Заседание № 200

15.12.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 219660-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 326 Трудового кодекса Российской Федерации и в статью 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (о выплате суточных и определении размера стоимости проезда и провоза багажа работника и членов его семьи при переезде к месту работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; принят в первом чтении 18 декабря 2002 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5404 по 5473 из 7939
Мы рассматриваем далее законопроекты, принятые в первом чтении и предлагаемые   
к отклонению. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в   
статью 326 Трудового кодекса Российской Федерации и в статью 35 Закона          
Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,       
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним         
местностях". Доклад председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего        
Востока Валентины Николаевны Пивненко.                                          
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Представленные     
законопроекты, их два, предусматривают применение районного коэффициента к      
базовой части трудовой пенсии по старости... Извините...                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентина Николаевна, вы сейчас докладываете пункт 15-й   
- это дополнения и изменения в статью 326 Трудового кодекса. Те два             
законопроекта мы были вынуждены снять, потому что к моменту, когда я их         
объявил, в зале не было двух содокладчиков. Мы зафиксировали этот факт и        
дальше проголосовали, что идём по повестке, по порядку работы, поэтому сейчас   
я объявил пункт 15. Вы здесь докладчик. Это законопроекты, принятые в первом    
чтении и предлагаемые к отклонению.                                             
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Прошу прощения.                                                  
                                                                                
Данным законопроектом предлагается включить в Трудовой кодекс норму о выплате   
работнику и членам его семьи за счёт работодателя суточных при переезде к       
месту работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том   
числе при расторжении трудового договора, а также о компенсации расходов,       
связанных с провозом багажа, как при заключении, так и при расторжении          
трудового договора.                                                             
                                                                                
Этот законопроект был принят в первом чтении прошлым составом Государственной   
Думы 18 декабря 2002 года. После вступления в силу законодательных актов, в     
частности 122-го закона, изменивших порядок заключения трудовых договоров, в    
том числе изменений в Трудовой кодекс, необходимости в работе по данной         
проблеме в том виде, как она была определена, нет. Поэтому комитет,             
рассмотрев этот законопроект, принял решение его отклонить ввиду его            
нецелесообразности.                                                             
                                                                                
Я хочу сказать, что проблемы, которые существуют сегодня, - они комитетом с     
повестки дня не сняты. Экспертному совету представлен пакет законопроектов, о   
чём мы говорили не так давно при обсуждении одного из вопросов, касающихся      
Севера, и как раз разрешить вот те недоразумения, которые есть сейчас, мы       
предлагаем в новом законе и будем настаивать на его принятии в январе 2007      
года.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас по процедуре могут выступить     
полномочные представители. Полномочный представитель президента не желает       
выступить? Нет. Полномочный представитель правительства? Нет. Представители     
депутатских объединений хотели бы выступить по данному законопроекту? Нет.      
Субъект права законодательной инициативы у нас уже выступил.                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование предложение принять постановление    
об отклонении данного законопроекта, принятого в первом чтении. Аргументация    
была дана.                                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки? Нет таких.                                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 33 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    305 чел.                                          
Не голосовало                 145 чел.32,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       
                                                                                

Заседание № 254

17.09.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 219660-3 "О внесении дополнений в статью 326 Трудового кодекса Российской Федерации и изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (о выплате суточных и определении размера стоимости проезда и провоза багажа работника и членов его семьи при переезде к месту работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; принят в первом чтении 18 декабря 2002 года с названием "О внесении изменений и дополнений в статью 326 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2437 по 2651 из 6150
Коллеги, пункт 6: проект федерального закона "О внесении дополнений в статью    
326 Трудового кодекса Российской Федерации и изменения в статью 35 Закона       
Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,       
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним         
местностях", второе чтение. Пожалуйста, Валентина Николаевна Пивненко.          
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам         
Севера и Дальнего Востока, депутатская группа "Народный депутат".               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона    
"О внесении дополнений в статью 326 Трудового кодекса Российской Федерации и    
изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О государственных            
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего   
Севера и приравненных к ним местностях" был внесен в целях устранения           
противоречий между статьей 326 Трудового кодекса Российской Федерации и         
статьей 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О      
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в    
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Согласно статье 35    
закона от 19 февраля 1993 года гражданам, прибывшим на работу в районы          
Крайнего Севера и приравненные к ним местности, за счет работодателя            
оплачиваются суточные, а также стоимость проезда работника и членов его семьи   
и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью, по фактическим расходам как      
при заключении трудового договора, так и при расторжении трудового договора и   
переезде к новому месту жительства.                                             
                                                                                
