Заседание № 84
15.03.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 219613-6 "О ратификации Соглашения об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств - участников Содружества Независимых Государств при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1977 по 2196 из 6664
Пункт 14 повестки дня, законопроект "О ратификации Соглашения об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств - участников Содружества Независимых Государств при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра обороны Николая Александровича Панкова. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вынесенным на ваше рассмотрение законопроектом предлагается ратифицировать подписанное в сентябре 2011 года главами государств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан Соглашение об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств - участников Содружества Независимых Государств при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна. Подписание данного соглашения вызвано необходимостью обеспечения безопасного использования воздушного транспорта, противодействия терроризму и формирования единой организации действий дежурных по ПВО сил государств - участников СНГ при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна. В этих целях положения соглашения определяют: первое - порядок выявления угрозы совершения террористического акта в воздушном пространстве, второе - порядок организации обмена информацией при возникновении угрозы совершения теракта в воздушном пространстве, третье - порядок действий должностных лиц органов военного управления и дежурных по ПВО сил государств - участников СНГ при возникновении угрозы совершения теракта в воздушном пространстве и, наконец, последнее - порядок применения оружия и боевой техники при предотвращении угрозы совершения террористического акта в воздушном пространстве. Соглашение не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, его реализация не повлечёт дополнительных расходов федерального бюджета. В соответствии с действующим законодательством данное соглашение подлежит ратификации, поскольку затрагивает вопросы обеспечения безопасности международного мира. Прошу вашей поддержки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович, присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Леонида Эдуардовича Слуцкого. Пожалуйста. СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые коллеги! Данное соглашение основывается на общепризнанных нормах и принципах международного права, включая Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 года. Целью соглашения является обеспечение безопасного использования воздушного пространства, противодействие терроризму и формирование единой организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств Содружества при поступлении информации о возможном угоне или захвате воздушного судна. Помимо прочего в договоре прописан порядок действий дежурных по ПВО сил, сбора данных об обстановке в воздухе и обмена сторонами сведениями при возникновении угрозы, а также порядок применения военной авиацией оружия наземных (корабельных) средств ПВО для устранения угрозы террористического акта. В соответствии с данным соглашением оружие и боевая техника для уничтожения воздушного судна, используемого для совершения теракта, будут применяться лишь при условии, если исчерпаны все остальные возможные средства и меры, необходимые для его посадки. В случае угрозы захвата самолёта органы военного управления, дежурные по ПВО силы будут обмениваться информацией на русском языке. Кроме того, в соглашении содержится положение о том, что для совершенствования взаимодействия, а также для проверки готовности органов военного управления к пресечению теракта в воздухе Координационным комитетом по вопросам ПВО при Совете министров обороны стран Содружества ежегодно разрабатываются и проводятся совместные тренировки по действиям дежурных по ПВО сил объединённой системы ПВО государств СНГ. По мнению комитета, ратификация данного соглашения будет способствовать развитию военного сотрудничества и усилению борьбы с терроризмом на пространстве Содружества Независимых Государств, так как оно создаёт чёткую систему мер для предотвращения и реагирования на попытки захвата воздушных судов. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие задать вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Виктор Андреевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ. Вопросы заместителю министра обороны. Какие государства, входящие в СНГ, не подписали это соглашение? И второе. В соглашении сказано, что для предотвращения угрозы террористического акта могут применяться воздушные суда вооружённых сил сопредельного государства - участника СНГ, но порядок пересечения госграницы и применения оружия и боевой техники одного государства над территорией другого государства определяется международными договорами этих государств. С какими государствами - участниками СНГ сегодня у нас есть такие соглашения? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон. ПАНКОВ Н. А. В настоящее время два государства не ратифицировали это соглашение - Казахстан и Узбекистан, соответствующая работа там проводится. Что касается воздушных судов стран - участниц СНГ и их использования в борьбе с терроризмом, с угрозой терроризма - это как бы вопросы второй очереди, прежде всего мы должны реализовать весь комплекс средств наших национальных сил. Соответствующие двусторонние соглашения со всеми странами имеются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Владимир Иванович. