Заседание № 103

01.07.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 219140-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (об уточнении сроков внесения и процедуры рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального закона о федеральном бюджете и бюджетов государственных внебюджетных фондов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3898 по 4860 из 11966
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению законопроекта, поставленного на     
фиксированное время. Проект федерального закона "О внесении изменений в         
Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "О        
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Докладывает             
официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель        
министра финансов Российской Федерации Татьяна Геннадьевна Нестеренко.          
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации.                  
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение             
представлен законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской    
Федерации и статью 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской       
Федерации (Банке России)". Поправки, включённые в законопроект, можно разбить   
на пять блоков.                                                                 
                                                                                
Первый блок - мы считаем, он действительно принципиальный - определяет все      
остальные поправки. Этот блок поправок связан с изменением срока внесения       
законопроекта о бюджете в Государственную Думу. Сейчас действует норма, вы      
помните, - до 26 августа, правительство просит изменить срок, установить срок   
внесения - до 1 октября. Внесение этого законопроекта обусловлено как раз       
сохраняющейся неопределённостью экономической ситуации и необходимостью         
принятия в том числе непростых решений, которые сейчас обсуждаются, и в         
области налогов, и в области оптимизации расходов федерального бюджета. Мы      
полагаем, что изменение сроков позволит нам более качественно подойти к         
формированию бюджета, в том числе опираясь на более точный прогноз изменений    
макроэкономической ситуации. Мы просим изменить этот срок, что касается         
бюджетного процесса, только в 2009 году, то есть приостановка действия нормы    
на один год.                                                                    
                                                                                
Вторым блоком поправок предлагается вынести в 2009 году, естественно в более    
сжатые сроки, на рассмотрение в Государственную Думу законопроект о бюджете     
на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов. Мы просим поддержать           
предложение о сокращении срока рассмотрения бюджета на десять дней в первом     
чтении, втором и третьем чтениях. Сейчас установлен срок рассмотрения           
тридцать дней, мы просим установить срок двадцать дней. Почему? Потому что      
соблюдение такого регламента позволит нам не выйти за предельные сроки          
утверждения бюджета и вступления его в силу, что чрезвычайно важно для          
бюджетного процесса уже 2010 года. Оставляя такой же срок рассмотрения          
бюджета в Совете Федерации и соответственно те конституционные нормы, которые   
определяют порядок вступления в силу законодательства Российской Федерации,     
мы полагаем, что в начале декабря (расчёт показывает, что где-то 5 декабря)     
закон о бюджете может вступить в силу, что существенно улучшит все процедуры,   
связанные с подготовкой и исполнением бюджета. Как и для федерального           
бюджета, аналогичные нормы мы просим поддержать и в части государственных       
внебюджетных фондов. Третий блок поправок устанавливает формат федерального     
бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2010 год и плановый   
период 2011 и 2012 годов.                                                       
                                                                                
В части 2010 года мы внесём законодателю, в Государственную Думу, полный        
пакет с полной расшифровкой до уровня раздела, подраздела, целевой статьи и     
вида расходов, то есть общий формат бюджета без каких-либо изменений. Что       
касается планового периода 2011 и 2012 годов, здесь мы просим вас поддержать    
наши предложения в части изменения формата и сделать его несколько              
сокращённым, по глубине... так сказать, менее погружённым, нежели бюджет 2010   
года. Почему? Потому что, конечно, у нас остаются очень большие                 
неопределённости, связанные с конкретными направлениями исполнения конкретных   
расходных обязательств. Но в то же время, основываясь на Бюджетном послании     
президента, мы как раз для планового периода считаем необходимым установить     
так называемые потолки расходов, утвердить ассигнования для субъектов           
бюджетного планирования и утвердить ассигнования по разделам бюджета, которые   
в принципе показывают направление ассигнований, определяют сферу политики.      
Будет и политическая составляющая, и инструменты для того, чтобы субъекты       
бюджетного планирования могли в рамках этих ограничений строить свою            
политику, менять нормативные акты, создавать программы, цели, целеполагания     
уже на будущий период. Тем самым парламент создаст такие инструменты и          
механизмы, чтобы мы подошли к этому периоду, уже имея какие-то ориентиры.       
                                                                                
Что касается 2011 и 2012 годов, кроме этих потолков мы вынесем на утверждение   
парламента на плановый период основные характеристики бюджета на три года -     
это доходы, расходы, источники финансирования дефицита, потому что это          
действительно важнейшие показатели для развития экономики, объём долга. Мы      
внесём и будем просить утвердить трёхлетнюю программу внутренних                
заимствований, внешних заимствований, потому что действительно объём операций   
государства на внешнем и внутреннем долге является, особенно в этот кризисный   
момент, одним из самых таких критериальных, что ли, показателей и мы считаем,   
что именно долговые все вещи - объёмы заимствований, погашений - должны быть    
в рамках этих основных характеристик утверждены на три года.                    
                                                                                
Мы создаём сейчас бюджет трёхлетний, форматируем его и уже видим, что в таком   
подходе есть свои плюсы, потому что, когда мы будем формировать уже бюджеты     
2011, 2012, 2013 годов, нам не нужно будет переходить опять на эти              
плюсы-минусы к бюджетным ассигнованиям, а парламенту будет представлен более    
действенный инструмент, то есть конкретное утверждение ассигнований на          
конкретную программу, на конкретную статью в рамках тех ограничений, которые    
вы изначально установили правительству.                                         
                                                                                
Что касается исполнения бюджета, на самом деле это означает практически         
переход к однолетнему бюджету. Что касается долгосрочных контрактов, в режиме   
72-й статьи Бюджетного кодекса долгосрочные контракты могут быть приняты в      
рамках долгосрочных федеральных целевых программ, в рамках программы            
вооружения и по некоторым контрактам, по которым может в соответствии с         
Бюджетным кодексом принимать решение правительство.                             
                                                                                
