Заседание № 56

14.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 218534-7 "О ратификации Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики от 26 августа 2015 г.".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1900 по 2226 из 8320
Рассматривается вопрос 21 повестки дня. О проекте федерального закона "О        
ратификации Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Сирийской      
Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооружённых Сил            
Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики от 26          
августа 2015 г.". Доклад официального представителя Президента Российской       
Федерации статс-секретаря - заместителя министра обороны Российской Федерации   
Николая Александровича Панкова.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Николай Александрович.                                              
                                                                                
ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В       
рассматриваемом проекте федерального закона предлагается ратифицировать         
Протокол к Соглашению между Российской Федерацией и Сирийской Арабской          
Республикой о размещении авиационной группы Вооружённых Сил Российской          
Федерации на территории Сирийской Арабской Республики от 26 августа 2015        
года, подписанный в Дамаске 18 января текущего года.                            
                                                                                
Протокол к соглашению устанавливает международно-правовые основы,               
регулирующие условия нахождения авиационной группы Вооружённых Сил Российской   
Федерации на территории Сирии, и является его неотъемлемой частью, дополняет    
его и толкуется совместно с ним, что позволяет осуществлять практическую        
деятельность российской авиагруппы в полном объёме. При этом срок действия      
соглашения и протокола составляет сорок девять лет с момента подписания с       
возможностью последующего продления на двадцатипятилетние периоды, что          
закрепляет позиции нашей страны в данном вопросе.                               
                                                                                
Реализация протокола не повлечёт за собой дополнительных расходов средств       
федерального бюджета. Ежегодные расходы на реализацию протокола составляют      
около 20 миллионов рублей, и они будут осуществляться за счёт средств,          
предусмотренных Минобороны России в федеральном бюджете на этот и последующие   
годы.                                                                           
                                                                                
На основании Федерального закона "О международных договорах Российской          
Федерации" протокол подлежит ратификации, поскольку затрагивает вопросы         
международного мира и безопасности. Сирийская сторона уведомила о завершении    
внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу протокола к   
соглашению.                                                                     
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович.                           
                                                                                
Пожалуйста, содоклад председателя Комитета по международным делам Леонида       
Эдуардовича Слуцкого.                                                           
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по международным      
делам, фракция ЛДПР.                                                            
                                                                                
Большое спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, сложно переоценить важность ратификации данного протокола    
к соглашению между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой,      
который окончательно закрепляет правовые положения относительно нахождения на   
территории Сирии нашей авиационной группировки, границ земельного участка,      
социальной защиты военнослужащих, решает вопросы, связанные со статусом         
имущества, с освобождением от налогов российских подрядчиков, которые будут     
формировать архитектуру нашей базы, а с учётом ситуации с террористическими     
группировками на территории Сирии мы понимаем, что мы там, к сожалению,         
надолго и всё это время будем оставаться на передовой линии противостояния      
международному терроризму на территории Сирии, препятствуя тем самым            
экспансии терроризма на территорию России, на европейскую часть нашего          
континента.                                                                     
                                                                                
Николай Александрович в своём коротком, но, как обычно, блестящем докладе       
охарактеризовал основные, реперные точки данного протокола. Комитет по          
международным делам единогласно проголосовал за, и прошу все фракции в          
Государственной Думе поддержать ратификацию данного важнейшего протокола.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы? Есть.                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной     
политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.                   
                                                                                
Уважаемый Николай Александрович, безусловно, все фракции поддержат, мы          
проголосуем за, но у меня к вам вопрос, который задают избиратели: возможно     
ли избежать жертв при участии в операции на той территории живой силы, или      
это невозможно? Если невозможно, то сколько это будет продолжаться?             
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. Мы делаем всё от нас зависящее, чтобы жертв не было. Возможно      
избежать или невозможно - будем и дальше стараться, чтобы жертв не было.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маринин Сергей Владимирович.                              
                                                                                
МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Николай Александрович, можно ли считать, что после подписания протокола места   
дислокации российских военных фактически становятся территорией России - как    
посольства или диппредставительства?                                            
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. Личный состав авиационной группы обладает полным дипломатическим   
иммунитетом.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Леонид Эдуардович, вы в своём докладе сказали, что мы там надолго, это          
внушает определённые опасения, да и сам договор на сорок девять лет. Вопрос у   
меня такой: мы что, на сорок девять лет там?                                    
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э. Сергей Владимирович, не бойтесь, я думаю, что эффективность       
нашей группы такова... И ситуация, которая складывается сегодня, - сравните     
её с той, что была, например, год назад. Надолго - это не значит на сорок       
девять лет, это значит на столько, на сколько будет необходимо, чтобы           
заняться социальной защитой военнослужащих, это значит на столько, на сколько   
будет необходимо, чтобы сформировать современную архитектуру группы, чему и     
посвящён данный протокол. Так что, думаю, реально, без утопии в обозримом       
будущем, Сергей Владимирович, противостояние силам международного терроризма    
будет завершено в пользу тех, кто эффективно во главе с Российской Федерацией   
им противостоит.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Александрович, мы знаем, что Соединённые     
Штаты за последнее время удвоили число военных баз за рубежом и сегодня         
насчитывается около 1 тысячи 300 этих баз. В то же время не накладывает ли      
договор... отвечать ли нам всё-таки на такие действия, как пуск ракет,          
который был произведён с американского судна, когда в Сирии были в принципе     
уничтожены проданные нами самолёты и, возможно, пострадали наши инструкторы?    
Мы обязаны отвечать на такие жесты американцев, как этот незаконный удар, или   
нет?                                                                            
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. Николай Васильевич, вы меня великодушно извините, но ваш вопрос    
вообще никакого отношения к законопроекту не имеет.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Николай Александрович, вопрос по законопроекту. Здесь   
сказано, что с бессрочного срок действия соглашения меняется на сорок девять    
лет. С чем это связано?                                                         
                                                                                
ПАНКОВ Н. А. Первоначально мы прорабатывали вопрос о бессрочном договоре,       
соглашении, но потом в ходе работы с сирийской стороной пришли к совместному    
решению, что заложим в текст протокола сорокадевятилетний срок с последующим    
двадцатипятилетним продлением. Это устраивает и сирийцев, и нас.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить? Есть.                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, руководитель фракции ЛДПР. Подготовиться        
Шаманову.                                                                       
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я мог бы к микрофону подойти намного быстрее, но количество   
ступенек мне напоминает путь на Эльбрус, да до его вершины, наверное, легче     
добраться.                                                                      
                                                                                
Мы сегодня обсуждаем очень важный документ. Вроде бы простые слова:             
ратификация протокола к соглашению о размещении, о статусе и так далее... Ну,   
вопросы здесь были заданы в принципе правильные. То, что, скажем, с             
бессрочного перешли на сорок девять лет, - это возможно, но "бессрочное"        
звучит более фундаментально, приятно. Я ещё сказал бы по-другому: "на вечные    
времена" - совсем хорошо звучит. А сорок девять лет - у нас уже должен был      
Черноморский флот базироваться в Севастополе до определённой даты, до 2017      
года. Если бы не события в Киеве, нас сейчас уже подпирали бы - стояли бы       
натовские корабли, которым Киев заранее передал бы в аренду Севастополь, и      
прогоняли бы наш флот в Новороссийск. Так что даты играют роль, хотя любой      
парламент может отменить любую ратификацию, любое правительство - разорвать     
любое соглашение, а такое, как американское, - захватить дипломатическую        
собственность, которая неприкосновенна, но в таком мире, в каком мы сейчас      
живём, они могут на это пойти, могут это сделать.                               
                                                                                
То, что это в Сирии... Сирия - это важнейшее наше направление. У нас во всех    
спорах историки, политологи, журналисты всё повторяют: Запад - Восток, Запад    
- Восток... Ни там, ни там успеха не будет! Западу мы чужие, мы дальние         
родственники - вот есть родные братья и есть двоюродные, так вот двоюродных     
почти никто не любит, а тем более троюродных, родных ещё терпят, вроде как по   
крови положено. А на Дальнем Востоке у нас нет абсолютно никаких                
родственников: другая раса, другая религия, другая история и постоянный         
захватнический интерес со стороны Японии и Китая (мы им понемногу что-то        
отдавали, потом снова забирали и снова отдавали).                               
                                                                                