В законопроекте предлагается в статье 326 Трудового кодекса Российской          
Федерации установить оплату суточных, а также предоставить право работодателю   
и работнику увеличивать в трудовом договоре размер компенсации по оплате        
стоимости проезда и провоза багажа (сейчас она ограничена размером тарифов,     
предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом). При этом редакция   
статьи 35 закона от 19 февраля 1993 года приводится в соответствие со статьей   
326 Трудового кодекса Российской Федерации.                                     
                                                                                
При подготовке проекта федерального закона ко второму чтению было внесено       
десять поправок, из которых семь рекомендуются комитетом к принятию.            
Поправки, рекомендуемые комитетом к принятию, носят в основном редакционный и   
юридико-технический характер. В связи с тем что при принятии законопроекта      
потребуются расходы из федерального бюджета, ориентировочно 5,5 миллиона        
рублей, предлагается срок введения в действие закона установить с 1 января      
2004 года.                                                                      
                                                                                
Три поправки, внесенные членом Совета Федерации Назаровым, комитет              
рекомендует отклонить, так как в случае их принятия останутся                   
неурегулированными размер и порядок компенсации расходов работодателя в         
организациях, расположенных в местности, где отсутствует железнодорожное        
сообщение.                                                                      
                                                                                
Текст законопроекта согласован с Правовым управлением Аппарата                  
Государственной Думы, и замечаний правового и лингвистического характера не     
имеется.                                                                        
                                                                                
Письмом от 6 февраля 2003 года Правительство Российской Федерации подтвердило   
свою позицию о нецелесообразности принятия указанного законопроекта. Однако     
постановлением № 187 от 2 апреля 2003 года, то есть спустя два месяца,          
Правительством Российской Федерации были установлены размеры возмещения         
организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов    
в связи с переездом на работу в другую местность, были предусмотрены выплата    
работнику суточных в пути следования, а также при отсутствии других видов       
транспорта компенсация расходов по провозу багажа воздушным транспортом от      
ближайшей к месту работы железнодорожной станции или от ближайшего морского     
либо речного порта.                                                             
                                                                                
Отсутствие указанных компенсаций в статье 326 Трудового кодекса Российской      
Федерации ущемляет права граждан, приезжающих на работу на Север, где с         
учетом тяжелых природно-климатических условий объем компенсаций должен быть     
установлен на более высоком уровне. Возникшее несоответствие между общей        
нормой, регулирующей возмещение расходов при переезде на работу в другую        
местность, и специальной нормой, устанавливающей компенсации расходов,          
связанных с переездом на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним   
местности, повлечет за собой путаницу в применении указанных норм на местах и   
обращения граждан в суды.                                                       
                                                                                
Комитет просит принять законопроект с учетом внесенных поправок. Выплата        
работнику суточных в пути следования в организацию, расположенную в районах     
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также предоставление         
работодателю и работнику права увеличивать в трудовом договоре размер           
компенсации по оплате стоимости проезда и провоза багажа будут защищать         
интересы работника и позволят работодателю компенсировать такие расходы в       
более полном объеме.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы приняли данный законопроект в первом чтении. Вам          
представлены для рассмотрения поправки, которые комитет согласился принять, и   
поправки, которые комитет согласился отклонить. Еще раз прошу вас обратить      
внимание на то, что в основном поправки носят юридико-технический и             
редакционный характер, те, которые рекомендованы к принятию. Я попросила бы     
вас поддержать принятие данного законопроекта во втором чтении.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице поправок, которые комитет       
рекомендует принять? Нет замечаний.                                             
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в   
части принятия поправок?                                                        
                                                                                
