Заседание № 234
О проекте федерального закона № 219704-3 "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в части включения в число основных социально-демографических групп населения, для которых определяются потребительская корзина и величина прожиточного минимума, дополнительной социально-демографической группы населения - инвалидов первой группы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! В среду на заседании я ставила вопрос о том, что в повестке дня все социальные вопросы всегда относятся на конец дня. Мне Любовь Константиновна разъяснила, что вначале ставятся вопросы, которые не успели рассмотреть на прошлом заседании. Смотрю сегодня: опять социальный блок стоит уже не где-нибудь, а в резерве. Это безобразие! Я прошу поставить пункты 31, 32 и 33 сразу же после перерыва, когда начинается рассмотрение законопроектов в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Первыми среди законопроектов первого чтения, да?
АЛТУХОВ В. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я хотел бы повторить просьбу коллеги Плетнёвой: пункты 31, 32 и 33 перенести и поставить вместо пункта 7. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это будет голосоваться.
Депутат Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста, ваше предложение по пунктам 31, 32 и 33. ПЛЕТНЁВА Т. В. Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я на прошлом заседании ставила вопрос о том, чтобы законы социального блока рассматривать в первом чтении как первоочередные. Но Любовь Константиновна объяснила: этого нет в Регламенте, мы рассматриваем вначале законы, которые не успели пройти на прошлом заседании. Сегодня все вопросы социального блока, не рассмотренные на прошлом заседании, ставят вообще в резерв. Я считаю, что у нас в Государственной Думе вообще существует уже чуть ли не специальное лоббирование по повесткам дня, по "правительственному часу". Я прошу сегодня поставить вопросы 31, 32 и 33, социального блока, как первоочередные, сразу после принятия проектов законов во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вы слышали предложение, да? Я ставлю на голосование: поставить вопросы 31, 32 и 33 первыми среди проектов законов первого чтения. Идет голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 14 сек.) Проголосовало за 193 чел. 42,9% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 196 чел. Не голосовало 254 чел. 56,4% Результат: не принято Не принято.
АЛТУХОВ В. П. Спасибо, Геннадий Николаевич. Я обращаюсь с просьбой переголосовать предложение депутата Плетнёвой. Прошу коллег: обратите внимание на эти законы, законы нужные, дайте возможность сегодня их рассмотреть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы вернуться к голосованию по предложению депутата Плетнёвой Тамары Васильевны? Кто за это? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 44 сек.) Проголосовало за 249 чел. 96,9% Проголосовало против 7 чел. 2,7% Воздержалось 1 чел. 0,4% Голосовало 257 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Вернулись. Коллеги, будьте внимательны. Кто за то, чтобы вопросы 31, 32 и 33 рассмотреть первыми среди проектов законов первого чтения? Идет голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 28 сек.) Проголосовало за 212 чел. 47,1% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 215 чел. Не голосовало 235 чел. 52,2% Результат: не принято Не принято.
Ставлю на голосование предложение депутата Плетнёвой вернуться к голосованию по законопроектам, обозначенным в пунктах 31, 32, 33. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 32 сек.) Проголосовало за 207 чел. 90,0% Проголосовало против 23 чел. 10,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 230 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Вернулись. Кто за то, чтобы законопроекты, обозначенные в пунктах 31, 32, 33, рассмотреть первыми среди законопроектов первого чтения? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 07 сек.) Проголосовало за 213 чел. 47,3% Проголосовало против 5 чел. 1,1% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 219 чел. Не голосовало 231 чел. 51,3% Результат: не принято Не принято.