Четвёртый блок поправок содержит уточнение требований к внесению и              
рассмотрению изменений в федеральный бюджет. Сейчас действительно нужно очень   
часто и оперативно вносить изменения в бюджет. И сейчас требования Бюджетного   
кодекса таковы, что любое изменение, даже между главными распорядителями,       
например перенос ассигнований, требует представления в парламент прогноза       
основных характеристик федерального бюджета, прогноза                           
социально-экономического развития, то есть огромного пакета документов,         
которые нужно каждый раз обновлять. Мы просим вас поддержать нашу инициативу,   
когда правительство выходит с таким пакетом поправок, которые меняют основные   
характеристики бюджета. Если меняются доходы, дефицит, то тогда, конечно, мы    
должны представить парламенту общую ситуацию, связанную с тем, какие у нас      
прогнозы в целом по экономике, которая в принципе генерирует эти показатели     
частично и для которой важны эти показатели - и доходы, и дефицит               
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
И в пятый блок поправок включены прочие, так называемые связанные с целью       
законопроекта изменения, вносимые в Бюджетный кодекс. Так, предлагается в       
связи с тем, что у нас меняется срок... Мы просим вас поддержать предложение    
об изменении срока внесения закона о бюджете. Мы просим на один год             
приостановить действие нормы, касающейся срока принятия изменений в             
законодательство о налогах и сборах. Сейчас они должны быть приняты не          
позднее чем за один месяц до внесения проекта федерального бюджета в            
Государственную Думу. Понятно, что мы не можем, к сожалению, в рамках такой     
неопределённости исполнить эту норму. И мы просим поддержать инициативу         
правительства и отменить эту норму на один год. Тем не менее мы действительно   
планируем, что 1 сентября налоговые новеллы будут учтены как доходы в доходах   
бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и уже внесены на            
рассмотрение в парламент.                                                       
                                                                                
И ещё одна, техническая такая поправка, касающаяся срока внесения в Думу        
годового отчёта об исполнении бюджета. Сейчас зафиксирована норма, что отчёт    
вносится одновременно с бюджетом. Мы не предполагаем давать отчёт позже, мы,    
наоборот, считаем, что нужно как можно скорее представить парламенту отчёт об   
исполнении бюджета за прошлый год, но для того, чтобы соблюсти Федеральный      
конституционный закон "О Правительстве...", где эти нормы по отчёту             
прописаны, мы просим поддержать нашу поправку, которая заключается в            
следующем: не одновременно с бюджетом, что будет означать к 1 октября, а не     
позднее срока внесения бюджета. Это будет означать, что отчёт мы внесём вам     
раньше - в те сроки, которые мы и предполагали: 26 августа мы внесём отчёт об   
исполнении бюджета в парламент для рассмотрения.                                
                                                                                
Спасибо за внимание. Просьба поддержать указанный законопроект, чтобы он        
вступил в силу и мы могли в рамках этих норм уже готовить и представлять в      
парламент бюджет.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Татьяна Геннадьевна.                      
                                                                                
Содоклад делает председатель Комитета по бюджету и налогам Юрий Викторович      
Васильев.                                                                       
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и         
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я не буду останавливаться         
подробно на концептуальных положениях данного законопроекта, не буду их         
повторять, Татьяна Геннадьевна очень подробно на них остановилась, я хотел бы   
осветить те предложения, которые были высказаны депутатами в комитете во        
время рассмотрения данного законопроекта.                                       
                                                                                
Естественно, меняющаяся ситуация на мировых рынках и в российской экономике     
создаёт дополнительные риски, и корректировка ранее принятых финансовых и       
экономических прогнозов необходима постоянно, и здесь никакой статики           
допускать нельзя, нужна постоянная динамика. Я хотел бы вам напомнить, что за   
истекший период мы с вами уже четыре раза в бюджет 2009 года вносили            
изменения, причём апрельские изменения скорректировали практически все          
показатели федерального бюджета на 2009 год.                                    
                                                                                
Данный законопроект, по сути дела, носит технический характер, он уточняет      
сроки внесения проекта бюджета в Госдуму, также сокращает сроки рассмотрения    
Государственной Думой федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов,      
поэтому, предваряя уже вопросы, которые могут возникнуть, остановлюсь на        
наиболее обсуждаемых моментах законопроекта.                                    
                                                                                
Изменяя сроки внесения проекта федерального бюджета в Думу, правительство не    
изменяет сроки внесения проектов региональных бюджетов в законодательные        
собрания: по бюджетам субъектов этот срок установлен не позднее 15 октября, а   
по муниципальным бюджетам - не позднее 15 ноября. Мы считаем, что в рамках      
этого законопроекта изменение сроков для регионов нецелесообразно, так как в    
настоящих условиях работа над проектом бюджета на всех уровнях бюджетной        
системы должна идти параллельно и закончиться не позднее 30 ноября. Вот на      
эту цифру мы в принципе и ориентируемся.                                        
                                                                                
Необходимо также учитывать, что предварительно, до внесения проекта бюджета в   
Думу, предложения по распределению различных видов межбюджетных трансфертов     
будут рассмотрены на заседании трёхсторонней комиссии и доведены до сведения    
субъектов, то есть у них основания для осуществления своих расчётов будут.      
                                                                                
Далее. В законопроекте предлагается приостановить действие нормы, согласно      
которой изменения в законодательство о налогах и сборах должны быть приняты     
не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона о бюджете. (Вы все      
помните по предыдущим годам, что мы всегда в весеннюю сессию рассматривали      
изменения в налоговые законы, которые влияют на формирование доходной части     
бюджета.) По мнению комитета, такое положение может создать неопределённость    
при формировании доходной части региональных бюджетов на очередной финансовый   
год. В связи с этим мы предлагаем включить в проект постановления пункт о       
рекомендации правительству внести проекты законов по изменению налогового       
законодательства не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную     
Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете. Это, вы посмотрите, в   
пункте 2 проекта постановления записано.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание, что в силу неопределённости           
параметров среднесрочного прогнозирования распределение расходов по             
ведомственной и функциональной структурам на 2011 и 2012 годы будет дано        
только по разделам, то есть в укрупнённом виде. Необходимо также отметить,      
что все нормы рассматриваемого законопроекта будут действовать только в 2010    
году, то есть они носят временный характер.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, в связи с тем что принятие этого законопроекта направлено    
на оптимизацию бюджетного процесса и правительству необходимо в кратчайшие      
сроки разработать и принять соответствующие нормативные акты, комитет           
предлагает принять законопроект в первом чтении и в целом.                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               Н. В. Герасимова                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Юрий Викторович.                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Четыре        
депутата? Запишитесь на вопросы.                                                
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи.                                             
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список записавшихся.                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Коломейцеву Николаю Васильевичу.        
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, предлагая трёхлетний бюджет год назад, министр   
- по-моему, он докладывал - рассказывал, как это важно, нужно и правильно.      
Ранее мы сократили время рассмотрения законопроектов совместного ведения с      
сорока пяти дней до тридцати, подготовку между чтениями, а сейчас вы            
предлагаете - до двадцати. Как вы считаете, будет ли это достаточным для        
регионов? Смотрите, говорят, что никаких убытков кризис не несёт, но мы уже     
секвестрировали до нуля инвестиционные программы муниципальных образований,     
регионов, они уже раза по три сократили свои бюджеты. Каким образом повлияет    
ускоренное рассмотрение и изменение фактически на два месяца срока внесения     
бюджета на следующий бюджетный год?                                             
                                                                                
