Заседание № 131
О проекте федерального закона № 219329-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части отнесения прохождения военной службы по призыву к индивидуальным достижениям абитуриентов, учитываемым при приёме на обучение по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В сегодняшней повестке дня под пунктом 14 идёт законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании...". Я напомню, что этим проектом закона мы наконец-таки принимаем решение о том, чтобы, ну, с одной стороны, детей погибших медицинских работников принимать по квоте в высшие учебные заведения, с другой стороны, переводить с платного на бесплатное самих участников специальной военной операции, но, к великому сожалению, выпала категория детей мобилизованных. Вообще, политическим импульсом для принятия этого законопроекта послужило, наверное, выступление Оксаны Генриховны Дмитриевой, когда у нас отчитывалась уполномоченный по правам человека. Далее, если бы не ваша поддержка, Вячеслав Викторович, и не ваше письмо, которое вы поручили Ивану Ивановичу подготовить, то ничего этого не было бы. Поэтому сегодняшний законопроект - это плод многих усилий, но, к сожалению, упущена ещё очень существенная категория - это дети мобилизованных, которые, ну, тоже должны получить право быть... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, мы с вами обсуждали вопросы с правительством. Надо отдать должное председателю правительства: он взял на личный контроль этот вопрос, поручил своему заместителю Голиковой Татьяне Алексеевне создать рабочую группу. Наши депутаты в работе этой рабочей группы участвовали. Мы вышли, коллеги, на решение, которое долго ждали, и о нём говорили в рамках пленарного заседания. Речь идёт о предоставлении детям врачей, погибших во время ковида, возможности поступать в медицинские вузы, фармацевтические вузы без экзаменов. И мы с вами обсуждали вопросы - о них как раз в обращении председателю правительства говорилось, - что необходимо участникам специальной военной операции дать возможность также на особых условиях поступать в высшие учебные заведения. При этом там, где необходимо, чтобы была возможность отучиться на подготовительном отделении бесплатно, с тем чтобы потом происходило зачисление в высшее учебное заведение. И ещё один немаловажный вопрос, который мы подняли и попросили поддержки у правительства, - это перевод с платной на бесплатную форму обучения в вузах для участников специальной военной операции. Вот эти вопросы решены положительно - мы с вами об этом вчера говорили на Совете. Тот, кто захотел, поддержал поправку, которая будет сегодня рассмотрена при обсуждении законопроекта под пунктом 14, о внесении изменений в закон "Об образовании...". Нина Александровна, что касается темы, поднятой вами, давайте вести диалог дополнительно по этому вопросу с правительством. Но надо всем признать, что мы с вами сделали серьёзный шаг по пути решения большого спектра вопросов, которые до этого не решались, были инициированы депутатами: Оксаной Генриховной Дмитриевой, вами, нашими коллегами, Нилов также среди тех, кто эти вопросы инициировал, поэтому мы не случайно предложили подписать эту поправку всем фракциям, и все руководители фракций, насколько я знаю, поддержали нас в принятии этой нормы. Но этому предшествовало обращение Государственной Думы, когда мы с вами здесь после выступлений Оксаны Генриховны, вашего, Нина Александровна, обратили внимание на то, что правительство в лице профильных министров не поддержало эти предложения. И надо отдать должное председателю правительства: он, взяв на личный контроль, вмешался в этот вопрос, поручил своему заместителю, итог - мы выходим на принятие этих норм. Александр Юрьевич, передайте слова благодарности председателю правительства от Государственной Думы, от депутатов. Очень важно, когда правительство слышит депутатов, потому что мы эти вопросы формируем как поручение от наших избирателей: люди же обратились с этим, и мы, понимая свою ответственность, уже дальше законодательные инициативы продвигаем. Хорошо, что председатель правительства отреагировал так, поддержал, и мы сегодня выходим на принятие решения. Коллеги, давайте передадим слова благодарности. Поддерживаете? (Аплодисменты.) Потому что всё-таки по-разному могла ситуация развернуться. Вот мы сейчас выходим на те решения, о которых много здесь говорилось: и о врачах, и об участниках специальной военной операции. А дальше, Нина Александровна, нам с вами надо будет идти по сложному пути, который по-разному все воспринимают. Ну правда, никто же обычно об этом не говорит, говорят, результат есть или результата нет, а на самом деле результат по-разному даётся. Но у вас всё получится, вы о себе напоминаете, не о себе лично, а о проблемах. Вот Александр Дмитриевич сидит грустный - ему поручение дадим. Александр Дмитриевич? Вот он не отказывается, видите? Поэтому у вас всё получится. Договорились. Александр Юрьевич, до председателя правительства доведите слова благодарности депутатов Государственной Думы. Это бывает редко, поэтому не забудьте.
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Спасибо, Вячеслав Викторович. Вячеслав Викторович, да, действительно, большая часть вопросов, подавляющая, которые ставились, решена в коллективной поправке, но один вопрос, о котором говорила Нина Александровна, остался. Перевод с платного на бесплатное обучение для самих участников СВО - это практически незначимое... ну, потому что тот, кто является участником СВО, одновременно не обучается на платном отделении, а вот для детей участников СВО это принципиальная норма, и она выпала. Ну, конечно, хотелось бы вот это всё-таки сегодня, в рамках этого законопроекта учесть, потому что, ну, будут по этому поводу различные высказывания, что Дума вообще не знает о том, что участники СВО, если они воюют, одновременно не находятся на платном обучении... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Оксана Генриховна, есть среди участников СВО студенты-очники и с платных отделений, и бюджетники, есть такие. А что касается сути вашего предложения, уже ответил Нине Александровне: давайте мы попросим председателя профильного комитета, комитета по высшему образованию, взять этот вопрос на контроль. У вас есть что сказать, да? Пожалуйста. Кабышеву включите микрофон. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу пояснить, что в процессе работы над поправками мы вышли на решение, что необходимо более детальное урегулирование порядка перехода детей, причём не только детей, но в том числе и супругов военнослужащих. И в этой связи сейчас уже подготовлен соответствующий приказ Министерства науки и высшего образования о переходе, этот приказ находится на согласовании в Минюсте, у меня есть подтверждающее официальное письмо министра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть через подзаконный акт, нормативные акты профильного министерства этот вопрос будет решён. Так? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, подождите, давайте мы дадим слово Сергею Владимировичу Кабышеву, нашему коллеге, председателю профильного комитета. Мы же не перебивали Нину Александровну? Не перебивали. А вы, Николай Васильевич, перебиваете председателя комитета - ну что же это такое? Пожалуйста. КАБЫШЕВ С. В. Дело в том, что в поправке, которую Оксана Генриховна Дмитриева и Нина Александровна Останина предложили, речь идёт не только о переводе детей в высших учебных заведениях, но и о переводе детей в системе среднего профессионального образования, а для просчёта всех этих цифр необходимо... У нас региональная база для этого существует, очень важно здесь не допустить никаких ошибок, просчитать всё тщательно и выверить, поскольку мы должны проявить в полной мере заботливое, участливое отношение к детям и супругам военнослужащих. В то же время я хочу сказать, что нами разработан законопроект, который предусматривает право высших учебных заведений освобождать от платы, если нет бюджетных мест, переводить за свой счёт, и этот вопрос уже в достаточной степени проработан, со многими профильными комитетами согласован. Я приглашаю коллег также присоединиться к нему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте мы договоримся: Сергей Владимирович этот вопрос возьмёт на контроль, Нина Александровна подключится, Оксана Генриховна подключится - посмотрите, какие там нормы и подзаконные акты, надо разобраться. А Александра Дмитриевича Жукова попросим, чтобы он, со своей стороны, если потребуется, укрепил наших руководителей комитетов и переговорил с Татьяной Алексеевной Голиковой. И здесь, скорее всего, с Чернышенко надо будет разговаривать, потому что он, как профильный вице-премьер, ведёт вопросы, связанные с высшей школой. Одним словом, нам надо довести всё это до конца, тем более если это всё находится в подзаконных актах. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, Николай Васильевич, вы стоите там в списке... Ну, "вопрос", по процедуре нет такой возможности. Мы дали возможность выступить Оксане Генриховне, высказался руководитель профильного комитета, решение приняли, а вы нас опять в партсобрание - не надо!