надо. Дальше. Вот по пункту 32 есть и докладчик, и содокладчик, поэтому давайте начнем с 32-го. Олег Николаевич Смолин доложит проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Пожалуйста, Олег Николаевич. Уважаемые депутаты - содокладчики по законам, придите, пожалуйста, в зал. Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается очередная версия проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Этот законопроект родился не в результате каких-то кабинетных размышлений, но по причине многочисленных обращений инвалидов и их общественных организаций, причем инвалидов с наиболее тяжелыми расстройствами здоровья, прежде всего людей, которые лишены возможности самостоятельно передвигаться, прикованы к постели или квартире, и потому нуждаются в постоянном постороннем уходе или помощи. Суть законопроекта очень проста. В настоящее время, как вы знаете, закон "О прожиточном минимуме..." выделяет только три социально-демографические группы, для которых рассчитываются этот самый минимум и, соответственно, потребительская корзина. Это работающие, дети и инвалиды. Инвалиды всех групп по этому закону отнесены к категории пенсионеров, хотя, я думаю, тоже всем понятно, что жизнь инвалидов требует дополнительных расходов на лечение, на транспорт, на услуги связи, но прежде всего на постоянную помощь других лиц. Поэтому авторы законопроекта, представляющие фракцию Компартии, Агропромышленную депутатскую группу, группу "Российские регионы...", группу "Народный депутат" и независимых депутатов, предлагают выделить хотя бы инвалидов первой группы, для которых эти расходы наиболее тяжелы, в дополнительную социально-демографическую группу в законе "О прожиточном минимуме...". На законопроект поступило девяносто восемь отзывов из субъектов Российской Федерации. Причем авторы семидесяти пяти отзывов поддерживают законопроект, в двадцати трех отзывах с ним не согласны. В основном это отзывы органов исполнительной власти, которые боятся потенциальных, повторяю, не реальных, а потенциальных дополнительных расходов. К сожалению, не поддерживают этот законопроект Правительство Российской Федерации и профильный комитет Государственной Думы, что вызывает особое сожаление. Против законопроекта приводятся следующие основные аргументы. Первое. Нам говорят, что инвалидам первой группы была увеличена базовая пенсия при принятии блока законов о пенсионной реформе. Но хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, что эта базовая пенсия по-прежнему много ниже прожиточного минимума пенсионера, не говоря уже о дополнительных потребностях инвалида. Второе возражение заключается в том, что существуют другие категории граждан, имеющих специфические потребности, которые не выделены в законе "О прожиточном минимуме...". Например, дети до года, инвалиды второй группы и другие. Да, действительно, я признаю, что это так, у нас вообще в России, как вы знаете, дороже всего родиться и умереть, и детей до года тоже следовало бы выделить в отдельную социально-демографическую группу. Но ведь с кого-то надо начинать. Логика, по которой, помогая одним нуждающимся, мы якобы ущемляем права других, кажется мне логикой абсолютно порочной. Надо рассуждать прямо наоборот: не отбирать гарантии, у кого они есть, из-за того, что у кого-то их нет, а, наоборот, добавлять сначала одним, потом другим. Ну и, наконец, третье. Нам говорят, что помогать инвалидам надо не с помощью выделения в законе особой социально-демографической группы, но через реализацию социальных гарантий, предусмотренных законом "О социальной защите инвалидов..." и другими аналогичными законами. С этим можно было бы согласиться, если бы не два обстоятельства. Во-первых, уважаемые коллеги, многие социальные гарантии, предусмотренные законами, сейчас не реализуются. Попробуйте с инвалидом сходить в аптеку, и вы увидите, что бесплатных лекарств вечно нет, а за деньги - пожалуйста. Во-вторых, некоторые группы инвалидов первой группы, к сожалению, не могут воспользоваться социальными гарантиями, предусмотренными законом. Например, инвалиды-колясочники не могут воспользоваться льготой для проезда в общественном транспорте и вынуждены нанимать такси. Но самое главное, повторяю еще раз, речь идет о людях, которые не могут жить без постоянной посторонней помощи, а за это в условиях разрушения общинной психологии, в условиях того, что у нас называется рыночной экономикой, в условиях бедности большинства населения приходится платить. С волонтерами у нас достаточно плохо. Конечно, не дай бог, уважаемые коллеги, но представьте себя в роли инвалида первой группы, лишенного возможности передвижения и живущего на базовую пенсию, которая ниже прожиточного минимума