Более того, Кудрин говорил, что 50 долларов за баррель... (Микрофон             
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                                                
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Спасибо большое.                                               
                                                                                
Мы считали и сейчас считаем, что очень важно нам двигаться в направлении        
постоянного применения нормы трёхлетнего бюджета, и мы от этого не отступаем.   
Что касается сроков, того, насколько важны вот эти инициативы о сокращении      
сроков рассмотрения законопроектов в каждом чтении с тридцати до двадцати       
дней - я обращаю внимание, это не в целом, а двадцать дней для рассмотрения в   
каждом чтении - для экономики, я попыталась об этом в своём докладе сказать.    
Мы исходим из того, что нам нужно так рассматривать закон о бюджете, чтобы он   
вступил в силу хотя бы в начале декабря. Если сохранить те сроки, которые       
сейчас прописаны в Бюджетном кодексе, то получается, что закон будет вступать   
в силу как минимум 10 января или 15 января, что для бюджетного процесса,        
конечно, неприемлемо.                                                           
                                                                                
Мы сейчас об этом говорим, имея в виду, что, конечно, правительство перенесло   
сроки для себя. Это действительно так. Обращаем внимание, что сейчас все        
экономические агенты находятся в состоянии неопределённости в отношении того,   
как будут формироваться основные положения бюджетной и вообще экономической     
политики. Сейчас вырабатываются все эти решения, и уже 7 июля у нас состоится   
первое заседание бюджетной комиссии, на котором будут рассматриваться           
основные направления и прогноз социально-экономического развития. Затем до 27   
июля мы должны утвердить в бюджетной комиссии, в правительстве основные         
параметры бюджета. Мы надеемся, что вот этот дополнительный срок, который дан   
правительству, позволит нам более точно сформировать все ассигнования и более   
точно сделать прогнозы, что для экономики будет, конечно, позитивным.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Геннадьевна.                             
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Викторович.                                                    
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Спасибо, Надежда Васильевна.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы связывались с регионами: за исключением Белгородской      
области, которая высказала опасения, все остальные регионы соглашаются, никто   
не возражает против сокращения сроков.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон депутату Иванову Сергею Владимировичу.                        
                                                                                
Ваш вопрос, пожалуйста.                                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые Татьяна Геннадьевна, Юрий Викторович! Фракция ЛДПР в принципе не      
против, если проект бюджета будут начинать рассматривать даже с 1 января        
текущего года. В связи с тем, что, как сказали Юрий Викторович и Татьяна        
Геннадьевна, бюджет будет нам представлен в виде росписи по разделам, то есть   
в укрупнённом виде, вопрос следующий: кто и как будет распределять статьи       
расходов по этим разделам, если мы с этим знакомы не будем?                     
                                                                                
А к вам, Юрий Викторович, вопрос такой. Депутаты со стажем знают, что раньше    
депутаты имели, так скажем, непосредственное влияние на процесс формирования    
бюджета и могли внести свой вклад в развитие экономики своего региона. Сейчас   
даже предложения от фракций не учитываются. Может, нам в постановлении          
записать, что бюджет правительство представит в Госдуму так, для                
ознакомления, безо всяких обсуждений, всё равно это ни на что не влияет?        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Татьяна Геннадьевна, пожалуйста.                                                
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Объёмы ассигнований по конкретным направлениям в 2010 году     
сразу же после внесения законопроекта определяет, естественно, парламент, как   
это и записано в Конституции.                                                   
                                                                                
Что касается 2011 и 2012 годов, парламент, утвердив предельные объёмы           
ассигнований по разделам и по субъектам бюджетного планирования, даёт           
правительству только ограничения, для того чтобы формировать бюджетную          
политику уже 2011, 2012, 2013 годов. Пока парламент не утвердит конкретные      
направления в 2011, 2012 и 2013 годах, бюджета не будет. Поэтому на ваш         
вопрос, кто будет конкретно определять в 2011 году, в очередном финансовом      
цикле, отвечаю: парламент. Естественно, правительство не берёт и не просит      
таких полномочий. Это было бы, наверное, неправильно.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Плетнёва Тамара Васильевна, ваш вопрос.                                 
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к Юрию Викторовичу. Есть такая поговорка: было бы очень хорошо    
профессору, если бы не было студентов. И, когда я слушала сегодня выступление   
уважаемой мной Татьяны Геннадьевны, мне показалось, что если бы нас не было,    
правительству было бы ещё лучше. Сначала нас потихонечку отодвинули, особенно   
оппозицию, ни одной поправки не принимают, а потом то же самое в отношении      
инвестиционных программ: мы их вообще не видим, не просто не влияем, мы их      
уже даже не видим, нам их не показывают. Может, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и       
видит, а мы в основном нет. А сегодня нас ещё уговаривают сделать так, чтобы    
у нас поменьше было возможности изучать бюджет. Этот вопрос уже в разных        
интерпретациях звучал.                                                          
                                                                                
Я Татьяну Геннадьевну понимаю, а вас, Юрий Викторович, не понимаю, потому       
что, слышите: это парламент принимает, это парламент принимает... Они давят     
на вас, мы... (Микрофон отключён.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос к Юрию Викторовичу, я так понимаю?                 
                                                                                
