Заседание № 217

16.03.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 219644-4 "О внесении изменений в статьи 251 и 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о льготном налогообложении благотворительной помощи, оказываемой специализированным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5558 по 5837 из 8415
Уважаемые коллеги, пункт 8 повестки дня. Здесь есть некая коллизия, которую     
вы должны разрешить, либо согласившись, либо не согласившись. У нас имеется     
письменное обращение представителя Сахалинской областной Думы господина         
Ефремова от 14 марта, который предлагает рассмотреть законопроект под пунктом   
8 без участия представителя Сахалинской областной Думы, но в то же время        
депутат Иванова информирует нас о том, что уже после этого она получила         
устное поручение от председателя областной Думы представлять данный             
законопроект на сегодняшнем заседании. Я не могу принять волевое решение,       
поскольку здесь должно быть только решение палаты. Регламентный комитет готов   
дать на этот счёт разъяснение.                                                  
                                                                                
Черёмушкин, пожалуйста. (Шум в зале.) Коллеги, спокойно! Сейчас мы получим      
все разъяснения и примем решение.                                               
                                                                                
Василий Павлович, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ЧЕРЁМУШКИН В. П., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! При всём уважении к депутату      
Ивановой, всё-таки устное разрешение представлять законопроект мы не можем      
использовать в нашей практике, поэтому мы должны рассмотреть его без            
представителя Сахалинской областной Думы.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ну, регламентный комитет даёт вот      
такое разъяснение. Я понимаю, что такое разъяснение не позволяет мне даже       
поставить на голосование этот вопрос. Тогда мы должны рассматривать согласно    
имеющемуся у меня официальному документу.                                       
                                                                                
Объявляется пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 251 и 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".         
Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Николая         
Авксентьевича Сухого.                                                           
                                                                                
Я думаю, депутат Иванова на нас не обидится.                                    
                                                                                
СУХОЙ Н. А., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Комитет по бюджету и налогам     
рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 251 и      
265 Налогового кодекса Российской Федерации", внесённого Сахалинской            
областной Думой. Законопроект состоит из двух частей.                           
                                                                                
Первая часть предусматривает освобождение от налогообложения налогом на         
прибыль доходов в виде имущества и имущественных прав, полученных               
специализированными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без        
попечения родителей, на осуществление их уставной деятельности.                 
                                                                                
Всесторонне проанализировав содержание данной поправки, комитет пришёл к        
выводу, что она является излишней, поскольку ныне действующая редакция          
Налогового кодекса предусматривает освобождение от налогообложения данных       
доходов в полном объёме. Так, в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи    
251 кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций     
не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного                
государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также        
негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право    
ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.         
Данная норма в полном объёме распространяется и на специализированные           
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,         
поскольку они в полном соответствии со статьёй 12 Закона Российской Федерации   
"Об образовании" отнесены к образовательным учреждениям.                        
                                                                                
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 251 кодекса при определении налоговой      
базы не учитываются доходы в виде целевых поступлений на содержание             
некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. К таким         
доходам отнесены, в частности, пожертвования, средства и иное имущество,        
которые получены на осуществление благотворительной деятельности.               
                                                                                
Таким образом, повторяю, все возможные имущественные поступления в учреждения   
для детей-сирот освобождены от налогообложения в этих учреждениях, и далее      
расширять перечень этих льгот просто некуда.                                    
                                                                                
Таким образом, в принятии этой части представленного проекта закона, этой       
поправки нет никакой необходимости.                                             
                                                                                
Вторая часть законопроекта предусматривает отнести расходы на осуществление     
благотворительной деятельности к внереализационным расходам, на сумму которых   
уменьшается налогооблагаемая прибыль организаций-благотворителей.               
                                                                                
В соответствии со статьёй 265 Налогового кодекса в состав внереализационных     
расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные   
затраты на осуществление деятельности, не связанной непосредственно с           
производством или реализацией. При этом согласно статье 292 кодекса под         
обоснованными расходами понимаются затраты, которые произведены для             
осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Безвозмездная     
добровольная передача имущества указанным специализированным учреждениям в      
рамках благотворительной деятельности не направлена на получение дохода,        
поэтому предложение об отнесении этих затрат к внереализационным не может       
быть поддержано.                                                                
                                                                                
Разделяя актуальность цели, поставленной авторами при подготовке второй части   
законопроекта, необходимо отметить, что предложенный Сахалинской областной      
Думой механизм её достижения является неприемлемым, противоречащим всей         
идеологии главы 25 Налогового кодекса. Учитывая эти аргументы, Комитет по       
бюджету и налогам предлагает отклонить данный законопроект.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, процедура первого чтения. Есть ли     
вопросы к докладчику и содокладчику в одном лице? Нет. Есть ли желающие         
выступить по обсуждаемой теме? Нет... А, есть.                                  
                                                                                