Вот в Сирии мы хорошо обосновались, как и в целом в арабском мире, поэтому      
понадобилось спровоцировать обострение обстановки. Война между Израилем и       
арабскими странами: три-четыре войны прошло - мы не могли каждый раз жёстко     
защищать арабов, и у нас были проблемы с выездом из нашей страны, и после       
91-го года мы стали сворачивать всё, хотя могли там остаться.                   
                                                                                
Русская армия подошла к границам Ирака сто лет назад, и вот сто лет мы          
подходим к границам - уходим, приходим, базы ставим - уходим, защищаем -        
предаём и снова защищаем. Почему? Потому что и при царском режиме, и при        
советском на запад смотрели, а нужно было смотреть на юг, для нас               
стратегическое направление - южное. Мы давно уже армянам вернули бы             
территории, и была бы Армения в своих исторических границах, и давно уже было   
бы создано курдское государство - они нам были бы обязаны, они бы нас           
боготворили, потому что сто лет они этого ждут, их сотни лет назад захватили    
кочевники, разодрали государство на четыре части. В результате курдами          
занимаются американцы, с турками у нас проблемы из-за того, что они не знают,   
какую позицию мы займём в отношении курдов, и все против Сирии, поскольку она   
относится к шиитской части мусульманского мира, а окружена суннитскими          
государствами: Турция, Саудовская Аравия, Иордания, - и это создаёт проблемы,   
которые мы вообще никогда не учитывали, для нас все они были просто             
мусульмане, а ведь среди мусульман есть большие различия. Так, можно сказать:   
"христиане" - и все поймут, что речь идёт о христианах, но христиане            
западного мира как сыр в масле катаются, а православных долбают уже тысячу      
лет, все войны - против православных!                                           
                                                                                
Сирия - это, конечно, наш союзник. При советской власти у нас была удобная      
формула: мы поставляли оружие, Сирия платила за счёт денег Саудовской Аравии    
(это был хороший вариант), а Саудовская Аравия платила Сирии за то, что Сирия   
была против Израиля, и всё-таки мы меньше тратили. Ирак мог рассчитываться      
нефтью, но поставляли слишком много, Ирак не успел рассчитаться нефтью. Он      
предлагал нам свои месторождения, и, если бы у нас была мощная нефтяная         
промышленность в руках государства, мы получили бы и иракскую нефть, но         
"ЛУКОЙЛ" испугался, поехал бензоколонки ставить в США, а теперь продаёт. То     
есть всё у нас туда-сюда, никак не можем выбрать хороший вариант, а хороший     
вариант - это юг.                                                               
                                                                                
У американцев семьсот баз, а у нас это только третья база - у нас базы в        
Таджикистане, в Армении и вот теперь в Сирии. Надо там ещё несколько баз        
создать, поставить мощные системы ПВО, чтобы Ирак завидовал. Мы и Ираку можем   
поставить, и Турция уже просит, и Иран просит. Если мы на Европу пытались       
влиять через газовый крючочек, то здесь - через небо. Мы можем закрыть всё      
небо над любой ближневосточной страной, но за это они должны заплатить очень    
дорого. Вот Польша покупает "Пэтриот" - да они просто малограмотные! Система    
управления "Пэтриот" находится в США, и ни один польский зенитчик не имеет      
права нажать на кнопку, пока Вашингтон не даст команду "можно"... (Микрофон     
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. ...а наши системы "С-300", "С-400", "С-500", "С-600",         
"С-700" автономны, они наглухо закрывают всё, не то что ракета - птица не       
пролетит! И они все богатые, у всех есть деньги, но мы никогда не любили        
торговать, мы любили поставлять оружие, колбасу, обмундирование за красный      
флаг: поднимайте красный флаг - всё получите. Этого нельзя делать никогда! На   
жёсткой экономической основе всё должно быть, тем более там всё есть, там       
есть и тёплый берег Средиземного моря, и Персидский залив в Ираке, и            
Индийский океан в Иране, там можно поставить десятки баз и гарантировать        
безопасность. Как Америка гарантирует безопасность Западной Европе, мы должны   
гарантировать безопасность югу, и тогда мы получим от юга то, чего нам не       
хватает.                                                                        
                                                                                