Юрий Викторович, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, отвечая на этот вопрос, я хотел бы сделать объявление о      
том, что группа Государственной Думы, те депутаты, которые входят в комиссию    
по совершенствованию межбюджетных отношений, приглашаются 7 июля текущего       
года на заседание в Дом Правительства. Время будет сообщено дополнительно.      
Повестка: будет распределяться дотация на сбалансированность бюджетов           
субъектов Российской Федерации в размере 60 миллиардов рублей. Приходите,       
участвуйте, доказывайте, голосуйте - это как раз и есть наша депутатская        
работа по формированию бюджета. Никто нас, как говорится, от бюджета не         
отодвигает. Пожалуйста, поправки можно подавать, поправки нужно определять,     
согласовывать. Я думаю, что субъекты будут благодарны тем депутатам, которые    
всегда летом работают над бюджетом, потому что правительство формирует бюджет   
летом и передаёт нам уже... Раньше передавал до 26 августа, а сейчас будет      
передавать до 1 октября. Всё мы получим, всегда получали в срок, никто          
никогда не скрывал, всё было замечательно.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Викторович.                                 
                                                                                
Депутат Куликов Олег Анатольевич, ваш вопрос. Снят вопрос.                      
                                                                                
Депутат Локоть Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос.                                 
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, извините, пожалуйста, я ни в коем случае не      
ставлю под сомнение вашу компетентность, но вынужден не согласиться с тем,      
что сказал Юрий Викторович. На наш взгляд, это не технический законопроект,     
законопроект окажет очень серьёзное влияние на бюджетный процесс, на            
формирование бюджета, и в связи с этим хотелось бы видеть здесь всё-таки        
первое лицо - министра финансов Кудрина - и задавать вопросы ему. Мы видим,     
что он опять уклоняется от общения с нами. Вы, пожалуйста, ему это передайте.   
                                                                                
А вопрос заключается в следующем. Не означает ли перенос этих сроков, что       
сегодня Минфин испытывает определённые трудности в прогнозах именно в связи с   
тем, что финансово-экономическая ситуация окажется гораздо хуже, чем об этом    
говорило Министерство финансов, и в частности министр Кудрин?                   
                                                                                
И я тоже выражаю своё несогласие с пятым блоком, о котором вы говорили,         
потому что здесь вы сужаете возможность для... (Микрофон отключён.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Татьяна Геннадьевна, пожалуйста.                                                
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Правительство как раз, ещё раз говорю, 7 июля будет            
рассматривать на заседании бюджетной комиссии прогноз                           
социально-экономического развития. Есть много оценок и экспертных, и            
правительственных, оценки Минэкономразвития и Минфина, идёт рассмотрение этих   
оценок.                                                                         
                                                                                
Конечно, я не могу сказать, что нам всё известно, конечно, сложно               
прогнозировать, как сложно делать любой прогноз, тем более в условиях такой     
неопределённости на мировом экономическом рынке. Сложно, но мы будем всё        
равно выбирать какое-то решение, для того чтобы сформировать бюджет.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Зубов Валерий Михайлович, ваш вопрос.                                   
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия".                                     
                                                                                
У меня к Юрию Викторовичу вопросу такой: другие страны, которые так же, как и   
мы, испытывают влияние кризиса, внесли серьёзные изменения в свои бюджетные     
процессы?                                                                       
                                                                                
А к Татьяне Геннадьевне у меня следующие вопросы: планирует ли правительство    
вносить изменения в бюджет в связи с возможным кризисом банковской системы, о   
чём говорит министр финансов, и необходимостью в связи с этим выкупа части      
акций у банков и за счёт каких источников планируется это сделать?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
Юрий Викторович, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемые коллеги, в разных странах финансовый год наступает в   
различные временные периоды, и в основном в западных странах он наступает       
весной, поэтому они все свои бюджеты приняли и точно так же, как и мы, исходя   
из ситуации вносят в них изменения.                                             
                                                                                
Ну а для коллег я хотел бы немножко уточнить, если меня неправильно поняли: я   
сказал, что в основном носит технический характер, в основе. Поэтому здесь      
разница большая.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Геннадьевна, пожалуйста, ваш ответ.               
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Если в ходе исполнения бюджета потребуется больше              
ассигнований на поддержку финансового рынка, чем предусмотрено в бюджете (а     
вы помните, что предусмотрено 250 миллиардов, и оттуда ещё ни копейки не        
потрачено, мы ещё не принимали таких решений) то, естественно, и нужно будет    
тратить больше и, естественно, правительство сможет это сделать, только         
обратившись в парламент. Если это потребуется, правительство выйдет с           
предложением об уточнении бюджета.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Штогрин Сергей Иванович, ваш вопрос.                                    
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
У меня по одному вопросу к докладчику и содокладчику.                           
                                                                                
Татьяна Геннадьевна, я не уловил - может быть, меня отвлекли, - какие вы        
предполагаете внести изменения в процедуру регулирования межбюджетных           
отношений? Имеются в виду методики: останутся старые или будут новые? Как       
будет регулироваться этот процесс в связи с вашими предложениями?               
                                                                                
А к председателю комитета, Юрию Викторовичу, вот такие вопросы. Мы много        
говорим о нулевом чтении. Как оно будет проходить в этом году, насколько оно    
будет открытым, публичным и будет ли собираться рабочая группа из               
представителей разных фракций, которая в некоторые годы собиралась, чтобы,      
может быть, уже в августе или в конце августа можно было ознакомиться с         
основными параметрами и так далее, и так далее?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Геннадьевна, пожалуйста.                          
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Что касается методик формирования межбюджетных отношений в     
части тех ассигнований, которые будут в 2010 году предусмотрены, ничего не      
меняется. В установленном Регламентом пакете документов они будут внесены в     
парламент. Другой вопрос - будут ли те же субсидии или, может быть, другие,     
какие виды расходных обязательств субъектов Российской Федерации будут          
поддерживаться на этом этапе? Не вызывает сомнений то, что записано в           
Бюджетном кодексе: дотации на сбалансированность остаются, дотации на           
выравнивание бюджетной обеспеченности тоже не подвергаются сомнению, тоже       
остаются. Ещё раз говорю: сначала будет определяться объём субсидий на          
софинансирование инвестиционных, программных социальных обязательств. Что       
касается методик, они, несомненно, будут представлены вместе с бюджетом.        
                                                                                