Валентина Николаевна, не убегайте.                                              
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. (Не слышно.)                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так там кто-нибудь... Юрий Михайлович, вы поработаете     
за Валентину Николаевну, да?                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Там разделение было...                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. В этом плане у нас нет разделения.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто без карточки и желал бы проголосовать?                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.             66,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    301 чел.                                          
Не голосовало                 149 чел.             33,1%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Возьмите, пожалуйста, таблицу поправок, рекомендованных к отклонению. Есть ли   
у депутатов замечания по этой таблице поправок? Нет.                            
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в   
части отклонения поправок?                                                      
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.             70,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.             29,8%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, представитель правительства, Логинов Андрей Викторович.             
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
По мотивам голосования за законопроект в целом.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, перед вторым чтением вы можете выступить.     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, мы не будем сейчас полемизировать насчет       
оплаты суточных, но мы бы хотели обратить ваше внимание на то, что трудовым     
договором по действующему законодательству уже разрешено устанавливать более    
высокий размер компенсации. Таким образом, поправка в части первую и третью     
статьи 326 представляется нецелесообразной, потому что в Трудовом кодексе       
статьей 57, которая носит название "Содержание трудового договора", частью      
третьей, установлено, что стороны при заключении трудового договора вправе      
предусмотреть в нем любые условия, не ухудшающие положение работника по         
сравнению с изложенными в Трудовом кодексе, законах и иных нормативных          
правовых актах, в том числе и компенсацию расходов, связанных с переездом, в    
большем размере, чем это предусмотрено статьей 326. Поэтому именно с            
юридико-технической точки зрения совершенно нецелесообразно вносить             
соответствующую поправку, и в данном случае законопроект просто запутает        
правоприменителей. И кроме того, хочу подчеркнуть, что оплата стоимости         
проезда работников, членов их семей по фактическим расходам без ограничения     
также предусмотрена кодексом.                                                   
                                                                                
Действительно, мы согласны с комитетом, что статья 326 законодательно           
нуждается в уточнении относительно оплаты стоимости провоза багажа по           
фактическим расходам при отсутствии железнодорожного сообщения, но мы           
договорились, что эта поправка должна целевым образом вноситься с               
соответствующим обоснованием именно в статью 326 Трудового кодекса и            
рассматриваться как самостоятельный законопроект. Тем более, что мы уже         
готовим поправки ко второму чтению в проект федерального закона "О внесении     
изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации", и именно в      
рамках этой работы мы рекомендовали бы вам внести эту поправку. Поэтому мы      
считаем нецелесообразным принимать законопроект во втором чтении.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Валентина Николаевна.                                               
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Я бы хотела заметить в связи с данным выступлением, что          
работодателем для работников, работающих в районах Крайнего Севера и            
приравненных к ним местностях, является в том числе государство, региональная   
и местная власть, и вот как раз нестыковка в действующем законодательстве       
привела к необходимости выступить с данной законодательной инициативой.         
Поэтому мы считаем, что данная законодательная инициатива объективно            
обоснованна. Мы занимались внимательно при подготовке ко второму чтению всеми   
предложениями, которые к нам поступали, и могу сказать, что позиция нашего      
комитета не изменилась.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обмен мнениями состоялся.              
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект во втором          
чтении? Позицию правительства вы слышали. Пожалуйста, голосуйте. Принять        
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              177 чел.             39,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    180 чел.                                          
Не голосовало                 270 чел.             60,0%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2658 по 2671 из 6150
ПАШУТО В. Р. Спасибо.                                                           
                                                                                
