Заседание № 130

25.11.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 218196-4 "О внесении изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (предоставление преимущественного права выкупа арендованного государственного и муниципального имущества арендаторам - субъектам малого предпринимательства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 775 по 789 из 7937
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Под пунктом 28 повестки дня       
рассматривается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон от 21    
декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального      
имущества". Доклад должен сделать представитель Волгоградской областной Думы.   
                                                                                
9 ноября этот вопрос рассмотрен не был, не успели рассмотреть. Сегодня, если    
есть возможность, нужно рассмотреть его пунктами 11 или 12 (между               
правительственными законопроектами есть место), чтобы просто успеть             
рассмотреть, чтобы не улетел представитель субъекта Федерации.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы предлагаете перенести, поставить на позицию    
11 в повестке дня. Но тогда у нас сдвигается вся повестка.                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1236 по 1253 из 7937
Депутат Пепеляева предлагает пункт 28 рассмотреть после пункта 10 повестки      
дня.                                                                            
                                                                                
Включите микрофон депутату Пепеляевой.                                          
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Я хочу уточнить: прошу рассмотреть его после 13-го вопроса,     
так как рассмотрение правительственных законопроектов начиная с 14-го вопроса   
перенесено. Это пункт 28, и это единственный вопрос, в рассмотрении которого    
на пленарном заседании участвует представитель региона.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Мотивация состоит в том, что уже второй раз      
присутствует представитель региона и мы можем не успеть рассмотреть вопрос, и   
предлагается его рассмотреть не после пункта 10, а после пункта 13 повестки     
дня.                                                                            
                                                                                
Есть возражения, коллеги? Нет. Надо голосовать? Нет. Принимаем решение:         
перенесли этот законопроект.                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5003 по 5223 из 7937
Коллеги, переходим к пункту 28 повестки дня, который мы перенесли на место      
пункта 14, вернее, сразу после 13-го договорились рассмотреть. Проект           
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 21 декабря     
2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального              
имущества". Доклад представителя Волгоградской областной Думы Георгия           
Леонидовича Козицкого. Пожалуйста.                                              
                                                                                
КОЗИЦКИЙ Г. Л., представитель Волгоградской областной Думы.                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, прежде всего хотел бы поблагодарить за проявленную          
заинтересованность в нашей законодательной инициативе и за возможность          
выразить свою точку зрения.                                                     
                                                                                
Волгоградская областная Дума внесла в Государственную Думу проект               
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон... "О             
приватизации государственного и муниципального имущества", предоставляющий      
субъектам малого предпринимательства право первоочередного выкупа арендуемого   
имущества по его рыночной стоимости. Причиной его внесения послужили            
многочисленные обращения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц,     
выражавших серьезную обеспокоенность по поводу возможности утраты               
арендованных помещений в связи с проводящейся приватизацией муниципального      
имущества на торгах.                                                            
                                                                                
Идея предоставления малому бизнесу права первоочередного выкупа арендованного   
имущества не нова, подобную норму содержит пункт 2 статьи 7 Федерального        
закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской     
Федерации", однако механизм реализации указанной нормы отсутствует.             
Действующее законодательство не устанавливает такого способа приватизации.      
                                                                                
На первый взгляд может показаться, что наше предложение - это антирыночная      
мера, которая будет препятствовать конкуренции и мешать приобретению            
помещений более эффективными, финансово состоятельными собственниками. Однако   
подобные соображения не будут учитывать долгосрочной стратегии развития         
рыночных отношений в России, направленной на расширение сектора малого          
бизнеса. Именно малый бизнес должен обеспечить стабильную и эффективную         
экономику и стать основой для преодоления за счет формирования обширного        
среднего класса расслоения населения по уровню доходов.                         
                                                                                
В настоящее время конкурировать с крупными компаниями при проведении торгов     
малый бизнес за счет собственных средств не в состоянии, при этом развитые      
системы кредитования малого бизнеса отсутствуют. Итоги торгов будут печальные   
- это либо сразу прекращение деятельности, либо переход в иные, менее           
привлекательные помещения, что повлечет за собой нарушение хозяйственных        
связей и потерю клиентской базы.                                                
                                                                                
