Заседание № 70
О проекте федерального закона № 218397-3 "О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за применение пыток; принят в первом чтении 19 марта 2003 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий вопрос. Блок законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к отклонению. Пункт 9, о проекте федерального закона "О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Сергея Александровича Капкова. Пожалуйста. КАПКОВ С. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Депутат Государственной Думы третьего созыва Рыбаков внес проект федерального закона "О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" по вопросу ужесточения уголовной ответственности за применение пыток. Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 19 марта 2003 года. Проектом федерального закона предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей 117-1, предусматривающей ответственность за пытки, а также дается определение понятия "пытка". Одновременно автор законопроекта предлагает внести изменение в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части определения подсудности и подследственности данного преступления. Между тем в соответствии с внесенными Федеральным законом от 8 декабря 2003 года изменениями и дополнениями в Уголовный кодекс Российской Федерации статья 117 "Истязание" уже дополнена примечанием, в котором раскрывается понятие "пытка". В части первой статьи 302 Уголовного кодекса, "Принуждение к даче показаний", вышеуказанным законом расширен перечень субъектов совершения данного преступления и перечень участников уголовного процесса, по отношению к которым применяются недозволенные методы. Таким образом, Федеральным законом от 8 декабря 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", который привел уголовное законодательство в соответствие с Конституцией Российской Федерации и общепринятыми принципами и нормами международного права, уже внесены изменения и дополнения, содержащиеся в рассматриваемом законопроекте. Поэтому наш комитет просит Государственную Думу отклонить указанный законопроект, так как он уже утратил свою актуальность. Прошу поддержать нашу позицию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Присаживайтесь. Тут вопросы не предусмотрены. Будут ли выступать полномочный представитель Президента Российской Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации? Нет. Есть ли необходимость выступить представителям депутатских объединений? Нет. Кто за то, чтобы принять постановление об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 48 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4% Результат: принято Постановление об отклонении законопроекта принято. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.
Заседание № 227
О проекте федерального закона № 218397-3 "О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за применение пыток).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 11 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Юлия Андреевича Рыбакова. Пожалуйста, Юлий Андреевич. РЫБАКОВ Ю. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на борьбу против того вала беспредела и насилия, с которым сталкиваются сегодня наши избиратели, когда они имеют дело с должностными лицами, отдельными должностными лицами нашего государства. Наш законопроект направлен на то, чтобы дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации отдельной статьей, которая предусматривает ответственность за применение пыток со стороны должностных лиц. Текст звучит следующим образом: "Пытки, то есть причинение должностным лицом либо с его ведома или молчаливого согласия иным лицом физических или нравственных страданий с целью принуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также с целью наказания либо в иных целях - наказывается..." И далее идут санкции в зависимости от меры наступивших после этих пыток последствий - от трех до двадцати лет лишения свободы. Острота этой проблемы хорошо известна и нашим избирателям, и тем депутатам, которые читают письма своих избирателей. Я не буду долго рассказывать об этом, я просто приведу вам несколько конкретных примеров из тех жалоб, которые поступили к федеральному Уполномоченному по правам человека Олегу Миронову, в мой подкомитет по правам человека и в прессу. Так, например, сообщение из Саратова. Тридцатидевятилетнего Валерия доставили в Октябрьское РУВД города Саратова по подозрению в совершении квартирной кражи. Через четыре часа задержанного положили на операционный стол. Диагноз - разрыв кишечника. Спустя месяц он умер. Как выяснилось наутро после пыток, никакой кражи вообще не было, а был ложный вызов. Информация из Мурманска. Пишет человек: "Избиение продолжалось с небольшими перерывами с 12 