пенсионера. Думаю, в этом случае вас вряд ли убедили бы аргументы Правительства и профильного комитета. В заключение хочу обратить ваше внимание вот на что. Закон непосредственно не требует финансирования, о его финансовых затратах можно будет судить лишь тогда и лишь в том случае, когда и если в установленном порядке будет рассчитываться прожиточный минимум еще для одной социально-демографической группы, которую мы предлагаем внести в закон. Прошу поддержать этот закон, его ждут миллионы инвалидов первой группы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Вы оставайтесь на трибуне, а Василий Петрович Алтухов доложит с места. Пожалуйста, Василий Петрович. Микрофон включите, пожалуйста. АЛТУХОВ В. П. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел указанный проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и отмечает следующее. Законопроектом предлагается установить дополнительную социально-демографическую группу населения, для которой определяется потребительская корзина и величина прожиточного минимума наряду с трудоспособным населением, пенсионерами и детьми, - инвалиды первой группы. Авторы законопроекта считают, что установление дополнительно данной социально-демографической группы в действующем законе будет способствовать большей адресности социальной защиты населения на всех уровнях. В соответствии с решением Совета Государственной Думы законопроект был направлен в субъекты Российской Федерации. На законопроект поступило 98 отзывов из 61 субъекта Российской Федерации. В 75 отзывах содержатся положительные оценки внесенного законопроекта и рекомендация принять его в первом чтении. Вместе с тем авторы 23 отзывов (а в их числе 20 отзывов высших органов исполнительной власти субъектов) считают принятие данного законопроекта нецелесообразным либо недопустимым. Главы администраций Астраханской, Рязанской, Тверской областей, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии и других отмечают, что установление прожиточного минимума только для инвалидов первой группы будет ущемлять права других категорий граждан, таких, как дети в возрасте до одного года, инвалиды второй группы, лица старше 70-80 лет, и ряда других, а также приведет к неравенству и внутри данной категории - инвалидов первой группы. Кроме того, в отзывах отмечается, что выделение новой социально-демографической группы увеличит расходы на оказание социальной помощи этой группе и соответственно увеличит расходы не только из федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Российской Федерации. В официальном отзыве Правительства Российской Федерации отмечается, что вопросы удовлетворения потребностей инвалидов первой группы должны решаться не путем расчета для них прожиточного минимума, а с помощью реализации мер адресной социальной защиты, предусмотренных действующим законодательством, в том числе федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О государственной социальной помощи", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Отмечается также, что инвалиды первой группы не единственная категория граждан, которая имеет специфические потребности и в отношении которой используются соответствующие меры социальной защиты. Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" не поддерживает. Исходя из изложенных выше замечаний, концепцию данного законопроекта не поддерживает Комитет Совета Федерации по социальной политике. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового характера по законопроекту не имеет. Учитывая вышеизложенное, Комитет по труду и социальной политике всё же рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. Я скажу от себя, уважаемые коллеги, что проблема эта существует, и те замечания, которые были высказаны Правительством в своих предложениях, могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Олег Николаевич, спасибо вам. Так, есть ли желающие выступить? Нет. Представители Правительства? Нет. Представитель Президента? Нет. Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Пожалуйста, коллеги, голосуйте. Подождите голосовать. Представитель Правительства, пожалуйста. ЯНВАРЁВ В. А., первый заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мы все-таки хотели бы, чтобы вы, голосуя по этому законопроекту, учитывали ряд факторов. Дело в том, что когда мы готовили и методологию, и вообще все расчеты, связанные с прожиточным минимумом, то учитывали все факторы и, конечно, говорили и думали о том, как быть с инвалидами. Но вы должны понимать, что инвалиды первой группы есть и среди детей, причем любого возраста, есть и среди женщин, для которых прожиточный минимум считается отдельно, есть и среди мужчин трудоспособного возраста, есть