Что касается планового периода, здесь действие этой нормы приостановлена, эти   
межбюджетные отношения не будут выделены, поскольку там предполагаются только   
разделы бюджета и субъекты бюджетного планирования, для того чтобы в            
следующем бюджетном цикле мы могли бы, нащупав и адекватно оценив инструменты   
нашего финансового взаимодействия с субъектами, уже сформировать более точно    
межбюджетные отношения и представить в парламент расчёт.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Викторович, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемые коллеги, я не буду говорить о других фракциях, но во   
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" этот вопрос обсуждался. У нас уже много лет             
существует постоянно действующая рабочая группа по взаимодействию с             
правительством по подготовке очередного проекта бюджета, и все её члены         
знают, что летом мы будем работать вместе с правительством над бюджетом.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Викторович. Присаживайтесь, пожалуйста.     
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть -       
депутаты Штогрин, Дмитриева, Кашин Владимир Иванович и Рохмистров Максим        
Станиславович.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Штогрин.                                                    
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо большое.                                                  
                                                                                
Я могу сказать, что можно, наверное, два момента поддержать в этом              
законопроекте. Первый - это то, что отчёт правительства будет представлен нам   
к 1 сентября, как обычно, и мы сможем оценить, как правительство работало в     
2008 году в условиях кризиса, и какие-то выводы сделать относительно 2010       
года. А второй момент, который можно поддержать, - это то, что бюджет 2011 -    
2012 годов действительно не надо детализировать, поскольку у нас даже и в       
прошлом, и позапрошлом году перспективный трёхлетний бюджет был больше          
протоколом о намерениях, чем настоящим федеральным законом, который должен      
исполняться. Бюджет у нас строится на основе прогнозов Минэкономразвития, а     
прогнозы у нас даже в стабильные годы хорошо если на 70 процентов               
исполняются, даже когда экономика России стабильная, а сейчас это вообще        
некая прикидка, ориентиры, от которых можно отталкиваться, осуществляя          
бюджетное планирование. А что будет на самом деле - этого вообще никто не       
знает.                                                                          
                                                                                
Поэтому у меня, например, есть сомнение: а надо ли нам менять вообще сроки      
рассмотрения? Понятно, что в этой сложной для Минфина ситуации он сейчас        
просто не успевает подготовить проект бюджета. А с точки зрения прогнозов       
никакой разницы в их достоверности что в 2004-м, что в 2005-м, что в 2006-м     
году нет, потому что мы в прошлые годы по три раза, по-моему, в год меняли      
бюджет, вносили в него изменения, в том числе меняли основные параметры,        
поскольку прогнозы не оправдывались или не осуществлялись. Поэтому в этой       
части никаких проблем у нас нет. По сути дела, прогноз существует сам по        
себе, принятый бюджет сам по себе, а исполняется он по-иному, исходя из того,   
что на самом деле происходит или произошло, то есть по факту поступления        
налоговых и неналоговых доходов и доходов от внешней экономической              
деятельности.                                                                   
                                                                                
Конечно, хорошо, Татьяна Геннадьевна, что хотя бы на 2010 год сохраняются все   
принципы межбюджетных отношений, потому что субъекты этих отношений хотя бы     
будут знать, что всё будет примерно так же, как было записано в 2009 году, и    
в части субсидий, и в части софинансирования программ, и так далее. Что, на     
мой взгляд, надо было бы ещё сделать? Нет необходимости отводить двадцать       
пять дней на первое чтение, ведь всегда есть возможность за неделю прочитать    
и понять, что происходит, потому что в первом чтении у нас утверждаются         
основные, макроэкономические параметры. Лучше оставить тридцать дней между      
первым и вторым чтениями, когда готовятся и рассматриваются поправки, когда     
депутаты детально разбираются в бюджете: что финансируется, как финансируется   
и так далее. Поэтому вот эти сроки я бы не сокращал, а оставил как есть, и,     
таким образом, можно было бы нормально работать над бюджетом.                   
                                                                                
Я считаю, что острой необходимости внесения изменений в Бюджетный кодекс даже   
в этой ситуации у нас нет, и полагаю, что законопроект надо отклонить.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович.                                 
                                                                                
Депутат Кашин Владимир Иванович, ваше выступление.                              
                                                                                
КАШИН В. И., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Я хотел бы отметить в первую очередь, что попытка менять ситуацию в             
прогнозировании, в функционировании финансово-кредитной системы посредством     
изменения сроков представления хотя бы даже таких важных документов, каким      
является бюджет, конечно, не приведёт к каким-то положительным, позитивным      
изменениям. Мой коллега Штогрин уже говорил, что даже в стабильные годы,        
когда мы могли определить реальные экономические показатели и особенно          
доходную часть, по три-четыре раза менялся бюджет, и в этом зале мы             
голосовали или не голосовали за эти изменения. Беда-то в том, что не сроками    
это регулируется, а стабильностью развития экономики. А привязка нашей, по      
существу, сырьевой экономики к зарубежным рынкам сегодня не позволяет менять    
ситуацию в сторону стабильности, в сторону того прогноза, который реально       
способствовал бы решению в стране тех или других проблем. И я убеждён, что      
тот курс, который сегодня проводится, он по существу не в состоянии ни          
сроками... Можно установить любые сроки, можно и уменьшить сроки, и             
приблизить их к декабрю, и к июлю, наоборот, приблизить или сделать, как        
сейчас, за четыре месяца вносить документы, - это ничего не изменит. Нам        
сегодня надо понять, и в первую очередь тем, кто отвечает за экономику, что     
курс, который сейчас проводится, ничего полезного не даёт и для формирования    
доходной части бюджета, и для той же расходной части бюджета. Уже и             
президент, и председатель правительства говорят: в первые полгода вообще        
ничего не дали для реального сектора экономики, на целевые государственные      
программы не даём денег. И мы видим - вот чуть заштормило, - как в настоящее    
время ведут себя даже наши оборонные предприятия. Вся Россия сегодня - вся      
заводская, промышленная и крестьянская составляющая - по большому счёту,        
испытывает трудности с кредитами, с выплатой заработной платы. Пикалёво - это   
только одна картинка в масштабах всей России. Мы ведём мониторинг: сегодня      
триста таких Пикалёво готовы факелы зажечь по причине того, что людям по два,   
три, пять, шесть месяцев не выплачивается зарплата, и директорский корпус,      
менеджмент вместе с исполнительными органами власти, представительными          
органами еле-еле сдерживают этот процесс. Вот о чём надо думать, когда мы       
говорим о бюджете 2009-го, завершении года, 2010-го, 2011-го, надо думать о     
том, чтобы были надёжные источники формирования бюджета, которые не зависели    
бы только лишь от конъюнктуры цен на нефть и газ, надо заниматься реальным      
сектором экономики - вот тогда мы могли бы это решать. А команда, та, которая   
сегодня занимается финансово-кредитной политикой, - мы уже не первый раз        
говорим об этом - и в добрые-то времена не способна была решать вопросы, а      
сейчас она тем более демонстрирует эту неспособность. И комитету нашему надо    
предметно заниматься вопросами финансово-кредитной системы. Вот тогда бы мы     
другие вопросы сегодня рассматривали, тогда мы могли бы сегодня к               
ответственности призвать тех, кто позволил довести экономику до такого          
состояния, когда деньги большей частью распределяются неэффективно в период     
кризиса.                                                                        
                                                                                
