Заседание № 105

18.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 218532-6 "О дисквалификации в сфере государственной и муниципальной гражданской службы за нарушение служебной (трудовой) дисциплины".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6813 по 7014 из 7770
Продолжаем обсуждение законопроектов по повестке. 42-й вопрос, проект           
федерального закона "О дисквалификации в сфере государственной и                
муниципальной гражданской службы за нарушение служебной (трудовой)              
дисциплины". Михаил Иванович Сердюк.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Иванович. (Шум в зале.)                                      
                                                                                
Коллеги, присаживайтесь, пожалуйста, присаживайтесь.                            
                                                                                
СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Добрый вечер, коллеги! В этих стенах принимается огромное количество хороших,   
полезных, замечательных законов, но большинство руководителей, которые имеют    
опыт работы в народном хозяйстве, в управлении, согласятся со мной в том, что   
от реализации принятых законов зависит зачастую гораздо больше, чем от их       
сути, от их деталей.                                                            
                                                                                
Можно привести бесчисленное количество примеров: чиновник, кочующий с места     
на место, как цыган за табором, заваливает один вопрос за другим, но это        
позволяет ему спокойно занимать должности на государственной или на             
муниципальной службе, не меняя рода своей деятельности. Сейчас, как никогда,    
востребован сигнал обществу о том, что власть готова избавляться от нерадивых   
чиновников, от тех людей, которые не готовы добросовестно служить своему        
государству и не впадать в крайность. Сегодня, однако, ситуация такова, что к   
дисквалификации, по сути, приводит только приезд президента на какой-то         
объект и его информирование о том, что сроки провалены, а объект стоит в        
восемь раз дороже, - после этого дело обычно заканчивается эмиграцией или       
усиленным лечением за границей. Мы же предлагаем ввести такую меру, как         
дисциплинарный запрет занимать государственные, а также муниципальные           
должности в течение трёх лет, эта мера как нельзя более своевременна: в         
России должен развиваться институт репутации. К сожалению, у нас зачастую       
действует принцип, который в своё время был открыт учёным Лоуренсом Питером,    
так называемый принцип Питера, когда в любой иерархической структуре работник   
развивается и растёт до уровня своей некомпетентности: он занимает очередную    
должность, справляется с ней, растёт, его переназначают до тех пор, пока он     
не перестаёт справляться, и тогда его перестают повышать, а если он нарушает    
трудовую дисциплину - в лучшем случае ему за это может быть выговор,            
увольнение - редкий пример. Мы же предлагаем данным законопроектом ввести       
меру дисциплинарного запрета для лиц, уволенных по статье 37 - кроме части 2,   
по состоянию здоровья, - или по статье 59-2, в связи с утратой доверия.         
                                                                                
Данная идея прозвучала в декабре в послании президента Путина, на авторство     
не претендую.                                                                   
                                                                                
Прошу коллег поддержать законопроект.                                           
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Иванович.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Казаков Виктор Алексеевич.                               
                                                                                
КАЗАКОВ В. А. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Данным         
законопроектом предлагается ввести запрет сроком на три года для должностных    
лиц занимать государственные должности в случае увольнения по инициативе        
представителя нанимателя или по причине утраты доверия. В связи с этим          
необходимо отметить следующее.                                                  
                                                                                
Федеральным законом № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской    
Федерации" определён перечень дисциплинарных взысканий, а также порядок их      
применения, аналогичный перечень установлен Федеральным законом № 25-ФЗ "О      
муниципальной службе в Российской Федерации", и дисквалификация как             
дисциплинарное взыскание в перечнях, установленных указанными нормативными      
правовыми актами, отсутствует. В то же время в соответствии с Кодексом          
Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация        
является видом административного наказания, который может быть применён в том   
числе и к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской   
службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской       
Федерации и должности муниципальной службы. Помимо этого, в Уголовном кодексе   
Российской Федерации содержится аналогичная норма - о лишении права занимать    
определённые должности или заниматься определённой деятельностью в части        
запрета на занятие должностей на государственной службе и в органах местного    
самоуправления. Законопроектом, предлагаемым сегодня, указанные нормы не        
учитываются.                                                                    
                                                                                
Кроме того, поскольку рассматриваемый законопроект не предусматривает           
внесения изменений ни в кодекс, ни в федеральный закон № 79-ФЗ, ни в            
федеральный закон № 25-ФЗ, непонятно, к какому виду ответственности - к         
дисциплинарной или к административной - относится предлагаемый дисциплинарный   
запрет. Также в законопроекте не предусматривается механизм реализации          
ответственности, в частности, не определяется, кем устанавливается              
дисквалификационный дисциплинарный запрет, в какие сроки после увольнения       
лица он применяется, каким образом он оформляется; законопроектом не            
устанавливается возможность или невозможность досрочного снятия запрета.        
Следует подчеркнуть, что законопроектом предлагается установить                 
дисквалификационный дисциплинарный запрет на занятие соответствующих            
должностей при увольнении должностных лиц в случае несоответствия               
гражданского служащего замещаемой должности по состоянию здоровья, что не       
отвечает принципам социальной справедливости. Кроме того, законопроект          
требует существенной терминологической доработки, поскольку понятия             
"государственные муниципальные должности", а также "должности государственной   
гражданской службы" и "должности муниципальной службы" не являются              
тождественными.                                                                 
                                                                                