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел как раз вас поддержать в каком плане? Если мы 14-й сегодня примем, то мы уже будем под огнём критики, а я предложил бы - и было ваше предложение - под водительством Жукова троих собрать, доработать и в четверг принять во втором и в третьем. И тогда будет всё хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Дмитриевич Жуков. ЖУКОВ А. Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я думаю, что всё-таки вопрос требует проработки. Вот давайте мы посовещаемся с председателем комитета сначала, а потом уже будем такие решения принимать, мы в любой момент можем это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте так договоримся. У нас этот законопроект стоит 14-м, да? До 14-го вопроса время есть: у нас будут выступления от фракций - это час, первый вопрос рассмотрим, затем законопроекты третьего чтения. Александр Дмитриевич, просьба собраться с Кабышевым, Останиной и Оксаной Генриховной Дмитриевой, обсудить этот вопрос, переговорить с профильным министром. Всё это должно быть решено в рамках подзаконного акта, и если у вас есть понимание, что этого достаточно, то надо будет, чтобы при обсуждении законопроекта во втором чтении Сергей Владимирович об этом сказал. В этом случае поправка будет отозвана, снята, там, отклонена - это уже как бы отсутствие полемики. Если ситуация иная, давайте, чтобы это было понятно и для всех очевидно. Если нам надо будет опять идти по пути диалога и переговоров, ну что ж, мы при принятии законопроекта во втором и в третьем чтениях можем выйти на принятие постановления Государственной Думы, где предложим правительству проработать вопрос, о чём вы сказали. Но это будет тогда альтернативой того, что предлагалось. Нина Александровна, вы как считаете? Останиной включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Вячеслав Викторович, разумное предложение. Действительно, сегодня мы только дополняем новой категорией, а порядок перехода для этих категорий определяет само образовательное учреждение. Поэтому то, о чём говорит комитет, действительно имеет место быть. Но мы ведь и сами говорим, что порядок определяет правительство, так в нашей поправке и говорится, она очень деликатная. То есть мы не берём на себя эту миссию: категории уже есть, мы дополняем новой категорией, а порядок перевода для этих категорий с платного на бесплатное определяют само образовательное учреждение и правительство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, вот чтобы коллеги понимали, почему мы так спешили: с завтрашнего дня начинают работать приёмные комиссии. Мы, обсуждая этот вопрос с руководством правительства, тоже взяли на себя ответственность. Почему состоялось внеочередное заседание комитета по высшей школе и науке? Нам надо принять сегодня во втором и в третьем чтениях, а завтра - заседание Совета Федерации. В этом случае у нас ребята, которые хотят учиться, в этом году... речь же идёт о детях врачей, погибших от ковида, речь идёт об участниках специальной военной операции, которые уже вернулись в силу разных причин. Поэтому отложить, как говорит Николай Васильевич, на будущий год не получится. Ну а как иначе, Николай Васильевич? Приёмные комиссии заработают с завтрашнего дня. Вы же инженер, директор! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так сегодня надо принимать. Нам надо принять то, что подготовлено, и Александру Дмитриевичу надо разобраться в тех вопросах, которые вызывают сомнения. Давайте вот поручим и будем надеяться, что наши коллеги - два председателя комитетов и Александр Дмитриевич разберутся и потом нам при обсуждении 14-го вопроса доложат.
Переходим к рассмотрению 14-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Это тот вопрос, который мы с вами, коллеги, обсуждали в самом начале пленарного заседания. Слово для доклада предоставляется председателю Комитета по науке и высшему образованию Сергею Владимировичу Кабышеву. Пожалуйста, Сергей Владимирович. КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект устанавливает особые права для поступления в вузы для различных категорий граждан и обеспечивает учёт прохождения службы по призыву, по контракту, по мобилизации в качестве индивидуального достижения при приёме в вузы. Законопроект принят в первом чтении 9 февраля текущего года. К указанному законопроекту поступило 18 поправок, из которых девять поправок сведены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию, и девять поправок в таблице поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению. Коротко суть поправок в таблице № 1. Поправки, содержащиеся в этой таблице, полностью согласуются с концепцией законопроекта, принятого в первом чтении. Поправки объединены общей идеей последовательной ориентации системы образования, которую мы должны настроить таким образом, чтобы она давала необходимые стимулы и поддержку лицам, самоотверженно выполняющим свой долг перед Родиной и обществом, и их детям. Итак, суть поправок следующая. Первое, участникам специальной военной операции предоставляется право поступать на бюджетные места в вузы в пределах отдельной квоты по выбору либо по результатам ЕГЭ, либо по результатам внутренних экзаменов вузов. Второе, детям медицинских работников, погибших от заболеваний при исполнении трудовых обязанностей в период пандемии COVID-19, предоставляется право поступать на бюджетные места в вузы по медицинским и фармацевтическим направлениям подготовки в пределах отдельной квоты без вступительных испытаний. Третье, указанным категориям граждан в соответствии с поправками также предоставляется возможность поступить за счёт средств федерального бюджета на подготовительные отделения в вузах. По сути, это является воссозданием действовавшей в советское время системы подготовительных факультетов (их ещё называли рабфаками), позволяющих людям, которые давно окончили школу, подтянуть знания по необходимым для учёбы в вузе предметам. Четвёртое, Правительству Российской Федерации поручается определить порядок перераспределения вакантных бюджетных мест в вузах для перехода обучающихся участников специальной военной операции с платного на бесплатное обучение. Чтобы указанные граждане уже в этом году могли воспользоваться льготными правами для поступления в вузы, предлагается распространить на них действующий порядок приёма на обучение в вузы. Также поправками уточняются виды военной службы, которые учитываются в качестве индивидуальных достижений при поступлении в вузы. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию предлагает утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице № 1 есть ли замечания, вопросы? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 58 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается единогласно. Коллеги, по таблице поправок № 2 есть замечания, предложения? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 34 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 14-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 12 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно - поздравляю, коллеги! Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении. Прошу поддержать принятие законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вы не возражаете против того, что мы рассмотрим данный законопроект в процедуре третьего чтения? Нет возражений. Приступаем к рассмотрению законопроекта в процедуре третьего чтения. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. Сергей Владимирович, насколько знаю, вы завершили работу вместе с Александром Дмитриевичем Жуковым, Ниной Александровной, Оксаной Генриховной, с нашими коллегами и провели консультации с коллегами из правительства - пожалуйста, итог работы доведите до сведения депутатов. КАБЫШЕВ С. В. Уважаемые коллеги, по результатам совместной работы к проекту постановления Государственной Думы о федеральном законе о внесении изменений в данный закон предлагается поправка. Предлагается дополнить его пунктом следующего содержания: "Правительству Российской Федерации в срок до 15 августа 2023 года представить в Государственную Думу информацию о принятии нормативного правового акта, предусматривающего в том числе порядок перехода с платного на бесплатное обучение обучающихся - детей участников специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет. В этом случае в соответствии с процедурой нам необходимо вначале проголосовать за постановление, приняв его за основу, затем за поправку, далее уже постановление принимается в целом. Хорошо? Хорошо. Жуков спорит с Сергеем Владимировичем в отношении некоторых географических названий. Я говорю: мы дальше пойдём. Поэтому всё нормально. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот генерал сразу понял, о чём идёт речь. Вы так нам сузите. Думали бы раньше. Так, коллеги, ставится на голосование: принять за основу проект постановления Государственной Думы о федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять за основу? Пожалуйста, включите режим голосования. Просьба поддержать, да. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 42 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается единогласно. Мы с вами приняли за основу данный проект постановления. Необходимо проголосовать поправку, поправка у вас на руках, её зачитал наш коллега Кабышев. Ставится на голосование поправка к данному постановлению. Ещё раз зачитываю: "Правительству Российской Федерации в срок до 15 августа 2023 года представить в Государственную Думу информацию о принятии нормативного правового акта, предусматривающего в том числе порядок перехода с платного на бесплатное обучение обучающихся - детей участников специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области". Кто за? Просьба проголосовать. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 03 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято За - 408, против - один, воздержавшихся нет. Поправка принимается. Хотелось бы на этого одного посмотреть. Посмотрите, может, ошибка? Просто дело в том, что бывает такое: техника даёт сбой или, ещё чего хуже, сосед... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лучше, да. Коллеги, ну, тот, кто... Гончаров Николай Александрович, пожалуйста. С места. ГОНЧАРОВ Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Викторович, прошу прощения, это технический сбой. Случайно нажал кнопку. А голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Совершенно правильно. Поэтому те, кто себя доверяет искусственному интеллекту, должны помнить, что там совести нет. (Аплодисменты.) Для протокола: Гончаров голосовал за. Машину надо лишить премии, машину, которая голосует за вас. Ну вы видите, ей премия не нужна. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части отнесения прохождения военной службы по призыву к индивидуальным достижениям абитуриентов, учитываемым при приёме на обучение по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования), 14-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Ну и мы с вами приняли поправки... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы с вами тогда, учитывая, что перешли к рассмотрению по процедуре третьего чтения, но не приступили к голосованию, проведём запись на выступления по мотивам. Пожалуйста, включите режим записи на выступления по мотивам. Покажите список. Останина, Нилов, Аршинова. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Ну, честно скажу, не предполагала выступать, но, поскольку есть желающие, я тоже не могу не сказать, что этот закон жизненно необходим. Во-первых, он необходим нашим выпускникам, поскольку действительно последний экзамен уже сдан. И во-вторых, он очень необходим сегодня вузам: не прими мы его сегодня, наши образовательные организации не могли бы перераспределить вот эту квоту, которая у них имеется, на бесплатные бюджетные места. Но мне думается, что иногда у нас профильное министерство, как вы говорите, включает искусственный интеллект, потому что можно было бы не сегодня принимать этот закон. Мы вносили вот эту поправку по детям медицинских работников трижды, начиная с 2022 года. Поэтому можно было бы уже сегодня эту поправку, условно говоря, считать принятой, а вузы для себя уже понимали бы, что 333 ребёнка, которые имеют право на первоочередное поступление на бюджетные места, - это да, это... Причём это профильные вузы, те, в которых учились их родители, получали, собственно, образование, - медицинские вузы либо фармацевтические. Кроме того, не сочтите за лесть, Вячеслав Викторович, но, не будь вашего вмешательства, когда здесь была Москалькова, мы и другие нормы тоже не продвинули бы - ни в отношении мобилизованных, ни в отношении их детей. Поэтому мне очень хотелось бы, чтобы каждый из нас вот сегодня здесь осознавал свою роль и причастность к тому, что мы решаем судьбу тех, кто воюет сегодня там. Ведь президент говорил, что успех нашей победы зависит от того, насколько они уверены в крепости тыла. Очень хочется, чтобы дети всех, кто сегодня мобилизован и защищает нас, тоже были защищены. В этой части особенно сегодняшняя вот эта поправка, то, что мы не только отцов учли, но и их детей, мне представляется чрезвычайно важной: она гуманная, если хотите, она политическая. Бесспорный закон, который должен быть принят, но, повторяю, у нас была возможность принять эти законы гораздо раньше. В этой части, конечно, обращение к правительству: не включайте, я ещё раз говорю, искусственный интеллект - душу, душу включать надо! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, давайте мы с вами признаем, что мы не в полном объёме используем свои полномочия как депутатов Государственной Думы в целом. Когда речь идёт о принятии таких решений, нам, безусловно, надо вести диалог с правительством более эффективно, и правильно было бы спросить в этой части и с себя. Почему об этом говорю? Ведь председатель правительства взял этот вопрос на особый контроль, лично поручил своему заместителю Татьяне Алексеевне Голиковой, мы с ней несколько раз разговаривали, она погрузилась в эту тему, пригласила представителей ведомств. Да, по-разному видят проблемы руководители отраслевых министерств, ведомств, но, надо отдать должное, она разобралась, председатель правительства поддержал. Мы с вами сегодня вышли на принятие закона, который стал результатом конструктивной работы и, если хотите, совместным продуктом Государственной Думы и правительства. Так мы и должны работать. Но бывают законодательные инициативы отдельного депутата, бывают законодательные инициативы, поддерживаемые комитетом, а есть инициативы, которые поддерживает вся Государственная Дума, и к ним, безусловно, отношение разное, поэтому нам здесь, в зале, надо работать более активно. Вот вы правильно говорите о законе, который мы принимаем. Но ведь в зале не все депутаты, а повестка у нас у всех есть, мы её обсуждаем, она заранее раздаётся. А это ключевой вопрос. Вот вы совершенно правильно сказали, это касается не только тех, кто сегодня воюет, это касается и их детей. А мы так устроены: когда есть тыл и когда есть понимание, что ребёнка не бросят, государство позаботится, мы любые препятствия преодолеем. И понятно, на какие поступки люди идут, понимая, что семья окружена заботой, дети смогут выучиться и государство на себя эту ответственность берёт. Это очень правильно. Ну и что касается детей врачей. О врачах много говорили во время ковида, вставали здесь, рукоплескали, аплодировали. А позаботиться о детях тех, кто погиб? Вот мы с вами сегодня выполняем свой гражданский долг, свои обязательства перед нашими избирателями, врачами, которые собой пожертвовали ради нас всех. И эта норма в законе - это просто справедливость во имя тех, кого нет с нами, и в память о тех, кто ушёл, оказывая помощь людям. Понимаем, о чём идёт речь. Но, коллеги, опять, посмотрите, ну в зале-то нет всех. Почему? Это кому вопрос? Правительству? Если бы мы работали... Вот ничего личного, но, коллеги, кто-то работает... Вот вы работаете? Работаете. Вы загружаете этой работой нас, ну это так. Ну а если бы вы не работали, проходили бы мимо каких-то тем?.. Не случайно, ещё раз хочу подчеркнуть, президент в 2016 году предложил, чтобы 50 процентов руководящих должностей в комитетах занимали представители оппозиции. Это важно понимать всем. Политическая система сейчас показывает свою жизнестойкость, она устойчива к вызовам, потому что по-своему уникальна. Есть большинство, но при этом те, кого меньше, имеют возможность представлять интересы своих избирателей, участвовать в обсуждении вопросов, а дальше уже большинство решает судьбу этих законов. Вот, смотрите, решение президента, которое повлияло на развитие парламентаризма, а как следствие, на качество и эффективность принимаемых решений. Поэтому здесь мы можем сказать только слова благодарности нашему президенту. Таким людям, как вы, была дана возможность, и вы используете её в полном объёме, просто каждый день утюжите вот президиум, продвигая инициативы, - это так! Вот Оксана Генриховна: она попала совершенно в другую Думу, она привыкла раньше понятно, чем заниматься, а сейчас реплику сказала, потому что, как у независимого депутата, у неё же нет семи минут, у неё есть максимум три, - а её инициатива была услышана. Вот что такое системный подход в этой части. Поэтому вам спасибо. Ну и, коллеги, это крайне важное решение по отношению к тем, кто сегодня обеспечивает безопасность нашей страны, жертвует собой, погибает, защищая свою страну, семьи, зная, что государство о семьях и о детях побеспокоится. Сегодня принимается такое решение. Он там воюет, у него ребёнок на платном отделении учится, надо оплачивать обучение, а обучение на платном отделении стоит дорого, но, если он защищает страну, страна защищает его, его детей, обеспечивая перевод с платного обучения на бюджет. Это наш долг, и это самое малое из того, что мы обязаны сделать. А если сам захочет поступать в высшее учебное заведение, желание такое будет - на бюджетное отделение, причём по квоте и без экзаменов, иди учись, потому что собой жертвовал за страну, а страна тебе даёт все возможности для самореализации. Это очень правильно. Ну и конечно, служба в армии у нас раньше никак не засчитывалась, сейчас баллы будут начисляться. Это справедливо и исправляет ситуацию, которая сложилась. Коллеги, здесь же вот такой откровенный разговор. Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", один из авторов предложения, которое в своё время было забюрокрачено и находилось в архивах. Пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Я всё равно удовлетворён, Вячеслав Викторович, потому что всего лишь семь месяцев прошло с того момента, когда мой законопроект именно на эту тему, ну, не в расширенной версии, без норм по медицинским работникам, был внесён в комитет. Семь месяцев - это нормальный срок для созревания вот такой инициативы. Так что всем коллегам спасибо и вам в обязательном порядке. Разрешите немножко поутюжить президиум по другой инициативе, но не менее важной. Год, больше года назад - Александр Дмитриевич свидетель - представителями всех фракций внесён... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Дмитриевич сидит с 1993 года в Государственной Думе, вместе с вами, кстати. НИЛОВ О. А. Нет, ровно год назад направлен для получения заключения правительства законопроект о предоставлении земли всем участникам СВО. Есть рекомендация президента, мы все знаем, но одно дело - рекомендация, а другое дело - закон, по которому каждый участник СВО должен получить гектар по дальневосточной схеме в тех регионах, откуда он призван, ну, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и ещё каких-то нескольких регионов. Вот этот законопроект больше года лежит в правительстве, ждёт заключения. Я вас прошу обратить внимание на эту идею, это очень важная идея, и решение должно быть не только для награждённых. Есть решение президента о тех, кто награждён. Есть решение президента рекомендовать в регионах предоставить землю - сколько земли, по какой схеме? В моем законопроекте чётко написано: дальневосточный опыт используется, гектар земли плюс дальневосточная или военная ипотека, 1-2 процента. И пока наши герои воюют, дом уже может быть построен для семьи каждого участника СВО. Земли огромное количество в России. Давайте вот на это тоже обратим внимание правительства, премьера, Голиковой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте проработаем этот вопрос, а потом уже выйдем либо на обращение к правительству, либо на законодательную инициативу. Пожалуйста, Аршинова Алёна Игоревна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алёна Игоревна, вы инициировали обсуждение, все были готовы проголосовать. АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Извините, Вячеслав Викторович, ну, не могла не отметить очень важный момент, хотела бы, чтобы он был зафиксирован в зале. Мы с вами изначально, в начале февраля, приняли в первом чтении данный законопроект и делали упор как раз на индивидуальные достижения. В зале прозвучало очень много предложений, и здорово, что под вашим руководством Государственная Дума очень слаженно сработала и все инициативы, которые в дискуссии прозвучали, были приняты. На тот момент, я, как автор, понимала, что в первом чтении законопроект наш, он был внесён группой авторов во главе с Андреем Анатольевичем Турчаком, секретарём Генсовета партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но далее, во втором и третьем чтениях, это уже, конечно, законопроект комитета и Государственной Думы. И я хочу поблагодарить вас лично, Вячеслав Викторович, комитет, Кабышева Сергея Владимировича, Мажугу Александра Георгиевича за то, что абсолютно все дельные пожелания были учтены. Мы сейчас говорим в том числе об индивидуальных достижениях, но очень важно отследить количество баллов, которое будет начисляться. Оно не может быть равно баллам за ГТО, в армии ГТО сдают каждый божий день, поэтому это не может быть 2-3 балла. И мы, как авторы, очень хотели бы, чтобы в нормативке было предусмотрено, что это минимум 10 баллов. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алёна Игоревна. Уважаемые коллеги, очень важный вопрос подняла Аршинова Алёна Игоревна, поэтому есть предложение после принятия законопроекта в текущей редакции к этой теме вернуться и подготовить совершенно предметное обращение Государственной Думы либо к профильному министру, который отвечает за это, либо вновь к председателю правительства. Надо проработать это, но, однозначно вы правильно сказали, это не может приравниваться к баллам за сдачу ГТО или к другим баллам, которые начисляются за активную позицию. Служба в армии есть служба в армии, мы должны это выделять приоритетно, и ваше предложение, думаю, поддержат все. Давайте подготовим конкретику, с тем чтобы на неё потом отреагировало и профильное министерство, - надеемся, что положительно. Договорились? Коллеги, мы с вами уже... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот Александр Дмитриевич подсказывает, что выносится на голосование законопроект, 14-й вопрос, в третьем чтении с учётом принятой поправки. Коллеги, понимаем, да, по процедуре? Так? Так. В третьем чтении с учётом принятой поправки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 49 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Постановление принято, потому что мы голосовали постановление одновременно с законом. Уважаемые коллеги, поздравляю! (Аплодисменты.) Серьёзная, большая работа, которая проделана нашими коллегами совместно с правительством, вот результат, видите.
Заседание № 97
О проекте федерального закона № 219329-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части отнесения прохождения военной службы по призыву к индивидуальным достижениям абитуриентов, учитываемым при приёме на обучение по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Алёна Игоревна Аршинова. АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, очень важный законопроект представляется вашему вниманию. Время всегда определяет наши решения, и именно поэтому коллектив авторов во главе с секретарём Генерального совета партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Андреем Анатольевичем Турчаком (который, кстати, сейчас возглавляет и координирует рабочую парламентскую группу по вопросам СВО) предложил на ваше рассмотрение следующий проект закона. Мы предлагаем признать на законодательном уровне прохождение военной службы по призыву одним из индивидуальных достижений поступающего на обучение по программам высшего образования и среднего профессионального образования. Вы знаете, конечно, что сейчас в законе есть норма об учёте таких индивидуальных достижений абитуриентов при приёме на обучение по программам высшего образования и среднего профессионального образования, она актуальна при зачислении на конкурсной основе, даёт дополнительные баллы к основным, повышая рейтинг поступающего. Вы также знаете этот перечень достижений, но я напомню вам, что он закреплён приказом министерства: не менее 2 баллов, в сумме - не более 10 баллов начисляется за спортивные достижения, за ГТО, за волонтёрство, за олимпиады, "Абилимпикс", в том числе за итоговое достижение. И уже по усмотрению самого университета выбирается перечень достижений, за которые начисляют дополнительные баллы. Собственно, при нулевом обсуждении данного проекта закона, коллеги, мы слышали только позитивные отзывы и даже дополнительные предложения, что можно было бы ещё что-то сделать, потому что служба по призыву, срочная служба, вообще служба в армии - это показатель отношения к государству, к Родине, к своей земле, к жителям, которых иногда приходится защищать, в том числе и на передовой. И мы слышали, что это будет мотивировать молодёжь идти служить, это даст в том числе дополнительное понимание тем ребятам, которые и так, без каких-то дополнительных мотиваций, шли служить, что это дополнительная оценка со стороны государства, это дополнительная, скажем так, понимающая роль государства в том, как мы относимся к таким ребятам. То, что это дополнительно повысит престиж службы, - это, ну, очень громкие слова. И я думаю, что дополнительно нам ещё совместно всем фракциям предстоит поработать над этим, но то, что это один из основополагающих, наверное, шагов, я думаю, никто в этом зале отрицать не будет. Я в первую очередь выделю то, что это поможет поощрять тех, кто выбрал путь служения Родине, и это показывает наше с вами отношение к таким ребятам. При этом, конечно, и сами авторы, и граждане, с которыми мы обсуждали данные поправки, акцентировали внимание на