Мы вчера проводили большой "круглый стол" - собралось много людей, различные    
регионы были представлены - о доступности для граждан России качественных       
продуктов питания, чистой воды, лекарственных препаратов. Вы слышали            
выступления представителей регионов - и депутатов, и различного рода            
руководителей, и академиков - все встревожены ситуацией в этой сфере, а ведь    
это всё как раз бюджетное начало, дела бюджетные.                               
                                                                                
И, заканчивая своё выступление, я хотел бы сказать, что фракция не может        
согласиться с попытками сократить сроки рассмотрения бюджета, особенно между    
первым и вторым чтениями, поскольку, действительно, здесь и региональную        
нужно учесть составляющую, и поправки фракции должны готовить более серьёзно,   
и мы должны в этот период послушать министров, руководителей этого блока,       
которые обязаны докладывать, во фракциях представлять те планы бюджетные,       
которые мы будем рассматривать.                                                 
                                                                                
В целом хочу сказать: для того чтобы прогнозировать нормально бюджет, надо      
более серьёзными делами в этом плане заниматься. Мы не можем поддержать, в      
данном случае это просто никому не нужные вещи. Что касается приближения        
сроков, конечно, исходя из этой ситуации, можно было бы согласиться, но в       
целом - нет, фракция будет голосовать против.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.                               
                                                                                
Депутат Рохмистров Максим Станиславович, с места.                               
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Наша фракция не может поддержать настоящий законопроект,       
потому что мы считаем, что это не только вредно, но и крайне опасно. Ну, если   
любой депутат, который хоть раз, я не говорю читал или вникал в суть бюджета    
- хотя бы видел его в напечатанном виде, посмотрит на те сроки, которые у нас   
есть, которые нам отводятся для того, чтобы изучить бюджет и принять его, то,   
наверное, поймёт, что он даже прочитать это всё не успеет, даже бегло           
просмотреть. Это первое.                                                        
                                                                                
Второе. Опасность в чём заключается? Если мы будем обсуждать бюджет в           
октябре, даже с учётом указанных здесь сроков, то мы на его принятие выйдем к   
концу ноября и на его реализацию у нас останется, собственно говоря, совсем     
ничего. А проблема с исполнением бюджета всегда была и будет - и во что она     
выливается для конкретных граждан, всем понятно, потому что сегодня мы одной    
рукой, Государственной Думой, принимаем законы, для того чтобы как-то помочь    
в условиях кризиса российской экономике выжить, а другой рукой, это у нас       
Министерство финансов и Центральный банк, загоняем российскую экономику, я бы   
даже сказал, не в угол, а куда-то в другое место. То есть у нас на              
сегодняшний день басня Крылова о Лебеде, Раке и Щуку интерпретируется как       
стабильность, при которой разные ведомства тянут в разные стороны. Сегодня, с   
одной стороны, говорят, что надо помогать и не гнобить российскую экономику,    
а с другой стороны, - я не знаю, это целенаправленно, наверное, делается, -     
ставится задача перед налоговыми службами любыми способами и средствами         
забрать деньги и наполнить бюджет. Как забирается, всем известно: инспекторы    
загоняют предприятия в угол своими требованиями. Уже президенту по телевизору   
жаловался предприниматель: семьдесят пять тысяч листов формата А4 в рамках      
обычной проверки он направляет в налоговую службу. И это не предел: в           
Тульской области уже два предприятия, являющихся крупнейшими                    
налогоплательщиками Тульской области, сегодня действиями руководителя           
налоговой службы поставлены на грань банкротства, в общей сложности порядка     
десяти тысяч человек окажутся безработными. И что мы в следующем году будем     
собирать?                                                                       
                                                                                
Мы задавали вопросы и при отчёте правительства, и при утверждении               
председателя Центрального банка в присутствии представителей Министерства       
финансов, но вразумительных ответов на них мы так и не получили, в том числе    
по доходной части бюджета. Я считаю, что в сегодняшней ситуации мы должны       
более внимательно отнестись к рассмотрению бюджета и достаточно серьёзно с      
ним поработать, а не так, чтобы для проформы его взять и утвердить, потому      
что ситуация действительно тяжёлая, и мы можем подойти осенью к принятию        
бюджета в условиях серьёзно обострившейся социальной обстановки в стране. Это   
будет связано с действиями Министерства финансов, Центрального банка: если не   
будут деньги всё-таки направлены в реальный сектор экономики, многие            
предприятия просто умрут, нас захлестнёт новая волна выступлений обманутых      
вкладчиков, кстати говоря, по всей стране, а не только в Москве. Только в       
Москве ожидаемое количество обманутых вкладчиков по остановленным объектам      
жилищного строительства - двести пятьдесят тысяч. По всей стране это будут      
миллионы граждан, которые будут обмануты, но не по вине плохих строителей, а    
по причине того, что у нас в стране свёрнута система кредитования реального     
сектора экономики. И эта цепочка продолжается, то есть вслед за строительными   
компаниями останавливаются железобетонные заводы и так далее.                   
                                                                                
В связи с тем что многие предприятия сегодня уже лежат на боку, а планы         
Министерством финансов налоговой службе выставляются не меньше, а больше, чем   
в те "жирные" годы, когда всё работало, налоговые работники начинают загонять   
и топить те предприятия, которые, собственно говоря, сегодня ещё как-то         
плывут, с трудом, но плывут. То есть мы можем выйти к бюджету следующего года   
с полностью разрушенной экономикой. И если мы сегодня внимательно не начнём     
изучать этот бюджет и своевременно его не внесём в Государственную Думу, с      
тем чтобы с ним детально поработать, я думаю, что в целом для страны будет не   
очень комфортно в следующем финансовом году.                                    
                                                                                