Депутат Иванова, пожалуйста. Вы как раз имеете возможность сейчас выступить.    
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату... Нет, другая Иванова - Светлана        
Васильевна.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Уважаемый Олег Викторович...                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения.                                           
                                                                                
Нина Александровна, вы тоже настаиваете? Два выступления.                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! У вас есть два      
заключения комитета. Комитет по бюджету и налогам дал отрицательное             
заключение, а Комитет по делам женщин, семьи и детей дал положительное          
заключение, то есть профильный комитет сегодня считает возможным принятие       
такого законопроекта, а комитет, который у нас занимается финансами, к          
сожалению, обосновывает невозможность принятия. Я считаю, что мы должны         
подойти всё-таки с точки зрения здравого смысла и понять, о ком идёт речь.      
                                                                                
Речь идёт о детях-сиротах, о детях, которые лишены возможности иметь            
родителей. Организации, которые хотели бы помогать этой категории детей, к      
сожалению, сегодня имеют некоторые проблемы в этом плане, и поэтому депутаты    
Сахалинской областной Думы вышли с этой законодательной инициативой. Эту        
законодательную инициативу они не сами придумали, к ним обратились именно те,   
кто хотел бы оказывать такую помощь, и в принципе необходимость принятия        
такого решения обоснованна. Этот вопрос давно витал в воздухе в Сахалинской     
областной Думе и вылился сегодня наконец-то вот в такой законодательный акт.    
                                                                                
Я думаю, что он имеет право на жизнь, сегодня, к сожалению, у нас не так        
много желающих помогать детям. Мне, как депутату, нередко приходится            
обращаться в разные инстанции, потому что ко мне приходят порой за помощью, а   
я обращаюсь к тем, кто имеет возможность её оказать, но этой помощи             
становится всё меньше и меньше. Закон должен стимулировать именно такую         
деятельность - деятельность благотворительную, поэтому Сахалинская областная    
Дума попросила меня озвучить её позицию и попросить вас, коллеги, поддержать    
этот законопроект.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Останина, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Спасибо, Олег Викторович.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, в этом году исполняется двадцать лет со дня учреждения       
Советского детского фонда имени Ленина. И я думаю, что всем хорошо знакомо      
имя Альберта Лиханова, который возглавляет этот детский фонд. Более того,       
известно, насколько совестлив этот человек, насколько искренни были его цели    
при создании этого фонда, сколь много публикаций от своего имени, от имени      
детей, которых он и его фонд защитили, есть в нашей центральной печати. Но я    
бы хотела сослаться на мнение председателя этого фонда. Он приводит такую       
цифру: этот детский фонд установил детям стипендию в размере 100 рублей, из     
этих 100 рублей 13 вычитаются в качестве налога. И ещё одна цифра,              
приведённая им же, Альбертом Лихановым. Он пишет, что фонду благодаря           
объявлению удалось собрать 25 тысяч долларов на операцию девочки, которая       
была ранена снайпером в позвоночник в Чечне, навеки прикована к постели. Так    
вот, на операцию собрали 25 тысяч долларов, из которых 5 тысяч вынуждены были   
отдать в качестве налога. То есть, получается, куда идут эти вычеты? А вычеты   
идут в бюджет. Альберт Лиханов спрашивает: не стыдно ли бюджету и               
законодателям, которые его формируют, за такого свойства налог? Это налог       
против воспитания детей и вообще против человеческой солидарности. Трудно не    
согласиться с Альбертом Лихановым, поэтому я бы тоже просила и от своего        
имени, и от имени комитета, в котором я состою, от имени нашей фракции, от      
имени тех многочисленных организаций благотворительных, которые хотели бы       
оказывать помощь нашим детям (поверьте, их не семьсот двадцать тысяч, а в       
разы, в десятки раз больше): давайте поддержим этот законопроект, ибо он        
действительно направлен на благую цель.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителей президента, правительства есть ли желание выступить? Нет.      
Николай Авксентьевич Сухой настаивает на заключительном слове.                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Сухому.                                  
                                                                                