Сегодня наших туристов избивают в Болгарии, в Турции - это недопустимо! Нужно   
немедленно все эти потоки туристические направлять в другие места. В Абхазии    
убили нашего туриста - я всегда говорил: не надо ездить на Кавказ! Я там        
служил, знаю, что такое Кавказ. Но к сожалению, гибнут люди: поехали отдыхать   
- их в гробах возвращают сюда. Вот спросил товарищ: сколько будет жертв? Да     
туристов больше погибает, на дорогах больше погибает, от палёной водки больше   
погибает, а там погибать практически никто не будет! (Аплодисменты.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шаманов Владимир Анатольевич, фракция         
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
ШАМАНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! После такого яркого           
выступления я хочу сказать, что законопроект только с виду имеет технический    
характер. Хочу вам напомнить, что базовый документ, собственно двустороннее     
соглашение с Сирийской Арабской Республикой о нахождении нашей военной группы   
в этой стране, мы с вами в октябре 2016 года утвердили и в ноябре оно           
вступило в силу. По этому соглашению соответственно была проделана              
последующая работа, был подготовлен нормативный документ, который детально      
регламентирует ряд практических вопросов. В частности, хотелось бы сказать,     
что внешняя охрана мест возложена на сирийскую сторону, а охрана внутри этой    
базы, противовоздушная оборона осуществляются нашими силами.                    
                                                                                
Речь идёт о формировании полноценной международно-правовой базы военного        
присутствия России в регионе, который в последние годы стал и на ближайшее      
время останется очагом многих разногласий. Нахождение там нашей базы            
Воздушно-космических сил - это безусловный фактор стабильности, а доказанная    
эффективность российского оружия, которая признана во всём мире, реализация     
нами гуманитарных мероприятий - всё это факторы повышения международного        
авторитета нашего государства.                                                  
                                                                                
На днях мы в комитете рассматривали вопросы, касающиеся военно-технического     
сотрудничества с зарубежными государствами. В ходе этого заседания              
представители Министерства обороны настоятельно просили Государственную Думу    
обеспечить своевременное положительное рассмотрение вопросов. На подходе у      
нас, как вы помните, ещё вопрос о ратификации документа о расширении            
технических возможностей базы в Тартусе, наш Военно-Морской Флот сможет иметь   
новые технические возможности по обслуживанию находящихся в этой зоне           
корабельных групп.                                                              
                                                                                
Безусловно, ответ на вопрос, заданный Николаем Васильевичем, скажем так,        
очевиден. По дипломатическим и военно-дипломатическим каналам рассматривался    
вопрос, связанный с фактом нанесения удара, по существу, решение было           
основано на эмоциях, не было доказательной базы и так далее. Работа в этом      
направлении продолжается, и нахождение нашей базы в этом регионе как раз        
будет являться фактором стабилизации. Мы сейчас восстанавливаем наши            
взаимоотношения с американцами, и, как вы знаете, после встречи с Трампом       
американцы подтвердили, что взаимодействие восстановлено и работа идёт в        
согласованном режиме.                                                           
                                                                                
Хочу сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию этого        
протокола к соглашению и призывает другие фракции голосовать за законопроект.   
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут выступать полномочный представитель президента, представитель             
правительства? Нет. Будет заключительное слово докладчика, официального         
представителя президента? Нет. Содокладчика, Леонида Эдуардовича? Нет.          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола к   
Соглашению между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о       
размещении авиационной группы Вооружённых Сил Российской Федерации на           
территории Сирийской Арабской Республики от 26 августа 2015 г.", 21-й вопрос    
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.