и среди стариков. Поэтому такой подход, который сейчас предлагается авторами законопроекта, - выделить некоторую, не очень понятно структурированную группу "инвалиды первой группы" - в принципе просто технически неосуществим. Либо мы должны будем делать параллельно два расчета - прожиточный минимум для всего, так сказать, населения и для инвалидов первой группы, потому что инвалиды, как я уже сказал, есть среди женщин, детей и прочих групп... Поэтому методологически это сделать невозможно. Второй очень важный момент, на что я обращаю ваше внимание, состоит в подходе, который говорит о том, что прожиточный минимум - это те блага или товары и услуги, которые потребляются за деньги. Мы все-таки исходили из старой концепции, которая существовала, существует и, я думаю, еще будет какое-то время существовать, если мы, конечно, ничего не изменим, - то, что связано с обеспечением инвалидов, у нас предоставляется бесплатно, поэтому переводить эту систему социальной защиты инвалидов в платную сферу, мы считаем, просто неправильно. Либо надо менять тогда вот эту идеологию и эту политику. Ну, я не буду повторять те аргументы, о которых здесь говорили, - что кроме этого существует еще огромное количество групп населения, по которым надо было бы выделять, тогда и их требования будут законны. Мы просим этот законопроект не принимать, потому что действительно он не просчитан финансово, экономически, основная масса затрат все-таки ляжет не на федеральный центр, а на субъекты Федерации, а вы знаете, что положение достаточно сложное с бюджетами субъектов. Поэтому просьба большая не принимать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Андреевич. Пожалуйста, Смолин, несколько слов в заключение. Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги и уважаемый Геннадий Николаевич! Поскольку было только два выступления, я сделаю две короткие реплики. Ну, во-первых, я благодарю Комитет по труду и социальной политике (ко мне, к сожалению, попал предварительный проект заключения) за поддержку этого закона. Большое спасибо, уважаемые коллеги. Во-вторых, что касается представителя Правительства, Валерий Андреевич меня удивил. Я вообще всегда высоко ценил его профессионализм. Валерий Андреевич, никакой прожиточный минимум для женщин не рассчитывается, никаких детей - инвалидов первой группы не бывает в природе, группа инвалидности определяется тогда, когда ребенок-инвалид достиг 18-летнего возраста. Поэтому ваши аргументы, мягко говоря, не выдерживают критики с точки зрения профессионализма. ЯНВАРЁВ В. А. Олег Николаевич, приходите, я вам покажу все расчеты. СМОЛИН О. Н. А что касается расчетов, только что вы сказали, что вы их не можете сделать, а, оказывается, они у вас есть. Мы за это вам благодарны. Поэтому... (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то... СМОЛИН О. Н. Нет, секундочку. И последнее, уважаемые коллеги. Повторяю, мы готовы вводить закон в действие, ну, может быть, с 2004-го, если договоримся с Правительством, с 2005-го, с какого посчитаете нужным года. Но суть проблемы заключается в следующем. Повторяю, есть категории инвалидов первой группы, которые не могут воспользоваться другими формами социальной поддержки, не могут, есть вот такие категории, мы им просто даем дополнительную возможность воспользоваться законом о социальной помощи. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Идет голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 38 сек.) Проголосовало за 174 чел. 38,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 174 чел. Не голосовало 276 чел. 61,3% Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 219704-3 "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в части включения в число основных социально-демографических групп населения, для которых определяются потребительская корзина и величина прожиточного минимума, дополнительной социально-демографической группы населения - инвалидов первой группы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
АЛТУХОВ В. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Геннадий Николаевич, в связи с отсутствием Олега Николаевича Смолина пункт 15 я просил бы перенести на 12 марта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенести на 12 марта. (Шум в зале.) Коллеги, очень шумно в зале. Пожалуйста, Абраменков Дмитрий Николаевич. АБРАМЕНКОВ Д. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Геннадий Николаевич. Алтухов сейчас озвучил, только дату неправильно назвал: на 21 марта Олег Николаевич просил перенести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На 21 марта.
Так, коллеги, пункт 15 убирайте из повестки дня, в связи с отсутствием докладчика он переносится на 21 марта.