спасибо за вопрос, Александр Сергеевич. Я уже упомянул, что мы     
работаем в достаточно жёстких рамках решений попечительского совета и           
поручений президента. И вот эта экспертная функция, которая появляется,         
связана исключительно с полномочиями по тем научным проектам, которые           
реализуются фондом. Мы не претендуем на широкоформатную экспертизу всей         
науки, фундаментальной или прикладной науки, которая имеет место в Российской   
Федерации, а концентрируемся исключительно на наших проектах.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, Гарри Владимирович мне подсказал, что Александр Витальевич также       
является официальным представителем президента при рассмотрении данного         
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, вопрос - Куринный Алексей Владимирович.                             
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, вопрос не только относительно этого фонда:       
существует ли какая-нибудь методика оценки эффективности работы подобных        
фондов? Один катализатор, который был создан (причём неизвестно, какое там      
влияние фонда), - это, конечно, здорово, но всё-таки какие-то единые критерии   
должны быть. Понятно, что изобретательство, понятно, что такая сфера,           
инновационная, сложно поддаётся какой-то метрии дополнительной, но всё-таки     
государство вкладывает деньги, государство должно получать какой-то, скажем     
так, эффект в результате и вовремя менять, например, управленцев, которые не    
справляются, соответствующие команды исследовательские, цели, может быть,       
пересматривать. Вот есть какой-нибудь такой подход или просто есть задачи,      
которые сейчас руководство фонда будет худо-бедно пытаться реализовывать?       
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Спасибо за вопрос. Дело в том, что до настоящего времени фонд     
занимался только финансированием фундаментальных и поисковых научных            
исследований и не было задачи внедрения этих результатов в практическую,        
реальную экономику. Сейчас эта функция появляется.                              
                                                                                
Если говорить об экспертном совете, то он существует, экспертный совет,         
который оценивает. И до настоящего времени, ну, насколько я знаю, не было       
никаких проблем, связанных с неэффективностью расходования средств.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Витальевич, если вы желаете добавить, то дайте мне сигнал, я вам      
такую возможность предоставлю.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Ивенских Ирина Валентиновна.                                        
                                                                                
ИВЕНСКИХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, законопроектом предусматривается возможность     
создания фондом научно-технологического совета, вы уже об этом сказали. И       
всё-таки, говоря о роли научно-технологического совета в фонде, какова задача   
только этого совета, есть ли в чём-то эксклюзивность необходимости его          
создания?                                                                       
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Спасибо за вопрос, Ирина Валентиновна. Ну,                        
научно-технологический совет призван не только осуществлять экспертную оценку   
проектов, предлагаемых для финансирования, но и создать систему выполнения      
стратегически значимых проектов, приёмки научно-технических результатов,        
контроля за их внедрением. И вот как раз задача научно-технологического         
совета - найти квалифицированного заказчика, который сформулировал бы           
адекватное техническое задание, которое было бы выполнимым, приносило бы        
реальную пользу и результат нашей экономике.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Витальевич, есть необходимость что-то добавить? Пожалуйста.           
                                                                                
ХЛУНОВ А. В. Очень коротко добавлю по последнему тезису. Мы предполагаем, что   
научно-технический совет будет принимать активное участие в формировании        
непосредственно технического задания, увязанного с той перспективной            
промышленной площадкой, где предполагается внедрение вот этой технологии,       
профинансированной уже Российским научным фондом, и в мониторинге реализации    
самого проекта вплоть до принятия акта о приёмке технологии и внедрения на      
промышленной площадке. Это специфика, отличная от специфики того экспертного    
совета, который сейчас работает в рамках фундаментальных исследований.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Владимировичу.                                           
                                                                                
Уважаемый Сергей Владимирович, вопрос касается того, насколько деятельность     
фонда отражалась и отражается в бюджетной политике, которая проводится.         
Скажите, вот за те годы, что фонд существует, ретроспективно, какой была вот    
эта финансовая поддержка его деятельности, и ещё раз повторите, пожалуйста,     
что там запланировано в бюджете на 2023, 2024 и 2025 годы.                      
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Николай Иванович, ну, я могу ответить на второй ваш     
вопрос окончательно. Что касается первого вопроса, он не совсем по предмету     
законопроекта - если Александр Витальевич прокомментирует, то...                
                                                                                