количестве баллов. Очень многие спрашивали: ну неужели это будет равно, например, 2 баллам, как и волонтёрство, ведь это, ну, очень разные вещи? И конечно, мы, коллектив авторов, и в принципе все граждане, которые при нулевом чтении поддерживали этот законопроект, акцентировали внимание на том, что это должно давать не менее 10 баллов. Конечно, хотелось бы увидеть это в нормативном правовом акте, в том числе и в актах университетов. Такая служба, конечно, не должна затеряться среди всего списка, поэтому было бы здорово, чтобы за такое достижение давалось не менее 10 баллов. Это пока текст законопроекта к первому чтению. Я понимаю, что вопросов может быть много, более того, я понимаю, что могут быть не просто вопросы, а, возможно, даже дополнительные поправки. И мы за поправки, которые будут улучшать этот законопроект, которые будут акцентировать приоритетность зачисления отслуживших по призыву ребят. Я предлагаю этот законопроект, коллеги, поддержать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Сергей Владимирович Кабышев. КАБЫШЕВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по науке и высшему образованию поддерживает концепцию законопроекта. Создание дополнительных механизмов поддержки всех защитников Отечества, несомненно, будет способствовать воспитанию у молодёжи чувства патриотизма, верности и готовности служения Родине. Комитет по просвещению, соисполнитель по законопроекту, также поддерживает концепцию данного законопроекта. На законопроект имеется положительный официальный отзыв Правительства Российской Федерации. Замечания у Правового управления Аппарата Государственной Думы отсутствуют. Уважаемые коллеги, на законопроект поступило более 100 положительных отзывов от высших должностных лиц и законодательных органов субъектов Российской Федерации. Эти данные являются ярким индикатором того, что принятие законопроекта будет иметь положительный резонанс в обществе. Комитет просит поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Сергей Владимирович, вы с места будете отвечать? Хорошо. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Вопрос авторам. Уважаемые коллеги, понятно, что данная инициатива, этот законопроект нужный, необходимый, ожидаемый, но служба по призыву, согласитесь, является обязательной, а не индивидуальным достижением. У меня вопрос: не считаете ли вы, что мы ущемляем выпускников средних образовательных учреждений, не достигших призывного возраста? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аршиновой включите микрофон, пожалуйста. АРШИНОВА А. И. Вячеслав Михайлович, конечно, не считаю. Значит, первое и самое главное, да, есть конституционные обязанности, но, например, я не считаю, что, когда это, допустим, обязанность, это не должно поощряться. Собственно, в этом и есть концепция. И второе, я считаю, что наша государственная политика должна быть понятной, она так и называется - государственная. И если у нас есть определённые цели по строительству государства, то нам с вами нужно последовательно следовать этим целям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Метшин Айдар Раисович, пожалуйста. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алёна Игоревна, у меня два вопроса. На первый вы в принципе ответили, я понял, что будет установлена или законопроект предусматривает балловую систему. А второй вопрос следующий: будет ли учитывать предполагаемая норма как индивидуальное достижение прохождение лицами альтернативной гражданской службы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аршиновой включите микрофон. АРШИНОВА А. И. Спасибо большое, Айдар Раисович. Здесь речь идёт о прямой срочной службе по призыву. Если вы считаете, что законопроект нужно доработать, мы с вами можем обсудить это при подготовке данного законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Алёна Игоревна, в своём выступлении я предложу внести в качестве поправки поддержку за высшие индивидуальные достижения - это не только за службу в армии, а именно за защиту Родины в СВО, вот в этой военной операции, которая сейчас происходит. Как вы к этому отнесётесь? И не считаете ли вы, что вот именно служба сейчас, что называется, на передовой, в окопах, участие в СВО является самым высочайшим достижением, за которое должны быть самые высокие льготы и преференции тем молодым людям, которые вернутся оттуда с победой и захотят продолжить обучение в вузах? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Аршиновой включите микрофон. АРШИНОВА А. И. Да, Олег Анатольевич, но у нас уже есть указ президента, более того, мы даже закрепили законодательно норму о том, что ветераны боевых действий уже в приоритете, как бы в отношении их не действует эта конкурсная основа. Если вы хотите ещё и этот законопроект доработать - может быть, вы видите чуть иначе, - то давайте. Единственно, я подчеркну, что авторы уже передают сейчас авторство фактически комитету и комитету-соисполнителю, поэтому разговаривать нужно будет на площадке комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Алёна Игоревна, ваш законопроект, безусловно, поддерживается. Я служил срочную службу после первого курса - было очень непросто после прохождения службы. Вот можно ли рассмотреть поправки, чтобы в том числе и те, кто будет проходить службу после первого и второго курсов, имели преимущество? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аршиновой включите микрофон. АРШИНОВА А. И. Айрат Закиевич, давайте рассмотрим в рамках заседания, можем просто дополнительно подготовиться, посмотреть - пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к разработчикам. Безусловно, этот закон давно назрел, перезрел, по поводу преимуществ для отслуживших граждан не может быть возражений. Вопрос только в одном, у меня вопрос в терминологии. Во-первых, здесь уже правильно говорили - индивидуальные достижения... Что, значит, служба срочная, служба в Вооружённых Силах - индивидуальное достижение? Это не индивидуальное достижение, извините меня, это, так сказать, общественное достижение, государственное достижение, то есть эти люди выполняют свой долг перед Родиной. Кто-то выполняет, кто-то от этого стремится уклониться. Это первое. И второе. Ну, наверное, неправильно - вы тоже об этом говорили - приравнивать срочную службу к значку ГТО или к школьной олимпиаде. Почему не записать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 20 секунд. СУЛЕЙМАНОВ Р. И. ...так же, как было в советское время: внеочередное зачисление на бюджетное место при условии сдачи, так сказать, вступительных экзаменов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аршиновой включите микрофон. АРШИНОВА А. И. Спасибо большое. Ну, индивидуальное достижение - это понятие, которое уже записано, законодательно у нас закреплено, и есть понятие, которое закреплено приказами. Соответственно, это так называется. Если вы хотите оспорить вообще понятие юридическое - пожалуйста. А если вы хотите полемизировать как бы с точки зрения общественного понимания... Ну, например, индивидуальное достижение молодого человека. Я не могу себе приписать его индивидуальное достижение. Да, оно наше с вами, общественное, но оно и его индивидуальное. Я не служила срочную службу, поэтому это его индивидуальное достижение. Ну да, наше общественное, а если у нас общество поощряет это, то тогда это заносится в список индивидуальных достижений. Далее. Конечно, я приветствую, если у нас будет поправка. Мы с Сергеем Владимировичем Кабышевым уже обсуждали, что во втором чтении будем обсуждать вопрос о наделении преимущественным правом при приёме на целевое обучение по образовательным программам. Может быть, вы это имели в виду? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. Вопрос Алёне Игоревне или Сергею Владимировичу - кто сможет ответить. И всё-таки скажите, пожалуйста, как будут поступать ветераны - участники специальной военной операции? Поскольку есть прямая запись в отношении ветеранов, которые служили в ФСБ, есть отдельная запись в законе "О ветеранах" по поводу добровольцев, а вот военнослужащие, которые не являются инвалидами? Вот чётко скажите, на какой пункт будут ссылки и в законе "Об образовании...", и в законе "О ветеранах". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит у нас? Алёна Игоревна Аршинова, пожалуйста. АРШИНОВА А. И. Спасибо за вопрос. Оксана Генриховна, я подготовлю вам справку, чтобы у вас это было перед глазами, чтобы вы могли избирателям ответить. У нас был указ президента, после этого мы с вами вместе, по-моему, это даже был межфракционный законопроект, внесли эти изменения. То есть у нас ветераны боевых действий вне зависимости от того, получили ли они увечья и так далее, поступают вне конкурсной основы. Если вы считаете, что сюда ещё что-то нужно внести, давайте внесём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Алёна Игоревна, в продолжение вопроса Оксаны Генриховны. Вне конкурсной основы, но внутри-то этой квоты между ними есть конкурс. Поэтому я понимаю вопрос Оксаны Генриховны и тоже намереваюсь внести поправку ко второму чтению. Будет ли она рассмотрена вами, авторами? Потому что речь идёт всё-таки о приоритетном приёме и участников СВО в том числе, и какие механизмы здесь будут, мне трудно сказать. Давайте вместе с вами думать. Это первое. И второе. Ну, я уже - правда, не вовремя - начала высказывать свою идею о том, что ни 2 балла, ни даже 10 баллов не являются теми баллами за индивидуальные достижения, которые позволят пройти всё-таки по конкурсу участнику СВО, призывнику и так далее. Можем ли мы рассмотреть вопрос об увеличении общего количества баллов, которые засчитывались бы за индивидуальные достижения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аршиновой включите микрофон. АРШИНОВА А. И. Да, Нина Александровна, я считаю, что это очень хорошее предложение, поэтому давайте рассмотрим. И в вашем вопросе, в выступлении было несколько позиций, я думаю, что по каждой из них мы сможем с вами проработать. Я вот уже одному из предыдущих спикеров тоже отвечала, что нужно преимущественное право зачисления при приёме. Поэтому, я думаю, вот это будет дополнительная, может быть, наша общая поправка. Давайте сделаем так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Алёна Игоревна, несколько вопросов. Первое. Почему только, скажем так, срочники, почему те, кто отслужил по контракту, не имеют такого права? Есть у нас такие люди, которые в силу возраста или других обстоятельств попали только на контрактную службу, отслужили и точно так же имеют воинскую специальность. Воевали, не воевали - это другой вопрос, но в принципе точно так же отслужили. Второй момент. Будут ли эти дополнительные баллы, о которых мы говорим, обязательны для всех вузов или всё-таки вузы будут сами принимать или не принимать соответствующее решение? И третье, что касается всё-таки второй половины, то есть девушек. Будет ли для них возможность каким-то образом компенсировать или добавить себе баллы, ну вот, может быть, по сходным или близким основаниям? Потому что в противном случае именно их за счёт будет уменьшаться количество поступающих. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аршиновой включите микрофон. АРШИНОВА А. И. Спасибо большое, Алексей Владимирович, вы очень правильные вопросы задали. По поводу первого, о контрактниках. Я думаю, мы с вами дополнительно проработаем этот вопрос: что можно сделать, как можно их выделить? Второе, обязанность ли это, как вы сказали, вузов? Мы потому и вносим сейчас это в закон - это не в списке, это не нормативный правовой акт, подзаконный, - чтобы это было обязательно. И мы с Сергеем Владимировичем Кабышевым и с первым заместителем Александром Мажугой внимательно отследим по всем вузам, в том числе на площадке "ЕДИНОЙ РОССИИ" мы имеем такую возможность, чтобы это было обязательно. И от лица девушек я вам скажу, что мы не чувствуем себя ущемлёнными, более того, дополнительно будем помогать всячески, чтобы наши ребята чувствовали хороший тыл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Алёна Игоревна, инициативу полностью поддерживаю, она, конечно, будет способствовать повышению престижа воинской службы и будет стимулом для ребят получать образование. Но вот сейчас действует федеральный стандарт - на 10 тысяч населения в возрасте от 17 до 30 лет приходится 800 бюджетных мест, и хотя на самом деле бюджетных мест-то немного, но по итогам прошлого года 15 тысяч бюджетных мест осталось не распределено. Это может свидетельствовать о том, что система распределения бюджетных мест на самом деле работает не очень эффективно. Алёна Игоревна, вот как вы оцениваете существующую систему распределения бюджетных мест и перспективу их увеличения в связи с увеличением льготных категорий? И может быть, давайте тогда на базе комитета этот вопрос обсудим, поймём причины и разработаем эффективные механизмы распределения бюджетных мест. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аршиновой включите микрофон. АРШИНОВА А. И. Яна Валерьевна, спасибо огромное за вопрос. Это, конечно, касается законопроекта косвенно, это не в ведении данного законопроекта. Очень важный вопрос, у меня тоже по нему есть позиция. В любом случае вы отметили тенденцию ежегодного увеличения контрольных цифр приёма - бюджетных мест, особенно в части подготовки педагогических, медицинских кадров, инженерно-технических. Да, остаётся нераспределённым что-то. Я не раз с трибуны выступала, говоря вообще о качественном изменении этой системы, в том числе и... Вы знаете, что у нас целевой приём занимает 10 процентов, целевое направление. Я думаю, что надо пересматривать, но это отдельно, уже другими законодательными инициативами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемая Алёна Игоревна, у меня такой вопрос. В настоящее время в Российской Федерации подлежат призыву на срочную службу исключительно лица мужского пола, которые, собственно говоря, после её прохождения будут в случае принятия законопроекта иметь соответствующие преференции при поступлении в высшие учебные заведения. Как вы считаете, не ставит ли это в неравное положение лиц женского пола, которые не имеют возможности получить дополнительные баллы после прохождения воинской службы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аршиновой включите микрофон. АРШИНОВА А. И. Спасибо большое. Алексей Владимирович Куринный уже актуализировал этот вопрос до вас, и я ответила, что, ну, я, как девушка, даже могу сказать, что нет, этого не произойдёт. С другой стороны, мы обсуждали с министерствами, насколько это можно будет считать дискриминацией. Но в таком случае давайте посмотрим, не дискриминирует ли девушек Конституция, где заложена позиция о срочной службе. Может быть, девушки тогда и туда тоже захотят и надо поменять положение? Тогда давайте смотреть выше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, желательно всё-таки по одному выступлению. А тут получится... Алёна Игоревна, вам не надо выступать: у вас будет заключительное слово, и вы всё, что хотите, скажете. Чернышов Борис Александрович, пожалуйста, от фракции ЛДПР. Борис Александрович, от фракции или три минуты? От фракции - поставьте время, пожалуйста. ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Начну с того, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Вообще, все законопроекты, которые расширяют возможности, особенно в самых чувствительных вопросах - это вопросы, связанные с воинской службой, вопросы, связанные с образованием, вопросы, связанные с наукой, - очень важны для наших граждан, поэтому ЛДПР последовательно и решительно отстаивает необходимость решения данных вопросов. Что хотелось бы сказать по данному законопроекту? Первое, терминология. "Заслуги", "достижения" - абсолютно не важно, как это называется, но просто уже в тех нормативных правовых актах, которые приняты, есть определённые наименования, есть определённые термины, не надо их менять. Всё уже давно устоялось, всё правильно, всё это сказано. Второе, очень важно рассмотреть правоприменительную практику по окончании процесса принятия законопроекта - посмотрим, как себя поведут образовательные организации высшего образования, как они будут обеспечивать реализацию данных норм. Очень важно всегда... При обсуждении данного законопроекта встаёт главный вопрос - о количестве контрольных цифр приёма. Уменьшится ли конкурсность при поступлении детей? Смогут ли все поступить на бюджетные места, которые действительно остаются? Не сократит ли возможности для других лиц принятие данного законопроекта? Яна Валерьевна Лантратова очень правильно отразила вот эти сомнения, вопросы, она сказала очень важную вещь: 15 тысяч бюджетных мест не было распределено, в основном по техническим специальностям. По методике распределения министерства образования и науки вопросов нет, это вопрос организации работы конкретными университетами. Бюджетных мест становится всё больше. Буквально в прошлом году мы на 30 тысяч увеличили количество бюджетных мест в магистратуре. В этом году, уже по приблизительным таким наброскам, мы на 2-3 тысячи увеличили количество бюджетных мест. Такого количества бюджетников, как сегодня, в Российской Федерации не было никогда. Это очень важно, и очень важно понимать, очень важно осознавать, и эти возможности должны дальше расширяться, должны дальше создаваться специальности, которые были бы интересны для всех. В связи с этим у фракции ЛДПР есть предложение. Когда мы говорим про целевой набор, мы понимаем, что, по большому счёту, заключается контракт между образовательной организацией, той организацией, которая направила на обучение, и конкретным студентом. Вот мы могли бы дальше пойти в таком направлении в этой теме. Минобороны совместно с университетом и со студентом могли бы заключить на правах софинансирования определённый договор на получение целевого бюджетного места, и потом