Заседание № 112
О проекте федерального закона № 219686-6 "О внесении дополнения в статьи 12.21-1 и 12.21-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части выравнивания административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий, 12-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении дополнения в статьи 12.21-1 и 12.21-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Александр Сергеевич Старовойтов. Пожалуйста. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Ярослав Евгеньевич, я думаю, что нам не стоит расстраиваться, мы действительно уже привыкли к тому, что и позитивные, и любые другие законопроекты, может быть не такие значимые, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает просто потому, что это законопроекты не от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Но сейчас, например, законопроект, который предлагаю я, как раз не относится к позитивным законопроектам, за которые нас обвиняют в популизме, чаще всего несправедливо, наши коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", говоря, что мы предлагаем что-то такое, что популярно в обществе, но никак не может быть принято на уровне парламента. Вот сегодня будет очередной пример такого законопроекта, и попробуйте сказать, что он популистский! Я, естественно, ознакомился с заключением профильного комитета, и к тому, о чём я буду докладывать, я бы просил сразу отнестись со вниманием... Я полагаю, что Дмитрий Фёдорович Вяткин будет мне оппонировать, и поэтому прошу сразу внимательно слушать, чтобы в своём заключительном слове Дмитрий Фёдорович всё-таки уже учёл те пункты, которые я обозначу сейчас в своём докладе. Предлагаемый законопроект устраняет диспропорцию административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также за нарушение правил перевозки опасных грузов, вводя в соответствующие статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях примечания, на основании которых за административные правонарушения, предусмотренные этими статьями, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. В целом законопроект гармонизирует законодательство в части установления равной административной ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности в рассматриваемом сегменте в различных организационно-правовых формах и направлен на повышение безопасности перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов. В настоящее время законодательство содержит следующее: нарушение правил перевозки опасных грузов влечёт наложение административного штрафа - внимание! - на водителя в размере от 2 тысяч до 2 тысяч 500 рублей, на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от 15 тысяч до 20 тысяч рублей, на юрлиц - от 400 тысяч до 500 тысяч рублей. По причине значительной разницы в административной ответственности за соответствующие правонарушения между юридическими и физическими лицами юридические лица перерегистрируют транспортные средства, перевозящие опасные грузы, на физических лиц, так как крупным транспортным компаниям абсолютно невыгодно сидеть на той системе налогообложения, проще говоря на традиционке, и нести ту ответственность, которую в данный момент предусматривает законодательство, их действия вполне объяснимы. Законопроектом устраняется законодательная лазейка для таких недобросовестных перевозчиков. Несмотря на то что профильный комитет сомневается в наличии правоприменительной практики, я сейчас сразу прокомментирую идею внесения этого проекта закона в Государственную Думу. Взята она не с потолка, этому предшествовала определённая работа - сбор информации, общение с представителями транспортной отрасли, органов исполнительной власти, в том числе Минтранса России и ГИБДД. В частности, 8 ноября 2012 года в Международном мультимедийном пресс-центре "РИА Новости" по моей инициативе прошел "круглый стол" на тему "Ответственность перевозчиков за безопасность на транспорте". В ходе заседания заместитель начальника управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России полковник полиции Олег Понарьин сказал, что особую обеспокоенность вызывает то, уважаемые коллеги, я цитирую, что "в последнее время юридические лица - владельцы транспортных средств стали перемещаться в стан физических лиц. Перевозчики пассажиров и грузов в силу того, что существенно разнится административная ответственность за соответствующие правонарушения, а также в силу налоговых причин, стали регистрировать транспорт на физических лиц". Следующий пример. Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Владимир Луговенко сообщил, что ведомством уже подготовлен законопроект о выравнивании ответственности индивидуальных предпринимателей - юридических лиц в части обеспечения безопасности перевозок. Привожу его слова и есть соответствующие видеоматериалы: "Мы не стоим на месте и в рамках дополнительного регулирования готовим ряд подзаконных актов, готовим законопроект, который направлен на приравнивание ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов". Уважаемые коллеги, мы с вами прекрасно знаем, сколь длительное время в недрах Правительства Российской Федерации могут зачастую готовиться законопроекты, достаточно вспомнить проект федерального закона номер 16 и поправки - я сегодня, кстати, говорил о них уважаемому министру транспорта Российской Федерации, - которые мы ждали ещё в начале прошлого года, но они поступили только в конце весенней сессии. Всё это лишний раз говорит о медлительности при принятии решений. Далее. Я могу сказать, что ещё в апреле этого года Министерство транспорта попросило продлить срок рассмотрения данного законопроекта и отсрочить принятие решения до 30 апреля, - к сожалению, до сих пор отзыв правительства так и не поступил. Я сделал соответствующий запрос, ответ на него пока ещё не получен, так как