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Александрович, да, мы поддержим это соглашение, хорошее соглашение, но скажите, пожалуйста, как в тех условиях, в которых мы находимся, выполнять задачи противовоздушной обороны, когда из шестисот самолётов "МиГ-31", по данным СМИ, только двести на крыле? Как этот вопрос решить? Мы недавно были в Перми, там есть шестьсот двигателей, и в ближайшее время, в общем-то, можно построить триста самолётов "МиГ-31". Спасибо. ПАНКОВ Н. А. Уважаемый Владимир Иванович, что касается вашего вопроса - это вопрос, по сути, исправности авиационного парка, в частности самолётов "МиГ". Мы в этом плане работаем очень целенаправленно, и я знаю, что Комитет Государственной Думы по обороне в апреле выносит эту проблему на своё заседание. Но вместе с тем вы знаете, какие параметры заложены в государственной программе развития вооружений, мы вам об этом докладывали, вы знаете, какие серийные поставки в Вооружённые Силы идут в этом году и будут в последующие годы. Конечно, ситуация непростая, конечно, процент исправности авиационной техники недостаточно высок, но, мне кажется, мы из этой ямы выбираемся, и достаточно успешно: государство вкладывает очень большие деньги в перевооружение армии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лихачёв Василий Николаевич. ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Александрович, предмет этого соглашения требует максимального участия государств - участников СНГ. В то же время мы видим, что это соглашение не подписано органами государственной власти Азербайджана, Молдовы, Туркменистана и Украины. Каковы перспективы для подключения этих государств к правовому режиму данного соглашения? Какую практическую работу вы ведёте, и какую помощь вам оказывает Министерство иностранных дел? ПАНКОВ Н. А. Спасибо, уважаемый Василий Николаевич, очень правильный вопрос, но вы, наверное, и сами знаете, что перечисленные вами государства не входят в координационный совет СНГ, они занимают несколько особую позицию. Тем не менее это не значит, что мы не должны с ними работать, мы с ними работаем не только по этой проблематике, но и по всем другим вопросам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свинцов Андрей Николаевич. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Николай Александрович, тоже вопрос вам. Подскажите, пожалуйста, у нас аналогичные соглашения с Евросоюзом, с основными странами заключены? Какова практика за последние несколько лет? Есть ли такое взаимодействие, обмениваемся ли мы этой информацией и на каком языке мы обмениваемся? Огромное количество стран, есть ли какой-то универсальный язык? Как это, как говорится, технически происходит? Спасибо. ПАНКОВ Н. А. Андрей Николаевич, спасибо за вопрос. Соответствующих соглашений у нас нет. Должен сказать, что по линии АТЦ, Национального антитеррористического комитета соответствующая работа проводится, но соглашений, ещё раз повторю, нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Александрович, ещё раз хочу уточнить: соглашение необходимо, мы его поддерживаем, но невольно размышляешь, в каких случаях теоретически может происходить такой захват воздушного судна. Мы оговариваем территорию стран СНГ, а как реально выглядит картина, какова мировая практика? Гораздо чаще вероятность такого угона с уходом тех, кто захватил, на территории, скажем, стран мусульманского мира, или арабского мира, или стран НАТО, вроде Турции, - как в этом случае наше правовое регулирование выглядит? ПАНКОВ Н. А. К сожалению, есть печальная практика, связанная с реальным захватом воздушных судов за пределами воздушного пространства СНГ, и в этом случае очень активно работают спецслужбы соответствующих государств, как правило, эффективно и результативно, но есть и другие примеры. И я не случайно сказал, что по линии антитеррористического комитета соответствующая работа ведётся, чтобы этот вопрос был лучше, чем в настоящее время, регламентирован в правовом плане, в международно-правовом плане в том числе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Николай Александрович, что касается ПВО - у нас более глубокие соглашения с Республикой Беларусь, то есть фактически у нас единое командование, единая система противовоздушной обороны в рамках Союзного государства. Можно ли рассматривать данный договор как один из шагов, я не скажу, первый или второй по ранжиру, но один из шагов к созданию единой системы противовоздушной обороны на территории СНГ? Спасибо. ПАНКОВ Н. А. Анатолий Евгеньевич, это тот вопрос, на который я отвечу очень коротко: да, именно так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, вопросы все заданы, есть ли желающие выступить? Нет желающих. Выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5417 по 5435 из 6664
14-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О ратификации Соглашения об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств - участников Содружества Независимых Государств при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 18 сек.) Проголосовало за 433 чел.96,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принимается.