Здесь не чьё-то желание долго держать бюджет, а практика показывает, что мы     
впоследствии вносим большое количество изменений даже вроде бы в детально       
проработанный бюджет, который здесь долго обсуждается в соответствии с          
Регламентом, да ещё и с нулевым чтением, когда перед внесением в                
Государственную Думу работают с представителями фракций. Я, конечно, не буду    
говорить о том, что все предложения оппозиционных партий просто не              
принимаются и не рассматриваются, - ну, здесь ответственность правительства и   
"ЕДИНОЙ РОССИИ" за принятый бюджет, за исполнение бюджета. Вопрос заключается   
в том, что, если мне не изменяет память, мы очень серьёзные деньги переносили   
с одного года на другой год, и всё это связано с тем, что по обязательствам     
государства по выполненным работам, по выполненным контрактам людям просто не   
платили, чтобы перенести их на следующий финансовый год. Работа выполнена, а    
деньги за неё не получили, получат потом. И собственно говоря, это уже          
спустилось на бюджеты всех уровней, бюджеты всех уровней заказывают работы и    
не рассчитываются с теми предприятиями, которые выполняли эти работы. Это       
касается и субъектов, и муниципалитетов, и государственных контрактов.          
                                                                                
И не обсуждать сегодня бюджет или переводить его в какие-то там рамки того,     
что нам будет непонятно, что у нас будет... Конечно, будет непонятно, потому    
что у нас вообще непонятно что происходит. У нас президент и премьер говорят    
одно, а, извините, получается как обычно, то есть они говорят, что              
государственные деньги, которые Дума выделила, надо направить в реальный        
сектор экономики - и ни копейки туда не приходит. Нам рассказывают, что вот у   
нас портфели увеличились. Не увеличились ни у кого никакие портфели, только у   
банков увеличились портфели, которые они с собой возят, но не в реальном        
секторе экономики. Поэтому принимать всё по сокращённой программе в период      
кризиса - это крайне опасно.                                                    
                                                                                
Я считаю, что эти вопросы надо обсуждать в Думе не по сокращённой программе,    
а, наоборот, по расширенной и, может быть, процедуру нулевого чтения            
прописать как-то законодательно, в том плане, чтобы перед внесением в Госдуму   
фракции уже знали о том, что вносится и в какой степени их предложения          
учтены, потому что на сегодняшний день ситуация такова: дайте предложения, мы   
их учтём в первом чтении, ваши предложения мы учтём во втором - и в конечном    
счёте не учтено ни одного предложения из тех, которые депутаты здесь, в зале,   
высказывают.                                                                    
                                                                                
Поэтому я думаю, что в сегодняшней ситуации, несмотря ни на какие прогнозы, а   
прогнозы все ясные: ситуация будет ухудшаться, если не изменится                
кредитно-финансовая политика... Изменить её реально мы можем только в рамках    
рассмотрения бюджета, детально рассмотрев как доходную, так и расходную части   
бюджета на следующий год.                                                       
                                                                                
В связи с этим считаю, что ни в коем случае нельзя откладывать рассмотрение     
бюджета на октябрь, нужно вносить его в соответствии с действующим законом и    
рассматривать по полной процедуре, а может быть, даже и расширить сроки         
рассмотрения бюджета как в первом, так и во втором чтениях.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович.                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, надо посоветоваться. У нас ещё депутат Дмитриева должна     
выступить, и дальше у нас процедура принятия в первом чтении и в целом.         
Делаем перерыв или продлеваем?                                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Васильеву Юрию Викторовичу.             
                                                                                
По ведению.                                                                     
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Наш             
законопроект был поставлен на фиксированное время, но было продлено             
рассмотрение предыдущего законопроекта. Поэтому давайте мы рассмотрение этого   
законопроекта завершим, проголосуем в первом чтении и в целом, а потом          
объявим перерыв.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поступило предложение депутата Васильева...               
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Локотю.                                  
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Я прошу прощения, я просто к логике взываю.                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы сократили сегодня свой перерыв до одного часа. Ни в      
какие полчаса мы сейчас не уложимся. Сейчас пока всё пройдёт, вот пока          
выступят все намеченные депутаты, весь перерыв, весь этот час улетит. Мы        
сегодня будем сидеть довольно долго, дольше шести часов, это тоже очевидно. И   
поэтому вот насчёт того, что кто любит поговорить, - это совершенно... Мы для   
того здесь и собрались, вообще говоря, чтобы работать. Поэтому я предлагаю      
сделать, как положено, перерыв и работать по намеченному, установленному с      
утра регламенту.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лебедев Игорь Владимирович.                       
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Хочу поддержать коллегу Локотя и предложить не делать никаких     
продлений. Действительно, у нас и так сегодня сокращённый перерыв, и мы         
сейчас больше тратим времени на это обсуждение. Мы утром утвердили повестку     
дня, в которой чёрным по белому написано, что с 14.00 до 15.00 перерыв.         
Объявляем перерыв, в 15.00 собираемся и продолжаем обсуждение.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение депутата Васильева    
продлить режим работы до завершения рассмотрения данного вопроса, а дальше на   
час сделать обеденный перерыв. Кто за данное предложение? Прошу голосовать.     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.73,3%                                     
Проголосовало против           64 чел.14,2%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Депутат Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста, ваше выступление.              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия".                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, во-первых, мы считаем, что в условиях кризиса сокращение     
времени на обсуждение бюджетных решений не приводит к улучшению их. Помните,    
как мы в авральном порядке принимали решение о выделении дополнительных         
средств на игру на фондовом рынке - это называлось поддержкой финансового       
рынка? В аварийном порядке приняли это решение, потратили в аварийном порядке   
175 миллиардов рублей, потом оказалось, что это ошибка. Точно также в           
аварийном порядке приняли предложение депутатов "ЕДИНОЙ РОССИИ" о выделении     
50 миллиардов долларов Внешэкономбанку на погашение долгов наших крупнейших     
корпораций. Выделили 50 миллиардов долларов, по отчёту Счётной палаты, 11       
миллиардов долларов было истрачено на эти цели. Выяснилось, что это ошибка и    
что поддерживать нужно не предприятия, а крупнейших собственников. Если бы мы   
более внимательно анализировали данные законопроекты и больше прислушивались    
к мнению оппозиции, то этих ошибок могли бы и не сделать.                       
                                                                                
