Заседание № 22
О проекте федерального закона № 218930-3 "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (в части обеспечения государственной защиты работников контрольных органов, созданных законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, пункт 8. Проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 года... "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Доклад представителя Московской городской Думы Юрия Юрьевича Попова. Пожалуйста, Юрий Юрьевич. ПОПОВ Ю. Ю., представитель Московской городской Думы. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Данный законопроект внесен в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы Московской городской Думой. Предлагается предоставить государственную защиту работникам контрольных органов, созданных законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации. Мы считаем, что федеральный закон необходимо дополнить этой нормой, потому что сотрудники контрольных органов не только в городе Москве, но и во многих других субъектах Российской Федерации сталкивались ранее и продолжают сталкиваться сейчас с серьезными угрозами в свой адрес в ходе выполнения ими профессиональных обязанностей. Наша законодательная инициатива поддержана во многих субъектах Российской Федерации, а также президиумом Ассоциации контрольно-счетных органов России. Принятие данного законопроекта позволит снять целый ряд проблем, во-первых, ликвидировать социальную несправедливость, существующую сегодня. Дело в том, что в соответствии с пунктом 12 статьи 2 закона к лицам, подлежащим государственной защите, отнесены работники контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации и финансовых органов субъектов Российской Федерации. Указанные органы в соответствии со статьей 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так же как и контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, составляют единую (я подчеркиваю: единую) систему органов государственного финансового контроля. Получается интересный парадокс. Там, где речь идет о работе, эти органы финансового контроля исполнительной и законодательной ветвей власти едины, а там, где речь идет о предоставлении государственной защиты, они врозь: представителям исполнительной власти государственная защита предоставляется, а представителям законодательной власти нет. В этом же пункте 12 статьи 2 государственная защита предоставлена сотрудникам Счетной палаты Российской Федерации, которые исполняют одинаковые функции с сотрудниками контрольно-счетных организаций субъектов Российской Федерации. Мы считаем, что это несправедливо и эту несправедливость необходимо устранить. Во-вторых, принятие закона позволит восстановить искусственно суженное поле действия федерального закона. Дело в том, что в преамбуле закона говорится, что в целях обеспечения государственной защиты должностных лиц контролирующих органов, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для борьбы с преступлениями и другими правонарушениями настоящий федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких. Статья 151 Бюджетного кодекса определяет, что органами государственного финансового контроля являются Счетная палата Российской Федерации, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Таким образом, невключение работников контрольных органов законодательных ветвей власти субъектов Российской Федерации в перечень лиц, подлежащих государственной защите, автоматически сужает поле действия закона и искажает его смысл, что, по нашей оценке, недопустимо. В-третьих, правоохранительные органы независимо от того, будет принято наше дополнение к закону или нет, защищали и будут защищать сотрудников контрольно-счетных органов, это происходит и сегодня. Однако принятие данного закона позволит им наконец-то выполнять свои функциональные обязанности на законных основаниях. В-четвертых, принятием данного законопроекта вы, уважаемые депутаты, реализуете решение согласительной комиссии, принятое весной 2001 года. Я напоминаю, что в 2001 году депутаты Государственной Думы данную правовую норму уже принимали и в первом, и во втором, и в третьем чтениях. Эта норма была отклонена Советом Федерации совсем не потому, что она вступала в противоречие с действующим законодательством, а из тактических соображений. Сенаторы посчитали, что обеспечить государственную защиту сразу и сотрудников Счетной палаты Российской Федерации, и сотрудников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации не удастся, и решили позднее вернуться к рассмотрению этого вопроса еще раз. Повторяю: концептуальных возражений против предоставления государственной защиты сотрудникам контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации не было ни у одного члена согласительной комиссии. Уважаемые депутаты, заканчивая свой доклад, прошу вас поддержать законодательную инициативу Московской городской Думы и принять проект закона в первом чтении, а в последующем и в целом. И я уверен, что сотрудники контрольно-счетных органов, получив государственную защиту, а с ней и возможность работать в гораздо более спокойной, комфортной обстановке, очень быстро восполнят те скромные бюджетные издержки, которые предусмотрены данным законопроектом. К тому же большая часть этих издержек будет покрыта за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Виктора Ивановича Илюхина. Присаживайтесь, пожалуйста. ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, Комитет по безопасности неоднократно обращался к этой проблеме. И я хочу сказать, что к последнему решению, которое состоялось у нас, Комитет по безопасности пришел не сразу. Первое заключение, или первое мнение, комитета было таково, что необходимо поддержать данный законопроект. В последующем мы еще раз пересмотрели свою позицию и дали отрицательное заключение на данный законопроект. И Комитет по безопасности просит отклонить данную инициативу по двум причинам. Первая причина. Финансирование данного законопроекта исходит из федерального бюджета Российской Федерации и никоим образом не предусматривает какого-либо финансирования из бюджетов местных органов субъектов Федерации. И второй момент. Авторы законодательной инициативы не представили абсолютно никакой убедительной статистики по поводу, по сути дела, покушения на жизнь, здоровье, имущество работников счетных палат, работников контролирующих и правоохранительных органов субъектов Федерации. А теперь, уважаемые коллеги, я хотел бы высказать свою точку зрения, потому что данный законопроект обсуждался еще в Думе второго и третьего созывов. По сути концепция законопроекта вписывается в основной закон о защите судей и работников контролирующих органов. И в ответ на аргументы, которые прозвучали у нас на заседании комитета, касающиеся того, что финансирование идет из федерального бюджета, я могу сказать, сославшись на Конституцию, что борьба с преступностью, с правонарушениями входит как в компетенцию федеральных органов власти, так и в компетенцию органов субъектов Федерации. Здесь мы, как говорится, вписываемся. И второй момент. Отсутствие какой-либо тяжелой статистики по поводу покушения на жизнь и здоровье - это еще не свидетельство того, что закон должен быть отвергнут. Вот с таким противоречивым, как говорится, заключением я выступаю перед вами. Комитет по безопасности, еще раз подчеркиваю, предлагает вам законопроект отклонить. Моя позиция - другая. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Я прошу записаться на вопросы. И мы объявим перерыв. Покажите список. Вопросы зададим после перерыва. А сейчас объявляется перерыв до 12.30. (После перерыва) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу пройти всех в зал заседаний. До майских праздников еще целая неделя, рановато гулять начали. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Объявления не было, чтобы обмывать ордена. Прошу включить режим регистрации, необходимо зарегистрироваться для продолжения нашей работы. Кто без карточки? Покажите результаты. Без карточки Николай Александрович Павлов. Мы тогда будем иметь это в виду. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (12 час. 30 мин. 34 сек.) Присутствует 389 чел.86,4% Отсутствует 61 чел.13,6% Всего депутатов 450 чел. Не зарегистрировано 61 чел.13,6% Результат: кворум есть Коллеги, продолжаем нашу работу. По законопроекту записались три человека на вопросы. Васильев Владимир Алексеевич, пожалуйста, ваш вопрос. Его нет в зале. Гончар Николай Николаевич... Так, пожалуйста, включите микрофон Васильеву Владимиру Алексеевичу. ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ, фракция "Единая Россия". Спасибо. У меня вопрос к Юрию Юрьевичу. Уважаемый Юрий Юрьевич, я прекрасно знаю, как московский бюджет защищает своих чиновников, в том числе и вот ту категорию, которую вы называете. Вот я хотел бы услышать пояснение ваше по поводу того, как сегодня защищаются эти категории. Вы, по-моему, сказали в выступлении, что они как-то защищаются. И еще вопрос: вы просчитывали, какова же все-таки цена вопроса по всей Российской Федерации? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте. ПОПОВ Ю. Ю. Мне трудно говорить о защите всех чиновников, потому что это не является предметом рассмотрения данного законопроекта. Это во-первых. Во-вторых, если говорить о цене вопроса, это примерно 8-9 миллионов рублей для всей Российской Федерации. Вот о какой сумме мы говорим сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гончар Николай Николаевич, ваш вопрос. ГОНЧАР Н. Н. У меня вопрос к представителю Московской городской Думы. Вы сказали, что эти деньги пойдут за счет бюджетов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, коллега Илюхин сказал, что эти деньги пойдут из федерального бюджета. А почему не дать возможность... Я сейчас посмотрел: Конституция в части разграничения полномочий не относит это полномочие к исключительной компетенции Российской Федерации - ну и примите решение сами. Вы считаете, что нужно защищать контролеров, - милости просим, выделяйте деньги в бюджете, решайте этот вопрос законом правительства Москвы. Теперь далее, здесь же и к этому же. Может, другие субъекты Российской Федерации решат, что важнее защищать простых граждан, - так тоже бывает. И последний совет. Для того чтобы контролеров не убивали, нужно, чтобы они не занимались бизнесом и не крышевали бизнес-структуры, тогда конкуренты этих структур не будут их убивать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ответ, пожалуйста, представителя Московской Думы. ПОПОВ Ю. Ю. Это вопрос или выступление? Если вопрос, я готов ответить. Статья 21 федерального закона, в который вносятся поправки, говорит о том, что финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты, предусмотренных настоящим федеральным законом, осуществляются за счет средств федерального и других бюджетов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поэтому мы ничего не меняем, мы говорим: дайте нам возможность выполнить норму этого федерального закона. Мы готовы профинансировать и обеспечить государственную защиту своих сотрудников контрольно-счетных палат, только дайте нам такую законодательную возможность, и всё. Это норма федерального закона. Это первое. Второе. У нас нет другой возможности защитить своих сотрудников законным образом, кроме как получить такую норму в федеральном законе. Постараюсь объяснить почему. Во-первых, законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству и субъекты Российской Федерации не могут своими законами обязать федеральные территориальные государственные органы внутренних дел осуществлять какие-либо меры. Понимаете, мы не можем командовать, отдавать какие-то команды, какие-то распоряжения федеральным территориальным органам. И во-вторых, в этом же законе, в который мы пытаемся внести поправку, в статье 1, говорится о том, что обеспечение государственной защиты осуществляется уполномоченными на то государственными органами, поэтому мы не можем привлекать ЧОПы для охраны сотрудников: они не являются государственными органами - и у нас нет другой возможности защитить сотрудников КСП, кроме как ввести такую норму. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович Илюхин. Микрофон включите на трибуне. ИЛЮХИН В. И. Уважаемый Николай Николаевич, я хотел бы дополнить ответ. Вопрос о государственной защите может решаться только федеральным законом, вот и всё. А коль нет федерального закона, органы местного самоуправления, местные органы субъектов Федерации эту проблему решить не могут без нас с вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович, ваш вопрос. МАЛЫШКИН О. А. Я бы хотел поддержать коллегу Гончара. У меня вопрос к докладчику и содокладчику. Что мы всё время кого-то защищаем? Ну, пусть они исполняют действительно профессионально, честно свой долг, и никаких проблем там не будет. И при чем здесь федеральный и местный бюджеты? Если, к примеру, вы хотите из местного бюджета на какие-то там функции выделить средства, - пожалуйста, собирайте Думу, голосуйте и делайте всё, тем более что вы не дотационный регион, я так понимаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Но это был не вопрос, а как бы поддержка позиции депутата Гончара. Коллеги, мы закончили вопросы. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Представители президента и правительства? Тоже нет. Кто за то, чтобы принять в первом чтении данный законопроект? Прошу проголосовать. Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 34 сек.) Проголосовало за 12 чел.2,7% Проголосовало против 69 чел.15,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 82 чел. Не голосовало 368 чел.81,8% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 239
О проекте федерального закона № 218930-3 "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (в части обеспечения государственной защиты работников контрольных органов, созданных законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
БАСКАЕВ А. Г., депутатская группа "Народный депутат". Баскаев по карточке Аксакова. Я просил бы, Георгий Валентинович, снять вопрос 22 сегодня в связи с болезнью докладчика. У меня содоклад от Комитета по безопасности. Сегодня снять с рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы содокладчик от комитета, да? Комитет просит снять с рассмотрения. БАСКАЕВ А. Г. Да, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, снимаем. БАСКАЕВ А. Г. Спасибо.