Заседание № 164

17.05.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 218253-4 "О внесении изменения в статью 230 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении обязанности налоговых агентов ежеквартально представлять в налоговый орган сведения об исчисленных, удержанных и уплаченных суммах налога на доходы физических лиц).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3517 по 3632 из 5238
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 230 части    
второй Налогового кодекса Российской Федерации". Здесь аналогичная ситуация:    
челябинское Законодательное собрание просит рассмотреть законопроект без        
участия своего представителя. Содоклад сделает заместитель председателя         
Комитета по бюджету и налогам Сергей Иванович Штогрин.                          
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Иванович.                                                    
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Суть инициативы наших коллег из Челябинской области состоит в     
следующем. Предлагается в дополнение к декларации по подоходному налогу,        
которую налоговые агенты направляют по итогам года, установить ещё и            
ежеквартальную отчётность в виде подачи сведений налоговыми агентами в          
налоговые органы. Мотивируется это предложение тем, что, поскольку 100          
процентов подоходного налога поступает в региональные бюджеты, региональные     
органы исполнительной власти будут иметь более оперативную информацию об        
объёмах поступающего налога, о том, какие налогоплательщики не уплачивают его   
и так далее.                                                                    
                                                                                
Рассмотрев эту инициативу, комитет считает, что поддерживать её не надо по      
следующим мотивам. Во-первых, Законом "О налоговых органах Российской           
Федерации" установлено, что "налоговые органы решают поставленные перед ними    
задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти,         
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами       
местного самоуправления". Поэтому, когда речь идёт о подоходном налоге,         
региональные власти активно сотрудничают с региональными управлениями           
Федеральной налоговой службы. При этом они имеют возможность иметь              
ежемесячную оперативную информацию как о суммах поступающего подоходного        
налога, так и об объёмах задолженности.                                         
                                                                                
И если вы вспомните выступление здесь Сердюкова, руководителя Федеральной       
налоговой службы - он у нас был несколько месяцев назад, - то он приводил       
пример, как сейчас Федеральная налоговая служба во взаимодействии с             
субъектами Федерации, органами их исполнительной власти, и муниципальными       
образованиями проводит работу по более полному поступлению подоходного          
налога, в том числе работает с теми налоговыми агентами, которые занижают       
фонд оплаты труда, выплачивают в конвертах заработную плату, таким образом      
недоплачивая подоходный налог. Поэтому никакой проблемы с получением            
информации, на наш взгляд, нет.                                                 
                                                                                
Кроме того, анализ поступления подоходного налога говорит о том, что он,        
вообще-то, поступает практически стабильно, в равных долях. Я просто приведу    
пример по прошлому году. В январе было 4,1 процента общегодового объёма, а      
затем с февраля по ноябрь налог поступал равномерно, в пределах 7,8 - 8,6       
процента (с небольшими колебаниями), и только в декабре его поступление         
увеличивается, поскольку заканчивается налоговый период и все стараются его     
заплатить до 1 января, чтобы потом не было недоимки и соответствующих пеней.    
Поэтому эта норма, мы считаем, излишняя. И кроме того, она серьёзно усложняет   
подготовку отчётности самих налогоплательщиков, подготовку отчётности           
налоговых агентов, а также требует дополнительных расходов по                   
администрированию этого налога налоговой службой, поскольку декларации надо     
принять, их надо обработать, на них нужно отреагировать, а необходимости в      
этом нет.                                                                       
                                                                                
Поэтому я ещё раз докладываю вам о решении нашего комитета: эту инициативу не   
поддерживать, как абсолютно излишнюю и ненужную в нынешней ситуации.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к Сергею Ивановичу? Есть вопрос.                       
                                                                                
Пожалуйста, Никитин Владимир Петрович.                                          
                                                                                
НИКИТИН В. П., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".                 
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Иванович, скажите, пожалуйста, на этот законопроект            
поступили какие-то отзывы от других субъектов Федерации? Мы имеем ситуацию,     
когда региональные власти, озабоченные тем, как поступает подоходный налог,     
один из основных источников их консолидированных бюджетов, проявляют            
законодательную инициативу. Возможно, в этом действительно есть                 
необходимость. Чего мы боимся? Пусть будут дополнительные определённые          
сложности технические, но зато они смогут нормально вести свой бюджетный        
процесс.                                                                        
                                                                                
Вот вы упомянули Сердюкова. Но ведь от этого меньше не становится зарплата в    
конвертах. Значит, нужно принимать какие-то дополнительные меры, вот и хотят    
в субъектах Федерации более тщательно вести эту работу. Поэтому вопрос: как     
всё-таки другие субъекты Федерации отреагировали на эту законодательную         
инициативу, какие есть отзывы?                                                  
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Каких-то отзывов от других субъектов Федерации именно по этой     
инициативе нет. Но, отвечая на вторую часть вашего вопроса, я хочу сказать,     
что можно, конечно, загрузить бумагами, отчётами, но от этого денег больше в    
бюджете не станет. Я ещё раз говорю, что даже вы, как депутат, имеете право     
выйти, как и многие пользователи, на сайт ФНС и там почерпнуть ту информацию,   
которая есть в целом по региону. Вводить ещё одну отчётность, ежеквартальную,   
которая подтверждала бы данные за три месяца, при том что информация по трём    
месяцам есть, необходимости никакой нет. Работать надо не только в части        
администрирования и ужесточения налогового режима. Вы знаете, что проблема      
выплаты заработной платы зависит не только от того, как мы администрируем тот   
же подоходный налог, единый социальный налог, а от того, как вообще мы          
стимулируем безналичные расчёты у нас в стране, с тем чтобы вообще меньше       
было наличных денег в обороте, а больше было безналичных расчётов. Вообще,      
это большая, я бы так сказал, комплексная проблема.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ещё есть вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Представители                
правительства и президента? Не желают. Коллеги, кто за то, чтобы принять        
данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.                       
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за               27 чел.6,0%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     28 чел.                                          
Не голосовало                 422 чел.93,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.