Геннадий Николаевич, представитель правительства нас ввел немножечко в          
заблуждение. Дело в том, что не бывает так, что предприятие создалось,          
допустим, сегодня, а завтра уже появился трудовой договор. Вот в чем дело.      
Там пройдет, может быть, несколько месяцев, и не будет регламентировано         
никаким документом...                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Ростиславович, правительство, я думаю,           
ответственно выступает в Государственной Думе. Но это не по ведению. (Выкрики   
из зала.) Вы предлагаете что, вернуться к голосованию? Вот так сразу и надо     
говорить. Давайте так: мы сейчас пройдем закон, который доложит Валентина       
Борисовна, а потом рассмотрим ваше предложение.                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3033 по 3066 из 6150
Пункт 8... (Шум в зале.) Нет, коллеги, было предложение депутата Пашуто         
вернуться к голосованию по пункту 6. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию   
по законопроекту, пункт 6, который докладывала Пивненко Валентина Николаевна?   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              190 чел.             99,0%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,5%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,5%                        
Голосовало                    192 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.              0,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
К голосованию вернулись. Коллеги, будьте внимательны. Ставлю на голосование.    
Кто за то, чтобы принять во втором чтении проект закона, пункт 6, по Северу?    
Он обсуждался.                                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              192 чел.             42,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    192 чел.                                          
Не голосовало                 258 чел.             57,3%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 231

04.04.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 219660-3 "О внесении дополнений в статью 326 Трудового кодекса Российской Федерации и изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (о выплате суточных и определении размера стоимости проезда и провоза багажа работника и членов его семьи при переезде к месту работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; принят в первом чтении 18 декабря 2002 года с названием "О внесении изменений и дополнений в статью 326 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 615 по 627 из 6511
ЧЕРНЫШЕНКО И. К., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых          
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Депутат Чернышенко по карточке Аксакова.                                        
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, комитет по проблемам Севера предлагает сегодня   
снять с рассмотрения вопрос 4 для проведения дополнительных согласований с      
Правительством. Вчера мы это на Совете Думы обсуждали.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вчера на Совете обсуждали. Решили еще доработать,     
да? Так, коллеги, все, кто записался, свои предложения внесли. Давайте мы       
теперь их обсудим.                                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1166 по 1168 из 6511
Уважаемые депутаты, мы рассмотрели все вопросы, предложенные в повестке. Мы с   
вами исключили пункт 4, будет комитет дорабатывать данный закон.                
                                                                                

Заседание № 208

18.12.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 219660-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 326 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (о выплате суточных и определении размера стоимости проезда и провоза багажа работника и членов его семьи при переезде к месту работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4671 по 4950 из 4979
Пункт 31: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в       
статью 326 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 35 Закона            
Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,       
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним         
местностях". Докладывает депутат Государственной Думы Марков Валерий            
Петрович.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Петрович.                                                   
                                                                                
МАРКОВ В. П., депутатская группа "Народный депутат".                            
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Проект федерального        
закона "О внесении изменений и дополнений в статью 326 Трудового кодекса        
Российской Федерации и статью 35 Закона Российской Федерации "О                 
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в    
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" был внесен в целях     
устранения противоречий между статьей 326 Трудового кодекса Российской          
Федерации и статьей 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №    
4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и        
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".         
                                                                                
Согласно статье 35 закона гражданам, прибывшим на работу в районы Крайнего      
Севера и приравненные к ним местности, за счет работодателя оплачиваются        
суточные, а также стоимость проезда работника и членов его семьи и провоза      
багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам как при             
заключении трудового договора, так и при расторжении трудового договора и       
переезде к новому месту жительства.                                             
                                                                                
В статье 326 Трудового кодекса Российской Федерации исключена выплата           
работникам суточных, а оплата работодателем стоимости проезда работника и       
членов его семьи при расторжении трудового договора, а также провоза багажа     
как при заключении, так и при расторжении трудового договора ограничена         
размерами тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом.   
                                                                                
