Заседание № 193
О проекте федерального закона № 218022-5 "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Валентина Васильевича Бобырева. Пожалуйста. БОБЫРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и полностью подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Принимая во внимание изложенное, комитет рекомендует указанный законопроект принять в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Васильевич. Есть ли замечания, желание выступить по мотивам? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Вопрос 3. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 56 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 190
О проекте федерального закона № 218022-5 "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Валентина Васильевича Бобырева. Пожалуйста. БОБЫРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесённый Законодательным Собранием Оренбургской области 18 июня 2009 года и принятый Государственной Думой в первом чтении 9 июня 2010 года. Действующая редакция статьи 232 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок до четырёх лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового. Часть 2 действующей статьи 232 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает квалифицирующий признак совершения данного деяния организованной группой и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трёх до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Законопроектом предлагается дополнить статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации новой частью, предусматривающей такой квалифицирующий признак, как совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору. При этом наказание за указанное деяние устанавливается в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет. Кроме того, предлагается внести соответствующее изменение в пункт 5 части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому предварительное следствие по преступлению, предусмотренному статьёй 232 Уголовного кодекса Российской Федерации, производится следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Вместе с тем необходимо отметить, что федеральным законом № 377-ФЗ от 27 декабря 2009 года в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации включён такой вид наказания, как ограничение свободы в качестве дополнительного наказания. Депутатами Государственной Думы Груздевым, Гончаровым, Вяткиным, Назаровым внесены поправки, представленные в таблице. Данные поправки дополняют части 2 и 3 статьи 232 Уголовного кодекса таким наказанием, как ограничение свободы, и тем самым устраняется данный пробел. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, в таблице 1 две поправки. Нужно ли какую-либо из них рассматривать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 54 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1% Результат: принято Принято. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
8-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 11 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 168
О проекте федерального закона № 218022-5 "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 23 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Оренбургской области депутата Государственной Думы Александра Борисовича Когана. Пожалуйста, Александр Борисович. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Надежда Васильевна. Уважаемые коллеги, проектом предусматривается дополнение состава преступления по статье "Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ" квалифицирующим признаком - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. Данные изменения вносятся с целью повышения эффективности мер, принимаемых государством в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с уголовным законодательством соучастие в преступлении свидетельствует о повышенной общественной опасности совершённого деяния. В судебно-следственной практике при квалификации рассматриваемого преступления нередко возникают сложности, связанные с неверной уголовно-правовой оценкой содеянного: в тех случаях, когда фактически организация либо содержание притона совершается группой лиц по предварительному сговору, получается, признаки организованной группы отсутствуют, то есть правоприменители квалифицируют действия лиц как совершённые без этого квалифицирующего признака, и наказание при этом назначается в пределах санкций, установленных частью первой статьи 232 Уголовного кодекса Российской Федерации. Уважаемые коллеги, просьба поддержать данный законопроект, принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Борисович. Присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает первый заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Сергеевич Груздев. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо большое, Надежда Васильевна. Уважаемые коллеги, Александр Борисович очень подробно рассказал о сути законопроекта. Хочу только дополнить, подчеркнуть, что в статью 232 Уголовного кодекса добавляется новый квалифицирующий признак - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. И изменение, предлагаемое в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса, чётко устанавливает, что подследственность подобного рода преступлений относится к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Учитывая изложенное, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует поддержать законодательную инициативу Оренбургской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть три вопроса. Депутат Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. У меня два вопроса. Один - Владимиру Сергеевичу. Владимир Сергеевич, скажите, пожалуйста, вот у нас есть определённый порядок внесения законопроектов. Соответствует ли внесённый законопроект этому порядку? Там ведь нет окончания - ни когда он вступает в силу, ни подписи президента. Может, там ещё три страницы должны быть? И второй вопрос. Скажите, пожалуйста, работающие кальянные будут подпадать под действие этого закона, если он будет принят, или как? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо. Что касается внесения законопроекта. Конечно, он внесён в рамках стандартных процедур, предусмотренных и законом, и Регламентом. Что касается кальянных. Вот у нас представители госнаркоконтроля есть, я бы просил, чтобы они прокомментировали, потому что в функции депутата Государственной Думы всё-таки не входит говорить о том, какой табак содержит наркотик, а какой нет. Надежда Васильевна, я бы вас попросил предоставить слово представителю Госнаркоконтроля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, правительственная ложа. ЗИНОВЬЕВ В. В., заместитель руководителя Международно-правового департамента - начальник Договорно-правового управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Зиновьев Валерий Владимирович, ФСКН России, правовой департамент. Ответ на вопрос очень прост: если в эти кальяны будут засыпаны наркотические средства либо психотропные вещества, вне всякого сомнения, подпадут. И независимо от того, будет в кальянной происходить курение либо будет происходить на квартире, это будет употребление наркотиков, которое уголовно наказуемо, и не только по этой статье, а и по другим статьям Уголовного кодекса. Здесь всё очень просто. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Решульский Сергей Николаевич, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Ну, поскольку Владимир Сергеевич на трибуне, я уж ему задам вопрос. Владимир Сергеевич, всё-таки я хотел бы, чтобы вы дали пояснение, как-то мы тут вот не задумываемся, не обращаем на это внимание: в чём разница между группой лиц по предварительному сговору и организованной группой? Как они разделяются и как это будет определяться в ходе следствия, а потом судебного разбирательства? Спасибо. ГРУЗДЕВ В. С. Сергей Николаевич, вопрос в том, что об организованных преступных группах говорится в том числе в статье 210 Уголовного кодекса, достаточно часто в уголовном законе повторяются понятия и "группа лиц по предварительному сговору", и "организованная группа". И в данном случае почему возникает такая квалификация? Группа-то может быть и не преступным сообществом и неорганизованной группой, но когда люди собираются просто покурить или употребить тот или иной наркотик где-то на квартире, то это уже есть, соответственно, группа лиц по предварительному сговору - более чёткая квалификация. И соответственно, процедура привлечения к уголовной ответственности таких людей будет более проста и понятна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лекарева Вера Александровна, ваш вопрос. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо большое, Надежда Васильевна. Владимир Сергеевич, терпите, к вам вопрос. Непонятно всё-таки, что сдерживает реализацию статьи 210 Уголовного кодекса, которая даёт исчерпывающее пояснение, кого и за что наказывать. Конечно, мы поддержим любую законодательную инициативу, которая влияет на ужесточение наказания за преступление, связанное с наркотическим зельем, но о какой эффективности может идти речь, если тридцать тысяч человек в год у нас от наркотиков погибают и ни один наркобарон или наркоделец крупный не оказался за решёткой? Скажите, пожалуйста, не пришло ли время всё-таки единую концепцию борьбы с наркоманией разработать, о которой говорит Виктор Иванов? И как вы считаете, действительно ли с принятием этого закона будет эффективной борьба с наркопритонами? Они сейчас есть, адреса все известны, люди об этом нам говорят на встречах, а законодательство действующее не применяется. Спасибо. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо большое за вопрос, он на самом деле очень сущностный. Всё дело в том, что у нас нет уголовной ответственности за употребление наркотиков и, соответственно, доказать организацию преступного сообщества в отношении людей, которые, скажем, предоставляют места для употребления наркотиков, квартиры там, я не знаю, гаражи, дома и так далее, очень сложно. В принципе у нас 210-я статья чётко говорит, каковы цели, а здесь же нет цели получения какой-то материальной выгоды и так далее, здесь просто, как сказать, цель - времяпрепровождение, поэтому квалификация здесь необходима. То есть мы не говорим о том, что вводим уголовную ответственность за употребление наркотиков, но мы чётко говорим о том, что за предоставление помещения, если в этом участвует группа лиц по предварительной договорённости, что является квалифицирующим признаком, ответственность будет усилена. Это у нас будет часть... - какая там, вторая, наверное, да? Или третья? Но это вещь необходимая, которую устанавливать просто нужно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Иванов Сергей Владимирович, ваш вопрос. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Надежда Васильевна. Я всё-таки хотел бы уточнить у содокладчика: вот у нас по Регламенту, статья 105, если мы вносим изменения в Уголовный кодекс, требуется заключение Верховного Суда. Есть оно или нет и какова его позиция? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. ГРУЗДЕВ В. С. Замечаний нет, вот оно. Жалко, что у вас его нет. В электронной базе есть, попросите ваших помощников более внимательно перед заседаниями работать с электронной базой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - депутат Федоткин Владимир Николаевич. Это по этому вопросу? ФЕДОТКИН В. Н. Нет, не совсем по этому, но по ведению, именно по ведению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста, Владимир Сергеевич. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин, пожалуйста, по ведению. ФЕДОТКИН В. Н. Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Я прошу сегодня минут пятнадцать оставить времени, как в прошлый раз, там немного протокольных поручений, и сегодня с ними завершить специально, не перекладывать на другое заседание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Два выступающих - депутат Коломейцев и депутат Решульский. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! С моей точки зрения, многие присутствующие очень легковесно относятся к этой теме, хотя, по мнению многих специалистов, против России ведётся опиумная война, и количество тех, кто умирает от передозировки, и тех, кто впервые становится наркоманом, как и количество заражённых СПИДом, подтверждает это в полной мере. И, по нашему мнению, наши государственные органы относятся к этому так чрезвычайно либерально, вероятно, специально. Почему? Потому что у нас колоссальный штат наркоконтролёров, ещё больший штат сотрудников органов внутренних дел, огромный штат сотрудников ФСБ. И к сожалению, когда вы посмотрите декларации, которые поданы в этом году, то увидите, что у некоторых руководителей этих органов жёны почему-то имеют колоссальные доходы, конечно, это незапрещённые доходы, но они вызывают определённое сомнение. По нашему мнению, нам необходимо использовать опыт стран, которым удалось побороть эту заразу. Действия организованной группы в данной ситуации требуют более жёсткой квалификации и срок не менее пятнадцати лет. Только так можно пресечь зло, которое сегодня обволакивает все приграничные и все столичные города. У нас сегодня торговля наркотиками с Азией идёт - все опийные наркотики, с Европой идёт - все химические наркотики, и, с нашей точки зрения, вот данное предложение носит такой несколько лёгкий характер, и то оно идёт как раз из субъекта, Оренбурга, в котором эта проблема стоит очень остро. На одних из парламентских слушаний раздавали интересную разбивочку по регионам - статистику по больным СПИДом и наркоманам. Очень показательная статистика и очень показательная карта, Россия просто в настоящей "петле анаконды". И мы вообще-то, голосуя за этот закон, всё-таки призываем ФСКН более решительно работать над совершенствованием законодательства, глубже изучая опыт стран, которые сталкивались с этой угрозой и успешно её побороли. На данный момент вам пока оценка "единица" за вашу работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Решульский Сергей Николаевич, ваше выступление. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Надежда Васильевна. Уважаемые коллеги, я, может быть, впервые со своим товарищем Николаем Васильевичем Коломейцевым не соглашусь. Не легковесно, Николай Васильевич, подходят здесь, в Государственной Думе, к данному вопросу. Обеспокоенность, озабоченность этой проблемой чуть ли не каждый день звучит в этом зале. Беда в другом - наверное, не хватает либо времени, либо детальной проработки, чтобы рассматривать этот вопрос в комплексе всех проблем. Вот давайте остановимся на этой инициативе Законодательного Собрания Оренбургской области. Концептуально все сидящие в этом зале - я уверен на сто процентов - готовы голосовать хоть двумя руками, хоть двумя кнопками, хоть, я не знаю, письменно, хоть устно и так далее, но вот посмотрите, почему я сказал, что нам не хватает времени, чтобы острые вопросы рассматривать. Я вам прочитаю, извините, дорогие депутаты, как звучит сегодня эта статья, статья 232. Вот такое название: "Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ". Часть первая: "Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ наказываются лишением свободы на срок до четырёх лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового". Часть вторая: "Те же деяния, совершённые организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от трёх до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового". Поддерживая концептуальное ужесточение этих норм, я просто не понимаю, зачем нам вводить ещё какую-то промежуточную статью. Если мы даже и примем его в первом чтении, я бы предложил такой вариант: в часть первую тогда так и записать наказание, как предлагается, скажем, Законодательным Собранием Оренбургской области, записать, что организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет. И дальше: деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершённые организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от трёх до семи лет - и всё. Зачем нам какие-то промежуточные категории - группы по предварительному сговору и так далее? К чему приведёт такая градация? Следователь (я просто фантазирую, поверьте мне)... От следователя будет зависеть, под какую часть этой статьи он определит деяния того или другого гражданина или той или другой группы. Вот если ему понравится - понимаете как, - он сделает так, что это по предварительному сговору, а если не понравится, значит, он подведёт к тому, что это организованная группа. Вообще, надо стремиться, чтобы наши законы, которые мы здесь принимаем, а президент подписывает, были лаконичные и читаемые - может быть, вот здесь подходит это слово - в одном чтении, то есть чтобы любой человек, их прочитав, не находил каких-то уловок, лазеек или каких-то расплывчатых формулировок. В целом я хочу сказать, что мы все, я уверен, здесь, в Государственной Думе, этой проблемой озабочены, озадачены, но всё-таки есть ряд проблем, по которым надо было бы Государственной Думе, и в первую очередь, может быть, большинству, провести несколько серьёзных если не парламентских слушаний, то разборов этих ситуаций, для того чтобы найти приемлемый вариант. Предлагаю в первом чтении этот законопроект поддержать, и, если комитет согласится, я готов внести те поправки, о которых сегодня говорил. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Выступления завершены. Полномочный представитель президента не желает выступить, представитель правительства также. Заключительное слово?.. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Груздеву Владимиру Сергеевичу. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо большое. Уважаемый Сергей Николаевич, я вот хотел в своём заключительном слове всё-таки ответить на те вопросы, которые вы подняли. У нас сегодня группа лиц, которая не является организованной, как бы выпадает из наказания - квалификации такой нет. Соответственно, привлечь к уголовной ответственности наркоманов, которые, скажем, не совсем организованно собрались где-то на домовладении и употребляют наркотики, невозможно. Поэтому законопроект, который подготовлен Законодательным Собранием Оренбургской области, совершенно верный. Почему мы установили ответственность от двух до шести лет? Да для того, чтобы в том числе проводить оперативно-розыскные мероприятия. Проведение таких мероприятий в соответствии с нашим уголовным законом (по первой части данной статьи сейчас наказание - до четырёх лет) сегодня ограничено, то есть их провести практически невозможно. Организованное преступное сообщество - это другая квалификация, и если у организованного преступного сообщества есть чёткие цели, то просто у группы лиц, употребляющих наркотики в каком-то притоне, иной цели, кроме как их употребление, нет. Поэтому мы считаем, что инициатива Законодательного Собрания Оренбургской области совершенно правильная и её нужно поддержать, а если у вас будут, как вы говорите, поправки, которые нам позволят во втором чтении развести два этих понятия, мы с удовольствием их рассмотрим и примем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 25 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Принято.