человек отслуживший, человек, который будет необходим Министерству обороны для реализации его политики, реализации программ, реализации задач в разных сферах деятельности, мог бы прийти не только из военного университета, но и из гражданского университета: помимо воинских специальностей есть ещё большое количество гражданских специальностей, в которых нуждается Министерство обороны. Давайте не забывать об этом и идти в этом направлении тоже. Ну и конечно, крайне важен вопрос о повышении престижа всех этих специальностей. Ребята должны понимать, что, выбирая путь Вооружённых Сил, путь служения и службы Родине, они всегда будут встречены ответным, ну, не реверансом, но ответным движением со стороны своего государства в поддержку их законных прав. Это крайне важно, поэтому мы очень благодарны авторам данного законопроекта за то, что они поднимают эти ключевые темы. И ещё. Все говорят про женщин - фракция ЛДПР тоже не может обойти эту тему стороной. Женщины, которые действительно, может быть, срочную службу не служат, но так или иначе работают в структурах Минобороны, могут прийти и после получения СПО - после колледжей, техникумов - работать в разных направлениях. Здесь тоже нужно идти по такому пути: если они захотят повысить квалификацию либо получить высшее образование по тем направлениям, в которых нуждается страна, нуждается Министерство обороны, они тоже могли бы получить определённые гарантии, что данное образование будет для них бесплатным. При этом, при учёте всех этих мнений, я думаю, что и во втором, и в третьем чтениях фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. На рабочем месте, включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, сегодня это ещё один законопроект, что называется, с человеческим лицом, точнее, попытка каким-то образом всё-таки уделить внимание тем людям, которые и внесли, и продолжают вносить значительный вклад в защиту нашего государства. Но может быть, кто-то стесняется сказать, что, по сути, мы возвращаем замечательные советские традиции, когда служба в Вооружённых Силах была не только обязанностью, но и почётным правом. Сегодня слушали утренние выступления: некоторые жертвы ГУЛАГа попали почему-то в элитный кремлёвский полк и пользовались всеми правами, - так вот у нас не только отдельные, служившие в кремлёвском полку, а все военнослужащие могли поступить в вуз на бюджетные места, потому что была такая форма дополнительного обучения, как рабфак. Вот здесь коллега Фаррахов говорил, что действительно по окончании службы очень трудно наверстать упущенное. Может, тогда авторам законопроекта задуматься о том, как помочь нашим призывникам поступить в высшие учебные заведения, возродить эту замечательную форму, когда на бесплатной основе люди, по сути дела, получают возможность без всяких репетиторов подготовиться к тому, чтобы участвовать в том числе в конкурсе? И тогда уже можно среди них устраивать этот самый конкурс и отнести их к льготным категориям, которые у нас уже есть. Но вообще, чтобы не получилось с этим законопроектом так, что, знаете, гора родила мышь, правильнее было бы всё-таки ввести новую категорию. Вот эти люди уже отдали свой долг нашему государству и имеют право на особые отношения с государством. Надо ввести новую категорию - вне конкурса, вот они пусть идут вне конкурса, пусть будут льготные категории, пусть будет кто-то, там, у кого индивидуальные баллы, победители олимпиад, волонтёры, те, у кого значки ГТО... Нельзя этих людей ставить в один ряд с теми, кто действительно, ну, достиг спортивных успехов. Служба в рядах Вооружённых Сил - это не спорт, это действительно служение Отечеству, это воспитание в какой-то степени, и мы престиж этой службы не поднимем, если дадим возможность только, условно, повысить свой индивидуальный балл, потому что это не даст возможности нашим ребятам поступить в высшие учебные заведения. Давайте их обманывать не будем, давайте иллюзии тоже создавать не будем и подумаем все вместе над тем, чтобы ко второму чтению всё-таки, ну, не меняя концепции и задачи этого законопроекта, сделать так, чтобы наши призывники, прочитав название этого законопроекта, потом не разочаровались, когда наступит время поступать в высшие учебные заведения. Мы поддержим этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. Три минуты. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, уважаемые Алёна Игоревна и Сергей Владимирович! Я не случайно задала свой вопрос. Я, в общем-то, умею читать и имею перед глазами те законопроекты, по которым я задаю вопрос. По указу президента внесено изменение, добавлена часть 5-1 в статью 71 закона об образовании: приём по программам бакалавриата и специалитета по особой квоте, то есть вне конкурса, и это относится к детям, там указаны Герои России и лица, награждённые орденами Мужества, но остальные - это дети, дети военнослужащих, дети добровольцев, дети работников госорганов, которые были посланы. Дети! Что касается непосредственно военнослужащих, ветеранов, они отнесены... Ничего по поводу них в соответствии с указом президента ни в какие законы не вносилось. Есть норма в законе "О ветеранах", которая касается ветеранов боевых действий, военнослужащих, причём она, в общем, формулировалась ещё до СВО, последние изменения в 2019 году. Потом вносились только изменения по поводу добровольцев и по поводу служащих в органах ФСБ. А вот эта формулировка вряд ли удобна сейчас - так, как это сформулировано, - для того, чтобы относить ветеранов... чтобы все ветераны и участники СВО попали под формулировку подпункта 1 пункта 1 статьи 3 закона "О ветеранах". Ну, собственно говоря, на самом деле комитет по науке и высшей школе... и комитет, и министерство очень плохо исправляют все противоречия, которые обнаруживаем, и мы можем годами отстаивать какую-то лакуну, которую нужно заполнить. Вот 333 ребёнка, дети погибших медиков - мы до сих пор не можем закон принять, чтобы они тоже поступали по квоте без вступительных... со вступительными испытаниями, но вне конкурса. То же самое с предложением освободить от платы детей участников СВО, если они находятся на платном обучении, - тоже нерешаемый вопрос, нас уже три раза отправляли: идите получайте заключение правительства, и, вообще, это не та концепция. Вот и сейчас вы делаете закон с противоречием, потому что самые главные участники - ветераны... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 20 секунд. ДМИТРИЕВА О. Г. ...боевых действий Луганской... ну вот участники СВО, будем так формулировать. Разные категории сформулированы, а вот военнослужащие, контрактники не очень чётко. А потом мы с Ниной Александровной будем годами вносить, а вы нам будете говорить, что у нас нет обоснований, что мы не посчитали, что мы не знаем и что мы вообще популисты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. От фракции. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно, фракция поддержит представленную инициативу в части создания дополнительных льгот для отслуживших в армии при поступлении в высшие учебные заведения. Абсолютно правильная инициатива, но должен отметить, что для самых главных защитников России, которые сегодня участвуют в боевых действиях, в СВО, мы действительно пока в данном вопросе не сделали ничего. Мною с коллегами подготовлен законопроект именно о том, чтобы участники СВО получали возможность поступать в вузы после окончания службы, после победы на бюджетные места во внеочередном порядке после прохождения подготовительного отделения. Я напоминаю всем, кто учился в советское время, что у нас все вузы были государственными и были подготовительные отделения как раз для отслуживших в армии. В течение одного учебного года они проходили эту подготовку, вспоминали все науки, причём преподавали те самые преподаватели, которые затем в вузах их и продолжали обучать. Они получали общежитие, они получали стипендию, и те, кто сдал положительно (не все сдавали положительно) выпускные экзамены после подготовительного отделения, автоматом зачислялись, и в каждой группе два-три вот таких взрослых студента у нас было. Это очень правильная практика, мы предлагаем именно такой подход для участников боевых действий. Только что услышали, что 15 тысяч бюджетных мест было профукано в прошлом году, - вы знаете, это... я не знаю, как назвать, но это не халатность и не безобразие, это гораздо более серьёзное правонарушение. Надо разобраться с этим. Но, если у нас уже сегодня есть 15 тысяч бюджетных мест, давайте и направим туда ребят, которые уже вернулись с СВО, их много, в основном по ранению, некоторые стали инвалидами. Вот это будет лучшая для них реабилитация - в студенческой среде! Мало того что мы им поможем таким образом, мы оздоровим и ситуацию в студенческой среде. Тут много раз уже говорили, что там не совсем такие же настроения, как в Государственной Думе, как в рядах армии, как в рядах рабочих, крестьян, там совсем другое влияние, ещё прежнее