Вместе с тем в ряд указанных районов и местностей - Камчатская, Сахалинская     
области, Красноярский край, Долгано-Ненецкий автономный округ, Республика       
Коми, можно и другие назвать, - где располагаются организации-работодатели,     
прибыть и убыть железнодорожным транспортом невозможно ввиду его отсутствия.    
При этом установленные пределы компенсации расходов, связанных с переездом,     
ограничивают права работника на рынке труда и нарушают принцип свободы          
заключения или расторжения трудового договора его сторонами. Указание на то,    
что предельный размер оплаты стоимости провоза багажа не должен превышать       
тариф, предусмотренный для перевозок железнодорожным транспортом, с одной       
стороны, предоставляет работодателю возможность ограничить размер данной        
компенсации, независимо от того, что железнодорожное сообщение отсутствует в    
месте его расположения, и, с другой стороны, ущемляет право работника на        
компенсацию расходов по переезду в полном объеме... Внесение данной нормы - о   
возможности урегулирования этого вопроса сторонами в трудовом договоре -        
защищает интересы работника и предоставляет работодателю право компенсировать   
такие расходы в более полном объеме.                                            
                                                                                
Законопроектом предполагается установить в статье 326 Трудового кодекса         
Российской Федерации норму об оплате суточных, а также предоставить право       
работодателю и работнику увеличивать в трудовом договоре размер компенсации     
по оплате стоимости проезда и провоза багажа. При этом редакция статьи 35       
закона приводится в соответствие со статьей 326 Трудового кодекса Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
Расходы работодателей и организаций разных форм собственности на оплату         
суточных работника составят в год ориентировочно 54,6 миллиона рублей, в том    
числе содержащихся за счет федерального бюджета - не более 5,5 миллиона         
рублей, ориентировочно 10 процентов от общего количества.                       
                                                                                
Просим Государственную Думу принять законопроект в первом чтении.               
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Валерий Петрович.                
                                                                                
Пожалуйста, содоклад Валентины Николаевны Пивненко.                             
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам         
Севера и Дальнего Востока, депутатская группа "Народный депутат".               
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Достаточно подробно и         
основательно Валерий Петрович Марков изложил суть данного законопроекта. И      
мне непонятно отрицательное заключение Правительства по этому вопросу, ведь в   
специальном законе "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,         
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера...", есть норма, которая     
прописана в законе и которая выполняется. Данный проект закона направлен лишь   
на то, чтобы привести Трудовой кодекс в соответствие с действующим              
специальным законом.                                                            
                                                                                
Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что законопроект проходил             
экспертизу в субъектах Российской Федерации, и мы получили более ста отзывов,   
в большинстве из которых поддерживается принятие данного законопроекта.         
                                                                                
Мне бы хотелось отметить, что речь идет о работодателе, которого представляет   
государство, речь идет не о коммерческих структурах. Мы заинтересованы в том,   
чтобы к бюджетным организациям, которые сегодня нуждаются в специалистах,       
особенно в районах Крайнего Севера, особенно в тех местах России, где           
отсутствует железнодорожный транспорт, а есть только воздушное сообщение,       
действительно применялись нормы, не ущемляющие прав и интересов граждан         
Российской Федерации. Мне кажется, что 5,5 миллиона рублей - та                 
ориентировочная сумма, которая называлась, - не разорительна для федерального   
бюджета, но она даст возможность выплачивать специалистам, врачам, учителям,    
работникам культуры, компенсации в случае их согласия трудиться в районах       
Крайнего Севера и Арктики. Прежде всего это касается именно данных районов.     
Поэтому я бы попросила поддержать наш законопроект. Спасибо.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли у вас вопросы к докладчикам? Нет вопросов. Есть     
ли желающие выступить?                                                          
                                                                                
Пожалуйста, представитель Правительства. (Шум в зале.)                          
                                                                                
Коллеги, очень шумно! Николай Максимович Безбородов, очень шумно!               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАРШЕНЦЕВА Г. В., статс-секретарь - заместитель министра труда и социального    
развития Российской Федерации.                                                  
                                                                                
Уважаемые члены президиума, уважаемые депутаты! Безусловно, Валентина           
Николаевна приводила аргументы, которые соответствуют жизненной                 
действительности, но, когда Правительство готовило свое заключение, оно         
ссылалось на нормы Трудового кодекса - это статьи 57, 168, 169, 251. Мы с       
вами прекрасно знаем, что по Трудовому кодексу Российской Федерации выплата     
суточных производится в соответствии со статьей 168 - за командировки, то       
есть за время выполнения определенной работы в соответствии с должностными      
обязанностями.                                                                  
                                                                                