до 18. Как только не изощрялись дознаватели: били резиновыми палками по спине, груди, ногам, по пальцам ног. На мои требования вызвать адвоката и в присутствии его проводить допрос дознаватель показал мне плакат, висевший на стене кабинета в рамочке. На плакате было написано: "Задержанный, ты можешь кричать, плеваться выбитыми зубами, требовать адвоката, показывать кому угодно свои синяки и ушибы, но тебя в таком виде уже задержали работники милиции". Из Пскова: "Нас с приятелем били и истязали более двух недель. Били о стенку головой, били руками и ногами и тем, что попадало под руку, били так, что мы теряли сознание и ничего не могли осмыслить. Нас пытали током, душили, вывозили в лагерь на расстрел. Жене было предложено - взамен на подписку о невыезде и чтобы спасти ребенка - дать показания со слов следователя". Новосибирск: "При одном из посещений отдела милиции я услышала такой разговор между мужем и опером: "Бери на себя всё, дурак, иначе убьем, и так уже еле дышишь. Отсидишь двенадцать лет, зато будешь жив". Когда я увидела своего мужа, то не узнала его: он был избит до неузнаваемости, был без обуви, одет в рубаху, так как одежда и обувь были взяты на экспертизу. Они проволокли его мимо, меня оттолкнув в сторону, чтобы я не узнала изуродованного мужа". Это из письма жены человека, который был потом осужден, а потом освобожден. Далее, Санкт-Петербург. Узница, женщина, которая была осуждена за преступление, обстоятельства которого весьма сомнительны: "Я хотела повеситься, но они всё время держали меня в "обезьяннике". Москва: "Меня оперативники избивали до полусмерти, заставляя подписать то, что им надо. Они надевали мне на голову противогаз, перекрывали воздух, защемляли пальцы промеж дверей, и я много раз теряла сознание. Они своего добились". Женщина-заключенная: "Мне стали надевать противогаз, лишали доступа воздуха, доводя этим меня до бессознательного состояния. Всё это сопровождалось ударами по голове и ушам. Надевали наручники и выламывали сзади руки. Они сажали меня на стул и сгибали вперед, чтобы моя голова проходила между ножек стула. При этом били по спине и почкам. Говорили, что изнасилуют, отпедерастят дубинкой. Они приставляли к голове пистолет, угрожали, что подстрелят и выкинут в окно, бахвалясь тем, что за это им ничего не будет". Далее: "Избивали меня зверски, затем подвешивали на улице за трубу вниз головой и били резиновыми палками по почкам". И последнее: "Ни один человек на свете не выдержит такого физического и психологического давления, какое нанесли мне. Я был до такой степени забит и запуган работниками милиции, что взял бы на себя любое преступление, лишь бы прекратили бить и издеваться". Уважаемые коллеги, опасность, которую представляют собой должностные лица, позволяющие себе подобные действия, представляет угрозу не только для тех, кто является непосредственным объектом тех пыток, которым они подвергаются, эта опасность существует еще и для всех остальных граждан нашей страны, потому что на самом деле настоящий преступник в таком случае остается на свободе. Да, сотрудник милиции, следователь, дознаватель, охранник в местах лишения свободы решают свою проблему, ставят галочку, что преступление раскрыто, но настоящий преступник остается на свободе. Мало того, это опасность и для государства в целом, потому что действия подобных недостойных представителей государства компрометируют всю нашу систему, компрометируют те задачи, которые ставит перед собой Россия. Я убежден в том, что мы должны встать на защиту своих граждан, я надеюсь, что мы это сделаем. Наш Президент только за один прошлый год дважды, выступая, уделил внимание этой проблеме, говорил о том, что с тем беспределом, с тем пыточным беспределом, который творится сегодня в следственных изоляторах, да и не только там, а везде, где существуют должностные лица силовых ведомств, необходимо бороться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юлий Андреевич. Слово для содоклада - члену Комитета по законодательству Баранникову Александру Евгеньевичу. Пожалуйста, на трибуну, Александр Евгеньевич. БАРАННИКОВ А. Е., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Представленным законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей, квалифицирующей пытки как самостоятельное преступление против личности. Актуальность данного проекта не вызывает сомнений. Отсутствие в действующем Уголовном кодексе отдельной уголовной нормы, позволяющей применять санкции в отношении должностных лиц, практикующих применение пыток, затрудняет борьбу с этим позорным явлением. И вы слышали из доклада автора законопроекта о большом количестве жалоб, которые поступают в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, такие же жалобы наверняка поступают