Наиболее уязвимые в плане финансовой обеспеченности местные бюджеты от          
принятия предлагаемых изменений не пострадают. Малый бизнес, как правило,       
использует специальные налоговые режимы и платит налоги в местные бюджеты,      
что компенсирует некоторый недобор средств при продаже имущества без            
проведения торгов.                                                              
                                                                                
Нам известно, что в Государственную Думу группой депутатов внесен проект        
федерального закона "Об особенностях участия субъектов малого                   
предпринимательства и производственных организаций инвалидов в приватизации     
арендованного ими государственного или муниципального имущества", имеющий       
схожий предмет правового регулирования. Данный законопроект в отличие от        
инициативы Волгоградской Думы распространяет преимущественное право             
приобретения арендованного государственного либо муниципального имущества       
также и на производственные организации инвалидов, более детально               
регламентирует порядок приватизации, устанавливает право оплаты стоимости       
выкупаемого имущества в рассрочку.                                              
                                                                                
Однако депутаты Волгоградской Думы при разработке законопроекта исходили из     
того, что в данном случае предпочтительным является внесение изменений в        
существующее законодательство, а не принятие отдельного федерального закона,    
не имеющего, по сути, самостоятельного предмета правового регулирования.        
Поэтому мы считаем принципиальным внесение соответствующих норм именно в        
федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального             
имущества". В то же время Волгоградская областная Дума будет всемерно           
приветствовать внесение в предлагаемый проект закона любых обоснованных         
поправок.                                                                       
                                                                                
И в заключение хочу обратиться, уважаемые депутаты, от лица Волгоградской       
областной Думы (мы уже получили поддержку нашей законодательной инициативы из   
девятнадцати регионов Российской Федерации, материалы я передам в профильный    
комитет), а также, конечно, от лица малого бизнеса, частных предпринимателей,   
юридических лиц с просьбой как можно быстрее принять либо нашу                  
законодательную инициативу, либо новый федеральный закон. Если принятие         
затянется еще на достаточно большой отрезок времени, ситуация может сложиться   
так, что малому бизнесу приватизировать будет уже просто нечего.                
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется члену Комитета по собственности Лиане       
Витальевне Пепеляевой.                                                          
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет           
Государственной Думы по собственности не поддерживает концепцию                 
рассматриваемого проекта федерального закона, поскольку считает предлагаемую    
правовую конструкцию решения имеющейся проблемы некорректной. Безусловно,       
вопрос предоставления преференций при приватизации государственного и           
муниципального имущества является актуальным. Рассматриваемый законопроект      
является уже пятым, внесенным в Государственную Думу по указанному вопросу.     
Ранее три законопроекта, предлагавшие свои механизмы предоставления             
преференций, Государственной Думой были отклонены. Причиной отклонения этих     
законопроектов, так же как и предлагаемого на сегодняшний момент к              
рассмотрению проекта федерального закона, по мнению Комитета Государственной    
Думы по собственности, является некорректное предложение в базовом законе "О    
приватизации государственного и муниципального имущества" установить            
определенные исключения.                                                        
                                                                                
Законопроекты, которые Государственная Дума уже отклонила, вносились            
Государственной Думой Ярославской области, Московской городской Думой и         
Законодательным Собранием Ивановской области.                                   
                                                                                
Если будет принято политическое решение о предоставлении преференций при        
приватизации имущества, по мнению Комитета Государственной Думы по              
собственности, необходимо иное правовое решение проблемы. Необходимо            
отдельное законодательное регулирование вне рамок основного закона о            
приватизации, и этот отдельный законодательный акт должен предусмотреть         
особенности приватизации отдельными категориями субъектов.                      
                                                                                
Я сейчас не говорю о том, каким именно субъектам предоставлять преференции, я   
говорю именно о правовой концепции такого предоставления. В настоящее время     
на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона     
"Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации    
арендованного государственного и муниципального имущества", внесенный группой   
депутатов. Этот законопроект предусматривает преференции при приватизации       
субъектами малого предпринимательства.                                          
                                                                                