Я хочу обратить внимание на то, что в финансово-экономическом обосновании к     
проекту федерального закона указано, что реализация закона будет                
осуществляться за счёт бюджетных ассигнований, уже предусмотренных в            
федеральном бюджете: в 2022 году - 959 миллионов рублей и по 1 миллиарду 915    
миллионов рублей в 2023 и в 2024 годах.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Витальевич, пожалуйста.                         
                                                                                
ХЛУНОВ А. В. Очень коротко. Семь лет мы финансируем научные проекты в           
фундаментальной сфере, и, если брать в целом бюджет Российской Федерации на     
фундаментальные исследования, на нас приходится менее 10 процентов этой         
суммы, тем не менее, что касается научной результативности, мы даём более 15    
процентов тех результатов, которые достигаются в Российской Федерации, - в      
общем, неплохая результативность.                                               
                                                                                
Сейчас речь идёт о совершенно новом направлении - о развёртывании работ в       
области ОКР, нам нужно прежде всего наладить систему экспертизы по ОКР. Она     
отлична, и самое сложное в том, что здесь привлекаются не только учёные, но и   
конструкторы, разработчики, промышленные технологи - это другая каста людей,    
которая требует более мощной кооперации с российской наукой, чем мы,            
собственно, и будем заниматься. Вот эти скромные цифры, приведённые Сергеем     
Владимировичем, свидетельствуют о начальном этапе. Надеемся, что он будет       
продолжен более масштабно.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, действительно, попытка усилить фонд и сделать его        
более эффективным должна быть всячески поддержана. Но вот, что касается         
экспертной поддержки, всё-таки, вы знаете, есть разные подходы. Вот есть        
подход, в соответствии с которым независимая экспертная поддержка с точки       
зрения эффективности деятельности, ну, так скажем, более высокие результаты     
обеспечивает. В данном случае мы видим попытку монополизации в одной            
структуре. Тут уже был вопрос по Российской академии наук - вот переплетение    
всех этих вещей... Всё-таки насколько обоснован вот этот подход, можете         
обосновать его более подробно?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Витальевич, пожалуйста.                         
                                                                                
ХЛУНОВ А. В. В настоящее время вот тот проект федерального бюджета, который     
вы рассматриваете в рамках второго чтения, предусматривает только по            
государственной программе научно-технологического развития порядка 400          
миллиардов рублей на прикладные исследования. Сейчас было сказано о             
предполагаемом имущественном взносе в адрес Российского научного фонда - это    
менее 1 процента. Говорить здесь о монополизме, ну, наверное, будет             
преувеличением. Всё-таки сейчас огромные суммы идут на прикладные               
исследования по различным инструментам, и ни о каком монополизме речь не        
идёт. Что касается финансирования по фундаментальным исследованиям, я тоже      
подтвердил, что это менее 10 процентов. Здесь никакого монополизма тоже нет.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Сергей Владимирович, важный законопроект, поправки дают фонду дополнительные    
инструменты для поддержки НИОКР. Я неоднократно направляла в министерство       
письма о необходимости повышения эффективности НИОКР, внедрения результатов в   
промышленном секторе для реализации программ импортозамещения и развития        
рынка экспорта продукции и технологий. Сегодня с этим есть проблема. Надо       
понимать, что непосредственный выход товара и технологий на рынок               
обеспечивает запуск серийного производства. Как вы относитесь к предложению,    
чтобы вся сертификация для новых решений и продуктов, разработанных у нас в     
стране, была бесплатной?                                                        
                                                                                
И также есть предложение по сокращению сроков процедур сертификации в 2 раза,   
это позволит продукту быстрее попасть на рынок, ведь подчас длительность        
периода сертификации связана не с опытными испытаниями той или иной модели, а   
с бюрократическим процессом.                                                    
                                                                                
КАБЫШЕВ С. В. Яна Валерьевна, спасибо за вопрос. К сожалению, он не относится   
к предмету данного законопроекта, но я думаю, что над этим надо подумать.       
Ждём вас в комитете, будем разрабатывать эту тему.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кравченко Денис Борисович, пожалуйста.                                          
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Александр Витальевич, вопрос вам. Прежде всего я      
хотел бы поблагодарить вас и вашу команду, собственно, за те успехи, которые    
вы на этом этапе уже показали. А вопрос у меня следующего характера: чем        
обусловлено увеличение количества членов попечительского совета, специалистов   
в каких областях знаний необходимо включить в состав попечительского совета?    
Возможно, в вашем ответе прозвучит, что это соответствует целям, которые        
поставил президент по обеспечению технологического суверенитета.                
                                                                                