и к вам, это жалобы на действия должностных лиц, когда в отношении граждан применяются пытки. Наряду с этим, если посмотреть практику следствия, существует достаточно ограниченное количество возбужденных уголовных дел, их насчитывается несколько десятков, в основном эти уголовные дела возбуждаются по статье 286 Уголовного кодекса "Превышение должностных полномочий". Данная статья носит общий характер, и ее можно применить исключительно к лицу, которое проводит следствие или дознание. Но зачастую такие негативные вещи, как пытки, осуществляются не этими лицами, а с их молчаливого согласия другими сотрудниками правоохранительных органов. Статья 21 Конституции Российской Федерации гласит: "Достоинство личности охраняется государством... Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию..." Конституция прямо указывает на недопустимость пыток и налагает на законодателя обязательство пытки запретить в законодательном порядке. К принятию такой нормы нас обязывает и целый ряд международных документов, в том числе о запрете пыток говорится в статье 5 Всеобщей декларации прав человека, в статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в статье 3 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в специальных документах: Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и аналогичной европейской конвенции. В мае 2002 года в Женеве состоялись очередные слушания Комитета ООН против пыток по третьему периодическому докладу Российской Федерации о соблюдении данной конвенции. Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, признает эту конвенцию, а конвенция была ратифицирована еще постановлением Верховного Совета СССР в июле 1991 года. И в данном докладе было указано: комитет, который осуществляет мониторинг соблюдения участниками конвенции, отмечает, что рекомендует России незамедлительно инкорпорировать в национальное право понятие "пытка", как это определено в конвенции ООН, в частности в статье 1 данной конвенции. Комитет по законодательству внимательно рассмотрел данный законопроект. У нас есть определенные замечания по данному законопроекту, которые необходимо будет устранить при подготовке его ко второму чтению, для того чтобы исключить конкуренцию ряда норм Уголовного кодекса. Аналогичные замечания были высказаны в официальном отзыве Правительства Российской Федерации, которое в целом поддерживает принятие данного законопроекта. Я от имени комитета также призываю вас поддержать данный законопроект. Замечания мы будем учитывать при процедуре второго чтения. Я прошу вас проголосовать за данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евгеньевич. Есть ли вопросы к докладчику и к содокладчику? Нет вопросов? Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Представитель Президента будет выступать? Нет. Представитель Правительства? Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые депутаты, Правительство поддержало законопроект, потому как мы действительно считаем абсолютно правомерным определение понятия "пытка" в Уголовном кодексе, поскольку различного рода статьи Уголовного кодекса содержат ответственность за это преступление, но определение его, соответствующее нашим международным обязательствам, в самом Уголовном кодексе не содержится. Вместе с тем само по себе это определение дается не совсем точно с точки зрения юридической техники, но я полагаю, что это возможно исправить ко второму чтению. Также в официальном отзыве Правительства указаны три возможные правовые коллизии, которые могут возникнуть, если мы не внесем исправления ко второму чтению. Авторы законопроекта согласны с нами в этих оценках, и, мы полагаем, комитет снимет эти вопросы ко второму чтению. Единственное, на что я хотел бы еще обратить ваше внимание, это на санкции, которые предусматриваются в редакции законопроекта за пытку: от двенадцати до двадцати лет. Мы хотели бы обратить внимание, что в соответствии со статьей 105 Уголовного кодекса за гораздо более жестокое преступление, а именно убийство с особой жестокостью, санкции предусматриваются в ином диапазоне - от восьми до двадцати лет. Чтобы логически это соотнести, я думаю, комитету тоже необходимо будет поработать и выработать какое-то единое решение, чтобы не получалось, что ответственность за более жестокое преступление меньше, чем за пытки. В целом Правительство поддерживает принятие законопроекта в первом чтении с тем, чтобы мы его исправили и доработали ко второму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставим на голосование? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 39 сек.) Проголосовало за 277 чел. 61,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 277 чел. Не голосовало 173 чел. 38,4% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.