По мнению Комитета Государственной Думы по собственности, преференции при       
приватизации предоставляться должны. В настоящее время Федеральным законом      
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской            
Федерации" предусмотрено, что в срок до 1 января 2009 года органы местного      
самоуправления должны принять решение в отношении муниципального имущества,     
не предназначенного для исполнения ими публичных функций и полномочий, и либо   
это имущество перепрофилировать, либо реализовать.                              
                                                                                
Аналогичная норма предусмотрена и Федеральным законом "Об общих принципах       
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти субъектов Российской Федерации". Так как этими           
законами предусмотрены сжатые сроки для решения вопроса о приватизации          
имущества, по мнению комитета, необходимо либо предоставить преференции         
отдельным категориям субъектов, либо принять решение о сроках в части,          
безусловно, их увеличения. Данная проблема действительно является очень         
острой, поэтому мною были сделаны запросы главам всех субъектов Российской      
Федерации с предложением предоставить информацию о структуре арендаторов        
государственного и муниципального имущества на территории субъектов, а также    
высказать свое мнение о целесообразности либо нецелесообразности                
предоставления преференций. Все главы субъектов Федерации откликнулись, и       
большинство высказалось о целесообразности предоставления преференций. Однако   
в настоящее время Правительство Российской Федерации считает невозможным        
нарушить базовый принцип приватизации, предусмотренный статьей 2 Федерального   
закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", - о        
равенстве покупателей государственного и муниципального имущества. Это что      
касается проблемы в целом. Что касается данного конкретного законопроекта, то   
им предлагается установить преференции в виде установления на срок с 1 января   
2006 года по 1 января 2009 года специального, внеконкурсного способа            
приватизации для субъектов малого предпринимательства.                          
                                                                                
Правительство также данный законопроект не поддерживает. По тем причинам,       
которые я изложила, Комитет Государственной Думы по собственности также не      
считает для себя возможным поддержать концепцию именно этого проекта            
федерального закона и рекомендует Государственной Думе отклонить его при        
рассмотрении в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лиана Витальевна. Есть ли вопросы к докладчику   
и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Пожалуйста, Шелищ Пётр   
Борисович, с места.                                                             
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ШЕЛИЩ П. Б. Спасибо.                                                            
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы привлечь ваше          
внимание к тому, что комитет, сформулировавший свою позицию по этому            
законопроекту, предлагает его отклонить не по тем мотивам, по которым дало      
отрицательное заключение правительство. Правительство считает, что в принципе   
неправильно вводить исключительный порядок выкупа государственного и            
муниципального имущества малыми предприятиями, которые его арендуют             
длительное время. У комитета позиция другая. Я вхожу в группу депутатов,        
которая внесла на эту тему законопроект в Думу и хотел бы привлечь ваше         
внимание к тому, что назревает очень острая проблема. На нее очень серьезно     
реагируют на местах, прежде всего даже не органы власти - хотя и                
муниципальные власти тоже, - но малые предприниматели и их объединения.         
                                                                                
Мы действительно можем с вами оказаться в начале 2009 года в ситуации, когда    
привычные предприятия малого бизнеса, которые обслуживают нас, продают нам      
что-то, делают что-то для нас, для потребительского рынка, окажутся             
изгнанными со своих насиженных мест, помещения будут выкуплены. Им, этим        
предприятиям, придется выкупать право аренды просто по более высокой цене,      
это скажется на всех потребительских ценах, чего допустить нельзя.              
                                                                                
Я надеюсь, что правительство тоже это осознает и позицию изменит. Поэтому,      
скорее, по юридико-техническим соображениям поддерживая отклонение этого        
законопроекта, я прошу вас всех иметь в виду, что нам проблему эту надо         
решать на основе того законопроекта, который внесен группой депутатов в Думу.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Борисович.                                  
                                                                                
Я понимаю так, что у представителя правительства нет возражений, у              
представителя президента тоже нет. Заключительного слова не требуется? Или      
требуется? Не требуется.                                                        
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в        
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации                
государственного и муниципального имущества". Комитет против принятия данного   
закона.                                                                         
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за               46 чел.10,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     46 чел.                                          
Не голосовало                 404 чел.89,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.