Татьяна Геннадьевна - один из авторов Бюджетного кодекса, она знает, что,       
когда он принимался, ситуация была отнюдь не более лёгкая и прогноз и           
инфляции, и экономического роста тоже не составлялся, его сделать было не       
легче, чем сейчас. Но тем не менее ввели эту норму - 26 августа, и она          
выполнялась. Поэтому мне представляется, что в условиях кризиса как раз не      
нужно изменять норму о представлении бюджета.                                   
                                                                                
Второй момент. Мне представляется, совершенно недопустимо изменять порядок      
принятия налоговых законов. В условиях, когда мы сталкиваемся с огромным        
спадом производства, нестабильностью экономических условий для бизнеса,         
дополнительным фактором нестабильности будет то, что налоговые изменения        
будут приняты за две недели, за три недели, а иногда - у нас были случаи - за   
один день до начала финансового года. Поэтому в условиях кризиса это будет      
просто дополнительным фактором нестабильности, если правительство решит         
изменить налоговые условия уже осенью или за очень короткий период времени до   
начала финансового года.                                                        
                                                                                
Следующий момент. Совершенно недопустимо в условиях кризиса отказываться от     
того, что правительство представляет одновременно с проектом бюджета            
ожидаемые итоги социально-экономического развития в текущем финансовом году.    
Как это в условиях кризиса не представлять ни парламенту, ни правительству,     
между прочим, ни первым лицам государства ожидаемые итоги                       
социально-экономического развития, не представлять, что тоже выносится,         
уточнённый прогноз социально-экономического развития, не представлять оценку    
ожидаемого исполнения федерального бюджета в кризисный год? То есть это         
означает, что депутаты будут принимать бюджет как слепоглухонемые, потому что   
у нас не будет ни оценки ожидаемого исполнения, ни уточнённого прогноза. и      
этой же информации не будет у первых лиц государства. Это значит, что           
фактически этих материалов правительство готовить не будет, Министерство        
финансов и Министерство экономического развития готовить не будут, иметь этих   
документов не будут. Вы понимаете, в условиях кризиса ещё более важен           
адекватный прогноз. Плохой прогноз или хороший, в нём по-разному может          
оцениваться ситуация в экономике, но он должен быть, чтобы можно было           
принимать адекватные решения, даже если этот прогноз неблагоприятный. Если      
нет прогноза, значит, нельзя принять эффективное решение в условиях кризиса.    
                                                                                
И последний момент. Снимается норма о представлении одновременно с проектом     
бюджета проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов. Значит, опять    
у нас будут в разное время приниматься основные финансовые параметры бюджетов   
внебюджетных фондов и федеральный бюджет. Мне кажется, что это также            
недопустимо.                                                                    
                                                                                
Поэтому с учётом всего сказанного наша фракция будет голосовать против          
представленного проекта закона.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна.                               
                                                                                
Полномочные представители президента, правительства не будут выступать. С       
заключительным словом - докладчик.                                              
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                                                
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Спасибо большое.                                               
                                                                                
Я всё-таки обращаюсь к Думе с просьбой поддержать данный законопроект.          
                                                                                
Относительно выступления Оксаны Генриховны хочу сказать, что я могу её          
нынешнее выступление охарактеризовать как недоразумение, связанное с тем,       
что, наверное, законопроект не прочитан, потому что всё, что сказано,           
никакого отношения к нему не имеет. В отношении конкретного человека - ладно,   
но в данном случае вводится в заблуждение Дума и фракция.                       
                                                                                
Законопроект вносится с прогнозом, с отчётом, который вносится даже раньше,     
чем законопроект. Ожидаемая оценка исполнения бюджета тоже вносится. Вместе с   
законопроектом о бюджете вносятся одновременно проекты бюджетов                 
государственных внебюджетных фондов, то есть всё как раз наоборот. Такое        
ощущение, что кто-то в законопроекте, который рассматривал конкретный           
депутат, рядом с каждым словом поставил слово "не". Такого нет в                
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Поэтому я прошу всё-таки учесть мои комментарии при голосовании.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона №        
219140-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и        
статью 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации         
(Банке России)". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием.   
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 09 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1%                                     
Проголосовало против           92 чел.20,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, ответственный комитет предлагал поставить данный            
законопроект на голосование в целом. Напоминаю вам, что в соответствии со       
статьёй 119 Регламента Государственной Думы, если будут возражения против       
данного предложения, каждый, кто имеет возражение, должен будет выступить, и    
ответственный комитет должен будет дать соответствующее разъяснение, и если     
комитет не снимет данный вопрос с повестки дня, то я вынуждена буду поставить   
данный законопроект на голосование в целом, минуя второе и третье чтения, в     
рамках "часа голосования".                                                      
                                                                                
Итак, есть ли возражающие? Есть. От фракции - депутат Коломейцев. Пожалуйста,   
Николай Васильевич.                                                             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! На самом деле это самый        
важный оперативный документ, который принимается Думой вообще в году, и, с      
нашей точки зрения, не учитывать мнения других субъектов права                  
законодательной инициативы, а ими являются, кстати, законодательные собрания    
и администрации субъектов Федерации, будет в корне неправильно. Поэтому мы      
категорически возражаем против того, чтобы данный законопроект принимать в      
целом, и считаем, что необходимо выдержать процедуру, которая предлагается: в   
течение двадцати дней (до второго чтения) внести поправочки, а потом            
принимать. Мы готовы приехать и из отпуска.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Васильеву Юрию Викторовичу на рабочем   
месте.                                                                          
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Есть            
заключение Правового управления о том, что в представленном проекте             
федерального закона внутренних противоречий не имеется, неправильных            
взаимосвязей статей не установлено. Прошу поставить законопроект на             
голосование в целом.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, объявляется "час голосования". В рамках "часа               
голосования" проект федерального закона № 219140-5 "О внесении изменений в      
Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "О        
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ставится на              
голосование в целом. Кто за данное предложение? Прошу голосовать.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против           90 чел.20,0%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.