Если говорить о статье 326, которую предлагается дополнить абзацем третьим,     
мы можем сделать ссылку на статью 57 Трудового кодекса: стороны при             
заключении трудового договора вправе предусмотреть в нем любые условия, не      
ухудшающие положение работника по сравнению с Трудовым кодексом. Эти            
соглашения могут соответственно войти и в коллективный договор. Поэтому вот     
этот абзац просто излишен.                                                      
                                                                                
Я бы хотела напомнить вам, уважаемые коллеги, что для выработки изменений в     
Трудовой кодекс создается рабочая группа Государственной Думы, в которой        
могут участвовать представители всех депутатских групп, фракций, а также        
Правительство. И мы будем совместно с вами рассматривать все предложения,       
которые будут вноситься для изменения Трудового кодекса, той или иной его       
статьи. Давайте все-таки с вами посмотрим и все вот эти моменты включим в       
общий перечень изменений, которые будут предлагаться совместно                  
Государственной Думой, Советом Федерации и Правительством. И я прошу            
поддержать все-таки Правительство и не принимать в данном случае вот эти        
изменения в статью 326. Спасибо.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Васильевна. (Шум в зале.)                 
                                                                                
Коллеги, ну, когда я спрашивал, кто хотел бы выступить, никто не поднимал       
руки, а теперь...                                                               
                                                                                
Так, депутат Мяки и депутат Буткеев. А потом, если есть желание, -              
представитель Президента.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, депутату Мяки включите микрофон.                                    
                                                                                
МЯКИ А. Э. Уважаемые коллеги, я обращаюсь к вам с тем, чтобы поддержать         
данный законопроект. И мне непонятна позиция Правительства, потому что, по      
большому счету, интересы государства никоим образом не ущемляются данным        
законопроектом. Если работодатель и наемный работник договорились о каких-то    
выгодных для них вещах, почему мы должны им в этом отказывать? Кроме того,      
это ставит их в более равные условия, и создаются условия для того, чтобы       
народ на Севере нормально жил и решал свои вопросы.                             
                                                                                
Поэтому прошу поддержать данный законопроект.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Буткеев Владимир Анатольевич.                 
                                                                                
БУТКЕЕВ В. А. Спасибо, Геннадий Николаевич.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно, сейчас очень много говорится вообще о судьбе        
нашего государства как государства северного и о том, что у нас отсутствует     
государственная политика по отношению к Северу. Мы относимся по-прежнему еще    
словно тогда, когда у нас было союзное государство, и северные территории       
занимали меньшую часть территории Советского Союза, но, после того как Россия   
стала самостоятельным государством, фактически две трети ее территории - это    
Север. По большому счету, мы - северное государство, и мы, исходя из этого,     
должны формулировать и формировать нашу государственную политику.               
                                                                                
Мне бы хотелось, безусловно, чтобы чиновники, которые находятся в Москве,       
чувствовали это, чувствовали себя жителями северной страны. И тогда подходы     
будут совершенно другие, и решение задач будет совершенно другим. Ведь          
сегодня у нас Север обезлюживается, люди уезжают с Севера. И те                 
незначительные льготы, которые сегодня еще прописаны в законе о                 
государственных гарантиях для северян, в некоторых других законах либо не       
находят отражения, либо нет механизма из реализации. И поэтому получается       
так, что люди вынуждены обращаться в суды, чтобы получать те или иные           
гарантии и компенсации.                                                         
                                                                                
