Заседание № 41
09.07.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 219958-3 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (внесен депутатами Государственной Думы третьего созыва И. Ю. Артемьевым, С. В. Иваненко и С. С. Митрохиным).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2860 по 3014 из 7278
Пункт 37, о проекте федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Докладчик тот же, Владимир Николаевич Плигин. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, последний законопроект из блока законопроектов, касающихся Совета Федерации. Законопроект был внесен в Государственную Думу в июне 2002 года депутатами Артемьевым, Иваненко, Митрохиным. Законопроект более объемен. В то же время я должен сказать, что данный законопроект является аналогом закона о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и смысл данного законопроекта заключается в том, что необходимо было бы перейти к выдвижению кандидатов в члены Совета Федерации и определению их путем выборов, то есть перейти к другому порядку формирования Совета Федерации. Мы полагаем, что на данной стадии этот законопроект не учитывает действующих в настоящее время реалий, и предлагаем данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы к докладчику? Коллега Смолин, пожалуйста. Пожалуйста, Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемый Владимир Николаевич! Мой вопрос заключается в том, каких же все-таки действующих реалий не учитывает законопроект наших коллег из третьей Государственной Думы. Какие, что это за реалии, которые не позволяют выбирать членов Совета Федерации? ПЛИГИН В. Н. Олег Николаевич, спасибо большое за этот вопрос. Я буду относиться крайне осторожно к любому слову, которое употребляю. Когда я говорю о действующих реалиях, я говорю о действующих правовых реалиях, действующем законодательстве, не более того. Конституция указывает, что Совет Федерации формируется в соответствии с федеральным законом, в принципе депутаты Государственной Думы имеют полное право предложить новый порядок формирования Совета Федерации, с которым, естественно, должны будут согласиться Совет Федерации и Президент Российской Федерации. Действующие правовые реалии, то, как в настоящее время формируется Совет Федерации, комитет предлагает сохранить и с учетом данной стадии развития государства отклонить предложение о выборности Совета Федерации. Естественно, законодательная работа (и Олег Николаевич это знает не хуже меня) предполагает серьезное волеусмотрение. Вот волеусмотрение комитета в настоящее время - не согласиться с предложением о выборности Совета Федерации в текущий политический момент. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Вопрос Кондратенко Николая Игнатовича. Пожалуйста. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Владимир Николаевич, вопрос у меня такой: как может и может ли отражать интересы территории, знать территорию, допустим, Бурбулис, который не родился, не жил на данной территории, или жена Собчака, или все другие, как говорится, назначенные сверху, как они могут знать особенности территории, социальные, политические, если хотите, демографические и другие особенности, климатические, агроклиматические, чтобы отражать интересы территории, защищать их? О какой особенности вы говорите, что это норма? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Понятно, Владимир Николаевич? ПЛИГИН В. Н. Да, абсолютно. Николай Игнатович, что касается члена Совета Федерации Бурбулиса, я к нему отношусь позитивно предвзято, поскольку он был заведующим кафедрой в том же институте, где и я, поэтому это позитивное отношение. Второе. Наверное, все-таки вы согласитесь, что санкции, которые могут быть применены к губернатору (я имею в виду не юридические санкции) или к законодательному органу, органу исполнительной власти, все-таки не носят такой характер, который не позволял бы им в принципе не подыскивать достойных людей, поэтому каждый раз это зависит исключительно от политической устойчивости и от воли ваших коллег-губернаторов или законодательных собраний субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще вопросы? Желающие выступить? Смолин, пожалуйста. Пожалуйста, коллеге Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Артур Николаевич! Подобные законопроекты мы рассматриваем регулярно, и вопрос действительно упирается не в какие-то существующие реалии, а в политическую волю. Так вот, по моему глубочайшему убеждению, этот законопроект нужно поддержать по следующим основным соображениям. Это, кстати, мое убеждение уже на протяжении по крайней мере двенадцати лет. Россия опробовала три модели формирования Совета Федерации. В 93-95-ом годах Совет Федерации формировался на основе выборов. Я имел честь быть депутатом, не членом, а депутатом Совета Федерации первого созыва. Уважаемые коллеги, это была палата, во-первых, сильная, это была палата, во-вторых, в достаточной степени независимая, но слабой стороной этой палаты было то, что она работала не на постоянной, не на профессиональной основе, время от времени. Уверяю вас, что тогда в этой палате губернаторы, которых было очень много, голосовали примерно так же, как депутаты Государственной Думы первого созыва, то есть ориентируясь на мнения своих избирателей, которые их в Совет Федерации направляли. Вторая модель: в состав Совета Федерации входили главы регионов. (Я, может быть, не совсем соглашусь с моим коллегой по фракции уважаемым мною Николаем Игнатовичем Кондратенко.) На мой взгляд, это было хуже, чем первая модель Совета Федерации, но мы должны сказать, что эта палата по крайней мере была сильной. Это была сильная палата, с которой считалась власть всех уровней и всех направлений. Слабой стороной было то, что члены Совета Федерации второго созыва работали на непостоянной основе и все-таки до определенной степени были зависимыми от исполнительной власти по одной простой причине: не проголосуешь за бюджет - можешь не получить необходимого количества средств из федерального бюджета в виде трансфертов, субсидий и так далее, и так далее. И наконец, третья модель Совета Федерации - та, которая существует сейчас. Сильной стороной этого Совета Федерации является то, что его члены работают на профессиональной основе, но эта сила многократно перекрывается двумя слабостями: эта палата - слабая и эта палата - зависимая, причем дважды: с одной стороны, от губернаторов очень сильно, с другой стороны, действительно от представителей администрации президента. Ни для кого не секрет, что, если вы губернатор и к вам пришел представитель президента и сказал, что администрация хочет, чтобы членом Совета Федерации от вашего региона был такой-то, вам очень трудно отказать. Это называется "предложение, от которого трудно отказаться". В результате этой модели формирования возникают парадоксы. Ни для кого не секрет, что Анатолий Собчак вошел в политику своим знаменитым заявлением насчет "якута" Власова и "адыгейца" Воротникова, критикуя прежнюю систему за то, что москвичи избирались от дальних регионов. Теперь супруга Анатолия Собчака избрана именно от Тывы и является членом Совета Федерации третьего созыва. Нам нужно, по моему глубокому убеждению, возвратиться к первой модели Совета Федерации с одной поправкой: Совет Федерации, конечно, должен работать на постоянной основе, как профессиональная палата. Только в этом случае Совет Федерации будет палатой, ориентирующейся прежде всего на мнение своих избирателей. Я понимаю, что шансов нет, но тем не менее прошу вас для чистоты эксперимента проголосовать и поддержать этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Комитет против. Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 31 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7% Проголосовало против 32 чел.7,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 107 чел. Не голосовало 343 чел.76,2% Результат: не принято Не принято.