и сегодняшнее. Так вот, эти ребята, прошедшие СВО, награждённые, раненые, ну и те, кто просто придёт со службы в армии, создадут костяк, который поможет нам решать государственные задачи по воспитанию и перевоспитанию молодёжи. Это не сделают так эффективно преподаватели, не знаю, там, воспитатели и пропагандисты, которых до сих пор пока в этих вузах нет! Уважаемые коллеги, я со своими товарищами, вот в поддержку того, что Оксана Генриховна говорила, внесу отдельный законопроект, он уже подготовлен, о создании такой поддержки. Это, я считаю, наивысшее достижение, которое должно быть оценено должным образом, должна быть предоставлена возможность каждому желающему получить высшее образование, получая стипендию, а не какой-то там, извините, прожиточный минимум. Вспомните, какие были стипендии у нас! У меня вот была стипендия 65 рублей, простая стипендия, не повышенная, а повышенная - 75 рублей, это Ленинградский институт авиационного приборостроения. Что такое 65 рублей? Это примерно 50 тысяч на сегодняшние деньги - вот такую стипендию должны будут получать защитники Родины, кровью и жизнями своими защищающие сегодня страну. Ну, что касается девушек, женщин, да, я считаю, что и их нужно поддерживать. А какое высшее достижение для женщины? Рождение ребёнка - давайте и им предложим вот такую поддержку, очень значимую, максимальную. Если уже есть ребёнок, да, я считаю, это и должно быть вот той преференцией, которая позволит ей в преимущественном порядке (может быть, даже во внеочередном порядке, если она мать-одиночка) поступить, получить социальную поддержку. Может быть, в некоторых вузах (наиболее продвинутых, которые могут себе это позволить) мини-ясли, мини-детский сад для таких девушек организовать. Давайте идти навстречу нашей молодёжи и создавать максимально комфортные условия, чтобы они получали образование, что называется, учились, а не подучивались, работая на нескольких работах. И тогда мы получим эффект в ближайшие же годы, когда настоящие патриоты нашей Родины сначала получат образование, а затем придут в коридоры власти. Вот эти ребята, отслужившие в армии, защитившие страну, должны будут занять те места, которые сегодня пока ещё занимают так называемые ждуны, чиновники, которые надеются на то, что всё рассосётся. Ничего не рассосётся! Победа будет, и победа будет в том числе благодаря вот этим замечательным ребятам-героям! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Казакова Ольга Михайловна, пожалуйста. От фракции выступление - поставьте время. КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, прежде всего я, и как соавтор законопроекта, и от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая внесла этот законопроект, хочу всех поблагодарить, потому что такое активное обсуждение, конечно же, говорит о том, что тема очень важная, важная для всех нас. Понятно, что где-то, может быть, ушли в другую плоскость обсуждения, ещё смежные с этой темой вопросы пообсуждали. Я хочу ещё раз вернуться к школе, но уже в этот раз к школе жизни, как мы называем иногда военную службу, службу в армии. Вы знаете, накануне мы с коллегами обсуждали этот законопроект, и мой товарищ по партии, наш с вами коллега, как раз рассказывал, что только что сын принимал присягу, и мы все порадовались за нашего коллегу. Знаете, я сразу вспомнила своё детство (я выросла в военном городке, в Луганске, там Луганское высшее военное авиационное училище): когда курсанты принимали присягу, когда солдаты этой же воинской части принимали присягу, это было действительно торжественное событие, родители, одноклассники - все приезжали. В общем-то, для нас это до сих пор остаётся очень большой ценностью, гордостью для каждой семьи, когда сын идёт служить в армию. Но, к сожалению, коллеги, мы же с вами честно говорим, идеологическая война, которая многие годы велась против нашей страны, как раз велась против наших детей, стреляла в души нашей молодёжи. И конечно, размывались такие понятия, как долг, честь, ответственность перед страной, насаждалась идеология индивидуализма, потребительства. Безусловно, это не могло не принести определённые результаты - появились даже молодые люди, мы это с вами прекрасно знаем, которые начали бравировать темой, ну, если мягко сказать, без грубости, как они смогли улизнуть, увильнуть от службы в армии. И хорошо, что мы с вами об этом честно говорим. Мы это знаем, мы в этом зале очень часто говорим о воспитании нашей молодёжи, исправляем то, что можем исправить, вносим изменения и в образовательный процесс, и в воспитательный, защищаем наши традиционные ценности. И вот ту норму, которую мы предложили, - казалось бы, очень простую и естественную норму, - я вам хочу сказать, было достаточно сложно аргументировать и добиться поддержки профессионального сообщества, ведь и вузы должны были согласиться с такой нормой, и министерство наше. Вот и предыдущие выступающие говорили, что не так просто получить положительные отзывы на такую норму. Тем не менее мы смогли это аргументировать, смогли эту норму пробить. Мы очень благодарны, что вы нас поддерживаете в этой части. Это, наверное, один из шагов, чтобы поднять престиж службы в армии, потому что... Все мы сейчас объединились вокруг военной темы, абсолютно точно, все объединились вокруг патриотической темы, и у нас есть потребность поднять... Ну, в общем-то, сейчас военный человек имеет высочайшую планку уважения в обществе. И конечно, то, что мы в закон вносим вот эту норму - не в перечень, который и так есть, а именно в закон, - и такая норма будет обязательна для всех вузов, это тоже говорит о высокой планке престижа обороноспособности страны и о нашей заботе об обороноспособности страны, о которой мы сегодня говорим. Ни у кого нет сомнений, что победа будет за нами, что наши достойные воины выполнят всё, что необходимо, и мы должны сделать всё (вот то, что сегодня говорили) для участников СВО, конечно, чтобы они учились в вузах, кто захочет учиться, конечно, чтобы они пришли в профессию, которую они выберут. Мы должны сделать всё возможное. Однако в этом законопроекте мы говорим о следующих поколениях, о том, что мы с вами очень чётко понимаем, что для того, чтобы никто никогда больше даже не подумал не то чтобы напасть, а угрожать нам, нашей стране, наши следующие поколения должны быть и физически крепкими, и морально, нравственно, духовно устойчивыми, из этого же складывается наша сила. Конечно, мы говорим о тех ребятах, которые проходят службу в армии и вот эту школу и физической подготовки, и такого духа. Конечно, армия это даёт. И данная норма писалась и предлагается именно для этого. Это не только для самого молодого человека важно, не только на его самореализацию повлияет и потом на дальнейшую учёбу - это важно для нас, для общества, это подчёркивает приоритет обороноспособности нашей страны над всеми остальными приоритетами. Будет безопасность - всё будет, мы со всем справимся. Нам нужно, чтобы у нас были сильные ребята, и мы должны всё для этого сделать. Коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно же, будет голосовать за этот законопроект, мы его предложили. И ещё раз хочу сказать, что мы очень благодарны за такое обсуждение. И если действительно появятся поправки, которые ещё больше усиливают эту норму и престиж службы в армии, то мы будем признательны и будем вместе с вами их обсуждать. Просим вас поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово докладчика. Алёна Игоревна Аршинова, пожалуйста. Включите микрофон. АРШИНОВА А. И. Спасибо большое уважаемым коллегам, всем, кто присутствовал в зале, участвовал в обсуждении. Действительно, прозвучало очень много хороших предложений, я думаю, мы с вами их доработаем. Какие-то доработаем в рамках данного законопроекта, а какие-то мы с вами доработаем в рамках как раз парламентской рабочей группы по вопросам СВО, которую возглавляет Андрей Анатольевич Турчак. Более того, мы здесь коснулись и других законов, и я думаю, что то, о чём Оксана Генриховна говорила, Нина Александровна, может быть, даже дополнительными законодательными инициативами можно будет провести. Огромное всем спасибо! И в любом случае нужно выходить на любое решение, которое поможет поощрить за выполнение воинской обязанности. Это вот в данном случае касается конкретно представленного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика. Сергей Владимирович Кабышев, пожалуйста. КАБЫШЕВ С. В. Спасибо, Иван Иванович. Комитет по науке и высшему образованию поддержал концепцию данного законопроекта как один из элементов масштабной работы по созданию дополнительных гарантий в социальной сфере для всех граждан, которые достойно выполняют свои конституционные обязанности. Мы приглашаем всех коллег поработать ко второму чтению - ждём, милости просим в комитет - и будем работать над поправками. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 36 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.