Заседание № 73

09.11.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 218921-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (о включении в российский гражданский оборот юридических лиц, действующих на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3504 по 3598 из 5723
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской       
Федерации". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников.                       
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект           
направлен на вхождение в российскую юрисдикцию коммерческих и некоммерческих    
организаций, а также индивидуальных предпринимателей, работающих на             
территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Кроме того, ряд норм    
данного законопроекта посвящён признанию сделок, совершённых на территории      
этих республик до вхождения в состав Российской Федерации.                      
                                                                                
Коллеги, вчера мы с вами обсуждали этот вопрос, и вчера мы также                
договорились, что я отдельно остановлюсь на теме индивидуальных                 
предпринимателей, поскольку был вопрос, по которому мы посоветовались в том     
числе с Федеральной налоговой службой. Хочу отметить, что индивидуальные        
предприниматели, действующие, работающие в этих субъектах, будут продолжать     
свою работу до 30 июня 2023 года и для них предусматривается подача заявлений   
до этой даты, до 30 июня 2023 года, для продолжения своей работы.               
                                                                                
Был вопрос по поводу пошлины. Я хочу сказать, что Федеральная налоговая         
служба и Правительство Российской Федерации в данный момент разрабатывают       
соответствующие поправки в Налоговый кодекс, где индивидуальные                 
предприниматели будут освобождены от уплаты соответствующих государственных     
пошлин. Впрочем, коллеги, эта норма будет распространяться также на             
юридические лица, которые будут действовать на территории Российской            
Федерации. Таким образом, каких-то дополнительных затрат в связи с переходом    
в юрисдикцию Российской Федерации здесь не потребуется.                         
                                                                                
Коллеги, у нас есть таблица поправок, она содержит три юридико-технические      
поправки. Предлагается поддержать эту таблицу и принять законопроект во         
втором чтении.                                                                  
                                                                                
В случае вашего согласия мы также предлагаем его рассмотреть в третьем          
чтении, поскольку все экспертизы проведены.                                     
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Во втором чтении принимается единогласно.                                       
                                                                                
Коллеги, нет возражений, чтобы рассмотреть сейчас в третьем чтении? Нет.        
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 72

08.11.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 218921-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (о включении в российский гражданский оборот юридических лиц, действующих на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4273 по 4497 из 5441
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской       
Федерации". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников.                       
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы продолжаем интеграцию новых      
территорий, которые вошли в состав Российской Федерации, имеются в виду ДНР,    
ЛНР, Запорожская область и Херсонская область. Данный законопроект,             
предложенный вашему вниманию, направлен на включение, введение в российский     
гражданский оборот юридических лиц, которые действуют на тех территориях,       
которые я только что назвал.                                                    
                                                                                
Коллеги, законопроект направлен на урегулирование трёх вопросов. Первый -       
это, как я уже сказал, включение в экономический, гражданский оборот            
юридических лиц, действующих на территориях новых субъектов Российской          
Федерации. Второй - это определение статуса индивидуальных предпринимателей,    
действующих на этих же территориях. И третий - определение правового режима     
сделок, заключённых на указанных территориях до включения их в состав           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Коллеги, этих юридических лиц достаточно много, их более 30 тысяч, это          
коммерческие и некоммерческие организации. Здесь мы как раз предлагаем          
процедуру включения их в российскую юрисдикцию, несколько этапов и несколько    
таких конкретных процедур.                                                      
                                                                                
Первая. Сведения о тех организациях, которые сегодня уже существуют и           
зарегистрированы на соответствующих территориях, автоматически - и налоговая    
служба к этому готова - будут включаться до 31 декабря 2022 года для            
соответствующей государственной регистрации.                                    
                                                                                