запрос был послан не так давно, и мне непонятна спешка профильного комитета: зачем рассматривать данный законопроект, если мы ещё не дождались отзыва правительства, который, я полагаю, должен быть положительным?! Далее, уважаемые коллеги. Я, наверное, приведу совсем уже конкретные примеры, чтобы те, кто, как говорится, не в теме и не вникал никогда в детали транспортных перевозок, понимали, о чём идёт речь. Вот возьмём статью кодекса 12.31, она о выпуске на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке и не прошедшего государственного технического осмотра, и так далее, и тому подобное, - это о том, из-за чего мы с вами получаем аварии, подобные подольской, другие крупные дорожно-транспортные происшествия, - здесь есть примечание в конце статьи, которое уравнивает ответственность юридических лиц и физических лиц. Следующая статья, статья 12.31-1 "Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", - также в примечании уравнивается ответственность. Следующая статья, статья 12.32 "Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством", - смотрим примечание: опять ответственность юридических лиц и физических лиц уравнена. Профильный комитет в своём заключении пишет, что на индивидуальных предпринимателей ложится слишком серьёзная финансовая нагрузка, - коллеги, абсолютно согласен, но тем не менее у нас сейчас тут рапортуют о том, что индивидуальных предпринимателей в данной сфере стало огромное количество, то есть люди взялись за работу, с удовольствием крутят баранку и возят так нужные нам всем продукты питания, а также всё что угодно, в том числе опасные грузы. Уважаемые коллеги, я ещё раз напомню, это не вновь образовавшиеся предприниматели, потому что настоящий индивидуальный предприниматель сейчас в прямом смысле этого слова сдыхает, работая на этом рынке: лизинговые платежи, которые банки заставляют их платить, тахографы, которые мы так долго отстаивали... когда Министерство транспорта решает с 1 апреля ввести ответственность за тахографы, которые производители ещё не выпустили в должном количестве, когда Правительство Российской Федерации принимает постановление о том, чтобы с 2015 года за каждый километр пути платить 3 рубля 50 копеек перевозчики хватаются за голову, не понимая, откуда они будут брать эти деньги, - вот что душит наших предпринимателей, уважаемые коллеги! А в данной ситуации я предлагаю уравнять ответственность - я привёл примеры из соответствующих статей Кодекса об административных правонарушениях и считаю, что это абсолютно логично. Честно говоря, когда я заметил этот пробел, я воспринял его как то, что законодатель ранее просто не заметил эту статью и, наверное, по ошибке не включил это примечание в состав данной статьи, поэтому, уважаемые коллеги, я прошу вас поддержать данный законопроект. И надеюсь, Дмитрий Фёдорович, что всё-таки вы сейчас ответите на все мои тезисы более глубоко, а не просто зачитаете заключение комитета, с которым, в общем-то, все могли ознакомиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. На рабочем месте включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В принципе, претензии комитета к данному законопроекту изложены в заключении, я лишь дополню, что Конституционный Суд в своих постановлениях неоднократно указывал, что размер санкции, в том числе выраженный в виде штрафа, должен соответствовать, быть соразмерным, во-первых, тяжести совершённого проступка, в данном случае административного правонарушения, а во-вторых, материальному положению лица, которое совершило правонарушение. Действительно, у нас в ряде статей Кодекса об административных правонарушениях есть примечание, аналогичное тому, которое предлагается, но в данном случае, если мы обратим внимание, в разы отличается ответственность, предусмотренная для должностных лиц, к которым по общему правилу относится индивидуальный предприниматель, и для юридических лиц. Конечно же, перерегистрация автотранспорта на индивидуальных предпринимателей - это скорее попытка минимизировать налоговую нагрузку в первую очередь, а не штрафы, и надо сказать, что на тот случай, если автотранспорт используется не по назначению, с нарушением правил, предусмотрены иные меры воздействия, в том числе на индивидуальных предпринимателей, - я уж не говорю о тех случаях, когда возникают ситуации причинения кому-либо ущерба. Давайте данную проблему ещё раз обсудим, но законопроект, который предлагается, наш комитет рекомендует отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Нет вопросов? Даже у Дмитрия Ивановича Савельева нет вопросов? Ну, причина понятна. Кто хотел бы выступить? Тоже нет желающих. А докладчик не хотел бы во второй раз выступить? Полминуты выступает Александр Сергеевич Старовойтов. Пожалуйста, включите микрофон. СТАРОВОЙТОВ А. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Дмитрий Фёдорович, я, в общем-то, рассчитывал, что вы ответите именно таким образом. И знаете, я соглашусь с вами в том, что ни в коем случае нельзя на индивидуальных предпринимателей вешать такие штрафы, которые указаны в данной статье, но давайте в таком случае уменьшим эти суммы. Ну вы же понимаете, что проблема существует! Невозможно в тех статьях, которые я перечислил, делать ответственность одинаковой, а в этой статье, так сказать, в отдельный сегмент её выделять - это же всё касается нарушения правил перевозки, но это же неправильно! И мне интересно, на что вы опираетесь, когда говорите, что они уходят от налогов. От штрафов они уходят, - 400 тысяч рублей, Дмитрий Фёдорович! - именно от штрафов, а заодно от налогов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 31 сек.) Проголосовало за 147 чел.32,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 149 чел. Не голосовало 301 чел.66,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.