Вот представьте положение жителей Магаданской области. Ведь от нас только       
авиационным транспортом можно выбраться, как мы говорим, на материк, сюда, в    
центральные регионы России. И хотя территориально мы не находимся на острове,   
но, по сути дела, по транспортным связям, по транспортным схемам мы,            
получается, анклавная территория, островная территория, потому что только       
самолетом можно добраться до Магадана, до Чукотки, до Певека, до Анадыря и      
так далее. Это касается многих северных территорий, где нет ни                  
железнодорожного, ни автомобильного транспорта. Ну и представьте: билет - 10    
тысяч. Это самый дешевый, так сказать, в одну сторону только. Каким образом     
без компенсации этих затрат вообще можно решать проблемы перемещения людей,     
пополнения трудовых ресурсов и многие другие вопросы? И потом, ну, если         
просто, это даже не новация какая-то, это приведение в соответствие с уже       
имеющейся северной конституцией нашего северного государства, мы приводим в     
соответствие Трудовой кодекс, поправками, выравнивая и согласуя два             
федеральных закона.                                                             
                                                                                
И поэтому я полагаю, что нет таких существенных оснований даже у                
Правительства, чтобы возражать против этого. Это нормально, это обычно - то,    
что предлагается Комитетом по проблемам Севера и Дальнего Востока. И это лишь   
первый шаг, для того чтобы здесь действительно привести всю эту                 
законодательную базу, касающуюся северных территорий, к общему знаменателю.     
                                                                                
Я прошу коллег поддержать этот законопроект и проголосовать за.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Последний выступающий - Ивер. Пожалуйста, Василий Михайлович.                   
                                                                                
ИВЕР В. М., Агропромышленная депутатская группа.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я представляю Северный Кавказ, но очень много наших          
земляков работало на Севере, и поэтому я прекрасно понимаю, насколько трудна    
судьба людей, которые решились работать на Севере. И конечно же, я предлагаю    
поддержать данный законопроект. Наша Агропромышленная депутатская группа        
поддерживает принятие данного законопроекта.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто выступит с заключительным словом? Валерий Петрович Марков? С места?         
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАРКОВ В. П. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! В своем         
выступлении я говорил о той цифре, которую предварительные расчеты дают. Цена   
вопроса - порядка 5,5 миллиона рублей. Это небольшая сумма для российского      
бюджета, однако это очень большая поддержка для тех, кто работает или           
собирается работать на Севере. Проблема закрепления людей на Севере - это       
проблема обеспечения жильем, проблема обеспечения проезда их как на работу и    
с работы, так и хотя бы в отпуск. Мы не пытаемся решить всё сразу.              
                                                                                
Если бы вы посмотрели на нашу карту, карту России, то увидели бы, что Север,    
к сожалению, мало населен и там у нас мало железных дорог. Республику Коми      
пересекает одна дорога тупиковая, которая заканчивается у Ледовитого океана,    
и три небольшие веточки. Красноярский край - там тоже вы не увидите большого    
пересечения железнодорожных путей. Я уж молчу про Якутию и многие другие        
районы.                                                                         
                                                                                
Так что же получается? Чтобы учителю попасть на работу в школу или врачу на     
работу в больницу, им нужно ехать от железнодорожной станции 500 километров,    
а может быть, и больше, бывает, конечно, и меньше. Мы им даже не можем дать     
гарантию, что перевоз в небольшом количестве их личных вещей, того, что         
потребуется, может быть нами проплачен, что они смогут добираться на автобусе   
рейсовом, а не по зимникам, мы не можем гарантировать им суточных. Это всё      
было. Это просто упущение норм Трудового кодекса, который мы с вами принимали   
в прошлом году.                                                                 
                                                                                
Мы пытались сейчас эти две конфликтующие статьи - в законе о северах и в        
Трудовом кодексе - свести к единому пониманию. Поэтому еще раз обращаюсь с      
убедительной просьбой к коллегам-депутатам: поддержите этот законопроект в      
первом чтении. Те небольшие замечания редакционного характера, которые есть у   
Правового управления и звучат из уст Правительства, все могут быть учтены во    
втором чтении, и мы это, безусловно, сделаем. Спасибо за внимание.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Алексеевич, вы не будете выступать? Нет.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, обмен мнениями состоялся. Я ставлю на голосование. Кто за   
то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте.   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              247 чел.             54,9%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    248 чел.                                          
Не голосовало                 202 чел.             44,9%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в первом чтении.