ХЛУНОВ А. В. Уважаемый Денис Борисович, действительно, есть предложение в       
законопроекте расширить совет до 21 члена. Мы сейчас имеем по закону 15         
членов, утверждаемых указом президента, это сбалансированное количество         
людей, представляющих и законодательную власть, и науку, и ректорский корпус.   
Вместе с тем функционал фонда расширяется в сферу опытно-конструкторских        
разработок до выхода на промышленные технологии, и нам требуются в              
попечительском совете люди, которые в своей практике уже реализовывали          
высокотехнологичные проекты в тех или иных компаниях. Вот этим обусловлена      
необходимость расширения состава попечительского совета.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Витальевич, правильно я понял, что теперь фонд может        
финансировать ОКР (опытно-конструкторские разработки) ещё коммерческих          
компаний, а не только государственных, например университетов либо              
подразделений Академии наук? Это первый вопрос.                                 
                                                                                
И второй вопрос: вот кто будет гарантировать внедрение этих разработок? В       
Российской Федерации сейчас очень много разработок, причём очень хороших, но    
проблема в том, что они, к сожалению, до производства не доходят, - либо        
бизнес не интересуют эти разработки, либо государство, а так у нас огромный     
банк разработок. Например, ультразвуковой аппарат: прекраснейший аппарат        
разработан, но до сих пор никем не производится - желания производить нет,      
возможностей нет, а разработка есть. И таких примеров миллион можно привести.   
Вот, может быть, фонд какую-то инновацию в этом смысле привнесёт, чтобы эти     
разработки внедрялись?                                                          
                                                                                
ХЛУНОВ А. В. Уважаемый Сергей Дмитриевич, прежде всего, действующий закон о     
Российском научном фонде не предусматривает ограничений для юридических лиц,    
они тоже пользуются поддержкой. Наряду с бюджетными учреждениями работают       
коммерческие организации, и они тоже работают по грантам Российского научного   
фонда.                                                                          
                                                                                
Самый главный вопрос, который мы предполагаем решить: у нас изначально          
появляется заказчик, который совместно с научно-техническим советом             
разрабатывает техническое задание на опытно-конструкторские работы. Мы          
пытаемся привлечь федеральные органы исполнительной власти, которые могли бы    
задействовать иные инструменты поддержки - регионального характера,             
промышленного характера, с тем чтобы разработанная промышленная технология      
была внедрена на практике. Собственно, новация заключается в том, чтобы на      
самом раннем этапе потенциального заказчика, промышленную площадку привлечь к   
данной технологии и чтобы в дальнейшем заказчик сопровождал эту технологию на   
этапах её разработки, внедрения, а также в задействовании большого количества   
иных методов поддержки реализации промышленной продукции.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Назарова Наталья Васильевна. У вас вопрос?                         
                                                                                
Депутату Назаровой включите микрофон.                                           
                                                                                
НАЗАРОВА Н. В. Нет, Иван Иванович, у меня не вопрос. У меня просьба к           
парламенту. Мы сегодня рассмотрели законопроект под пунктом 23 повестки дня     
во втором чтении. Сейчас из комитета поступила информация о полной готовности   
этого законопроекта к рассмотрению в третьем чтении. И комитет, учитывая        
очень серьёзное влияние этого законопроекта на процесс бюджетирования, просит   
поставить его в повестку дня на завтра, 9 ноября.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Договорились.               
                                                                                
Спасибо большое, Сергей Владимирович, Александр Витальевич.                     
                                                                                
Коллеги, прежде чем мы перейдём к выступлениям, если таковые будут, хочу        
сказать, что у меня всё-таки предложение такое. Сегодня в 16 часов в Малом      
зале состоится вечер памяти Геннадия Николаевича Селезнёва, поэтому есть        
предложение: оставшийся час поработать в таком режиме, чтобы было не более      
одного выступления по законопроекту от фракции. Не будет возражений? Не         
будет. Договорились.                                                            
                                                                                
