Заседание № 30

28.05.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 218744-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (уточнение ряда статей закона в связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года № 10-П; внесен депутатами Государственной Думы третьего созыва В. Н. Лысенко, С. С. Митрохиным и Б. Б. Надеждиным).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3985 по 4086 из 4229
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в       
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на          
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад председателя        
Комитета по конституционному законодательству и государственному                
строительству Плигина Владимира Николаевича.                                    
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия".     
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию             
предлагается проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на          
участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный депутатами       
Государственной Думы третьего созыва Лысенко, Митрохиным, Надеждиным.           
                                                                                
Я надеюсь, что вы познакомились с заключением комитета, так как воспринять      
доклад без текста, конечно, крайне сложно - это законопроект с множеством       
числовых показателей, поэтому я постараюсь максимально сократить доклад в       
надежде, еще раз говорю, что вы познакомились с заключением.                    
                                                                                
Проект внесен 25 июня 2002 года. Законопроект направлен на уточнение ряда       
статей действующего Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об        
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме          
граждан Российской Федерации". Авторы законопроекта мотивировали свое           
предложение необходимостью реализации постановления Конституционного Суда       
Российской Федерации от 11 июня 2002 года № 10-П (я вынужден называть эти       
цифры, так как они в дальнейшем лежат в основе мотивировки по отклонению        
законопроекта) по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи   
64 и других статей закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права     
на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами      
Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда, а также       
необходимостью устранения противоречий и пробелов в федеральном                 
законодательстве.                                                               
                                                                                
Законопроект содержит уточнение условий выдвижения кандидатов, порядка          
регистрации кандидатов, наименования избирательного блока, порядка сбора        
подписей, порядка размещения в сети Интернет данных, содержащихся в             
протоколах об итогах голосования, и ряд других норм. Напомним, что              
Конституционный Суд рассматривал отдельные положения Федерального закона от     
19 сентября 1997 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и      
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в настоящее       
время утратившего силу, и в пункте 4 постановляющей части предложил             
Федеральному Собранию внести необходимые изменения в Федеральный закон,         
который я назвал ранее, № 124-ФЗ. Пункты 1 и 3 указанного постановления         
Конституционного Суда уже были реализованы в законе от 12 июня 2002 года №      
67-ФЗ, который в полном объеме с последующими изменениями и дополнениями        
применялся в период прошедших избирательных кампаний по выборам депутатов       
Государственной Думы четвертого созыва и Президента Российской Федерации.       
                                                                                
Большая часть предлагаемых законопроектом норм по смыслу не связана с           
указанным постановлением Конституционного Суда. Остановлюсь на одном пункте.    
Принципиальным положением законопроекта является изменение пункта 24 статьи     
29 федерального закона о сроках полномочий членов избирательной комиссии,       
действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных   
кандидатами, которые были избраны, или избирательными объединениями,            
избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, которые были допущены   
к распределению депутатских мандатов. При этом предусмотрено, что срок их       
полномочий продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков            
кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность.          
Законопроектом предлагается распространить данную норму на членов окружных      
избирательных комиссий, что вряд ли, с нашей точки зрения, можно считать        
правомерным, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 25 срок полномочий       
окружных избирательных комиссий истекает в день официального опубликования      
решения о назначении следующих выборов. Есть и ряд других новшеств, которые     
предлагаются данным законопроектом.                                             
                                                                                
В связи с предстоящими дискуссиями в Государственной Думе по ряду федеральных   
законов я бы хотел привести пример из предлагаемого проекта федерального        
закона и подчеркнуть, что суть данной нормы лежит не в плоскости тех решений,   
которые предлагает правящая партия. В частности, в пункте 7 предлагаемого       
законопроекта предлагается дополнить статью 37 пунктом 10 следующего            
содержания: "Подписной лист удостоверяется проводившим сбор подписей лицом,     
которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места      
жительства, серию и номер паспорта или иного, заменяющего паспорт документа с   
указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и     
дату внесения в подписной лист...". То есть вы представляете, насколько         
усложняется технология в предлагаемом нашему вниманию законопроекте.            
Руководствуясь сказанным, я предлагаю данный законопроект отклонить. Спасибо.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к Владимиру Николаевичу? Нет     
вопросов. Желающие выступить? Так, коллеги, на голосование ставится проект      
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон      
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме      
граждан Российской Федерации" в первом чтении. Прошу определиться               
голосованием.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за                1 чел.0,2%                                      
Проголосовало против           63 чел.14,0%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     65 чел.                                          
Не голосовало                 385 чел.85,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.