СУХОЙ Н. А. Я хотел бы, чтобы у вас не сложилось мнение о том, что бюджетный    
комитет также против того, чтобы наши детишки, особенно сироты, имели бы        
лучшие условия, чем они имеют. Но всё-таки давайте будем, так сказать, идти     
по Регламенту. Я уже вам доложил, что первая часть решена: в Налоговом          
кодексе чётко, ясно прописано о том, что все поступления освобождены от         
налога. Вопрос о второй части. Предложения, которые внесла областная Дума,      
просто не вписываются в логику статьи 265, поэтому я в своём выступлении        
сказал: "Давайте искать несколько иную форму, для того чтобы разрешить этот     
вопрос". Вот, по сути дела, это и есть мнение бюджетного комитета. То есть      
концептуально тот текст, который мы сегодня рассматриваем, просто принять       
нельзя.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Авксентьевич, я с вами согласен, думаю, что с     
точки зрения юридической техники вы абсолютно правы, впрочем, как и комитет,    
но я обращаюсь ко всем комитетам.                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас сложилась порочная, неправильная практика, когда мы    
законодательные инициативы регионов, которые, как мы понимаем, по духу          
правильные, отклоняем на основании вопросов юридической техники. Я в данном     
случае не к кому-то конкретно обращаюсь, а обращаюсь ко всем, к палате: это     
не красит нас. Поэтому, мне кажется, на этапе, когда инициатива готовится, -    
это касается в том числе и депутатов, представляющих данную территорию здесь,   
в палате, - надо как-то согласовывать это, чтобы законодательная инициатива,    
особенно регионов, была выполнена безупречно с точки зрения юридической         
техники, если в ней заложена правильная идея. Тогда нам не придётся вот так     
голосовать, как, видимо, сейчас придётся голосовать, увы, отклоняя, в общем,    
правильную идею.                                                                
                                                                                
Ставится на голосование... По мотивам голосования - депутат Малышкин.           
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Олег Викторович, очень правильно вы сказали: надо разобраться    
и посмотреть. Ведь были же, вы помните, уже спортсмены, когда всё это           
перечисляли туда, были инвалиды, уже были, да. Теперь остались детские дома,    
ещё чуть-чуть, ещё что-то получить с них, потому что, если туда отдать,         
естественно, скажут: налогом не облагается, давай назад чуть-чуть... Вот        
правильно вы говорите: давайте продумаем хорошо за них эту инициативу, вот      
именно за тех, кто внёс, мы давайте додумаем, хорошо додумаем и тогда уже       
будем что-то предлагать. А так я согласен и с бюджетным комитетом: хорошая      
идея.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, в данном случае мы друг друга слышим. Я так           
понимаю, что и представители всех профильных комитетов понимают, о чём мы       
говорим. Но я в данном случае не могу прервать обсуждение. Обсуждение           
состоялось, и понятна аргументация, по которой бюджетный комитет не             
поддерживает данную законодательную инициативу.                                 
                                                                                
Я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 251 и 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".         
Бюджетный комитет предлагает отклонить по мотивам, скажем так, юридической      
техники.                                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              126 чел.28,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    126 чел.                                          
Не голосовало                 324 чел.72,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законодательная инициатива. Но для протокола: будем считать, что    
выступления Сухого, Морозова, Малышкина, Ивановой и Останиной как бы            
формируют наше понимание, общее понимание вообще этой идеи.                     
                                                                                
По ведению - депутат Семаго.                                                    
                                                                                
СЕМАГО В. В., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый председательствующий, коллеги! Я хотел бы обратить ваше внимание на   
следующее обстоятельство, которое является результатом длительных обсуждений    
наших законов. У нас сейчас есть блок "Оборона и безопасность", есть законы,    
которые вне тематического блока, но я хотел бы сегодня обратить внимание всех   
коллег на то, что неоднократно в средствах массовой информации ставился         
вопрос о возможном обсуждении блока вопросов нашего порядка работы, которые     
начинаются с пункта 15.1, это касается КоАПа. Я хотел бы обратить на это ваше   
внимание и просить, может быть, перенести на более ранний срок их обсуждение,   
потому что если мы сегодня не затронем этот вопрос и не попытаемся его          
обсудить, то, я боюсь, резонанс будет самый отрицательный для парламента. Я     
предлагаю рассмотреть его в 17 часов, если не возражаете. Спасибо.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У меня только один вопрос, прежде чем я поставлю на       
голосование это предложение: мы готовы обсуждать независимо от отсутствия или   
присутствия докладчиков? Вот меня информируют, что Васильев Владимир            
Абдуалиевич в Думе, но я его не вижу в зале. Идёт. Похмелкин? Митрофанова       
нет. Поэтому у меня такое предложение. Сигуткин здесь, давайте я сейчас         
объявлю 9-й вопрос. Я думаю, что мы его достаточно быстро обсудим. А моё        
выступление слышали депутаты, которых я назвал, и, если мы увидим их в зале,    
я поставлю предложение Семаго на голосование. А иначе мы проголосуем, но не     
сможем приступить к обсуждению. Принимается такая схема?