Есть ли желающие выступить по этому законопроекту? Есть.                        
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
И просьба по возможности укладываться в три минуты, по возможности.             
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! В три минуты трудно уложиться, но   
я постараюсь коротко.                                                           
                                                                                
Мы просим поддержать этот законопроект, понимая, что он представляет собой      
маленький шаг в правильном направлении. Вот наши аргументы.                     
                                                                                
Первое. Напомню, что единственный в мире депутат парламента и нобелевский       
лауреат Жорес Иванович Алфёров всегда говорил, что главный критерий             
эффективности по крайней мере естественных наук - это технологии, которые       
создаются, не какой-нибудь индекс Хирша, не импакт-фактор, не формальные        
отчёты и бумаги, которых стало намного больше, а именно технологии. Между тем   
мы прекрасно понимаем, что без прикладной науки фундаментальная в технологии    
не превращается. Мы прекрасно понимаем, что в процессе так называемой           
приватизации прикладная наука была в значительной степени разрушена, как и      
многое другое. Напоминаю, Анатолий Чубайс откровенно говорил, что смысл         
приватизации - любой ценой не допустить коммунистов к власти, даже ценой        
разрушения страны и её экономики. Я напомню также, уважаемые коллеги, что       
Георгий Малинецкий, очень известный математик и вице-президент                  
Нанотехнологического общества, утверждал, что количество инноваций по           
сравнению с советским временем упало примерно в 5-7 раз. И вообще, когда мы     
выдвигаем лозунг импортозамещения, надо, чтобы он не сводился к замещению       
импорта, скажем, из США импортом из Китая. Нам пора выдвигать лозунг новой      
индустриализации, как это делают, кстати, многие оппозиционные фракции в        
нашем парламенте и союз промышленников и предпринимателей.                      
                                                                                
Второе. Законопроект в небольшой части, но решает проблему укрепления связи     
науки и технологий. это, может быть, второй шаг после избрания президента       
Российской академии наук, но мы прекрасно понимаем, коллеги, что этих шагов     
недостаточно. Мы настаиваем на следующих шагах в области развития прикладной    
науки и укрепления связи науки и технологий. Какие это могут быть шаги?         
                                                                                
Первый. Конечно, бюджет. Коллеги, я напомню, что указы президента в части       
науки хронически не исполняются. По указу № 642 от 2016 года у нас,             
вообще-то, на фундаментальную науку из бюджета должно выделяться не менее 1     
процента от валового внутреннего продукта - выделяется в 2,5 раза меньше. Я     
напомню, что в следующем году расходы на науку фактически сокращаются по        
сравнению с ростом инфляции: инфляция - 12,4, расходы на науку - плюс 10,6. Я   
напомню, когда мы спрашивали министра науки и высшего образования Валерия       
Николаевича Фалькова, как решались вопросы создания вакцин в России, в том      
числе лекарств против ковида, он отвечал, что за счёт приоритизации, то есть,   
говоря по-русски, в одном месте забрали, в другом добавили.                     
                                                                                
Второй шаг. Абсолютно необходима, конечно, поддержка высокотехнологичных        
компаний. Коллеги, я обращаю ваше внимание, вопреки тому, что говорили          
системные либералы в правительстве, какие отрасли получили в последнее время    
экономический рост? Сельское хозяйство, оборонный комплекс и IT-технологии.     
Почему? Потому что им были созданы некоторые преференции. Вот по этому же       
пути нужно идти.                                                                
                                                                                
Третья позиция, о которой надо сказать отдельно. Здесь уже упоминали            
полномочия Российской академии наук. Коллеги, вы будете смеяться, но            
Российская академия наук не является научной организацией, она не может иметь   
научных сотрудников. Так было сделано: разгром по 253-му закону, против         
которого мы выступали категорически.                                            
                                                                                