Вторая процедура. По заявлению тех юридических лиц, которые в первый случай     
не попали, сведения о них будут включаться в российский реестр. В ЛНР и ДНР     
такие документы подаются и сведения вносятся в реестр до 30 июня 2023 года, в   
Запорожской и Херсонской областях - до 31 декабря 2023 года. Почему здесь       
различие? Мы знаем, что в ДНР и ЛНР законодательство было гармонизировано с     
российским, и оно очень близко к российскому. А в областях действовали          
законодательные акты Украины и временные положения Запорожской и Херсонской     
областей по регистрации юридических лиц.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, процедура такая: мы говорим, что коммерческие организации    
могут быть внесены в реестр только как коммерческие организации,                
некоммерческие - только как некоммерческие организации. Здесь каких-то таких    
преобразований быть не может. При этом я хочу сказать, что по                   
законодательству до вступления в состав Российской Федерации были различные     
организации, которые российским законодательством не предусмотрены, например    
малое совместное предприятие, частное акционерное общество, полное общество и   
так далее и так далее. С точки зрения правоспособности юридического лица, с     
точки зрения его возможности заключать договоры, отвечать по своим действиям,   
конечно, эти юридические лица должны полностью соответствовать                  
законодательству Российской Федерации.                                          
                                                                                
Коллеги, может быть вопрос: а что делать, если вдруг юридические лица, органы   
юридического лица не захотят входить в российскую юрисдикцию? Да, такая         
возможность существует, и мы говорим, что в данном случае есть несколько        
вариантов: стать филиалом либо представительством иностранного юридического     
лица; прекратить свою деятельность на территории Российской Федерации. Также    
у нас здесь есть процедура в части индивидуальных предпринимателей.             
                                                                                
Ну и что касается заключения тех или иных сделок на территории новых            
субъектов Федерации до их вхождения, мы в принципе как раз говорим, что эти     
договоры и иные сделки сохраняют свою силу, за исключением тех случаев,         
которые специально оговорены в законе.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы предлагаем принять данный законопроект в первом чтении.   
Мы также просили бы, учитывая, что после этих поправок будут вноситься          
поправки в огромное количество законодательных актов, - вы знаете, что          
юридические лица действуют по многочисленным законам, во многие из них будут    
вноситься соответствующие поправки, - завтра рассмотреть, поставить на          
рассмотрение во втором чтении соответствующий законопроект. Поправки, если      
таковые будут поступать, мы сегодня будем рассматривать.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Иван Иванович, я вижу ваш взор, понимаю, что надо побыстрее, поэтому...         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов... А, есть, извините. Вижу.             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сухарев Иван Константинович, пожалуйста.                                        
                                                                                
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Павел Владимирович, с большим уважением хотел уточняющий вопрос       
задать. В пояснительной записке сказано: юридические лица, сведения о которых   
не содержались в соответствующих реестрах ДНР, Луганской Народной Республики,   
Запорожской области и Херсонской области - о каких юридических лицах идёт       
речь?                                                                           
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос. Мы специально так пишем: не              
юридические лица содержались, а "сведения о которых не содержались" или         
"сведения о которых содержались". Эти сведения разные, они могут не совпадать   
с законодательством, которое было до вхождения, как вы понимаете. Сведения      
какие? Местоположение, органы, организационно-правовая форма и так далее и      
так далее. Юрлица, о которых вообще не было сведений, - значит, они не          
действовали на территории соответствующего субъекта. Может быть, они            
действовали в качестве, ну, иностранного юридического лица и так далее - если   
такие есть, они могут подать соответствующую заявку. По нашим данным, они       
существуют, их несколько тысяч, но, что касается основной части юридических     
лиц, про которых я сказал, их чуть больше 30 тысяч, это вот по данным           
налоговой службы Российской Федерации..                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович. Вопрос докладчику.                                      
                                                                                