Субъекты Российской Федерации не поддержали данный законопроект. Правовое       
управление Аппарата Государственной Думы в заключении отметило замечания        
правового характера. Профильные комитеты Совета Федерации также не поддержали   
концепцию данного законопроекта.                                                
                                                                                
На основании изложенного Комитет по федеративному устройству и местному         
самоуправлению рекомендует Государственной Думе законопроект отклонить.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Алексеевич.                               
                                                                                
Есть вопросы.                                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Михаил Иванович, вы, наверное, слышали фразу, что если из        
власти убрать всех, кто связан с коррупцией, то во власти никого не             
останется. Но могут возникнуть разные ситуации - не будут ли использовать       
данный закон, если его Дума поддержит, для того чтобы расправляться,            
например, с инакомыслящими? Это легко будет сделать: сегодня казна регионов,    
казна муниципальных образований буквально пустая, можно будет поручить решить   
какой-то вопрос, а без денег, естественно, дело будет провалено, и этого        
человека легко можно будет уволить, если он или не ворует, или не делится,      
или придерживается другой политической точки зрения. То есть закон может        
обернуться другой стороной - расправой с инакомыслящими во власти. Вот это      
вас не тревожит? Эту сторону вы не просчитывали?                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаилу Ивановичу Сердюку включите микрофон.                                    
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Владимир Николаевич, разделяю ваши опасения по поводу борьбы с     
инакомыслием, но если смотреть реально на вещи, то понятно, что сегодня для     
этого есть полнейший инструментарий у власти, и все, кто имеет своё мнение,     
иначе считает, иначе к чему-то относится, по сути, либо уже сталкивались с      
этим, либо сделали выводы. Дополнительный инструментарий для борьбы с           
инакомыслием в виде такого дисциплинарного взыскания, как запрет занимать       
должность, в принципе не требуется, система и так достаточно сильна, чтобы      
устранять конкурентов. Другое дело, что к тексту законопроекта это не           
относится. Вот эти меры взыскания предусмотрены в тексте законопроекта, и они   
исчерпывающие, нужны основания, для того чтобы уволить, а не разговоры о том,   
справился или не справился, особенно если нет ресурсов. Наоборот, у человека    
появляется возможность оспорить это решение в суде. Но мы говорим о том, что    
институт репутации в нашей стране будет формироваться посредством того, что     
человек будет понимать, что его карьера может закончиться очень плачевно,       
поскольку трёхлетний разрыв - это достаточно серьёзно. И я считаю, что те       
опасения, о которых вы говорите, вряд ли относятся к идее именно этого          
закона, поскольку он предлагает отойти от существующей практики и пойти по      
пути развития системы государственного муниципального управления.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Черкасов Кирилл Игоревич.                                                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос Михаилу Ивановичу.                                                       
                                                                                
В комментариях комитета прозвучало, что вы не определяете, кто будет            
устанавливать дисциплинарный запрет или ответственность, - прокомментируйте,    
пожалуйста, у вас же наверняка проработан этот вопрос. Вы не думали о том,      
что, может быть, имеет смысл начать с какого-то одного уровня, чтобы на нём     
эту систему отработать, а дальше уже проецировать её на все уровни              
муниципальной власти?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаилу Ивановичу Сердюку включите микрофон.                                    
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Спасибо, Кирилл Игоревич, за вопрос. Я с большим уважением         
отношусь к комментариям Виктора Филипповича, но сейчас такое впечатление, что   
мы говорили о разных законопроектах, поскольку в том документе, который мною    
представлен, чётко указано, что это делается работодателем. Если сегодня        
административное наказание в виде дисциплинарного запрета может накладываться   
только в виде отстранения по решению суда, то теперь это право даётся           
работодателю, и ни у кого не будет возможности трактовать это по личному        
усмотрению, все эти процедуры абсолютно чётко прописаны. Что касается           
увольнения, всё как нельзя более ясно прописано в этом законопроекте, и не      
может быть никаких сомнений.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Докладчик будет ещё раз выступать? Нет.        
Содокладчик? Нет.                                                               
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              116 чел.25,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    117 чел.                                          
Не голосовало                 333 чел.74,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                

Заседание № 101

22.05.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 218532-6 "О дисквалификации в сфере государственной и муниципальной гражданской службы за нарушение служебной (трудовой) дисциплины".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4846 по 4851 из 5101
СЕРДЮК М. И. Сергей Евгеньевич, к сожалению, до моего законопроекта, 18-го      
вопроса, в пятый раз не дошли, хотел бы, чтобы перенесли его рассмотрение на    
июнь - вот очень надо в пятницу в регионе побывать.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, услышали.