Я мог бы продолжить, уважаемые коллеги, но мы надеемся, что этот закон не       
будет последним шагом. Сегодня уже говорили об этом, и я повторю то, что        
отметил лидер фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ". Иногда создаётся впечатление, что у части   
наших коллег из правительства есть мнение, будто надо продолжать в прежнем      
духе. Ситуация радикально изменилась! Нам нужны научно-технологические          
проекты по типу советского атомного проекта, в частности в микроэлектронике.    
Если мы не создадим собственной микроэлектроники по-настоящему, извините,       
даже ракеты летать могут перестать.                                             
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо. (Аплодисменты.)                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Чернышов Борис Александрович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, законопроект, который   
мы сейчас рассматриваем, поддерживать нужно, потому что это большой шаг         
вперёд в поддержке системы науки. Наука сегодня - это ключевое направление,     
драйвер роста, драйвер для экономики, драйвер для государства. Фонд             
действительно взял на себя огромные, огромные полномочия, и расширение этих     
полномочий будет только на пользу. Поэтому фракция ЛДПР поддержит данный        
законопроект. Это первое.                                                       
                                                                                
Второе. Вот у всех складывается впечатление, что фонд должен непосредственно    
проводить сами исследования. Давайте прислушаемся: это Российский научный       
фонд. Фонд создаёт возможности, выделяет деньги, финансирует, помогает,         
создаёт условия, но не проводит исследования. Поэтому вопросы, которые          
задаются, должны задаваться по адресам - это прежде всего научные учреждения,   
институты, университеты, Российская академия наук, безусловно, сегодня это      
только ФГБУ. Конечно, мы должны помогать нашим академикам, давать им новые      
возможности - вот ключевая задача.                                              
                                                                                
Наука должна быть не только фундаментальной, но прежде всего прикладной,        
практической. Прошлый год был Годом науки и технологий. Какие-то                
практические, бытовые решения российской науки мы в своих руках держим? У       
кого-то что-то такое есть в руках? Мне кажется, нет. Сейчас Десятилетие науки   
и технологий. Мы ждём каких-то конкретных решений, которые каждый гражданин     
Российской Федерации может увидеть и потрогать, посмотреть, как эти решения     
будут реализовываться в быту. К сожалению, подобных решений сегодня нет. Мы     
ждём, мы ждём всё это уже долгие годы! Нам то какие-то госкорпорации, то        
другие учреждения говорят, что с минуты на минуту, со дня на день что-то        
практическое мы получим. К сожалению, до сих пор этого нет.                     
                                                                                
Политика монополизации. Здесь вопрос вообще не про монополизацию. Сегодня       
научный бюджет находится в руках очень многих держателей. Прежде всего это      
научные учреждения - институты, лаборатории, которые сегодня функционируют на   
территории Российской Федерации. Монополизации никакой здесь нет и не может     
быть.                                                                           
                                                                                
Очень важно теми возможностями, которые есть и в данном законопроекте, и в      
тех решениях, которые сегодня принимаются, поддержать молодых учёных. Наука и   
новые технологии реализуются в основном людьми в возрасте до 35 лет - это не    
выдумка, это статистика, которая показывает, что предложения и решения          
молодёжи самые интересные. Сегодня их нужно поддержать, создать условия, дать   
новые гранты. Вот недавно встречались в Воронежском государственном             
техническом университете с учёными. Они говорят, мол, да, гранты есть, но       
система отчётности их не радует, как и выбор: получить государственное          
финансирование, принять решение дать предложения, совершить открытие в пользу   
государства либо заморочиться в бумажках - такую дорогу молодые учёные тоже     
выбирают.                                                                       
                                                                                
Микроэлектроника, новые технологии, вопросы, связанные с сельским хозяйством,   
с медициной, - всё это сегодня приоритетные и ключевые направления в науке      
для всего мира. Смотрите, что говорят некоторые представители недружественных   
стран: транслируются выдумки о том, что в России чуть ли не чипы достают из     
стиральных машин и используют для военной индустрии. Ну это просто выдумки и    
мифы! Но нам нужно огромные деньги вложить сегодня в технологии, которые были   
утеряны, создать научные школы, которые пропали.                                
                                                                                
Кто может быть новыми членами попечительского совета? Безусловно, молодые       
ректоры университетов и директора НИИ из регионов. Да, передовые практики,      
да, решения, но нужно слышать больше представителей региональных структур       
науки, видеть проблемы, которые, к сожалению, не так часто поднимаются.         
                                                                                