Уважаемый Павел Владимирович, скажите, пожалуйста, - в продолжение вопроса по   
юридическим лицам, - а что будет с юрлицами, которые принадлежат Украине или    
гражданам Украины? Планируется ли их передать в собственность новых             
территорий для оперативного и эффективного управления и развития данных         
регионов?                                                                       
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос. Собственно, этому законопроект и         
посвящён: что делать с этими юридическими лицами. Что делать? Вводить в         
реестр Российской Федерации - эта процедура и предусмотрена. С точки зрения     
национальности - а у юрлиц тоже есть национальность, - они будут, если          
подадут соответствующие документы, в российской юрисдикции. Они в основной      
своей массе остаются частными юридическими лицами, никто у них собственность    
не отбирает, нет такой процедуры, они будут продолжать действовать. Если они    
не хотят быть под нашей юрисдикцией, как я уже сказал, они могут работать в     
виде иностранных юридических лиц, они могут работать в виде филиалов или        
представительств, такая возможность тоже есть, как раз все эти процедуры мы     
здесь и предусматриваем.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сипягин Владимир Владимирович.                                                  
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Павел Владимирович, гражданское законодательство ЛНР и ДНР по         
некоторым аспектам отличается от гражданского законодательства Российской       
Федерации, такие отличия касаются и организационно-правовых форм юридических    
лиц. В частности, Гражданским кодексом ДНР предусмотрены такие формы            
некоммерческих юридических лиц, как государственные корпорации, которые в       
России могут быть созданы только на основании федерального закона, а также      
государственные и трансграничные концерны, например госконцерн "Корпорация      
развития Донбасса", государственные корпорации "Недра", "Донецкие               
технологии". Как будет происходить включение в российский гражданский оборот    
вот таких юридических лиц и какой статус они смогут получить в российском       
правовом поле?                                                                  
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо, отличный вопрос. Я хочу сказать, что они           
первоначально автоматически вносятся в наш реестр. Впоследствии, конечно же,    
они будут приводиться в соответствие с теми организационно-правовыми формами,   
которые у нас существуют в Гражданском кодексе. Это первое.                     
                                                                                
И второе, что важно, вы это тоже заметили: не только это, но и все положения    
- вот ваш коллега и сосед тоже об этом сказал, по поводу                        
организационно-правовых форм, по поводу органов управления, - будут             
приводиться в соответствие, во-первых, с Гражданским кодексом, во-вторых, с     
достаточно большим количеством законов о конкретных организационно-правовых     
формах. Например, у нас есть закон "Об акционерных обществах", у нас есть       
закон "О некоммерческих организациях", у нас есть законы о религиозных          
организациях и так далее. Это всё, конечно, будет при подаче соответствующих    
документов изменяться, но это всё будет делаться в достаточно мягкой форме.     
Первоначально, как я сказал, они просто будут вводиться в наш реестр.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Панин Геннадий Олегович, у вас вопрос? Пожалуйста, задавайте.                   
                                                                                
ПАНИН Г. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Да, не успел нажать кнопку.                                                     
                                                                                
Павел Владимирович, безусловно, инициатива очень своевременная, но позвольте    
уточнить: есть ли техническая возможность автоматического переноса сведений     
именно по индивидуальным предпринимателям в соответствующий реестр Российской   
Федерации? Мы могли бы существенно сократить людям временные и материальные     
затраты, я имею в виду пошлины. Если такой возможности нет, то, считаю, было    
бы правильным освободить таких людей от уплаты пошлины на регистрацию в         
качестве индивидуальных предпринимателей.                                       
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, мы вместе с налоговой службой, вместе с коллегами из    
правительства как раз эти вопросы обсуждаем, там много нюансов, если,           
конечно, так вот, внутрь вторгаться, ну, например, крестьянские (фермерские)    
хозяйства в России могут быть как индивидуальными предпринимателями, так и      
юридическими лицами - у них не могут быть юридическими лицами; мы также знаем   
другие нюансы, которые на разных территориях по-разному регулируются,           
поэтому, конечно, мы... Ну, как говорит налоговая служба, они справятся.        
                                                                                
Что касается тех, кто уже зарегистрирован, - а на всех этих четырёх             
территориях законодательство так и называется: "О государственной регистрации   
юридических лиц...", ну и дальше у них в названии "физических лиц -             
предпринимателей", например, или просто "индивидуальных предпринимателей",      
везде по-разному, но в принципе это один закон - хорошо, что вы обратили на     
это внимание. Мы попробуем, во всяком случае попросим, чтобы нам более          
подробно рассказали ко второму чтению. Я вам завтра более подробно расскажу     
по поводу индивидуальных предпринимателей, как технически этот вопрос будет     
решаться.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович, присаживайтесь.              
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.