Ну и последний вопрос. Конструкторские разработки действительно должны не       
только в государственном секторе поддерживаться, прежде всего это должно        
касаться и частной инициативы. Компании, предприятия, которые проводят          
большую исследовательскую деятельность, всё это должно быть учтено.             
                                                                                
Ещё раз скажу, что фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект. Я благодарю   
всю команду РНФ за те решения и разработки, которые используются,               
применяются, претворяются в жизнь, это ключевые события, знаковые решения, на   
которых и будет строиться не только российская наука, но и прежде всего вся     
экономика нашей страны.                                                         
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович.                             
                                                                                
Мажуга Александр Георгиевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Я бы хотел начать     
своё небольшое выступление, наверное, с того, что не соглашусь с предыдущими    
выступающими. Нам говорят, что мы не видим результата работы наших              
исследователей, наших учёных, конечно, это не совсем так. Вопрос, наверное,     
каждому, кто присутствует в этом зале: давайте назовём пять открытий наших      
учёных за последние пять лет. Вот то, что приходит в голову: вакцины, новые     
виды вооружения, атомная плавучая электростанция, новый радиотелескоп,          
открытие новых химических элементов. У нас есть чем гордиться, у нас есть       
результаты работы наших учёных. Достаточно ли этого сегодня? Нет конечно, нам   
нужно двигаться дальше. Именно этому направлению, вопросу, связанному с         
внедрением и с практическим применением, посвящён рассматриваемый               
законопроект.                                                                   
                                                                                
В 2022 году президент нашей страны Владимир Владимирович Путин объявил          
Десятилетие науки и технологий. У десятилетия есть три ключевых задачи:         
первая - привлечение молодых исследователей в науку, вторая - внедрение         
результатов наших исследований в нашу повседневную жизнь, третья - это          
вопросы, связанные с популяризацией.                                            
                                                                                
В научно-образовательном сообществе существует такой термин - "долина           
смерти". "Долина смерти" - это то место, куда попадают исследования и           
разработки, которые дальше не находят своего практического применения. С чем    
это связано? У нас существует достаточно много инструментов и механизмов        
поддержки фундаментальных и поисковых работ на ранних этапах. У нас             
существуют инструменты поддержки внедрения, создания производств за счёт        
программ Минпромторга, Фонда развития промышленности и многого-многого          
другого. А вот для этой серединки, где уровень готовности технологий примерно   
пять-шесть, у нас не существует, к сожалению, таких инструментов.               
Законопроект, который мы с вами сегодня рассматриваем, как раз направлен на     
это. Мы даём полномочие Российскому научному фонду проводить прикладные         
исследования, и под это создаётся научно-технологический совет, что,            
естественно, чрезвычайно логично.                                               
                                                                                
Российский научный фонд был создан в 2013 году (сегодня звучали уже вопросы     
относительно того, чем он занимается), он был создан по инициативе              
президента. Я посмотрел статистику по Российскому научному фонду за 2021 год:   
24,3 миллиарда рублей было потрачено на финансирование поисковых,               
фундаментальных исследований, а общее количество реализуемых проектов           
составило 5,3 тысячи. Я уверен, что с новой задачей, связанной с прикладными    
научными исследованиями, Российский научный фонд справится блестяще, ведь все   
проекты (фундаментальные, поисковые), которые были реализованы за счет          
средств Российского научного фонда на предыдущем этапе, действительно имеют     
очень хороший результат.                                                        
                                                                                
Важно отметить, что по Российскому научному фонду и законопроекту, который мы   
сегодня рассматриваем, предполагается докапитализация на 5 миллиардов рублей,   
чуть меньше чем 5 миллиардов рублей. Много это? Конечно, нет, конечно, это      
мало, конечно, требуется намного большая сумма, для того чтобы проводить        
полноценные внедренческие и прикладные работы. Но я уверен, что эта сумма       
будет увеличиваться с каждым годом. Отмечу, что увеличение расходов на          
развитие науки и техники - это приоритет политики партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и     
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает представленный законопроект.                       
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич.                            
                                                                                
Коллеги, все выступившие поддержали законопроект. С учётом этого, Сергей        
Владимирович, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Александр         
Витальевич? Тоже нет.                                                           
                                                                                
Коллеги, переходим к голосованию.                                               
                                                                                
Кто за то, чтобы поддержать законопроект, пункт 27 порядка работы?              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.